Научная статья на тему 'К вопросу о сохранении этнической культуры сибирских казаков в условиях современности'

К вопросу о сохранении этнической культуры сибирских казаков в условиях современности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
292
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ КУЛЬТУРА / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КАЗАКИ / КУЛЬТУРА КАЗАКОВ / ГИБРИДНОСТЬ КУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ / ЦЕННОСТИ / EURASIAN CULTURE / THE EURA-SIAN SPACE / AN ETHNIC CULTURE / COSSACKS / COSSACKS' ETHNIC CULTURE / HYBRIDISM OF A CULTURAL CONSCIOUSNESS / VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бабарыкина Н. В.

Ключевым фактором, определяющим степень эффективность этнокультурного воспитания современной российской молодёжи (лиц в возрасте до 35 лет), является уровень сформированности у молодого поколения базовых знаний о народных культурных традициях и обычаях. В этой связи автор рассматривает ряд актуальных вопросов сохранения отдельных элементов культуры сибирских казаков как субэтнической группы русских: песенного, танцевального, игрового фольклора, бытовой культуры и проч. Автор констатирует необходимость научного изучения культуры сибирских казаков, а также потребность в организации комплекса мероприятий, нацеленных на сохранение культурных ценностей исторического казачества и их популяризацию в среде современной социально-демографической группы молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING PRESERVATION OF SIBERIAN COSSACKS’ ETHNIC CULTURE AT THE PRESENT DAY

The key factor that determines a level of effectiveness of ethnic and cultural education of the today’s Russian youth (persons under 35) is a breadth of the youth's knowledge about ethnic cul-tural traditions and customs. In this context the author considers some actual issues of preservation of various elements of Siberian Cossacks (a subethnic group of Russians) culture, such as song, dance and game folklore, day-to-day culture, etc. The author states a need for scientific research of Siberian Cossacks’ culture, as well as a need for implementation of a complex of measures aimed at preservation of cultural values of the historical Cossacks and popularization of these values among the today’s youth.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сохранении этнической культуры сибирских казаков в условиях современности»

6. Солодухин, В. И. Место этнокультурных объединений в системе социально-культурных институтов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 3. - С. 92-95.

7. Бортникова, Т. Г. Общественные этнокультурные объединения как социальный институт : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.05. - Тамбов, 2004. - 46 с.

8. Хаматханова, М. А. Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе : дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Тюмень, 2007. - 191 с.

9. Лурье, С. В. Историческая этнология : учеб. пособие. - Москва : Академический проект : Гауде-амус, 1997. - 448 с.

10. Маркарян, Э. С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур // Методологические проблемы этнических культур : матер. симпоз. - Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1978. - С. 8-9.

11. Садохин, А. П. Этнология : учебник / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. - Москва : Высш. шк., 2000. - 304 с.

12. Зинцова, А. С. Ценностно-функциональное содержание этнической культуры : дис ... канд. фи-лос. наук: 24.00.01. - Саранск 2011. - 159 с.

13. Деканова, М. К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция : дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. - Самара, 2009. - 244 с.

Liubov' P. Aikina, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

ajk-lyubov@yandex.ru

Garik M. Gevogian, Member of the Public Chamber of Altai Krai, Vice-Chief of the Union of the Armenians of Altai Krai (Barnaul, Russia)

saak.sam22@gmail.com

SOME WAYS OF AN ETHNIC DIASPORA'S CULTURE PRESERVATION WITHIN THE FRAMES OF AN ETHNIC AND CULTURAL ORGANIZATION ACTIVITIES

Abstract. Multicultural and multi-confessional society of the today' Altai Krai (Russia) is a factor that determines a need for building of comfortable environment for preservation and development of culture of various ethnic groups that have fallen out of the "mother" culture. On the authors' note, activities of the ethnic diasporas play significant role in solvation of the problem. Such diasporas are ethnically homogenous communities which execute an important function - they help their members in self-identification in environment that speaking another language, practice another culture. The authors of the paper briefly review a set of the key directions of ethnic and cultural organizations activities in Altai Krai - directions that assist to inclusion of their members into mother language space, native traditions area, festive and ritual culture and folklore sphere.

Keywords: an ethnos, ethnic culture, ethnic and cultural organizations, ethnic cultural traditions, an ethnic diaspora.

УДК 357.11:316.347(571.1/.5)Каз

Н. В. Бабарыкина, старший преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

www.n.babarykina@mail.ru

К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СИБИРСКИХ КАЗАКОВ

В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. Ключевым фактором, определяющим степень эффективность этнокультурного воспитания современной российской молодёжи (лиц в возрасте до 35 лет), является уровень сформированности у молодого поколения базовых знаний о народных культурных традициях и обычаях. В этой связи автор рассматривает ряд актуальных вопросов сохранения отдельных элементов культуры сибирских казаков как субэтнической группы русских: песенного, танце-

вального, игрового фольклора, бытовой культуры и проч. Автор констатирует необходимость научного изучения культуры сибирских казаков, а также потребность в организации комплекса мероприятий, нацеленных на сохранение культурных ценностей исторического казачества и их популяризацию в среде современной социально-демографической группы молодёжи.

