Научная статья на тему 'Направленность УМК школьного курса «Географическое краеведение» на развитие самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса'

Направленность УМК школьного курса «Географическое краеведение» на развитие самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ АТЛАС / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунов М. Ю.

В статье рассмотрена направленность учебно-методического комплекса школьного курса «Географическое краеведение» на развитие самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса, выявлена и обоснована роль каждого компонента УМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the orientation of the methodical complex of the school course «Geographical local studies» on the development of independent activity of 6-form students. The author reveals and argues the role of each component of the methodical complex.

Текст научной работы на тему «Направленность УМК школьного курса «Географическое краеведение» на развитие самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса»

М. Ю. Коршунов

НАПРАВЛЕННОСТЬ УМК ШКОЛЬНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» НА РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6-го КЛАССА

Работа представлена кафедрой физической географии и геоэкологического образования Нижегородского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Винокурова

В статье рассмотрена направленность учебно-методического комплекса школьного курса «Географическое краеведение» на развитие самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса, выявлена и обоснована роль каждого компонента УМК.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, уровни самостоятельной деятельности, учебное пособие, рабочая тетрадь, электронный атлас.

The article is devoted to the orientation of the methodical complex of the school course «Geographical local studies» on the development of independent activity of 6-form students. The author reveals and argues the role of each component of the methodical complex.

Key words: independent activity, levels of independent activity, textbook, working exercise book, electronic atlas.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися оп-

ределенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятель-

Направленность УМК школьного курса «Географическое краеведение» на развитие..

ность и личную ответственность обучающихся» [4, с. 19]. Среди целей основного общего образования по изучению географии отмечаются такие, которые направлены на развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний, воспитание любви к своей «малой Родине».

Нами разработана концепция развития самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса при изучении школьного курса «Географическое краеведение», включающая целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативно-оценочный компоненты. Определено, что развитие самостоятельной деятельности школьников осуществляется последовательно, включая четыре этапа. Установлено, что содержание должно отбираться с учетом структуры и последовательности формирования самостоятельной деятельности. С учетом исследования М. И. Махмутова [6, с. 84] нами определены четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся: I - несамостоятельной активности, II - полусамостоятельной активности, Ш - самостоятельной активности, IV - творческой активности.

Наиболее эффективным процесс развития самостоятельной деятельности может стать тогда, когда он обеспечен единым методическим комплексом пособий по курсу «Географическое краеведение», взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга при ведущей роли учебника. В учебно-методический комплекс должны входить для учащихся - учебник, рабочая тетрадь, электронный атлас; а для учителя - методическое пособие, интерактивное наглядное пособие. В настоящее время нами созданы учебное пособие для 6-го класса «Географическое краеведение. Бутурлинский район» [5], электронный атлас Бутурлинского района, разработана рабочая тетрадь.

Главное в научно-методической концепции учебника «Географическое краеве-

дение. Бутурлинский район. 6 класс» - помочь учащимся средствами учебника в значительной степени самостоятельно приобретать и применять знания и умения, а учителю - управлять их самостоятельной деятельностью.

Структура учебного пособия тради-ционна и включает разделы - географическое положение, природа, население и хозяйство. Также введены темы «Охраняемые природные территории» и «Историко-культурное наследие». Помимо основного (учебного) материала учебник включает и дополнительный, расширяющий кругозор шестиклассников, представленный в рубрике «В копилку краеведа», а также вопросы и задания различного дидактического назначения, географо-крае-ведческий практикум, текстовые карты, иллюстрации, различающиеся по форме (фотографии, графики, профили, диаграммы), связям с текстом, возможностями использования в учебном процессе. При этом содержание и методический аппарат, иллюстрации учебника могут как минимум обеспечить понимание основного (учебного) материала, первоначальное закрепление, усвоение знаний на частично-поисковом уровне самостоятельного их применения. На компоненты учебника возложена и такая функция, как воздействие на интеллектуальную, эмоционально-ценностную и волевую сферы сознания личности на основе включения учащихся в познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную, общественно-значимую деятельность, т. е. данное учебное пособие позволяет включать шестиклассников в самостоятельную деятельность и значительно повышает познавательный интерес к изучению своей местности и к географии как к учебному предмету.

