ОБМЕН ОПЫТОМ Щ
О.В. Скоморина
Кемеровский областной медицинский колледж
СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ЗДРАВООХРАНЕНИЮ РЕГИОНА
Реализация концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации неразрывно связана с реформированием сестринского дела, без которого невозможен переход на ресурсосберегающие модели здравоохранения, внедрение новых высоких медицинских технологий в лечебно-диагностическом процессе.
Это требует совершенствования подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела в системе непрерывного образования с учетом потребностей системы здравоохранения и требований времени.
В Кузбассе подготовку специалистов со средним медицинским образованием осуществляют 5 медицинских училищ (г.г. Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Анжеро-Судженск, Белово, Прокопьевск) и Кемеровский областной медицинский колледж (КОМ К). Подготовка в средних специальных учебных заведениях (ССУЗ) области проводится по специальностям: сестринское дело, акушерское дело, лечебное дело, лабораторная диагностика, стоматология ортопедическая, медико-профилактическое дело.
Ежегодная численность студентов в области составляет 3282 человека. Следует отметить, что общий контингент студентов за последние три года увеличился на 10 %.
Прием в образовательные учреждения производится с учетом задач и потребностей здравоохранения региона. Ежегодный прием в учебные заведения области за период с 1998 по 2000 г.г. составляет в среднем 1086 человек.
Конкурс при поступлении по всем специальностям остается стабильным и составляет 1,4 человека на место (среди лиц, выдержавших вступительные испытания).
Для улучшения кадрового обеспечения лечебно-профилактических учреждений развивается и совершенствуется система целевой контрактной подготовки специалистов.
С целью создания единого образовательного пространства все образовательные учреждения области реализуют Государственные образовательные стандарты базового уровня с 1997 года, Государственные образовательные стандарты повышенного уровня с 1999 года (подготовка медицинских сестер повышенного уровня проводится с 1992 года). За этот период подготовлено медицинских сестер-организаторов — 313, акушерок-организаторов — 67, фельдшеров — 180 человек, что составляет примерно 3 % от общего количества сестринского персонала области. Государс-
твенные образовательные стандарты повышенного уровня реализуются в КОМК и в медицинских училищах Новокузнецка и Ленинска-Кузнецкого. Только в Кемерове 40 % главных и старших сестер имеют повышенный уровень образования, что существенно помогает им проводить реформирование сестринского дела.
Значительные изменения произошли в дифференциации содержания среднего медицинского образования, расширении профиля подготовки и повышении профессиональной мобильности специалистов, с учетом интересов студентов, потребностей лечебно-профилактических учреждений и перспектив развития здравоохранения региона.
Сегодня каждый студент-медик имеет возможность выбора дисциплин, изучая «Историю медицины», «Здоровьесберегающие технологии», «Методики научных исследований», занимаясь по факультативным курсам «Помоги людям измениться», «Школа позитивного материнства», «Репродуктивное здоровье», «Психология профессионального общения», «Молодежь и политика», «Здоровье медицинской сестры», отражающим изменения в сфере экономики, медицинской науки и здравоохранения.
Исходя из потребностей практического здравоохранения региона, проводятся специализации для студентов выпускных групп: «Сестринское дело в педиатрии», «Сестринское дело в хирургии», «Социальная медицинская сестра», «Сестринское дело в анестезиологии и реаниматологии», «Сестринское дело в медицине катастроф». Это позволяет обеспечить кадрами данные направления здравоохранения и социальную службу. Тем не менее, несмотря на проводимые специализации по потребностям здравоохранения, лишь 15 % студентов устраиваются на работу по профилю специализации, что объясняется недостаточным материальным стимулированием именно в этих службах.
Обеспечивается взаимодействие Кемеровского областного медицинского колледжа (имеющего статус базового учреждения) с медицинскими училищами области. Проводятся постоянные рабочие семинары, совещания по созданию единого методического сопровождения учебного процесса, программного обеспечения.
Разработана и реализуется система управления качеством подготовки специалистов со средним медицинским образованием на основе мониторинга качественных показателей структуры и конечного результата учебного процесса. Структурный подход к контролю качества основан на
с/^иьи^^гавс7^узбассе □3(11) 2002
■ СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ЗДРАВООХРАНЕНИЮ РЕГИОНА
оценке материально-технического обеспечения образовательного заведения, качественного состава кадров и финансовой обеспеченности, что включено в аттестацию и лицензирование учебных заведений.
Все ССУЗы области имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере базового среднего медицинского образования и сертификат об аттестации учебного заведения.
