«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» #Щ1©4)), 2021 / JURISPRUDENCE
47
9. Code of Administrative Procedure of Ukraine: Code of Ukraine; Code, Law of 06.07.2005 № 2747-IV // Database "Legislation of Ukraine" / The Verkhovna Rada of Ukraine. URL: https://za-kon.rada.gov.ua/go/2747-15 (access date: 10.06.2021).
10. Code of Ukraine on Administrative Offenses (Articles 1 - 212-24): Code of Ukraine; Law, Code of 07.12.1984 № 8073-X // Database "Legislation of Ukraine" / The Verkhovna Rada of Ukraine. URL: https://zakon.rada.gov.ua/go/80731-10 (access date: 10.06.2021)
11. Gula I. L. Forced expulsion of foreigners and stateless persons from Ukraine as a measure of administrative coercion. Comparative and analytical law. 2018. № 4. P. 252-255. URL: http://pap.in.ua/4_2018/72.pdf. (appeal date: 10.06.2021).
12. Gavrik R., Siver A. Peculiarities of resolving cases of detention and forced expulsion of foreigners and stateless persons with the participation of officials of the State Border Guard Service of Ukraine. Bulletin of the Academy of the State Border Guard Service of Ukraine. 2019. Issue 4. URL: https: peri-odica.nadpsu.edu.ua (access date: 10.06.2021).
Серебренникова А.В.
профессор, д.ю.н. МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва Российская Федерация DOI: 10.24412/2520-6990-2021-17104-47-49 КИБЕРТЕРРОРИЗМ: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ
Serebrennikova A. V.
Doctor of law, Professor of criminal law and criminology Moscow state University. M. V. Lomonosov
Russia, Moscow
CYBER TERRORISM: CAUSES AND CONDITIONS
Аннотация.
В статье рассматриваются причины и условия распространения угрозы кибертерроризма в настоящем и будущем. Характеризуя кибертерроризм как негативное социальное явление, автор делает попытку к устранению семантических противоречий относительно его понятия. Анализируя современную ситуацию в международном и внутригосударственном контексте, автор выделяет основные причины и условия распространения кибертерроризма, основываясь на современные исследования в данной области.
Abstract.
The article discusses the causes and conditions of the spread of the threat of cyber terrorism in the present and future. Describing cyberterrorism as a negative social phenomenon, the author makes an attempt to eliminate semantic contradictions regarding his concept. Analyzing the current situation in the international and domestic context, the author identifies the main causes and conditions for the spread of cyber terrorism, based on modern research in this area.
Ключевые слова: кибертерроризм: кибератаки; интернет; причины и условия преступлений; национальная безопасность; интернет.
Keywords: cyber terrorism: cyber-attacks; the Internet; causes and conditions of crimes; national security; the Internet.
Современный технологический прогресс при- также форм проявления данного негативного соци-вел к повышению оснащенности организаций, осу- ального явления. Использование в деятельности ществляющих террористическую деятельность, а террористических организаций информационных
4. Encyclopedia of International Law Vol. 1: AD / editor .: Y. S. Shemshuchenko, V. N. Denisov, V. I. Akulenko. K .: Akademperiodika, 2014. 918 p.
5. Oliynyk S. M. International legal regulation of readmission of persons: dissertation for the degree of candidate of legal sciences / Nat. Kyiv-Mohyla Academy University. K ,, 2020. 216 p. URL: http://ek-mair.ukma.edu.ua (access date: 10.06.2021).
6. On approval of the Instruction on forced return and forced expulsion of foreigners and stateless persons from Ukraine: Order; Ministry of Internal Affairs of Ukraine dated 23.04.2012 № 353/271/150 // Database "Legislation of Ukraine" / The Verkhovna Rada of Ukraine. URL: https://zakon.rada.gov.ua/go/z0806-12 (access date: 10.06.2021).
7. On the legal status of foreigners and stateless persons: Law of Ukraine of 22.09.2011 № 3773-VI // Database "Legislation of Ukraine" / The Verkhovna Rada of Ukraine. URL: https://za-kon.rada.gov.ua/go/3773-17 (access date: 10.06.2021).
8. Demchyk N. Legal regulation of the use of forced return and forced expulsion of foreigners and stateless persons. Bulletin of the National University "Lviv Polytechnic". Legal sciences. 2017. № 861. P. 252-256.
