Научная статья на тему 'Пути сохранения этнической культуры диаспоры в рамках деятельности этнокультурного объединения'

Пути сохранения этнической культуры диаспоры в рамках деятельности этнокультурного объединения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1167
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ДИАСПОРА / AN ETHNOS / ETHNIC CULTURE / ETHNIC AND CULTURAL ORGANIZATIONS / ETHNIC CULTURAL TRADITIONS / AN ETHNIC DIASPORA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Айкина Л.П., Геворгян Г.М.

Многонациональный и многоконфессиональный состав населения современ-ного Алтайского края (Россия) фактор, обусловливающий необходимость создания комфорт-ных условий для сохранения и развития культуры различных национальных групп, оказавших-ся в отрыве от материнского этноса. По замечанию авторов, значительный вклад в эффектив-ное решение этой задачи вносит работа национальных диаспор устойчивых этнически гомо-генных сообществ, исполняющих функцию содействия национальной самоидентификации представителей этнических групп, оказавшихся в инокультурной, иноязычной среде. Авторы кратко характеризуют состав основных направлений деятельности национально-культурных объединений Алтайского края, содействующих приобщению представителей различных этни-ческих групп к родному языку, национальным традициям, празднично-обрядовой культуре, элементам фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME WAYS OF AN ETHNIC DIASPORA'S CULTURE PRESERVATION WITHIN THE FRAMES OF AN ETHNIC AND CULTURAL ORGANIZATION ACTIVITIES

Multicultural and multi-confessional society of the today' Altai Krai (Russia) is a factor that determines a need for building of comfortable environment for preservation and development of culture of various ethnic groups that have fallen out of the “mother” culture. On the authors' note, activities of the ethnic diasporas play significant role in solvation of the problem. Such diasporas are eth-nically homogenous communities which execute an important function they help their members in self-identification in environment that speaking another language, practice another culture. The authors of the paper briefly review a set of the key directions of ethnic and cultural organizations activities in Altai Krai directions that assist to inclusion of their members into mother language space, native tra-ditions area, festive and ritual culture and folklore sphere.

Текст научной работы на тему «Пути сохранения этнической культуры диаспоры в рамках деятельности этнокультурного объединения»

Раздел 3

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 316.35(571.150):316.347(=19)

Л. П. Айкина, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

ajk-lyubov@yandex.ru

Г. М. Геворгян, член Общественной палаты Алтайского края, заместитель председателя Союза армян Алтайского края (Барнаул, Россия)

saak.sam22@gmail.com

ПУТИ СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДИАСПОРЫ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения современного Алтайского края (Россия) - фактор, обусловливающий необходимость создания комфортных условий для сохранения и развития культуры различных национальных групп, оказавшихся в отрыве от материнского этноса. По замечанию авторов, значительный вклад в эффективное решение этой задачи вносит работа национальных диаспор - устойчивых этнически гомогенных сообществ, исполняющих функцию содействия национальной самоидентификации представителей этнических групп, оказавшихся в инокультурной, иноязычной среде. Авторы кратко характеризуют состав основных направлений деятельности национально-культурных объединений Алтайского края, содействующих приобщению представителей различных этнических групп к родному языку, национальным традициям, празднично-обрядовой культуре, элементам фольклора.

Ключевые слова: этнос, этническая культура, национально-культурные объединения, этнические традиции, диаспора.

Необходимость сохранения этнокультурной самобытности народов, населяющих Россию, является важной задачей современного общества, что отмечено в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 [1]. Особенно актуальной эта проблема является в многонациональных, многоконфессиональных регионах, к которым относится и Алтайский край. Геополитическое положение региона, сложившаяся социально-экономическая ситуация, природ-но-ресурсный потенциал способствовали процессам миграции. По данным переписи населения, в Алтайском крае достаточно сложный этнический состав, включающий представителей 142 этносов, среди которых 17 превышают по численности - 1000 человек.

