Научная статья на тему 'Цифровизация обращения налогоплательщиков в федеральную налоговую службу РФ'

Цифровизация обращения налогоплательщиков в федеральную налоговую службу РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА (ФНС) / ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОНТАКТ-ЦЕНТР / ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОБОСОБЛЕННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА (ТОРМ)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чипирова Анастасия Валериевна, Федотова Кристина Анатольевна, Мальцева Анастасия Константиновна, Луганская Дарья Андреевна,

В современном мире технологии не стоят на месте, а активно развиваются и охватывают практически все стороны жизни. Россияне уже на протяжении долгого времени пользуются возможностью оплаты услуг с помощью Интернета, а также используют возможность пересылки документов в электронном виде. Объём информации стремительно возрастает, что усложняет централизованное хранение, обработку информации и своевременный доступ к ней. Однако средства связи открывают все новые горизонты возможностей для упрощения взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов с помощью всемирной сети Интернет. В связи с этим на данный момент уделяется повышенное внимание совершенствованию информационных технологий, а также разработке вариантов предоставления гражданам необходимых услуг в электронном виде посредством сети Интернет. Информационные нововведения коснулись также налоговой сферы. Наглядным примером улучшения качества обслуживания может служить предоставление налоговой отчетности через Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровизация обращения налогоплательщиков в федеральную налоговую службу РФ»

Цифровизация обращения налогоплательщиков в федеральную налоговую службу РФ

The digitalization of the taxpayers' treatment to the federal tax service in the Russian

Federation

Чипирова Анастасия Валериевна

Студент 3 курса,

Самарский Государственный Экономический Университет

РФ, г. Самара E-mail: [email protected]

Chipirova Anastasia Valerievna

3 rdyear student Samara State University of Economics Russia, Samara E-mail: [email protected]

Федотова Кристина Анатольевна

Студент 3 курса,

Самарский Государственный Экономический Университет

РФ, г. Самара

Fedotova Kristina Anatolyevna

3 rd year student Samara State University of Economics Russia, Samara

Мальцева Анастасия Константиновна

Студент 3 курса,

Самарский Государственный Экономический Университет

РФ, г. Самара

Maltseva Anastasia Constantinovna

3 rd year student Samara State University of Economics Russia, Samara

Луганская Дарья Андреевна

Студент 3 курса,

Самарский Государственный Экономический Университет

РФ, г. Самара

Luganskaya Darya Andreevna

3 rd year student Samara State University of Economics Russia, Samara

Научный руководитель Овод Игорь Викторович

Кандидат юридических наук Самарский Государственный Экономический Университет

РФ, г. Самара

Scientific adviser Ovod Igor V.

PhD in law

Samara State University Of Economics Russia, Samara

Аннотация.

В современном мире технологии не стоят на месте, а активно развиваются и охватывают практически все стороны жизни. Россияне уже на протяжении долгого времени пользуются возможностью оплаты услуг с помощью Интернета, а также используют возможность пересылки документов в электронном виде. Объём информации стремительно возрастает, что усложняет централизованное хранение, обработку информации и своевременный доступ к ней. Однако средства связи открывают все новые горизонты возможностей для упрощения взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов с помощью всемирной сети Интернет. В связи с этим на данный момент уделяется повышенное внимание совершенствованию информационных технологий, а также разработке вариантов предоставления гражданам необходимых услуг в электронном виде посредством сети Интернет. Информационные нововведения коснулись также налоговой сферы. Наглядным примером улучшения качества обслуживания может служить предоставление налоговой отчетности через Интернет.

Annotation.

In the modern world, technologies are developing and covering almost all aspects of life. For a long time, Russian people have been using the option of paying for services with the help of the Internet and they are sending documents in an electronic way. Information is growing rapidly, which complicates the storage, processing of information and timely access. However, the communication tools offer new opportunities to simplify the interaction of taxpayers and tax authorities through the World Wide Web. At the moment, increased attention is paid to the improvement of information technologies, as well as the development of options for providing citizens with the necessary services in electronic form with the help the Internet. A good example of improving the quality of service is to provide tax reports with the Internet.

Ключевые слова: налогоплательщики, Федеральная Налоговая Служба (ФНС), Личный кабинет налогоплательщика, цифровизация, контакт-центр, территориально обособленные рабочие места (ТОРМ).

