Литература
1. Варппу Элоранта. Анализ рисунков финских и российских детей и молодёжи. Турку: Материалы семинаров в Сиилинярви и Куопио в рамках финско-российского проекта «Сельская школа», сентябрь 2004 г.
2. Гальскова Н. Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков. // ИЯШ 2009. № 9.
3. Кочетурова Н. А. Метод проектов в обучении иностранному языку. -Новосибирск: Материалы Региональной научно-практической конференции, июнь 2005 г.
4. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://center/fю.m/do/news.asp.
5. Сысоев П. В. Концепция языкового поликультурного образования. - М.: Еврошкола, - 2003, с. 52-56.
Краеведческий подход в обучении географии Тишкова Л. Н.
Тишкова Людмила Николаевна / Tishkova Lyudmila Мко1аета - учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 3, г. Армавир
Аннотация: статья посвящена реализации краеведческого подхода на уроках географии в условиях перехода российского образования на новые ФГОС. Ключевые слова: краеведение, краеведческий подход, «образ мира», родной край, география.
Согласно новому Федеральному образовательному стандарту второго поколения предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определённых качествах.
Идёт ориентация, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно краеведению [3].
Необходимость изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе получила широкое обоснование в трудах многих великих педагогов, ученых, географов (М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов, Н. И. Новиков, Н. Н. Баранский, А. С. Барков, А. В. Даринский, И. С. Матрусов и многие другие).
Школьная география, построенная в соответствии с требованиями современного уровня географической науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, пронизана элементами краеведения.
Важнейшим подходом в конструировании курса географии является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении родного края. Цели реализации этого подхода направлены на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание личной сопричастности к культуре своего края. Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству, экологической культуре личности.
В основе современного краеведческого подхода лежит теория «образа мира», где под «образом мира» понимается система знаний, способов действий, ценностных ориентаций, которая преломляет через себя любое внешнее воздействие. Создание «образа мира» (он у человека имеет разноуровневый характер: планета в целом, своя страна, отдельные регионы, свой край) позволяет рассматривать личность в традициях своего края, сопричастности к его истории, географии, культуре. Важность изучения родного края определяется и тем, что территория, где проживает человек, побуждает ее познавать, оценивать окружающий мир, совершать конкретные практические дела, осваивать и принимать традиции. Изучение природных, социально-экономических, культурных особенностей родного края, своей связи с предшествующими и последующими поколениями (народные традиции, ценности) комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоционально-ценностную, волевую [2, с. 36].
Центральным понятием, раскрывающим краеведческий подход, является родной край. По мнению многих ученых-методистов (А. С. Барков, А. В. Даринский, И. С. Матрусов), под краеведением понимается всестороннее и взаимосвязанное изучение учащимися природы, хозяйства, населения своей местности. Изучение родного края является важнейшим фактором формирования системы ценностей школьников. Конкретизация общечеловеческих ценностей на краеведческом уровне осуществляется по следующим направлениям: сохранение природы края и здоровья его населения, лимитирование потребностей в ресурсах, культ предков, национальных традиций, семейного уклада жизни, готовность к трудовой деятельности и т. д.
Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще и яснее, чем далёкое. Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальности.
Реализация краеведческого подхода на уроках географии осуществляется через систему поэлементного изучения своего края в отдельных темах курса, краеведческих заданий, практикумов, привлечения местного материала при изучении географических проблем. На уроке, на каждом его этапе учителю можно и нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя примеры из географии родного края, из местной природы и местного хозяйства. Они очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Это знакомые учащимся примеры, окружающая их среда, и, проявив интерес на локальном уровне, ребятам будет легче отработать учебные действия на более крупных, глобальных уровнях.
Первым систематическим курсом, в рамках которого осуществляется изучение своего края, города, является «Землеведение» (5-6 класс). При его изучении происходит расширение представления школьников об окружающем мире на наглядном материале, раскрывающем своеобразие природы, населения своего края и города в частности. Учебный материал конкретизируется примерами, раскрывающими особенности рельефа, климата, вод, органического мира, обращая большое внимание на наблюдения и практические работы учащихся на местности, в ближайших окрестностях школы. Например, практическая работа «Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки» позволяет учащимся детально изучить свой микрорайон и научиться осуществлять полярную, глазомерную съемки, работать со школьным компасом. Школьники овладевают умениями ориентироваться на местности, выполнять маршрутную съемку плана в окрестностях школы и усваивают условные топографические знаки. При такой работе учащиеся видят не отвлеченные условные обозначения, а знакомые ориентиры, реально представляемые масштабы пройденных расстояний. Что обеспечивает понимание любой топографической карты и является основой для географического краеведения.
