Научная статья на тему 'Литературный герой и прототип: Рэсс Бриссенден в романе Джека Лондона „мартин иден" и джордж Стерлинг'

Литературный герой и прототип: Рэсс Бриссенден в романе Джека Лондона „мартин иден" и джордж Стерлинг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10009
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературный герой и прототип: Рэсс Бриссенден в романе Джека Лондона „мартин иден" и джордж Стерлинг»

щснис выставок, театральных постановок с последующим анализом.

Подготовка современного преподавателя литературы немыслима без совершенствования внеаудиторной самостоятельной работы студентов, учитывая, что этот вид деятельности так же необходим, как и аудиторная работа, ибо является составной частью учебного процесса. В сфере литературного образования он особенно важен, поскольку духовное и эстетическое обогащение личности немыслимо без умения верно, критически ориентироваться в огромной массе художественного материала, без развитого восприятия эстетических ценностей. Одним из путей активизации самостоятельной работы студентов является литературное краеведение. Мы изучили опыт работы в национальных группах университета литератур-но-краеведческих кружков. Она проводилась в различных формах и видах: разного рода сообщения о связях русских писателей с мордовским краем; участие студентов в мероприятиях, ве-

II ос тупила ¡2.02.2000.

черах, конференциях, экскурсиях по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством русских и мордовских писателей. Литературное краеведение очень важно для будущего педагога. Оно помогает решению главной задачи учебно-воспитательного процесса в вузе — подготовке учителя высокой квалификации и широкой культуры.

Таким образом, подготовка современного преподавателя литературы в условиях университетского педагогического образования, имеющего свою творческую позицию, свой взгляд на изучение литературы в школе, возможна только в результате воздействия на личность студента взаимосвязанной системы аудиторной и внеаудиторной работы по русской и мордовской литературе. Все это позволит создать атмосферу творчества, которая в свою очередь будет влиять не только на качественное литературное образование будущего учителя, но и на становление его личности.

ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОИ И ПРОТОТИП:

РЭСС БРИССЕНДЕН В РОМАНЕ ДЖЕКА ЛОНДОНА

„МАРТИН ИДЕН" И ДЖОРДЖ СТЕРЛИНГ

А. Б. ТАНАСЕЙЧУК, кандидат филологических наук

Биография писателя, его личный опыт играют существенную роль в творчестве. Не только сила воображения, но и индивидуальные обстоятельства жизни „формируют" произведения художника. В полной мере это относится и к американскому писателю

Джеку Лондону (1876 — 1916).

Говоря об автобиографических мотивах в творчестве Лондона, мы неизбежно вспомним роман „Мартин Иден44 — наиболее известное и наибо-

лее автобиографичное из произведений писателя. Практически любой из героев романа имел прототип в жизни Лондона. И Руфь Морз, и Лиз Коннолли, и коллега Мартына Идена по работе в прачечной по имени Джо, и даже его враг по прозвищу Масляная Рожа, и многие другие персонажи романа — реальные люди, жившие рядом с писателем и перенесенные на страницы романа в большей или меньшей степени преображенными его творческой фан-

© А. Б. Танасейчук, 2000

тазией. Все они сыграли свою (кто меньшую, кто большую) роль в судьбе и формировании таланта художника.

Одно из центральных мест в системе образов романа занимает персонаж по имени Рэсс Бриссенден. Именно

этот литературный герои оказывает на Идена наибольшее влияние. Социалист , приверженец прогрессивных

взглядов, он на многое открывает ему

глаза, помогает постичь скрытый смысл жизни и ее противоречия и как никто другой способствует формированию убеждений Идена. Напомним, в годы написания романа Джек Лондон — убежденный социалист, и признание роли Бриссендена в формировании политических воззрений Идена значит многое.

Не только сферой идеологии ограничивается влияние Рэсса Бриссендена на героя. Бриссенден писатель. И, по мнению Идена, писатель настоящий — единственный настоящий художник, встреченный на пути к признанию. Поэтому его влияние на Идена-художни-ка — влияние решающее. Вспомним, какими словами он описывает впечатление, которое произвел на него Бриссенден: „В нем был огонь, необычайная проницательность и восприимчивость, какая-то особая свобода полета мысли. Говорил он превосходно. С его губ срывались острые, словно на станке отточенные, слова. Они кололи и резали. А в следующий миг их сменяли плавные, льющиеся фразы, расцвеченные яркими пленительными образами, словно бы таившими в себе отблеск непостижимой красоты бытия. Иногда его речь звучала, как боевой рог, зовущий к буре и грохоту космической борьбы, звенела, как серебро, сверкала холодным блеском звездных пространств. В ней кратко и четко формулировались последние завоевания науки. И в то же время это была речь поэта, проникнутая тем высоким и неуловимым, чего нельзя выразить словами, но можно дать почувствовать в тех тонких и сложных ассоциациях, которые эти слова порождают. Его умственный взор проникал, словно чудом, в какие-то далекие, недоступные чело-

веческому опыту области, о которых, казалось, нельзя было рассказывать обыкновенным языком... Перед ним был воплощенный идеал мыслителя, человек, достойный поклонения. „Я должен повергнуться в прах перед ним", — повторял он самому себе, с восторгом слушая своего собеседника" [1, с. 194].

