Научная статья на тему 'ТЕРРОРИЗМ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ТЕРРОРИЗМ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
783
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЕ / СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Ксения Константиновна, Бондаренко Никита Андреевич

Ввиду развития киберпространства, уязвимыми становятся не только данные, которые обладают определенной ценностью, но и жизнь человека. Киберпреступления могут быть направлены не только на похищение кодов и паролей, но и на организацию преступной террористической деятельности, представляющую угрозу для общества. Как следствие, встает вопрос о необходимости законодательного закрепления специальных составов, которые предусматривали бы защиту населения от кибертеррористических посягательств. В российском уголовном законодательстве отсутствует отдельный состав, посвященный терроризму в информационном пространстве, не упоминаются квалифицирующие признаки в главе, посвященной преступлениям против общественной безопасности, которые можно было бы отнести к компьютерному терроризму. Наряду с отсутствием отдельного состава преступления, легального определения кибертерроризма в российском законодательстве нет, оно разрабатывается только в юридической литературе. В статье рассматривается такое явление как кибертерроризм, его виды. В научном сообществе предлагается выделять несколько групп преступлений: хищение или уничтожение информационного и программного ресурсов при помощи внедрения в систему защиты, использование вирусов; воздействие на информацию, имеющую общественную значимость, в целях ее искажения; уничтожение или активное подавление линий связи. Необходимо оставить данный перечень открытым в целях противодействия возможным новым проявлениям изучаемого преступления. Рассмотрен зарубежный опыт (законодательство Чешской Республики, Венгрии, Индии) в части уголовно-правового противодействия киберпреступности и кибертерроризму. Сделан вывод о необходимости выделения нового отдельного состава преступления в Уголовном кодексе Российской Федерации, предусматривающего ответственность за совершение террористических деяний с использованием сети «Интернет». Включение состава кибертерроризма возможно не сколькими способами. Во-первых, это добавление в ст. 205 УК РФ соответствующей части. Во-вторых, это выделение отдельной статьи «Кибертерроризм» в УК РФ, которая бы раскрывала само понятие кибертерроризма, а также предусматривала за него наказание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORISM IN THE ERA OF INFORMATION TECHNOLOGY

Due to the development of cyberspace, not only data that has a certain value, but also human life becomes vulnerable. Cybercrimes can be aimed not only at stealing codes and passwords, but also at organizing criminal terrorist activities that pose a threat to society. As a result, the question arises of the need to legislate special the composition of the crime that would provide for the protection of the population from cyberterrorist attacks. There is no separate section dedicated to terrorism in the information space, the Criminal Code of the Russian Federation does not mention qualifying signs in the chapter on crimes against public safety, which could be attributed to computer terrorism. Along with the absence of a separate the composition of the crime, there is not legal de nition of cyberterrorism in Russian legislation, it is found only in the legal literature. The article deals with such a phenomenon as cyberterrorism, its types. In the legal community, it is proposed to distinguish several groups of crimes, such as theft or destruction of information and software resources by means of introduction into the protection system, the use of viruses; impact on information of public importance in order to distort it; destruction or active suppression of communication lines. It is necessary to leave this list open, in order to counteract possible new threat. As for foreign countries, there is legal regulation of cybercrime and cyberterrorism in the Czech Republic, Hungary and India. In the Russian Federation, it is necessary to allocate a new separate structure in the Criminal Code, which provides for legal responsibility for committing terrorism using the Internet. The inclusion of cyberterrorism is possible in several ways. Firstly, it is the addition of the corresponding part to Article 205 of the Criminal Code of the Russian Federation. Secondly, it is the allocation of a separate article «Cyberterrorism» in the Criminal Code of the Russian Federation, which would regulate the very concept of cyberterrorism, and also provide for punishment for it

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИЗМ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

OF LEGAL RESEARCH

УДК 343.3/.7

DOI 10.34076/2658_512X_2022_2_74

Прудникова Ксения Константиновна

$Ш0000226347@$Шу. utmn.ru

Студент Института государства и права

Тюменского государственного университета

Бондаренко Никита Андреевич

stud0000225834@study.utmn.ru

Студент Института государства и права

Тюменского государственного университета

Научный руководитель:

Иванова Лилия Викторовна

Доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Тюменского государственного университета Кандидат юридических наук, доцент

Терроризм в эпоху

информационных

технологий

Прудникова К. К., Бондаренко Н. А. / Терроризм в эпоху информационных технологий // Уральский журнал правовых исследований. 2022. № 2. С. 74-80. DOI 10.34076/2658_512Х_2022_2_74

Аннотация:

Ввиду развития киберпространства, уязвимыми становятся не только данные, которые обладают определенной ценностью, но и жизнь человека. Кибер-преступления могут быть направлены не только на похищение кодов и паролей, но и на организацию преступной террористической деятельности, представляющую угрозу для общества. Как следствие, встает вопрос о необходимости законодательного закрепления специальных составов, которые предусматривали бы защиту населения от кибертеррори-стических посягательств. В российском уголовном законодательстве отсутствует отдельный состав, посвященный терроризму в информационном пространстве, не упоминаются квалифицирующие признаки в главе, посвященной преступлениям против общественной безопасности, которые можно было бы отнести к компьютерному терроризму. Наряду с отсутствием отдельного состава преступления, легального определения кибертерроризма в российском законодательстве нет, оно разрабатывается только в юридической литературе. В статье рассматривается такое явление как кибертерроризм, его виды. В научном сообществе предлагается выделять несколько групп преступлений: хищение или уничтожение информационного и программного ресурсов при помощи внедрения в систему защиты, использование вирусов; воздействие на информацию, имеющую общественную значимость, в целях ее искажения; уничтожение или активное подавление линий связи. Необходимо оставить данный перечень открытым в целях противодействия возможным новым проявлениям изучаемого преступления. Рассмотрен зарубежный опыт (законодательство Чешской Республики, Венгрии, Индии) в части уголовно-правового противодействия киберпреступности и кибертер-роризму. Сделан вывод о необходимости выделения нового отдельного состава преступления в Уголовном кодексе Российской Федерации, предусматривающего ответственность за совершение террористических деяний с использованием сети «Интернет». Включение состава кибертерроризма возможно не-

УДК 343.3/.7

DOI 10.34076/2658_512X_2022_2_74

Ksenia K. Prudnikova

stud0000226347@study. utmn.ru

Institute of State and Law, University of Tyumen, Student

Nikita A. Bondarenko

stud0000225834@study. utmn.ru

Institute of State and Law, University of Tyumen, Student

Academic Supervisor: Lilia V. Ivanova

Assistant professor of the Criminal Law Department University of Tyumen, Candidate of Juridical Sciences

Terrorism in the Era of Information Technology

Ksenia K. Prudnikova, Nikita A. Bondarenko 'Terrorism in the Era of Information Technology', Ural Journal of Legal Research, 2022, No. 2. pp. 74-80. DOI I0.34076/2658_5I2X_2022_2_74

Abstract:

Due to the development of cyberspace, not only data that has a certain value, but also human life becomes vulnerable. Cybercrimes can be aimed not only at stealing codes and passwords, but also at organizing criminal terrorist activities that pose a threat to society. As a result, the question arises of the need to legislate special the composition of the crime that would provide for the protection of the population from cyberterrorist attacks. There is no separate section dedicated to terrorism in the information space, the Criminal Code of the Russian Federation does not mention qualifying signs in the chapter on crimes against public safety, which could be attributed to computer terrorism. Along with the absence of a separate the composition of the crime, there is not legal definition of cyberterrorism in Russian legislation, it is found only in the legal literature. The article deals with such a phenomenon as cyberterrorism, its types. In the legal community, it is proposed to distinguish several groups of crimes, such as theft or destruction of information and software resources by means of introduction into the protection system, the use of viruses; impact on information of public importance in order to distort it; destruction or active suppression of communication lines. It is necessary to leave this list open, in order to counteract possible new threat. As for foreign countries, there is legal regulation of cybercrime and cyberterrorism in the Czech Republic, Hungary and India. In the Russian Federation, it is necessary to allocate a new separate structure in the Criminal Code, which provides for legal responsibility for committing terrorism using the Internet. The inclusion of cyberterrorism is possible in several ways. Firstly, it is the addition of the corresponding part to Article 205 of the Criminal Code of the Russian Federation. Secondly, it is the allocation of a separate article «Cyberterrorism» in the Criminal Code of the Russian Federation, which would regulate the very concept of cyberterrorism, and also provide for punishment for it.

