Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной компетентности студентов урспк средствами музейной педагогики'

Формирование этнокультурной компетентности студентов урспк средствами музейной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / SOCIO-PEDAGOGICAL COLLEGE / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ВИКТОРИНЫ / LOCAL HISTORY QUIZ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ / LITERARY SALON / МУЗЕЙНЫЕ ВЕЧЕРА / СОЦИУМ / SOCIETY / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FOLK PEDAGOGY / ФОРМЫ РАБОТЫ / FORMS OF WORK / НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ / AREAS OF RESEARCH / РЕСУРСЫ МУЗЕЯ / AND RESOURCES OF THE MUSEUM / MUSEUM EVENINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева Светлана Евгеньевна

В статье изложены основные формы и методы использования музейной педагогики в образовательном и воспитательном процессе УРСПК. Современный музей предоставляет широкие возможности для реализации задач в сфере образования и культуры, в частности гуманитарной направленности, способствуя формированию гражданской позиции, уважению к истории и культуре страны и Республики, укреплению связи между поколениями, формированию научно-исследовательских и творческих интересов, повышению престижа учительской профессии. Проведенный опрос подтверждает понимание студентами важности использования ресурсов музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танаева Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF UDMURT REPUBLICAN SOCIO-PEDAGOGICAL COLLEGE BY MEANS OF MUSEUM PEDAGOGICS

The article represents the main forms and methods of use of museum pedagogy in educational process at Udmurt Republican Socio-Pedagogical College. Museum provides opportunities for the implementation of tasks in the sphere of education and culture, in particular in the Humanities, contributing to the formation of civic stand, respect for the history and culture of the country and Republic, strengthening the ties between generations, formation of research and creative interests, promotion of the prestige of teaching profession. Conducted interview confirms students'' understanding of the importance of using the resources of the museum.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной компетентности студентов урспк средствами музейной педагогики»

УДК 377:069:39

С. Е. Танаева

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ УРСПК СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье изложены основные формы и методы использования музейной педагогики в образовательном и воспитательном процессе УРСПК. Современный музей предоставляет широкие возможности для реализации задач в сфере образования и культуры, в частности гуманитарной направленности, способствуя формированию гражданской позиции, уважению к истории и культуре страны и Республики, укреплению связи между поколениями, формированию научно-исследовательских и творческих интересов, повышению престижа учительской профессии. Проведенный опрос подтверждает понимание студентами важности использования ресурсов музея.

Ключевые слова: социально-педагогический колледж, духовно-нравственные ценности, краеведческие викторины, литературные гостиные, музейные вечера, социум, народная педагогика, формы работы, направления исследований, ресурсы музея.

В Удмуртском республиканском социально-педагогическом колледже сложилась традиция активно использовать в обучении ресурсы музея истории народного образования УР.

Музейное дело - одно из направлений в работе колледжа, способствующее формированию в студенте современной личности, чем и определяются цели, задачи и ключевые компетенции деятельности музея.

Цели:

- формирование гражданской позиции и уважения к истории и культуре страны и Республики;

- воспитание студентов в духе любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширение знаний об Отечестве, о своей малой родине;

- укрепление связи между поколениями;

- воспитание уважительного отношения к разным народам, их традициям;

- формирование научно-исследовательского и творческого потенциала;

- повышение престижа учительской профессии;

- развитие и сохранение лучших традиций колледжа, города, республики;

- формирование ключевых компетенций, в том числе этнокультурных.

Задачи:

- знакомить студентов с историей, материальной и духовной культурой удмуртов, русских, татар;

- постоянно пополнять фонд экспонатами (в том числе характеризующими быт и традиционную культуру разных народов);

- оказывать методическую помощь классным руководителям, преподавателям-предметникам, педагогам дополнительного образования в осуществлении регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности;

- расширять работу в социуме (поисково-краеведческую, экскурсионную, консультативно-методическую).

