14. Коршунов М.Ю. Учебно-методический комплекс школьного курса «Географическое краеведение» как средство развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса // География и экология в школе 21 века. - № 1. - М.: Просвещение, 2012. - С. 77-80.
15. Коршунов М. Половодье на Пьяне // Бутурлинская жизнь. - 2008. -18 марта. - С. 2.
16. Коршунов М. Половодье ожидается среднестатистическим // Бутурлинская жизнь. - 2010. - 23 марта. - С. 1.
17. Назарова Л.П., Сотник В.Г. Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма учителя // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. -2008. - № 2. - С. 69-78.
18. Сотник В.Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 173 с.
19. Таможняя Е.А., Смирнова М.С., Душина И.В. Методика обучения географии: учеб. и практикум для академического бакалавриата; под общ. ред. Е.А. Таможней. - М.: Юрайт, 2016. - 321 с.
Н. С. Малякова
Пути решения проблемы наращивания человеческого капитала в условиях формирования инновационной образовательной практики
Становление отечественной школы осуществляется в условиях масштабных вызовов времени, отражающих сложный и противоречивый процесс изменения облика цивилизации, осмысления ключевых вопросов бытия человека. М.К. Мамардашвили прямо говорит об антропологической катастрофе, которая «...может произойти и частично уже происходит в силу нарушения онтологических законов, по которым устроено человеческое сознание и связанная с ним «пристройка», называемая цивилизацией» [5, с. 318]. Человек сам выступает как причина негативных изменений в мире, так как теряет духовные ценности, смысложизненные ориентиры, способности отвечать на мировоззренческие вопросы современности.
Сложный и противоречивый процесс изменения облика цивилизации формулирует проблему поиска педагогических путей наращивания человеческого капитала. В современном школьном образовании формируются новые ценностно-смысловые ориентиры: культурные, духовно-этические, творческие Н.Б. Крылова, обосновывая проблему необходимости создания новых культурных образовательных моделей, отмечает, что знаниевая научно-техническая парадигма вступает в противоречие с процессами модернизации образования. Новыми ценностями в образовании вы-
ступают: вариативность и гибкость индивидуального обучения; реальное обеспечение субъектности ученика, его собственного выбора, способствующего повышению мотивации учебной деятельности; наполнение уклада школьной жизни нравственным общением и поведением; индивидуализация образования, конструирование педагогической деятельности на основе интересов и ценностей ребенка; демократизация жизни школьного сообщества, педагогическое сотрудничество и поддержка. Современный учитель должен уметь принять ребенка таким, какой он есть, уходить от педагогики принуждения к пониманию, диалоговому взаимодействию, к отношениям сотрудничества и взаимопомощи. Подчеркивается, что новые ценности могут и должны быть воплощены в культурной практике школы: по расширению поля самостоятельной деятельности ребенка - исследовательской, социально ориентированной, организационно-коммуникативной, художественной [4].
В педагогической науке формируется положение о «человеко-образующей» функции образования, которая, по мнению С.Г. Вершловского, способна качественно изменить его сущностные характеристики [1]. Г.Б. Корнетов выделяет функции, относящиеся к «человекообразующим»: гуманитарную, заключающуюся в признании самоценности человека, обеспечении его физического и нравственного здоровья, в активной самореализации смысложизненных ориентаций личностно ориентированного образования; культуросо-зидательную - сохранение, передача и развитие культуры средствами образования; функцию социализации - усвоение и воспроизводство социального опыта в процессе деятельности и общения [2]. Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова, в свою очередь, выделяют следующие характеристики: «развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной среде; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций» [3, с. 50-51]. Таким образом, в новых ценностях образования проявляются антропологические черты, акцентирующие внимание на потребностях, интересах, ценностях человека; на становлении и реализации его субъектности, свободного выбора; на формировании жизненного опыта в условиях образовательного процесса.