Key words: taxpayers, The Federal Tax Service (FTS), Personal account of the taxpayer, digitalization, contact center, geographically isolated jobs.

Федеральная налоговая служба предоставила налогоплательщикам возможность предоставления отчетности (налоговой и бухгалтерской) в электронном виде с помощью всемирной сети Интернет.

Данное нововведение демонстрирует переход на качественно новый этап взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.

Разработку новых технологий подразделяют на два направления:

1) Технологическое направление: заключается в оптимизации взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, улучшения качества обслуживания с участием сети Интернет;

2) Правовое направление: заключается в усовершенствовании процесса правового администрирования налогов и сборов через всемирную сеть Интернет.

В связи с этим для налогоплательщиков разрабатываются сервисы, позволяющие дистанционно получить информацию ФНС по интересующим вопросам в сфере налогообложения.

На сегодняшний день ФНС России акцентирует внимание на совершенствовании «сервисоориентированного» подхода, но, к сожалению, преобладающая доля налогоплательщиков, а также большая часть сотрудников ведомства «клиент ориентированный сервис» не доверяет электронным сервисам.

Для того, чтобы усовершенствовать систему коммуникации между налоговыми органами и налогоплательщиками разработаны специализированные сервисы для уточнения информации по интересующим вопросам. В качестве наглядного примера может служить новая услуга ФНС России - возможность обратиться в налоговый орган, используя общефедеральный телефонный номер единого Контакт-центра.

Специалисты Контакт-центра могут предоставить налогоплательщикам как консультационные, так информационные сведения по вопросам налогообложения:

1. сроках уплаты налогов;

2. периоде подачи документов;

3. процедурах государственной регистрации юридических лиц и ИП;

4. принципах расчета имущественных и социальных вычетов;

5. возможностях электронных сервисов ФНС России;

6. графике работы инспекций;

7. и др.

По данным ФНС России, в 2017 году в Контакт-центр поступало в среднем 30 тыс. телефонных звонков в день. За год было зафиксировано 6,2 млн. обращений. Процент обработанных вызовов составил 95% от всего объема поступивших вызовов. Для наглядного сравнения: аналогичный показатель контакт-центров государственных учреждений за рубежом составил около 90%. Среднее время ожидания ответа сотрудника составило 9 секунд, среднее время обслуживания составило 3 минуты, что также соответствует лучшим результатам мировых практик.

Операторы единого Контакт-центра для компетентного ответа налогоплательщиками используют Единую федеральную базу данных «Вопрос-Ответ», содержащую около 120 тысяч постоянно обновляемых ответов на интересующие вопросы. Статистика показывает, что большинство налогоплательщиков интересуются вопросами государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (что составляет 40% общего числа звонков); декларированием доходов физических лиц - 25%, порядком и сроками уплаты налогов на имущество физических лиц - 20%; справочной информацией о налоговых органах - 15%.

С недавнего времени налогоплательщики имеют возможность оценить уровень компетентности операторов Контакт-центра ФНС России по окончании обращения. Для этого после получения интересующей информации требуется нажать на телефоне цифру от 1 до 3, где 3 - оценка «хорошо», 2 -«удовлетворительно», 1 - оценка «неудовлетворительно». Данные всех оценок анализируются и в перспективе помогут улучшить работу Контакт-центра.

Единый Контакт-центр ФНС России принимает звонки налогоплательщиков в фиксированные часы работы налогового органа при учете часовых поясов. Вне этого графика Контакт-центр функционирует в режиме автоинформатора.

В Контакт-центре постоянно анализируется информация о количестве звонков, занятости каждого оператора, продолжительности ответа. Это предоставляет возможность эффективно распределить нагрузку каждого специалиста.

Для удобства разработан еще один сервис для налогоплательщиков - «Личный кабинет налогоплательщика» (ЛКН).

Каждое физическое и юридическое лицо обязано согласно ст. 57 Конституции РФ ич. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать законно установленные налоги. Для облегчения этого процесса создан Личный кабинет налогоплательщика, который представляет собой сервис официального сайта ФНС России , позволяющий получать информацию о задолженности по оплате налогов и сборов; об объектах имущества и транспортных средствах, принадлежащих налогоплательщику; о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей; о наличии переплат; а также производить оплату налогов; заполнять декларацию по форме 3 -НДФЛ и отслеживать актуальный статус ее камеральной проверки.

Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ- Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика. Акт камеральной проверки составляется в течение 10 рабочих дней с момента её завершения.

При проведении камеральной проверки налоговые органы выполняют определенные действия (задания), которые мы предлагаем опубликовывать в личном кабинете налогоплательщика для прозрачности процедуры.

Порядок получения налогоплательщиками доступа к личному кабинету определяют органы исполнительной власти, а также органы по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Доступ к личному кабинету можно получить одним из доступных способов:

1) личное обращение налогоплательщика в налоговый орган, при условии, что налогоплательщик имеет личный логин и пароль, которые были выданы налоговым органом. Налогоплательщик обязан предъявить удостоверение личности (паспорт), а также свидетельство ИНН. В специальной регистрационной карте должны быть отражены логин и пароль. Специальная регистрационная карта представляет собой документ (в печатном или электронном виде), содержащий персональные данные гражданина для входа в личный кабинет налогоплательщика. В случае утери полученного логина или пароля, необходимо вновь обратиться в налоговую инспекцию с аналогичными документами для восстановления доступа к личному кабинету. После того, как логин и пароль получены, нужно зайти в личный кабинет в течение месяца и сменить временно-предоставленный пароль из регистрационной карты на персонифицированный и удобный самому налогоплательщику;

2) обращение к единой системе идентификаци и аутентификации (ЕСИА), что представляет собой официальный сайт государственных услуг. Однако необходимо учесть, что для того, чтобы войти и использовать личный кабинет ФНС статус учетной записи ЕСИА должен быть подтвержден. Учетную запись можно подтвердить только, обратившись лично в любой из многофункциональных центров или в клиентскую службу Пенсионного фонда России, предъявив паспорт и страховое свидетельство. Данный вариант более удобен для преобладающего большинства граждан, т.к. один логин и пароль используется для обретения права доступа ко всем государственных услугам и сервисам.

Необходимо было бы создать технические условия дополнения интерфейса личного кабинета ФНС СЭД, которым может являться раздел для создания видео-обращений налогоплательщиков в органы налоговой службы и онлайн-консультация налогоплательщиков компетентными сотрудниками ФНС. Данные разделы будут регулироваться Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ и Федеральным Законом № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в том числе обработка подобных обращений в электронном виде. Эти нововведения, как представляется, позволят гораздо быстрее получать ответы на любые вопросы и индивидуализировать подход к каждому обращению заинтересованного лица. Так как предполагается, что данный вид коммуникации производится с органом публичной власти и храниться определенное время в архиве, он должен иметь определенный регламент, который будет отвечать установленным требованиям. При записи видеообращения или запросе онлайн-консультирования должен быть задан вопрос и получен ответ с конструктивным разъяснением обстоятельственных факторов, перечнем документов (по необходимости), указанием наименования физического и/или юридического лица, являющихся объектом обращения. Видеообращение должно строиться на технической внутренней разработке Российской Федерации.

Данное дополнение интерфейса одновременно является услугой, предоставляемой Федеральной Налоговой Службой и должно регулироваться четкой нормативно правовой базой.

Также предлагаем сделать интерфейс меню налогоплательщика более удобным и компактным с целью упрощения пользования данным ресурсом. Решение видим в разделении основных задач меню на три раздела:

1) Уведомления. Здесь налогоплательщик сможет получить ответы от компетентных органов на задаваемые им вопросы, а также увидеть различного рода необходимые уведомления.

В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения .

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 14.06.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба устанавливает (утверждает) формы уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе.

С 01.04.2018 была обновлена форма налогового уведомления на уплату физическими лицами имущественных налогов . Таким образом, вместо адреса налогоплательщика в соответствующем поле должен быть указан адрес для направления налогового уведомления или отметка о том, что налоговое уведомление передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

В таблицах, предусмотренных для пересчета налога, новые графы «Сумма ранее исчисленного налога (руб.)» и «Сумма к доплате (+), к уменьшению (-) (руб.)»

2) Вопросы. В данном окне будут собраны все задаваемые пользователем личного кабинета вопросы, дату их отправления и статус рассмотрения.

На основании подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получить по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) по действующему налоговому законодательству.

3) Сведения о налогах. Этот раздел будет содержать все объекты налогообложения и необходимые о них сведения, статус уплаты налогов, статус налогоплательщика и т.д.