Отметим основные предпосылки включения возможностей музея в образовательный и воспитательный процессы колледжа:

- общность целей и задач образования в целом и деятельности музея;

- использование разнообразных методов обучения и воспитания (по источнику получения знаний): словесных, практических и особенно наглядных;

- имеющаяся материальная база для преподавания (свыше 1000 экспонатов, из них более 270 - основного фонда);

- взаимодействие руководителя музея и преподавателей.

В арсенале музея можно выделить до 100 различных форм, среди которых 10 - базовых.

Основные формы участия музея в образовательном и воспитательном процессе:

Беседа

Отличительная черта - использование музейных предметов с опорой на экспозиционные комплексы. Беседу можно проводить и на экспозиции, и в аудитории. Тематика основывается на конкретной экспозиции или каком-то ее разделе. Например, на уроках этнографии мы проводили в музее беседу «Материальная культура удмуртов, русских, татар». Прикасаясь к предметам быта, студенты выражают свои эмоциональные ощущения, вступают в диалог с преподавателем, друг с другом, со временем. Так пробуждается интерес к прошлому.

Вечера-портреты или гостиные

Посвящаются выдающимся землякам в связи с юбилейными датами. Например, литературные гостиные: «Мон - многостаночник» (о А. Клабукове), «Певец родникового края» (о Ф. Васильеве), «Сердце, отданное детям» (о Г. Ходыреве), музыкальная гостиная «Удмуртский Шаляпин» (о певце Г. Титове - выпускнике Ижевского педтехникума).

Краеведческая викторина

Своеобразная игра-состязание, определяющая знатоков родного края. Викторина ориентирует участников на знание дат, событий, имен, названий улиц, населенных пунктов, подготавливая студентов нашего колледжа к участию в городской краеведческой акции «Мост», которая проводится в формах викторины, брейн-рингов, интерактивной игры. Студенты колледжа пять лет подряд становились победителями (2007-2011), чему способствовали уроки краеведения и уроки, проведенные в музее.

Встречи

Традиционно они проводятся в актовом зале для большого числа студентов. Один из уроков краеведения «Учителя - Герои Социалистического Труда -выпускники Ижевского педагогического училища, участники Великой Отечественной войны» посвятили встрече с писателем Н. С. Кузнецовым. Пригласили родственников, учеников учителей И. Зеленина, С. Зайнакова. Другой - посвятили Дню финно-угорских народов, а гостями были артисты из Республики Марий Эл. Такие встречи вызывают у студентов интерес. Но считаю более целесообразными встречи в узком кругу, с одной группой, когда возникает задушевная беседа, студенты задают вопросы, устанавливается более тесный контакт с гостями. Такие уроки-встречи мы чаще всего проводим в музее. В последние годы нашими гостями были авторы учебников (А. Березина, А. Журавлёва), удмуртские писатели (Л. Нянькина, А. Ельцов, С. Матвеев, В. Шибанов), ученые (Т. Зайцева, Л. Кириллова, Е. Трофимова, В. Пантелеева, Г. Васильева, Р. Кузнецова), художники (С. Виноградов и П. Ёлкин), композитор (А. Корепанов).

Музейная лекция

Предусматривает глубокое изложение событий с выявлением их причинно-следственных связей. В основе лекции лежит музейный предмет или коллекция. Необходимо использовать и другие источники (в том числе архивные) и научно-популярную литературу; показать степень изученности темы и возможные аспекты ее более глубокого самостоятельного изучения. Нами разработаны темы: «Возникновение письменности удмуртов», «История дошкольного образования в УР», «История школьного образования УР».

Устные журналы

Используются мультимедийные технологии. Устный журнал посвящается какой-либо одной теме, например творчеству удмуртского писателя или ученого-лингвиста, как: «Сын удмуртского народа», «Т. К. Борисов. К 120-летию со дня рождения». Студенты создали десятки мультимедийных презентаций, которые могут быть использованы и на практике.

