Н. С. Малякова
(Санкт-Петербург)
ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
VALUE AND NORMATIVE FOUNDATIONS OF ANTHROPOLOGICAL PRACTICE OF MODERN EDUCATION
Под воздействием социокультурных вызовов в современном отечественном образовании актуализируется гуманитарно-антропологическая тенденция, выделяющая проблему наращивания человеческого во всей полноте его духовных, душевных и телесных характеристик. В статье показано, как антропологические характеристики отражены в базовых документах, определяющих пути развития современной школы
Ключевые слова: антропологическая практика, человек, человеческий капитал, ценностно-нормативные основы образования, образовательный процесс, индивидуализация образования.
Under the influence of socio-cultural challenges in modern domestic education the humanitarian-anthropological trend is actualizing, which highlights the problem of increasing human factor in the fullness of its spiritual, mental and physical characteristics. The article shows how the anthropological characteristics are reflected in the basic documents that determine the development of the modern school.
Key words: anthropological practice, person, human capital, value and normative foundations of education, educational process, individualization of education.
Становление отечественной школы осуществляется в условиях масштабных вызовов времени, отражающих сложный и противоречивый процесс изменения облика цивилизации, осмысления ключевых вопросов бытия человека. В педагогических исследованиях прослеживается тенденция выделения ценности собственно человеческого в школе как в социальной системе, однако антропологическую специфику в полной мере она не отражает. Пути решения проблемы наращивания человеческого в образовании демонстрирует идея В. И. Сло-бодчикова о формировании в современной школе антропологической практики, определяющая пути использования методологического потенциала педагогической антропологии, развивающегося в отечественной школе с середины XIX века по настоящее
время. Антропологическая практика в образовании рассматривается как существенная составляющая общественной практики, нацеленной на развитие культуры, общества и человека, как процесс взращивания «собственно человеческого в человеке» [1]. Ведущим здесь является понимание образования, не ограниченного только передачей знаний или формированием компетенций. Необходимо созидание человека во всей целостности духовно-душевно-телесных проявлений. Антропологическая практика, по В. И. Слободчикову, имеет две стороны:
- антропология образования, раскрывающая ценностно-смысловые основы, новые культурные модели, интерпретации и образы образования человека;
- образовательная антропология, задающая ценностно-нормативные основы орга-
низации, обусловленные фундаментальными потребностями и способностями человека, его правом на самостоятельный выбор [2].
Образовательная антропология несет в себе черты социально и культурно детерминированного опыта понимания человека, сложившегося в ходе образовательной практики, конкретизируя характеристики ценностных основ отечественного образования в нормативно-правовой плоскости. На основе понимания ценности как нормы, определяющей характер деятельности, ее соответствие социокультурным потребностям времени ставится исследовательская задача изучения сформированности ценностно-нормативной системы требований к условиям организации антропологической практики образования. В данном аспекте раскрываются деонтологические характеристики ценности, которые В. Момов, В. А. Ядов связывают с отношением личности к правам и обязанностям, к выстраиванию установок и оценочных критериев поведения под влиянием социальных детерминант [3, 4]. Здесь раскрываются также антропологические аспекты социальных норм, отражающих, по мнению М. И. Бобневой, весь спектр общественных отношений [5]. Проблема ценностного обоснования выступает в современных исследованиях как показатель нового качества управления. Е. В. Кры-сова подчеркивает необходимость его ценностного осмысления [6]; В. Н. Куровский и Г. Н. Пяткина указывают на тенденцию формирования нормативно-правовых основ управления процессами, «ядром и субъектом которых является человек» [7, с. 159]. Тем самым, образовательная антропология, как ценность-норма, указывает на необходимые условия, в которых разворачивается образовательная деятельность, на способы поддержки человека и на меру ответственности социального института перед ним.
