С.В. Ковшов
КРАЕВЕДЕНИЕ
КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ
ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В качестве альтернативы неэффективной кабинетно-урочной форме проведения занятий в школе предлагается спецкурс по краеведению для 10-го и 11-го класса, в котором значительная часть занятий переносится на природу, а также в различные производственные и культурные учреждения города. Дан краткий обзор основных этапов применения краеведческого материала на уроках географии и смежных дисциплин. Анализируется опыт внедрения краеведческого спецкурса «Сарансковедение: природа, население, хозяйство».
В эпоху социальных преобразований и научно-технических революций особое значение приобретает совершенствование системы школьного образования. Действующие программы и методики изучения многих дисциплин ориентируют школу на кабинетно-урочный тип проведения занятий, что не позволяет в полной мере использовать огромный образовательно-воспитательный потенциал, скрытый в непосредственном общении учащихся с природой, жизнью, хозяйственной деятельностью и культурой населения нашей страны. Именно этим в значительной степени обусловлен тот кризис школьного обучения, который все ощутимее проявляется как в Российской Федерации, так и за рубежом.
Одной из важнейших задач школьной реформы должно стать повышение интереса учащихся к процессу обучения. Современное содержание образования требует от учителя поиска новых направлений, форм и методов педагогической деятельности. Они должны быть ориентированы на развитие личной гуманитарно-экологической культуры школьников. Эта задача предполагает необходимость переосмысления культурного опыта прошлых веков — эстетикохудожественного, этического, научного — в свете актуальных экологических проблем [5. С. 32].
Современные школьники, особенно городские, получают обилие книжных сведений об окружающей среде и в то же время
Статья поступила в редакцию в июле 2008 г.
Аннотация
1. Краеведение
в структуре
учебной
деятельности
современной
школы
211
□
Дискуссия
имеют крайне мало возможностей применять свои знания на практике, овладевать необходимыми способами действий, направленными прежде всего на охрану, сбережение природы. И хотя естественнонаучные знания, которые учащиеся получают в школе, способствуют росту их информированности о различных научных проблемах, эти знания нередко усваиваются формально, не обеспечивают перестройку сознания выпускников школы, а нередко и вообще отторгаются и забываются.
Педагогам нужно помнить о том, что с детских лет стихийно формируется самодеятельная культура поведения в природном окружении, которая накладывает отпечаток на отношение к природе вообще, на поведение в дальнейшей взрослой жизни. Духовный мир школьника, его убеждения складываются под влиянием многообразных факторов. Важнейшим из них являются знания о родном крае. При современной структуре учебного плана средней школы эти знания учащиеся приобретают с начальных классов, в частности на уроках краеведения [4. С. 31-32].
Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, района, города или других поселений местным населением, для которого эта территория является родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта, осуществляемое на научной основе [6. С. 4].
При таком разнообразии объектов изучения краеведение трудно назвать единой наукой, это, скорее, конгломерат наук. В своих исследованиях краеведы используют данные истории, археологии, географии, экологии, геологии, этнографии и др. [7. С. 12]. В то же время на современном этапе развития краеведение постепенно поднимается на уровень самостоятельной науки. Оно становится тем связующим звеном, которое объединяет знание особенностей родного края с управлением развитием природных сил и экономики. Познав и изучив свой край, можно более целенаправленно и конкретно осуществлять природоохранные мероприятия по отдельным видам ресурсов.
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» определены задачи по формированию у подрастающего поколения заботливого и бережного отношения к родной природе. Краеведение прочно вошло в практику учебновоспитательной деятельности современной общеобразовательной школы. Оно расценивается как одно из эффективных педагогических средств активизации всей учебно-воспитательной и организационно-методической работы.
Школьное краеведение включает учебную и внеурочную части, которые находятся в тесной связи и дополняют друг друга. Однако между ними имеются и различия — по содержанию, формам работы, принципам комплектования группы участников. Если в учебном краеведении обязаны участвовать все школьники, то во внешкольном — только по желанию.
212
С.В. Ковшов
Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса
□
Учебное краеведение состоит в проведении обязательных занятий, уроков; внеурочное же осуществляется в форме краеведческих кружков, туристических походов, экскурсий, экспедиций, тематических вечеров и т.д. [10. С. 5-7].
Краеведческий принцип в обучении предполагает активное использование знаний, которые получены при изучении своего края.
