Научная статья на тему 'Интеграция курсов родной и русской литератур при проведении внеаудиторной работы со студентами национальных групп высшей школы (на материале мордовской литературы)'

Интеграция курсов родной и русской литератур при проведении внеаудиторной работы со студентами национальных групп высшей школы (на материале мордовской литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР / ДИСПУТ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА / КРУЖКОВАЯ РАБОТА / АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / OUTSIDE-OF-THE-CLASS WORK / LITERARY EVENING / DISPUTE / READING CONFERENCE / LITERARY GAME / GROUP OF INTEREST ACTIVITY / ACTIVISATION OF INDEPENDENT WORK / REGIONAL LITERATURE STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломшин Михаил Иванович

Рассматриваются формы и виды интеграции курсов родной и русской литератур в национальных группах высшей школы при проведении различных внеаудиторных мероприятий с целью углубления и расширения литературных знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломшин Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Courses on Native Literature with National Literature in Order to Organise the Outside-of-the class Activities with Native Groups of Students at a HEI (based on materials of the Mordovian literature)

The article examines the forms and types of integration of courses on native literature with those on national literature in native groups of students engaged in various outside-of-the-class activities designed to deepen the literary knowledge of students.

Текст научной работы на тему «Интеграция курсов родной и русской литератур при проведении внеаудиторной работы со студентами национальных групп высшей школы (на материале мордовской литературы)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.016:82

ИНТЕГРАЦИЯ КУРСОВ РОДНОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУР ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (на материале мордовской литературы)

М. И. Ломшин (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Рассматриваются формы и виды интеграции курсов родной и русской литератур в национальных группах высшей школы при проведении различных внеаудиторных мероприятий с целью углубления и расширения литературных знаний студентов.

Ключевыге слова: внеаудиторная работа; литературный вечер; диспут; читательская конференция; литературная игра; кружковая работа; активизация самостоятельной работы; литературное краеведение.

На основе изучения постановки внеаудиторной работы студентов Мордовского государственного университета и Мордовского государственного педагогического института и проведения соответствующей экспериментальной работы нам удалось получить материалы, позволяющие дать соответствующие рекомендации по ее активизации при изучении родной и русской литератур. Как оказалось, в национальных группах обоих вузов традиционными стали разнообразные по содержанию и характеру литературные вечера: вечер-портрет, вечер-репортаж, вечер книги, вечер занимательной науки о литературе, праздник книги, презентация книги и др. Эти мероприятия обычно приурочены к юбилеям русских и мордовских писателей либо к выходу в свет нового произведения. Специфика литературных вечеров, посвященных русским писателям, состоит в том, что их обязательным элементом является краеведческий материал, раскрывающий связи последних с мордовским краем и его деятелями литературы.

Вечер-портрет обычно посвящается одному русскому или мордовскому литератору. Так, при проведении вечера-портрета, приуроченного к юбилею мордовского писателя И. М. Девина, студенты филологического факультета университета вместе с сотрудниками вузовской библиотеки подготовили книжную выставку, подобрали иллюстрации к кни-

гам, фотографии, цитаты из его стихотворений и прозаических произведений. На вечер пригласили самого писателя, его друзей, литературных критиков. Мероприятие открыл один из преподавателей мордовской литературы рассказом о том, как жизнь, переживания людей воплотились в произведениях И. М. Девина. С большим интересом были встречены выступления самого писателя и всех приглашенных. После этого слово было предоставлено студентам. Темами представленных ими материалов были «Военно-патриотическая лирика И. М. Девина», «Гражданский пафос и лиризм Девина-поэта», «Идейно-художественное содержание поэм И. М. Девина», «Роман „Трава-мурава“ и его лироэпический характер». С целью активизации аудитории был проведен конкурс на лучшего чтеца стихотворений поэта на мордовском и русском языках. Закончился вечер викториной «Знаешь ли ты творчество И. М. Девина?».

