Раздел 3
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ОБЛАСТИ
БОЛЬШОГО АЛТАЯ
УДК 316.347(571.150)
Л. П. Айкина
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
ПУТИ СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДИАСПОРЫ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ
В статье приводится краткий обзор основных направлений деятельности национально-культурных объединений Алтайского края по сохранению этнической культуры в условиях отрыва от материнского этноса.
Ключевые слова: этнос, этническая культура, национально-культурные объединения, этнические традиции.
L. P. Aikina Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
THE WAYS OF PRESERVING THE ETHNIC CULTURE OF DIASPORA WITHIN THE FRAMEWORK OF THE REGIONAL NATIONAL CULTURAL ASSOCIATION ACTIVITIES
The article provides a brief overview of the national and cultural associations of the Altai Territory main activities in preserving ethnic culture in conditions of separation from the maternal ethnos.
Keywords: ethnos, ethnic culture, national cultural associations, ethnic traditions.
Сохранение этнокультурной самобытности народов, населяющих Россию, является важной задачей современного общества, что отмечено в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 [1]. Особенно актуальной эта проблема является в многонациональных, многоконфессиональных регионах, к которым относится и Алтайский край. Геополитическое положение региона, сложившаяся социально-экономическая ситуация, природно-ресурсный потенциал способствовали процессам миграции. По данным переписи населения в Алтайском крае достаточно сложный по этническому составу и включает представителей 142 этносов, среди которых 17 превышает по численности 1000 человек.
Политика поликультурности, проводимая региональными властями, способствовала возникновению и юридической регистрации различных национально-культурных объединений, деятельность которых направлена на удовлетворение культурных запросов лиц, принадлежащих к данному этносу. На начало 2017 года количество таких объединений достигло 53 из числа зарегистрированных - региональные и местные национально-культурные автономии, общественные организации, ассоциации и др. В работе этих объединений участвуют представители 20 народов, живущих на территории региона. Координационные функции по взаимодействию с национальными общественными объединениями выполняет Совет по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края [2].
Национально-культурное объединение (автономия) представляет собой объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности и проживающих в иноэтническом окружении, действующее на основе принципов добровольности, самоорганизации и самоуправления, имеющее, как правило, форму общественной организации, созданное с целью реализации права на национально-культурное самоопределение, сохранения национально-культурной «самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов» [3].
Законодательство гарантирует таким объединениям широкий круг прав - получать поддержку со стороны органов власти для реализации национально-культурных интересов, создавать средства массовой информации, в том числе на национальном языке, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям, следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла, создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры, участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций и др.
В. И. Солодухин выделяет основные направления деятельности национально-культурных объединений, которые способствуют выполнению ряда важных функций:
- осуществление деятельности по сохранению национальной идентичности у представителей этнических групп, проживающих в иноэтничном окружении;
- осуществление этнической социализации его членов;
- сохранение духовно-культурного потенциала личности в условиях тотального воздействия массовой культуры;
- формирование активной гражданской позиции личности через включение человека как гражданина в систему деятельности по решению политических, экологических и иных проблем в качестве ответственного и активного гражданина [4].
Т. Г. Бортникова представляет национально-культурных объединения как социально значимые субъекты регулирования этномиграционных процессов и социальной адаптации мигрантов. Среди направлений деятельности исследователь выделяет такие как воспитание подрастающего поколения в рамках этнических ценностей, сохранение языка, фольклора, культурно-исторического наследия, освоение празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, традиций, религии и др. [5].
Как показывает практика, доминирующим направлением деятельности национально-культурного объединения является сохранение этнической культуры, поскольку для этноса, проживающего в отрыве от исторической родины, сохранение национально-культурного облика является весьма актуальным, поскольку «отрыв от исторической родины компенсируется стремлением к сохранению национальной культуры, содействием ее развитию, устойчивостью к ассимиляции» [6, с. 3].
Такая тенденция не случайна. Обратимся к трактовке понятия «этнос», данном известным этнологом С. В. Лурье, «этнос - это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений» [7, с. 4]. Таким образом, можно сказать, что этническая культура представляет собой некий защитный механизм, социальный институт, способствующий объединению этноса, сохранению его целостности.