В истории отечественной школы можно выделить определенные этапы развития интереса учителей к использованию краеведческого потенциала. Истоки подобного интереса можно найти еще в древности, когда вместе с христианством на русскую землю проникали идеи древнегреческих философов (Аристотеля, Антисфе-на, Платона и др.), считавших, что процесс познания лучше всего осуществляется в условиях непосредственного взаимодействия с окружающим миром (это философское направление получило название перипатетика). Можно отметить, что своеобразной традицией древней географии вообще был принцип центризма, когда родной край принимали за центр мира и за своеобразный эталон, что облегчало изучение и описание других земель.
Зарождение географической науки в России в XVIII в. стимулировало развитие краеведения. В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и другие отечественные географы не раз говорили о важности краеведческих материалов для географии. Однако осознание возможностей использования краеведения не только для изучения географии, но и для «чувственного развития» наступило несколько позже. Вторая половина XIX— начало XX в. во многом предопределили дальнейший ход использования краеведения в учебном процессе.
В России страстным поборником краеведения был замечательный педагог К.Д. Ушинский. Особенно высоко ценил он возможность непосредственного общения школьника с окружающей его природой: «Час, проведенный на природе с учащимися, может оказаться более полезным и значимым, чем многие дни школьных занятий» [16. С. 351].
Большую роль в продвижении краеведения в учебном процессе сыграл выдающийся немецкий географ Альфред Геттнер. Более ста лет назад он писал: «В настоящее время общепризнанным является то положение, что преподавание географии надо начинать с родиноведения. Если при этом желательно было бы точнее обозначить задачи и существо этого направления в преподавании, то вместо “родиноведения” можно было бы сказать “краеведение” в смысле изучения непосредственного окружения, ибо его задача заключается в том, чтобы ввести ученика в понимание той местности, в которой ему пришлось жить, и показать ему, каким путем он может ее познать и, так сказать, умственно освоиться в ней; этот метод преподавания должен путем изучения родины одновременно вообще ввести ученика в основы географического восприятия и географической теории. Задачи родиноведения раньше — а мо-
2. Историческое развитие идеи краеведения
213
□
Дискуссия
жет быть, кое-где еще и теперь — совершенно неправильно понимались многими учителями, строившими его, согласно господствующему направлению в географии, исключительно в виде топографического познания родины и сводившими его к знанию улиц и площадей города, а также окрестных деревень и ручьев. Такого рода знание не имеет никакой образовательной ценности и при всей его “простоте” нужно лишь в ограниченных размерах, так как лишь небольшая часть детей захочет быть извозчиками и шоферами. Что важно, так это навыки непосредственного восприятия, приобретение пространственных представлений и понимание природы и культуры окружающей местности в их причинной связи. Только тот, кто воспитает в себе способности такого понимания, сможет в своей дальнейшей жизни ориентироваться в окружающей его обстановке и не будет чувствовать себя по отношению к происходящим вокруг него явлениям таким слепым и беспомощным, как это имеет место с большинством людей в настоящее время» [1. С. 387].
Как и К.Д. Ушинский, А. Геттнер уделял большое внимание использованию непосредственного общения с природой не только для эстетического развития ребенка, но и для успешного усвоения учебного материала: «Методы чувственного восприятия, долгое время находившиеся в пренебрежении, современной педагогикой выдвигаются на первый план. И по отношению к географии — с полным правом! Ибо непосредственное восприятие природы является тем путем, которым большинство людей ближе к ней подходят и на котором они получают настоящее географическое образование. Эта способность, которую в школе долгое время не только не воспитывали, но даже подавляли, должна быть снова призвана к жизни. Наша молодежь снова должна научиться свободно всматриваться в природу и этим путем приобретать точные знания» [9. С. 394].
Идеи А. Геттнера о необходимости использования краеведения в преподавании географии разделял и основоположник советской школы экономической географии Н.Н. Баранский, который принял самое деятельное участие в переводе на русский язык и издании в нашей стране работ этого выдающегося немецкого географа в конце 20-х годов XX в. Многие советские государственные деятели этого времени (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.И. Калинин) высоко оценивали образовательный и воспитательный потенциал краеведения. Однако отлаженной системы его преподавания создано не было, и, по существу, развитие краеведения в нашей стране во многом было пущено на самотек.