В реализации данной тенденции наблюдается противоречивая ситуация, обусловленная антропологической некомпетентностью учителя, снижением роли его миссии в педагогической деятельности; недостаточным соответствием школьной действительности потребностям современного ребенка. Пути разрешения противоречий показывает выдвинутая В. И. Слободчиковым идея необходимости формирования антропологической практики, нацеленная на преодоление утилитарных аспектов образования, ограничивающих наращивание человеческого капитала узкой сферой потребностей производства. В связи с этим им выделяется три ценностных интерпретации современного образования: образование как сфера общественной практики, как механизм культурно-исторического наследования, как всеобщая форма развития человека. В третей интерпретации внимание акцентируется на взращивании и становлении собственно человеческого в человеке. Понятие «антропологическая практика» трактуется В. И. Слободчиковым как «особая работа в пространстве субъективной реальности человека: в пространстве совместно-распределенной деятельности, в пространстве со-бытийной общности, в пространстве рефлексивного сознания» [6]. Принципиальным является положение о том, что современное образование не может быть ограничено только передачей знаний или формированием компетенций. Необходимо созидание человека во всей целостности духовно-душевно-телесных проявлений.
Реальность становления антропологической практики подтверждается появлением «точек роста» в инновационной деятельности образовательных учреждений. Методами анализа документов и интерпретации непосредственно наблюдаемого опыта инновационной деятельности были выявлены особенности практики образовательных организаций Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской областей. За основу взято 200 находящихся в открытом доступе документов: а) административных - программ развития, публичных отчетов директоров за учебный год; б) инициативных -творческих проектов, находящихся на сайтах. Проанализирован также опыт непосредственно наблюдаемой инновационной деятельности 30 школ Всеволожского района, полученный в условиях работы отдела инновационной работы методического центра: результаты мониторинга инновационной деятельности, паспорта инновационных проектов и их продукты: программы, педагогические системы, методические разработки, рекомендации.
Анализ демонстрирует следующие проявления антропопрактики:
- формирование у обучающихся ценности здоровья - физического, социального, духовного;
- раскрытие мотивации, индивидуальных особенностей и талантов ребенка; нацеленность на достижение успеха, на субъектность
ребенка в образовательном процессе, на проектирование индивидуального образовательного маршрута; на формирование внутренней позиции в решении образовательных проблем, на социальную активность;
- формирование общности взрослых и детей в школе, поиск новых путей воспитания и социализации ребенка;
- актуализацию повышения профессиональной культуры, формирования личностного стиля, усиления творческой направленности деятельности учителя в области педагогической поддержки индивидуальной и самостоятельной деятельности учащегося, по организации межсубъектного диалога с учеником, направленного на совместный поиск новых ценностей и смыслов образования.
Данные примеры свидетельствуют о процессе становления антро-попрактики, определяя необходимость научного обоснования организационно-технологических решений наращивания человеческого капитала - от выявления исходного состояния педагогической действительности до формирования эффективных образовательных моделей.
Список литературы
1. Вершловский С.Г. Монологи об учителе / под ред. В.Ю. Кричевского. -СПб.: СПбАППО, 2003. - 225 с.
2. Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: учеб. пособие. - М.; Тверь: Научная книга, 2009. - 184 с.
3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
4. Крылова Н.Б. Новые ценности образования // Культурные практики. -№ 4/420. - 2009.
5. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук / ред. И Т. Фролов. - М.: Наука, 1989. - С. 317-332.
6. ^ободчиков В.И. Школа антропологической практики в современном образовании. - иКЬ: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44144.php
Л. В. Манжелес
Проблемное обучение как основание метода «от сложного к простому» в хореографическом образовании
Хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания, в котором балет как высший уровень хореографического мастерства поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Танцевальная деятельность, средством выражения которой является человеческое тело, имеет специфические условия, зависит от степени сложности танцевального «языка» и связана с большими, а иногда и с запредельными физическими и психическими нагрузками.