Криминология
Научная статья УДК 343.9
Особенности феномена кибертерроризма в условиях XXI столетия и меры по противодействию этому явлению
Петр Николаевич Кобец
ВНИИ МВД России, г. Москва, Россия,
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-6527-3788
АННОТАЦИЯ. Введение. Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена тем, что надежное киберпространство имеет важнейшее значение для безопасности и стабильности Российской Федерации, а защищенная от угроз кибертерроризма безопасность всей цифровой инфраструктуры российского государства в условиях начала третьего десятилетия XXI столетия все больше приобретает решающее значение для конкурентоспособности нашей страны на мировых рынках, государственной экономической стабильности и долгосрочного процветания.
Цель исследования. Данная научная статья была подготовлена с целью анализа современного состояния, различных характеристик и особенностей одной из разновидностей террористических проявлений - кибертерроризма, а также для дальнейшего использования полученных выводов в работе по противодействию рассматриваемому феномену.
Методология и результаты. Методологической основой данной работы стали общенаучные методы - диалектический, формальной логики, анализ и синтез, в частности анализ печатных и электронных изданий. На основе проведенного исследования автором убедительно доказано, что динамичное развитие кибертерроризма в условиях нового тысячелетия во многом обусловлено той легкостью, с которой происходит совершение ки-бератак, а также многочисленными сложностями, которые возникают в процессе установления и привлечения к уголовной ответственности субъектов кибертерроризма. Кроме того, проведенное исследование свидетельствует о том, что анализируемая автором проблематика в настоящее время изучена не в достаточной степени, а опасность кибертерроризма, в том числе во многом обусловлена тем, что в современных условиях многие группировки террористов, совершающие кибератаки, как правило, формируются при помощи глобальной сети Интернет, которую очень сложно контролировать. Исследования кибертерроризма, проведенные ранее и обладающие несомненной ценностью, не решали отдельные проблемы, которые продолжают иметь важное значение для науки и правоприменительной практики. Данная работа обладает научной новизной, поскольку в ней на основе комплексного подхода предложены современные меры противодействия кибертерроризму. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных в процессе исследования выводов для совершенствования деятельности по борьбе с кибертерроризмом.
Выводы. Автор приходит к выводу, что кибертерроризм представляет собой новый этап в истории развития человеческой цивилизации. Это явление мало изучено, непоследовательно и в законодательном плане недостаточно урегулировано. С учетом особой динамики распространения кибертерроризма важно заниматься совершенствованием материального права. Уголовный кодекс Российской Федерации должен пополняться новыми составами противоправных деяний, связанных с кибертерроризмом. При этом важно отметить, что, прежде чем вводить новые составы преступлений для борьбы с кибертерроризмом, необходимо дать законодательное определение самого этого понятия. Кроме того, в процессе исследования вопросов кибертерро-ризма автор наметил ряд важнейших проблем, требующих дальнейшего исследования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кибертерроризм, киберпространство, угрозы кибертерроризма, цифровая инфраструктура, террористические организации, государственная стабильность, правовое регулирование, информационные технологии, террористическая атака, предупреждение преступности, профилактические меры, комплексное воздействие
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кобец П. Н. Особенности феномена кибертерроризма в условиях XXI столетия и меры по противодействию этому явлению // Научный портал МВД России. 2022. № 1 (57). С. 89-97.
© Кобец П. Н., 2022
Criminology
Original article
Features of the phenomenon of cyberterrorism in the conditions of the XXI century and measures to counter it
Peter N. Kobets
NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6527-3788
ABSTRACT. Introduction. The relevance of the problem under consideration is due to the fact that reliable cyberspace is of crucial importance for the security and stability of the Russian Federation, and the security of the entire digital infrastructure of the Russian state, protected from cyberterrorism threats, in the conditions of the beginning of the third decade of the XXI century, is increasingly becoming crucial for the competitiveness of our country in world markets, state economic stability and long-term prosperity.
The purpose of the study. This scientific article was prepared in order to analyze the current state, various characteristics and features of one of the varieties of terrorist manifestations - cyberterrorism, as well as for further use of the findings in the work on countering the phenomenon under consideration in order to minimize the possible negative consequences of its manifestations.