Высокие качественные показатели кадрового состава учебных заведений области (84 % преподавателей ССУЗов медицинского профиля имеют высшую и I квалификационную категории, 4 % преподавателей имеют ученые степени и почетные звания), их достаточное ресурсное обеспечение позволяют оказывать качественные образовательные услуги.
Итоговая государственная аттестация ежегодно подтверждает высокие показатели текущей успеваемости студентов и готовность специалистов к профессиональной деятельности. Средний балл по итоговой государственной аттестации выпускников ССУЗов Кузбасса остается стабильным в течение последних трех лет и составляет 4,2 балла.
Социологическое исследование удовлетворенности молодых специалистов полученными во время учебы знаниями и навыками показало, что 80 % респондентов полностью удовлетворены подготовкой, считая ее высокой. Считают ее избыточной, не имеющей применения в практике — 7 % опрошенных, а 13 % — отмечают разделы, на которые следует уделять больше внимания: функциональные исследования и подготовка к ним, неотложная помощь, физиотерапия, биомеханика тела и др.
Также оценивались мнения руководителей сестринских служб ЛПУ о подготовке выпускников. Практически все главные и старшие сестры отмечают достаточно высокий уровень теоретической подготовки, хорошие профессионально-адаптивные качества молодых специалистов.
Сложившаяся система контроля качества подготовки специалистов в Кузбассе позволяет с уверенностью сказать, что первый опыт подготовки специалистов по Государственным образовательным стандартам базового уровня, итоги которого мы подводили в 2000 г., был удачным. Можно считать, что результативный подход к контролю качества образования также реализован, выбраны оптимальные педагогические технологии с рациональным использованием материально-технических и кадровых ресурсов образовательных учреждений для соблюдения требований к уровню подготовки специалистов.
С ликвидацией системы распределения специалистов для многих выпускников появилась проблема трудоустройства. Чтобы снять ее и помочь выпускникам, во всех учебных заведениях области были созданы комиссии по содействию в трудоустройстве. В состав комиссий входят сотрудники образовательных учреждений, представители студенческих органов самоуправления, руководители органов управления здравоохранением, главные
врачи и главные сестры ЛПУ. Практика работы этих комиссий полностью себя оправдала.
Одним из важных направлений деятельности образовательных учреждений является развитие научно-исследовательской работы преподавателей и студентов.
Преподаватели медицинских ССУЗов области активно занимаются научными исследованиями в разных направлениях: создание моделей внедрения новых сестринских технологий в практику здравоохранения; стандартизация деятельности медицинских сестер; изучение норм нагрузки на медицинскую сестру; определение видов сестринской деятельности и их характеристика; изучение состояния здоровья студентов.
Практико-ориентированные программы, используемые в образовательных технологиях колледжа и медицинских училищ области, включают все формы самостоятельной работы студентов, учебно- и научно-исследовательскую работу, работу студенческих научных обществ, проблемных групп. Это позволяет формировать у будущих специалистов готовность к приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих его профессиональную мобильность и конкурентоспособность. Под руководством преподавателей студенты составляют стандарты технологий сестринских манипуляций, разрабатывают макеты протоколов сестринского ведения пациентов с различной патологией, отрабатывая их во время практических занятий и внедряя во время профессиональной практики.
Основными направлениями студенческой исследовательской деятельности являются: изучение истории развития сестринского дела в области; исследование мотивации выбора специальности у студентов-медиков; изучение социально-значимых факторов, влияющих на здоровье студентов; изучение параметров физического развития у студентов-медиков и другие.
С целью формирования новой воспитательной среды, способствующей гражданскому воспитанию личности, профессиональному самоопределению и творческой реализации специалиста, студенты вместе с преподавателями организовали и активно участвуют в волонтерском движении по нескольким направлениям: оказание помощи пожилым и инвалидам; антинаркотическое движение; позитивное материнство.
Для создания здоровых и безопасных условий учебы, изучения состояния здоровья и физического развития студентов, в Кемеровском областном медицинском колледже создан Центр содействия укреплению состояния здоровья студентов, который обеспечивает мониторинг уровня здоровья обучающихся, способствует реализации здоровьес-берегающих технологий обучения, валеологизации образовательной сферы, оптимизации психологического климата в студенческом и педагогическом коллективах.
Участие студентов и преподавателей в работе Центра содействия укреплению состояния здоровья студентов и волонтерском движении способствует формированию системного мышления, уме-
□3(11) 2002 с//^и^ивс)^узбассе
ОБМЕН ОПЫТОМ Щ
ний научно-исследовательской работы, обеспечивает повышение профессионализма, социальной активности и адаптивности выпускников.