Тематика вечеров книги разнообразна: творчество писателя, отдельное художественное произведение, несколько произведений, объединенных одной темой, произведения одного жанра (вечер отечественной поэзии, вечер юмора и сатиры и т. д). Например, на национальном отделении филологического факультета университета был успешно проведен вечер книги К. Г. Абрамова «Девушка из села». На этом мероприятии при© Ломшин М. И., 2012

сутствовал сам писатель, который рассказал об истории создания книги и о прототипах ее героев. После выступлений педагогов и студентов завязалась дискуссия, которой руководил один из преподавателей. В конце вечера были сделаны выводы и подведены итоги. В педагогическом институте состоялся вечер книги К. Г. Абрамова «Пургаз». Студенты провели значительную подготовительную работу: изучили роман, выписали интересные цитаты, познакомились с рецензиями, критическими и публицистическими материалами. После этого был разработан сценарий мероприятия, которым предусматривались организация выставки, встреча с писателем, обзор статей о художественном произведении. На вечер были приглашены специалисты, которые рассказали о своих впечатлениях после прочтения романа, сделали квалифицированный анализ произведения. Сам писатель поделился мыслями о судьбе героев.

Праздник книги — крупное комплексное мероприятие, план которого включает проведение диспутов, читательских конференций, встреч с писателями, разнообразных конкурсов, литературных викторин. Важно, чтобы во время праздника по мере возможности были задействованы все студенты группы.

Еще одна форма активизации внеаудиторного чтения — конференции по произведениям русской и мордовской литератур. Основной их функцией выступают выявление знаний студентов и их корректировка преподавателем. Этому мероприятию предшествует большой подготовительный период, во время которого преподаватель определяет круг произведений, с которыми следует познакомиться студентам, подготовить вопросы. Читательская конференция начинается с краткого вступительного слова преподавателя, который характеризует тему произведения, его познавательное и воспитательное значение. Затем с сообщениями по основным вопросам выступают студенты. Далее слово предоставляется всем желающим. Преподаватель руководит конференцией, задает наводящие вопросы, приводит примеры

из русской или мордовской литературы, предлагает дать им разъяснение. В заключительном слове он подводит итоги мероприятия, оценивает отдельные выступления.

На I—II курсах национального отделения обычно проводятся читательские конференции по одной книге, на старших — по теме, объединяющей ряд произведений, например: «Нравственные уроки, которые дают повести В. Быкова», «Доброта героев Б. Л. Васильева»; «Конфликт гасиловых и столетовых в современной отечественной литературе», «Гуманизм произведений К. Г. Абрамова» и др.

При проведении читательской конференции по теме «Доброта героев Б. Л. Васильева» студентам IV курса университета было предложено перечитать повести писателя и подумать над основной проблемой: каковы истоки доброты героев писателя? Студентам заранее были предложены вопросы, по которым готовились сообщения и которые стали опорными в развернувшейся беседе.

Таким образом, литературные вечера и читательские конференции, реализуя потребность студентов высказать свое суждение о книге, вместе с тем побуждают их к более вдумчивому чтению, закрепляют умение участвовать в беседе, приучают выступать перед аудиторией.

Активизации внеаудиторной работы студентов способствуют также различные виды дискуссий и диспутов. При этом следует помнить, что дискуссия, диспут — обсуждение не книги, а актуальных научных, морально-этических проблем. Художественное произведение является лишь базой для уточнения, углубления взглядов, источником аргументов. В основе диспута — столкновение разных, подчас противоположных мнений. Высказывая свое отношение к тем или иным морально-этическим вопросам, выступающие обычно иллюстрируют это примерами из литературы, сопоставляют свои дела и взгляды с побуждениями и поступками положительных и отрицательных героев полюбив-

шихся книг. Диспут для будущих учителей — своеобразный смотр способности мыслить, отстаивать свои убеждения. Однако умение спорить — совсем непростое дело, ему надо учиться: учиться выслушивать чужое мнение, уважать его, побеждать в спорах не криком и напором, а логикой и аргументами, уметь признавать справедливые доводы оппонента.