Рассмотрим, как характеристики образовательной антропологии раскрываются в таких базовых документах, как Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, Распоряжение Прави-
тельства РФ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы декларируется поддержка инноваций и инициатив педагогов, профессиональных сообществ, образовательных организаций [8]. Постоянно развивающаяся, обновляющаяся школа выступает как критерий современной образовательной организации. Наращивание человеческого ресурса рассматривается здесь как важный фактор изменений в процессах социального, культурного, экономического развития. Антропологические характеристики просматриваются в постановке задач качественного изменения методов преподавания, способствующих развитию интереса и активности обучающихся, возможности разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Обращает на себя внимание постановка задачи индивидуализации образования через реализацию учебных траекторий.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования демонстрируют такие антропологические характеристики современного школьного образования, как индивидуализация с учетом потребностей возраста, усиление самостоятельности ребенка в образовательном процессе, развитие навыков диалогового взаимодействия. Они выделяются и в предметных областях, и в проблемном поле воспитания [9, 10, 11].
Индивидуализация в начальной школе выделяет требования к возрастным и физиологическим особенностям детей. Уже на данном уровне образования ставится задача разработки индивидуальных учебных планов с участием самих детей, с опорой на их ценности. В основной школе подчеркивается необходимость более полного учета индивидуальных потребностей обучающихся. Индивидуальные достижения в усвоении знаний и учебных действий, ориентации в разных предметных областях, научном и социальном проектировании выступают как основа оценки деятельности образовательного учреждения. В старшей школе инди-
видуальные особенности обучающихся, их познавательные интересы выступают как основа для разработки учебных предметов, курсов по выбору и направлены на расширение опыта познавательной деятельности. Здесь выделяется «индивидуальный проект» как форма организации деятельности обучающегося, выполняемый под руководством учителя или самостоятельно в любой избранной области деятельности - познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др. Обращается внимание на необходимость отслеживать динамику индивидуальных достижений обучающихся, формирование у них опыта самостоятельной и творческой деятельности как показателей эффективности освоения основной образовательной программы.
Усиление самостоятельности ребенка в образовательном процессе в начальной школе формулируется вокруг описания ме-тапредметных результатов освоения образовательной программы, формирования умений планирования, контроля и оценки учебных действий, самостоятельного определения наиболее эффективных способов достижения результата. Выделяется необходимость создания основы для самостоятельного усвоения новых знаний, компетенций, способов деятельности; формирования способности к самоорганизации своей деятельности. В основной школе на первый план выходит развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию. В старшей школе ведущей становится задача самореализации обучающихся. На этой основе разрабатываются программы учебных предметов, курсов, система внутреннего мониторинга качества образования, повышения квалификации педагогических работников.
Выделены аспекты развития навыков диалогового взаимодействия в начальной и основной школе. Диалог в начальной школе рассматривается как способ изложения своей точки зрения, готовности излагать свое мнение, давать оценку тому или иному событию на основе умения слушать собеседника, с уважением относиться к мнению другого человека. Здесь выделяется задача обогащения форм взаимодействия со свер-
стниками и со взрослыми. В основной школе диалог призван обеспечивать овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.
В предметных областях стандарта начальной школы антропологические характеристики отражены в задачах:
- развития диалогической и монологической речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности (филология);
- осознания своего места в многообразии окружающего мира (обществознание и естествознание);
- воспитания способности к духовному развитию и нравственному совершенствованию (основы духовно-нравственной культуры народов России);
- в творческом отношении к окружающему миру (искусство);
- в формировании поисково-аналитической и практической преобразовательной деятельности (технология);
- в формировании навыков саморегуляции, установки на сохранение и укрепление здоровья (физическая культура).
В основной школе антропологические характеристики обозначены:
- в формировании умений понимания и выражения внутреннего мира человека, в осознании путей духовного, нравственного, эмоционального, творческого развития (филология);
- в формировании мировоззренческой ценностно-смысловой сферы, в осознании своего места и роли в многообразном динамично изменяющемся мире, в приобретении опыта и активной позиции в общественной жизни (общественно-научные предметы);
- в культурной самоидентификации, в развитии творческих способностей (искусство);
- в формировании навыков исследовательской и прикладной деятельности (технология);
- в установках на здоровый и безопасный образ жизни, на двигательную активность,
на развитие своих физических качеств, на повышение функциональных возможностей основных сил организма, на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения.
В предметных областях старшей школы выделяются следующие антропологические характеристики:
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдения за собственной речью, сформированность коммуникативной компетенции (филология);
- сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы, навыков критического мышления, умений обосновывать свою точку зрения в дискуссии, проводить учебные исследования (общественные науки);
- сформированность навыков здорового образа жизни, умений сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, использовать технологии укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний (физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности).