Образ Бриссендена центральный в романе прежде всего потому, что образом поэта выстроена идеология романа, который можно и нужно назвать романом о художнике. В центре повествования взаимоотношения художника и общества, точнее, творческой личности и буржуазного общества. Не отрицая и не преуменьшая влияния, которое оказал Бриссенден на Идена-писа-теля, необходимо отметить, что Бриссенден полемичен Идену. Идеология творчества Бриссендена противопоставлена идеологии творчества Идена. Бриссенден — поэт чистого искусства, провозгласивший принцип „искусства для искусства" Буржуазное общество не в состоянии понять и по достоинству оценить художника. Художник и мир изначально враждебны, никакой паритетный диалог между ними невозможен. Согласие художника с миром означает всегда только поражение его обществом. Самоубийство Бриссендена есть торжество его идеологии творчества. Иден исходит из посылки, что настоящего художника общество подчинить себе не сможет. Если он сильный — он выиграет схватку и заставит общество принять его таким, каков он есть. И конечное поражение Идена — торжество идеологии Бриссендена-ху-дожника.

Конечно, данное утверждение можно оспорить, оставаясь даже в рамках биографии Джека Лондона, и объяснить мрачный финал романа личными обстоятельствами: тяжелым финансовым положением Лондона в это время, принужденного много писать в коммерческих целях, осложнившимися отношениями с молодой женой, серьезными проблемами со здоровьем и т. д. Для нас важнее другое — признание исключительной роли героя романа по

имени Рэсс Бриссенден в жизни и творческой судьбе писателя по имени Мартин Иден. Приняв вышесказанное за данность и памятуя об автобиографичности романа, зададим вопрос: а был ли в жизни самого Джека Лондона такой человек?

Обратившись к биографии писателя, мы без труда его обнаружим. Это —

Джордж Стерлинг (1869 — 1926). Именно он выведен под именем Рэсса Бриссендена. В отличие от Мартина Идена, который часто весьма далек от реального Джека Лондона, Бриссенден обнаруживает разительные черты сходства с прототипом.

Знакомство Джека Лондона со Стерлингом состоялось в 1901 году, когда писатель уже познал первый настоящий успех и уверенно стоял на пути к еще большему признанию. Стерлинг был старше и более образован. К моменту знакомства с Лондоном он почти 11 лет прожил в Сан-Франциско. Выходец с восточного побережья США, из Новой Англии, он получил прекрасное образование и уже по факту рождения принадлежал к имущим слоям общества. В Калифорнии он служил в фирме своего дяди по материнской линии Фрэнка Хейвена — миллионера, разбогатевшего на спекуляции недвижимостью. Стерлинг был поэтом и философом. Стихи он начал писать еще в детстве, а юношей подпал под влияние известного в то время поэта и католического священника Джона Бэнистера Тэбба. Мистик и романтик, он стал первым литературным наставником начинающего поэта и во многом предопределил его позднейшие художественные пристрастия, его эстетику [2, с. 16].

Будущий поэт родился в религиозной семье. Родители-католики определили ему карьеру священника и отдали учиться в католическую семинарию, дававшую изрядную подготовку и в других областях знания помимо теологии. Однако Стерлинг семинарии не окончил, прервав обучение на последнем курсе [2, с. 19]. Разочарованию в религии способствовало увлечение эволюционной теорией Герберта Спенсе-

ра,охватившее в то время подобно эпидемии буквально всю интеллектуальную Америку [4, с. 34]. Но среди адептов социального дарвинизма Стерлинг находился недолго — вспомним, как Бриссенден посмеивался над спенсери-анством и ницшеанством Идена, — уже в Калифорнии он увлекся социалистическими идеями и остался социальным утопистом на всю жизнь. Джорджу Стерлингу, кстати, Лондон во многом обязан и своими весьма радикальными убеждениями — именно тот, по воспоминаниям их общего друга Джозефа Ноэля, ввел Лондона в среду социалистов и революционеров

15, с. 31 ].