Для диспута преподаватель чаще всего выбирает морально-этические темы, потому что проблемы идеалов, героизма и трусости, добра и зла волнуют студентов больше всего. «В чем видят смысл жизни Таня Картаева и Феликс Суняйкин?» (по роману «Девушка из села» К. Г. Абрамова), «Что значит быть достойным своей эпохи?» (по современной отечественной литературе), «Так ли опасна гасиловщина?» (по повести В. В. Липатова «И это все о нем») — обсуждение этих и многих других вопросов не оставляет равнодушными ни одного участника диспута. Желательно и после его окончания на занятиях и во внеаудиторной работе возвращаться к высказанным на нем мыслям.

Еще одна форма работы — обсуждение художественного произведения, которое проходит в виде непринужденной, свободной беседы с элементами диспута о конкретной книге, ее авторе. Обсуждение можно проводить в разных аудиториях, причем лучше собирать небольшие группы. Студентам заранее объявляется, о каком произведении будет идти речь, рекомендуются литературно-критические статьи, рецензии, литература об авторе, предлагается примерный перечень вопросов. К обсуждению художественных произведений следует привлекать специалистов в этой области знаний.

Особенно оживленно проходит обсуждение книг, раскрывающих этические проблемы. Так, при активном участии студентов педагогического института прошло обсуждение «Семейных повестей» А. Г. Алексина, «Обмана», «Благих намерений» и «Семейных обстоятельств» А. А. Лихачева, «Плахи»

Ч. Айтматова, «Помилования» М. Карима, «Девушки из села» К. Г. Абрамова.

С целью активизации внеаудиторного чтения в национальных группах университета и педагогического института широко практикуются различные игровые формы: викторины, литературные аукционы, литературное лото, ролевое обсуждение, литературный лабиринт, литературный суд и пр. Студентов литературные игры привлекают театрализован-ностью, занимательностью, музыкальным сопровождением, их захватывают дух соперничества, возможность применения своих знаний.

Самой простой формой литературной игры является викторина, во время которой читатели отвечают на вопросы, касающиеся творчества одного или нескольких писателей, а также различных родов, видов и жанров литературы. Так, в рамках недели мордовского языка и литературы в педагогическом институте ежегодно проводится викторина «Знаешь ли ты мордовскую литературу?». Иногда викторины включаются в программу литературного вечера. Вопросы пишутся на плакатах или печатаются на листочках, которые раздаются в начале вечера всем участникам. Приведем пример такой викторины.

1. Назовите имя, отчество и фамилию мордовского писателя, который в конце XIX — начале ХХ в. печатал свои произведения под псевдонимом С. Чардым-ский.

2. Назовите автора этих стихотворных строк:

Люблю, люблю я, Русь родная,

Твой грозный, мощный, дивный лик; Люблю твой гнев я, дорогая,

Твой стон надорванный и крик...

3. Перечислите прозаические произведения З. Ф. Дорофеева.

4. Кому принадлежит первый перевод «Интернационала» на мокшанский и эрзянский языки?

5. Кто автор рассказа «Старый учитель»? Назовите произведения мордовской литературы, которые посвящены учителю.

6. Назовите псевдоним И. П. Криво-шеева. Перечислите мордовских писате-

лей, которые печатали свои произведения под псевдонимами.

7. Кто из мордовских писателей и при каких обстоятельствах встречался с А. М. Горьким?

8. Литературному герою какого произведения принадлежат эти слова: «Как же теперь на войну уехать, когда две женщины дома? Одна старая. другая малая. Сандрик с ними не управится. Да еще и хворенькая попалась, ножки ватные. Ее ставят— она валится.»?

