Научная статья на тему 'Методические условия формирования гражданской мировоззренческой позиции при изучении персон в школьном географическом краеведении'

Методические условия формирования гражданской мировоззренческой позиции при изучении персон в школьном географическом краеведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ШКОЛЬНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ / МИКРОМОДУЛЬ-ОБРАЗ / МИКРОМОДУЛЬ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО АНАЛИЗА / CIVIL WORLDVIEW / SCHOOL GEOGRAPHIC LOCAL HISTORY / PERSONALIZATION OF CONTENT / MICRO MODULE-IMAGE / MICRO MODULE OF PERSONALIZED ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зулхарнаева Анастасия Васильевна, Бадьина Ольга Михайловна

Освещается актуальная проблема развитие гражданской мировоззренческой позиции личности при изучении жизненного пути и научных достижений выдающихся ученых в школьном географическом краеведении. Выделены методические условия решения данной проблемы: разработка программы внеклассного краеведческого курса, использование системы микромодулей, разработка этапов изучения персон в школьном географо-краеведческом курсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the topical issue the development of person’s civil worldview while studying the ways of living and the scientific developments of outstanding scientists in school geographic local history. There are revealed the methodological conditions of solving the issue: the development of the program of extracurricular local history course, the usage of micro modules system, the development of the stages of studying persons in school geographic and local history course.

Текст научной работы на тему «Методические условия формирования гражданской мировоззренческой позиции при изучении персон в школьном географическом краеведении»

(na materiale mikrotekstov formulirovok uchebnyh zadanij): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Samara: SGU, 2001.

6. Kolesnikov A.A. Funkcional'naya rol' obratnoj svyazi v strukture rechevoj deyatel'nosti // Inostr. yaz. v shk. 2011. № 1. S. 20-27.

7. Makarov M.L. Osnovy teorii diskursa. M.: ITDGK «Gnozis», 2003.

8. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole / N.I. Gez, M.V. Lyahovickij, A.A. Mirolyubov. M.: Vyssh. shk., 1982.

9. Passov E.I. Metodika kak nauka budushchego: kratkaya versiya novoj koncepcii. Zlatoust, 2015.

10. Pospelova Yu.Yu. Pedagogicheskij diskurs i ego harakteristiki // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika i psihologiya. 2009. № 1. S. 307-310.

11. Sossyur F. de. Trudy po yazykoznaniyu. M.: Progress, 1977.

12. Frolikova E.Yu. Razvitie rechevyh umenij studentov-bakalavrov pedagogicheskogo obrazova-niya na osnove refleksii // Inostr. yaz. v shk. 2012. № 1. S. 75-79.

13. Frolikova E.Yu. Ob#ekty refleksii v processe porozhdeniya rechevogo vyskazyvaniya // Inostr. yaz. v shk. 2019. № 4. S. 52-56.

14. Har'kovskaya A.A. Angloyazychnyj obrazo-vatel'nyj diskurs: sovremennye tendencii // Professio-nal'naya kommunikaciya i mul'tikompetentnost': sb. nauch. tr. k 15-letiyu kaf. angl. Yaz. № 5 MGIMO / pod obshch. red. L.K. Raickoj. M.: MGIMO-Universitet, 2015. S. 177-181.

15. Shamov A.N. Inoyazychnaya leksicheskaya kompetenciya v strukture kompetentnostnoj paradig-my obucheniya yazyku // Inostr. yaz. v shk. 2019. № 4. S. 2-10.

Methodological discourse: definitions of educational tasks in textbooks of the English language

The article deals with the definitions of educational tasks as microtexts in methodology's terms. It is considered to be essential for understanding the methodological potential of educational tasks' definitions and the creation of methodological discourse environment of textbooks and educational and methodological support for successful mastering of the English language. There are revealed the communicative turns of educational tasks' definitions based on the material of the textbook "Spotlight 10".

Key words: integration of science disciplines, methodological discourse, definition of educational tasks, microtext, communicative turn.

(Статья поступила в редакцию 13.05.2019)

а.в. зулхарнаева, о.М. бадьина

(Нижний Новгород)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕРСОН В ШКОЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ КРАЕВЕДЕНИИ*

Освещается актуальная проблема - развитие гражданской мировоззренческой позиции личности при изучении жизненного пути и научных достижений выдающихся ученых в школьном географическом краеведении. Выделены методические условия решения данной проблемы: разработка программы внеклассного краеведческого курса, использование системы микромодулей, разработка этапов изучения персон в школьном географо-краеведческом курсе.