Экскурсии

Экскурсия, по определению, это коллективный осмотр музея по определенному маршруту с познавательными, воспитательными и научными целями; одна из основных форм научно-просветительской работы. Она может быть обзорной и тематической, проблемной и комплексной. «Духовная культура удмуртского народа» - так называется одна из экскурсий в нашем музее, посвященная истории школ, детских садов в Удмуртии, учителям, сыгравшим большую роль в просвещении удмуртов.

Выставки

Создание любой выставки - это большой кропотливый труд, предполагающий изучение литературы, подбор материала, поисково-исследовательскую деятельность. Выставки - это отчеты участников творческих групп. Продолжительность их - от нескольких дней до нескольких месяцев. Они же - средство привлечения студентов в музей. Участие студентов в создании выставок формирует профессионально-значимые компетенций. В последние годы в музее были созданы выставки: «Встреча с прошлым», «Продолжатели традиций народной

вышивки», «Ми - удмуртъёс!», «Дорога к Г. Верещагину», «Наш мудрый друг - литература» (посвящена удмуртским писателям - выпускникам Ижевского педучилища), «УРСПК и удмуртский театр. Времен связующая нить».

Экспозиционная работа развивает у студентов интерес к окружающей действительности, воспитывает любовь к малой и большой Родине: «от близкого к далекому». Для формирования этнокультурных компетенций необходимо расширение «образа дома», в котором мы живем.

Наш музей сотрудничает с Национальным музеем им. Кузебая Герда и Музеем изобразительных искусств. На основе выездных выставок «Мелодия небесной росы» (о материальной и духовной культуре удмуртов), «Дорога в века» (по истории удмуртов) проведены уроки, представляющие для студентов большой интерес - они интерактивны; об этом свидетельствуют участники занятий. Отзыв студента Поздеева Владислава (241 гр.): «Выставка «Дорога в века» произвела огромное впечатление. Я получил необычайное удовольствие и наиболее полное представление об удмуртах. Когда рассказывают о чем-либо красиво и со знанием дела, информация хорошо запоминается, а когда еще и показывают - усваивается великолепно! Работники музея работали именно на усвоение и нашу заинтересованность историей и культурой коренного народа, и у них это вышло отлично».

Музейный урок

Один из уроков по удмуртской литературе мы назвали «Развитие школы в Удмуртии на примере произведений Кедра Митрея». Он включал в себя справку об истории создания школ в Удмуртии; наглядную демонстрацию школьных предметов; анализ произведений Кедра Митрея («Тяжкое иго», «Старая деревня», «Дитя больного века», «Маленький учитель»); инсценировку отрывка из романа «Тяжкое иго»: урок в церковно-приходской школе.

Урок-зачет по этнографии «Осенние посиделки», проведенный на базе музея, включал в себя осенние обряды удмуртов, русских, татар, сопровождаемые их песнями, играми, гаданиями. Так произошел взаимообмен духовной культурой трех народов.

На уроках используются материалы выездных экспедиций: в музей-заповедник «Лудорвай», в с. Короленко (Кизнерского р-на), в с. Бураново (Мало-пургинского р-на), в д. Большие Сибы (Можгинского р-на).

Материалы музея используются студентами на производственной практике: в школах, в ДОУ.

Для внеаудиторной самостоятельной работы студентам предлагаются следующие задания: сбор информации о музейном предмете (школьной парте, керосиновой лампе, патефоне); подготовка сообщений по материалам музея («Подвиг учительницы» - о В. В. Толстой, «Г. Верещагин - просветитель удмуртского народа»); изготовление кукол, оберегов; пошив национальной одежды для кукол; составление буклетов (о писателях Удмуртии); составление презентаций («Августа Конюхова», «Игнатий Гаврилов» др.).