OF LEGAL RESEARCH

сколькими способами. Во-первых, это добавление в ст. 205 УК РФ соответствующей части. Во-вторых, это выделение отдельной статьи «Кибертерроризм» в УК РФ, которая бы раскрывала само понятие ки-бертерроризма, а также предусматривала за него наказание.

Ключевые слова:

терроризм, террористический акт, кибертерро-ризм, преступление, киберпреступление, сеть «Интернет».

Keywords:

terrorism, terrorist act, cyberterrorism, crime, cyberr crime, Internet.

Современные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, мы используем их ежедневно для самых различных задач. В настоящее время стремительно развивающийся научно-технический прогресс позволяет почти каждому человеку в мире беспрепятственно использовать компьютерную технику с открытым доступом в сеть «Интернет». Безусловно, изменения такого масштаба за последние двадцать лет являются прорывом, открывающим новые возможности и перспективы в дальнейшем. Однако, говоря только о положительных аспектах, мы упускаем такое социальное явление, при котором развитие научно-технического прогресса порождает негативный всплеск общественно опасных деяний, в частности, сетевой терроризм.

А.С. Питинова говорит о том, что внедрение новых информационных технологий, а также создание единого виртуального информационного пространства ведет к появлению новых угроз для национальной и международной безопасности [1, с. 31]. Е.А. Капитонова связывает такое развитие преступности с тем, что преступники активно используют современные возможности сети «Интернет»: быстрое подключение, отсутствие должной цензуры, масштабность пользователей, анонимность [2, с. 30]. Также можно добавить, что для совершения киберпреступлений не потребуется большое количество финансовых средств. По мнению авторов, этот ряд преимуществ повлиял на действия преступников, которые начали активно использовать виртуальные средства массовой информации в экстремистских, террористических и кибертеррористических целях.

Многообразие преступных проявлений в сети «Интернет» ставит вопрос об их классификации. Отдельными авторами справедливо предлагается выделять два вида киберпреступлений: специальные (в сфере компьютерной информации) и общеуголовные (все иные, совершаемые с использованием информационных технологий) [3, с. 118]. Исходя из данной классификации, кибертерроризм будет относиться к общеуголовным киберпреступлениям.

Исходя из статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, можно прийти к выводу, что зарегистрированных преступлений террористического характера с каждым годом становится все больше, вследствие чего представляется возможным говорить о возрастающей тенденции на увеличение числа таких преступлений. Так, в 2018 году таких преступлений было зарегистрировано 1679, в 2019 - 1806, в 2020 - 2342, в 2021 - 21361. Возрастает и в целом число преступлений, совершаемых в цифровом пространстве.

Несмотря на неутешительные показатели, отдельный состав в Уголовном кодексе Российской Федерации2 (далее - УК РФ), регулирующий терроризм в информационном пространстве, отсутствует. В статье 205 УК РФ, посвященной

1 Показатели преступности России // Портал правовой статистики. Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 27.12.2021).

2 Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-Ф3 (ред. от 28.01.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

террористическому акту, перечислены такие действия, как: совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международной организации либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий. Мы полагаем, что указанные деяния ни каким образом не относятся к компьютерному терроризму по причине того, что под «иными действиями» в названной статье, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ, следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, к примеру, совершение аварий на объектах жизнеобеспечения, разрушение транспортных коммуникаций, заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания и т.д.3 То есть должен наличествовать какой-либо масштабный негативный овеществленный результат, а действия в сети «Интернет» такого результата не имеют.

Ни приведенная выше норма закона, ни установленное определение Пленума Верховного Суда не содержат такого квалифицирующего признака, как совершение террористического акта с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Использование Интернета относится к таким составам, как: публичный призыв к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, о которых сказано в части 2 статьи 205.2 УК РФ, что также не отражает в полной мере необходимое толкование действий кибертерроризма.

Несмотря на существование главы 28 в УК РФ, посвященной преступлениям в сфере компьютерной информации, статьи 272 - 274.1 УК РФ не содержат каких-либо упоминаний о террористической деятельности. Так, несмотря на то, что компьютерный терроризм может осуществляться при помощи вредоносных программ, статья 273 УК РФ не предусматривает данное положение и не содержит в себе специальные квалифицирующие признаки.

