УДК 378 О.Б. Зырянова
МБОУ СОШ № 24, Новосибирск
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья посвящена использованию технологии развивающего обучения. В статье рассмотрены различные формы организации учебных и внеклассных занятий, способы повышения мотивации, подходы к организации исследовательской краеведческой деятельности учащихся, показаны результаты внедрения данной педагогической технологии.
O.B. Zyryanova
General secondary school #24, Novosibirsk
LOCAL-LORE MATERIALS AS A MEANS OF STUDENTS ACTIVE LIFE POSITION DEVELOPMENT
The article deals with the developmental education technology. The author presents different forms of educational and out-of-class activities organization; the ways of increasing motivation and approaches to pupils research local-lore activities organization. The results of this pedagogical technology introduction are shown.
В концепции модернизации российского образования красной нитью проходит мысль о необходимости деятельностного характера образования, направленного на формирование способов практической деятельности, на получение учащимися опыта практической деятельности, готовности использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Поэтому, с 2000 г. в системе своей работы автор применяет технологию развивающего обучения «Краеведческие материалы в научно-практической деятельности обучающихся как средство формирования активной жизненной позиции». Для нашей школы данная тема актуальна еще и тем, что многие обучающиеся воспринимают учебный материал преимущественно через наглядность и практику, через деятельность (доля визуалов и кинестетиков составляет 37 %).
Местоположение нашей школы на окраине, близость Заельцовского бора, Ботанического лесничества, долины реки Ельцовки предоставляют возможность вести учебно-исследовательскую работу на местном краеведческом материале.
Под активной жизненной позицией автор понимает осознание человеком своей личной ответственности за происходящее вокруг него и деятельность в решении проблем на местном, региональном и планетарном уровне.
Целью данной технологии является: создание условий для формирования активной жизненной позиции через учебно-исследовательскую и проектную деятельность по географии на краеведческом материале.
Цель предполагает решение нескольких задач:
1) Изучить познавательные интересы и предпочтения школьников;
2) Собрать краеведческие материалы в походах, экскурсиях, путем полевых исследований, анкетирования, бесед и использования других источников географической информации;
3) Применить проблемный, исследовательский метод, проектное обучение на уроках и во внеклассной деятельности;
4) Создать формы деятельности и средства, которые бы дали возможность применить географические и краеведческие знания и умения на практике, в общественно-значимой деятельности;
5) Предоставить в деятельности возможность самореализации и самовыражения, профессионального самоопределения;
6) Активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить их информационную и коммуникативную компетентность через проектную деятельность.
Критериями достижения цели можно считать результаты практических исследований, проекты, рефераты, подготовленные обучающимися, участие в общественно-значимой деятельности школы и района.
Результаты анкетирования в старших классах (9-11 кл.) нашей школы в апреле 2006 г. показывают, что старшеклассников привлекают такие формы проведения досуга как общение с природой (18 %), походы (13 %), путешествия (11 %), экскурсии (5 %), а фактически школьники в свободное время гуляют по Ботаническому саду (38 %), по городу (33 %), общаются с друзьями (17 %). Анкетирование показывает, что у ребят большой интерес к особенностям природы (73 %), к организованным (42 %), групповым (57 %) видам деятельности. Результаты анкетирования, бесед, наблюдений, подтвердили правильность выбранной темы в качестве стержня образовательной деятельности.
Предмет и наука география не очень востребованы в современном обществе, для подавляющего большинства учеников это предмет для общего развития, поэтому автор данной статьи применяет следующие способы мотивации для активизации познавательной деятельности обучающихся:
1. Актуальности - рассматриваем те вопросы, обсуждаем те проблемы, которые характерны для данного исторического отрезка времени или возраста.
2. Локальности - в первую очередь включаем в обсуждение те проблемы, которые проявляются в месте проживания (микрорайон, район, город, область, регион).
3. Наглядности - все, что возможно, даю возможность ученикам посмотреть, потрогать, ощутить. Использование фотографий, коллекций, приборов, оборудования. Многочисленные экскурсии, походы в своей местности.