Роль диаспоры в сохранении культуры этноса, интеграции его в местное поликультурное общество, взаимодействии с другими этническими группами, процесс этнокультурной идентификации членов диаспоры вызывают пристальный интерес исследователей многих научных направлений - культурологов (И. В. Залитайло, И. М. Меликов, Н. В. Киммель и др.), этнологов (В. А. Тишков, С. А. Арутюнов, С. В. Лурье, Ю. И. Семенов и др.), социологов (С. Г. Максимова, Н. П. Космарская, В. Д. Попков, Ж. Т. Тощенко и др.), политологов (М. А. Асвацатурова, А. С. Ким, М. А. Омаров и др.). По мнению многих исследователей (З. В. Канукова, Т. В. Полос-кова и др.), диаспора, носящая, в отличие от этнической группы, институциональный характер, способствует этнической идентичности группы [2, с. 21]. З. В. Канукова подчеркивает особую

роль диаспоры во внутриэтнической консолидации, формировании особого стиля жизненного поведения ее членов [3, с. 7-8]. Диаспора, как социальный институт, становится не только хранителем, но и воспроизводителем этнической культуры, которая трактуется в современных исследованиях как совокупность материальных и духовных ценностей, устойчивых норм поведения, традиций и обычаев данного этноса. Одной из структур, представляющих интересы диаспоры, и, в том числе, реализующих различные механизмы сохранения этнической культуры, является этнокультурное объединение.

Политика поликультурности, проводимая региональными властями, способствовала возникновению и юридической регистрации различных этнокультурных объединений, деятельность которых направлена на удовлетворение культурных запросов лиц, принадлежащих к данному этносу. На начало 2017 года количество таких объединений достигло 53 из числа зарегистрированных - региональные и местные этнокультурные автономии, общественные организации, ассоциации и др. В работе этих объединений участвуют представители 20 народов, живущих на территории региона. Координационные функции по взаимодействию с национальными общественными объединениями выполняет Совет по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края [4].

Этнокультурное объединение (автономия) представляет собой объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности и проживающих в иноэтническом окружении, действующее на основе принципов добровольности, самоорганизации и самоуправления, имеющее, как правило, форму общественной организации, созданное с целью реализации права на национально-культурное самоопределение, сохранения национально-культурной «самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов» [5].

Законодательство гарантирует таким объединениям широкий круг прав - получать поддержку со стороны органов власти для реализации национально-культурных интересов, создавать средства массовой информации, в том числе, на национальном языке, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям, следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла, создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры, участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций и др.

В. И. Солодухин выделяет основные направления деятельности этнокультурных объединений, которые способствуют выполнению ряда важных функций:

- осуществление деятельности по сохранению национальной идентичности у представителей этнических групп, проживающих в иноэтничном окружении;

- осуществление этнической социализации его членов;

- сохранение духовно-культурного потенциала личности в условиях тотального воздействия массовой культуры;

- формирование активной гражданской позиции личности через включение человека как гражданина в систему деятельности по решению политических, экологических и иных проблем в качестве ответственного и активного гражданина [6].

Т. Г. Бортникова представляет этнокультурные объединения как социально значимые субъекты регулирования этномиграционных процессов и социальной адаптации мигрантов. Среди направлений деятельности исследователь выделяет такие как воспитание подрастающего поколения в рамках этнических ценностей, сохранение языка, фольклора, культурно-исторического наследия, освоение празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, традиций, религии и др. [7].

Как показывает практика, доминирующим направлением деятельности этнокультурного объединения является сохранение этнической культуры, т. к. для этноса, проживающего в отрыве от исторической родины, сохранение национально-культурного облика является весьма актуальным,

поскольку «отрыв от исторической родины компенсируется стремлением к сохранению национальной культуры, содействием ее развитию, устойчивостью к ассимиляции» [8, с. 3].

Такая тенденция не случайна. Обратимся к трактовке понятия «этнос», данном известным этнологом С. В. Лурье: «этнос - это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений» [9, с. 4]. Таким образом, можно сказать, что этническая культура представляет собой некий защитный механизм, социальный институт, способствующий объединению этноса, сохранению его целостности.

Этническая культура выступает как способ деятельности, основанный на системе внебиоло-гически выработанных средств, стимулирующих, направляющих и реализующих социальную активность членов общества [10].'

Как отмечают исследователи (А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая), «этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры, которые обеспечивают, с одной стороны, единство каждого отдельного этноса, а с другой - передачу этого единства от поколения к поколению. Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре» [11, с. 186]. По мнению А. С. Зинцовой, основными функциями этнической культуры являются защитно-сберегающая и адаптационная, базирующиеся на таких элементах, как традиции, вера, обычаи [12]. В этом контексте этническая культура выступает духовной основой межкультурной коммуникации.