9. Перечислите имена всех членов большой патриархальной семьи Валдае-вых в романе А. Д. Куторкина «Бурливая Сура».

10. Назовите все романы К. Г. Абрамова.

11. Перечислите произведения мордовской литературы, посвященные студенчеству.

С большим интересом проходят литературные аукционы, в основу которых положен принцип: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним или самым исчерпывающим.

В национальных группах обоих вузов практикуется и такая форма игровой работы, как литературное лото, т. е. игра-состязание в знании литературы. Задания для играющих составляются из отрывков литературных произведений, по стилю и содержанию которых требуется определить, откуда эти строки и кто их автор. Дав правильный ответ, играющий находит книгу на специально организованной выставке, где представлены и те произведения, отрывки из которых составили тексты заданий, и те, о которых речь в игре не идет. В мероприятии участвуют две команды с равным числом играющих. Общее число игроков равно числу карточек с заданием, которое дается каждому игроку. На доске прочерчиваются два игровых поля, количество клеток на которых равно числу заданий. Играющие по очереди берут из коробки карточку с заданием, зачитывают его вслух и через минуту сообщают ответ. Если он окажется правильным, игрок заштриховывает мелом одну клетку своего игрового поля. Выигрывает та коман-

да, которая раньше другой закроет все клетки.

Литературный лабиринт — это своеобразная игра, которую можно проводить со студентами как младших, так и старших курсов. Она проходит в несколько туров, каждый из которых предполагает «путешествие» в разные литературные миры: поэзию, фантастику, драму. По условиям игры ее участники дают ответы на заранее подготовленные вопросы. Правильный ответ — ключ к выходу из очередного тупика. На большом стенде фишками отмечаются номера тех игроков, которые проходят западни лабиринта. Игра хороша тем, что в ней могут принять участие сразу все приглашенные на мероприятие студенты. Она способствует расширению литературных знаний и интересов, побуждает желание прочитать или перечитать то или иное произведение.

Все вышесказанные формы и виды работы способствуют активному участию студентов в деятельности различных литературных клубов и кружков. На наш взгляд, их привлекают демократичность, возможность проявить инициативу, творчество, общение со сверстниками, близкими по духу и интересам. В национальных группах вузов республики широкое распространение получили клубы по интересам, клубы любителей фантастики, клубы любителей поэзии, работа в которых сосредоточена на книге. Занятия в клубах оказывают интеллектуальное и эмоциональное воздействие на студентов, на формирование их литературных и читательских вкусов. Представлены различные виды литературных кружков: литературно-творческие, драматические, выразительного чтения, творческого рассказывания и др.

В методической литературе и периодике достаточно хорошо отражен опыт кружковой работы в школе, чего нельзя сказать о вузах, да и рассчитывать на готовые, застывшие формы не следует. При проведении кружковой работы важно, чтобы темы занятий носили актуальный характер, отражали животрепещущие вопросы жизни. Программы кружков должны ориентироваться на нацио-

нально-региональную специфику высшего образования. Наконец, руководитель кружка должен учитывать уровень эстетического развития кружковцев, их духовные и литературные запросы, степень начитанности и уровень литературного образования.

Кружки выразительного чтения и творческого рассказывания обычно объединяют студентов I—III курсов. Важное место в деятельности кружков этого вида занимает обучение выразительному чтению и рассказыванию, имеющим большое значение в педагогической деятельности. Основными методами работы являются сообщение теоретических сведений о технике чтения и рассказывания и демонстрация образцов исполнения (чтение и рассказывание преподавателя, использование радио, телевидения, магнитофонных записей). На занятиях кружка обязательны игровые моменты. Можно использовать викторины и литературные игры, конкурсы чтецов. Дух соревнования, радостное возбуждение усиливают общую увлеченность. Конкурсы чтецов стихотворений на русском и мордовском языках целесообразно приурочить к юбилейным датам или праздничным мероприятиям. Этот конкурс можно вынести на факультетский вечер, а иногда и на более широкую аудиторию.

