МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
пию с использованием ГК и вовремя поставить вопрос о проведении спленэктомии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Idiopathik thrombocytopenic purpura: a practice guideline developed by explicit methods for the American Society of Hematology /George J.N., Woolf S.H., Raskob G.E. et al. /Blood. - 1996. - V. 88. - P. 3-40.
2. Гормонотерапия /Под ред. Х. Шамбаха, Г. Кнаппе, В. Карола. -М., 1988. - 415 с.
3. Лапароскопическая спленэктомия в гематологии /Гржимолов-ский А.В., Карагюлян С.Р., Данишян К.И. и др. //Эндоскоп. Хир. -2003. - № 4. - С. 3-14.
4. Савченко В.Г. Патогенез и терапия идиопатической тромбоцито-пенической пурпуры /В.Г. Савченко: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1980.
5. Куртов, И.В. Оценка эффективности методов лечения идиопати-ческой тромбоцитопенической пурпуры /И.В. Куртов: Автореф. дис. . канд. мед. наук. - Самара, 2000. - 23 с.
Моисеенкова Е.Н.
Кемеровский областной медицинский колледж,
г. Кемерово
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
В последние годы роль профессионализма сестринских кадров постоянно возрастает. Качество оказываемой медицинской помощи во многом зависит от того, насколько квалифицирован и подготовлен к работе средний медицинский персонал. Управление здравоохранением Кемеровской области уделяет особое внимание профессиональной подготовке специалистов сестринского дела.
В лечебных учреждениях Кемеровской области трудятся более 27430 средних медицинских работников. Реформа сестринского дела в области началась с повышения образовательного уровня средних медицинских работников.
Цель исследования — определение путей совершенствования последипломного образования специалистов сестринского дела.
Методы исследования: социально-гигиенический, статистический, экспертный, моделирование.
Подготовкой сестринского персонала в Кузбассе занимаются 5 учреждений среднего профессионального образования, среди них — 1 колледж, 4 медицинских училища. Одним из важных этапов системы профессионального непрерывного образования специалистов со средним медицинским образованием является периодичность повышения квалификации специалистов.
Проведенное исследование периодичности повышения квалификации специалистами сестринского дела Кузбасса выявило достаточно высокие показатели потребности в последипломной подготовке специалистов со средним медицинским образованием. Эта потребность особенно высока для сестринского персонала сельских районов — 56,2 %. Для специалистов крупных городов она составила 53,9 %.
Низкие показатели повышения квалификации специалистами сестринского дела требуют пересмотра видов и форм дополнительного образования для удостоверения потребности сестринского персонала в последипломной подготовке. Проведенное исследование показало, что 63 % сестринских кадров хотели бы
обучаться на циклах усовершенствования по месту жительства.
Приоритетной формой образования 56,8 % респо-дентов считают обучение на отделениях дополнительного образования в учебных заведениях, 17,6 % — конференции, 9,4 % — наставничество, 3,2 % — самообразование.
В связи с ограничением возможности у сестринского персонала выезжать в училища области, повышение квалификации специалистов приближается к их месту жительства путем проведения выездных циклов обучения и повышения квалификации по накопительной системе (учебный план цикла разбивается на 4 части по 36 часов). Наряду с основными формами обучения (усовершенствование, специализации, тематическое усовершенствование), у нас в области широко используются такие формы, как внутрибольничные семинары, конференции, школы передового опыта, профессиональные конкурсы. Система последипломной подготовки позволяет специалисту совершенствовать свои знания и умения в соответствии с требованиями.
С целью корректировки программы последипломной подготовки специалистов, проводили выявление исходного уровня знаний в связи с тем, что значительную часть сестринского персонала составляют лица в возрасте 40 лет и более (53,4 %), а их образование получено до периода реформирования здравоохранения.
Анализ результатов исходного уровня теоретических знаний медицинских работников со средним медицинским образованием показал, что профессиональная подготовка специалистов сестринского дела, работающих в различных сферах здравоохранения, достаточно высока. Наиболее высокая оценка уровня качества знаний специалистов сестринского дела выявлена по разделу «профессиональной подготовки» (87 %), основам организации и управления здравоохранением (82,5 %). Средний балл по разделам профессиональной подготовки составил 4,1
. и № 4 2005 133
в Кузбассе *****
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ, МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
и организации управления здравоохранением — 4,1. Разделы смежных и фундаментальных дисциплин выявили недостатки в знаниях у сестринского персонала, особенно работающих в учреждениях социальной помощи (67,1 % и 64,1 %, соответственно). Средний балл подготовки по этим разделам составил 3,6. Во всех группах слушателей отмечалось снижение показателя качества знаний по элективным разделам (75,7 %).