УДК 343.3/.7
48
ГОМБРЯГОЕЖЕ / «еЮУУШУУМ-ЛЭУШаИ» #ЩШ4)), 2021
технологий стало обыденным, ставя перед правоохранительными органами все новые задачи по противодействию ему. Такое положение в начале XXI века привело к формированию совершенно нового вида преступной деятельности - кибертерро-ризма [3]. Динамика рассматриваемой разновидности преступлений постоянно возрастает, о чем заявляется на самом высоком государственном уровне
[4].
Процесс формирования четкого и последовательного определения термина «кибертерроризм» до настоящего времени не завершен, поскольку в нем существует несколько существенных противоречий. Это объясняется тем, что обсуждение кибер-терроризма в большинстве проводится в средствах массовой информации, с присущей для журналистов склонности к приукрашиванию и драматизации, а не к научной точности и лаконичности в определении новых терминов. Кроме того, сфера компьютерных технологий изобилует множеством сходных терминов, образованных путем простого прибавления приставки «кибер», «компьютер» или «информация» перед другим словом. В качестве примеров таких терминов можно привести: «кибер-преступность», «кибертерроризм», «кибер-взломы», «кибератаки», «кибер-тактика», «кибер-преследование», «компьютерная война», «информационная война», «виртуальная война», «цифровой терроризм». Так или иначе, приведенные термины отражают сущность единого явления, именуемого некоторыми исследователями как «новый терроризм».
Первая попытка внесения в приведенную терминологию, была предпринята американским исследователем в области информационных технологий Дороти Деннинг в ее многочисленных публикациях и в официальных заявлениях [7]. Она представила кибертерроризм, как явление, сближающее киберпространство и террористическую деятельность. В определение кибертерроризма, Ден-нинг включала атаки и угрозы совершения таких атак на компьютеры, информационные сети и контент, хранящийся в них. В качестве основных методов кибертерроризма, было выделено запугивание или принуждение органов государственной власти или населения Цели кибертерроризма аналогичны целям «традиционного» терроризма и носят политический или социальный подтекст. Кибертерро-ризм приводит к насилию в отношении людей или имущества, или вызывает страх.
В этой связи, следует указать на различия, существующие между понятиями «кибертерроризм» и используемым по большей части в работах зарубежных исследователей «хактивизм». Под «хакти-визмом», по нашему мнению, следует понимать анонимные действия, проводимые с использованием информационных технологий, направленные на выявление, манипулирование или иное использование уязвимостей в компьютерных операционных системах и другом программном обеспечении. Отличительной особенностью хактивистов перед хакерами, являются их политические убеждения, служащие основой для осуществления ими своей
деятельности. Основными методами, используемыми хактивистами для достижения преступных целей, являются: виртуальные блокады, атаки пользователей сервисов обмена сообщениями и электронной почты, взломы компьютеров, компьютерные вирусы и черви.
Одной из центральных проблем, изучаемых криминологической наукой, является проблема определения причинного комплекса преступности, образуемого его причинами и условиями. Рассмотрим более подробно причины и условия, способствующие распространению кибертерроризма.
Безусловно, первой причиной развития кибер-преступности в целом и кибертерроризма - в частности, является фактически неограниченная возможность их финансирования со стороны лиц, имеющих политический, корыстный или иной интерес в достижении целей данных преступлений [1, с.53]. И, если до революции в области информационных технологий, отслеживание таких финансовых операций не составляло особого труда для правоохранительных органов, в последнее время это является весьма трудоемким процессом. Анонимность таких операций привлекает крупные организации с обширными материальными ресурсами, криминальные группы и частные лица, и даже целые государства [5, с.10].
Финансирование и материальная поддержка международного терроризма из различных источников осуществляются с определенными целями. Интерес транснациональных корпораций в финансировании кибертерроризма состоит в том, что таким способом они могут устранять конкурентов или производить изменения в инвестиционном климате государств, в юрисдикции которых они осуществляют свою деятельность. Интерес отдельных государств в финансировании кибертерроризма сводится к решению определенных политических задач на глобальном и региональном уровнях. Ки-бертерроризм является инструментом для маскировки и легализации преступной деятельности для субъектов теневой экономики [2, с.144]. Мотивы финансирования кибертерроризма со стороны частных лиц могут быть различными, однако они выполняют идеологическую функцию, путем поддержки и одобрения кибератак [6, с.245].
В настоящее время при занятии кибертеррори-стической деятельностью, преступники руководствуются различными мотивами. Однако основные из них остаются финансовыми или политическими. Кибертеррористы осознают факт зависимости современных государственных инфраструктур от информационно-телекоммуникационных сетей и активно используют это в своих целях. Например, в статье Мохаммеда бен Ахмада ас-Салима «39 способов служить и участвовать в джихаде» вводится понятия «электронный джихад», который рассматривается как один из способов дестабилизации западных государств [8].