Одним из наиболее значимых компонентов этнической культуры является родной язык. Это наиболее остро проявляется особенно в условиях отрыва от материнского этноса, когда язык содействует, в первую очередь, формированию чувства групповой идентичности, выступает как специфический способ внешней и внутренней самоидентификации в ином социальном окружении. «Общий язык поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память» [11, с. 137]. В этом смысле язык выполняет аккумулирующие и ретранслирующие функции по отношению к духовным ценностям этноса.

Неслучайно одним из важнейших направлений работы этнокультурного объединения становится преподавание родного языка подрастающему поколению. Так, при Алтайской краевой общественной организации «Союз армян Алтайского края» более 10 лет функционирует Армянская воскресная школа, где созданы все условия для обучения всех желающих приобщиться к армянскому языку, культуре народа - оборудован учебный класс, приобретаются учебники и наглядные учебные пособия, рабочие тетради, компьютерные обучающие программы. Занятия для всех обучающихся проходят на безвозмездной основе. Деятельность Армянской воскресной школы направлена на сохранение родного языка как наиболее значимого инструмента социализации, средства эмоциональной связи с общиной, фактора, формирующего этническое самосознание. Школа польского языка и культуры действует при Алтайской краевой культурно-просветительской общественной организации «Дом Польский». На занятиях учащиеся приобретают навыки польской разговорной и письменной речи, а также знания по польской истории, географии, литературе, культуре, традициям и др. Большой вклад в развитие казахского языка на территории Алтайского края вносят Общественная организация местная национально-культурная автономия казахов «Болашак» с. Кирей Кулундинского района, общественная организация «Центр казахской культуры «Ата-Мура», Алтайской краевой общественной организации «Национально-культурная автономия казахов».

Таким образом, этнокультурные объединения обладают значительными возможностями в сохранении, развитии и популяризации родного языка в условиях иноязычного окружения.

Немаловажной частью этнической культуры являются обычаи и традиции народа, являющиеся основой передачи социокультурного опыта и способствующие накоплению и сохранению ценностей этнической культуры. Приобщение к этническим традициям происходит как

индивидуальным (внутрисемейным), так и социальным (коллективным) путями. К внутрисемейным можно отнести семейно-бытовые обряды (свадьба, крещение, похороны и т. д.). Социальные связаны, прежде всего, с празднично-обрядовой культурой, различными формами бытования фольклора и т. д. Довольно прочно закреплены в быту этносов, проживающих в регионе, такие элементы традиционной культуры, как традиции, связанные с приготовлением пищи. Эти традиции сохранились и передаются молодому поколению намного полнее других форм материальной культуры - традиционного жилища, одежды и т. д. Традиции национальной кухни относятся как к приготовлению определенного набора блюд, так и к реализации принципов питания -соотношение растительной и животной пищи, способы ее обработки, соблюдение религиозных ограничений в приеме пищи и т. д. Следует отметить, что популяризация национальной кухни является одной из форм социально-культурной деятельности этнокультурных объединений региона. Так, например, многие фестивали традиционной культуры, народные праздники и гуляния сопровождаются презентациями этнической кухни, подготовленными этнокультурными объединениями края.

Важное место в сохранении и передаче этнической культуры принадлежит празднику. Исторически обусловленная празднично-обрядовая культура этноса способствует освоению подрастающим поколением духовных ценностей народа, выступает регулятором поведения и обладает мощным воспитательным, просветительским и рекреационным потенциалом. Праздник, представляющий собой социально-художественное явление, способствует передаче наиболее ценных образцов фольклора, знакомству с историческими событиями, становлению этнокультурной идентичности личности, консолидации этноса, формированию его позитивного образа. По мнению М. К. Декановой, «праздничная культура, связывающая в единое целое многочисленные празднества, обряды и ритуалы, разнообразные по виду и типу, по содержанию и идеологии, является одним из наиболее ярких и самобытных явлений национальной культуры [13].

Среди наиболее массовых праздников, проводимых этнокультурными объединениями края, можно выделить татаро-башкирский праздник Сабантуй (праздник окончания весенних полевых работ), Наурыз (Новруз) - праздник нового года по солнечному календарю, отмечаемый казахами, таджиками, узбеками, азербайджанцами и рядом других тюркских народов, Вардавар -праздник в честь Преображения Господня и совпадающий с Благовещением Богородицы и недавно вошедший в праздничную традицию День материнства и красоты, отмечаемый армянами. Народные игры, исполнение народных песен и танцев, массовые гуляния сопровождают эти и другие народные праздники, полюбившиеся жителями региона независимо от этнической принадлежности.