В педагогическом институте получили распространение кружки, на которых студенты углубленно изучают творчество одного писателя (А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, А. М. Горького). Часто для изучения берется творчество тех художников, которые так или иначе связаны с мордовским краем. Кружки этого типа организуются для студентов и младших, и старших курсов и решают исследовательские задачи в зависимости от возрастных возможностей своих членов. В программу кружка входят чтение художественных произведений, знакомство с литературой биографического жанра, с воспоминаниями о писателе, его эпистолярным наследием, с иллюстрациями к его произведениям, посещение памятных мест, связанных с его жизнью и творчеством, уста-

новление связи с музеями, проведение вечеров, праздников и др.

В таких кружках занятия приближаются к семинарским. Студенты готовят доклады о творчестве русских и мордовских писателей, о посещении родного края известными прозаиками и поэтами, о произведениях, написанных на местном материале. В то же время занятия не должны копировать вузовские семинары. Помимо обсуждения сообщений на каждом занятии необходимо дать выход эстетическим переживаниям студентов, поэтому выразительное чтение, прослушивание записей, просмотр учебных фильмов, творческие задания, дающие простор воображению, — обязательные его компоненты. Творческим отчетом кружковцев могут быть литературные газеты, альманахи, куда войдут лучшие доклады и сочинения.

Старшекурсники проявляют интерес к писателям, творчеству которых уделяется недостаточное внимание на историко-литературных курсах. Как показывает анализ тематики кружковых занятий в университете, студенты национальных групп больше склонны к углубленному изучению творчества зарубежных писателей. В их программе значатся «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Макбет» У. Шекспира, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Евгения Гранде» и «Отец Горио» О. Бальзака, «Ярмарка тщеславия» У Теккерея, «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «Углекопы» Э. Золя, «Госпожа Бова-ри» Г. Флобера, «Американская трагедия» Т. Драйзера и др.

Возможна и другая система кружковой работы, когда литературный материал группируется вокруг проблемы, интересующей студентов в данное время, например: «Образ современного молодого человека в русской и мордовской литературе», «Женщина в семье и обществе прежде и теперь (по произведениям русской и мордовской литератур)», «Тема Родины в творчестве современных русских и мордовских поэтов».

Значительное место отводится литературно-творческим кружкам, которые призваны ввести студентов, опираясь на

№ 1, 2012

их стремление к собственному творчеству, в мир большой литературы. Чтобы стать членом такого кружка, претендент должен внести «вступительный взнос»: написать сочинение на литературную тему, стихотворение или рассказ. Не следует спешить знакомить начинающих литераторов с «секретами ремесла». Много читающие студенты усваивают форму эмпирически. Только тогда, когда возникнет чувство формы, можно вводить теоретические понятия. С этой целью представляется полезным приглашать на занятия кружка мордовских писателей, которые могут рассказать об истории создания своих произведений, ввести студентов в свою творческую лабораторию.

Одним из путей активизации самостоятельной работы по литературе в вузе является литературное краеведение. П. В. Иванов пишет: «Под краеведческим принципом в обучении мы понимаем использование в учебном процессе в связи с программным материалом материалов о природе, труде, экономике, культуре, общественной жизни и истории родного края с целью обогащения учащихся краеведческими знаниями.» [1, с. 36].

В широком смысле слова краеведение означает совокупность научных знаний (исторических, культурологических, экономических) о каком-либо крае, области, городе, селе. Каждая из перечисленных областей по-своему важна, а взятые в комплексе, они создают цельное представление о жизни той или иной общественно-экономической единицы. Литературное краеведение отличается специфическим отбором материала и означает усвоение теории и истории литературы. В творчестве каждого писателя оставляет неизгладимый след край, где он родился и вырос или с которым он долгое время был связан. Не случайно Л. Н. Толстой считал невозможным представить Россию без Ясной Поляны. Литературное краеведение призвано прежде всего воспитать высокие патриотические чувства, вызвать у студентов живой интерес к жизни родного края, спо-

собствовать правильной оценке общественной роли писателей.

