Научная статья на тему 'Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса'

Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
3272
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / КАБИНЕТНО-УРОЧНАЯ ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковшов Станаслав Вячеславович

В качестве альтернативы неэффективной кабинетно-урочной форме проведения занятий в школе предлагается спецкурс по краеведению для 10-го и 11-го класса, в котором значительная часть занятий переносится на природу, а также в различные производственные и культурные учреждения города. Дан краткий обзор основных этапов применения краеведческого материала на уроках географии и смежных дисциплин. Анализируется опыт внедрения краеведческого спецкурса «Сарансковедение: природа, население, хозяйство»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса»

С.В. Ковшов

КРАЕВЕДЕНИЕ

КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ

ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В качестве альтернативы неэффективной кабинетно-урочной форме проведения занятий в школе предлагается спецкурс по краеведению для 10-го и 11-го класса, в котором значительная часть занятий переносится на природу, а также в различные производственные и культурные учреждения города. Дан краткий обзор основных этапов применения краеведческого материала на уроках географии и смежных дисциплин. Анализируется опыт внедрения краеведческого спецкурса «Сарансковедение: природа, население, хозяйство».

В эпоху социальных преобразований и научно-технических революций особое значение приобретает совершенствование системы школьного образования. Действующие программы и методики изучения многих дисциплин ориентируют школу на кабинетно-урочный тип проведения занятий, что не позволяет в полной мере использовать огромный образовательно-воспитательный потенциал, скрытый в непосредственном общении учащихся с природой, жизнью, хозяйственной деятельностью и культурой населения нашей страны. Именно этим в значительной степени обусловлен тот кризис школьного обучения, который все ощутимее проявляется как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Одной из важнейших задач школьной реформы должно стать повышение интереса учащихся к процессу обучения. Современное содержание образования требует от учителя поиска новых направлений, форм и методов педагогической деятельности. Они должны быть ориентированы на развитие личной гуманитарно-экологической культуры школьников. Эта задача предполагает необходимость переосмысления культурного опыта прошлых веков — эстетикохудожественного, этического, научного — в свете актуальных экологических проблем [5. С. 32].

Современные школьники, особенно городские, получают обилие книжных сведений об окружающей среде и в то же время

Статья поступила в редакцию в июле 2008 г.

Аннотация

1. Краеведение

в структуре

учебной

деятельности

современной

школы

211

Дискуссия

имеют крайне мало возможностей применять свои знания на практике, овладевать необходимыми способами действий, направленными прежде всего на охрану, сбережение природы. И хотя естественнонаучные знания, которые учащиеся получают в школе, способствуют росту их информированности о различных научных проблемах, эти знания нередко усваиваются формально, не обеспечивают перестройку сознания выпускников школы, а нередко и вообще отторгаются и забываются.

Педагогам нужно помнить о том, что с детских лет стихийно формируется самодеятельная культура поведения в природном окружении, которая накладывает отпечаток на отношение к природе вообще, на поведение в дальнейшей взрослой жизни. Духовный мир школьника, его убеждения складываются под влиянием многообразных факторов. Важнейшим из них являются знания о родном крае. При современной структуре учебного плана средней школы эти знания учащиеся приобретают с начальных классов, в частности на уроках краеведения [4. С. 31-32].

Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, района, города или других поселений местным населением, для которого эта территория является родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта, осуществляемое на научной основе [6. С. 4].

При таком разнообразии объектов изучения краеведение трудно назвать единой наукой, это, скорее, конгломерат наук. В своих исследованиях краеведы используют данные истории, археологии, географии, экологии, геологии, этнографии и др. [7. С. 12]. В то же время на современном этапе развития краеведение постепенно поднимается на уровень самостоятельной науки. Оно становится тем связующим звеном, которое объединяет знание особенностей родного края с управлением развитием природных сил и экономики. Познав и изучив свой край, можно более целенаправленно и конкретно осуществлять природоохранные мероприятия по отдельным видам ресурсов.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» определены задачи по формированию у подрастающего поколения заботливого и бережного отношения к родной природе. Краеведение прочно вошло в практику учебновоспитательной деятельности современной общеобразовательной школы. Оно расценивается как одно из эффективных педагогических средств активизации всей учебно-воспитательной и организационно-методической работы.

