Педагог
ичеекая наука и практика
Т.В. Процъ,
учитель географии,
ГУ «Святославская основная школа отдела образования акимата Карабалыкского района», Костанаиская область
He2i32i свздер: цогамныц руха-ни жсщаруы, влкетсшу, влкетану мэл'мепм', отаншылдъщ, педаго-гикалыц цызмепп, сшмсщтъщ компонент, топонимика, топони-микалъщ млпмепп, туган влкенi зерттеу.
Ключевые слова: духовное обновление общества, краеведение, краеведческий материал, патриотизм, педагогическая деятельность, региональный компонент, топонимика, топонимический материал, изучение родного края.
Keywords: society spiritual renewal, local history, local history material, patriotism, pedagogical performance, regional component, toponymy, toponymie material, study of native land.
НОВЫЙ ИМПУЛЬС в школьном КРАЕВЕДЕНИИ
Ацдатпа
Макала елкетану ж^мыстарыныц непзп фор-малары бершед1, отаншылдьщ ¥ГЫМНЫЧ мэнш аньщтауга тэсшдер карастырылады, когамныц эмфшдеп елкетану мацыздылыгы, когамдык са-насындагы оньщ мэртебесш арттыру кажеттш1п туралы акпаратты камтиды.
Аннотация
Статья содержит информацию о важности краеведения в жизни общества, о необходимости повышения его статуса в общественном сознании, рассматриваются подходы к определению сущности понятия патриотизм, даются основные формы учебной краеведческой работы.
Annotation
The article contains some information about the importance of local history in the life of the society, supposes the need to improve its status in the public consciousness. Discusses the approaches to defining the essence of the «patriotism». The basic forms of educational local history work are given.
Мир стремительно меняется под воздействием глобальных изменений XXI века, заставляет расширять рамки деятельности, выдвигать новые инициативы. Статья Н. А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» является программой духовного обновления нашего общества, которая открывает большие перспективы для нашего государства, в которой Н. А. Назарбаев отметил, что «каждый казахстанец должен понимать, что образование -самый фундаментальный фактор успеха в будущем»^]. В ней дается импульс формированию качественно новой образовательной системы и созданию динамичного интеллектуального общества, поскольку и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехьязычия, и программа культурного и конфессионального согласия - это часть подготовки всех казахстанцев к жиз- § ни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности, поэтому именно школа и мы педагоги
3(21 )/2018
Педагогическая наука и практика
призваны формировать в молодом поколении национальную идентичность, патриотические качества. Сегодня учитель не может лишь читать и учить по учебникам. Современные тенденции развития общества требуют проявления инновации, компетентности, креативности, а современный учитель должен быть проявлением мира, толерантности, любви, ненасилия, уважительно относиться к детям, видеть в каждом ребенке личность, индивида, который может раскрыться тогда, когда учитель создаст для этого условия.
В этой статье огромное значение Президент отводит патриотическим чувствам, которые начинаются с любви к своей земле, к своему селу, городу, региону, с любви к малой родине, им была предложена программа «Туганжер», которая легко перейдет в более широкую установку - «Туган ел». Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям - это важнейшая черта патриотизма. Любовь к Родине нужно формировать ещё в самом раннем возрасте, с самого детства. Поэтому, как предложил Н.А.Назарбаев, необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объ-
х ектов местного масштаба[1]. Изменения в -
< политической, экономической и социальна
О ной жизни страны непосредственно повлияли и на школьную географию, поэто-
иэ
О му моя педагогическая деятельность, как
£ учителя географии направлена на форми-
У рование географического, экологического
Э мышления, формирование отношения к
с природе на основе уважения к жизни, че-
— ловеку и окружающей среде. Всё это мож-
— но выполнить, используя в своей практике 2 краеведческую работу, а работа с краевед-^ ческим материалом - необходимый ком-Й понент школьных курсов географии, да и Е географические понятия, которые учащих еся усваивают на примере родного края,
оказываются наиболее убедительными, легко запоминающимися. Именно сейчас школьное краеведение получило новый импульс, связанный с усилением региональной политики, так как связан с изучением своего края, его географии, истории, культуры населения. Знаем ли мы географию, историю и культуру родного края? Гордится ли рядовой житель Казахстана историей древней своей земли? Наверное, в общей массе знания по краеведению у нас скупы, обрывочны и не у каждого вызывает трепет, желание сохранить, возродить. В течение ряда лет я работаю по проблеме регионального компонента в преподавании географии и веду курс по выбору «География Карабалыкского района». Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живет. Неотъемлемой частью нашей страны является наш кара-балыкский край. Его история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Кара-балыкская земля - свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего^]. Я убеждена, что краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам войны, которые живут рядом, содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, а связь с родной природой вырабатывает у детей навыки поведения в природе, наблюдательность, появляется интерес к экологическим и народнохозяйственным проблемам.
Составными частями географического краеведения являются учебная и внеклассная краеведческая работа, оба эти направления тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Основными формами учебной краеведческой работы являются уроки, экскурсии и внеурочные занятия, а внеклассной - кружки, экскурсии, походы, викторины, конференции,
3(21)72018
Педагогическая наука н практика
Ш
олимпиады, вечера и именно при проведении данных мероприятий результаты краеведческой работы школьников (отчёты, коллекции, фотовыставки) приобретают большую ценность, знакомя их с наиболее типичными и интересными природными объектами нашей местности[4].
