Научная статья на тему 'К истории возникновения, развития и функционирования традиционно-го монгольского инструмента икэл'

К истории возникновения, развития и функционирования традиционно-го монгольского инструмента икэл Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
309
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУННЫЙ СМЫЧКОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ / МОРИН ХУУР / ИКЭЛ / ТРАДИЦИОННАЯ МОНГОЛЬСКАЯ МУЗЫКА / ЗАБЫТЫЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Айкина Л.П., Рагчаасурэн Б., Баатар М.

В статье дается обзор возникновения и дальнейшей трансформации древнейшего традиционного монгольского музыкального инструмента икэл, рассматривается его роль в культурной и духовной жиз-ни народа, определяются основные сферы его применения на современном этапе развития музыкальной культуры Монголии. Форма корпуса с течением времени претерпевала различные изменения от вытянутого прямоугольни-ка до овала. В настоящее время форма инструмента имеет вид трапеции. Струны изготавливались из волос, взятых из хвоста лошади. При изготовлении смычка также использовались волосы лошади. Головка шейки в отличие от морин хуура прямая, с двумя колками. Гриф икэла венчала голова раз-личных животных лошади, льва, а также птицы и т. д. В некоторых разновидностях инструмента было изображено лицо человека. В современной версии вершиной грифа является голова лошади. Немало-важно, что размещение изображения лошади (молор эрдэнэ) на музыкальном инструменте не случайно, так как для монголов лошадь имела символическое значение, служила объектом культа и поклонения. Л. А. Халтаева пишет, что это инструмент «выполнял роль звукового средства общения с духами пред-ков и божествами, к которым обращались с просьбами ниспослать на землю благоденствие и счастье. В контексте обряда жертвоприношения коня духу предков обязательное участие морин хуура служит идее связи мира людей с миром предков, является материальным и звуковым эквивалентом мировой оси» [2, с. 60]. Следует отметить особую звукоизобразительность этого инструмента умелый исполни-тель мог с его помощью сымитировать ржание лошади, голос человека, звук ветра и другие звуки при-роды т. д. «Тембр морин хуура, нежный в пиано и взволнованно-эмоциональный в форте, напоминает звучание виолончели в высоком регистре. Музыка, исполняемая на этом инструменте, чрезвычайно вы-разительна» [3, с. 134]. У монголов широко распространена практика, когда звучанием морин хуура успокаивают верблюдицу, для того чтобы она приняла и начала кормить чужого осиротевшего верблюжонка или укрощают нрав строптивого жеребенка. Рис. 1. Икэл. Из фондов музея г. Кобдо, Монголия Рис. 2. Исполнитель на морин хууре Баатар Рагчаасурэн Большой толчок в развитии икэла произошел с возникновением империи Чингис-хана, который внес существенные изменения не только в политику, но и в процедуру проведения различных церемо-ний, праздников и развлечений. Инструмент использовался «в ритуально-обрядовой практике, в воен-ных походах, в практике охотников и в жизни простых кочевников» [3, с. 131]. Исполнению музыкальных произведений на икэле стала отводиться главенствующая роль. С этого начинались многие мероприятия. Музыкальное инструментально исполнительство, в первую очередь, игра на икэле породило возникновение и развитие других художественных жанров пения и хореогра-фии. Так это время возникает сохранившийся до настоящего времени музыкальный жанр уртындуу протяжная песня в сопровождении игры на икэле. Одним из известных дошедших до нашего времени образцов является Эртний Сайхан, выполняв-ший роль государственного гимна. Большое значение исполнительство на икэле имело в развитии бытового танцевального жанра би-елгээ, отображавшего в художественных образах жизнь народа. Этот жанр, благодаря наличию музы-кального сопровождения на икэле, успешно развивался и дошел до современного зрителя. В XVII веке на развитие монгольской культуры оказала большое влияние китайская культура, что было связано с расширением границ маньчжурской династии Цин. В представлении народа император Цин был такой же яркий, как солнце и сильный, как дракон. Поэтому и голову животных в некоторых областях Монголии на вершине икэла потеснила голова дракона мифического животного, наделенного большой силой. Формирование современной версии икэла морин хуура во многом обязано известному монгольско-му музыканту народному артисту, обладателю Государственной премии Монголии Г. Жамъяну. Его за-слугой является становление профессиональной школе игры на морин хууре, многие его ученики достигли высокого исполнительского уровня. Среди них Ц. Батчулуун, Ё. Батбаяр и Ч. Батсайхан и др., которые ста-ли активно гастролировать по всему миру, благодаря чему игра на морин хууре приобрела широкую из-вестность. Гастрольная деятельность этих музыкантов повлияла на изменения в устройстве инструмента теплый влажный климат некоторых стран оказывал губительное действие на деку, покрытую кожей. Г. Жамъян в 1962 г. обратился за помощью к известному российскому мастеру классического инструмента Денису Яровому. Их совместными усилиями была разработана деревянная верхняя дека. Таким образом, в настоящее время корпус морин хуура полностью изготавливается из дерева. Остановимся подробнее на устройстве современного морин хуура. Его основные части составляют корпус, гриф с двумя струнами, заканчивающийся резной головой лошади. Современный морин хуур имеет прочные тонкие пластиковые струны. Для смычка по-прежнему используют волосы из хвоста ло-шади (около 250 волос для одного смычка). Смычок имеет вес 86-95 грамм. Центр тяжести смычка смещен к 1/3 от его корпуса. Струны опираются на две поставки высотой 3,8 см. и шириной 7,3 см. Это обусловлено спецификой игры на инструменте, когда струны зажимаются внешней стороной ногтей указательного и среднего пальцев левой руки и отрощенными ногтями безымянного пальца и мизинца. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн используется редко. Общая длина струн на морин хууре составляет 77 см., но в игре используется только верхняя часть, ко-торая составляет 44 см. Корпус морин хуура традиционно изготавливается в форме трапеции, основание которой 32 см. верхняя часть 20 см, глубина корпуса 10 см. Корпус может иметь другие размеры в зависимости от размеров самого исполнителя. Объемный корпус обеспечивает значительную резонансную поддержку звучанию струн, что придает особое звучание инструменту. По мнению Б.Х. Борлыкова, применение древесины для изготовления дек современного моин хуура обусловлено несколькими причинами: нали-чием исторических традиционных прототипов; акустической необходимостью увеличения интенсивно-сти звука в концертно-исполнительской практике; стремлением музыкальных мастеров Монголии обо-гатить звуковой образ главного национального инструмента средствами расширения частотного диапа-зона; акустической поддержкой бурдонирующей струны» [3, с. 133]. Строй инструмента чистая кварта фа, си-бемоль малой октавы. У некоторых инструментов строй может меняться в зависимости от влажности и температуры воздуха. Наличие низких частот в тембре морин хуура является основополагающим элементом звукового образа, связанного с бурдонным многоголосием [3, с. 131]. В настоящее время игра на морин хууре известна всему миру. Особое распространение этого жанра произошло, начиная с 1990-х годов, когда был создан ансамбль моринхууристов под руководством Ц. Батчулууна. В 1992 году вышел дебютный альбом, который был распространён в 30 странах на 3 конти-нентах. Этим ансамблем была исполнена первая монгольская «Учиртай гурван толгой». Ц. Батчулуун вел активную педагогическую работу. Совместно со своими учениками и коллегами он переложил около 1400 произведений композиторов-классиков для исполнения на морин хууре. Среди них «Кармен-сюита» Р. Щедрина, «Серенада» и «Турецкий марш» В. А. Моцарта. В 2003 году органами государственной власти Монголии было принято решение популяризиро-вать обучение игре на морин хууре, чтобы у каждого монгольского гражданина был собственный морин хуур и музыка звучала в каждом монгольском доме. В настоящее время морин хуур распола-гается на самом почетном месте почти в каждом доме. В апреле 2003 году решением ЮНЕСКО мон-гольский национальный инструмент морин хуур был внесен в список сокровищницы культурного наследия человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории возникновения, развития и функционирования традиционно-го монгольского инструмента икэл»