По всем разделам Государственного образовательного стандарта последипломной подготовки более высокий уровень качества знаний выявлен у специалистов амбулаторно-поликлинической службы (82,2 %). Специалисты со средним медицинским образованием учреждений социальной помощи имеют наиболее низкий уровень качества знаний — 71,9 %. В данной группе специалистов сестринского дела только 20,7 % медицинских работников регулярно повышают свою квалификацию. Это, по-видимому, объясняется ведомственной обособленностью социальной службы.
Экспертная оценка исходного уровня знаний специалистов сестринского дела с различным стажем работы выявила низкий показатель качества знаний (70,9 %) у сестринского персонала с трудовым стажем работы 25 лет и более, что снизило средний балл профессиональных знаний до 3,6. В группе смежных дисциплин средний балл составил 3,5 с показателем качества знаний 77,3 %. Следует отметить снижение уровня знаний слушателей по разделу фундаментальных дисциплин — средний балл 3,5, качество знаний — 75,8 %, которые включали фармакологию, фармацевтический порядок, анатомию, физиологию и пр. Экспертиза знаний по основам управления здравоохранением и избранным вопросам медицины (элективам) выявила более высокие показатели знаний в группах специалистов со средним медицинским образованием с трудовым стажем до 10 лет.
Практические умения специалистов сестринского дела различных видов лечебно-профилактических учреждений характеризовались высокими качественными показателями и хорошим владением сестринскими технологиями. Сестринский персонал стационаров показал более высокий уровень качества практических умений (87,3 %), что связано с большим разнообразием сестринских процедур в отделениях стационара, с внедрением новых сестринских технологий.
У специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений выявлен недостаток знаний по новым сестринским технологиям, т.е. умению собрать и оценить информацию о пациенте, планированию сестринской помощи (83,9 % и 82,4 %, соответственно). Сестринские кадры учреждений социальной помощи по всем разделам практических знаний показали более низкие результаты (81,3 %). У сестринского персонала всех видов лечебно-профилактических учреждений выявлен недостаток знаний по вопросам оказания неотложной помощи (80,9 %, 76 %, 71,6 %, соответственно).
Создание интегрирующих программ последипломной подготовки позволит выровнять уровень образования специалистов сестринского дела с современными требованиями здравоохранения, изменяющими роль, функции и формы деятельности сестринских кадров.
По итоговым показателям, полученным после циклов усовершенствования, можно судить о качестве последипломной подготовки специалистов. Экспертиза уровня знаний после окончания цикла обучения на отделении дополнительного образования Кемеровского областного медицинского колледжа показала более высокие результаты по всем разделам Государственного образовательного стандарта последипломной подготовки во всех группах обучающихся.
Прохождение циклов обучения на отделении дополнительного образования тесно связано с получением сертификатов специалистов. Согласно законодательству Российской Федерации, медицинский работник, имеющий стаж практической работы, равно как и начинающий, должен получить сертификат специалиста, затем подтверждать его каждые пять лет. В ГОУ СПО «КОМК» прошли обучение и получили сертификат специалиста 90,8 % медицинских работников.
Обучение взрослых — особая часть педагогики. Трудности в процессе обучения связаны со многими факторами. При восприятии учебного материала взрослый человек сопоставляет его с уже имеющимися знаниями. Анализируя полученную информацию, он часто усваивает только то, что считает полезным для профессиональной деятельности и отбрасывает то, что кажется ему лишним. Взрослые люди считают себя профессионалами и их трудно научить чему-либо новому. Преподаватель вынужден завоевать доверие и подтвердить свою компетентность. Чем старше возраст специалиста, тем слабее мотивация к приобретению новых знаний, появляются трудности в восприятии нового материала.
Для улучшения восприятия информации на циклах обучения используются просмотр учебных видеофильмов с последующим обсуждением, решение проблемных задач, на практических занятиях отрабатывается технологии практической деятельности на фантомах. Слушателям предлагается пользоваться библиотекой КОМК, в которой имеется много учебной литературы по всем направлениям подготовки сестринского персонала.
Важное место в последипломной подготовке занимает учебно-исследовательская работа. Применяются реферативная работа по важнейшим теоретическим проблемам, рефераты с использованием опыта практической деятельности (составление стандартов выполнения манипуляций, решения проблем пациентов с различными заболеваниями).
К учебному процессу привлекаются преподаватели кафедр медицинской академии, штатные преподаватели колледжа, врачи лечебно-профилактических учреждений города, медицинские сестры, имеющие высшее сестринское образование и повышенный уровень образования.