Проблемы наращивания человеческого в проблемном поле воспитания начальной школы отражены, прежде всего, в программе духовно-нравственного развития, воспитания, нацеленной на формирование у детей активной деятельностной позиции, обеспеченной ценностными ориентация-ми, социальными компетенциями, потребностями в самореализации и в творческой деятельности, навыками самоорганизации и коммуникации, опытом позитивного взаимодействия с окружающим миром. Выделяется также программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, призванная обеспечить сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. Акцентируется внимание на внимательном отношении к своему здоровью самих детей: в установках на здоровое питание, на оптимальный двигательный режим, на формирование и использование навыков личной гигиены, на противостояние негативным факторам риска здоровью, на безбоязнен-
ное обращение к врачу по любым вопросам, связанным с ростом и развитием.
В основной школе подчеркивается необходимость обеспечения условий социальной самоидентификации обучающихся. В структуре основной образовательной программы основного общего образования выделяется внеурочная деятельность, которая демонстрирует широкий спектр практик, способствующих становлению и реализации субъ-ектности обучающихся по разным направлениям: духовно-нравственному, физкуль-турно-спортивному и оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному и в разнообразных формах, таких как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования. Антропологические характеристики насыщают программу воспитания и социализации задачами формирования социального опыта, обусловленного возрастными особенностями и установками. Стандарт выделяет значимость формирования уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся и их социальной самоидентификации.
В требованиях стандарта старшей школы выделяется внеурочная деятельность, дающая более широкие возможности для выбора содержания, форм.
Антропологические характеристики выступают как показатели нового качества образования. Подчеркивается, что в начальной школе должны быть созданы условия для выявления и развития способностей обучающихся, для работы с одаренными детьми, для их творческого развития, для организации их эффективной самостоятельной работы. В основной школе стандарт призван обеспечивать: формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; опыт переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познава-
тельного развития обучающихся; формирование компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.).
Обращает на себя внимание также такой раздел стандарта, как «портрет выпускника», конкретизирующий представления о человеке как субъекте образования. В основной школе его черты: активность и заинтересованность в познании мира, осознание ценности творчества и труда, образования и самообразования, способность применять полученные знания на практике. В старшей школе выпускник школы выступает как творчески мыслящий человек, осознающий ценность образования, науки и труда, готовый к сотрудничеству, к конструктивному диалогу, к дальнейшему образованию и самообразованию.
В Распоряжении Правительства РФ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей в сфере воспитания детей выступает развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [12]. Обозначены ориентиры государственной политики, нацеленные на достижение новых качеств образования, такие как:
- удовлетворение индивидуальных потребностей, способностей и интересов детей в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
- создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта;
- утверждение в детской среде позитивных моделей поведения и снижения уровня негативных социальных явлений;
- развитие социально значимых детских инициатив.
Антропологические характеристики отражены в социокультурном и психологическом контекстах воспитания.
Социокультурный контекст определяет постановку задач развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Данный контекст определяет необходимость улучшения условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования, с организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах культуры и спорта. Он проявляется в задачах поддержки ученического самоуправления в образовательном процессе. Наряду с современными социокультурными особенностями развития детства, выделяется значение системы духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Здесь выделяется также антропологическая проблематика межсубъектного диалога и понимания человека, отражающая необходимость повышения уважительного отношения детей друг к другу, к родителям, к учителю, к старшим поколениям.
Психологический контекст выделяет интересы детей, их актуальные потребности в условиях глобальных вызовов, в которых осуществляется развитие страны и мирового сообщества. Обращает на себя внимание расширение понятийного аппарата путем введения таких антропологических по своим характеристикам понятий, как «здоровье», «счастье», «свобода» человека. Ставятся задачи развития технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способно-
Антропологические характеристики образования в нормативных документах российской школы
Таблица 1
Нормативные документы Антропологические характеристики
Охрана здоровья Усиление самостоятельности обучающихся в образовательном процессе Индивидуализация образования Поддержка одаренности Воспитание человеческого в человеке Социализация Диалоговое взаимодействие
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Меры по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Изменение методов преподавания, стимулирующих инициативность, самостоятельность. Разработка и реализация индивидуальных учебных траекторий. Создание системы олимпиад и конкурсов. Решение проблемы нарастания отчуждения детей от школьной жизни.
