ты спортивных соревнований, литературное творчество и конструктивная деятельность (например, изготовление вместе с папами бумажных корабликов и самолетиков; военной техники из мягких модулей и т. д.).
Предложенные пути и способы интеграции музыки с изобразительной, конструктивной деятельностью, литературным творчеством позволяют гармонично включить музыку в образовательное пространство дошкольного учреждения.
Объединение и комбинированное использование всех видов детской деятельности будет способствовать эффективности развития детей во всех направлениях: физическом, интеллектуальном, нравственном развитии и активизации их творческих способностей в процессе межличностного общения.
Список литературы
1. Адамова О. А. Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: сб. науч. ст. / под ред. Л. С. Колмогоровой. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - С. 347-353.
2. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
М. Ю. Коршунов
Исследовательский метод как средство развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении географического краеведения
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
В связи с этим задача развития самостоятельной деятельности учащихся и соответствующие личностно ориентированная и дея-тельностная парадигмы образования во всех смыслах и аспектах отражают основные идеи процесса модернизации. Традиционная установка на передачу от учителя к учащимся необходимого запаса знаний становится неэффективной. Важно процесс обучения строить таким образом, чтобы включить учащихся в самостоятельную деятельность познавательного, коммуникативного и праксиологического характера. Это тем более важно, что, какие бы знания и в ка-
42
ком бы объёме не получали школьники, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Поэтому выход в решении этой задачи состоит в том, чтобы научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путём, овладеть как можно большим разнообразием видов и приёмов самостоятельной деятельности [7]. Таким методом обучения, отвечающим обозначенным требованиям, является исследовательский [9, 11, 17, 18].
Назначение исследовательского метода состоит в приобщении школьников к исследовательской деятельности [19]. При использовании исследовательского метода деятельность школьников состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы (задачи, задании) полностью самостоятельно. Причем эта деятельность в основном носит учебно-исследовательский характер, а не научно-исследовательский. Таким образом, получается, что знания и умения применяются на третьем уровне сложности. Функция учителя заключается в конструировании и предъявлении школьникам заданий исследовательского характера.
На современном этапе развития российского образования применение исследовательского метода в обучении позволяет реали-зовывать основные задачи, которые стоят перед ним. Задача школы - сформировать исследовательский тип мышления. Выполнение данной задачи можно осуществить через включение учащихся в исследовательскую деятельность при изучении географического краеведения.
Приведем примеры исследовательских работ школьников гео-графо-краеведческого характера из личного опыта работы.
В теме «Географическое положение и административно-территориальное деление» можно организовать работу с разномасштабными картографическими произведениями: картой административно-территориального деления России, картой административно-территориального деления своей области (края), картой административно-территориального деления своего района (города), топографическим планом пришкольной территории. Таким образом, осуществляется методический прием «игра масштабами». Но чтобы описать географическое положение и административно-территориальное деление своей местности, необходимо иметь все перечисленные картографические произведения. А как раз наличие двух последних в образовательных учреждениях вызывает сомнение, особенно если это касается сельской местности. Поэтому возникает потребность в создании карты административно-территориального деления своего района и топографического плана пришкольной территории. Топографический план местности пришкольной территории удобнее всего выполнять методом обхода, ор-
динат, засечек, маршрутной съемки. А отрисовку топографического плана и карту административно-территориального деления своего района рекомендуем выполнить в графическом редакторе Coral Draw. Подробное и поэтапное создание карт в этой программе описано нами в статье [8].
При изучении темы «Рельеф» существует также необходимость создания физической карты своего района [8]. Также можно дать задание по построению гипсометрического профиля через характерные формы рельефа своей местности. Еще можно выполнить работу по изучению, измерению и составлению топографического плана и профиля небольших форм рельефа (овраг, балка, карстовая воронка, холм, речная долина малой реки и т. д.). Кроме этого, в этой теме можно осуществить исследовательскую деятельность по сбору, определению и описанию горных пород и минералов, слагающих территорию своего района.