Школьное краеведение включает учебную и внеурочную части, которые находятся в тесной связи и дополняют друг друга. Однако между ними имеются и различия — по содержанию, формам работы, принципам комплектования группы участников. Если в учебном краеведении обязаны участвовать все школьники, то во внешкольном — только по желанию.

212

С.В. Ковшов

Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса

Учебное краеведение состоит в проведении обязательных занятий, уроков; внеурочное же осуществляется в форме краеведческих кружков, туристических походов, экскурсий, экспедиций, тематических вечеров и т.д. [10. С. 5-7].

Краеведческий принцип в обучении предполагает активное использование знаний, которые получены при изучении своего края.

В истории отечественной школы можно выделить определенные этапы развития интереса учителей к использованию краеведческого потенциала. Истоки подобного интереса можно найти еще в древности, когда вместе с христианством на русскую землю проникали идеи древнегреческих философов (Аристотеля, Антисфе-на, Платона и др.), считавших, что процесс познания лучше всего осуществляется в условиях непосредственного взаимодействия с окружающим миром (это философское направление получило название перипатетика). Можно отметить, что своеобразной традицией древней географии вообще был принцип центризма, когда родной край принимали за центр мира и за своеобразный эталон, что облегчало изучение и описание других земель.

Зарождение географической науки в России в XVIII в. стимулировало развитие краеведения. В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и другие отечественные географы не раз говорили о важности краеведческих материалов для географии. Однако осознание возможностей использования краеведения не только для изучения географии, но и для «чувственного развития» наступило несколько позже. Вторая половина XIX— начало XX в. во многом предопределили дальнейший ход использования краеведения в учебном процессе.

В России страстным поборником краеведения был замечательный педагог К.Д. Ушинский. Особенно высоко ценил он возможность непосредственного общения школьника с окружающей его природой: «Час, проведенный на природе с учащимися, может оказаться более полезным и значимым, чем многие дни школьных занятий» [16. С. 351].

Большую роль в продвижении краеведения в учебном процессе сыграл выдающийся немецкий географ Альфред Геттнер. Более ста лет назад он писал: «В настоящее время общепризнанным является то положение, что преподавание географии надо начинать с родиноведения. Если при этом желательно было бы точнее обозначить задачи и существо этого направления в преподавании, то вместо “родиноведения” можно было бы сказать “краеведение” в смысле изучения непосредственного окружения, ибо его задача заключается в том, чтобы ввести ученика в понимание той местности, в которой ему пришлось жить, и показать ему, каким путем он может ее познать и, так сказать, умственно освоиться в ней; этот метод преподавания должен путем изучения родины одновременно вообще ввести ученика в основы географического восприятия и географической теории. Задачи родиноведения раньше — а мо-

2. Историческое развитие идеи краеведения

213

Дискуссия

жет быть, кое-где еще и теперь — совершенно неправильно понимались многими учителями, строившими его, согласно господствующему направлению в географии, исключительно в виде топографического познания родины и сводившими его к знанию улиц и площадей города, а также окрестных деревень и ручьев. Такого рода знание не имеет никакой образовательной ценности и при всей его “простоте” нужно лишь в ограниченных размерах, так как лишь небольшая часть детей захочет быть извозчиками и шоферами. Что важно, так это навыки непосредственного восприятия, приобретение пространственных представлений и понимание природы и культуры окружающей местности в их причинной связи. Только тот, кто воспитает в себе способности такого понимания, сможет в своей дальнейшей жизни ориентироваться в окружающей его обстановке и не будет чувствовать себя по отношению к происходящим вокруг него явлениям таким слепым и беспомощным, как это имеет место с большинством людей в настоящее время» [1. С. 387].