Ключевые слова: евразийская культура, евразийское пространство, этническая культура, казаки, культура казаков, гибридность культурного сознания, ценности.

В современной социокультурной ситуации процессам глобализации культуры противостоят процессы этнизации, связанные с задачами сохранения и возрождения этнических культур. Ядром этнической культуры являются обычаи, традиции, обряды, т. е. история этноса. В настоящее время современная культура основывается на процессах стандартизации культурного пространства: стираются различия в образе жизни, привычках, вкусах, ценностях этносов, проживающих в одном социокультурном пространстве, эта проблема становится актуальной для больших городов. Неизбежный результат культурной глобализации - экспансия ценностей западноевропейского мира на весь остальной незападный мир. Технотронная и экономическая волна западной цивилизации прокатилась по всему миру, внедряя западные стандарты жизни в незападных странах, разрушая привычные уклады, традиционные культуры, снимая проблему этнонациональной и социокультурной специфичности. Аналогичные процессы происходят в современной отечественной культуре, что актуализировало необходимость разработки и принятия федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» - постановление Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718) (с изменениями на 25 мая 2016 года) [1], с целью укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); формирования гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов России.

Культура повседневности является составной частью общей культуры и включает в себя весь образ жизни человека - от манеры одеваться до своеобразия национальных праздников и ключевых календарных дат, а также весь разнообразный спектр взаимоотношений, поступков, идеалов, правил, форм коммуникаций и ценностных ориентаций. Ценности любой культуры невозможно изменить ни доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией более привлекательных ценностей. Учитывая заслуги казачества, вправе сказать, что они выработали комплекс общезначимых ценностей, который формировался в условиях повседневной жизни. Культура казачества с начала своего возникновения ассимилировала в себя наиболее рациональные элементы быта, обрядов, обычаев, ритуалов и нравов всех значительных этнических групп состава местного населения тех территорий, на которых они жили. Из всего многообразия обычаев и традиций отбирались наиболее гуманистические и наиболее пригодные к русскому пониманию и быту.

Система норм, правил, стандартов и эталонов поведения вырабатывается веками и обретает устойчивость и прочность социокультурно-генетического аппарата, ядра культуры. Культура обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению информации, гарантирующей историческую воспроизводимость и самоидентичность социума. Основой любой культуры служит система норм социального поведения, поддерживающая целостность социальной группы. В данном контексте культура предстает в виде традиции, обеспечивающей напряженную связь прошлого, настоящего и будущего.

Этническая культура - это самая ранняя форма бытования этноса. Каждая нация в основе своего развития, в качестве базиса, имеет определенный тип этнической культуры. Человек воспринимает окружающий мир через устойчивую картину мира, формируемую определенными стереотипами восприятия. Этническая идентичность, т.е. осознание принадлежности к своей родной культуре, проявляющаяся в языке, религии, искусстве, ведении хозяйства, традициях и обычаях, может выступать основой социализации молодого человека. Именно в этнической культуре заложены основы стабильности жизни этноса; этническая культура, основанная на исторической памяти народа, выполняет защитную функцию культуры, сохраняя ее целостность и устойчивость. Каждый народ создает свою картину мира на основе своего языка, традиций, обычаев, религии, природных условий, тем самым формируя ценностное ядро культуры.

Процессы глобализации и техногенная культурная революция сказываются на формировании этнической культуры, которое происходит на фоне разрыва с прошлым, культурными традициями и культурным наследием этноса, а движение в будущее формируется не на основе ценности этнокультурных различий локальных миров, а установками глобализации на унификацию образцов, установок, ценностей универсального характера без учета этнокультурных различий. Этот процесс обусловлен объективными изменениями в жизни современного человека, когда ценности европоцентристской модели (западноевропейской культуры), лежащие в основе глобализации, становятся определяющими для незападного мира. Особенности существования человека в современном мире определяются разновекторными движениями развития, культурным и ценностным плюрализмом, множеством и разнообразием установок, ценностей и ориентаций, «картин мира» и «образов мира». Эта тенденция в рамках исследований в современной гуманитаристике получила название «гибридность» [3].