Л3Л № 4 2005 ^Упвшиина
■ в Кузбассе
ОЫккщи.
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Следует помнить, что объем знаний в медицине удваивается каждые три года. Однако повышение квалификации медицинские сестры проходят один раз в пять лет, следовательно, несколько лет до очередного цикла обучения медицинские сестры работают с явно устаревшими знаниями. Возникает необходимость ориентировать медицинских сестер на непрерывное последипломное образование, на такие его формы, которые позволили бы интегрировать в практическую деятельность необходимый объем новых знаний.
Мы считаем, что предложенные мероприятия по развитию последипломного образования позволят без больших материальных затрат обеспечить наше здравоохранение высококачественными специалистами, а нашим пациентам гарантировать качественные уход и лечение.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Состояние последипломной подготовки сестринского дела исследовано с позиции удовлетворенности формами и видами последипломного обучения. 56,8 % специалистов выделяют приоритетную форму последипломного образования на базах отделений дополнительного образования образовательных
учреждений. Важное значение при проведении обучения на отделении дополнительного образования имеет выявление исходного уровня знаний и умений специалистов, что позволяет в процессе обучения скорректировать программу последипломной подготовки с учетом выявленных дефектов знаний средних медицинских работников. Экспертиза качества исходного и конечного уровня теоретических знаний и практических навыков медицинских сестер показала достоверно высокие результаты по всем разделам Государственного образовательного стандарта последипломной подготовки. Повышению качества знаний специалистов способствует внедрение активных методов обучения в учебном процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет объективно оценить уровень знаний специалистов сестринского дела. Анализ состояния последипломной подготовки специалистов выявил высокие показатели потребности в обучении сестринских кадров. Для удовлетворения потребности в последипломной подготовке созданы интегрирующие программы обучения и внедрены активные методы обучения.
Мун С.А., Киселева Е.А.
Институт экологии человека СО РАН, Кемеровская государственная медицинская академия,
г. Кемерово
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИММУНОГЛОБУЛИНОВ РОТОВОЙ ЖИДКОСТИ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ВОСПАЛИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ПАРОДОНТЕ
Термин «иммунная система слизистой» (ИСС) объединяет факторы иммунологической реактивности, которые имеются на слизистой оболочке ротовой полости, и функционирует в известной степени независимо от компонентов системного иммунитета, что обеспечивается своеобразием структурной организации.
Основной отличительной особенностью ИСС является комитированность В-лимфоцитов, ассоциированных со слизистой оболочкой, к синтезу SIgA [1].
SIgA — уникальный по своим структурно-функциональным особенностям в ряду антител других классов, является основным иммуноглобулином секретов слизистых оболочек. С учетом его полифункциональности (неспецифическая «экранизация» эпителиальных покровов и антигенспецифическая антибактериальная и противовирусная защита) понятна его общебиологическая значимость в поддержании гомеостаза на уровне слизистых оболочек.
Специфическими факторами местной защиты, т.е. направленными против конкретного агента, являются иммуноглобулины. Наибольшее представительство в полости рта имеет SIgA, который состоит из двух мономеров и секреторного компонента ^С), являющегося гликопротеином. Биологическая функция SC — компенсировать устойчивость к протеолизу [2].
Наиболее распостранен взгляд на синтез SigA, как на комплексный процесс взаимодействия двух клеточных систем. Молекула IgA синтезируется как мономер, однако из плазмоцита секретируется в виде димера, в котором субъединицы связаны ,1-цепью.
Эта молекула IgA связывается рецептором иммуноглобулинов на базальной поверхности эпители-оцита. Комплекс IgA-рецептор эндоцитируется, транспортируется на апикальную поверхность эпители-оцита и экзоцитируется, во время чего происходит расщепление рецептора с образованием секреторного компонента, а комплекс поступает в секрет на поверхности эпителиальной клетки, внутри ее или в просвете протока слюнной железы [3].
SIgA внедряется в зубную бляшку и пелликулу, в результате чего уменьшается фиксация микроорганизмов на поверхности зуба и ускоряется их фагоцитоз нейтрофилами. Полимерные иммуноглобулины класса А, соединенные посредством ,1-цепи в единую структуру с секреторным компонентом, представляют собой уникальный пример эволюционной адаптации иммуноглобулинов на слизистых покровах для эффективного функционирования в условиях постоянного воздействия антигенов различной природы.
Эта особенность SIgА обусловлена следующими его свойствами: 1) устойчивость к деградирующему
. и № 4 2005 135
в Кузбассе