Стоит отметить, что с 1 января 2018 года в законную силу вступила ст. 274.1 УК РФ, которая по своей сути является специальной для главы 28 УК РФ и включает в себя санкцию за неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации. Термин «критическая», по мнению Ю.В. Трунцевского, относится к инфраструктуре, которая при повреждении приведет к катастрофическому и масштабному ущербу [4, с. 101-102]. Однако, объектом посягательства в данной статье является критическая информационная инфраструктура (далее - КИИ), что исключает возможность отнести кибертер-рористические деяния к этому составу. Относится тот или иной информационный ресурс к КИИ определяется наличием его в Реестре значимых объектов критической информационной инфраструктуры, об этом сказано в ст. 8 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»4. Представляется возможным, что ст. 274.1 УК РФ не является квалифицирующим составом для киберпреступности в целом, ведь объекты посягательства могут быть не включены в Реестр, однако в совокупности представлять систему, представляющую значимость для осуществления той или иной деятельности.

3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 (ред. от 03.11.2016) «О некоторых

вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»

// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012. N 4.

4 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»: федер. закон

от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. N 31 (ч. I). Ст. 4736.

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

Наряду с отсутствием отдельного состава преступления, легального определения кибертерроризма в российском законодательстве и судебной практике нет. То есть ни в Уголовном кодексе РФ, ни в Постановлениях Пленума Верховного суда РФ данное понятие не содержится. На существование кибертерроризма как одного из видов терроризма указывает п. 45 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации»5.

В настоящее время понятие кибертерроризма раскрывается только в юридической литературе. Так, В.А. Голубев в своей работе обозначает кибертерроризм как преднамеренную атаку на информацию, обрабатываемую компьютером, компьютерную систему или сеть, которая создает опасность для жизни и здоровья людей или наступления других тяжких последствий, если такие действия были совершены с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения или провокации военного конфликта [5]. А.М. Абдулатипов справедливо утверждает, что кибертерроризм представляет собой угрозу для человечества, которую можно сравнить с бактериологическим, ядерным и химическим оружием, кроме того, степень данной угрозы представляет опасность вследствие новизны и неизученности [6, с. 106]. Также, своеобразная угроза заключается в отсутствие государственных границ, в пределах которых может быть совершено противоправное деяние, так как использовать компьютер и сеть «Интернет» можно из любой точки планеты.

В.А. Мазуров описывает преступление, совершенное в киберпространстве как противоправное вмешательство в работу компьютерных программ и сетей, а также несанкционированное изменение каких-либо компьютерных данных, иные общественно опасные деяния, которые совершаются при помощи компьютерных технологий и сети «Интернет» [7, с. 42].

Р.А. Хачидогов в своей научной работе говорит о том, что действие кибертер-роризма направлено на нанесение материального, физического ущерба, совершение сетевого нападения с целью террора, шантажа и военного конфликта [8, с. 74].

Для более точного понимания кибертерроризма необходимо прежде всего выделить его виды. Мы полагаем, что кибертерроризм может быть поделен на две группы. В первую группу преступлений входят те, которые непосредственно связаны с использованием компьютерных технологий, специально разработанных программ для посягательства на информационные ресурсы, имеющие общественное значение. Ко второй группе относятся деяния, направленные на распространение устрашающей информации, содержание которой связано с террористическим актом.

А.И. Диденко предлагает выделить основные примеры кибертерроризма, такие как хищение или уничтожение информационного и программного ресурсов при помощи внедрения в систему защиты, использование вирусов; воздействие на информацию, имеющую общественную значимость, в целях ее искажения; уничтожение или активное подавление линий связи [9, с. 3-4].

Представляется, что данный перечень должен носить открытый характер, для того, чтобы новые способы осуществления преступлений в компьютерном пространстве были уголовно наказуемы.

В 2014 году в сети «Интернет» стали активно распространяться видеозаписи казней журналистов боевиками «Исламского государства» (запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация). На кадрах

5 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009 г.) //

Рос. газета. 2009. № 198.

