Пути совершенствования методов по противодействию кибертерроризму в Российской Федерации
Жуков А.З.
1.11. Пути совершенствования методов по противодействию кибертерроризму в Российской Федерации
© Жуков Азамат Заурбекович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются причины появления кибертерроризма в Российской Федерации и пути совершенствования существующей системы по противодействию кибертерроризму. Очевидно, что кибертерро-ризм - это новая и серьезная угроза для национальной безопасности государства. Эффективное противодействие кибертеррористическим преступлениям не представляется возможным, применяя существующие методы по противодействию. Необходима трансформация как нормативно-правового, так и технологического характера. Система по противодействию кибертерроризму в Российской Федерации должна совершенствоваться постоянно, так как сфера информационных технологий развивается очень высокими темпами, что отражается и на действиях кибертеррористов.
Ключевые слова: кибертерроризм, информационная безопасность, национальная безопасность, интернет-пространство, информационные технологии, компьютерные атаки.
Для цитирования: Жуков А.З. Пути совершенствования методов по противодействию кибертерроризму в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 067-070.
Ways of improving counter cyber terrorism methods in Russian Federation
©Zhukov Azamat Zaurbekovich
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]
Abstract
The article discusses the reasons for the emergence of cyber terrorism in the Russian Federation and ways to improve the existing system to counter cyber terrorism. It is obvious that cyber terrorism is a new and serious threat to the national security of the state. Effective counteraction to cyberterrorist crimes is not possible, using existing methods to counter. A transformation of both regulatory and technological nature is needed. The system for countering cyber terrorism in the Russian Federation should be constantly improved, since the sphere of information technology is developing at a very fast pace, which is reflected in the actions of cyber terrorism.
Keywords: cyber terrorism, information security, national security, Internet space, information technology, computer attacks.
For citation: Zhukov A.Z. Ways of improving counter cyber terrorism methods in Russian Federation // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 067-070. (in Russ.).
Введение
Терроризм - это явление, которое наиболее широко распространилось в 20 веке. Постепенно происходила его трансформация: менялись методы, инструменты, как самого терроризма, так и методы борьбы с ним. Если рассматривать терроризм как уголовно-правовой феномен, то он носит международный характер. Терроризм относится к числу международных преступлений в соответствии с международными нормативно-правовыми актами. В 21 веке мировое сообщество столкнулось с новой формой терроризма - кибертер-роризмом. Многие называют кибертерроризм компьютерным терроризмом. С каждым годом угроза кибер-терроризма как для отдельных государств, так и для мира в целом возрастает, об этом свидетельствует анализ мировых тенденций развития кибертеррориз-ма. Число пользователей сетью Интернет возрастает с каждым годом. Такой рост числа пользователей влияет в определенной степени и на ситуацию с кибертер-роризмом.
Активное внедрение во все сферы жизнедеятельности информационных технологий приводит к возникновению новых видов преступлений. К их числу относятся компьютерная преступность и компьютерный терроризм. Террористы и терростические организации активно используют инструменты по незаконному вмешательству в работу информационных систем. Это незаконное получение информации, присвоение информации, вымогательство информации, размещение и распространение материалов террористического характера, создание незаконны информационных сообществ.
Основные положения работы
Основные тезисы работы заключаются в следующем: кибертерроризм - это одна из глобальных угроз в современном мире; необходимо формирование комплексной системы борьбы в кибертерроризмом, которая включает кадровые, нормативно-правовые и технологические ресурсы.
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 67
ISSN 2310-7049 (online)
Результаты исследования
К сожалению киберпреступления представляют собой один из наиболее сложных видов преступных действий в отношении раскрываемости. Преступления данного рода относятся к категории преступлений с высоким уровнем латентности.
Кибертерроризм крайне негативно сказывается на политической, социальной и экономической ситуации в стране. Компьютерный терроризм способен в короткие сроки дестабилизировать обстановку. Негативные тенденции, которые мы наблюдаем на современном этапе, оказывают влияние и на дальнейшее развитие Российской Федерации. Кибертеррористы активно используют российский сегмент сети Интернет с целью размещения информации антигосударственного, антиправительственного, антипрезидентского характера. Информация террористического характера размещается посредством использования Интернет-ресурсов. Террористы используют Интернет-пространство для переписки, пропаганды террористических идей. Деятельность террористических организаций также направлена на дискредитацию Президента, Правительства, власти в целом. [3, с. 15]
Российская Федерация с начала 2000-х гг. принимает активное участие в разработке международных нормативно-правовых актов, направленных на осуществление борьбы с кибертерроризмом. Российская Федерация активно приняла участие в 2001 -2005 годах в разработке проекта Конвенции Совета Европы
2005 г. «О предупреждении терроризма». 21 апреля
2006 года ратифицировала данный документ. Учитывая, что ситуация в Российской Федерации складывалась сложная, соответственно была необходимость разработки локальных нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с терроризмом, в том числе и кибертерроризмом. Так на территории Российской Федерации функционируют следующие нормативно-правовые акты:
1. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.l0.2009).
2. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 1.07.2014 г.).
3. Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» и т. д.
Разработанные нормативно-правовые акты являются правовым фундаментом для осуществления мероприятий по противодействию и борьбе с кибертерро-ризмом. Однако у правоохранительных органов возникают проблемы, и одной из причин является, то, что ряд организаций не сообщает о кибертеррористиче-ских действиях в их отношении. Что во многом не позволяет сформировать достоверные сведения о ситуации по кибертерростическим преступлениям.
На рисунке 1 представлены причины, по которым организации не сообщают о кибертеррористических действиях.
Исходя из представленных данных на рисунке 1 можно сделать ряд выводов: большинство организаций стремятся к сохранению высокой репутации и по этой причине боятся огласки, что может привести к негативным последствиям в виде недоверия со стороны клиентов; к сожалению одой из причин является
отсутствие доверия к правоохранительной системе; конкурентная борьба и отсутствие знаний о работе системы правоохранительных в данном направлении.
131,43% ■
20.00°«
I I - .
Нежелание Прпвоохр.органы не Опасение ш-?я Нелишне о Другое
негативной огласки помогут конкурентов заинтересованности
прлвоох.органов
Рисунок 1 - Причины, по которым организации не сообщают о кибертеррористических действиях
Очевидно, что указанные причины негативно сказываются на эффективности борьбы с кибертеррориз-мом. Для устранения указанных явлений необходимо проведение комплексной разъяснительной работы, что позволит снизить влияние обозначенных факторов.
Обсуждение
Рассмотрим причины возникновения кибертеррориз-ма. Анализ нормативно-правовой базы позволяет выделить следующие причины возникновения кибертер-роризма: политические, экономические и социальные.
Политические причины, в свою очередь классифицируют на внешние и внутренние причины. К числу внешних причин относятся: процессы глобализации в современном политическом и экономическом пространстве; высокая степень дифференциации между уровнем экономического благосостояния стран; военные действия агрессивного характера в отношении других государств, в том числе оккупационные действия; высокие темпы информационного и инновационного развития стран; столкновение интересов государств.
К категории внутренних причин относятся: политическая ситуация в стране; существование политических конфликтов в стране; слабый институт взаимодействия общества и государственных структур. Политические проблемы в свою очередь являются фундаментом возникновения и обострения проблем в социальной сфере.
Социальные причины: высокая социальная дифференциация в обществе; раскол в обществе по причине экономического благосостояния; низкий уровень жизни; замедленный процесс формирования среднего класса в обществе.
Возникновению кибертерроризма и его широкому распространению способствуют экономические причины. Высокий уровень инфляции, кризисные явления в экономике, высокие показатели безработицы - это явления, которые приводят к росту числа преступлений, в том числе и кибертерроризм. Это комплекс причин, которые следует учитывать в процессе определения и разработки методов по борьбе с кибертерроризмом.
Осуществление эффективной борьбы с кибертерро-ризмом на территории Российской Федерации пред-
68 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Пути совершенствования методов по противодействию кибертерроризму в Российской Федерации
Жуков А.З.
ставляется возможным только при условии разработки государственной программы развития информационно- технологий, которые обеспечат подключение корпоративных сетей к сети Интернет при условии соблюдения требований информационной безопасности.
Следует отметить, что эффективная борьба с терроризмом не может осуществляться только посредством нормативно-правовых инструментов, необходимо активное использование технологического аппарата. В рамках технологического направления следует разрабатывать программы по совершенствованию технологий своевременного обнаружения и пресечения незаконных попыток доступа к информационным ресурсам.
В рамках законодательных актов следует определить и обозначить максимально полный перечень видов информационных ресурсов, которые не подлежат размещению в общедоступных сетях. Следом необходимо выстроить эффективную систему контроля над соблюдением этих требований. [4, с.8].
Параллельно следует совершенствовать работу профилактического характера по выявлению новых факторов риска. Особое внимание следует уделить разработке и активно использованию новых технологий борьбы с кибертерроризмом.