Как и К.Д. Ушинский, А. Геттнер уделял большое внимание использованию непосредственного общения с природой не только для эстетического развития ребенка, но и для успешного усвоения учебного материала: «Методы чувственного восприятия, долгое время находившиеся в пренебрежении, современной педагогикой выдвигаются на первый план. И по отношению к географии — с полным правом! Ибо непосредственное восприятие природы является тем путем, которым большинство людей ближе к ней подходят и на котором они получают настоящее географическое образование. Эта способность, которую в школе долгое время не только не воспитывали, но даже подавляли, должна быть снова призвана к жизни. Наша молодежь снова должна научиться свободно всматриваться в природу и этим путем приобретать точные знания» [9. С. 394].

Идеи А. Геттнера о необходимости использования краеведения в преподавании географии разделял и основоположник советской школы экономической географии Н.Н. Баранский, который принял самое деятельное участие в переводе на русский язык и издании в нашей стране работ этого выдающегося немецкого географа в конце 20-х годов XX в. Многие советские государственные деятели этого времени (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.И. Калинин) высоко оценивали образовательный и воспитательный потенциал краеведения. Однако отлаженной системы его преподавания создано не было, и, по существу, развитие краеведения в нашей стране во многом было пущено на самотек.

3. Методология краеведения как учебного предмета

До середины 1950-х годов проведению плодотворной краеведческой работы с учащимися мешало отсутствие не только определенной программы, но и, как следствие, краеведческой литературы, в том числе и методической, которая отвечала бы запросам школы. Разбросанные по разным исследованиям важные специальные краеведческие данные были мало известны учителю, а то,

214

С.В. Ковшов

Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса

что было более доступно, не отличалось необходимой полнотой. Новые программы по географии, начиная с 1954/55 учебного года, вывели краеведение из того тупика, который существовал прежде [9. С. 3-5].

К концу 80-х годов прошлого века появилось немало учебных пособий по краеведению, сыгравших большую роль в методической и методологической подготовке отечественных географов [9; 8; 2; 14; 12; 13; 11; 10; 15].

На этом этапе обозначились два своеобразных центра развития теории и методологии краеведения — московский, что логично, и минский, что весьма неожиданно для меня. В учебные программы по географии в 8-х и 9-х классах были включены темы по физической и экономической географии своей области (края, республики) в объеме 20 учебных часов. Рекомендовалось проводить по ряду тем учебные экскурсии, а также туристические походы.

В последние два десятилетия при обилии газетных и журнальных публикаций по краеведческой тематике трудно выделить новые работы, имеющие фундаментальный характер. В плачевном состоянии оказалась внеурочная краеведческая деятельность. Резко сократилось количество краеведческих кружков и факультативов. Школьные учебные экскурсии и туристические походы становятся все более редкими. Лишь педагоги-энтузиасты сохраняют эти традиции.

На наш взгляд, это свидетельствует о кризисе, переживаемом ныне краеведением. Можно назвать немало причин этого явления. Во-первых, отсутствуют административные стимулы: учитель географии, который на протяжении многих лет регулярно проводит экскурсии и туристические походы, никем и никак не поощряется. Во-вторых, подобная деятельность требует больших затрат сил, средств и времени преподавателя (да и детей): инициатива учителя оказывается в таких условиях «наказуемой». В-третьих, социальная ситуация в нашем обществе существенно изменилась, и криминогенная обстановка во многих районах пугает и учителей, и родителей, и учеников.

Тем не менее значение краеведения в становлении личности учащихся трудно переоценить. Изучение исторического прошлого и настоящего того региона, в котором они проживают, его природы, населения, промышленности и сельского хозяйства позволяет учащимся сформировать полное представление о своем крае.