ФГОС начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования. Установка на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Выделение ме-тапредметных результатов освоения образовательной программы. Са-моразвитие, самосовершенствование, самореализация обучающихся. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов. Формирование у детей опыта самостоятельной и творческой деятельности. Духовное развитие и нравственное совершенствование, творческое отношение к окружающему миру. Формирование ценностно-смыс-ловой сферы. Формирование опыта общественной жизни. Развитие социально значимых детских инициатив. Воспитание уважения к мнению другого. Развитие взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Развитие коммуникативных компетенций.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Формирование культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни. Формирование умений и навыков самостоятельной и творческой работы, оценивания результатов, осуществления осмысленного выбора профессии. Удовлетворение индивидуальных потребностей, способностей и интересов детей в разных видах деятельности Создание условий для поддержки детской одаренности в сферах образования, науки, культуры и спорта. Развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поддержка ученического самоуправления в образовательном процессе. Проблематика межсубъектного диалога и понимания человека, воспитание уважительного отношения к окружающим людям
о
<
со о
по £
на о
ЬЙ м со
о ^
м У
в;
3
ж а
О)
о
П)
а >0. \о о в;
з
3
О) О)
а о.
Ч)
о о. с
22 3 ж ж
о.
О)
а
"ф ОГ)
стей; на выявление и поддержку одаренных детей; на развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультур-но-спортивную, игровую деятельность.
В стратегии воспитания антропологические идеи и характеристики конкретизируются в разных направлениях. В духовно-нравственном воспитании обращается внимание на развитие у детей нравственных чувств - чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия; на формирование нравственной позиции, проявляющейся в сознательном выборе добра, позитивных жизненных ориентиров, в развитии гуманного отношения к людям. В физическом воспитании выделяется задача формирования у детей культуры здоровья, определяющей ответственное отношение к нему, потребность в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом, в умении противостоять вредным привычкам. В трудовом воспитании подчеркивается необходимость формирования у детей умений и навыков самообслуживания, умения работать самостоятельно, творчески, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, осуществляя осмысленный выбор профессии. Таким образом, формируется ценност-
но-нормативная база для становления антропологической практики в современной школе (см. табл. 1):
Человеческий потенциал - масштабный ресурс социкультурного развития. В. Д. Гу-бин и Е. Н. Некрасова выделяют 5 характеристик человеческого существа: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость [13]. Человеческое бытие никогда не совпадает ни с профессией, ни с делом, ни с формами, ни с вещами. Человек никогда себя ни в чем полностью не выражает. Он зависит от множества факторов своего существования и никогда определенно не знает, что с ним будет завтра. Человек уникален. Он должен найти себе дело, ради которого он живет, которое, кроме него, никто не сделает. Его можно познать и описать только частично, косвенно. В нормативных же основаниях образования человек, практически, «подгоняется» под потребности производства, технологий. Обеднение его сущностных характеристик способствует нарастанию проблем экологии детства, школьных перегрузок, безопасного образования. Человеческий капитал необходимо наращивать. Образовательная антропология, определяя ценностно-нормативные основы образования, способствует раскрытию сущностных характеристик человека.
Литература
1. Cmободчиков В. И. Школа антропологической практики в современном образовании. - http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44144.php
2. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. -Москва - Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 263 с.
3. Момов В. Человек. Мораль. Воспитание. - М., 1975. - 163 с.
4. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.: Наука, 1979. - 270 с.
5. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978. - 311 с.
6. Крысова Е. В. Ценностные начала управления (опыт социально-философского прочтения) //Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2015. - Вып. 5 (158). - С. 154-157.
7. Куровский В. Н., Пяткина Г. Н. Образовательные системы как интегрирующий фактор и механизм взаимодействия социальной и экономической сфер общества // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2015. - Вып.3 (156). - С. 159-164.
8. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы от 25.09. 2012.
9. ФГОС начального общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009. - №
373
10. ФГОС основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010. -№1897
11. ФГОС среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.05. 2012. - № 413;
12. Распоряжение Правительства РФ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 г.
13. Губин В. Д., Некрасова Е. Н. Философская антропология: учебное пособие для вузов. -М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 240 с.
-Ф-