ребенка в образовательном процессе, на проектирование индивидуального образовательного маршрута; на формирование внутренней позиции в решении образовательных проблем, на социальную активность;
- формирование общности взрослых и детей в школе, поиск новых путей воспитания и социализации ребенка;
- актуализацию повышения профессиональной культуры, формирования личностного стиля, усиления творческой направленности деятельности учителя в области педагогической поддержки индивидуальной и самостоятельной деятельности учащегося, по организации межсубъектного диалога с учеником, направленного на совместный поиск новых ценностей и смыслов образования.
Данные примеры свидетельствуют о процессе становления антро-попрактики, определяя необходимость научного обоснования организационно-технологических решений наращивания человеческого капитала - от выявления исходного состояния педагогической действительности до формирования эффективных образовательных моделей.
Список литературы
1. Вершловский С.Г. Монологи об учителе / под ред. В.Ю. Кричевского. -СПб.: СПбАППО, 2003. - 225 с.
2. Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: учеб. пособие. - М.; Тверь: Научная книга, 2009. - 184 с.
3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
4. Крылова Н.Б. Новые ценности образования // Культурные практики. -№ 4/420. - 2009.
5. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук / ред. И Т. Фролов. - М.: Наука, 1989. - С. 317-332.
6. ^ободчиков В.И. Школа антропологической практики в современном образовании. - иКЬ: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44144.php
Л. В. Манжелес
Проблемное обучение как основание метода «от сложного к простому» в хореографическом образовании
Хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания, в котором балет как высший уровень хореографического мастерства поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Танцевальная деятельность, средством выражения которой является человеческое тело, имеет специфические условия, зависит от степени сложности танцевального «языка» и связана с большими, а иногда и с запредельными физическими и психическими нагрузками.
Профессиональное мастерство будущего танцовщика формируется долго, напряженно и упорно. В искусстве балета очень многое зависит от индивидуальной предрасположенности, при этом наличие физических данных без трудолюбия, упорства и силы воли, вряд ли могут сформировать артиста балета с высоким уровнем исполнительского мастерства [4].
Специалисты отмечают, что среди необходимых профессионально важных качеств в хореографическом искусстве нужны не только физические способности, но и « ... духовные качества и черты характера, которые развиваются, претерпевают изменения и делают танцовщика более сильной, уверенной в себе личностью, с ярко выраженным обаянием и способностью привлекать к себе положительное внимание окружающих - зрителей, критиков, партнеров» [10].
Процесс обучения хореографии требует умения управлять своими чувствами, противостоять чужому влиянию, проявлять инициативу и волевые качества. В образовательной, а в дальнейшем в исполнительско-творческой деятельности, волевые качества особенно важны. Преодоление трудностей возможно только с помощью волевых усилий, которые зависят от развития волевых качеств.
Волевые качества артистов балета рассматриваются многими учеными, в частности, Миловзорова М.С. определяет наиболее важные из них: целеустремленность проявляется в умении ставить перед собой определенные цели и неуклонно достигать их; настойчивость - способность длительно направлять свое поведение для достижения намеченной цели; выдержка, или самообладание, - это тормозное качество воли, которое проявляется в умении сдерживать физические действия и психические проявления, мешающие выполнению цели; стойкость - это моральная и физическая выносливость в длительном преодолении трудностей, она проявляется в сохранении духа и упорства при временных неудачах и в умении противостоять отрицательным влияниям других людей [8].
Все волевые качества танцовщика взаимосвязаны. На основе одних волевых качеств образуются другие. Воля не дается человеку при рождении, она не может передаваться по наследству. Воля самостоятельно формируется в процессе человеческой деятельности. Важную роль в ее становлении играет как родительское воспитание, так и деятельность педагогов. В связи с этим в процессе обучения хореографии крайне важным является активное развитие волевой сферы. Соблюдение режима занятий, единство требований педагогов и родителей, стимулирование и положительные примеры способствуют развитию у учащихся дисциплинированности, самостоятельности, терпения.
Для целенаправленного развития воли ученика необходимо усложнять задачи и ставить цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение длительного времени. При этом передача опыта и накопленных знаний возможна лишь путем долговременной и кропотливой работы, во время которой ученик и учитель неразрывно связаны друг с другом и являются неотъемлемой частью образовательного процесса, в результате которого изменяется уровень развития ученика, степень его обученности и воспитания.