При краеведческих исследованиях необходимо выделить наиболее типичное, характерное для того или иного региона как составную часть истории и природы нашей родины. Таким образом, в изучение краеведения должны вносить вклад учителя всех специальностей: географии, истории, биологии, литературы, языка.

Успех краеведческой работы во многом зависит от умения учителя организовать учащихся, определить объем и содержание курса. Без знания самим учителем родного края и его систематического изучения невозможно рассчитывать на успех краеведческой работы. Только тот учитель, который любит и знает свой край,

215

Дискуссия

упорно ищет новые пути и методы в работе, сможет передать свои знания учащимся.

Столетие назад выдающийся немецкий географ А. Геттнер говорил о необходимости изучения краеведения не только в младших, но и в средних и старших классах: «Но если изучение родины ограничивается лишь самыми низшими классами школы и проходится с детьми от 7 до 10 лет, то оно, по всей видимости, должно оставаться очень элементарным во всех отношениях. Отсюда само собой следует, по моему мнению, требование еще раз возвратиться к нему на более высших ступенях преподавания в средних и высших классах. На этих высших ступенях его можно было бы проходить преимущественно в форме прогулок и экскурсий, каковые, собственно, и представляют собой не что иное, как родиноведение под открытым небом. Но этого еще не достаточно, родиноведением надо заниматься также и систематически, данные непосредственного наблюдения над природой должны восполняться путем изучения карт и книг разного рода, и приобретенные отдельные знания должны приводиться в связную систему, и родина должна предстать перед умственными глазами учеников как до мелочей изученное здание» [1. С. 387-388]. И далее А. Геттнер пишет: «Наша молодежь снова должна научиться свободно всматриваться в природу и этим путем приобретать точные знания. Географические экскурсии и путешествия должны быть составной частью географического преподавания и на высшей, и на низшей ступени; в качестве пополнения к ним должны служить географические картины разного рода, которые теперь все более и более входят в употребление благодаря усовершенствованной технике репродукции, дешевизне фотографии и видовых открыток, а также возможности проектирования в увеличенном масштабе» [Там же. С. 389].

В условиях кризиса современной школы и падения интереса к изучению даже таких дисциплин, как география и экология, эти идеи Геттнера оказываются как нельзя более актуальными. Педагогам на протяжении последних десятилетий приходится сталкиваться с неуклонным падением интереса учащихся к занятиям в школе, с прогрессирующим отторжением информации, получаемой на уроке, с нежеланием работать во время занятий [3. С. 73]. Реальным и доступным выходом из сложившейся ситуации для преподавателей географии, экологии и целого ряда смежных дисциплин может быть упор на краеведческий принцип, широкое использование возможностей экскурсионно-туристических методов.

В школе № 30 города Саранска спецкурс «Сарансковедение: природа, население, хозяйство» появился в 2001 г. по инициативе моей матери — учителя географии и экологии О.С. Ковшовой. В то время я был еще учеником и, будучи председателем научного общества учащихся «Интеллект», помогал ей в проведении части учебных экскурсий и в организации научно-исследовательских работ по географии и экологии.

4. Опыт организации спецкурса краеведения в Саранске

216

С.В. Ковшов

Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса

Первоначально спецкурс носил чисто экскурсионный характер и практически не предусматривал школьно-урочной составляющей. Поступив на географический факультет МГУ им. Н.П. Огарева и оставаясь руководителем НОУ «Интеллект», я продолжил работу по развитию и совершенствованию данного спецкурса.

Главной проблемой было отсутствие учебников. Выходом из создавшегося положения стало создание электронного пособия. К настоящему времени мною подготовлен электронный учебник «Сарансковедение: природа, население, хозяйство» для 10-х классов и продолжается работа над учебником по данному курсу для 11-го класса.