В теме «Климат» традиционным видом исследовательской работы является проведение наблюдений за погодой с их последующей обработкой. Как правило, с инструментальными метеорологическими наблюдениями проблем у школьников не возникает. Проблемы появляются с визуальными наблюдениями, а именно с определением видов облаков. Эта проблема вытекает из того, что в современных учебниках по географии этому вопросу отведен крайне малый объем учебного текста, а также некачественный иллюстративный материал. Например, в тексте может быть только рисунок (без фотографий), содержащий десять видов основных форм облаков, но этот рисунок имеет вид сбоку, хотя школьники наблюдают облака снизу. Кроме этого, на этом рисунке облака очень мелкие и похожи друг на друга, бывают ошибки в высоте облаков. В учебниках встречаются и фотографии облаков, но и они не лишены ошибок. Бывают перепутанные названия слоистых и перистых облаков, либо на фотографии слоисто-кучевые или перисто-слоистые облака, а подписаны как слоистые. Еще встречаются фотографии с облаками, на которых «площадь» облаков меньше, чем других объектов (море, суша). Или помимо обозначенного вида облаков на фотографии встречаются и другие. Как видите, проблема с облаками в школьных учебниках географии достаточная, чтобы на нее обратить пристальное внимание. Чтобы у школьников не было ошибочных представлений о форме облаков, рекомендуем воспользоваться атласом облаков [1]. А после детального изучения основных форм облаков можно провести исследовательскую работу по созданию учебного атласа облаков своей местности. Кроме этого, школьники могут предсказывать погоду на ближайшие дни. Это положение правомочно, так как в школьном курсе географии изучается такой материал, как погода и ее элементы, циклоны и антициклоны,
воздушные массы и атмосферные фронты. У нас есть положительный опыт обучения школьников этому виду исследовательской работы с последующим самостоятельным применением, полученных знаний и умений.
При изучении темы «Внутренние воды» можно провести исследовательские работы по изучению близлежащих гидрологических объектов (малая река, озеро, родник). Методика проведения таких исследований описана в многочисленной литературе. Помимо стандартных исследовательских работ по гидрологии, можно изучать снежный покров в бассейне местной малой реки и прогнозировать весеннее половодье на ней [6]. Эта работа интересна школьникам, так как она общественно значима. В продолжение этой работы можно подготовить статью в местную газету о прогнозе весеннего половодья [15; 16]. Также можно изучать кислотность снежного покрова с последующим созданием соответствующей карты [8].
В теме «Почвы, растительность и животный мир» можно изучить почвенный покров пришкольной территории, описав почвенные горизонты и определив тип почв. Кроме этого, можно изучить механический состав почв и также подготовить картосхему. Долговременной исследовательской работой может быть проведение фенологических наблюдений за растениями и животными (птицами) пришкольной территории. Желательно фенологические наблюдения вести совместно с метеорологическими и в результате многолетней работы можно получить осредненные сроки наступления того или иного фенологического события, которые также можно будет прогнозировать.
При изучении природы своей местности можно наметить сквозные работы, характерные для всех тем. Во-первых, это создание тематических географо-краеведческих карт. Во-вторых, создание банка учебных фотографий своей местности с последующим оформлением в виде презентаций. В-третьих, в современных условиях компьютеризации школ можно организовать съемку учебных видеофрагментов и дальнейшим монтированием в учебный геогра-фо-краеведческий фильм. В-четвертых, на завершающем этапе, используя собранные материалы исследовательских работ, образцы горных пород и минералов, почвенные монолиты, гербарии, можно создать школьный географо-краеведческий музей.
Проделанная работа может послужить к созданию учебного пособия [2; 4], рабочей тетради [3], электронного атласа [8], музея [12], т. е. полноценного учебно-методического географо-краеведческого комплекса [10; 13; 14]. Таким образом, географическое краеведение может быть мощным стимулом для развития самостоятельной исследовательской деятельности школьников.
Список литературы
1. Беспалов Д.П., Девяткин А.М., Довгалюк Ю.А. и др. Атлас облаков / ред. Л.К. Сурыгина. - СПб.: РИФ «Д'АРТ», 2011. - 248 с.
2. Коршунов М.Ю. Географическое краеведение. Ардатовский район: учеб. пособие для учащихся 6 кл. - Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2009. -80 с.
3. Коршунов М.Ю. Географическое краеведение. Бутурлинский район. Тетрадь юного исследователя своего края. - Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2009. - 32 с.
4. Коршунов М.Ю. Географическое краеведение. Бутурлинский район: учеб. пособие для учащихся 6 кл. - Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2008. - 80 с.
5. Коршунов М.Ю. Изучение географического краеведения учащимися 6-го класса во внеклассной работе // Нижегородское образование. - № 1 -Н. Новгород: НИРО, 2008. - С. 178-184.