Methodology and results. The methodological basis of this work is general scientific methods - dialectical, formal logic, analysis and synthesis, analysis of printed and electronic publications. Based on the conducted research, the author has convincingly proved that the dynamic development of cyberterrorism in the conditions of the beginning of the new millennium is largely due to the ease with which cyber attacks are committed, as well as the numerous difficulties that arise in the process of establishing and bringing to criminal responsibility the subjects of cyberterrorism. In addition, the conducted research indicates that the problems analyzed by the author are currently not sufficiently studied. And its danger, in particular, is largely due to the fact that in modem conditions, many terrorist groups that commit cyber attacks are usually formed using the global Internet network, which is very difficult to control. A number of studies of cyberterrorism conducted earlier, and having undoubted value, did not solve individual problems that continue to be important for science and law enforcement practice. In this regard, this work has a scientific novelty, since it offers modem measures to counter cyberterrorism on the basis of an integrated approach. The practical significance of the work lies in the possibility of using the conclusions obtained in the process of research, in improving the activities to combat cyberterrorism.
Conclusions. The author comes to the conclusion that cyberterrorism represents a new stage in the history of the development of human civilization. This phenomenon is poorly studied, inconsistent and insufficiently regulated in the legislative plan. Taking into account the special dynamics of the spread of cyberterrorism, it is important to improve the substantive law. In this regard, it should be noted that the Criminal Code of the Russian Federation should be supplemented with new compositions of illegal acts, among which, first of all, there should be compositions related to cyberterrorism. At the same time, it is important to note that before introducing new elements of crimes to combat cyberterrorism, it is necessary to introduce a legislative definition of this concept itself. In addition, in the process of studying the issues of cyberterrorism, the author outlined a number of important problems that require further research
KEYWORDS: cyberterrorism, cyberspace, threats of cyberterrorism, digital infrastructure, terrorist organizations, state stability, legal regulation, information technologies, terrorist attack, crime prevention, preventive measures, complex impact
FOR CITATION: Kobets P. N. Features of the phenomenon of cyberterrorism in the conditions of the XXI century and measures to counteract it // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2022. № 1 (57). P. 89-97 (In Russ.).
Большинство из современных народнохозяй- на крупнейшие объекты и организации во всем
ственных отраслей пользуются цифровой техни- мире, произошедшие в 2017 г., свидетельствуют
кой и цифровыми технологиями. С каждым годом о необходимости и актуальности исследования
нового тысячелетия киберпространство стано- проблематики противодействия кибертеррориз-
вится важнейшим объектом как экономических, му [2, р. 101-102].
так и правовых отношений. Кроме того, во всем Атаки кибертеррористов могут причинить
мире среди специалистов различных научных от- вред, который будет существеннее, чем от
раслей развивается и получает подтверждение обычного взрывного устройства. Как отмеча-
гипотеза, что в случае нарушения нормальной ют отечественные исследователи, в арсенале
работы кибертеррористами важнейших государ- кибертеррористов находятся не только разно-
ственных отраслей, зависящих от телекоммуни- образные вирусы, но и всевозможные логиче-
кационных систем, можно вывести из строя лю- ские бомбы - команды, заранее встроенные в
бую страну [1, с. 778]. А некоторые из кибератак программное обеспечение, которые срабаты-
террористов, получившие широкую огласку за вают в определенное время, а «последствия вы-
рубежом, в частности ряд массированных атак вода из строя электронной системы управления
оружия и войск при помощи подобного арсенала средств абсолютно непредсказуемы» [3, с. 24]. Кроме этого, современными кибертеррористами используются информационно-телекоммуникационные системы в качестве пропагандистских средств и для передачи информационных данных, поэтому с каждым годом становится все меньше информационных систем, полностью защищенных от акций кибертерроризма [4, с. 105]. Так, например, гипотетически кибертерро-ристы могут осуществить кибератаку на различные информационные инфраструктурные объекты топливно-энергетических или транспортных комплексов нашей страны, среди которых могут оказаться железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты. Кибератаки, вне всякого сомнения, дезорганизуют штатное функционирование рассматриваемых объектов и приведут к гибели населения и иным пагубным последствиям. Без аналогичных последствий не обойдется и применение вредоносных компьютерных программ, которые могут быть использованы ки-бертеррористами в информационно-телекоммуникационных сетях потенциально опасных либо критически важных объектов. Также кибертерро-ристами может быть применен шантаж по отношению к руководителям различного уровня с выдвижением различных требований под угрозой применения кибератаки в отношении указанных выше объектов.
При помощи воздействия на информационно-телекоммуникационные системы кибер-террористы могут выводить из строя инфраструктурные сети по передаче информационных данных и получать доступ к информационным данным конфиденциального характера. Они могут искажать информацию, которая после их вмешательства будет дискредитировать органы власти и управления, отдельные организации и определенных лиц. Кибертеррористами может быть осуществлена деятельность по пропаганде террористических идей, а также по поддержанию связи между аналогичными террористическими организациями или группами, распространению инструкций по совершению актов кибертерро-ризма.