4. Личной заинтересованности - система морального и материального поощрения учеников, создание условий для личностного, учебного и профессионального роста.
5. Гласности - все результаты работы, проблемы и достижения доводятся до сведения коллектива учеников, коллег-учителей, родительской общественности, путем стенной печати, выступлений, линеек, собраний, городских газет и телевидения.
6. Сотрудничества - ученики и родители видят перспективу учебной и внеклассной работы, участвуют в проектах.
7. Преемственности - начинаю работать с ребятами с 5 класса и выпускаю их в 11 классе, выпускники школы проводят беседы с учениками, выступают консультантами, помогают в оборудовании кабинета, некоторые ученики выбирают профессии геолого-географического направления.
В образовательном процессе автор использует следующие формы организации учебных и внеклассных занятий: конференции, практикумы, лабораторные работы, конкурсы, олимпиады, декады, месячники, фестивали, выставки, смотры знаний, кружковая работа, проектные работы, техническое творчество, экскурсии, походы, встречи с интересными людьми. Эти формы позволяют гибко сочетать индивидуальную и групповую работу, самостоятельную творческую деятельность, дают возможность проявить себя теоретикам и практикам.
Благодаря долговременной, активной и результативной внеклассной краеведческой и исследовательской работе создан кабинет географии и краеведения, который использует следующие средства обучения на уроках и внеурочной работе:
- Кабинет географии и краеведения,
- Разнообразные коллекции, в т. ч. собранные школьниками,
- Приборы, инструменты, оборудование, в т.ч. самодельное,
- Справочные пособия,
- Карты, атласы, путеводители,
- Папки с исследовательскими материалами,
- Папки с исследовательскими работами,
- Библиотека научно-популярных книг и журналов,
- Раздаточный материал,
- Тесты контролирующие и обучающие,
- Сменные и постоянные выставки, экспозиции, стенды,
- Компьютерные презентации исследовательских работ.
Применяемые в учебно-воспитательном процессе методы соответствуют формам организации образовательного процесса и включают широкий спектр исследовательских и частично-поисковых методов. Обучающиеся, занимаясь краеведческими исследованиями, используют методы полевых наблюдений и измерений, визуальный, камеральный, анкетирования, статистический, математический, картографический, сравнительный, наглядный, литературный и другие.
Управление деятельностью школьников автор осуществляет через руководство учебно-исследовательской и экспериментальной работой, выступая в качестве консультанта, руководителя, организатора.
Как ни важна теория, но без практического применения знаний, полученных на уроках, наука и учебный предмет часто теряют свой смысл. Каждая научно-практическая работа предполагает, кроме исследовательской части, практический выход, который связывает теорию с практикой, способствуя формированию активной жизненной позиции учеников.
Темы работ разнообразны, на стыке географии с другими науками: астрономией, гляциологией, экологией, метеорологией, палеонтологией, этнографией, историей, социологией.
Группа работ по физической географии и геоэкологии опирается на полевые исследования и наблюдения на местности. Группа работ по экономической и социальной географии использует результаты анкетирования, в котором принимают участие ученики школы, родители, жители микрорайона школы.
Большинство работ - групповые (2-5 чел.), что предполагает совместную (коллективную и групповую) деятельность. Каждая работа имеет не только практическую направленность, но и общественно значимую ценность.
С 2000 г. мы начали активно участвовать в учебно-исследовательской работе по изучению родного края и за восемь лет представлено 10 работ на научно-практические конференции и конкурсы различного уровня, в т. ч.:
10 - победители районных НПК (2000-2007);
8 - лауреаты городских НПК (2001-2006);
2 - победители городской НПК, вошли в «Золотую лигу» (2000, 2005);
5 - победители областных конкурсов Областного центра дополнительного образования детей (2003, 2004, 2006);
3 - участники Всероссийских конкурсов (2003, 2005, 2006);
1 - дипломант финального тура Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» (2006).
Занятия краеведческой исследовательской работой формируют организаторские, исследовательские умения, дают опыт публичных выступлений, коллективной работы, повышают самооценку школьников, поднимают их авторитет среди одноклассников и учителей. Учебноисследовательской работой занимаются ученики разной степени подготовленности - не только «хорошисты», но и «троечники».
