Научная статья на тему 'Анализ удовлетворенности руководителей сестринских служб качеством образовательных услуг'

Анализ удовлетворенности руководителей сестринских служб качеством образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ удовлетворенности руководителей сестринских служб качеством образовательных услуг»

Установлено, что у 65 % вакцинированных через 5 лет сохранялся высокий титр антител и только у 35,1 % он оказался ниже защитного уровня (10 МЕ/л и менее). Высокие титры анти-НВ8 (100 МЕ/л и более) обнаружены у 35,3 % обследованных. В соответствии с полученными результатами, через 5 лет ревакцинации подлежала только треть вакцинированных ранее медицинских работников.

В отличие от ВГВ, при ВГС отсутствуют средства специфической профилактики, и тенденции распространения его у персонала носят неблагоприятный характер. Обязательное обследование персонала отделений риска введено в 2001 году. За 4 прошедших года количество медицинских работников с анти-ВГС выросло в 3,8 раза — с 2,1 ± 0,5 % до 7,9 ± 1 % (р > 0,05), в то время как среди совокупного населения города показатели инфицированнос-ти изменились только в 1,4 раза (с 3,3 ± 0,02 % в 2001 г. до 4,5 ± 0,03 % в 2004 г.). Это свидетельствует о высоком риске распространения вируса гепатита С у персонала хирургических отделений и требует разработки совершенствования системы профилактики и, прежде всего, совершенствования ба-

рьерных методов и антиинфекционной защиты медицинских технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, установлено, что медицинский персонал хирургических отделений является группой высокого риска инфицирования вирусами гемо-контактных гепатитов В и С. Основное количество гепатитов протекает в виде стертых, скрытых форм. Эффективным средством предупреждения гепатита В является вакцинация. Необходимое условие снижения риска инфицирования ВГС и ВГВ — совершенствование барьерных методов и антиинфекционной защиты медицинских технологий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Балаян, М.С. Энциклопедический словарь - вирусные гепатиты /Балаян М.С., Михайлов М.И. - М., 1999. - 304 с.

2. Блюгер, А.Ф. Вирусные гепатиты /Блюгер А.Ф., Новицкий И.Н. -Рига, 1988. - 414 с.

3. Щахгильдян, И.В. Парентеральные вирусные гепатиты (эпидемиология, диагностика, профилактика) /Щахгильдян И.В., Михайлов М.И., Онищенко Г.Г. - М., 2003. - 384 с.

Егорова Л.А., Чупрова Т.А.

Кафедра сестринского дела, Кемеровская государственная медицинская академия,

г. Кемерово

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации проводится реорганизация стационарной медицинской помощи, перераспределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса. В результате реорганизации госпитальной службы и расширения ам-булаторно-поликлинического сектора, около 80 % медицинской помощи будет оказываться сестринским персоналом, являющимся основным кадровым потенциалом в проведении восстановительного лечения, оказании помощи пациентам с длительными хроническими заболеваниями, включая паллиативное лечение и медико-социальную помощь.

Имеющиеся данные свидетельствуют, что активное участие специалистов со средним специальным медицинским образованием (медицинские сестры. фельдшера, акушерки и др.) в программах первичной медико-санитарной помощи без снижения ее качества может привести к 20 % экономии ресурсов здравоохранения.

Высокое качество сестринской помощи определяется высоким уровнем профессиональной подготовки. В нашей стране действуют Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, определяющие требования к минимуму знаний, умений и навыков выпускников сред-

них профессиональных учреждений медицинского профиля. При их анализе обращает на себя внимание достаточно широкий спектр как общих, так и специальных знаний. Выпускники во время итоговой государственной аттестации сдают экзамены практически по всем разделам своей будущей профессиональной деятельности, включая не только знание традиционных разделов, но и всех современных тенденций и технологий, существующих в здравоохранении.

В условиях рыночной экономики основополагающим в подготовке конкурентоспособных специалистов становится качество. Оно определяет дальнейшую судьбу не только выпускаемых специалистов, но и самих образовательных учреждений.

Само понятие «качество» претерпело множество изменений с момента его определения. В соответствии с современным терминологическим аппаратом, качество — это степень удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон. С другой стороны, образовательная услуга есть комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. Т.о., качество образовательной услуги определяется степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Кто же к ним относится? В первую очередь, это студен-

50 № 4 2005 ^УПвощина

в Кузбассе

ОЛ/йдици,

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

ты (как будущие, так и настоящие), являющиеся внутренними потребителями, и предприятия (организации), являющиеся конечными пользователями «продукции» образовательных учреждений.

Каждая из заинтересованных сторон предъявляет свои требования к качеству образования, которые необходимо учитывать.