Вышесказанное убедительно свидетельствует о том, что ни в коем случае нельзя допустить ситуацию, при которой кибертеррористы смогут получить доступ к информационным технологиям в энергетической сфере, на объектах транспортной инфраструктуры [5, с. 38], в атомной [6, с. 30], нефтегазовой, химико-биологической промышленности [7, с. 27], оборонно-промыш-
ленном комплексе, системе водоснабжения и др. Указанные обстоятельства выступают в качестве главных причин, обосновывающих не только потребность, но и обязательность исследования проблематики кибертерроризма и всех возможных действий, направленных на борьбу с ним, причем как в отдельно взятой стране, так и на глобальном уровне.
Представляя собой важнейший глобальный вызов человечеству, проявления кибертеррориз-ма должны стать объектом пристального внимания ученых всего мира. Анализ научных работ по рассматриваемой проблематике свидетельствует о том, что большинство ее исследователей задаются постоянным вопросом о том, почему борьба с кибертерроризмом правоохранительных органов всех зарубежных стран пока что не приносит ощутимых успехов. Такое положение дел можно объяснить недавним возникновением рассматриваемой проблемы и, наверное, недостаточным научным интересом к ее изучению. Многими отечественными исследователями проблематика кибертерроризма характеризуется как современное социально-политическое явление, в процессе которого террористами используются знания хакеров для осуществления своих преступных целей. Ими также отмечается, что хакеры из «инструментов» террористов со временем сами становятся кибертеррористами [8, с. 121]. Поэтому, несмотря на ряд принимаемых мер по противодействию кибертерроризму, опасность его угроз только увеличивается.
Сегодня современными террористическими организациями активно используются телекоммуникационные сети - ведь это один из наименее затратных финансовых способов для совершения террористических атак, а также их подготовки. Поскольку для формирования действующей террористической ячейки либо организации, а тем более координации деятельности нескольких подобных террористических структур, в том числе готовых к совершению акта ки-бертерроризма, влекущего за собой серьезные последствия, вполне достаточно персонального компьютера, имеющего выход в глобальную сеть Интернет [9, с. 121]. Наличие большого количества специалистов в сфере 1Т-технологий, а также существующих шаблонов позволяет ки-бертеррористам в короткие сроки создавать все новые сайты, стремительно меняя адреса и форматы. При этом важно отметить, что еще в начале XXI столетия большинство террористических организаций, внесенных в официальные списки, не обладали даже собственными интер-
нет-страницами. И всего по прошествии двух десятилетий мы наблюдаем огромное количество подобных сайтов, по сути, свободно пропагандирующих идеи терроризма и имеющих все возможности для организации кибератак на важнейшие инфраструктурные объекты. Также среди обозначенных причин, порождающих рост криминальных проявлений в информационной инфраструктуре, большое значение имеет безнаказанность кибертерроризма, малоэффективные усилия сотрудников правоохранительной сферы по противодействию этому явлению, низкий уровень профилактической работы по недопущению роста киберпреступности.
В условиях нового тысячелетия набирает обороты распространение пропагандистской и вербовочной террористической деятельности, осуществляемой террористическими организациями в сети Интернет. Будучи «основным средством распространения экстремистской информации, Интернет превращается в основной источник, пропагандирующий экстремизм и терроризм, при этом террористы рассчитывают именно на молодежную аудиторию как основных пользователей Сети» [10, с. 32]. С большим сожалением приходится признать, что в этот процесс террористами втягиваются случайные молодые люди, которые не осознают истинных целей терроризма и поддаются влиянию пропагандируемых экстремистских идей, исходящих от блогеров и ряда террористических форумов, использующих провокационные методы и приемы.
В последние годы все чаще появляются публикации отечественных специалистов, которые в своих работах широко освещают проблемы, связанные с использованием социальных сетей террористами для вербовки исполнителей террористических атак [11, с. 199]. Однако среди общепринятых причин и условий, обозначенных большинством экспертов, по которым социальные сети вызывают особый интерес у террористов, как, например, легкость контактов вне границ, чрезвычайно важно отметить такой фактор, как возможность ведения террористической деятельности по различным направлениям. При таком подходе террористы могут как осуществлять воздействие адресно и максимально точно, так и, наоборот, заниматься широкой безадресной деятельностью, направленной на различную целевую аудиторию [12, с. 152].
