Научная статья на тему 'ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УЯЗВИМОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПЕРЕД ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УЯЗВИМОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПЕРЕД ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Институт налогового права / налоговое администрирование / налоговый контроль / цифровизация / уязвимость / налогоплательщик / Institute of Tax Law / tax administration / tax control / digitalization / vulnerability / taxpayer

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марьясис И.В., Антипова Е.П.

Одной из главных особенностей современного сообщества является цифровизация, развитие информационного общества и создание киберпространства. Это означает, что многие общественные отношения теперь осуществляются с помощью электронных технологий, которые позволяют создавать различные телекоммуникационные сети, включая «Интернет». Область налогов и сборов также не является исключением, и недавние изменения свидетельствуют об ускоренном внедрении информационных инноваций. Однако, чтобы полностью воспользоваться цифровизацией налогового контроля и администрирования, необходимо пересмотреть правовую базу для этих аспектов общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the main features of the modern community is digitalization, the development of the information society and the creation of cyberspace. This means that many public relations are now carried out with the help of electronic technologies that allow the creation of various telecommunications networks, including the "Internet". The area of taxes and fees is also no exception, and recent changes indicate the accelerated introduction of information innovations. However, in order to take full advantage of the digitalization of tax control and administration, it is necessary to revise the legal framework for these aspects of public life.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УЯЗВИМОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПЕРЕД ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

Суханов. — М.: Статут, 2019. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения 10.05.2023).

6. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2019. https://www.consultant.ru URL: https://www.consultant.ru (дата обращения 10.05.2023).

7. Зарубин А.В. Природа доли в праве общей долевой собственности // Нотариус. 2019. № 7. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения 10.05.2023)

8. Зарубин А.В. Выкуп доли как способ защиты преимущественного права покупки // Власть Закона. 2019. № 3. С. 81 - 86. URL: https://www.elibrary.ru (дата обращения 10.05.2023)

9. Зубарева Н. Основания возникновения и механизм действия преимущественного права покупки // Право и экономика. 2006. № 7. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 10.05.2023).

10. Суслова С. И. Филатова У. Б. Объекты гражданских прав в условиях формирования информационного пространства России // Пролог: журнал о праве 2019. № 2. С. 7 - 14. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 10.05.2023).

11. Решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 3 октября 2014 г. Дело № 2-1739/2014 // URL: https://kuibyshevsky--irk.sudrf.ru/ (дата обращения: 10.05.2023).

© Марьясис И.В., 2023

УДК 336.22

Марьясис И.В.

Студент 2 курса юридического факультета Сочинского филиала ВГУЮ (РПА Минюста России)

г. Сочи, РФ

Научный руководитель: Антипова Е.П.

Кандидат юридических наук, доцент Сочинский филиал ВГУЮ (РПА Минюста России)

г. Сочи, РФ

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УЯЗВИМОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПЕРЕД ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Аннотация

Одной из главных особенностей современного сообщества является цифровизация, развитие информационного общества и создание киберпространства. Это означает, что многие общественные отношения теперь осуществляются с помощью электронных технологий, которые позволяют создавать различные телекоммуникационные сети, включая «Интернет». Область налогов и сборов также не является исключением, и недавние изменения свидетельствуют об ускоренном внедрении информационных инноваций. Однако, чтобы полностью воспользоваться цифровизацией налогового контроля и администрирования, необходимо пересмотреть правовую базу для этих аспектов общественной жизни.

Ключевые слова

Институт налогового права, налоговое администрирование, налоговый контроль, цифровизация, уязвимость, налогоплательщик Abstract

One of the main features of the modern community is digitalization, the development of the information

society and the creation of cyberspace. This means that many public relations are now carried out with the help of electronic technologies that allow the creation of various telecommunications networks, including the "Internet". The area of taxes and fees is also no exception, and recent changes indicate the accelerated introduction of information innovations. However, in order to take full advantage of the digitalization of tax control and administration, it is necessary to revise the legal framework for these aspects of public life.

Keywords:

Institute of Tax Law, tax administration, tax control, digitalization, vulnerability, taxpayer

Первоначально информационно-коммуникационные технологии и информационные системы были построены на аналоговой электронике. Однако, начиная с конца прошлого века, она была заменена на цифровую. В результате, было сформировано понятие цифровизации, которое было предложено в 1995 году Николасом Негропонте [11, ст. 6], как символ перехода от обработки атомов к обработке битов. Хотя термин стал широко распространенным, его значение остается неопределенным и содержит определенный метафорический характер. В общем понимании цифровизацией является переход от физических аналоговых систем к цифровым, которые позволяют генерировать, передавать и обрабатывать цифровые сигналы. В более широком контексте, она также является процессом переноса функционирования человека, общества и государства в цифровую среду, в которой изменяются правовая доктрина и национальное законодательство, формируется новый правопорядок.