Литературное краеведение очень важно для будущего педагога. Оно помогает решению главной задачи учебно-воспитательной работы в вузе — подготовке учителей высокой квалификации и широкой общественной культуры, вводит студентов в творческую лабораторию писателей, тем самым делая созданные ими художественные образы ближе и доступнее.

Работа по литературному краеведению может проводиться в различных внеаудиторных формах и видах, как то: литературные кружки, вечера, конференции, экскурсии по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством мордовских и русских писателей.

Занимаясь исследованием данной проблемы, в опытно-экспериментальной работе мы обращались к локальному материалу. На первых порах изучали сообщения исследователей, по крупицам собиравших интересные факты из жизни и литературной деятельности русских писателей, творчество которых так или иначе связано с Мордовией, а также использовали многолетний опыт проведения в национальных группах университета кружка по литературному краеведению доцентом Л. Г. Васильевым.

На вступительном занятии Л. Г. Васильев отмечал, что с мордовским краем связана судьба таких русских писателей, как А. И. Полежаев, Н. П. Огарев, А. И. Герцен, Н. М. Сатин, И. В. Селиванов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, А. М. Горький, А. Г. Малышев, А. С. Новиков-Прибой, А. В. Дорогойченко и др. Не случайно во многих их произведениях нашли отражение жизнь, природа мордовского края, талантливо выписаны образы ярких представителей мордовского народа. Студенты получали задание подготовить сообщения, доклады и рефераты по предложенным преподавателем темам. Например, один из студентов в сообщении «По следам А. С. Пушкина» проследил маршрут поездки поэта в 1830 г. в с. Бол-дино, указал места, где была возможна

его встреча с мордвой. Другой составил интересный альбом, в который поместил сделанные им фотографии памятных исторических мест, связанных с пребыванием русских писателей в мордовском крае. Также были представлены сообщения «Саранские впечатления Л. Н. Толстого», в котором рассказывалось о пребывании русского писателя в Мордовии, о его встречах с местными жителями, «Служебные командировки М. Е. Салтыкова-Щедрина в мордовский край», где с опорой на воспоминания и художественные произведения писателя в увлекательной форме сообщалось о его деятельности в качестве председателя Пензенской губернской казенной палаты во время ревизии подведомственных ему казначейств Саранска, Инсара и Крас-нослободска.

Под руководством Л. Г. Васильева была организована литературная экспедиция в с. Болдино. Студенты посетили родовое имение А. С. Пушкина, побывали в краеведческом музее, встретились с местными жителями. После завершения краеведческой литературной экспедиции собранный материал был тщательно обработан, составлен рукописный сборник стихов поэта, созданных во время пребывания в Болдине, подготовлен иллюстративный материал, опубликована статья в республиканской газете.

Не менее интересно проходила работа по углубленному изучению жизни и творчества А. И. Полежаева. Студентами была изучена обширная литература о творческой и общественно-политической деятельности поэта. На занятии кружка Л. Г. Васильев рассказал о малоизвестных фактах из его жизни и деятельности. В аудитории была организована выставка, где экспонировались книги поэта, изданные в Саранске и Москве на мордовском, русском и других языках. Участниками были подробно проанализированы поэмы «Сашка», «Арестант» и «Царь охоты», в которых показаны красота мордовского края и тяжелое прошлое его народа. Студенты приняли участие в состязании чтецов, представив стихи поэта на родном и русском языках.