OF LEGAL RESEARCH

журналисты обвиняли США, Великобританию и Японию в убийстве мирного населения Сирии, а затем им отрезали головы. При этом преступники выдвигали требования к правительствам вышеуказанных стран, что говорит о террористической направленности их целей. Как уже было сказано ранее, нормативное закрепление самого понятия «терроризм» предполагает причинение значительного имущественного ущерба. Однако, в мировой истории происходили кибер-террористические события, которые стали причиной потери большого количества денежных средств. В США в 2016 году появилась первая версия вредоносной программы «Petya», поражающая ЭВМ под управлением операционной системы «Microsoft Windows». Данный вирус сначала приостановил деятельность украинских мероприятий (банки, аэропорты, городские администрации), а позже распространился на другие страны: Россия, Франция, США и многие другие. Причиненный вирусной атакой ущерб составил не менее 10 миллиардов долларов США. Эти примеры подтверждают тезис о том, что совершение подобных деяний представляет особую угрозу, с которой необходимо бороться.

Несмотря на то, что в Российской Федерации законодательное закрепление состава кибертерроризма отсутствует, в некоторых других странах ситуация складывается по-другому. Так, Е.В. Кошечкина и С.В. Новиков, проанализировав уголовное законодательство в западных странах, отмечают, что в Чешской Республике за компьютерные преступления следует уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом6. Согласно данному закону, ответственность может наступать как за совершение самого сетевого террористического акта, так и за угрозу его совершения, а также в отношение лиц, которые осуществляют финансовую и материальную поддержку [10, с. 102].

В Уголовном кодексе Венгрии7 присутствуют отдельные параграфы, охватывающие киберпреступления в целом. Так, законодательно представлены некоторые виды терроризма, в которые входят и киберпреступления. В том числе активное использование киберпространства может быть обозначено как подготовительный акт к терроризму [11, с. 103]. Предполагается, что в данном случае речь идет о распространении какой-либо информации, подготовке к осуществлению террористического акта в сети «Интернет».

Л.В. Иванова, рассматривая законодательство в Индии, отмечает, что в данном государстве выделяется несколько групп киберпреступлений в зависимости от источника правового регулирования: в соответствии с Законом об информационных технологиях; в соответствии с Уголовным кодексом; в соответствии с локальными нормативно-правовыми актами. Уголовный кодекс Индии8 содержит такие составы, как преследование в сети «Интернет», сексуальные домогательства в киберпространстве, ложные информационные и новостные сведения. За кибертерроризм предусмотрено пожизненное лишение свободы [3, с. 119-120]. Также, в Индии в сфере безопасности реализуются следующие направления: Cyber Swachhta Kendra - информационная среда, защищенная от вирусов; Cert-In - агентство по борьбе с угрозами в киберпространстве (взлом, фишинг); Crime and criminal traching network & systems - сеть по борьбе с преступностью [11, с. 38].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие человече-

6 Criminal Code of the Czech Republic (2009). URL: https://www.legislationline.org/download/id/6370/file/

Czech%20Republic_CC_2009_am2011_en.pdf (дата обращения: 27.12.2021).

7 Criminal Code of the Republic of Hungary. Act C of 2012 on the Criminal Code. URL: https://www.legislationline.

org/download/id/5619/file/HUngary_Criminal_Code_of_2012_en.pdf (дата обращения: 27.12.2021)

8 The Indian Penal Code, 1860 // Digital Repository of All Central and State Acts. URL: https://www.indiacode.nic.

in/handle/123456789/2263?locale=en (дата обращения: 20.01.2021).

OF LEGAL RESEARCH

ских возможностей в сети «Интернет» привело к созданию новых угроз международной безопасности. Это связано с тем, что преступники активно используют сетевое пространство ввиду быстрого беспрерывного подключения, масштабности, анонимности. В Российской Федерации, вследствие развития современных компьютерных технологий и возможностей, необходимо выделение нового отдельного состава в Уголовном кодексе РФ, предусматривающего ответственность за совершение террористических действий с использованием сети «Интернет», так как такое деяние представляет намного большую общественную опасность, поскольку для того, чтобы совершить акт терроризма в Интернете нужны специальные знания, умения, оборудование, вирусные программы. Для проявления акта «классического» терроризма подобное не требуется.