Гибридность культурного сознания - это наличие в ценностных установках и предпочтениях эклектичного мировосприятия, часто составленного из определенных фрагментов культуры (своей и чужой), с которыми индивид себя идентифицирует, где границы «своего» и «чужого» часто размыты. Проблематичность такого мировосприятия связана с тем, что особенно молодое поколение лишено в своем восприятии окружающего мира определенной центрированности, как шкалы ценностей. В этой ситуации возникает проблема культурной идентификации индивида, когда на первое место выходит определенность его ценностных установок и предпочтений. Этническая культура в данной ситуации может рассматриваться как базис духовно-нравственного развития молодого человека, как основополагающая ценностная система.

Сибирь - поликультурный регион. Социально-культурная ситуация региона характеризуется открытым признанием и проявлением многообразия этнических культур, обусловленных наличием различных этнических групп, деятельность которых проявляется как потребность и стремление сохранить этнокультурное наследие и включить в пространство этнической традиционной культуры молодое поколение. Одной из многочисленных этнических групп, проживающих в Сибири, является казачество, которое на протяжении пяти столетий сохраняет свои традиции, обычаи, верования, обряды.

Этническая культура сибирских казаков является субэтносом русского народа, который воспринимает социокультурный опыт сопредельных народов и сохраняет одновременно славянохристианский культурно-исторических тип. Таким образом, этнокультурная идентичность является системообразующим элементом формирования казачьего этноса при всей важности географического, экономического, культурно-языкового и других факторов.

История казачества неотделима от истории России, на протяжении многих столетий казачий пояс надежно защищал рубежи государства Российского. Казаки были не только воинами, но и рачительными хозяевами, они пахали землю, растили хлеб, воспитывали детей. В последнее время тема казачества приобрела широкое общественно-политическое и социально-культурное значение, и это вполне понятно: возрождается Россия, возрождается казачество и его составляющие.

Казачество Сибири, будучи относительно немногочисленной частью населения, играло далеко не последнюю роль в истории региона. Сибирское войско имеет свое славное историческое прошлое, которым по праву может гордиться, но мы знаем, что последнюю и наиболее объективную оценку всему даст время. Современное могущество и благосостояние Отечества немыслимо без Сибири, поэтому история сибирского казачества заслуживает самого пристального внимания.

В XX веке многие ученые, политики, эксперты говорят об истории и возрождении Сибирского казачьего войска. Проблемам казачества уделяется все больше и больше внимания. Они становятся более актуальными для нынешнего поколения, ученые-историки и писатели на протяжении последнего десятилетия исследуют историю, культуру, одним словом, то, что неразрывно связано с сибирским казачеством, и, анализируя это, пытаются прийти к одному выводу: что же такое «современная этническая культура казачества»?

Историко-этнографическое направление позволило проследить путь возникновения казачества на территории России и зарождения его в Сибири. Самобытность культуры как этнографической группы казаков Сибири предполагает детальное изучение этого феномена, поскольку казачество Сибири и особенно Алтая полиэтнично и неоднородно. Многие семьи казаков сохранили

свои традиции, культуру и язык. Пожалуй, необходимо обратить внимание, что казачье движение за последнее десятилетие имеет грандиозные масштабы. В этой связи во главу угла нашего исследования мы поставили вопрос о динамике этнической культуры казаков, поскольку многие ученые до сих пор расходятся во мнении о существовании казацкого языка как такового. По мнению самих казаков - этническая культура существует, несмотря на то, что история казачества сложилась не слишком благоприятно.

В этнической культуре формируется особенный психологический склад этноса, который можно определить как специфический способ отношения к окружающей действительности и формирование отношения к ней через призму сложившихся традиций, ценностей, модели и стереотипов поведения. Они проявляются по-разному. Это может быть отражено в этническом характере казачества и этническом темпераменте. Они не всегда зависят от психофизиологических особенностей конкретного человека, но являются культурно опосредованными и устойчивыми. Константность этого набора параметров обусловлена разными факторами.

Этническая культура сибирского казачества, как правило, характеризующаяся яркостью и своеобразностью, может обогатиться при взаимодействии с другой культурой или, наоборот, лишиться отдельных ее спектров. Изменения, происходящие с этнической культурой, могут осуществляться как в рамках территориального ареола, так и за его пределами. Современная социокультурная динамика этнической и национальной культуры включает варианты, адаптированные к нуждам и ценностям этноса инновации, которые в итоге формируют полную и законченную систему.

Обращаясь к современным проблемам существования культуры сибирских казаков, необходимо осознавать, что возрождение традиций, языка, духовной культуры и искусства этнической общности является обязательным процессом, который демонстрирует диалог культур и формирует многообразие и сложность российской и мировой культуры. Можно сказать, что часто возрождение и сохранение традиционных ценностей и культурных форм характеризуются стремлением к архаизации, определением специфически локального, противопоставляемого универсальному. Иногда происходит намеренная консервация ряда элементов этнической культуры и сознания, а также популяризация наиболее консервативных элементов и форм. Сегодня можно наблюдать изменения принципов бытия этнической культуры сибирского казачества, которые базируются в этническом самосознании и могут привести к полной или частичной изоляции этноса. В таком случае казаческая группа не может на равных принимать участие в культурном диалоге и формироваться в современных условиях с учетом новых требований.