Налогоплательщики - физические лица, которые получили индивидуальный доступ к личному кабинету налогоплательщика, имеют возможность получать от налогового органа в электронной форме через личный кабинет персонифицированные документы данного физического лица. С помощью личного кабинета налогоплательщика персонифицированные документы могут отправляться двусторонне: как налогоплательщик вправе отправлять декларации в налоговый орган, так и налоговый орган может направлять уведомления налогоплательщику.

Документы, поданные физическим лицом с помощью личного кабинета налогоплательщика, которые подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью , сформированной в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», признаются электронными документами, которые по своей юридической силе равнозначны документам на бумажном носителе, которые подписаны собственноручной подписью налогоплательщика.

Сертификат о приобретении квалифицированной электронной подписи выдается налогоплательщику Удостоверяющим центром, который прошел аккредитацию в Минкомсвязи РФ. Ключевые файлы данной подписи хранятся на съемном носителе информации (например, флэш-накопителе). На персональном компьютере, где осуществляется подписание документа, необходимо установить специальную программу криптопровайдер (программное обеспечение, реализующее алгоритмы криптографии по ГОСТ Р 34.10-2001, поставляется лицензированными компаниями-разработчиками на коммерческой основе).

Положения данного закона распространяются на плательщиков сборов - физических лиц.

Под действие Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» не попадают:

• индивидуальные предприниматели,

• нотариусы, которые занимаются частной практикой,

• адвокаты, которые учредили адвокатские кабинеты,

• другие лица, занимающиеся частной практикой, в части передачи в налоговые органы документов (информации), сведений, связанных с осуществлением ими указанной деятельности.

Порядок прохождения регистрации в личном кабинете налогоплательщика для юридических лиц является более сложным, чем аналогичная процедура, определенная для физических лиц. Для того чтобы получить право на использование всех возможностей личного кабинета, юридическому лицу потребуется произвести следующую последовательность действий:

Обеспечить выполнение технических требований:

1. операционная система Windows версии XP SP3 и выше или Mac OS X 10.9 и выше;

2. браузер, поддерживающий шифрование информации, соответствующее требованиям ГОСТ 34.102001, 28147-89;

3. криптопровайдер ;

4. обладающий возможностью поддержки алгоритмов шифрования, соответствующих ГОСТ 34.102001 и ГОСТ 28147-89;

5. Кроме того, потребуется установить ряд сертификатов ключей, необходимых для проверки электронной цифровой подписи в процессе работы.

Пройти процедуру:

1. ввод ОГРН юридического лица;

2. подпись Соглашения об открытии доступа к личному кабинету при помощи ЭЦП;

3. ввод адреса e-mail;

4. активация личного кабинета с использованием соответствующей ссылки, высланной на указанный пользователем электронный адрес.

Компаниям-пользователям «Личного кабинета налогоплательщика юридического лица» предоставлена возможность, не выходя из офиса, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать информацию о налоговых обязательствах, невыясненных платежах в виде акта сверки расчетов с бюджетом, справки о состоянии расчетов с бюджетом, справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных платежей, извещения о принятом решении об уточнении (об отказе в уточнении) платежа и многое другое .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При представлении иностранной организацией в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме документы, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью , сформированной в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью представителя такой организации.

Иностранные организации на территории РФ могут действовать, открыв филиал согласно ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации.

Иностранные организации подвергаются налогообложению в соответствии со ст. 309 НК РФ «Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации».

Указанная выше электронная подпись регулируется Федеральным законом№ 1 - ФЗ «Об электронной цифровой подписи», действующим с 10 января 2002 года и утратившим силу 1 июля 2012 года, которому предшествовал Федеральный закон№ 63 -ФЗ «Об электронной подписи». В общественном сознании за это время прочно закрепился термин «электронно-цифровая подпись» (ЭЦП), но данное определение уже не используется в законодательстве.

Чаще всего термин ЭЦП, для граждан и юридических лиц, применяется в следующих направлениях:

• передача отчетности;

• электронный документооборот;

• взаимодействие с государственными организациями;

• электронные торги;

• государственные услуги в электронной форме.

Основной целью закона является повышениеконтроля соблюдения кассовой дисциплины (с учетом того, что анализ учета выручки будет автоматизирован, отпадает и необходимость в постоянной проверке касс), а также увеличение налоговых поступлений и снижение нагрузки на свое ведомство. К тому же, это усилит защиту потребителя. Покупатель будет иметь возможность получения и хранения электронных чеков и без труда осуществлять проверку на легальность данных чеков. Это особенно актуально для получения налоговых вычетов и бюджетирования расходов. Поэтому особое внимание в законе уделено автоматизации бизнес-процессов и онлайн-обмену информацией с ФНС.