Некоторые исследователи пытаются разделить «информационную революцию» прошлого века и современные процессы цифровизации общественных отношений на разные этапы развития. Однако, наша позиция состоит в том, что эти явления следует рассматривать вместе, как единый процесс и его результат. В последние десятилетия Россия догнала мировой уровень информатизации общества и государства, преимущественно в области налогов и сборов. Налоговая отчетность, контроль и администрирование, а также взаимодействие налоговых органов с участниками налоговых отношений -являются прорывными направлениями в этой области [12, ст. 6].

В 2010 году в России была запущена цифровизация налоговой сферы, начиная с возможности выставления счетов-фактур в электронной форме с через коммуникационные каналы связи (сети) с применением электронной подписи (ст. 169 НК РФ) [2, ст. 5] и Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ с целью уплаты налога на добавленную стоимость [4, ст. 5]. В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-Ф3 «Об электронной подписи», используется понятие «электронная подпись» [3, ст. 5]. На подзаконном уровне порядок выставления и получения таких счетов-фактур первоначально был установлен Приказом Минфина России от 25 апреля 2011 года № 50н [6, ст. 5]. В последующем он был заменен на Приказ Минфина России от 5 февраля 2021 года № 14н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи» [7, ст. 5].

Дальнейшая цифровизация налогообложения связана с внедрением личного кабинета налогоплательщика, который обеспечивает доступность, открытость и актуальность информации о налогах и сборах. Это важный фактор, который помогает улучшить взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. Так, Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 347-Ф3 [5, ст. 5] в Налоговый кодекс Российской Федерации была введена ст. 11.2, которая устанавливает правовой режим реализации данной технологии [1, ст. 5]. В соответствии с которым, личный кабинет налогоплательщика - это ресурс, предоставляемый Федеральной налоговой службой на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Его использование регулируется законодательством о налогах и сборах, и предоставляет возможность налогоплательщикам и налоговым органам осуществлять свои права и обязанности в данной области онлайн. Это позволяет налогоплательщику быть в курсе информации и решать свои

вопросы без необходимости посещения налогового органа лично. Сперва порядок ведения личного кабинета налогоплательщика - физического лица был установлен Приказом ФНС России от 30 июня 2015 года № ММВ-7-17/260@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» [8, ст. 6]. В настоящее же время действует Порядок, утвержденный приказом ФНС России от 22 августа 2017 года № ММВ-7-17/617 [9, ст. 6].

Но при переходе в цифровую среду увеличивается уязвимость налогоплательщиков (также и зависимость от государства), так как наличие информации о гражданах делает их более подверженными различным рискам и угрозам. Нерациональность человеческого поведения, которая обусловлена различными когнитивными предпосылками может также использоваться для манипуляции людьми, через злоупотребление имеющейся информацией и извлекая за счет этого определенную выгоду.

Данная уязвимость налогоплательщиков в условиях цифровой трансформации вызывает серьезный научный интерес. В современных зарубежных источниках отмечается, что существующая реальность предполагает не предопределенность, которая усиливается в условиях цифровизации.

Создание механизма защиты персональных данных видится европейской юридической мыслью в качестве эффективного способа преодоления уязвимостей, вызванных формированием цифровой среды. Принятие Европейским парламентом и Советом Европейского Союза Регламента № 2016/679 «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (Общий Регламент о защите персональных данных)» (Принят в городе Брюсселе 27.04.2016) это попытка ЕС стать лидером в области конфиденциальности и представить себя как макрорегион, где работа с персональными данными, как онлайн, так и офлайн, полностью безопасна [10, ст. 6]. Указанный регламент является формой реализации концепции физического лица, как уязвимого субъекта, независимо от наличия у него ограничении в жизнедеятельности с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями, его возраста, образованности и иных характеристик, не позволяющих принять рациональное решение.

В отечественных публикациях в этой связи отмечается, что «... уязвимость изначально рассматривалась как возможность дискриминации в различных ее проявлениях, сегодня это фактор риска нарушения прав человека.» [13, ст. 6]. Но при этом уязвимость, как онтологическая характеристика, не должна рассматриваться как субъективная категория. Вызовы, угрозы и риски, определяющие ее содержание, объективны и отличаются от внутреннего отношения индивида к ним [14, ст. 6].

Объективность уязвимости налогоплательщика изначально служила предпосылкой к формированию механизма его правовой защиты. Можно обозначить что именно уязвимость лица, его подверженность различным вызовам и угрозам являются основной причиной установления правовой защиты.

Традиционно защищаемая на конституционном и отраслевом уровнях конфиденциальность, в том числе через режим налоговой тайны, формирование в последние десятилетия режима защиты персональных данных являются проявлением общей идеи, состоящей в том, что каждое лицо уязвимо перед государством, использующим в своей деятельности технологии управления данными [15, ст. 6].

Если ранее власть государства основывалась на аппарате принуждения и монополии на насилие, то в настоящее время - в условиях цифровизации - все большее значение приобретает информация, которая становится базовым властным ресурсом. При этом возникает новый дисбаланс в отношениях между лицами, контролирующими технологии управления данными, и теми лицами, которые являются поставщиками таких данных. Информационные технологии начинают выступать инструментом дискриминации, ограничивают автономию воли, становятся источником цифрового неравенства, результатом которого является общая разбалансированность современного общества [16, ст. 6].