Появление электронного учебника позволило принципиально изменить структуру спецкурса и сделать его целостным и системным. Это нашло свое отражение в новой программе спецкурса. Учебный курс состоит из двух частей: эколого-физико-географической для 10-го класса и эколого-социально-экономической для 11-го класса. Каждая часть делится на темы. Изучение каждой темы начинается с аудиторного теоретического занятия. Некоторые темы сопровождаются практическими заданиями, которые помогают учащимся усвоить материал, выразить свое отношение к различным ситуациям в данном контексте, оценить опыт взаимодействия человека с окружающей средой в прошлом, выбрать пути оптимизации городской среды, спрогнозировать экологические последствия тех или иных решений. На долю аудиторных (теоретических и практических) занятий в 10-м классе приходится 52,9% учебного времени (18 часов), в 11-м классе — 64,7% учебного времени (22 часа).

Суть предлагаемой программы заключается в переносе части занятий по курсам географии и экологии из школьного класса на природу, в реально существующие и действующие производственные и социальные объекты и структуры [5. С. 32]. Такой подход снимает остроту ситуации с постоянно увеличивающимся объемом сведений, которые должен усвоить учащийся, а также создает предпосылки для использования и закрепления на практике полученных знаний и формируемых на их основе умений и навыков.

Данный учебный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов естественнонаучного профиля. Он поможет им подготовиться к восприятию не только географии и экологии, но и целого ряда смежных наук, приобрести навыки самостоятельной работы как с литературными, статистическими, картографическими и другими источниками, так и с материалами, лично полученными во время экскурсий и полевых исследований. Программа дает возможность ученикам реализовать все основные типы деятельности: коммуникацию, рефлексию, воспроизведение материала и, что особенно важно, творчество и поиск. Программа обеспечивает усвоение учебного материала за счет продуманного сочетания аудиторных, полевых и самостоятельных занятий.

217

Дискуссия

Программа дифференцирована с учетом уровня развития способностей учащихся. Наиболее теоретически подготовленные ученики, подкрепив свои знания на полевых занятиях, вливаются в научное общество учащихся школы и занимаются перспективными и интересными научными исследованиями. Остальные учащиеся решают конкретные задачи: проводят частные измерения, занимаются сбором дополнительной информации и ее обработкой, участвуют в различных экологических мероприятиях, фотографируют нужные объекты, оформляют стенды и плакаты.

Традиционный учебный процесс построен преимущественно на анализе сложного целого и детальном рассмотрении его частей. В результате у школьников часто возникают мозаичные и отрывочные знания, не связанные в единое целое и не позволяющие создать общую картину явления. Поэтому ключевым моментом изучения тем в нашей программе является закрепление полученных знаний во время учебных экскурсий, где эти знания дополняются личными впечатлениями учащихся, которые сохраняются годами и даже десятилетиями.

Экскурсия есть способ конкретного и предметного исследования и в то же время средство синтетического изучения окружающего мира. Здесь все предметы и явления, включая человека и плоды его деятельности, даны в природном целом. На долю экскурсий в 10-м классе приходится 47,1% учебного времени (16 часов), а в 11-м классе — 35,3% (12 часов). Кроме того, и в 10-м, и в 11-м классе в конце учебного года проводятся двухдневные туристические походы, которые являются логическим завершением экскурсионной деятельности, а также испытанием прочности знаний, умений и навыков, приобретаемых и закрепляемых по мере прохождения данного курса.

Сегодня, в эпоху все нарастающего дефицита общения с природой, отказ от использования образовательного и воспитательного потенциала этого общения можно считать преступлением перед подрастающим поколением. А между тем тенденции пугают. Вспомним школьные годы наших родителей, когда ежегодные походы за пределы города были нормой, и сравним это с современным положением, когда многие выпускники городских школ ни разу не бывали в таких походах [4. С. 31].