Культура организует человеческую жизнь. Она способна воспроизводить совокупный духовный опыт, ей свойственен универсализм, в ней соседствуют самые различные, иногда противоположные традиции, как будто взаимоисключающие друг друга: мифологические и научные, религиозные и светские, утилитаристские и романтические, эгоистические и альтруистские и т. д. Ни одна из культур не может быть вечной. Меняются запросы людей, которые служат основой социальной и культурной жизни этноса, таким образом, с течением времени происходят изменения в жизни каждого этноса, что находит свое отражении в развитии и укреплении культуры. А следовательно, необходимо изучение динамики культуры для представления культурных ценностей людей того или иного времени.

Список литературы

1. О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» : постановление Рос. Федерации от 20 авг. 2013 г. № 718) [Электронный ресурс] / ООО «НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС"». - Электрон. дан. - Москва, 2014-2018. - Режим доступа : http://base.garant.rU/70439260/#ixzz5RKkDMlZ5 (дата обращения: 16.02.2018).

2. Миронов, В. В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникативный вектор // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 2010. - № 3. - С. 3-25.

3. Лавринов, Д. Г. Динамика этнокультурной идентичности в условиях глобализации : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. - Москва, 2008. - 24 с.

Natalia V. Babarykina, Senior Lecturer Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) www.n.babarykina@mail.ru

REVISITING PRESERVATION OF SIBERIAN COSSACKS' ETHNIC CULTURE AT THE PRESENT DAY

Abstract. The key factor that determines a level of effectiveness of ethnic and cultural education of the today's Russian youth (persons under 35) is a breadth of the youth's knowledge about ethnic cultural traditions and customs. In this context the author considers some actual issues of preservation of various elements of Siberian Cossacks (a subethnic group of Russians) culture, such as song, dance and game folklore, day-to-day culture, etc. The author states a need for scientific research of Siberian Cossacks' culture, as well as a need for implementation of a complex of measures aimed at preservation of cultural values of the historical Cossacks and popularization of these values among the today's youth.

Keywords: the Eurasian culture, the Eurasian space, an ethnic culture, Cossacks, Cossacks' ethnic culture, hybridism of a cultural consciousness, values.

УДК 398.8(=161.1):[357.11:316.347](574)

Н. А. Ершова, руководитель народного фольклорного коллектива «Товарки», «Дом Дружбы» (с. Предгорное Глубоковского района, Казахстан)

na-ershova@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ПЕСНИ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация. Государственная культурная политика современного Казахстана, реализуемая в целом ряде специализированных программ (например, «Туган жер» (рус.: «Родная земля») и «Рухани жацгыру» (рус.: «Духовное просвещение»), нацелена на воспитание чувства патриотизма среди детского населения и молодёжи страны. Статья посвящена актуальным проблемам сохранения и популяризации казачьей песни как важной части русской народной культуры. Рассмотрена роль художественной литературы местных авторов (П. Васильева, Г. Гребенщикова, И. Шухова) в восстановлении оригинальных версий казачьих песен Сибирского казачьего войска, охарактеризована роль заслуженного деятеля науки и техники Республики Казахстан, доктора филологических наук, профессора М. М. Багизбаевой (1932-2000 гг.) и народного коллектива «Товарки» (с. Предгорное Глубоковского района, Республика Казахстан) в сохранении жанрового разнообразия русского песенного фольклора современного восточного Казахстана. Автор излагает собственный результативный опыт организации культурно-досуговых мероприятий патриотической направленности по изучению истории малой родины, элементов обрядового комплекса, разных жанров фольклора русских Казахстана.

Ключевые слова: казачья песня; сохранение русской культуры; восстановление казачьей песенной традиции; роль литературы в восстановлении казачьих песен, государственная программа «Туган жер» (рус.: «Родная земля»), государственная программа «Рухани жангыру» (рус.: «Духовное просвещение»), антология фольклорной крестьянской и казачьей песни.

В современном обществе в эпоху модернизации и глобализации особенно актуальными становятся вопросы сохранения и развития традиционной культуры, её популяризации среди населения. Использование творческого потенциала, заложенного в традиционной культуре (мы будем говорить о казачьей песне), особенно важно в работе с детьми и молодёжью.

Традиционная народная культура - это не только основа духовного единства народа, но и культурно-образовательный институт современной личности. Творческий потенциал, заложенный в традиционной культуре, обязательно должен быть использован в работе с детьми и молодёжью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.