Одним из ключевых направлений совершенствования методов борьбы с кибертерроризмом является подготовка высококвалифицированных кадров. В данном направлении следует выстроить эффективную систему подготовки и повышения квалификации специалистов именно в сфере информационной безопасности. Необходимо проводить более жесткий профессиональный отбор посредством выбора специалистов на конкурсной основе. Указанный подход будет выступать в качестве элемента мотивации к про-
Список литературы:
1. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.l0.2009);
2. Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» и т. д.
3. Паненков А. А. Кибертерроризм как реальная угроза национальной безопасности России / А. А. Паненков // Право и кибербезопасность. - 2014. - № 1. -С. 12-19.
4. Усилинский, Ф. А. Кибертерроризм в России: его свойства и особенности / Ф. А. Усилинский // Право и кибербезопасность. - 2014. - № 1. - С. 6-11.
фессиональной переподготовке и повышению квалификации.
Очень важным элементом является повышение уровня правосознания общества. Это позволит повысить грамотность населения в данном вопросе, и в дальнейшем будет способствовать содействию со стороны общества в выявлении случаев кибертерро-ризма уже на стадии подготовки преступлений, которые осуществляются с применением информационных технологий.
Заключение
Очевидно, что появление новых «нетрадиционных» видов кибератак и компьютерных преступлений террористического характера - это процесс неизбежный, так как для рынка информационных технологий характерно динамичное развитие. Кибертерроризм активно будет использовать новые инструменты, в связи с чем совершенствование системы борьбы с кибертерроризмом должно стать процессом постоянного характера, как в нормативно-правовом, так и технологическом направлениях.
Эффективное противодействие кибертерроризму возможно только при целенаправленном и комплексном решении задач, которые обозначены выше. Создание комплексного аппарата по борьбе с кибертер-роризмом позволит снизить вероятность реализации террористических угроз в киберпространстве.
В целом сложно прогнозировать, как в дальнейшем сложится ситуация, так как это зависит от политического направления, выбранного Российской Федерацией, но важным фактором является и ситуация на мировом политическом, экономическом и информационно-технологическом пространстве.
References:
1. The concept of countering terrorism in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on 05.10.2009);
2. Decree of the President of the Russian Federation of January 15, 2013 No. 31c "On the creation of a state system for detecting, preventing and eliminating the consequences of computer attacks on the information resources of the Russian Federation", etc.
3. Panenkov, A. A. Cyberterrorism as a real threat to the national security of Russia / A. A. Panenkov // Law and cybersecurity. - 2014. - No. 1. - P. 12-19.
4. Usilinsky, F. A. Cyberterrorism in Russia: its properties and features / F. A. Usilinsky // Law and cybersecurity. - 2014. - No. 1. - S. 6-11.
Рецензия
на статью Жукова Азамата Заурбековича «Пути совершенствовании методов по противодействию кнбертерро-ризму в Российской Федерации»
Статья Жукова А.З. представляет собой теоретическое исследование современных проблем в сфере противодействия кибертерроризму в Российской Федерации. Представлен комплексный обзор причин возникновения и роста количества кибертеррористических преступлений в Российской Федерации. Рассмотрены нормативно-правовые и технические инструменты по борьбе с кибертерроризмом.
Рецензируемый материал отличается научностью, системностью и логической последовательностью. Стиль изложения данной научной работы отвечает требованиям, которые предъявляются к публикациям. В статье представлена статистическая информация в форме диаграммы, что значительно повышает информативность данной статьи.
Научная работа обладает теоретической и практической значимостью. Автором в рамках статьи предложены практические рекомендации по совершенствованию существующей системы методов по противодействию ки-
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 69
ISSN 2310-7049 (online)
бертерроризму в Российской Федерации, предложенные методы носят комплексный характер, что значительно повышает практическую значимость данной работы.
Статья не содержит орфографических ошибок. Данная научная работа представляет собой завершенное научное исследование, которое отличаются целостностью, содержательностью и системностью. Научная статья рекомендуется к опубликованию, так как в целом соответствует всем требованиям. Доцент кафедры ДОУ СКИ(ф)КрУ МВД России, кандидат юридических наук, подполковник полиции А.Б.Абазов
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,99%
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Жуков Азамат Заурбекович, канд. техн. наук, старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail.: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Zhukov Azamat Zaurbekovich, PhD (Technical sciences), senior lecturer, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail.: [email protected]
70 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)