Цель исследования — изучение удовлетворенности внутренних потребителей — выпускников колледжа и конечных пользователей — организаторов сестринского дела ЛПУ качеством образовательных услуг, предоставляемых Кемеровским областным медицинским колледжем.

В работе использовались методы: социологические — анкетирование, интервьюирование; статистический — непараметрическая статистика.

Объект исследования: руководители сестринских служб различного уровня лечебно-профилактических учреждений г. Кемерово, выпускники ГОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж».

При анализе удовлетворенности главных и старших медицинских сестер ЛПУ качеством подготовки выпускников получены следующие результаты. 70,9 % опрошенных считают, что выпускники по окончании колледжа готовы к самостоятельной деятельности, что практически почти совпадает с мнением самих выпускников (85,4 %). Однако твердо в этом уверены лишь 14,5 % главных медицинских сестер (выпускников — 57,9 %), и «скорее да» ответили 56,4 % опрошенных руководителей (выпускников — 27,4 %). Данные различия в показателях руководители сестринских служб объясняют высокой собственной ответственностью, и уверенностью в своих силах со стороны выпускников, еще не почувствовавших в полной мере ответственность.

Удовлетворены уровнем подготовки молодых специалистов 83,7 % главных и старших медсестер. Если проанализировать удовлетворенность теоретической подготовкой по различным направлениям, то отмечается следующее. Удовлетворены подготовкой молодых специалистов по сестринскому уходу за пациентами 89,1 % руководителей. Следует отметить, что этот раздел деятельности всегда был и остается прерогативой сестринского персонала. И достаточно высокая оценка знаний этого раздела является закономерной, т.к. преподавание всех клинических дисциплин в медицинском колледже строится на основе изучения различной патологии с точки зрения организации и осуществления сестринского ухода.

В разделе подготовки выпускников по этике и деонтологии лишь 78,1 % руководителей дали положительный ответ, а 7,4 % не удовлетворены данной подготовкой. Данный факт главные медицинские сестры объясняют тем, что в различных лечебно-профилактических учреждениях, где проходят практическое обучение студенты колледжа, зачастую действуют различные стили взаимоотношений, что накладывает свой отпечаток на первичное поведение молодых специалистов.

Удовлетворенность знаниями выпускников по профилю выбранной специальности высказали 72,4 %

руководителей сестринских служб. Невысокий показатель объясняется тем фактом, что во время обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении студенты получают широкий спектр знаний и умений. Старшим медицинским сестрам специализированных отделений, естественно, хотелось бы получить специалиста, владеющего навыками работы в конкретной области, что не предусмотрено Государственными образовательными стандартами. Закономерным является в данном случае и ответ руководителей сестринских служб на вопрос о необходимости получения дополнительных образовательных услуг — 67,3 % главных и старших медсестер ответили утвердительно, что объясняется, по-видимому, желанием руководителей получать специалистов, глубоко подготовленных по каким-либо узким разделам сестринского дела.

Приступая к профессиональной практической работе, выпускники, как правило, определяют для себя более узкую сферу деятельности. Тем самым, молодой специалист изначально ограничивает круг востребованных знаний и умений. С одной стороны, узкая специализация в любой сфере ведет к более быстрому росту профессионализма, с другой стороны, теряется смысл понятия «профессионал», т.к. оно подразумевает широкие и глубокие знания в своей сфере.

Очень часто существующая система распределения функциональных обязанностей приводит к утере тех знаний и навыков, которые выпускники получили во время учебы. Данный факт подтверждается тем, что в полной мере используют полученные знания лишь 72,4 % специалистов.

При рассмотрении степени удовлетворенности руководителей уровнем практической подготовки можно отметить, что достаточным для самостоятельной работы его считают 67,2 % руководителей сестринских служб, при этом удовлетворены объемом практических навыков лишь 54,5 % опрошенных. Количество же выпускников, считающих достаточным для самостоятельной работы уровень своей практической подготовки, составляет 80 %. При этом обе группы респондентов для повышения качества образования предложили увеличить количество практических занятий на базах лечебно-профилактических учреждений. Однако количество часов, отводимых на практические занятия, регламентируется ГОС СПО. Кроме того, в условиях страховой медицины, зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда студентов не допускают к выполнению манипуляций в реальных условиях. Отработка же практических навыков лишь на фантомах снижает их качество. В данных условиях руководителям сестринских служб следует организовать прохождение студентами колледжа полноценной практической подготовки во время учебно-производственных практик.