Этническая культура выступает как способ деятельности, система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе [8, 7]. Как отмечают исследователи (А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая), «этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры, обеспечивают которые, с одной стороны, единство каждого отдельного этноса, а с другой - передачу этого единства от поколения к поколению. Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре» [9, с. 186]. По мнению А. С. Зинцовой, основными функциями этнической культуры являются защитно-сберегающая и адаптационная, базирующиеся на таких элементах, как традиции, вера, обычаи [10]. В этом контексте этническая культура выступает духовной основой межкультурной коммуникации.
Одним из наиболее значимых компонентов этнической культуры является родной язык. Это наиболее остро проявляется особенно в условиях отрыва от материнского этноса, когда язык содействует, в первую очередь, формированию чувства групповой идентичности, выступает как специфический способ внешней и внутренней самоидентификации в ином социальном окружении. «Общий язык поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память» [9, с. 137]. В этом смысле язык выполняет аккумулируюшие и ретранслирующие функции по отношению к духовным ценностям этноса.
Не случайно одним из важнейших направлений работы национально-культурного объединения становится преподавание родного языка подрастающему поколению. Так, при Алтайской краевой общественной организации «Союз армян Алтайского края» более 10 лет функционирует Армянская воскресная школа, где созданы все условия для обучения всех желающих приобщиться к армянскому языку,
культуре народа - оборудован учебный класс, приобретаются учебники и наглядные учебные пособия, рабочие тетради, компьютерные обучающие программы. Занятия для всех обучающихся проходят на безвозмездной основе. Деятельность Армянской воскресной школы направлена на сохранение родного языка как наиболее значимого инструмента социализации, средства эмоциональной связи с общиной, фактора, формирующего этническое самосознание. Школа польского языка и культуры действует при Алтайской краевой культурно-просветительской общественной организации «Дом Польский». На занятиях учащиеся приобретают навыки польской разговорной и письменной речи, а также знания по польской истории, географии, литературе, культуре, традициям и др. Большой вклад в развитие казахского языка на территории Алтайского края вносят: Общественная организация местной национально-культурной автономии казахов «Болашак» с. Кирей Кулундинского района, общественная организация «Центр казахской культуры «Ата-Мура», Алтайская краевая общественная организация «Национально-культурная автономия казахов».
Таким образом, национально-культурные объединения обладают значительными возможностями в сохранении, развитии и популяризации родного языка в условиях иноязычного окружения.
Немаловажной частью этнической культуры являются обычаи и традиции народа, являющиеся основой передачи социокультурного опыта и способствующие накоплению и сохранению ценностей этнической культуры. Приобщение к этническим традициям происходит как индивидуальным (внутрисемейным) так и социальным (коллективным) путями. К внутрисемейным можно отнести семейно-бытовые обряды (свадьба, крещение, похороны и т. д.). Социальные связаны, прежде всего, с празднично-обрядовой культурой, различными формами бытования фольклора и т. д. Довольно прочно закреплены в быту этносов, проживающих в регионе, такие элементы традиционной культуры, как традиции, связанные с приготовлением пищи. Эти традиции сохранились и передаются молодому поколению намного полнее других форм материальной культуры - традиционного жилища, одежды и т. д. Традиции национальной кухни относятся как к приготовлению определенного набора блюд, так и к реализации принципов питания - соотношения растительной и животной пищи, способы ее обработки, соблюдение религиозных ограничений в приеме пищи и т. д. Следует отметить, что популяризация национальной кухни является одной из форм социально-культурной деятельности национально-культурных объединений региона. Так, например, многие фестивали традиционной культуры, народные праздники и гуляния сопровождаются презентациями этнической кухни, подготовленными национально-культурными объединениями края.
Важное место в сохранении и передаче этнической культуры принадлежит празднику. Исторически обусловленная празднично-обрядовая культура этноса способствует освоению подрастающим поколением духовных ценностей народа, выступает регулятором поведения и обладает мощным воспитательным, просветительским и рекреационным потенциалом. Праздник, представляющий собой социально-художественное явление, способствует передаче наиболее ценных образцов фольклора, знакомству с историческими событиями, становлению этнокультурной идентичности личности, консолидации этноса, формированию его позитивного образа. По мнению М. К. Декановой, «праздничная культура, связывающая в единое целое многочисленные празднества, обряды и ритуалы, разнообразные по виду и типу, по содержанию и идеологии, является одним из наиболее ярких и самобытных явлений национальной культуры [11].