3. Методология краеведения как учебного предмета
До середины 1950-х годов проведению плодотворной краеведческой работы с учащимися мешало отсутствие не только определенной программы, но и, как следствие, краеведческой литературы, в том числе и методической, которая отвечала бы запросам школы. Разбросанные по разным исследованиям важные специальные краеведческие данные были мало известны учителю, а то,
214
С.В. Ковшов
Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса
□
что было более доступно, не отличалось необходимой полнотой. Новые программы по географии, начиная с 1954/55 учебного года, вывели краеведение из того тупика, который существовал прежде [9. С. 3-5].
К концу 80-х годов прошлого века появилось немало учебных пособий по краеведению, сыгравших большую роль в методической и методологической подготовке отечественных географов [9; 8; 2; 14; 12; 13; 11; 10; 15].
На этом этапе обозначились два своеобразных центра развития теории и методологии краеведения — московский, что логично, и минский, что весьма неожиданно для меня. В учебные программы по географии в 8-х и 9-х классах были включены темы по физической и экономической географии своей области (края, республики) в объеме 20 учебных часов. Рекомендовалось проводить по ряду тем учебные экскурсии, а также туристические походы.
В последние два десятилетия при обилии газетных и журнальных публикаций по краеведческой тематике трудно выделить новые работы, имеющие фундаментальный характер. В плачевном состоянии оказалась внеурочная краеведческая деятельность. Резко сократилось количество краеведческих кружков и факультативов. Школьные учебные экскурсии и туристические походы становятся все более редкими. Лишь педагоги-энтузиасты сохраняют эти традиции.
На наш взгляд, это свидетельствует о кризисе, переживаемом ныне краеведением. Можно назвать немало причин этого явления. Во-первых, отсутствуют административные стимулы: учитель географии, который на протяжении многих лет регулярно проводит экскурсии и туристические походы, никем и никак не поощряется. Во-вторых, подобная деятельность требует больших затрат сил, средств и времени преподавателя (да и детей): инициатива учителя оказывается в таких условиях «наказуемой». В-третьих, социальная ситуация в нашем обществе существенно изменилась, и криминогенная обстановка во многих районах пугает и учителей, и родителей, и учеников.
Тем не менее значение краеведения в становлении личности учащихся трудно переоценить. Изучение исторического прошлого и настоящего того региона, в котором они проживают, его природы, населения, промышленности и сельского хозяйства позволяет учащимся сформировать полное представление о своем крае.
При краеведческих исследованиях необходимо выделить наиболее типичное, характерное для того или иного региона как составную часть истории и природы нашей родины. Таким образом, в изучение краеведения должны вносить вклад учителя всех специальностей: географии, истории, биологии, литературы, языка.
Успех краеведческой работы во многом зависит от умения учителя организовать учащихся, определить объем и содержание курса. Без знания самим учителем родного края и его систематического изучения невозможно рассчитывать на успех краеведческой работы. Только тот учитель, который любит и знает свой край,
215
□
Дискуссия
упорно ищет новые пути и методы в работе, сможет передать свои знания учащимся.
Столетие назад выдающийся немецкий географ А. Геттнер говорил о необходимости изучения краеведения не только в младших, но и в средних и старших классах: «Но если изучение родины ограничивается лишь самыми низшими классами школы и проходится с детьми от 7 до 10 лет, то оно, по всей видимости, должно оставаться очень элементарным во всех отношениях. Отсюда само собой следует, по моему мнению, требование еще раз возвратиться к нему на более высших ступенях преподавания в средних и высших классах. На этих высших ступенях его можно было бы проходить преимущественно в форме прогулок и экскурсий, каковые, собственно, и представляют собой не что иное, как родиноведение под открытым небом. Но этого еще не достаточно, родиноведением надо заниматься также и систематически, данные непосредственного наблюдения над природой должны восполняться путем изучения карт и книг разного рода, и приобретенные отдельные знания должны приводиться в связную систему, и родина должна предстать перед умственными глазами учеников как до мелочей изученное здание» [1. С. 387-388]. И далее А. Геттнер пишет: «Наша молодежь снова должна научиться свободно всматриваться в природу и этим путем приобретать точные знания. Географические экскурсии и путешествия должны быть составной частью географического преподавания и на высшей, и на низшей ступени; в качестве пополнения к ним должны служить географические картины разного рода, которые теперь все более и более входят в употребление благодаря усовершенствованной технике репродукции, дешевизне фотографии и видовых открыток, а также возможности проектирования в увеличенном масштабе» [Там же. С. 389].