Проведение краеведческих конференций, участие

в педагогических чтениях

На них студенты докладывают о своей исследовательской работе, новых открытиях, интересных встречах; о том, как был организован поиск, что нового

и интересного узнали, каким перед ними раскрылось то или иное событие. По литературному краеведению интересными были исследования С. Касьяновой «След, оставленный на дороге жизни» (о творчестве писателя П. Чернова), Е. Ураевой «Вячеслав Ар-Серги - мой земляк», С. Сапаровой «Зарни выж» (о творчестве ее землячки, поэтессы и журналиста Л. Тихоновой), М. Яковлевой «В любой аул как в отчий дом войду» (о творчестве своего земляка, поэта, радиожурналиста, диктора Г. Сабитова). Занятия литературным краеведением раскрывают богатство и разнообразие художественной литературы в аспекте национальной самобытности [3]. Исследовательские рефераты Е. Акиловой и В. Шитовой, посвященные творчеству народного писателя Удмуртии Г. Ходырева, были отмечены дипломами Союза писателей УР. В 2014 г. О. Артемьева заняла 2 место в Республиканской научно-практической конференции «С. Ши-робоков - писатель и человек», А. Орлова награждена Дипломом 1 степени за участие в Республиканских филологических чтениях.

Проектирование

Социально-педагогическое проектирование предлагает обучение и развитие студентов на активной основе через целесообразную деятельность, сочетающуюся с их личными интересами. Метод проектов предусматривает наличие значимой в исследовательском плане проблемы. В музее УРСПК разработан проект «Вектор времени». Его цель: создание нового выставочного комплекса и летописи колледжа, издание книги по истории колледжа. Проект рассчитан на три года.

В этом учебном году в рамках подготовки к Республиканскому конкурсу «Возвращение к истокам» (среди студентов учреждений среднего профессионального образования) нами был разработан проект под одноименным названием. Новизна его - в комплексном восприятии уникальности истории, культуры выбранного населенного пункта Удмуртии; создание ролика; подготовка творческого выступления; создание выставки в музее УРСПК.

Проведение Дней удмуртской культуры и недели языков

В нашем колледже традиционно в рамках этих Дней проводятся различные мероприятия с участием музея. Так, на отделении «Иностранный язык» провели урок «Путешествие в страну удмуртского языка», посвященный 235-летию создания первой удмуртской грамматики.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации: разрабатываются и применяются разнообразные методики работы.

Студентам необходимо предлагать разные формы познавательной деятельности: опиши, проанализируй, проконтролируй, соотнеси с известным тебе. Эта деятельность не должна затенять воздействия самого экспоната, но призвана способствовать извлечению информации и ее интеграции при его осмотре.

Одна из методик, издавна зарекомендовавшая себя, - это вопросы к студентам, заставляющие их пристальнее взглянуть на предмет.

Исследовательский метод способствует овладению сущностью процесса, а не только фактологической его стороной.

Чрезвычайно интересно и плодотворно использовать в работе документальные источники, помогающие персонифицировать учебный материал и проиллюстрировать, как те или иные события, даты, личности отразились на судьбах других людей.

Успешно применяются также различные деятельностные формы: приготовление блюд, изготовление кукол и т. д., что не только приносит удовольствие учащимся, но и развивает у них практические навыки и наполняет музейные предметы смыслом.

Необходимо широко использовать ролевые игры разного уровня: от небольших инсценировок до целых спектаклей, чаще прибегать к театрализации, что, конечно, требует высокого профессионализма преподавателя.

Для оценки эффективности использования музея в образовательном процессе провели опрос среди студентов (30 чел.):

1. Как Вы относитесь к проведению уроков в музее?

а) положительно

б) отрицательно

в) безразлично

2. Какие формы уроков кажутся Вам наиболее интересными?

а) экскурсия

б) игра-путешествие

в) посиделки

г) ролевая игра

д) встреча с известным человеком

е) КВН

3. Как часто Вы бы хотели проводить уроки в музее?

а) несколько раз в семестр

б) один раз в семестр

в) ваш вариант ответа

4. Какое влияние оказывают на Вас уроки и мероприятия, проведенные в музее?