Среди наиболее массовых праздников, проводимых национально-культурными объединениями края, можно выделить татаро-башкирский праздник Сабантуй (праздник окончания весенних полевых работ), Наурыз (Новруз) - праздник нового года по солнечному календарю, отмечаемый казахами, таджиками, узбеками, азербайджанцами и рядом других тюркских народов, Вардавар - праздник в честь Преображения Господня и совпадающий с Благовещением Богородицы и недавно вошедший в праздничную традицию День материнства и красоты, отмечаемый армянами. Народные игры, исполнение народных песен и танцев, массовые гуляния сопровождают эти и другие народные праздники, полюбившиеся жителями региона, не зависимо от этнической принадлежности.
Таким образом, национально-культурные объединения региона в настоящее время ведут активную социально-культурную деятельность, направленную на сохранение, развитие и трансляцию этнической культуры диаспор, а также формирование межкультурной коммуникации, взаимообогащение культур при сохранении этнокультурного своеобразия.
Список литературы
1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70284810.
2. Национально-культурные объединения края [Электронный ресурс] // Официальный сайт Алтайского края. - Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/kompart/gosudarstvennaya-natsionalnaya-politika/Natcionalno-kulturnye-obedineniia-kraia.
3. О национально-культурной автономии: федерал. закон № 74-ФЗ от 17 июня 1996 (ред. от 04.11.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-17061996-n-74-fz-o.
4. Солодухин, В. И. Место этнокультурных объединений в системе социально-культурных институтов / В. И. Солодухин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - Москва, 2008. - № 3. - С. 92-95.
5. Бортникова, Т. Г. Общественные этнокультурные объединения как социальный институт : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т. Г. Бортникова. - Тамбов, 2004. - 46 с.
6. Хаматханова, М. А. Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе : дис. ... канд. социолог. наук / М. А. Хаматова. - Тюмень, 2007. - 191 с.
7. Лурье, С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. - Москва : Аспект Пресс, 1997. - 448 с.
8. Маркарян, Э. С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур / Э. С. Маркарян // Методологические проблемы этнических культур : матер. симпозиума. - Ереван, 1978.
9. Садохин, А. П. Этнология / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. - Москва : Академия ; Выс. шк., 2000. - 304 с.
10. Зинцова, А. С. Ценностно-функциональное содержание этнической культуры : дис. канд. филос. наук / А. С. Зинцова. - Саранск, 2011. - 159 с.
11. Деканова, М. К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция : дисс. ... канд. ист. наук / М. К. Деканова. - Самара, 2009. - 244 с.
УДК 681.817(=512.3)
Л. П. Айкина, Б. Рагчаасурэн Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия;
М. Баатар
Ховдский государственный университет, Ховд, Монголия
К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО МОНГОЛЬСКОГО ИНСТРУМЕНТА ИКЭЛ
В статье дается обзор возникновения и дальнейшей трансформации древнейшего традиционного монгольского музыкального инструмента икэл, рассматривается его роль в культурной и духовной жизни народа, определяются основные сферы его применения на современном этапе развития музыкальной культуры Монголии.
Ключевые слова: струнный смычковый инструмент, морин хуур, икэл, традиционная монгольская музыка.
L.P. Aikina, B. Ragchaasuren Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia;
M. Baatar Khovd State University, Khovd, Mongolia
TO THE HISTORY OF THE ORIGIN, DEVELOPMENT, AND FUNCTIONING OF THE TRADITIONAL MONGOLIAN INSTRUMENT IKEL
The article gives an overview of the origin and further transformation of the ancient traditional Mongolian musical instrument ikel, considers its role in the cultural and spiritual life of the people, determines the main areas of its application at the present stage of the development of the musical culture of Mongolia.
Keywords: bowed string instrument, morin khuur, ikel, traditional Mongolian music.
Музыкальное исполнительство является важной частью многовековой традиционной монгольской культуры. Одним из самых древних монгольских музыкальных инструментов является предшественник двухструнного смычкового инструмента морин хуур - икэл. Первые сведения об этом инструменте датируются I в. н. э.
Внешний облик инструмента, сохранивший архаические черты, свидетельствуют о его древнем происхождении [1, с. 187]. Изначально корпус икэла, в отличие от морин хуура, был сделан из древесины, покрытой на верхней деке выделанной кожей козла. В традиционной культуре для изготовления корпуса и смычка выбирались священные породы деревьев - береза, ель, бук, клен. «Встречаются инструменты, у которых вовсе отсутствует нижняя дека (например, экспонат музея г. Улангом)» [1, с. 188].