Обучение хореографическому искусству с ранних лет и до зрелого возраста связано с понятиями «урок», «тренаж», «занятие», «класс», во время которых взаимодействуют педагог и ученик, осуществляя сложный образовательный процесс на протяжении многих лет. И этот процесс у каждого педагога будет своим: методика, которой обучают - общая, а методы обучения - индивидуальны. Под методами обучения (дидактическими) понимают способы достижения целей и задач образования, взаимосвязанность действий педагога и учащихся. Этимология этого слова (в переводе с греческого языка термин «methodos» обозначает «путь», «способ продвижения к истине») сказывается и на его трактовке как научной категории.
В педагогической деятельности метод есть сознательное, целенаправленное действие, идущее от человека к объекту [9].
Хореографическое образование в России имеет давние традиции - известные педагоги и исполнители вложили немало усилий для создания уникальной системы обучения. Развивающая функция педагогической системы балетного образования осуществляется постепенным усложнением обучающей программы при повторении элементов предыдущего этапа обучения. Реальность такова, что сегодняшние требования возрастают и требуют от современных педагогов-хореографов новых знаний и умений в системе обучения. Обучать, приобщая к ценностям хореографического искусства, используя только опыт и методы предыдущих поколений, уже недостаточно.
В отличие от принятого в традиционном обучении хореографии метода последовательного повышения сложности приобретаемых практических навыков и умений, метод «от сложного к простому» имеет противоположный алгоритм обучения. По аналогии с изучением образовательных предметов в школе, когда ученик сначала осваивает букварь, а уже затем более сложные произведения, учит сначала таблицу умножения, а уже потом логарифмы, обучение хореографическому мастерству тоже начинается с простейших движений, никому и в голову не придёт с этим спорить; все так учились.
При этом также будет верно и то, что ребёнок, выросший, например, в музыкальной среде, будет иметь сформированный вкус и слух.
И хотя его обучение будет начинаться от простого к сложному, движение к осознанному началу будет идти от сложного к простому.
Можно также привести как пример аргументы голландского математика Ганса Фройденталя, который высказывается о том, что прежде, чем начинать систематическое обучение детей арифметике, нужно, чтобы в их сознании родился образ бесконечности. И это тоже траектория от сложного к простому.
Метод «от сложного к простому» является проблемным обучением (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.). Обучающийся с самого начала ставится перед проблемой, а знание открывается им самостоятельно или с помощью преподавателя [5]. Проблемное обучение в хореографии - это формирование отношения к трудностям и, как следствие, развитие механизмов волевой регуляции учащихся, так как воля - это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы для достижения целей.
Основную задачу в исследовании волевого поведения Л. И. Бо-жович видит в том, чтобы понять, «как возникает побудительная сила сознания, которая позволяет человеку руководствоваться поставленными перед ним целями и действовать в соответствии с ними, побеждая свои непосредственные стремления и желания» [2].
В педагогической деятельности обучения хореографии для решения задач волевой подготовки, выраженных в активном преодолении трудностей и максимальной мобилизации усилий, необходимо, во-первых, правильно подбирать задачи по преодолению трудностей, следить за самостоятельным выполнением задач подготовки, а во-вторых, вырабатывать активные, положительные мотивы и эмоции [3].
Воспитать волевые качества у занимающихся можно лишь в том случае, если они осознают значение этих качеств как важных факторов успешности в балетном искусстве, а также понимают важность постоянства преодоления трудностей для технического и физического совершенства (например, выполнение упражнений в нужном темпе, многократные повторения и т. д.).
Педагоги-хореографы с первых занятий не устают повторять новичкам, что больших успехов сможет добиться только тот танцовщик, который будет упорно трудиться. Трудиться, труд, трудность - эти слова сопровождают учащихся на протяжении всего образовательного процесса в хореографии. Исходя из целей, стоящих перед педагогом хореографических дисциплин, и задач, на решение которых будут ориентированы его воспитанники, можно классифицировать трудности на объективные и субъективные. Без их преодоления невозможно овладение техникой и сценическим мастерством.