Каждая операция продажа по онлайн кассе отслеживается всеми интересантами при помощи компьютерных технологий. В данной ситуации, предприниматель будет обеспечивать осуществление покупателями их потребительских прав, а налоговой - простоту мониторинга бизнеса, так как штрафные санкции за нарушение закона №54-ФЗ будет еще проще наложить, облегчается контроль налоговых органов и обеспечивается «прозрачная деятельность» юридических лиц.

Большая часть требований к отчетности касс до этого момента было закреплено в постановлении Госкомстата № 132 от 25.12.1998г. После того, как вступил в силу№ 54-ФЗвсе эти требования стали необязательными к исполнению, но их применение не исключается по желанию налогоплательщика.

На базе информационных технологий ведется разработка удобного и юридически значимого механизма взаимодействия между Федеральной налоговой службой России, торговыми организациями и потребителями. Торговые предприятия, в которых осуществляется реализация поправок в № 54-ФЗ , получают:

• равные условия для ведения бизнеса за счет снижения недобросовестной конкуренции;

• уменьшение налоговых проверок благодаря поступлению в ФНС информации о продажах в онлайн-

режиме;

• отмену обязательного заключения договоров с центрами технического обслуживания (ЦТО) благодаря новым опциям: самостоятельно ставить на учет, снимать с учета, перерегистрировать кассовые решения через личный кабинет на сайте ФНС;

• возможность контролировать своих продавцов и пресекать случаи воровства.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в налоговой сфере существует ряд недоработок. Для улучшения взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов предлагается внести предложения по реорганизации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщика.

На протяжении последних лет Федеральная налоговая служба совершила качественный рывок в своем развитии, прежде всего в направлении технологического и структурно-функционального совершенствования налогового администрирования. На сегодняшний день уровень собираемости налогов и другие основные результаты деятельности ведомства показывают устойчивую положительную динамику. Заложен структурный и технологический фундамент для формирования конкурентной на мировом уровне системы налогового администрирования. Основной путь совершенствования системы налогового контроля - переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков для проверок, значительно упростить взаимоотношения с налогоплательщиками, и одновременно, повысить собираемость налогов.

Одним из ключевых правовых направлений для решения указанных выше вопросов можно считать внедрение определенных правовых стандартов и налогового офиса и приема налогоплательщиков. Предполагается, что данное направление должно быть направлено на усовершенствование процесса правового администрирования налогов и сборов через присоединенную сеть Интернет. Оно будет развиваться с помощью следующих правовых инструментов:

• «Ввести правовое понятие Стандарта налогового офиса и приема налогоплательщиков ФНС России»;

• Концепция «единого окна». Концепция подразумевает возможность подачи и получение документов налогоплательщиком в удаленном формате. «Единое окно» - это система, позволяющая лицам, осуществляющим налоговые операции, предоставлять информацию, необходимую для выполнения всех требований законов, касательно деятельности ФНС в единую структуру. Данная система создана для расширения и усовершенствования дистанционного обслуживания, упрощения, развития и стандартизации сервисов и процедур, а также модернизации и минимизации личных обращений налогоплательщиков.

В данном направлении предполагается рост удаленных сервисов с применением ранее представленных инструментов сетевой инфраструктуры доступа к электронным сервисам, а также уменьшение личных обращений налогоплательщиков (при повышении качества личного обслуживания).

Данная система должна предусматривать внедрение по этапам экстерриториальной (с учетом подведомственности) подачи документации, к примеру, по типам документов (копии документа, подтверждающего льготу, заявления) или по целевым группам налогоплательщиков (в т. ч. пенсионерам, людям с ограниченными возможностями) в рамках плотного запуска на территории одного или нескольких регионов России. Программа должна предусматривать подачу документов налогоплательщика по назначению в зависимости от объема и оперативности. Возможно дублирование по Интернету, факсу, Почте России.

• Техническая разработка на основе принципа «много окон - одна очередь»;

• Внедрение механизма «Электронная запись на прием» для осуществления упорядочения граждан на законных основаниях (правовой механизм), а также использование системы «Электронной очереди», что коррелирует с предыдущим пунктом, и ряда других систем.