Зарубежными исследователями кибертерро-ризма в описании этого понятия довольно часто акцент делается на идеологические, пропагандистские и абстрактно-теоретические особенно-
сти и составляющие. Некоторые отечественные исследователи, оперируя термином «кибертер-роризм», зачастую понимают под этим понятием только совершение кибератак, скорее всего, это неверно с методологических позиций [13, с. 76]. Ряд отечественных ученых определяют кибер-терроризм «как преступный вид деятельности по использованию компьютеров в кач естве оружия или целей политически мотивированными международными или национальными группами, причиняющими или угрожающими причинить ущерб и посеять панику, с целью воздействия на население или правительство для изменения политики» [14, с. 173].
Большинство исследователей, к числу которых также принадлежит и автор данной работы, под кибертерроризмом понимают совершение кибератак в отношении информационных систем и пропаганду террористической идеологии и деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях для запугивания общественности, органов государственной власти и международных организаций. Кроме того, отечественные правоведы в большинстве своем полагают, что особенности кибертерроризма - новейшей из форм деятельности террористов, - в первую очередь проявляются в объективной стороне «данного вида преступления, которая связана с использованием различных форм и методов, временным либо необратимым выводом из строя государственных объектов по информационной инфраструктуре в целях создания условий, которые влекут наступление тяжких последствий для личности, общества и государства»1.
К отличительным признакам кибертеррориз-ма ряд отечественных исследователей относят его «международный характер, который заключается в том, что преступники и жертвы могут находиться в различных странах; высокую латент-ность и низкую раскрываемость; относительно небольшие финансовые затраты при возможном нанесении значительного вреда; большую открытость, которая выражается в привлечении общественного внимания» [15, с. 35].
Цель совершения актов кибертерроризма -запугать население; нарушить общественную безопасность; осложнить международную обстановку и отношения между конкретными странами и субъектами международного права; оказать влияние на органы государственной власти и
1 Федоров А. В. Информационная безопасность в мировом политическом процессе : учеб. пособие / Московский гос. ин-т международных отношений (ун-т) МИД России. М. : МГИМО; Ун-т, 2006. С. 112.
управления; привлечь внимание общественности к различным политическим и религиозным событиям. Характерное отличие кибертерроризма от иных проявлений киберпреступности состоит в открытом противостоянии обществу и государству при широком оповещении своих требований, намерений и идеологии.
Из вышесказанного следует, что кибертер-роризм является одним из видов террористической деятельности, которая представляет собой намеренную комплексную атаку на телекоммуникационные сети, а также компьютерную и иную информационную инфраструктуру, выводя их из строя и разрушая информационные объекты, приводя к угрозе чрезвычайных ситуаций либо к наступлению различных общественно опасных последствий, причиняя значительный имущественный вред. По мнению отечественных специалистов, в настоящее время ущерб, причиненный действиями кибертеррористов, больше причиняемого вреда от действий организованной преступности [16, с. 100].
Сегодня кибертерроризм рассматривается большинством отечественных и зарубежных исследователей, как правило, с двух позиций - как подготовка и осуществление террористических атак посредством информационных сетей, когда они выступают в качестве способа и средства совершения противоправных деяний; и как вид деятельности, содействующей кибертеррориз-му, которая выражается в вербовке новых членов террористического движения, сборе средств для содействия террористам и др.» [17, с. 5].
Также важно понимать, что в информационном пространстве граница преступной деятельности между криминальными элементами, террористическими организациями и государствами довольно размыта. Идентифицировать субъектов киберагрессии, а также установить истинные цели и мотивы их противоправных деяний, без которых невозможно квалифицировать кибертерроризм и отграничить его от иных уголовно-правовых составов, весьма непросто. В качестве основного мотива при совершении противоправных деяний кибертеррористами отечественными исследователями, в частности, отмечается то, что злоумышленники в первую очередь преследуют политические и идеологические цели. Они стремятся к тому, чтобы пострадали политические и государственные институты, в результате чего будет подорвано доверие к органам государственной власти и управления. Кроме того, кибертеррористы активно пытаются распространять радикальные националистиче-
ские и террористические идеи, пытаясь вызвать интерес у пользователей сети Интернет и приобщить их к своему движению. Поэтому успешное решение проблем противодействия кибертерро-ризму возможно осуществить, только используя принцип системного подхода и приложения совместных усилий всех субъектов профилактики по борьбе с рассматриваемым феноменом.