Защита конфиденциальности, в том числе через налоговую тайну, была традиционно защищена на конституционном и отраслевом уровнях, однако в последние годы стала развиваться защита

персональных данных что является проявлением общей идеи, состоящей в том, что каждое лицо уязвимо перед государством, использующим в своей деятельности технологии управления данными [17, ст. 6].

Дж. Мальджери анализируя уязвимость человека в цифровой среде идентифицировал два аспекта уязвимости человека в цифровом мире - процедурный и материальный [17, ст. 6]. Процедурный аспект включает согласие человека на обработку и хранение его персональных данных. Материальный аспект связан с возможным ущербом, причиняемым человеку в результате цифровой активности. Этот подход может быть основой для доктринальной модели законодательства, которое охватывает уязвимости налогоплательщиков в условиях цифровизации налогового контроля и администрирования.

Исходя из вышеизложенного материала будет целесообразно сформулировать следующие выводы:

1) Цифровизация налогового контроля и администрирования является неизбежной и необходимой для более эффективного борьбы с налоговыми преступниками и увеличения доходов бюджета;

2) Уязвимость налогоплательщиков перед цифровизацией налогового контроля и администрирования является серьезной проблемой, которую необходимо решить;

3) Один из путей решения проблемы уязвимости налогоплательщиков - улучшение законодательства, защищающего права и интересы налогоплательщиков в цифровом мире;

4) Для повышения защиты налогоплательщиков нужно развивать новые технологии и методы аутентификации, которые помогут предотвратить кражу и утечку личных данных;

5) Образовательная работа и подготовка налогоплательщиков к цифровизации налогового контроля и администрирования также являются важным фактором защиты их интересов.

Список использованной литературы:

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации" (часть первая) от 31.07.1998 года № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Текст части первой Налогового кодекса опубликован в "Российской газете" от 6 августа 1998 г. № 148-149, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824.

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации" (часть вторая) от 05.08.2000 года № 117-ФЗ (ред. от 01.04.23) // Текст части второй Налогового кодекса опубликован в "Российской газете" от 10 августа 2000 г. № 153-154, в "Парламентской газете" от 10 августа 2000 г. № 151-152, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 32 ст. 3340.

3. Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 8 апреля 2011 г. № 75, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. № 15 ст. 2036, в "Парламентской газете" от 8 апреля 2011 г. № 17.

4. Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" от 27.07.2010 № 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 2 августа 2010 г. № 169, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4198.

5. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 04.11.2014 № 347-ФЗ (ред. от 24.11.2014) // Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 ноября 2014 г., в "Российской газете" от 7 ноября 2014 г. № 254, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 45 ст. 6157.

6. Приказ Минфина РФ от 25.04.2011 № 50н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2011 N 20860) // Официальный интернет-

портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru. (дата обращения 15.05.2023).

7. Приказ Минфина России от 05.02.2021 № 14н (ред. от 28.04.2022) "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2021 № 62737) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru. (дата обращения 15.05.2023).

8. Приказ ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2015 № 38229) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru. (дата обращения 15.05.2023).

9. Приказ ФНС России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ (ред. от 06.11.2018) "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2017 № 49257) // Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 декабря 2017 г. (дата обращения 15.05.2023).

10. Регламент № 2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (Общий Регламент о защите персональных данных)" (Принят в г. Брюсселе 27.04.2016) // Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в официальном Журнале, N L 119, 04.05.2016, стр. 1 - 88. (дата обращения 15.05.2023).

11. Негропонте Н. Быть цифровым. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1995. 243 с.

12. Хабриева Т.Я. Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 85-87.

13. Несмеянова С.Э., Калинина Е.Г. Концепция уязвимости отдельных групп лиц: Международный и национальный опыт // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 4.

14. Кало Р. Конфиденциальность, уязвимость и доступность // DePaul Law Review. 2017. № 66.

15. Барокас С., Селбст А.Д. Неодинаковое влияние больших данных // California Law Review. 2016. № 104. С. 671-936.

16. Добрынская Д.Е., Мартыненко Т.С. Определение цифрового разрыва в России: ключевые особенности и мониторинг тенденций // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные изменения. 2019. Том 153. № 5. С. 100-119.

17. Емельянов А. С. Преодоление уязвимости налогоплательщиков в контексте цифровизации налогового контроля и налогового администрирования // Журнал «Право и практика» - 2021. - № 4. - С. 205-209.

© Марьясис И.В., 2023

УДК 343.1

Сарсенгалиев С.С.

Заместитель директора по правовым вопросам

ООО «Вазметабразив»

СМЕРТЬ ЛИЦА, ПОДЛЕЖАВШЕГО УГОЛОВНОМУ ПРЕСЛЕДОВАНИЮ: ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация

В статье обосновывается необходимость внесения уточнений в положения п.4 ч.1 ст. 24 УПК РФ с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.