4. Солодухин, В. И. Место этнокультурных объединений в системе социально-культурных институтов / В. И. Солодухин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - Москва, 2008. - № 3. - С. 92-95.

5. Бортникова, Т. Г. Общественные этнокультурные объединения как социальный институт : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т. Г. Бортникова. - Тамбов, 2004. - 46 с.

6. Хаматханова, М. А. Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе : дис. ... канд. социолог. наук / М. А. Хаматова. - Тюмень, 2007. - 191 с.

7. Лурье, С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. - Москва : Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

8. Маркарян, Э. С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур / Э. С. Маркарян // Методологические проблемы этнических культур : матер. симпозиума. - Ереван, 1978.

9. Садохин, А. П. Этнология / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. - Москва : Академия ; Выс. шк., 2000. - 304 с.

10. Зинцова, А. С. Ценностно-функциональное содержание этнической культуры : дис. канд. филос. наук / А. С. Зинцова. - Саранск, 2011. - 159 с.

11. Деканова, М. К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция : дисс. ... канд. ист. наук / М. К. Деканова. - Самара, 2009. - 244 с.

УДК 681.817(=512.3)

Л. П. Айкина, Б. Рагчаасурэн Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия;

М. Баатар

Ховдский государственный университет, Ховд, Монголия

К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО МОНГОЛЬСКОГО ИНСТРУМЕНТА ИКЭЛ

В статье дается обзор возникновения и дальнейшей трансформации древнейшего традиционного монгольского музыкального инструмента икэл, рассматривается его роль в культурной и духовной жизни народа, определяются основные сферы его применения на современном этапе развития музыкальной культуры Монголии.