Объективные трудности обусловлены спецификой хореографической подготовки в вопросе достижения и поддержания необходимых характеристик тела как основного инструмента и одновременно главного выразительного средства. Такими характеристиками будут являться прыгучесть, гибкость, поддержание определенной массы тела, мышечный тонус, сила, растяжка и т. д.
К трудностям объективного характера можно отнести:
• большой объем и интенсивность нагрузок;
• необходимость точного выполнения заданий и быстрого реагирования на замечания преподавателя (репетитора, балетмейстера);
• постоянное совершенствование «техники» движений и поддержание необходимой физической «формы» тела;
• сложность подготовки к концертам, спектаклям в условиях переездов, гастролей (разность во времени, неудобные площадки и т.д.);
• соблюдение определенной диеты и режима сна.
Субъективные трудности - это отрицательные эмоциональные
состояния ученика, снижающие его работоспособность, выражают личное отношение воспитанника к особенностям занятий хореографией, определяются в первую очередь особенностями личности ученика и почти не зависят от особенностей балетного искусства: всевозможные опасения, страхи, боязнь, возникающие в процессе обучения хореографией.
К числу субъективных трудностей можно отнести различные проявления отрицательных состояний перед и на занятиях, затрудняющих реализацию физических и технических возможностей артиста балета. Это повышенная возбудимость перед занятиями, проявляющаяся в излишней раздражительности и т. п.; угнетенность, заторможенность, апатия, безразличие к предстоящему уроку, неуверенность в силах; обостренная мнительность, связанная с фиксацией внимания на болевых ощущениях, чрезмерная самоуспокоенность и др. В ходе занятий субъективные трудности могут проявляться в виде растерянности после неудачных действий, страха перед сложными элементами или комбинациями [1].
Именно включение волевых усилий учащегося как фактора, мобилизующего внутренние ресурсы и создающего дополнительные мотивы к действию для достижения цели, позволят в дальнейшем проявить волевые качества - динамическую категорию, способную к изменению и развитию в течение жизни. Потому что волевые качества направляются не столько на овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя, в первую очередь. Волевое усилие как форма эмоционального стресса зависит от многих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к действию, уровня самоорганизации личности.
54
Сосредоточенность на работе мышц, скорость и ловкость мышечных реакций, подвижность двигательного аппарата и пр. становятся намного эффективнее, улучшают процесс обучения благодаря именно волевым усилиям.
Применение метода «от сложного к простому» в хореографическом образовании возможно в ситуациях, когда определенный этап обучения необходимо провести в очень сжатые сроки и получить быстрый результат. Главная задача метода - вывести группу или ученика в «прорыв» за короткий период времени и затем перейти к более детальному изучению движений. Понимая и принимая мнение коллег, скептически настроенных на получение «быстрых» результатов при обучении хореографией и классическому танцу, в частности, имеет смысл заметить, что данный метод имеет свое подтверждение и используется многими педагогами-хореографами в нашей стране и за рубежом. Такой вывод позволяют сделать, например, наблюдения и анализ за деятельностью многих хореографических конкурсов и фестивалей.
Включение метода «от сложного к простому» в процесс освоения хореографических дисциплин, - от проблемы к знанию, - имеет свою специфику. Характер знания, приобретенного таким образом, принципиально отличается от знания, получаемого в готовом виде. И это не просто перестановка слагаемых. При этом не оказывается негативного влияния на творческое мышление в отличие от традиционного способа обучения, а наоборот, стимулируется. Применение этого метода возможно как при проведении индивидуальных занятий, так и для работы в группе, но при работе в группе необходимо контролировать промежуточные результаты каждого ученика или студента, так как возможно не все ученики смогут одинаково справиться с большим объёмом материала и информации.
Необходимо заметить, что метод «от сложного к простому» требует педагогического опыта и мастерства, а подготовка к занятию или уроку будет занимать более длительный период времени у преподавателя. Данный метод может быть использован:
• в системе дополнительного образования для поддержки и продвижения более одаренного ученика (координация, музыкальность, вращение, танцевальность и др.);
• в системе высших учебных заведений: институтах и колледжах культуры, которые имеют более короткую фазу обучения хореографии, чем профессиональные хореографические училища. Применяя данный метод в образовательном процессе в высшем учебном заведении, возраст студента может быть использован как дополнительная «база», как ресурс более зрелой личности.