Большие возможности для обогащения учащихся краеведческими знаниями имеются при изучении литосферы, гидросферы и атмосферы. Уже на первых уроках изучения темы «Атмосфера» учитель организует метеорологические и фенологические наблюдения. На дальнейших уроках и практических занятиях школьники знакомятся с рельефом окружающей местности, с её горными породами, с вопросами исследования и описания ближайшего водоёма, с почвами и природными комплексами своего края.
Активизация познавательного интереса учащихся осуществляется и за счет включения краеведческих вопросов и заданий в уроки обобщения знаний после изучения тем «Земная кора», «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Географическая оболочка».
Курс географии материков и океанов (7 класс) имеет ограниченный характер использования краеведческого материала. Однако при рассмотрении отдельных тем курса возможно проведение сравнения особенностей природы изучаемых территорий с особенностями природы своей местности. Изучая «Рельеф Евразии», мы можем сравнивать возраст, высоту гор материка и хребтов края. Так, при изучении климатов материков можно задать учащимся вопросы: «Где на материке наиболее высокие июльские температуры?» «Сравните их с температурой нашего города; в какой части материка наибольшая годовая амплитуда и почему?» «Сравните эти амплитуды с годовыми амплитудами колебания температур нашего края». Такая форма работы вызывает у учащихся интерес и способствует прочному усвоению ими учебного материала.
Для того чтобы познавательный интерес к урокам географии (в частности краеведения) не ослабевал, необходимо: оживлять уроки элементами занимательности с учетом поставленной на уроке цели, проводить различные типы уроков, использовать наглядный материал, видеоматериал, презентации, побуждать учащихся к поисковой, исследовательской деятельности, выходящих за пределы программы (изучение дополнительной литературы, наблюдения).
Наибольшее внимание краеведческим знаниям уделяется на уроках географии России в 8-9 классах, где краеведческая основа заложена в содержание программы, раскрывающей физическую, экономическую и социальную географию нашей страны.
В содержательный раздел «Примерной ООП ООО» внесены следующие темы:
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности [4].
Учащиеся уже владеют многими знаниями о своем крае, а учебный материал позволяет проводить всесторонние и содержательные связи в отношении природной среды и отношении хозяйства своего региона. Основное значение краеведческого материала здесь - помочь учащимся понять причинно-следственные связи в природных и экономических явлениях и процессах. Проблемные ситуации, связанные с решением учебно-практических задач, являются источником мыслительной деятельности человека. Краеведческие исследования могут быть индивидуальные и групповые, в виде докладов, отчетов, рефератов, альбомов, презентаций. Краеведение соединяет обучение и воспитание в единый процесс. Велико значение краеведения в осуществлении политехнического и природоохранного обучения. Связь с местными предприятиями требует ознакомления учащихся с техникой и технологией
производства. Также учителя знакомят учащихся с примерами преобразования природы родного края, а учащиеся активно включаются в работу по её охране; с рациональным использованием природных богатств. Краеведению способствует чувство любви к своим родным местам, уважения к людям труда, которые живут рядом.
Учитывая возрастные особенности подростков, изучаемый материал усложняется. Типы уроков также меняются: уроки-лекции (прибегая к помощи лекторской группы), уроки-конференции, уроки-диалоги, зачеты. На уроках и во внеурочное время учащиеся занимаются самостоятельной, практической, исследовательской работой.
Краеведческий подход может реализовываться через разные формы проведения уроков. Уроки-экскурсии и уроки-путешествия по родному краю очень увлекательная и доступная форма проведения урока географии. Можно выйти на пришкольный участок и провести наблюдение за различными компонентами природы (за погодой, за гидрологическими объектами, почвой, за растительным покровом). Можно расширить изучаемое пространство и предложить ребятам экскурсии к интересным природным объектам края. Такие поездки формируют и личностный результат, и метапредметный, и, конечно, предметный результат. Это и мотивация к дальнейшему изучению, это и профориентационная работа, и самостоятельная познавательная деятельность. Экскурсии (походы) способствуют накоплению краеведческого материала. После экскурсий (походов) дети дают её описание, делают зарисовки, изготовляют коллекции, гербарии растений, пишут доклады на самые различные темы. Краеведческий материал используется на тех уроках, где он необходим.
География - уникальный предмет школьной программы, содержание которого переходит в действие, а по новым стандартам именно обучающийся должен уметь действовать в реальных условиях, т. е. ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на жизненные ситуации. И от изучения на локальном, местном уровне своего края, региона к изучению более крупных объектов через введение элементов краеведения практически на каждом уроке географии - это и есть реализация краеведческого аспекта согласно новым стандартам образования.
Литература
1. Матрусов И. С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. Сб. статей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 150 с.
2. Николина В. В., Алексеев А. И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997. 192 с.
3. Раддац Ю. А. Теоретические аспекты изучения краеведения в школе [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/load/132-1-0-36456.
4. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки Российской федерации [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/.