6. Коршунов М.Ю. Изучение снежного покрова как пример интеграции научно-исследовательской деятельности школьников // Интеграция как методология естественно-научного образования: материалы городской науч.-практ. конф. / под ред. И.Ю. Алексашиной - СПб.: СПб АППО, 2012. - С. 186-187.
7. Коршунов М.Ю. Методика развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса при изучении географического краеведения: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2009. - 147 с.
8. Коршунов М.Ю. Методика создания интерактивных электронных гео-графо-краеведческих карт и особенности работы с ними // Лицейские чтения: Шаг в будущее: современное студенчество как творческий, научный и профессиональный потенциал России: материалы V междунар. науч. студ. конф. (Санкт-Петербург, 17-18 окт. 2013 г.): сб. ст. / отв. ред. М.Ю. Коршунов. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - С. 14-16.
9. Коршунов М.Ю. Методические особенности развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса при изучении географии и экологии своего края средствами модульной технологии // Путь науки: Международный научный журнал. - Волгоград: Научное обозрение. - 2015. - № 5 (15). - С. 92-94.
10. Коршунов М.Ю. Направленность УМК школьного курса «Географическое краеведение» на развитие самостоятельной деятельности учащихся // Аспирантские тетради «Известия РГПУ им. А.И. Герцена». - СПб.: РГПУ, 2008. -№ 38. - С. 97-99.
11. Коршунов М.Ю. Опыт проведения эколого-географических исследований на базе Волосовской СОШ № 1 / Экологическое равновесие: структура географического пространства: материалы VII междунар. науч.-практ. конф., 11 нояб. 2016 г. / отв. ред. Т.С. Комиссарова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 297-299.
12. Коршунов М.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся на базе школьного географо-краеведческого музея МОУ Ягубовской СОШ // Влияние музеев природы на воспитание экологически грамотной личности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 30.09.2010, с. Чернуха Арзамасского района: АГПИ. - С. 29-32.
13. Коршунов М.Ю. Процессуально-технологический компонент формирования самостоятельной деятельности учащихся 6 класса при изучении географического краеведения // Аспирантские тетради «Известия РГПУ им. А.И. Герцена» - СПб.: РГПУ, 2008. - № 33. - С. 91-95.
14. Коршунов М.Ю. Учебно-методический комплекс школьного курса «Географическое краеведение» как средство развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса // География и экология в школе 21 века. - № 1. - М.: Просвещение, 2012. - С. 77-80.
15. Коршунов М. Половодье на Пьяне // Бутурлинская жизнь. - 2008. -18 марта. - С. 2.
16. Коршунов М. Половодье ожидается среднестатистическим // Бутурлинская жизнь. - 2010. - 23 марта. - С. 1.
17. Назарова Л.П., Сотник В.Г. Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма учителя // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. -2008. - № 2. - С. 69-78.
18. Сотник В.Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 173 с.
19. Таможняя Е.А., Смирнова М.С., Душина И.В. Методика обучения географии: учеб. и практикум для академического бакалавриата; под общ. ред. Е.А. Таможней. - М.: Юрайт, 2016. - 321 с.
Н. С. Малякова
Пути решения проблемы наращивания человеческого капитала в условиях формирования инновационной образовательной практики
Становление отечественной школы осуществляется в условиях масштабных вызовов времени, отражающих сложный и противоречивый процесс изменения облика цивилизации, осмысления ключевых вопросов бытия человека. М.К. Мамардашвили прямо говорит об антропологической катастрофе, которая «...может произойти и частично уже происходит в силу нарушения онтологических законов, по которым устроено человеческое сознание и связанная с ним «пристройка», называемая цивилизацией» [5, с. 318]. Человек сам выступает как причина негативных изменений в мире, так как теряет духовные ценности, смысложизненные ориентиры, способности отвечать на мировоззренческие вопросы современности.
Сложный и противоречивый процесс изменения облика цивилизации формулирует проблему поиска педагогических путей наращивания человеческого капитала. В современном школьном образовании формируются новые ценностно-смысловые ориентиры: культурные, духовно-этические, творческие Н.Б. Крылова, обосновывая проблему необходимости создания новых культурных образовательных моделей, отмечает, что знаниевая научно-техническая парадигма вступает в противоречие с процессами модернизации образования. Новыми ценностями в образовании вы-