При изложении учебного материала мы руководствовались тем, что учебник -это обучающее детей пособие, которое

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

учит работать с текстом, вникать в сущность содержания и каждого его слова, учит сочетать работу с текстом и картой, иллюстрациями, а также осмысленно воспроизводить основное содержание, логично его излагать, оперировать терминами и понятиями, применять их к наблюдаемым в жизни географическим объектам и явлениям [1, с. 74; 2, с. 40].

Составной частью параграфа являются вопросы и задания после текста. Они помогают учащимся продолжить работу над закреплением основных знаний, их осмыслением, применением и для самоконтроля. В число вопросов и заданий входят такие, которые предполагают репродуктивную деятельность учащихся. После них следуют вопросы и задания, которые направлены на самостоятельное применение основных знаний и приемов учебной работы в заданиях, сходных по условиям с обучающими и требующих самостоятельной деятельности учащихся на частично-поисковом уровне. Задания географо-краеведческого практикума предполагают частично-поисковый и исследовательский уровни.

Таким образом, структура заданий соответствует последовательному развитию самостоятельной деятельности учащихся, что предполагает процесс перехода от репродуктивной к продуктивной деятельности.

Учащиеся 6-го класса пока еще не имеют достаточного запаса географических знаний, в том числе и представлений, у них преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому одно из главных требований к иллюстративному материалу - его наглядность и по возможности отражение пространственных соотношений частей объекта, их количественные характеристики, доступность в восприятии учащимися и понимании основного содержания.

Иллюстративный материал учебника по признаку связей с текстом условно

можно разделить на три основные группы: а) рисунок просто иллюстрирует то или иное содержание; б) рисунок - неотъемлемая часть текста, который не может быть понят без обращения к иллюстрации; в) рисунок, главная функция которого - служить самостоятельным источником знаний.

Иллюстративный материал учебника главным образом представлен фотографиями. Кроме них много иллюстраций графического характера (профили, графики и диаграммы). Все они отражают географическую действительность в обобщенном виде. При методически правильно организованной работе с ними должно обеспечиваться усвоение наиболее общих теоретических знаний.

Учебник предназначен для использования его во всех основных формах организации учебного процесса: на уроке, при подготовке к работе на местности и при обработке собранных материалов, а также при выполнении домашних заданий [3, с. 17].

Важнейшим компонентом УМК, направленным на развитие самостоятельной деятельности учащихся, является рабочая тетрадь, построенная на деятельно-стном подходе. Структура рабочей тетради комплиментарна структуре изложения основного учебного материала учебника. В свою очередь, каждая тема в рабочей тетради разделена на блоки, включающие такие виды деятельности, как решение тестовых заданий, работа с текстом, работа с картой, последний блок заданий каждой темы ориентирован на сравнение, расчет и прогнозирование. В конце рабочей тетради представлена рубрика «Творческая мастерская», в которой школьники дают характеристику своего населенного пункта. В настоящее время рабочая тетрадь находится на рецензировании.

Важным средством развития самостоятельной деятельности школьников в

Индивидуальные особенности внутриличностного тендерного конфликта у мужчин и женщин..

современных условиях информатизации и компьютеризации является электронный атлас, основной функцией которого является обеспечение развития самостоятельной деятельности как на этапе изучения нового материала на уроке, так и в процессе закрепления полученных знаний. Преимуществом электронного атласа над печатным является его мобильность в изменении информации. В настоящее время электронный атлас Бутурлинского района

содержит 9 карт, а также графики, профили и диаграммы.

Результаты проведенного педагогического эксперимента показали высокую эффективность разработанного нами учебно-методического комплекса школьного курса «Географическое краеведение», что отражено в существенном повышении продуктивной самостоятельности и познавательного интереса учащихся к изучению родного края.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Герасимова Т. П., Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл. М.: Просвещение, 1991.

2. ЗагрековаЛ. В., Николина В. В. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Высш. шк., 2007.

3. Зуев Д. Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983.

4. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования. 2002. № 6. С.19-27.

5. КоршуновМ. Ю. Географическое краеведение. Бутурлинский район: Учеб. пособие для учащихся 6 класса. Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2008. 80 с.: ил., карт.

6. МахмутовМ. И. Современный урок. Вопросы теории. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.