Таким образом, этнокультурные объединения региона в настоящее время ведут активную социально-культурную деятельность, направленную на сохранение, развитие и трансляцию этнической культуры диаспор, а также формирование межкультурной коммуникации, взаимообогащение культур при сохранении этнокультурного своеобразия.

Список литературы

1. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента Рос. Федерации от 19 дек. 2012 г. № 1666 [Электронный ресурс] / ООО «НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС"». - Электрон. дан. - Москва, 2014-2018. - Режим доступа : http://base.garant.ru/ 702848 / (дата обращения: 15.02.2018).

2. Полоскова, Т. В. Современные диаспоры. Внутриполитические и международные аспекты. -Москва : Научная книга, 1999. - 252 с.

3. Канукова, З. В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние : моногр. - Владикавказ : ИПО СОИГСИ, 2009. - 236 с.

4. Национально-культурные объединения [Алтайского] края [Электронный ресурс] / Официальный сайт Алтайского края. - Электрон. дан. - Барнаул, [б. г.]. - Режим доступа: http://www.altairegion22. ru/gov/administration/isp/kompart/gosudarstvennaya-natsionalnaya-politika/Natcionalno-kulturnye-obedineniia-kraia/ (дата обращения: 21.02.2018).

5. О национально-культурной автономии : фед. закон № 74-ФЗ от 17 июня 1996 г. [Электронный ресурс] / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - Электрон. дан. - Москва, 2005-2018. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-17061996-n-74-fz-o/ (14.03.2018).

6. Солодухин, В. И. Место этнокультурных объединений в системе социально-культурных институтов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 3. - С. 92-95.

7. Бортникова, Т. Г. Общественные этнокультурные объединения как социальный институт : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.05. - Тамбов, 2004. - 46 с.

8. Хаматханова, М. А. Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе : дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Тюмень, 2007. - 191 с.

9. Лурье, С. В. Историческая этнология : учеб. пособие. - Москва : Академический проект : Гауде-амус, 1997. - 448 с.

10. Маркарян, Э. С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур // Методологические проблемы этнических культур : матер. симпоз. - Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1978. - С. 8-9.

11. Садохин, А. П. Этнология : учебник / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. - Москва : Высш. шк., 2000. - 304 с.

12. Зинцова, А. С. Ценностно-функциональное содержание этнической культуры : дис ... канд. фи-лос. наук: 24.00.01. - Саранск 2011. - 159 с.

13. Деканова, М. К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция : дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. - Самара, 2009. - 244 с.

Liubov' P. Aikina, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

ajk-lyubov@yandex.ru

Garik M. Gevogian, Member of the Public Chamber of Altai Krai, Vice-Chief of the Union of the Armenians of Altai Krai (Barnaul, Russia)

saak.sam22@gmail.com

SOME WAYS OF AN ETHNIC DIASPORA'S CULTURE PRESERVATION WITHIN THE FRAMES OF AN ETHNIC AND CULTURAL ORGANIZATION ACTIVITIES

Abstract. Multicultural and multi-confessional society of the today' Altai Krai (Russia) is a factor that determines a need for building of comfortable environment for preservation and development of culture of various ethnic groups that have fallen out of the "mother" culture. On the authors' note, activities of the ethnic diasporas play significant role in solvation of the problem. Such diasporas are ethnically homogenous communities which execute an important function - they help their members in self-identification in environment that speaking another language, practice another culture. The authors of the paper briefly review a set of the key directions of ethnic and cultural organizations activities in Altai Krai - directions that assist to inclusion of their members into mother language space, native traditions area, festive and ritual culture and folklore sphere.

Keywords: an ethnos, ethnic culture, ethnic and cultural organizations, ethnic cultural traditions, an ethnic diaspora.

УДК 357.11:316.347(571.1/.5)Каз

Н. В. Бабарыкина, старший преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

www.n.babarykina@mail.ru

К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СИБИРСКИХ КАЗАКОВ

В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. Ключевым фактором, определяющим степень эффективность этнокультурного воспитания современной российской молодёжи (лиц в возрасте до 35 лет), является уровень сформированности у молодого поколения базовых знаний о народных культурных традициях и обычаях. В этой связи автор рассматривает ряд актуальных вопросов сохранения отдельных элементов культуры сибирских казаков как субэтнической группы русских: песенного, танце-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.