Противодействие кибертерроризму требует комплексных мер, среди которых важное место должно отводиться правовому регулированию сети Интернет, реализации государственной информационной политики, принятию необходимых законодательных мер, государственно-правовому регулированию информационных отношений. К рассматриваемым мерам также следует отнести меры государственного управления информационным обществом, более рациональное применение государственных информационных ресурсов, активизацию мероприятий по информатизации системы госорганов, а также мероприятий, связанных с противодействием информационному терроризму [18, с. 32].
Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что во многих государствах уже функционируют не только государственные органы, но и общественные организации, которые разрабатывают кодексы информационной этики в интернет-пространстве, а также соответствующие проекты законодательных актов, при этом вопросы правового регулирование сети Интернет в межгосударственном масштабе пока не решены, но, по мнению экспертов, заниматься правовым регулированием сети Интернет в планетарном масштабе практически невозможно [19, с. 149] в связи с большим информационным потоком. Хотя многие зарубежные страны пытаются совершенствовать практику государственного регулирования Интернета, обосновывая это тем, что родителей необходимо обеспечить специальными средствами, позволяющими контролировать содержание Всемирной паутины, которое доступно их детям.
Необходимо подчеркнуть, что в сложившейся ситуации сложно эффективно вести борьбу с кибертерроризмом без его юридического определения и соответственно криминализации как самого понятия, так и всех его составляющих. Во многом активное противодействие кибер-терроризму, как и остальным киберпреступле-ниям, осложняют лингвистические пробелы. На сегодняшний день отсутствуют законодательно закрепленные определения ряда специализиро-
ванных терминов из отрасли высоких технологий, которые наиболее активно применяются на глобальном уровне. В связи с этим в первую очередь в дальнейшем необходимо активизировать исследования и разработку не только научно-технических средств и иных составляющих борьбы с кибертерроризмом, но и его правовых основ. Так, в частности, следует дать законодательное определение термина кибертерроризма, а также в рамках правого поля закрепить понятия кибер-преступности, киберпространства и др.
Крайне необходимо организовать работу по совершенствованию отечественного законодательства и в первую очередь внести необходимые поправки в ряд существующих нормативных правовых актов, а также при необходимости принять законодательные акты, регулирующие вопросы борьбы с кибертерроризмом, в частности закрепить ответственность лиц, которые способствуют распространению террористической идеологии в киберпространстве. В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) нет норм об ответственности за кибертерроризм, законодателем даже не предпринимались попытки усовершенствования уголовного закона в сфере противодействия рассматриваемому феномену. Сложившееся положение дел по данному вопросу приводит к проблемам в уголовном законодательстве, поскольку последним не предопределено развитие процессов в сфере борьбы с кибертерроризмом. Кроме того, проведенное исследование свидетельствует о том, что феномен кибертерроризма в теории отечественного уголовного права до сих пор достаточно не изучен, например, не в полной мере исследованы вопросы, касающиеся привлечения к уголовной ответственности за кибертерроризм.
Одними из важнейших мер по противодействию кибертерроризму могли бы стать разработка и формирование необходимого и корректного понятийного аппарата в рассматриваемой сфере. Во многом этой деятельности могли бы способствовать масштабные научные исследования рассматриваемого явления, которые бы включали подготовку единого понятийного аппарата, в том числе и определения кибертеррориз-ма, в целях его кодификации в УК РФ. Кибертер-роризм должен быть внесен в разряд уголовных преступлений. Кроме того, должна быть создана всеобъемлющая правовая база по противодействию данному явлению.
Также нельзя не согласиться с мнением отечественных правоведов относительно того, что по действующему уголовному законодатель-
ству нашей страны совершение противоправных деяний в информационном пространстве, в том числе и актов кибертерроризма, влечет за собой применение мер уголовного наказания, санкции которых значительно меньше тех, которые предусматриваются за совершение традиционных актов терроризма. Представляется, что совершенствование или даже ужесточение мер уголовно-правой борьбы с кибертерроризмом могли бы существенно улучшить состояние защищенности потенциально опасных информационных структур нашей страны. Так, например, после проведения специального исследования относительно «необходимости выделения в рамках ст. 205 УК РФ специального пункта, усиливавшего меру уголовной ответственности за совершенные террористические акты с использованием компьютера, информационной системы, телекоммуникационной сети» [20, с. 78], было бы возможно внести в указанную уголовно-правовую норму поправки в виде дополнительной части или пункта или же дать ее содержанию более широкое толкование.
