Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.П. Филина, А.Г. Швецов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

плексных лабораторий по ГДиП хотя бы сначала при областных санэпидстанциях. Такие лаборатории могли бы не только проводить в масштабах области исследования среды в учебно-воспитательных учреждениях, требующие специальных мето-

дических подходов и соответствующего оборудования, но и выполнять функцию методического, коор! динирующего и контролирующего центра лабораторных исследований по разделу ГДиП.

Поступила 12.07.64

УДК 613/.614:378.661

Т. П. Филина, А. Г. Швецов

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА

Карагандинский медицинский институт

В нашей стране постоянно растет число гигиенистов и эпидемиологов, выпускаемых санитарно-гигиеническими факультетами медицинских вузов. Если в 1950 г. был выпущен 1691 специалист, то в 1980 г. — 4260 врачей гигиенического профиля. С ростом числа выпускаемых специалистов возрастают требования к качеству подготовки гигиенических кадров, усложняются задачи, стоящие перед санптарно-эпидемической службой.

Особое внимание уделяется вопросам методологии преподавания, формирования у будущих специалистов марксистско-ленинского мировоззрения. Этому способствуют учебно-методические комплексы по дисциплинам, созданные на всех кафедрах гигиенического профиля в соответствии с инструктивным письмом № 32 Министерства высшего и среднего специального образования СССР, в которых нашли отражение также вопросы преемственности в преподавании дисциплин в течение всего периода обучения, обучения и контроля знаний студентов в учебном году и в период экзаменов.

Воспитанию гражданственности, общественной активности будущих специалистов способствует кропотливая повседневная работа кураторского коллектива, проводимая в соответствии с «Комплексным планом коммунистического воспитания студентов на весь период обучения», утвержденным парткомом и ученым советом института. Существенным элементом этого плана является общественно-политическая практика студентов на всех этапах обучения и специализации.

Квалификационная характеристика врача-гигиениста и эпидемиолога предъявляет высокие требования как к профессиональным знаниям и навыкам по избранной специальности, так и к моральному облику врача. В современных условиях формирование профессиональных навыков врача-ги-гненнста и эпидемиолога осуществляется на практических занятиях, путем проведения студентами санитарно-эпидемиологических обследований различных объектов и решения ситуационных задач. Последующее закрепление и совершенствование профессиональных навыков проводятся в период летней производственной практики на V курсе,

первичной специализации (субординатуры) в XII семестре и профессиональной стажировки на 1-м году самостоятельной работы.

Эта система достаточно проверена на практике и позволяет считать рациональной такую этапную подготовку специалиста узкого профиля. Однако, на наш взгляд, указанная система может быть модернизирована. Не вызывает сомнения тот факт^ что эффективность субординатуры, проводимой под двойным контролем кафедры и отделения СЭС, выше по сравнению со стажировкой. Последняя, будучи связанной с решением неотложных задач санитарной практической деятельности врача, зачастую сводится к закреплению на уровне автоматизма ограниченного объема практических навыков, определяемого возможностями базовой СЭС. Мы считаем целесообразным проведение субордннату-ры (первичной специализации) студентов в течение всего VI курса (т. е. в XI и XII семестрах) с исключением последующей стажировки, но при соблюдении ряда условий. Прежде всего к началу занятий в субординатуре студент должен выбрать свою будущую специальность, по которой он будет проходить специализацию. В Карагандинском медицинском институте в последние годы введена практика предварительного распределения студентов после V курса, что помогает планировать проведение субордннатуры. Следует отметить, что лишь у 30—40®о студентов результаты предварительного распределения по специальности закрепив ляются окончательным распределением на VI курсе. Мы считаем рациональным введение годичной субординатуры вместо стажировки лишь при условии окончательного • распределения студентов после V курса и закрепления их на будущих рабочих местах. В этом случае было бы целесообразным проведение у них государственного экзамена также после V курса, а выпускной экзамен после субордннатуры становился бы экзаменом на зрелость врача-гигиениста по избранной специальности.