Сопоставимый по значимости потенциал кроется в хозяйственных и культурных объектах наших городов. В большинстве европейских стран использование музейных экспозиций в образовательных целях является давней обязательной традицией. У нас же это пока практикуется крайне редко. В рамках нашего курса занятия в музеях, лабораториях вузов, на производственных объектах — одна из ключевых составляющих учебного процесса. За счет таких занятий становится доступным огромный пласт систематизированной информации о прошлом, настоящем и будущем нашего города. К тому же, занимаясь в лабораториях, центрах и НИИ

218

С.В. Ковшов

Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса

МГУ имени Н.П. Огарева и других вузов, школьники получают возможность приобщиться к новейшим информационным технологиям, включая ГИС-технологии.

Мы пошли еще дальше в этом направлении. В мае 2005 г. к 60-летию Великой Победы нашими усилиями был открыт школьный музей имени В.А. Сущинского, который стал центром краеведческой работы и патриотического воспитания школьников. В нем собрано более 300 экспонатов (основу музея составили мои коллекции плакатов и книг, посвященных Великой Отечественной войне, а также экспонаты, собранные на полях былых боев членами нашего поискового отряда «Молодая гвардия»). Особое место занимает экспозиция, посвященная нашему земляку — фронтовому кинооператору В.А. Сущинскому, его именем названа улица, на которой находится наша школа.

С помощью доступных методик, предлагаемых в работах отечественных и зарубежных специалистов, учащиеся сами производят микроисследования городской среды, получая достоверные выводы опытным путем. Эта деятельность может стать началом более серьезных научно-исследовательских работ учеников в рамках школьного научного общества: сложные эколого-экономикогеографические проблемы, характерные для урбанизированных территорий планеты в целом, легче понять, если начать такие исследования со своего города, с ближайшего окружения.

В современном Саранске сосредоточен мощный промышленный, финансовый, культурный, интеллектуальный потенциал, сложилась специфическая городская среда. В таких условиях давление на природу возрастает, очень часто до критических масштабов. Экологические проблемы Саранска характерны для многих современных крупных городов.

Разработанный учебный курс знакомит с разнообразием природных условий и естественных ресурсов Саранска, дает возможность получить основные сведения о населении, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, экономических связях города. Эти знания позволят лучше понять взаимосвязь природы и производственной деятельности человека, перспективы развития экономики на территории города, помогут научиться быть рачительным хозяином родной земли.

В ходе перестройки школьной системы образования значительно усиливается роль регионального компонента. Данный курс призван стать стержневым, он способен объединить самые разные дисциплины в единую целостную интегрированную систему. В связи с этим появляется возможность комбинирования и расширения этого курса преподавателями других предметов за счет включения дополнительных исторических, биологических, химических, литературно-культурологических, военно-спортивных и иных учебных блоков, при желании многие преподаватели-предметники могут придать курсу «Сарансковедение: природа, население, хозяйство»

219

Дискуссия

5. Научные

общества

учащихся

нужную им ориентацию. Большие резервы заключаются в проведении интегрированных межпредметных учебных и внеучебных занятий.

Данная программа вносит как новые цели образования (активное включение учащихся в изучение родного края, развитие навыков исследовательской и экспериментальной работы, создание условий для самореализации учеников в процессе практической деятельности, формирование экологического сознания, экскурсионно-туристическая подготовка), так и новые формы организации учебно-воспитательного процесса (еще не было программы, где более половины учебного времени используется для проведения внеурочных занятий). Эти новации обусловлены стремлением к развитию познавательной деятельности учащихся и их желания учиться, а также к сохранению физического (борьба с гиподинамией) и морального (нравственное, культурное, эстетическое развитие) здоровья подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, изучение курса нацелено не только на решение учебных задач, но и на привитие молодому поколению ценностей цивилизованного человека и подготовку подростков к взрослой жизни.

Краеведческие исследования активно и результативно осуществляются в рамках деятельности научных обществ учащихся (НОУ).