Отраден тот факт, что 69,1 % организаторов сестринского дела отмечают готовность молодых специалистов к использованию новых сестринских технологий в повседневной профессиональной деятельности. К сожалению, вливаясь единицами в сложив-

ОЛ^ищт

. и № 4 2005 51

в Кузбассе 1

шийся, много лет работающий коллектив медицинских сестер, выпускники часто сталкиваются с ситуацией отрицания старыми кадрами новых знаний и технологий. Расхожая фраза Райкина «забудьте все, чему вас учили в училище» приобретает максимально негативное значение, т.к. сложившаяся система работы в практическом здравоохранении зачастую обусловлена характерными негативными явлениями, как то: недостаток кадров сестринского персонала, вынужденный высокий процент совместительства вследствие низкого материального обеспечения, недостаточно серьезное отношение к строгому соблюдению технологий выполнения сестринских манипуляций, что объясняется большой нагрузкой на медицинскую сестру. Все это, в конечном итоге, приводит к вынужденной работе молодого специалиста «по старинке», не позволяя ему в полной мере использовать полученные знания. При этом, 82,2 % руководителей сестринских служб отмечают успешную адаптацию молодых специалистов на рабочем месте.

Однако настораживают данные по оценке привычки выпускников к самообразованию. Лишь 27,3 % руководителей сестринских служб считают, что она выработана, а 72,2 % опрошенных — нет. Это может служить основанием для преподавателей колледжа обращать внимание на воспитание у студентов потребности к постоянному самообразованию, что должно стать необходимостью в условиях пос-

тоянного развития медицинской науки, внедрения новейших технологий лечения и ухода.

Следует обратить внимание и на низкую оценку степени сформированности у молодых специалистов бережного отношения к своему здоровью. Положительную оценку дали лишь 35,5 % старших и главных медицинских сестер.

В заключение перед респондентами был поставлен вопрос об удовлетворенности в целом качеством образования выпускников колледжа. Подавляющее большинство выпускников (94,8 %) ответили на данный вопрос «да» (49,5 %) и «скорее да» (45,3 %). Несколько ниже удовлетворенность качеством образования выпускников у главных и старших медицинских сестер. Ответы «да» и «скорее да» были даны в 25,8 % и 50 % случаев; 14,5 % опрошенных руководителей сестринских служб на данный вопрос ответили «скорее нет» и 9,7 % — «нет».

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом качество образования, предоставляемого колледжем, является достаточно высоким, как по мнению выпускников, так и по мнению представителей разного уровня руководителей сестринских служб практического здравоохранения. Однако имеющиеся недостатки, отмеченные при анализе результатов анкетирования, требуют дополнительной проработки с целью диагностики причин их возникновения и определения путей дальнейшего совершенствования образования.

Жалсараева Д.М., Ким Н.Ю., Жалсараев М.Д.

Читинская государственная медицинская академия, Кафедра анатомии человека, г. Чита

ПАТОМОРФОЗ ПЕЧЕНИ ПРИ ДЕЙСТВИИ ИТТРИЯ СУЛЬФАТА

Человечество находится уже на таком этапе развития, что обеспечение его экологической безопасности становится более важным, чем дальнейший прогресс. Состояние окружающей среды прямо влияет на здоровье всех без исключения групп населения, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха, воды, продуктов питания. Все это выдвигает на первый план проблему экологической совместимости. Особое значение этот вопрос приобретает в связи с изучением эндемических болезней, причинно связанных с особенностями химического состава и биогенной миграции элементов. Одной из экологических характеристик природных сред является микроэлементный состав.

Данные о негативном влиянии иттрия на организм человека выбраны в первую очередь, потому, что этот металл широко представлен на геохимической карте Читинской области (особенно в зоне БАМа и Удокана). Иттрий, по данным многих исследователей, довольно токсичен для живого организ-

ма, но при этом совершенно не уделяется внимания низким дозам соединения иттрия, возможности его постоянного поступления и его кумулятивного эффекта.

Анализ воздействия иттрия сульфата на морфо-гистохимические показатели печени выбран нами целенаправленно, так как печень занимает ведущее место среди органов, отвечающих за метаболические процессы, процессы регуляции, более того, за поддержание гомеостаза.

Цель исследования — изучение действия малых доз иттрия сульфата при его курсовом применении на морфо-гистохимические изменения в печени.

С этой целью опытной группе в течение трех недель ежедневно внутрижелудочно до кормления вводили по 0,5 мл раствора иттрия сульфата, содержащего 7 мг/кг массы тела в расчете на металл. Доза определялась тем, что количество этого лантаноида меньше 7 мг/кг является фоновым, допустимым, а больше 7 мг/кг способно вызвать общий токсикоз. В конце 21 суток наблюдения животных умерщвляли мгновенной декапитацией и для исследова-

52 № 4 2005 ^Упеащина

в Кузбассе

О^Аедици

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.