Естественно, возникает вопрос о переподготовке узких специалистов в случае их переквалификации. На наш взгляд, для этой цели можно использовать переподготовку на курсах усовершенствования при институтах усовершенствования врачей

или полугодичную стажировку по новой специальности с последующей сдачей квалификационного экзамена.

Наконец, зачастую встает вопрос об определении профиля субординатуры для довольно многочисленного контингента студентов, получающих «свободный диплом». Нам кажется целесообразной

подготовка их как специалистов широкого профиля. Эта задача наиболее полно может быть решена при прохождении первичной специализации по гигиене детей и подростков, поскольку последняя по существу является общей гигиеной детского возраста.

Поступила 02.11.84

УДК «М.З/.4.07(47«-2Б>

Н. В. Шестопалов, В. И. Казак, А. М. Гантман

КОМПЛЕКСНОСТЬ В РАБОТЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МИНСКА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

> Минская городская санэпидстанция

Проблемы санитарно-эпидемиологического обеспечения города, как правило, требуют комплексного, всестороннего подхода. При этом к разработке и реализации санитарно-гигиенических и противо-эпидемических мероприятий привлекаются разные структурные подразделения СЭС, а также городские службы, ведомства и учреждения.

Под комплексностью в работе мы понимаем определение общих целей, обмен информацией, совместное принятие решений, расширение сферы деятельности каждого специалиста, четкое резделенне функций. Очевидно, что комплексный подход позволяет решать вопросы гигиенического и противоэпидемического обеспечения быстрее, качественнее и экономнее.

Учитывая эти обстоятельства, мы пришли к выводу о необходимости разработки системы планирования и проведения комплексных мероприятий. Эта система изложена в одном из стандартов учреждения (СТУ), разработанном на нашей СЭС. В первую очередь был определен круг вопросов, которые наиболее целесообразно решать в комплексе. Это планирование и анализ работы, учеба специалистов, подготовка материалов для рассмотрения в соответствующих инстанциях, организация и проведение надзора непосредственно на Ц объектах, гигиеническая подготовка и санитарное просвещение населения. Перечисленные виды деятельности не являются исчерпывающими и дополняются с учетом складывающейся в городе обстановки.

Проведение комплексных мероприятии в каждом конкретном случае регламентируется соответствующим документом — приказом, планом и т. д. Одним из таких документов является «Карта организации исполнения» (см. приложение 1), которая составляется руководителем отдела (отделения), утверждается главным врачом или его заместителем; за выполнением указанных в ней мероприятий устанавливается контроль. Внедренне разработанной карты позволяет наиболее эффективно организовывать контроль за исполнением дирек-

тивных документов подразделениями и специалистами.

Следует отметить, что комплексность в осуществлении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий предусматривает четкое разграничение функций структурных подразделений и отдельных специалистов. Это обеспечивает глубокий профессиональный анализ ситуации, принятие компетентных решений. Так, упомянутым выше СТУ предусмотрено разделение обязанностей между санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим отделом при осуществлении противоэпидемических мероприятий (см. приложение 2). Подобное разделение позволяет значительно экономить время, исключает вероятность возможных конфликтов, связанных с распределением обязанностей, что особенно важно в период осложненной эпидемиологической ситуации. Вместе с тем мы требуем, чтобы при осуществлении надзора каждый специалист, например эпидемиологического отдела, обращал внимание не только на проведение медицинских противоэпидемических мероприятий, но также и на поддержание соответствующего санитарно-гигиенического состояния объекта. Аналогичные требования предъявляются к работникам санитарно-гигиенического отдела.

Комплексные мероприятия, проводимые с привлечением других организаций, учреждений и ведомств, носят, как правило, плановый характер м осуществляются в виде обмена информацией (ведомственные лаборатории, госинспекция по контролю за работой газоочистных сооружений и т. д.), совместного обследования объектов (техническая инспекция профсоюзов, комитет народного контроля, прокуратура, органы внутренних дел и т. д.). подготовки совместных документов (техническая инспекция профсоюзов, отделы, управления исполкома городского Совета народных депутатов, другие организации). Как показывает многолетняя практика, действенность совместных мероприятий намного эффективнее усилий отдельных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.