5. Предложите свой вариант использования возможностей музея.

В результате опроса были сделаны следующие выводы:

1. 95 % студентов положительно относятся к проведению уроков в музее; 5 % - безразлично:

¡1

I Положительно Безразлично

Отношение к урокам в музее

2. Студенты выбрали наиболее интересные формы уроков, представленные в виде диаграммы:

■ Встреча с известными людьми

Посиделни

■ Игра- путе шествие

■ Экскурсия

■ Ролевая игра

Предпочтительные формы уроков в музее

3. Студенты считают, что частотность проведения уроков в музее должна быть следующая:

Частотность проведения уроков в музее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Студенты считают, что уроки и мероприятия, проведенные в музее, оказали на них следующее влияние:

50 % отметили, что у них возникла гордость за выпускников, деятелей культуры и науки Удмуртии, они узнали много нового, интересного для себя;

30 % узнали много нового о материальной и духовной культуре народов УР;

10 % считают, что в музее своя аура, «здесь пахнет историей»;

10 % считают, что каждый человек - «это кирпичик общества, каждый из нас делает историю».

5. Студенты предложили свои варианты использования музея в учебной и внеучебной деятельности:

- использование инсценировок, театрализации;

- поиск и переработка информации о конкретном музейном предмете;

- просмотр фильмов;

- посещение памятных мест в городе, в республике;

- создание проектов, виртуальных музеев.

Результаты нашего опроса показали, что использование музейной педагогики в образовательном и воспитательном процессе УРСПК необходимо.

Во все времена центром системы образования был, есть и остается Учитель. Социальная миссия Учителя-воспитателя незаменима в современном обществе. Педагогические учебные заведения должны опережать происходящие социальные изменения, готовить своих студентов - завтрашних учителей к жизни и творческой работе в обновляющихся условиях, поскольку именно им предстоит формировать

будущее российское общество. От личностных качеств, ценностных ориентаций, идеалов и знаний будущих педагогов напрямую зависит сегодня судьба России.

В формировании профессионально-значимых ценностей личности студентов УРСПК важная роль принадлежит Музею истории народного образования УР как духовному «наполнителю», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в сердцах чувство уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Архангельская Т. И. Использование музейной педагогики в воспитании у студентов уважения к учебному заведению // Среднее профессиональное образование: приложение. 2006. № 11. С. 153-155.

2. Васичева Э. В. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы // Методист. 2007. № 7. С. 54-61.

3. Клементьев А. А. Литературное краеведение в Удмуртии: учебно-методическое пособие. Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2012. 92 с.

Поступила в редакцию 17.04.2015

S. Ye. Tanayeva

The Formation of Ethno-Cultural Competence of Students of Udmurt Republican Socio-Pedagogical College by means of Museum Pedagogics

The article represents the main forms and methods of use of museum pedagogy in educational process at Udmurt Republican Socio-Pedagogical College. Museum provides opportunities for the implementation of tasks in the sphere of education and culture, in particular in the Humanities, contributing to the formation of civic stand, respect for the history and culture of the country and Republic, strengthening the ties between generations, formation of research and creative interests, promotion of the prestige of teaching profession. Conducted interview confirms students' understanding of the importance of using the resources of the museum.

Keywords: Socio-Pedagogical College, spiritual and moral values, local history quiz, literary salon, museum evenings, society, folk pedagogy, forms of work, areas of research, and resources of the museum.

Танаева Светлана Евгеньевна,

преподаватель, руководитель Музея истории народного образования УР,

БПОУ УР «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж» 426067, Россия, г. Ижевск, ул. Труда, 88 E-mail: [email protected]

Tanayeva Svetlana Yevgenyevna,

Teacher, Head of the Museum of History of National Education of UR, Udmurt Republican Socio-Pedagogical College 426067, Russia, Izhevsk, Truda St., 88 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.