Фактически разрешение проблемной ситуации - это всегда творческий процесс, результатом которого является не только получение знания, но и положительное эмоциональное переживание успеха, чувство удовлетворения за счет основного приема - «лестница (вверх!) успеха»[10]. Желание вновь и вновь переживать эти чувства приводит к порождению новых и развитию существующих познавательных мотивов.
Проблемное научение происходит, когда оценивается ситуация, используется прошлый опыт, анализируются имеющиеся возможности. Особенно показательным является опыт подготовки артистов балета в российском хореографическом образовании, который начинается с раннего возраста - с 10 лет. Но фактически учиться танцевать дети начинают намного раньше. «Выработка двигательных сенсомоторных навыков строится на основе когнитивных форм и стратегий. Строго говоря, весь процесс обучения творческим профессиям строится на когнитивном научении: обучающийся изначально делает, творит, учится!» [10].
Процесс обучения хореографии не может строиться на принуждении и механическом повторении. Современные требования ставят перед педагогами-хореографами задачу формирования новых способов, приемов и методов обучения танцевальному искусству. Эффективное развитие личности в хореографии возможно только при условии высокой активности и заинтересованности учащегося.
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении через осмысление и содержится в методе «от сложного к простому».
Применение новых методов в хореографии при опоре на педагогические традиции сумеет обеспечить в дальнейшем поддержание достойного уровня качественного хореографического образования как в исполнительском, так и в педагогическом мастерстве.
Список литературы
1. Бабаян К.Л. Анализ структуры волевых качеств и особенностей их проявления в процессе воспитания спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1970. - С. 67.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - С. 108.
3. Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998. - С. 44.
4. Ванслов В.В. Некоторые проблемы современных номеров на балетных конкурсах // В мире балета - М.: Анита-Пресс, 2010 - 296 с.
5. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
6. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие. - СПб.; М.; Харьков; Мн.: Питер, 2000. - 582 с.
7. Маклаков А.Г. энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичёв и др. -М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
8. Миловзорова М.С., Анатомия и физиология человека. - М: Медици-на,1972. - 232 с.
9. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / под ред. И.А. Каирова. - М.: Сов. энцикл., 1964-1968. - 140 с.
10. Русинова С.А. Личностные смыслы как условие диагностического преподавания в подготовке специалистов творческих профессий // Тинэйджеры в современном социуме: инвариантность и лабиринты: сб. науч. тр. / гл. ред. К В. Султанов. - СПб.: Астерион, 2014. - С. 564-571.
Д. А. Мокина
Методические особенности развития самостоятельной деятельности школьников при изучении Дальнего Востока в курсе географии России средствами технологии логических опорных конспектов
Зрительное восприятие опорных конспектов (сигналов), воспроизведение их в тетрадях учащихся, устный рассказ по опоре развивают все виды памяти школьников [1]. Использование ЛОК создает благоприятные условия для проверки усвоения учебного материала, позволяет вести четкий учет результатов усвоения каждой темы [4; 5].
Самостоятельная деятельность учащихся заключается в умении составлять ЛОК (схем) по тексту параграфа [2; 3]. Эту деятельность при составлении ЛОК (схем) можно разделить на три блока.
I блок. Определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока.
Изучить текст параграфа. Определить цель и задачи ЛОК. Составить план своей работы.
II блок. Разделить учебный материал урока на смысловые этапы и продумать способы изображения содержания каждого этапа (подобрать определенные знаки, информацию).
Самый главный этап при составлении ЛОК (ЛОС). Учащиеся на этом этапе собирают и наносят всю основную информацию. При правильном составлении ЛОК учитель должен выделить основные моменты.
Один ЛОК (ЛОС) должен содержать не более 80-100 знаков, так как большее количество сложно запомнить.
Определить структуру. ЛОК (ЛОС) должен состоять из малых логических этапов, которые должны быть связаны между собой.
Акцентирование основного смысла (основной учебный материал целесообразно выделять цветом, линиями разной формы, рам-
57