Статус налогоплательщика обозначается двузначным кодом в соответствии с приложением 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 № 107н.

Обобщающим направлением можно считать проведение работы по целенаправленному формированию имиджа ФНС России. В данное направление будут включены следующие мероприятия: формирование позитивного образа и повышения престижа ФНС России в глазах граждан Российской Федерации. Достижение желаемого результата будет осуществляться посредством долговременной федеральной PR-кампании налоговой службы Российской Федерации. Под PR-кампанией в данном случае подразумевается целенаправленная, системно организованная и завершенная совокупность PR-операций и обеспечивающих их мероприятий,

объединенных общим стратегическим замыслом, направленная на решение конкретной проблемы ФНС на определенном этапе ее деятельности.

В статье 84 Налогового кодекса Российской федерации указан порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц, а также информация о получении Идентификационного номера налогоплательщика.

Порядок постановки на учет и снятие с учета, а также внесение изменений, установлен Министерством финансов РФ. Для постановки на учет физических лиц необходимы их персональные данные: ФИО, дата и место рождения, пол, место жительства, данные паспорта или иного документа, данные о гражданстве.

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. (в ред. Федерального закона от 27.11.2010 № 306-ФЗ)

В связи с вышесказанным предлагается внести изменения в данную статью, а именно в пункт 2 ст 84 НК РФ «2. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица, поданного в соответствии с пунктами 6, 7 или 7.2 статьи 83 настоящего Кодекса, в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет. Также налоговый орган обязан присвоить физическому лицу логин и пароль от личного кабинета ФНС в срок постановки физического лица на учёт. В случае, если заявление физического лица направлено по почте заказным письмом либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган, налоговый орган осуществляет постановку на учет физического лица и выдачу ему логина и пароля от личного кабинета на основании такого заявления в течение пяти дней со дня получения от органов, указанных в пунктах 3 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, подтверждения содержащихся в этом заявлении сведений и в тот же срок выдает (направляет) физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет». Данная модернизация приведет к тому, что в дальнейшем приведет к популяризации электронной налоговой системы. Это упростит регистрацию в электронной системе и повысит процент коммуникации с Налоговой службой через сеть Интернет.

Таким образом, с учетом внесенных изменений название статьи 84 НК РФ «Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика» предлагается переименовать в Ст. 84 НК РФ «Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика. Порядок получения логина и пароля от личного кабинета налогоплательщика».

Список используемой литературы:

1. Приказ ФНС России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2017 № 49257)

2. Потокина Е.С. «Перспективы развития электронной обработки показателей финансовой и налоговой отчетности в холдинговых компаниях в условиях информационно-цифрового пространства» Вестник самарского государственного экономического университета// VestnikofSamaraStateUnrversityofEconomics 2018 №8 (166)

3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

4. Официальный сайт ФНС России //https://www.nalog.ru/rn66/about_fts/el_usl/

5. Официальный сайт ФНС России //https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/5435557/

6. Лобазова В.В «Личный кабинет налогоплательщика и контакт-центр ФНС России -совершенствование системы и важнейшие функции»//https://elibrary.ru/item.asp?id=25079942

7. Сайт ФНС России //https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6715903/

8. Сайт ФНС России //https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/analit/itog_fns2017.pptx

9. Сайт ФНС России// https://www.nalog.ru/m77/news/activities_fts/7082443/

10. Вольвач Д. В., Марачевский Д. А. «Личный кабинет налогоплательщика и контакт-центр ФНС России: новые функции и возможности»// https://elibrary.ru/item.asp?id=24109107

11. Смирнова Е.Е. «Оценка эффективности деятельности налоговых органов в условиях цифровизации экономики»// https://elibrary.ru/item.asp?id=32871959

12. Приказ ФНС России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2017 № 49257)

13. Официальный сайт ФНС России //https://lkfl.nalog.ru/

14. Шевнина Г.В. «Цифровые технологии в работе налоговых органов в России на современном этапе»// https://elibrary.ru/item.asp?id=32356369

15. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ ст.88

16. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ ст. 100

17. Приказ ФНС России от 26.05.2015 № ММВ-7-6/216@ «О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» (вместе с "Регламентом эксплуатации подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» налоговыми органами и ФКУ «Налог-сервис» ФНС России», «Рекомендациями для налогоплательщика по работе с Личным кабинетом»