Вторая причина распространения кибертерро-ризма также имеет экономическую природу и состоит в его дешевизне по сравнению с «традицион-
«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» #ЩШ4)), 2021 / JURISPRUDENCE
49
ными» террористическими методами. У кибертер-рористов не возникает необходимости приобретать дорогостоящее оборудование, оружие, взрывчатые вещества, специальную технику и оснащения; для этого распространения информации и вредоносных программ им достаточно иметь доступ к персональному компьютеру с интернет-соединением.
Третьей причиной распространения кибертер-роризма является его анонимность. Как правило, лица, осуществляющие кибертеррористическую деятельность, используют псевдонимы или используют гостевой доступ к ресурсам, в которых предполагают распространение информации или вредоносных программ. Это значительным образом затрудняет для правоохранительных органов розыск и обнаружение злоумышленников. Кроме того, имеющиеся в современном киберпространстве барьеры (файрволлы, брандмауэры и т.д.) зачастую не позволяют достоверно установить личность пользователей сети, в отличие от физических барьеров, имеющихся в реальной жизни (контрольно-пропускные пункты для навигации, границ для пересечения и др.).
Четвертая причина заключается в многообразии целей, которые возможно достигнуть методами кибертерроризма. Кибертеррористы могут осуществлять атаки на компьютеры и информационные сервера правительств, государственных органов, частных лиц, коммунальных служб, инфраструктурных объектов, имеющих стратегическое значение и т.д. Разнообразие и сложность потенциальных целей кибертеррористов гарантирует возможность нахождения слабых мест и уязвимостей.
Пятая причина состоит в возможности удаленного осуществления кибертеррористической деятельности. Кибертерроризм по сравнению с обычными формами терроризма, требует меньше физической и психологической подготовки, риска возможности гибели и поездок, что облегчает террористическим организациям процесс вовлечения в свою деятельность все большего числа новых сторонников.
И наконец, последняя причина распространения кибертерроризма состоит в широком охвате практически неограниченной публики. Возможности современных информационно-телекоммуникационных систем позволяют кибертеррористам распространять свою идеологию в весьма короткие сроки для миллионов пользователей до момента идентификации такой информации со стороны правоохранительных органов и ее блокировке.
Подводя итог настоящему исследованию, отметим, что правильное уяснение причин и условий
совершения кибертеррористических преступлений позволяет правоохранительным органам успешно противодействовать террористам и лицам, поддерживающим такую деятельность. Успешная реализация программ борьбы с кибертерроризмом представляется возможной лишь при условии тесного взаимодействия государств.
Список использованных источников
1. Антонян Е.А. Вопросы применения новых технологий в противодействии кибертерроризму // Мониторинг правоприменения. 2020. № 1 (34). С. 51-55.
2. Батурина Е.В. Информационно-аналитическая система мониторинга теневого безналичного денежного потока: основные элементы, авторский алгоритм моделирования // Вестник университета. 2019. № 7. С. 144-151.
3. Глотина И. М. Информационный терроризм и его влияние на экономику // ПСЭ. 2014. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infor-matsionnyy-terrorizm-i-ego-vliyanie-na-ekonomiku (дата обращения: 08.07.2020).
4. Мишустин заявил о росте активности ки-берпреступников [Электронный ресурс] // Доступ: https ://www.gazeta.ru/tech/news/2020/07/08/n_14643 169.shtml (Дата обращения: 08.07.2020).
5. Паненков А.А. Система преступлений в сфере компьютерной информации, входящих в структуру террористической деятельности (кибер-терроризм) как реальная угроза внешнему и внутреннему контурам национальной безопасности России // Военно-юридический журнал. 2014. № 4. С. 3-13.
6. Чернов С.А., Шунаев А.М. Угрозы экономической безопасности российской федерации в информационной сфере // В сборнике: Государство и бизнес. экосистема цифровой экономики. материалы XI Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2019. С. 243-246.
7. Dorothy E. Denning, "Activism, Hacktivism, and Cyberterrorism: The Internet as a Tool for Influencing Foreign Policy", Global Problem of Solving Information Technology and Tools, December 10, 1999, https://nautilus.org/global-problem-solving/activism-hacktivism-and-cyberterrorism-the-internet-as-a-tool-for-influencing-foreign-policy-2/
8. Holt, Thomas J.; Freilich, Joshua D.; Chermak, Steven M. (2017). "Exploring the Subculture of Ideologically Motivated Cyber-Attackers". Journal of Contemporary Criminal Justice. 33 (3): 212-233. doi:10.1177/1043986217699100.