В свете рассматриваемой проблематики не вызывает возражений позиция отечественных исследователей, полагающих, что ежегодный рост киберпреступности не обойдет стороной отечественное нормотворчество [21, с. 10]. И можно предположить, что в скором будущем отечественным правоведам придется заняться проработкой вопросов относительно введения в УК РФ новых норм, которые будут криминализировать такие виды противоправных деяний, как кибершпионаж, киберсаботаж, киберклевета и др., хотя сегодня некоторым правоведам такой подход к нормотворчеству может показаться не совсем реалистичным.
Кибертерроризм, в силу его транснациональных особенностей и стремительного роста, представляет на сегодняшний день серьезную угрозу глобальной безопасности. Поэтому в целях эффективного противодействия рассматриваемому феномену в первую очередь следует решать вопросы, связанные с совершенствованием законодательных норм, регламентирующих виды уголовно-правовой ответственности за совершение рассматриваемых деяний. Проведенный анализ отдельных законодательных норм иностранных государств в сфере противодействия кибертерроризму дает основание утверждать, что зарубежное законодательство стремится к более детальному определению круга преступлений, совершаемых в киберпространстве, в том числе и кибертерроризма, что в свою оче-
редь способствует эффективному противодействию им. В связи с этим необходимо использование зарубежных законодательных инициатив в работе по модернизации отечественного законодательства.
Необходимо содействовать процессу создания международных правовых норм, которые бы обеспечивали всеобъемлющую борьбу с кибер-терроризмом. А в целях укрепления международного сотрудничества государств в борьбе с киберпреступностью возможно проработать вопрос о необходимости унификации зарубежных правовых норм при регламентации деятельности стран по использованию средств борьбы с ки-бертерроризмом.
Поскольку в сфере информационного пространства все чаще возникают кибератаки террористов, «для совершенствования международно-правового регулирования терроризма важно разработать специальные международные договоры, направленные на противодействие новым террористическим проявлениям, в частности необходима отдельная международная регламентация противодействия кибер-терроризму, так как в тексте Конвенции о компьютерных преступлениях2 не затрагиваются проблемы борьбы с кибертерроризмом» [22, с. 90].
Необходимо разработать комплекс мер по надежной защите информационно-телекоммуникационных систем государственных организаций и структур от внешнего посягательства кибертеррористов, при этом особое внимание следует уделить защите информационно-телекоммуникационных систем, связанных с международным обменом информационными данными. Серьезным шагом по противодействию кибертерроризму могла бы стать организация системы, обеспечивающей координацию и взаимодействие имеющихся служб и подразделений, ведущих борьбу с кибертерроризмом как в нашей стране, так и в формате международного сотрудничества.
Противодействуя кибертерроризму, никак не обойтись без мер мониторинга и контроля технологий, связанных с информационной безопас-
2 См.: Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (БТБ N 185) [рус., англ.] : заключена в г. Будапеште 23 нояб. 2001 г. : с изм. от 28 янв. 2003 г. иЯ1_ : М1р://\ммллсопзи!1ап1:.ги/соп8/сд1/оп!1пе.сд1?гед=Сос&Ьа8е=^ Т&п=13526#087140747030545 (дата обращения : 14.09.2021).
ностью. В том числе это касается высококвалифицированных специалистов, задействованных в сфере защиты информационных данных, поскольку они могут выступать в качестве объектов, интересующих кибертеррористов.
Образовательные организации правоохранительных систем должны готовить не только кадровый потенциал для борьбы с киберпре-ступностью, но и отдельно специалистов в сфере противодействия кибертерроризму, которые специально бы занимались вопросами предупреждения, выявления, раскрытия и расследования актов кибертерроризма. Также следует расширить штаты узкоспециализированных сотрудников, создавая при этом в правоохранительных органах и силовых структурах новые специализированные подразделения по противодействию кибертерроризму.
В целях минимизации распространения противоправных информационных данных в информационно-телекоммуникационной сфере необходимо проработать возможности по аннулированию лицензий провайдеров, которые размещают сайты террористической направленности. Однако повысить результативность борьбы с кибертерроризмом простым закрытием сайтов, которые содержат противоправную и в большинстве своем запрещенную информацию, с каждым годом становится все сложнее и в скором времени будет просто невозможно. Поэтому крайне необходимо осуществлять профилактические мероприятия по противодействию кибертерро-ризму не постфактум, а в рамках криминологического предупреждения. Во многом осуществление указанной деятельности возможно после разработки комплексной системы мер, имеющих правовой, организационный, технический и методический характер, на основе специально созданной программы предупреждения кибер-терроризма. В ее основе должна лежать работа, связанная не только с повышением уровня правовой культуры общества, но в первую очередь -с противодействием распространению террористической информации на платформах наиболее известных интернет-ресурсов. Использование специально разработанной программы способно повысить эффективность противодействия кибертерроризму, обеспечить не только снижение экстремистских настроений в обществе, но и уменьшение совершаемых террористических кибератак.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Будко М. В. Киберпреступность как порожденная информатизацией угроза мировой экономике // Экономика и социум. 2015. № 2-1 (15). С. 776-779.