Включение состава кибертерроризма возможно несколькими способами. Во-первых, это добавление в ст. 205 УК РФ соответствующей части. Во-вторых, это выделение отдельной статьи «Кибертерроризм» в УК РФ, которая бы раскрывало само понятие кибертерроризма, а также предусматривала за него наказание.

Библиографический список:

1. Питинова А.С. Актуальные вопросы противодействия кибертерроризму // Право: история, теория, практика: материалы VI Международной научной конференции. - СПб: Свое издательство, 2018. - С. 31-34

2. Капитонова Е.А. Особенности кибертерро-ризма как новой разновидности террористического акта // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - N 2 (34). - С. 29-41

3. Иванова Л.В. Уголовно-правовое противодействие киберпреступности в странах БРИКС // Цифровые технологии в борьбе с преступностью: проблемы, состояние, тенденции (Долговские чтения): сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Университет Прокуратуры РФ, 2021. - С. 118-122

4. Трунцевский Ю.В. Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру: уголовная ответственность ее владельцев и эксплуатантов // Журнал российского права. - 2019. - N 5. - С. 99-106

5. Голубев В.А. Кибертерроризм как новая форма терроризма // URL: https://www.crime-research. org/library/Gol_tem3.htm (дата обращения: 27.12.2021).

6. Абдулатипов А.М. Понятие информационного терроризма // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. -2019. - N 2. - С. 105-111

7. Мазуров В.А. Кибертерроризм: понятие, проблемы противодействия // Доклады ТУСУР. -2010. - N 1-1. - С. 41-45

8. Хачидогов Р.А. Понятие и проблемы противодействия кибертерроризму // Журнал прикладных исследований. - 2021. - N 3. - С. 74-78

9. Диденко А.И. Понятие и место кибертерроризма в уголовном праве России // Отечественная юриспруденция. - 2016. - N 9 (11). - С. 5

References:

1. Pitinova A. S. (2018). Topical Issues of Countering Cyberterrorism in Law: History, Theory, Practice: Materials of the VI International Scientific Conference (St. Petersburg, June 2018). St. Petersburg: Svoe izdatelstvo. pp. 31-34

2. Kapitonova E. A. (2015). Features of Cyberterrorism as a New Kind of Terrorist Attacks (2015) University proceedings. Volga region. Social sciences. 2 (34). pp. 29-41

3. Ivanova L. V. (2021). Criminal law Counteraction to Cybercrime in the BRICS Countries in Digital Technologies in the Fight against Crime: Problems, State, Trends, Dolgov Readings: Compilation of Materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow. pp. 118-122

4. Truntsevsky Yu. V. (2019). Unlawful Impact on Critical Information Infrastructure: The Criminal Liability of Its Owners and Operators. Journal of Russian Law. 5. pp. 99-106

5. Golubev V. A. Cyberterrorism as a New Form of Terrorism. URL: https://www.crime-research. org/library/Gol_tem3.htm (accessed 27 December, 2021).

6. Abdulatipov A. M. (2019). The Concept of Information Terrorism. Yuridicheskii vestnik DGU. 2. pp. 105-111

7. Mazurov V. A. (2010). Cyberterrorism: Concept, Counteraction Problems. Proceedings of TUSUR University. 1-1. pp. 41-45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Khachidogov R. A. (2021). The Concept and Problems of Countering Cyber Terrorism. Journal of Applied Research. 3. pp. 74-78

9. Didenko A. I. (2016). The Concept and the Place of Cyberterrorism in the Criminal Law of Russia. National law. 9 (11). p. 5

10. Koshechkina E. A., Novikov S. V (2017). On the Issue of the Problems of Legislation in the Field of Cyberterrorism. The Journal Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 4. pp. 101-105

OF LEGAL RESEARCH

10. Кошечкина Е.А., Новиков С.В. К вопросу о проблемах законодательства в сфере кибертерро-ризма // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». - 2017. - N 4. - С. 101-105

11. Гуляева П.С. Правовое регулирование развитие информационной сферы в Индии // Образование и право. - 2018. - N 11. - С. 314-321

11. Gulyaeva P. S. (2018). Legal Regulation of Information Sphere Development in India. Education and Law. 11. pp. 314-321

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.