Современная школа дает немало примеров как ученического инфантилизма, при котором наблюдается падение интереса не только к учебе, но и к любой деятельности, так и примеров обратного рода, когда относительно серьезные научные исследования проводят учащиеся даже не старших, а младших классов. НОУ позволяют, с одной стороны, реализовать амбиции и потенциал наиболее способных и одаренных учащихся, а с другой — привлечь к научным исследованиям разного уровня всех учеников, научить их азам проведения научных исследований, увязать учебный материал с реальной жизнью и тем самым сделать учебный процесс и более доступным, и более привлекательным.

Научные общества учащихся действуют в саранских школах № 7, 25, 30, 36 и некоторых других. НОУ являются самостоятельными формированиями, которые объединяют учащихся школ, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний. Членами научного общества могут быть учащиеся 9-11-х классов, изъявившие желание работать в НОУ, имеющие склонность к научному творчеству и рекомендованные учителями. В работе НОУ могут также участвовать учителя школы и студенты вузов города Саранска.

Уставом НОУ школы № 30 предусматривается наличие трех соруководителей: ученика, учителя и студента. Мне выпала честь в руководстве НОУ представлять сначала учеников нашей школы, а затем — студентов нашего университета. Члены НОУ обязаны по-

220

С.В. Ковшов

Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса

стоянно заниматься поисково-исследовательской деятельностью, проводить самостоятельные исследования, активно участвовать в реализации коллективных проектов. Целью объединения является создание условий для самореализации учащихся в научно-исследовательской деятельности, активное включение школьников в процесс самообразования и саморазвития, выявление наиболее одаренных учеников в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

Научные общества учащихся воспитывают интерес к познанию мира, к углубленному изучению школьных дисциплин; расширяют кругозор учащихся; готовят к выбору будущей профессии, формируют интерес к выбранной специальности; совершенствуют умения и навыки самостоятельной работы; прививают навыками научно-исследовательской работы, развивают умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.

Навыки, полученные в школьной научно-исследовательской работе, помогают успешно справляться с курсовыми и дипломными работами в вузе, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение.

1. Геттнер А. География. Ее история, сущность и методы. М.: Государственное изд-во, 1930.

2. Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1968.

3. Ковшов С.В., Ковшов В.П., Ковшова О.С. Научное общество учащихся и организация исследовательской деятельности в средней общеобразовательной школе // Естественнонаучные исследования: теория, методы, практика. Межвузовский сб. науч. тр. Вып. V. Саранск, 2007. С. 72-75.

4. Ковшов С.В., Ковшова О.С. Организационные формы интеграции в образовательном процессе современной школы // Управление качеством образования в условиях его модернизации: Материалы VI республ. науч.-практ. конф. по инновационной работе. 29 мая 2006 г. Саранск: МО РМ: МРИО, 2006. C. 30-33.

5. Ковшов С.В., Ковшова О.С. Электронное учебное пособие «Саран-сковедение» для учащихся 10-х классов // XXXV Огаревские чтения: Материалы науч. конф.: в 2 ч. Ч. 2. Естественные и технические науки. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. С. 32.

6. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А.В. Даринского. М.: Просвещение, 1988.

7. Краеведение Мордовии / под ред. И.В. Автайкина, Н.Ф. Тюгаева, В.А. Никонова. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1973.

8. Лярский П.А. Пособие по краеведению. Мн., 1966.

9. Мельничук С.М. Вопросы краеведения в преподавании географии. М.: Учпедизд, 1957.

10. Мешечко Е.Н. Географическое краеведение: учеб. пособие для пед. ин-тов. Минск, 1986.

11. Прохорчик А.Ф. Практикум по краеведению. Мн., 1981.

Литература

221

Дискуссия

12. Работыльский Н.С., П.А. Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Мн., 1976.

13. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. М., 1979.

14. Строев К.Ф. Краеведение. М., 1974.

15. Титов В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе. М., 1988.

16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.