Особенно высоки оказались результаты у групповой работы «Островные сосновые боры правобережья г. Новосибирска» - на Всероссийский этап было отослано от НСО 14 работ из лесничеств и станций юных натуралистов, а пригласили для участия в финальном туре Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» только нашу ученицу. Наша работа впервые представляла НСО на этом конкурсе в номинации «Лесоведение и лесоводство» и удостоилась похвалы жюри. Ирина Суслова с блеском представила работу с использованием компьютерной поддержки в мае 2006 года в Суздале. Совместная статья (И. Сусловой и автора) по содержанию этой
геоэкологической работы опубликована в литературно-краеведческом сборнике «Отчий край» в 2007 г.
Успех работ доказывает высокий методический и методологический уровень наших исследований, умение выбрать актуальную, интересную, необычную и доступную школьникам тему. За активное вовлечение обучающихся в краеведческую исследовательскую деятельность я была отмечена благодарностью эколого-краеведческого отдела Областного центра дополнительного образования детей (2004), награждена благодарственным письмом мэра г. Новосибирска В.Ф. Городецкого (2001), грамотой НО РГО (2002).
Для моих учеников характерны ответственность, активность, самостоятельность, развитость познавательных потребностей, склонность к самопознанию и самообразованию. Обучающиеся знают карту и умеют работать с картой, самостоятельны в выполнении практических заданий, умеют пользоваться информацией, в том числе различными источниками географической информации, оформлять данные графически - составлять картосхемы, графики, диаграммы, таблицы, выделять характерные причинноследственные связи.
Тесное взаимодействие с обучающимися, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс на принципах сопричастности, личностного восприятия, деятельностного подхода приводят к тому, что для учеников характерны позитивные изменения в динамике качественной успеваемости. По результатам тестирования в 10 «А» классе, география входит в пятерку предпочитаемых предметов, среди причин ученики отмечают следующее:__________________________
считают, что география нужна в жизни 78 %
учитель внимателен к ученикам 66 %
учитель преподает интересно и понятно 55 %
20 % опрошенных идут на урок с радостным настроением, а 64 % - с хорошим, ровным настроением, негативного отношения к предмету не отмечается.
Среди выпускников последних лет около 60% учеников принимали участие в научно-практических конференциях района, города и области по различным предметам, в т. ч. в научно-исследовательской работе по географии, были активными участниками проектов по географии, были в основе школьного самоуправления, оставили выдающийся след в жизни школы.
Основными результатами применения данной технологии развивающего обучения являются:
- Сформированные познавательные интересы, любознательность, широта кругозора;
- Победители олимпиад по разным предметам;
- Активные участники исследовательской работы по географии и другим предметам;
- Многочисленные пешие, лыжные походы, экскурсионные поездки;
- Активные школьные спортсмены;
- Высокая общая культура;
- Открытость, сотрудничество с любым человеком - новеньким учащимся, учителем, родителем, лектором;
- Целеустремленность, здоровое самолюбие, активность;
- Широта интересов, участие в самодеятельности, творчество;
- Участие в общественно значимых проектах, детских и молодежных организациях города;
- Саморазвивающиеся коллективы, которые сохраняются после школы;
- Поступление отдельных учеников в НГУ;
- Уважительное отношение к труду учителей, многие поступают в педвуз, некоторые работают в школе (в т. ч. нашей);
- Стремление помочь школе после выпуска: беседы, профориентация, помощь в работе с «трудными», спонсорская помощь.
В 2005 г. автор разработала элективный курс «В мире географических профессий», где обобщила свой большой опыт по знакомству обучающихся с областями географических наук и особенностями рода деятельности людей тех географических профессий, учебные заведения которых существуют в Новосибирске.
Итак, положительные стороны данной педагогической технологии: успешность, массовость, практичность и перспективность. Эта технология оказывается актуальной и востребованной не только для учащихся конкретной школы, но и на уровне региона и страны.
© О.Б. Зырянова, 2010