Во время каникул была организована экскурсия в с. Константиново Рязанской области, где студенты посетили места, связанные с жизнью и творчеством С. А. Есенина. Неизгладимое впечатление оставили встречи с поклонниками таланта русского поэта, их необыкновенная манера чтения его стихов. Помимо представленных в доме-музее книг, иллюстраций, макетов студентов заинтересовали рукописи произведений, письма, отзывы современников, а также копии материалов о связях поэта с мордовским краем. После возвращения в университет студенты организовали выставку «Есенин и мордовский край», куда вошли материалы, собранные в процессе творческой поисковой работы: фотографии, воспоминания очевидцев, ксерокопии отдельных изданий стихов поэта, иллюстрации к поэтическим произведениям С. А. Есенина на русском и мордовском языках, сделанные ими самими.

На завершающем этапе краеведческой работы была организована научно-методическая конференция, в которой приняли участие студенты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью. Ее почетными гостями стали известные мордовские литературоведы. Доцент Л. Г. Васильев выступил с докладом «Литературные деятели и литературные места в Мордовии». Были заслушаны сообщения студентов «Н. П. Огарев и его деятельность в Старом Акшине» и «Мордва в творчестве А. М. Горького». В научно-исследовательской работе «Образы мордовского народа в русской литературе XVII—XVIII веков» анализу были подвергнуты истоки общих культурных традиций мордовского и русского народов. Научно-методическая конференция закончилась круглым столом, в работе которого приняли участие преподаватели, студенты, сотрудники университета и педагогического института, а также педагоги и учителя школ республики.

Заключительным разделом кружковой работы явилась тема «Литературное

№ 1, 2012

краеведение в мордовской школе». В ней значительное место отводилось изучению опыта школьного литературного краеведения в республике, посещению учебного заведения с удачно поставленной работой, ознакомлению с литературно-краеведческими музеями и кабинетами, встречам с учителями-энтузиастами литературного краеведения. На занятиях студентам были даны рекомендации по использованию литературного краеведения в будущей педагогической деятельности.

Как видим, литературное краеведение носит комплексный характер, ибо связано с изучением разнообразных вопросов истории и теории литературы. Мы раскрыли лишь отдельные аспекты самостоятельной творческой работы студентов над краеведческим материалом, которая помогает формированию уважительного отношения к культуре вообще и дает возможность глубже понять историю и культуру своего народа.

Подготовка современного преподавателя русской и родной литератур вызывает необходимость совершенствования внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которая является важной составной частью учебного процесса в высшей школе. Атмосфера творчества может влиять не только на качество литературного образования будущих учителей, но и на становление личности специалиста, способного творчески адаптироваться к изменяющемуся содержанию общего среднего образования в национальной школе, новому педагогическому мышлению, т. е. способного решать проблемы формирования личности школьника в условиях демократизации и гуманизации общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванов, П. В. Педагогические основы школьного краеведения / П. В. Иванов. — Петрозаводск : Карел. кн. изд-во, 1972. — 181 с.

Поступила 28.06.11.

УДК 371.134:811.161.1

БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Е. А. Кашкарева (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

Приводятся базовые положения концепции профессиональной текстовой деятельности учителя русского языка, применяемой в системе подготовки студентов-филологов к профессиональной педагогической коммуникации. Представлена теоретическая и практическая значимость результатов исследования, посвященного разработке и экспериментальной проверке научно-методической системы (технологии) формирования профессиональной текстовой деятельности будущего учителя русского языка.

Ключевыге слова: концепция профессиональной текстовой деятельности учителя русского языка; пролонгированность текстовой деятельности учителя; учебный текст как продукт профессиональной текстовой деятельности учителя; технология профессионально ориентированной текстовой деятельности педагога.

Современные образовательные стан- татов освоения основной образователь-

дарты отражают ведущие стратегии раз- ной программы среднего (полного) обще-

вития отечественного педагогического го образования выделяются готовность

образования, одной из которых является и способность к образованию и самооб-

формирование у учащихся умения учить- разованию на протяжении всей жизни, сося и способности к организации своей де- знательное отношение к непрерывному

ятельности. В числе личностных резуль- образованию как условию успешной про-

© Кашкарева Е. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.