Очень важное направление — интеграция образования, науки и практического здравоохранения. Для обеспечения современных требований к практическому обучению и реализации развития сестринского дела, начиная с 1995 года, в регионе проводится работа по внедрению новых сестринских технологий в лечебно-профилактических учреждениях. По сути это эксперимент. Для его нормативно-правового обеспечения разработаны пакет методических документов, регламентирующих организационную структуру, формы и объем сестринской деятельности, и учебно-методические материалы для теоретической и практической подготовки персонала ЛПУ по основным разделам сестринского дела.
В настоящее время можно подвести некоторые итоги эксперимента. Основные итоги — это рост профессионализма сестринского персонала; повышение эффективности и качества сестринской помощи; высокая оценка врачей и пациентов; создание баз практического обучения, позволяющих формировать у студентов системное профессиональное мышление, умение планировать свою деятельность, контролировать ее выполнение и оценивать собственные действия, вырабатывать собственные решения.
С целью создания единой системы управления сестринскими кадрами региона, информационного и научно-методического сопровождения профессиональной деятельности специалистов сестринского дела, совершенствования нормативно-правовой и организационно-методической базы реформирования сестринского дела в регионе, Департаментом охраны здоровья населения был создан Научно-методический консультативный центр при Кемеровском областном медицинском колледже.
Образовательными учреждениями, совместно со службами медицинских сестер, Ассоциацией Медицинских сестер Кузбасса, проводятся ежегодные областные научно-практические конференции: «Современное состояние и пути развития сестринского дела в Кузбассе», «Безопасная больничная среда» и др.
Успешно функционирует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров ССУЗов в ВУЗах Кузбасса и других регионов Российской Федерации. Существующий перспективный план повышения квалификации педагогов ССУЗов области выполняется на 86,5 %.
Одним из направлений развития среднего медицинского и фармацевтического образования региона является совершенствование всех форм последипломного образования, так как интенсивное реформирование системы здравоохранения, возрастающие темпы научных исследований, постоянное совершенствование медицинской техники предъявляют высокие требования к компетентности и профессиональной пригодности работников
лечебных учреждений со средним медицинским образованием, а их в Кузбассе около 30 тысяч.
Отделения дополнительного образования медицинских училищ и колледжа Кузбасса реализуют Государственные образовательные стандарты последипломного образования, начиная с 1998 года, по 86 циклам из 114, регламентированных приказом МЗ РФ № 186 от 05.06.98 г.
Основными видами последипломной подготовки являются краткосрочное тематическое обучение, тематические и проблемные семинары, усовершенствование, специализация. С 1997 года в области проводится мониторинг потребности лечебно-профилактических учреждений в специалистах сестринского дела и их последипломном обучении, что позволяет дифференцировать образовательные потребности в последипломном обучении в зависимости от специальности, должности, квалификации, с последующим перспективным планированием.
За четыре года через отделения дополнительного образования С СУ Зов Кузбасса прошли 18117 специалистов сестринского дела, из них 94 % (17021) получили сертификат специалиста.
Практикуются и «выездные» циклы, когда преподаватели отделения дополнительного образования проводят обучение слушателей без отрыва от производства, выезжая в отдаленные районы. Так, в течение 1997-2000 г.г. проучено 2967 человек (10,2 %).
Чтобы эта работа не проходила спонтанно, Департаментом охраны здоровья населения АКО, совместно с Кемеровским областным медицинским колледжем, проведено прогностическое исследование численности и составлен перспективный план последипломного обучения специалистов сестринского дела на 2001-2005 г.г.
Новые технологии в здравоохранении, новые методы диагностики и лечения, возросшие требования к качеству медицинской помощи и, в частности, к сестринской помощи и сестринскому уходу, вызывают необходимость повышения уровня сестринского образования, высокой степени компетентности и квалификации сестры-руководителя. Именно поэтому с 2001 года на базе Кемеровской государственной медицинской академии открыт факультет высшего сестринского образования.
Сказанное ни в коей мере не говорит о том, что все у нас гладко. Например, недостаточное материально-техническое обеспечение ЛПУ и учебных заведений не позволяет нам развивать дистанционное обучение в последипломном образовании, реализо-вывать в полном объеме информационные технологии в образовании. Медицинским училищам области не хватает педагогических кадров. Требует совершенствования система социальной поддержки обучающихся, выпускников и работников.
Думаю, что сложности, со временем, будут преодолены. Это позволит нам реализовать весь комплекс задач, поставленных Министерством здравоохранения РФ перед системой сестринского образования региона.
с/^иь и^пя вс7^узбассе Ш(11) 2002