Ключевые слова: струнный смычковый инструмент, морин хуур, икэл, традиционная монгольская музыка.

L.P. Aikina, B. Ragchaasuren Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia;

M. Baatar Khovd State University, Khovd, Mongolia

TO THE HISTORY OF THE ORIGIN, DEVELOPMENT, AND FUNCTIONING OF THE TRADITIONAL MONGOLIAN INSTRUMENT IKEL

The article gives an overview of the origin and further transformation of the ancient traditional Mongolian musical instrument ikel, considers its role in the cultural and spiritual life of the people, determines the main areas of its application at the present stage of the development of the musical culture of Mongolia.

Keywords: bowed string instrument, morin khuur, ikel, traditional Mongolian music.

Музыкальное исполнительство является важной частью многовековой традиционной монгольской культуры. Одним из самых древних монгольских музыкальных инструментов является предшественник двухструнного смычкового инструмента морин хуур - икэл. Первые сведения об этом инструменте датируются I в. н. э.

Внешний облик инструмента, сохранивший архаические черты, свидетельствуют о его древнем происхождении [1, с. 187]. Изначально корпус икэла, в отличие от морин хуура, был сделан из древесины, покрытой на верхней деке выделанной кожей козла. В традиционной культуре для изготовления корпуса и смычка выбирались священные породы деревьев - береза, ель, бук, клен. «Встречаются инструменты, у которых вовсе отсутствует нижняя дека (например, экспонат музея г. Улангом)» [1, с. 188].

Форма корпуса с течением времени претерпевала различные изменения - от вытянутого прямоугольника до овала. В настоящее время форма инструмента имеет вид трапеции. Струны изготавливались из волос, взятых из хвоста лошади. При изготовлении смычка также использовались волосы лошади.

Головка шейки в отличие от морин хуура прямая, с двумя колками. Гриф икэла венчала голова различных животных - лошади, льва, а также птицы и т. д. В некоторых разновидностях инструмента было изображено лицо человека. В современной версии вершиной грифа является голова лошади. Немаловажно, что размещение изображения лошади (молор эрдэнэ) на музыкальном инструменте не случайно, так как для монголов лошадь имела символическое значение, служила объектом культа и поклонения. Л. А. Халтаева пишет, что это инструмент «выполнял роль звукового средства общения с духами предков и божествами, к которым обращались с просьбами ниспослать на землю благоденствие и счастье. В контексте обряда жертвоприношения коня духу предков обязательное участие морин хуура служит идее связи мира людей с миром предков, является материальным и звуковым эквивалентом мировой оси» [2, с. 60]. Следует отметить особую звукоизобразительность этого инструмента - умелый исполнитель мог с его помощью сымитировать ржание лошади, голос человека, звук ветра и другие звуки природы т. д. «Тембр морин хуура, нежный в пиано и взволнованно-эмоциональный в форте, напоминает звучание виолончели в высоком регистре. Музыка, исполняемая на этом инструменте, чрезвычайно выразительна» [3, с. 134]. У монголов широко распространена практика, когда звучанием морин хуура успокаивают верблюдицу, для того чтобы она приняла и начала кормить чужого осиротевшего верблюжонка или укрощают нрав строптивого жеребенка.

Рис. 1. Икэл. Из фондов музея г. Кобдо, Монголия Рис. 2. Исполнитель на морин хууре

Баатар Рагчаасурэн

Большой толчок в развитии икэла произошел с возникновением империи Чингис-хана, который внес существенные изменения не только в политику, но и в процедуру проведения различных церемоний, праздников и развлечений. Инструмент использовался «в ритуально-обрядовой практике, в военных походах, в практике охотников и в жизни простых кочевников» [3, с. 131].

Исполнению музыкальных произведений на икэле стала отводиться главенствующая роль. С этого начинались многие мероприятия. Музыкальное инструментально исполнительство, в первую очередь, игра на икэле породило возникновение и развитие других художественных жанров - пения и хореографии. Так это время возникает сохранившийся до настоящего времени музыкальный жанр - уртындуу -протяжная песня в сопровождении игры на икэле.

Одним из известных дошедших до нашего времени образцов является Эртний Сайхан, выполнявший роль государственного гимна.

Большое значение исполнительство на икэле имело в развитии бытового танцевального жанра - би-елгээ, отображавшего в художественных образах жизнь народа. Этот жанр, благодаря наличию музыкального сопровождения на икэле, успешно развивался и дошел до современного зрителя.