В условиях кризиса современной школы и падения интереса к изучению даже таких дисциплин, как география и экология, эти идеи Геттнера оказываются как нельзя более актуальными. Педагогам на протяжении последних десятилетий приходится сталкиваться с неуклонным падением интереса учащихся к занятиям в школе, с прогрессирующим отторжением информации, получаемой на уроке, с нежеланием работать во время занятий [3. С. 73]. Реальным и доступным выходом из сложившейся ситуации для преподавателей географии, экологии и целого ряда смежных дисциплин может быть упор на краеведческий принцип, широкое использование возможностей экскурсионно-туристических методов.
В школе № 30 города Саранска спецкурс «Сарансковедение: природа, население, хозяйство» появился в 2001 г. по инициативе моей матери — учителя географии и экологии О.С. Ковшовой. В то время я был еще учеником и, будучи председателем научного общества учащихся «Интеллект», помогал ей в проведении части учебных экскурсий и в организации научно-исследовательских работ по географии и экологии.
4. Опыт организации спецкурса краеведения в Саранске
216
С.В. Ковшов
Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса
□
Первоначально спецкурс носил чисто экскурсионный характер и практически не предусматривал школьно-урочной составляющей. Поступив на географический факультет МГУ им. Н.П. Огарева и оставаясь руководителем НОУ «Интеллект», я продолжил работу по развитию и совершенствованию данного спецкурса.
Главной проблемой было отсутствие учебников. Выходом из создавшегося положения стало создание электронного пособия. К настоящему времени мною подготовлен электронный учебник «Сарансковедение: природа, население, хозяйство» для 10-х классов и продолжается работа над учебником по данному курсу для 11-го класса.
Появление электронного учебника позволило принципиально изменить структуру спецкурса и сделать его целостным и системным. Это нашло свое отражение в новой программе спецкурса. Учебный курс состоит из двух частей: эколого-физико-географической для 10-го класса и эколого-социально-экономической для 11-го класса. Каждая часть делится на темы. Изучение каждой темы начинается с аудиторного теоретического занятия. Некоторые темы сопровождаются практическими заданиями, которые помогают учащимся усвоить материал, выразить свое отношение к различным ситуациям в данном контексте, оценить опыт взаимодействия человека с окружающей средой в прошлом, выбрать пути оптимизации городской среды, спрогнозировать экологические последствия тех или иных решений. На долю аудиторных (теоретических и практических) занятий в 10-м классе приходится 52,9% учебного времени (18 часов), в 11-м классе — 64,7% учебного времени (22 часа).
Суть предлагаемой программы заключается в переносе части занятий по курсам географии и экологии из школьного класса на природу, в реально существующие и действующие производственные и социальные объекты и структуры [5. С. 32]. Такой подход снимает остроту ситуации с постоянно увеличивающимся объемом сведений, которые должен усвоить учащийся, а также создает предпосылки для использования и закрепления на практике полученных знаний и формируемых на их основе умений и навыков.
Данный учебный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов естественнонаучного профиля. Он поможет им подготовиться к восприятию не только географии и экологии, но и целого ряда смежных наук, приобрести навыки самостоятельной работы как с литературными, статистическими, картографическими и другими источниками, так и с материалами, лично полученными во время экскурсий и полевых исследований. Программа дает возможность ученикам реализовать все основные типы деятельности: коммуникацию, рефлексию, воспроизведение материала и, что особенно важно, творчество и поиск. Программа обеспечивает усвоение учебного материала за счет продуманного сочетания аудиторных, полевых и самостоятельных занятий.
217
□
Дискуссия
Программа дифференцирована с учетом уровня развития способностей учащихся. Наиболее теоретически подготовленные ученики, подкрепив свои знания на полевых занятиях, вливаются в научное общество учащихся школы и занимаются перспективными и интересными научными исследованиями. Остальные учащиеся решают конкретные задачи: проводят частные измерения, занимаются сбором дополнительной информации и ее обработкой, участвуют в различных экологических мероприятиях, фотографируют нужные объекты, оформляют стенды и плакаты.
Традиционный учебный процесс построен преимущественно на анализе сложного целого и детальном рассмотрении его частей. В результате у школьников часто возникают мозаичные и отрывочные знания, не связанные в единое целое и не позволяющие создать общую картину явления. Поэтому ключевым моментом изучения тем в нашей программе является закрепление полученных знаний во время учебных экскурсий, где эти знания дополняются личными впечатлениями учащихся, которые сохраняются годами и даже десятилетиями.