Для осуществления краеведческого подхода в изучении географии необходима определенная система, основу такой системы составляет постепенное накопление знаний о своей местности по мере изучения курсов естествознания и географии, начиная с 6 класса, их дальнейшее углубление, расширение и использование этих знаний при изучении различных разделов и тем курса географии. Краеведческое изучение своего края позволяет привести в систему знания учащихся, полученных в курсах физической и экономической географии Казахстана, соединить и взаимосвязывать отдельные сведения в комплексной географической характеристике и в тоже время закрепить умения работы с картами, статистическими и литературными источниками.
Начальный курс физической географии - это первый этап физико-географического образования учащихся, а знания о своей местности обеспечивают конкретность, доступность и наглядность изучаемого материала.
В теме «Что изучает физическая география, развитие географических знаний о Земле» используется материал о первых исследователях природы карабалыкской земли, при изучении темы «План и карта» дети с удовольствием выполняют творческие задания, которые составляются на основе местного материала с использованием топографических знаков. При изучении темы «Климат, климатообразующие факторы» используются сведения многолетних наблюдений метеостанции, которая расположена на территории нашего района. Эти данные использую на уроках в 6, 8 классах для построения розы ветров,
графиков хода среднегодовых температур и осадков и др. Рассказывая о внутренних водах в теме «Гидросфера», говорим о реке Тогузак, обращается внимание на наши озера, в частности на экологическое состояние озера Шубаркуль. Региональный компонент используется при изучении и других тем, где учащиеся готовят сообщения, доклады, например, о растительном и животном мире Карабалыкского района, о редких и исчезающих растениях (животных) района, занесенных в Красную книгу Казахстана.
Больше возможности изучения своего родного края появляется в курсе экономической географии Казахстана, где предусмотрено программой целая серия уроков о населении и хозяйстве, уже на первом уроке показываю специфику экономико-географического положения Карабалыкского района, говоря о том, что наша республика расположена в центре материка Евразии, отмечая при этом положительные и отрицательные черты географического положения. В ходе изучения темы «Природные ресурсы Казахстана» особое внимание уделяется минералам и горным породам, залегающим в недрах нашего района.
Приемы работы с краеведческими материалами самые разнообразные, это и
а:
сведения, которые приводятся на уроке, и -рассказы ребят о природе тех мест, где им < удалось побывать, их сообщения о пред- с приятиях, где работают родители, экскур- < сии в природу. Именно во время экскурсий о учащиеся получают образные и содержа- ^ тельные представления, необходимые для У создания многих географических поня- -тий, а накопленные на экскурсиях матери- ^ алы используются на уроках географии и = внеклассных мероприятиях.
Темы о почвах, растительном и живот- О ном мире лучше усваивается учащимися ~ при проведении экскурсий в краеведче- ~ ском музее. Не меньшими возможностями ^ использования краеведческого материа- —
3(21 )/2018
Педагогическая наука и практика
ла обладают экономико-географические темы, поскольку в классах есть учащиеся, чьи родители работают на предприятиях, о которых идет речь на уроках, поэтому дети могут приготовить сообщение. Краеведческий материал повышает интерес к обучению, позволяет учащимся на местных примерах осознать важность перехода к рыночной экономике, развития новых форм хозяйства, на таких уроках с учащимися обсуждаем эффективность существования различных форм собственности, развитие новых форм хозяйства: малых предприятий, акционерных обществ и других. В заключительной теме «Экономические связи Казахстана» учащиеся узнают, что продукция предприятий нашего района известна не только в Казахстане, но и в России, особый интерес вызывает тема «Население», так как учащиеся принимают участие в сборе материала об истории нашего села, школы, интересных людях. Был собран материал для научной работы по теме «Живи, живи мое село».
Немалое значение в школьном краеведении имеет топонимика, так как само слово «краеведение» означает знание своего края. Краеведение охватывает большой круг вопросов - изучение истории, природы, этнографии, фольклора, экономики своей местности. Топонимика, раскрывая
§ смысловое значение местных географи-х
< ческих названии - городов, сел, гор, рек, ш
О озер, активизирует познавательный ин-терес[3], для этого мною был разработан О курс по выбору «Топонимика Казахстана и £ Карабалыкского района». Привлечение то-2 понимического материала - это не только ? средство, облегчающее запоминание учебен ного материала, делающее учебный мате-~ риал занимательным, легче усваиваемым, х
X
о х х
оа О X X
но и воспитательное средство, помогающее показать изменения, которые произошли в нашей стране, районе. По названиям можно узнать многое, что уже ушло из памяти людей, а иногда восстановить и былой облик местности.
За последние годы повысился интерес к изучению географии, учащиеся стали многое замечать, расспрашивать старших, участвовать в сборе местного материала, а постоянное применение местных материалов повысило интерес учащихся к изучению природы и хозяйства своей страны, учит самостоятельно добывать различные сведения, воспитывает патриотизм, любовь к земле, на которой мы живем. Я считаю, что именно с помощью географии можно влиять на моральное становление растущего человека, тем более что все более актуальным для нашей эпохи является воспитание любви к ближнему, родному краю, Родине, а это один из главных вопросов в статье H.A. Назарбаева. Статья Главы государства определила главные ориентиры - нужно развивать любовь к истории, к своим истокам, сохраняя традиции и духовно-нравственные ценности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания [Электронный pecypcJwww.akorda.kz
2.Черныш П.М. Наш отчий край Караба-лык/П.М. Черныш. Костанай,2004.-448с.
3.ПоспеловЕ.М. Топонимика в школьной географии/Е.М. Поспелов. М.:Про-свещение,1981 .-144с.
4.Никонова М.А. Земледелие и краеведение /М.А. Никонова, П.А. Данилов. М.:Издательский центр «Академия» ,2000.-240с.
3(21)72018