Стерлинг и Лондон особенно близки были в период 1901 — 1905 годов. Для

них это были непростые годы. В творческом плане оба находились на подъеме — Стерлингу большую известность принесли поэтические книги „Свидетельство небес" и особенно сборник „Вино волшебства", Лондон познал мировую славу как автор „северных" рассказов и „Морского волка" В то же время и тот и другой переживали тяжелую личную драму — оба были на грани развода, поэтому общение, помноженное на личную приязнь и общие интересы, было для них настоящей отдушиной [2, с. 31].

Конечно, слава Лондона не была равна известности Стерлинга. Но тот и другой не были тщеславны, прекрасно сознавая эфемерность всех этих признаков успеха. Стерлинг оставался в этой паре ведущим, а Лондон — ведомым. Для него Стерлинг был старшим товарищем — более мудрым, искусным, образованным.

На исходе 1905 года их тесное общение закончилось. Каждый пошел своей дорогой. Лондон, следуя своему общественному темпераменту, с головой окунулся в активную политическую и литературную жизнь, Стерлинг эволюционировал в противоположную сторону. Верный убеждению о пагубном влиянии буржуазного общества на художника и утопическим идеалам, он покидает Сан-Франциско и создает артистическую колонию на пустынном

идиллическом берегу Тихого океана, в местечке под названием Кармел ГЗ, с. 220]. Более чем на десять лет (1905 — 1916 годы) эта коммуна стала своего рода Меккой для американских поэтов и художников, а Стерлинг — признанным главой воплощенной Утопии. Для него это были, вероятно, самые лучшие годы жизни — во всяком случае, наиболее плодотворные с творческой точки зрения. Джеку Лондону с его кипучим темпераментом поступок Стерлинга наверняка казался по меньшей мере странным, а может быть, и сумасшедшим — своего рода добровольным уходом из жизни. Вероятно, именно поэтому в „Мартине Идене"

Рэсс Бриссенден кончает жизнь самоубийством.

В 1906 — 1916 годах Джек Лондон

и Джордж Стерлинг встречались неоднократно, но близости, что была прежде, уже не возникло — изменилась жизнь, и они слишком изменились.

Джордж Стерлинг на десять лет пережил своего друга и умер в 1926 году. Но все-таки в смерти было нечто мистическое: гибелью Бриссендена в „Мартине Иденеа Лондон за двадцать лет предсказал трагический финал Джорджа Стерлинга: он действительно покончил жизнь самоубийством (как в романе друга), выстрелив из револьвера в голову.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Лондон Дж. Мартин Иден // Собр. соч.: В 10 т. M.: Фабр, 1993. Т. 4. 443 с.

2. Benediktsson Th. George Sterling. Boston: Twavne Publ., 1980. 183 p.

3. Hahn E. Romantic Rebels. An Informal Historv of Bohemianism in America. Boston: The

m/

Riverside Press, 1967. 356 p. Поступила 05.06.2000.

4. Hofstadter R. Social Darwinism in American Thought. Boston: The Beacon Press, 1959. 248 p.

5. Noel J. Footloose in Arcadia: Personal Record of Jack London, George Sterling, Ambrose Bierce. N.Y.: Carrick & Evans, 1940. 330 p.

ЭТНОГРАФ „ПОЭТИЧНОГО МОРДВИНА"

Ю. А. МИШАНИН, кандидат исторических наук, Н. РУСЯЕВА, студентка

В. В. Берви, известный социолог, публицист и беллетрист, был знаком читающей России под псевдонимом Н. Флеровский. Он родился 28 апреля (10 мая) 1829 г. в Рязани. Его детство прошло в имении отца в Бугуруслан-ском уезде Самарской губернии (сейчас Оренбургской области) [11, с. 113]. И, видимо, там Василий Васильевич хорошо познакомился с жизнью мордовской деревни Байтермиш, которую описал в беллетристическом дебюте — повести „В глуши'4 В произведении, опубликованном под псевдонимом В. Б-и в жур-

нале „Современник" в 1856 г., рисуется картина нравов, устоев, традиций, быта мордовского пореформенного крестьянства. Оно открывалось главой „Мордовская деревня" [6, с. 163 — 228].

Автор описывал „мягкие контуры плоских холмов", которые „растягивались длинным изволоком, вплоть до самого горизонта", „молодой березник" и лес, что, „переползая через гору... длинной остроконечной косой протягивался к долине, как будто бы хотел ее достать [6, с. 163]. „Вид был далекий,

© Ю. А. Мишанин, Н. Русяева, 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.