18. Официальный сайт ЕСИА //https://esia.gosuslugi.ru/profile/user/personal

19. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

20. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018)

//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d38d406bd6e37b76ceef4effd557069960607363// Дата обращения: 02.10.2018

21. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 14.06.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»

//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49673/129f2ad85f9f02d3085685052c8b0a37e9de273e//Дата обращения: 02.10.2018

22. НК РФ Статья 52. Порядок исчисления налога, страховых взносов. Приказ ФНС России от 15.01.2018 № ММВ-7-21/8@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@»

23. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018)

//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d38d406bd6e37b76ceef4effd557069960607363// Дата обращения: 02.10.2018.

24. Ч.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) Статья 38. Объект

налогообложения//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/de41531cd3f46a7c13a3741494f3b3c0 569e3aa3/ // Дата обращения: 02.10.2018

25. Квашин В.И. Дис. «Правовые аспекты использования электронной цифровой подписи в договорных отношениях с участием предпринимателей» //http://www.dissercat.com/content/pravovye-aspekty-ispolzovaniya-elektronnoi-tsifrovoi-podpisi-v-dogovornykh-otnosheniyakh-s-u

26. Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701 (дата обращения 29.09.2018)

27. https://service.nalog.ru/vyp/sign-help.html

28. Официальный сайт ФНС России //https://www.nalog.ru/rn51/news/activities_fts/4464273/

29. https://service.nalog.ru/vyp/sign-help.html

30. Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи»

31. Федеральный закон от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»

32. Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи»

33. https://www.nalog.ru/rn57/news/activities_fts/6152534/

34. В.В. Оноприенко, Ю.И. Горбенко «Электронная цифровая подпись. Состояние и перспективы использования» // https://cyberleninka.ru/article/v/elektronnaya-tsifrovaya-podpis-sostoyanie-i-perspektivy-ispolzovaniya

35. А.В. Черемушкин «О содержании понятия «электронная подпись»» //https://cyberleninka.ru/article/v/o-soderzhanii-ponyatiya-elektronnaya-podpis

36. Федеральный закон от 03.07.2016 № 244-ФЗ// http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.09.2018)

37. Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701 (дата обращения 29.09.2018)

38. Берберов А.Б. «На пути к цифровизации Российской экономики: проблемы и перспективы» //https://cyberleninka.ru/article/v/na-puti-k-tsifrovizatsii-rossiyskoy-ekonomiki-problemy-i-perspektivy

39. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ

40. Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21722/ дата обращения 29.09.2018

41. Глухов В.В., Глухов Е. В., Сенько А. Е. «Влияние современных информационных технологий на взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами» //https://elibrary.ru/item.asp?id=29410394

42. Федеральный закон от 22.05.2003№ 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (последняя редакция) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ (дата обращения 29.09.2018)

43. Базанова А.В. «Технологические новации взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов»// https://elibrary.ru/item.asp?id=29081806

44. Боклачева Е.А. «Повышение уровня информационного обслуживания и взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками» //https://elibrary.ru/item.asp?id=17792107

45. Tax Challenges Arising from Digitalisation - Interim Report 2018 EricHilgendorf DigitizationandtheLaw -a EuropeanPerspective // NomosVerlagsgesellschaft, Baden-Baden, Germany, //https://read.oecd-ilibrary.org/taxation/tax-challenges-arising-from-digitalisation-interim-report_9789264293083-en#page7

46. Tax Challenges Arising from Digitalisation - Interim Report 2018 EricHilgendorf //https://read.oecd-ilibrary.org/taxation/tax-challenges-arising-from-digitalisation-interim-report_9789264293083-en#page1

47. Насырова В.И «Цифровизация налогового администрирования налога на добавленную стоимость в России» //https://elibrary.ru/item.asp?id=34871879

48. Тютюрюков Н.Н. «Трансформация налоговой системы Российской Федерации в условиях участия в экономических сообществах» //http://www.dissercat.com/content/transformatsiya-nalogovoi-sistemy-rossiiskoi-federatsii-v-usloviyakh-uchastiya-v-ekonomiches

49. Концепция ФНС России по работе с налогоплательщиками Утверждена Приказом ФНС России от 11 июля 2011 г. № ММВ-7-4/436@

50. Приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н (ред. от 05.04.2017) «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155187// Дата обращения: 02.10.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.