2. Irwin A. S. М. Double-Edged Sword: DualPurpose Cyber Security Methods // Cyber Weaponry / (ed.) H. Prunckun. - Cham : Springer, 2018. P. 101-112.
3. Шагинян Г. А. Антитеррористическая информационная политика Российского государства : автореф. дис. ... канд. полит, наук. - Краснодар, 2006. - 28 с.
4. Федулов В. И. Компьютерный терроризма как инновация современного высокотехнологического общества // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. : Юриспруденция. 2007. № 1-2. С. 103-107.
5. Кобец П. Н. Совершенствование антитеррористических мер безопасности на объектах транспорта // Научный портал МВД России. 2020. № 1 (49). С. 35-43.
6. Кобец П. Н. Опыт и проблемы противодействия международному терроризму на объектах атомной энергетики // Научный портал МВД России. 2019. № 2 (46). С. 29-39.
7. Кобец П. Н. Особенности феномена биотерроризма в условиях XXI столетия и меры противодействия // Научный портал МВД России. 2021. № 1 (53). С. 25-33.
8. Зарубин С. В. К вопросу об оценке эффективности мероприятий по противодействию информационному терроризму // Вестник Воронежского института МВД России. 2008. № 4. С. 118-122.
9. Мазуров В. А. Преступность в сфере высоких технологий: понятие, общая характеристика, тенденции // Вестник Томского государственного ун-та. 2007. № 300-1. С. 151-154.
10. Сундиев И. Ю., Смирнов А. А., Костин В. Н. Новое качество террористической пропаганды: медиа-империя ИГИЛ // Информационные войны. 2015. № 1 (33). С. 30-36.
11. Мурюкина Е. В. Медиаобразовательный анализ террористических сайтов для молодежи// Медиаобразо-вание. Media Education. 2017. № 1. С. 198-212.
12. Сальников А. А., Ященко В. В. Методологические проблемы противодействия кибертерроризму // Научные и методологические проблемы информационной безопасности : сб. статей / под ред. В. П. Шерстюка. - М. : МЦНМО, 2004. С. 97-100.
13. Соколов А. С., Поволотцкий А. Ю. Кибертерро-ризм в России и странах Центральной Азии // Российско-азиатский правовой журнал. 2020. № 2. С. 75-79. DOI 10.14258/ralj(2020)2.10.
14. Абсатаров Р. Р. Противодействие компьютерному терроризму // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. статей VI Междунар. науч.-практ. конференции (Пенза, 25 февраля 2018 г.). - Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 172-174.
15. Бояркин А. И., Мокрецов Н. М. К проблеме борьбы с киберпреступностью // Культура народов в социальном пространстве и времени : сб. материалов межвуз. студенческой науч.-практ. конференции (Иркутск, 28 июня 2018 г.). - Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2018. С. 33-38.
16. Кошечкина Е. А. К вопросу о проблемах противодействия кибертерроризму // Омский научный вестник. Сер. : Общество. История. Современность. 2017. № 4. С. 97-101.
17. Федоров А. В., Сергеев Д. Н. Основные тенденции международного терроризма и меры борьбы с ним // Российский следователь. 2016. № 24. С. 3-9.
18. Засурский Я. Н. Регулирование и саморегулирование сети Интернет: европейские документы и опыт // Информационное общество. 2000. № 4. С. 32-33.
19. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М. : Моск. ун-т, 1999. - 206 с.
20. Кобец П. Н. О важности разработки комплексных мер, наиболее эффективно противодействующих угрозам биотерроризма // Философия права. 2021. № 1 (96). С. 75-80.
21. Черкасов В. Н. Информационная безопасность. Правовые проблемы и пути их решения // Информационная безопасность регионов. 2007. № (1) 1. С. 6-14.
22. Качалов В. В. Международно-правовое регулирование противодействия терроризму // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 89-94.