Экскурсия есть способ конкретного и предметного исследования и в то же время средство синтетического изучения окружающего мира. Здесь все предметы и явления, включая человека и плоды его деятельности, даны в природном целом. На долю экскурсий в 10-м классе приходится 47,1% учебного времени (16 часов), а в 11-м классе — 35,3% (12 часов). Кроме того, и в 10-м, и в 11-м классе в конце учебного года проводятся двухдневные туристические походы, которые являются логическим завершением экскурсионной деятельности, а также испытанием прочности знаний, умений и навыков, приобретаемых и закрепляемых по мере прохождения данного курса.
Сегодня, в эпоху все нарастающего дефицита общения с природой, отказ от использования образовательного и воспитательного потенциала этого общения можно считать преступлением перед подрастающим поколением. А между тем тенденции пугают. Вспомним школьные годы наших родителей, когда ежегодные походы за пределы города были нормой, и сравним это с современным положением, когда многие выпускники городских школ ни разу не бывали в таких походах [4. С. 31].
Сопоставимый по значимости потенциал кроется в хозяйственных и культурных объектах наших городов. В большинстве европейских стран использование музейных экспозиций в образовательных целях является давней обязательной традицией. У нас же это пока практикуется крайне редко. В рамках нашего курса занятия в музеях, лабораториях вузов, на производственных объектах — одна из ключевых составляющих учебного процесса. За счет таких занятий становится доступным огромный пласт систематизированной информации о прошлом, настоящем и будущем нашего города. К тому же, занимаясь в лабораториях, центрах и НИИ
218
С.В. Ковшов
Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса
□
МГУ имени Н.П. Огарева и других вузов, школьники получают возможность приобщиться к новейшим информационным технологиям, включая ГИС-технологии.
Мы пошли еще дальше в этом направлении. В мае 2005 г. к 60-летию Великой Победы нашими усилиями был открыт школьный музей имени В.А. Сущинского, который стал центром краеведческой работы и патриотического воспитания школьников. В нем собрано более 300 экспонатов (основу музея составили мои коллекции плакатов и книг, посвященных Великой Отечественной войне, а также экспонаты, собранные на полях былых боев членами нашего поискового отряда «Молодая гвардия»). Особое место занимает экспозиция, посвященная нашему земляку — фронтовому кинооператору В.А. Сущинскому, его именем названа улица, на которой находится наша школа.
С помощью доступных методик, предлагаемых в работах отечественных и зарубежных специалистов, учащиеся сами производят микроисследования городской среды, получая достоверные выводы опытным путем. Эта деятельность может стать началом более серьезных научно-исследовательских работ учеников в рамках школьного научного общества: сложные эколого-экономикогеографические проблемы, характерные для урбанизированных территорий планеты в целом, легче понять, если начать такие исследования со своего города, с ближайшего окружения.
В современном Саранске сосредоточен мощный промышленный, финансовый, культурный, интеллектуальный потенциал, сложилась специфическая городская среда. В таких условиях давление на природу возрастает, очень часто до критических масштабов. Экологические проблемы Саранска характерны для многих современных крупных городов.
Разработанный учебный курс знакомит с разнообразием природных условий и естественных ресурсов Саранска, дает возможность получить основные сведения о населении, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, экономических связях города. Эти знания позволят лучше понять взаимосвязь природы и производственной деятельности человека, перспективы развития экономики на территории города, помогут научиться быть рачительным хозяином родной земли.
В ходе перестройки школьной системы образования значительно усиливается роль регионального компонента. Данный курс призван стать стержневым, он способен объединить самые разные дисциплины в единую целостную интегрированную систему. В связи с этим появляется возможность комбинирования и расширения этого курса преподавателями других предметов за счет включения дополнительных исторических, биологических, химических, литературно-культурологических, военно-спортивных и иных учебных блоков, при желании многие преподаватели-предметники могут придать курсу «Сарансковедение: природа, население, хозяйство»
219
□
Дискуссия
5. Научные
общества
учащихся
нужную им ориентацию. Большие резервы заключаются в проведении интегрированных межпредметных учебных и внеучебных занятий.
Данная программа вносит как новые цели образования (активное включение учащихся в изучение родного края, развитие навыков исследовательской и экспериментальной работы, создание условий для самореализации учеников в процессе практической деятельности, формирование экологического сознания, экскурсионно-туристическая подготовка), так и новые формы организации учебно-воспитательного процесса (еще не было программы, где более половины учебного времени используется для проведения внеурочных занятий). Эти новации обусловлены стремлением к развитию познавательной деятельности учащихся и их желания учиться, а также к сохранению физического (борьба с гиподинамией) и морального (нравственное, культурное, эстетическое развитие) здоровья подростков.
