Научная статья на тему 'Краеведческое образование и воспитание на уроках и во внеклассной работе по географии'

Краеведческое образование и воспитание на уроках и во внеклассной работе по географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краеведческое образование и воспитание на уроках и во внеклассной работе по географии»

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ

Л. В. Кулигина

Пролетарская средне-образовательная школа, Троицкий район

Изучение родного края становится одним из важнейших и обязательных компонентов в системе школьного образования. Это обусловлено общими целевыми установками: познание окружающего мира во всём его многообразии, осознание процесса взаимодействия между человеком и явлениями, происходящими вокруг него, подготовка к жизни. В современной социокультурной ситуации создаются условия для развития благоприятных предпосылок для развития краеведения. Во-первых, для успешной реализации его развивающих, обучающих и воспитательных функций. Во-вторых, дополнительное образование позволяет углубить и расширить краеведческие знания, полученные ребенком в школе, а кроме того, реализовать их в одном из видов практической направленности, получить дополнительные навыки экскурсоводов, корреспондентов, исследователей. Развитие краеведения в школе - это и отрасль знания, и направление общественной деятельности, и один из принципов воспитания, направленный на уникальную возможность комплексного формирования личности, через преемственность исторического краеведения, опыта как поколений, так и проживания человека в определенной местности. Именно в краеведческой деятельности создаются условия для саморазвития современного подростка.

Первым условием успешной краеведческой работы в школе должны стать глубокие знания, полученные об истории и природных особенностях своего края самим учителем, использование современных методов обучения. Вторым условием развития краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. На протяжении ряда лет вместе с учениками работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучаем боевые и трудовые традиции своих земляков, пишем летописи своей школы, поселка, изучаем историю населенных пунктов района. Третье условие развития школьного краеведения - во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа. В учебнике В.С. Ревякина «География Алтайского края» содержится много полезной и интересной информации о природе родного края. Он используется в течение всего учебного года для работы в 7-х, а также в 8-9-х классах. По мере изучения тематики составляем характеристику природных условий и ресурсов Троицкого района [1]. В восьмом классе в разделе «Природные комплексы России» ученики опираются на ранее изученный материал по географии Алтайского края, выполняя практические задания, сравнивают климатические особенности, рельеф, водные ресурсы, природные уникумы своего региона с другими субъектами России [2].

Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках географии как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот значительно облегчает усвоение систематического курса предмета, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению края, во втором - лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал следует применять в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока. Краеведческий материал может излагаться на уроке не только учителем, но и учащимися, которые делают сообщения. Также можно использовать информационно-коммуникационные технологии [3].

Краеведческая работа объединяют тех учащихся, которые стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе углубленного знакомства с документальными материалами местных архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературой, готовы к проведению краеведческих исследований в

экспедициях. Краеведческие уроки являются отправным моментом в организации и проведении факультативов и элективных курсов. Считаю, что выбор элективного курса по географии Алтайского края обуславливается подготовленностью самого учителя к ведению такого курса, интересом учащихся к своему краю, желанием родителей, наличием соответствующей учебной базы. Главными особенностями таких занятий являются: углублённое теоретическое изучение материала, разнообразие форм и приёмов работы. В их основе должны лежать добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность. Исследовательская направленность в работе является необходимым условием его успешной деятельности. Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. В итоге такие занятия обеспечивают выработку у учащихся умений самостоятельно добывать знания.

Одной из эффективных форм учебной работы на занятиях по географии Алтайского края являются занятия семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоятельно сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, готовят мини-проекты, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков.

Такие занятия предусматривают организацию практикумов в местном архиве, музее, библиотеке, а также проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций, акций. Для проведения практикума в архиве можно научить школьников работать с документальным материалом. В краеведческом музее ученики приобретают умения и навыки обрабатывать, паспортизировать, оформлять и экспонировать исторические, природоведческие материалы. В библиотеке юные краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библиографией по истории края, изучают энциклопедии.

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и способов работы. Внеклассную работу по географическому краеведению стараюсь сделать массовой, групповой и индивидуальной. Массовые формы внеклассной работы: экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Для индивидуальной работы с конкретным ребёнком разрабатываю образовательный маршрут по изучению наиболее интересных тем. Совместно с ребятами создаем школьные уголки о своем крае, районе, посёлке Гордеевский, организуем встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, проводим краеведческие игры, внеклассное чтение стихов местных поэтов. Групповыми формами внеклассной работы являются: эколого-краеведческий кружок «Юные любители природы», лекторий «Край, в котором мы живём», издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней, буклетов. Организуется индивидуальная работа по краеведению: чтение литературы местных авторов, работа с документальными материалами архива, вещественными памятниками краеведческого музея, подготовка рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

Одна из ведущих форм краеведческой работы - экскурсия, предполагающая изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, природоведческие, геологические экскурсии. Значение экскурсий очень велико: возможность учащимся знакомиться с краеведческими объектами в их естественных условиях; в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна; на экскурсии есть возможность познать события прошлого, непосредственно связать с конкретными памятными местами -

молчаливыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом их малой родины; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками событий прошлого. После проведения экскурсии можно провести устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учеников, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений, проектов и исследовательских работ. Формы выявления результатов экскурсии: выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов. Для этого были организованы поездки в село Полковниково - в музей лётчика-космонавта Г.С. Титова, краеведческие музеи Барнаула, Бийска, Змеиногорска, в Сростках посетили Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина, побывали в школьном музее им. Героя Советского Союза В.С. Кащеевой в с. Петровка. В летнее время ученики становятся активными участниками краевых проектов: «Я - гражданин зелёного Алтая!», «Начни с дома своего», «Усынови заказник», профильных смен, знакомятся с ребятами из других районов края. Именно в современной социокультурной ситуации создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения.

Список литературы

1. Ревякин В.С. География Алтайского края: Учеб. 8-9 кл. - Барнаул, 2004. - Ч. I.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И И. аринова. - М.: Дрофа, 2011.

3. Горбатова О.Н., Ганжа И.П. Электронное пособие к учебнику В.С. Ревякина. -

2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.