В XVII веке на развитие монгольской культуры оказала большое влияние китайская культура, что было связано с расширением границ маньчжурской династии Цин. В представлении народа император Цин был такой же яркий, как солнце и сильный, как дракон. Поэтому и голову животных в некоторых

областях Монголии на вершине икэла потеснила голова дракона - мифического животного, наделенного большой силой.

Формирование современной версии икэла - морин хуура во многом обязано известному монгольскому музыканту - народному артисту, обладателю Государственной премии Монголии Г. Жамъяну. Его заслугой является становление профессиональной школе игры на морин хууре, многие его ученики достигли высокого исполнительского уровня. Среди них Ц. Батчулуун, Ё. Батбаяр и Ч. Батсайхан и др., которые стали активно гастролировать по всему миру, благодаря чему игра на морин хууре приобрела широкую известность. Гастрольная деятельность этих музыкантов повлияла на изменения в устройстве инструмента -теплый влажный климат некоторых стран оказывал губительное действие на деку, покрытую кожей. Г. Жамъян в 1962 г. обратился за помощью к известному российскому мастеру классического инструмента Денису Яровому. Их совместными усилиями была разработана деревянная верхняя дека. Таким образом, в настоящее время корпус морин хуура полностью изготавливается из дерева.

Остановимся подробнее на устройстве современного морин хуура. Его основные части составляют корпус, гриф с двумя струнами, заканчивающийся резной головой лошади. Современный морин хуур имеет прочные тонкие пластиковые струны. Для смычка по-прежнему используют волосы из хвоста лошади (около 250 волос для одного смычка). Смычок имеет вес 86-95 грамм. Центр тяжести смычка смещен к 1/3 от его корпуса. Струны опираются на две поставки высотой 3,8 см. и шириной 7,3 см. Это обусловлено спецификой игры на инструменте, когда струны зажимаются внешней стороной ногтей указательного и среднего пальцев левой руки и отрощенными ногтями безымянного пальца и мизинца. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн используется редко. Общая длина струн на морин хууре составляет 77 см., но в игре используется только верхняя часть, которая составляет 44 см.

Корпус морин хуура традиционно изготавливается в форме трапеции, основание которой 32 см. верхняя часть - 20 см, глубина корпуса - 10 см. Корпус может иметь другие размеры в зависимости от размеров самого исполнителя. Объемный корпус обеспечивает значительную резонансную поддержку звучанию струн, что придает особое звучание инструменту. По мнению Б.Х. Борлыкова, применение древесины для изготовления дек современного моин хуура обусловлено несколькими причинами: наличием исторических традиционных прототипов; акустической необходимостью увеличения интенсивности звука в концертно-исполнительской практике; стремлением музыкальных мастеров Монголии обогатить звуковой образ главного национального инструмента средствами расширения частотного диапазона; акустической поддержкой бурдонирующей струны» [3, с. 133].

Строй инструмента - чистая кварта - фа, си-бемоль малой октавы. У некоторых инструментов строй может меняться в зависимости от влажности и температуры воздуха. Наличие низких частот в тембре морин хуура является основополагающим элементом звукового образа, связанного с бурдонным многоголосием [3, с. 131].

В настоящее время игра на морин хууре известна всему миру. Особое распространение этого жанра произошло, начиная с 1990-х годов, когда был создан ансамбль моринхууристов под руководством Ц. Батчулууна. В 1992 году вышел дебютный альбом, который был распространён в 30 странах на 3 континентах. Этим ансамблем была исполнена первая монгольская «Учиртай гурван толгой».

Ц. Батчулуун вел активную педагогическую работу. Совместно со своими учениками и коллегами он переложил около 1400 произведений композиторов-классиков для исполнения на морин хууре. Среди них «Кармен-сюита» Р. Щедрина, «Серенада» и «Турецкий марш» В. А. Моцарта.

В 2003 году органами государственной власти Монголии было принято решение популяризировать обучение игре на морин хууре, чтобы у каждого монгольского гражданина был собственный морин хуур и музыка звучала в каждом монгольском доме. В настоящее время морин хуур располагается на самом почетном месте почти в каждом доме. В апреле 2003 году решением ЮНЕСКО монгольский национальный инструмент морин хуур был внесен в список сокровищницы культурного наследия человечества.

Список литературы

1. Борлыкова, Б. Х. О музыкальных инструментах ойратов Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая / Б. Х. Борлыкова // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук. - 2012. - № 4. - С. 187-192.

2. Халтаева, Л. А. Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов : дисс. ... канд. иск. / Л. А. Халтаева. - Ташкент, 1991. - 199 с.

3. Буланов, И. В. Смычковые хордофоны Бурятии: музыкально-акустический аспект / И. В. Буланов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 3 (39). - С. 130-135.

4. Николаева, Д. А. Связь женского культа и струнного инструмента морин хуур в традиционной культуре монгольских народов / Д. А. Николаева // Этнографическое обозрение. - 2012. - № 1. - С. 24-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.