Таким образом, изучение курса нацелено не только на решение учебных задач, но и на привитие молодому поколению ценностей цивилизованного человека и подготовку подростков к взрослой жизни.
Краеведческие исследования активно и результативно осуществляются в рамках деятельности научных обществ учащихся (НОУ).
Современная школа дает немало примеров как ученического инфантилизма, при котором наблюдается падение интереса не только к учебе, но и к любой деятельности, так и примеров обратного рода, когда относительно серьезные научные исследования проводят учащиеся даже не старших, а младших классов. НОУ позволяют, с одной стороны, реализовать амбиции и потенциал наиболее способных и одаренных учащихся, а с другой — привлечь к научным исследованиям разного уровня всех учеников, научить их азам проведения научных исследований, увязать учебный материал с реальной жизнью и тем самым сделать учебный процесс и более доступным, и более привлекательным.
Научные общества учащихся действуют в саранских школах № 7, 25, 30, 36 и некоторых других. НОУ являются самостоятельными формированиями, которые объединяют учащихся школ, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний. Членами научного общества могут быть учащиеся 9-11-х классов, изъявившие желание работать в НОУ, имеющие склонность к научному творчеству и рекомендованные учителями. В работе НОУ могут также участвовать учителя школы и студенты вузов города Саранска.
Уставом НОУ школы № 30 предусматривается наличие трех соруководителей: ученика, учителя и студента. Мне выпала честь в руководстве НОУ представлять сначала учеников нашей школы, а затем — студентов нашего университета. Члены НОУ обязаны по-
220
С.В. Ковшов
Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса
□
стоянно заниматься поисково-исследовательской деятельностью, проводить самостоятельные исследования, активно участвовать в реализации коллективных проектов. Целью объединения является создание условий для самореализации учащихся в научно-исследовательской деятельности, активное включение школьников в процесс самообразования и саморазвития, выявление наиболее одаренных учеников в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
Научные общества учащихся воспитывают интерес к познанию мира, к углубленному изучению школьных дисциплин; расширяют кругозор учащихся; готовят к выбору будущей профессии, формируют интерес к выбранной специальности; совершенствуют умения и навыки самостоятельной работы; прививают навыками научно-исследовательской работы, развивают умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.
Навыки, полученные в школьной научно-исследовательской работе, помогают успешно справляться с курсовыми и дипломными работами в вузе, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение.
1. Геттнер А. География. Ее история, сущность и методы. М.: Государственное изд-во, 1930.
2. Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1968.
3. Ковшов С.В., Ковшов В.П., Ковшова О.С. Научное общество учащихся и организация исследовательской деятельности в средней общеобразовательной школе // Естественнонаучные исследования: теория, методы, практика. Межвузовский сб. науч. тр. Вып. V. Саранск, 2007. С. 72-75.
4. Ковшов С.В., Ковшова О.С. Организационные формы интеграции в образовательном процессе современной школы // Управление качеством образования в условиях его модернизации: Материалы VI республ. науч.-практ. конф. по инновационной работе. 29 мая 2006 г. Саранск: МО РМ: МРИО, 2006. C. 30-33.
5. Ковшов С.В., Ковшова О.С. Электронное учебное пособие «Саран-сковедение» для учащихся 10-х классов // XXXV Огаревские чтения: Материалы науч. конф.: в 2 ч. Ч. 2. Естественные и технические науки. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. С. 32.
6. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А.В. Даринского. М.: Просвещение, 1988.
7. Краеведение Мордовии / под ред. И.В. Автайкина, Н.Ф. Тюгаева, В.А. Никонова. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1973.
8. Лярский П.А. Пособие по краеведению. Мн., 1966.
9. Мельничук С.М. Вопросы краеведения в преподавании географии. М.: Учпедизд, 1957.
10. Мешечко Е.Н. Географическое краеведение: учеб. пособие для пед. ин-тов. Минск, 1986.
11. Прохорчик А.Ф. Практикум по краеведению. Мн., 1981.
Литература
221
□
Дискуссия
12. Работыльский Н.С., П.А. Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Мн., 1976.
13. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. М., 1979.
14. Строев К.Ф. Краеведение. М., 1974.
15. Титов В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе. М., 1988.
16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1988.