REFERENCES
1. Budko M. V. Ehkonomika i sotsium (Information society), 2000, No. 4, pp. 32-33.
2. Irwin A. S. M. Cyber Weaponry / (ed.) H. Prunckun, Cham: Springer, 2018, pp. 101-112.
3. Shaginyan G. A. Antiterroristicheskaya informatsion-naya politika Rossijskogo gosudarstva : avtoref dis. ... kand. polit. nauk (Anti-terrorist information policy of the Russian state: Extended abstract of candidate's thesis), Krasnodar,
2006, 28 c.
4. Fedulov V. I. Vestnik Moskovskogo gosudarstvenno-go oblastnogo universiteta. Ser. : Yurisprudentsiya (Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence),
2007, No. 1-2, pp. 103-107.
5. Kobets P. N. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior), 2020, No. 1 (49), pp. 35-43.
6. Kobets P. N. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior), 2019, No. 2 (46), pp. 29-39.
7. Kobets P. N. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior), 2021, No. 1 (53), pp. 25-33.
8. Zarubin S. V. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii (Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2008, No. 4, pp. 118-122.
9. Mazurov V. A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo un-ta (Bulletin of Tomsk State University), 2007, No. 300-1, pp. 151-154.
10. Sundiev I. Yu., Smirnov A. A., Kostin V. N. Informat-sionnye vojny (Information Wars), 2015, No. 1 (33), pp. 30-36.
11. Muryukina E. V. Mediaobrazovanie. Media Education (MediaOblazovanie. Media Education), 2017, No. 1, pp. 198-212.
12. Sal'nikov A. A., Yashhenko V. V. Nauchnye i metodo-logicheskie problemy informatsionnoj bezopasnosti: sb. statej / pod red. V. P. Sherstyuka (Scientific and methodological problems of information security: Collection of articles / Ed. V. P. Westyuk), Moscow: MCNMO, 2004, pp. 97-100.
13. Sokolov A. S., Povolottskij A. Yu. Rossijsko-aziatskij pravovojzhurnal (Russian- Asian Legal Journal), 2020, No. 2, pp. 75-79, DOI: 10.14258/ralj(2020)2.10.
14. Absatarov R. R. Sovremennaya yurisprudentsiya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovatsii : sb. statej VI Mezhdunar. nauch-prakt. konferentsii (Penza, 25 fevralya 2018 g.) (Modem jurisprudence: current issues, achievements and innovations: Collection of articles of the VI Inter-
national Scientific and Practical Conference (Penza, February 25, 2018)), Penza: MCNS "Science and Enlightenment", 2018, pp. 172-174.
15. Boyarkin A. I., Mokretsov N. M. Kul'tura narodov v sotsiaVnom prostranstve i vremeni: sb. materialov mezhvuz. studencheskoj nauch-prakt. konferentsii (Irkutsk, 28 iyunya 2018 g.) (The culture of peoples in social space and time: Collection of materials of the Interuniversity Student Scientific and Practical Conference (Irkutsk, June 28, 2018)), Irkutsk: East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, pp. 33-38.
16. Koshechkina E. A. Omskij nauchnyj vestnik. Ser. : Obshhestvo. 1storiya. Sovremennost' (Omsk Scientific Bulletin. Series: Society. Story. Modernity), 2017, No. 4, pp. 97-101.
17. Fedorov A. V., Sergeev D. N. Rossijskij sledovatel' (Russian investigator), 2016, No. 24, pp. 3-9.
18. Zasurskij Ya. N. Informatsionnoe obshhestvo (Information society), 2000, No. 4, pp. 32-33.
19. Melyukhin I. S. Informatsionnoe obshhestvo: istoki, problemy, tendentsii razvitiya (Information Society: origins, problems, development trends), Moscow: Moscow University, 1999, 206 p.
20. Kobets P. N. Filosoflya prava (Philosophy of law), 2021, No. 1 (96), pp. 75-80.
21. Cherkasov V. N. Informatsionnaya bezopasnost' re-gionov (Information security of the regions), 2007, No, (1) 1, pp. 6-14.
22. Kachalov V. V. Vestnik ehkonomicheskoj bezopas-nosti (Herald of economic security), 2016, No. l, pp. 89-94.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
П. Н. Кобец - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела научной информации, подготовки научных кадров и обеспечения деятельности научных советов Центра организационного обеспечения научной деятельности федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1)
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
P. N. Kobets - Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Department of scientific information, training of scientific personnel and ensuring the activities of scientific councils of the center for organizational support of scientific activities of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation)
Рукопись поступила в редакцию 15.11.2021; одобрена после рецензирования 10.01.2022; принята к публикации 11.03.2022.
The article was submitted 15.11.2021; approved after reviewing 10.01.2022; accepted for publication 11.03.2022.