Ключевые слова: гражданская мировоззренческая позиция, школьное географическое краеведение, персонализация содержания, микромодуль-образ, микромодуль персонифицированного анализа.

В настоящее время к системе образования предъявляются особые требования - воспитание гражданина, имеющего нравственные и этические идеалы, определяющие сотрудничество и межкультурное взаимодействие, гражданскую мировоззренческую позицию в отношении ближайшего окружения личности (своей местности, страны). Данные идеи отражены в основных нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в РФ», Национальной доктрине образования российской Федерации до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина россии и др.

Формирование гражданственности и патриотизма наиболее успешно осуществляется при изучении персон - их жизненного пути и достижений как примера для подражания и стойкости мировоззренческой позиции. Таким образом, реализуется один из принципов воспитания - «к человеку через человека», т. е. формирование нравственных идеалов через пример для подражания.

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ (проект № 19-013-00749 «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»)..

О Зулхарнаева А.В., Бадьина О.М., 2019

В философских, психологических и педагогических исследованиях (С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, АЛ Валевского, Л.Я. Гинзбурга, Л.П. Карсавина, И.Ф. Петровской, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, В.Н. Филиппова) отмечается высокий мировоззренческий потенциал изучения персон, где понятия «личность», «историческая личность» рассматриваются через категории воспитания, морали, деятельности. В ходе анализа установлено, что специфика развития человека основана на воздействии на личность авторитетов и именно в школьном возрасте мир лучше усваивается через жизненный путь и научный подвиг конкретных людей [5; 6; 9]. В ряде методических исследований [10; 11] подчеркивается необходимость использования биографического метода обучения и персонифицированного анализа как педагогической технологии при изучении школьных дисциплин.

география как наука и школьный предмет обладает значительным потенциалом в формировании гражданской мировоззренческой позиции при изучении персон. Ее содержание раскрывает большое количество ученых-географов и исследователей, совершивших научный подвиг, способствуя таким образом развитию нравственного отношения, принадлежности к территории и культуре своей страны и региона и ответственности за их настоящее и будущее [4; 7; 8].

Изучение географии своей местности имеет также значительное воспитательное значение, т. к. она является ближайшим окружением личности, в пределах которых проявляются самоактуализация, самоопределение, самореализация в контексте гражданской мировоззренческой позиции. Ее формированию способствует изучение знаковых личностей региона, топонимов [1-3].

Однако анализ методической литературы по географии и школьной практики позволил сделать вывод о фрагментарном изучении персон в школьной географии в целом и географическом краеведении в частности: характеристикам выдающихся личностей уделяется недостаточное внимание, не находят отражение психологические характеристики изучаемых личностей, мотивы и нравственные аспекты. В результате сформировалось противоречие между высоким потенциалом школьного географического краеведения в формировании гражданской мировоззренческой позиции и недостаточной его реализацией в школьной практике.

На преодоление этого противоречия направлено данное исследование. нами были

разработаны методические условия, способствующие реализации формирования гражданской мировоззренческой позиции в школьном географическом краеведении:

- разработка внеклассного краеведческого курса «Тайны почвоведения В.В. Докучаева», который обеспечивает активную деятельность познавательного, ценностного и практического характера в диалоге с выдающейся личностью;

- использование системы микромодулей как педагогической технологии, способствующей становлению целостной личности как субъекта природы, культуры и социума, осознающей свою причастность к судьбе родного края [1; 2; 11];

- разработка этапов изучения персоналий в школьном краеведческом курсе, обеспечивающих переход объективно существующих ценностей во внутренние субъективные мировоззренческие установки.

Программа курса «тайны почвоведения В.В. Докучаева» предполагает изучение географического содержания через призму человеческой сущности. Цель курса - формирование гражданской мировоззренческой позиции обучающихся на основе изучения персоны.

В соответствии с целью решаются следующие задачи:

1) определить место педосферы и почвоведения в жизни человека; сформировать знания учащихся о вкладе русских ученых в географию на примере Василия Васильевича Докучаева;

2) способствовать развитию у учащихся ценностных качеств и нравственных ориентиров, ответственного отношения к будущему своей страны, природе родного края;

3) познакомить учащихся со способами и методами работы по изучению почв, которых придерживался В.В. Докучаев.

таким образом, определяется значимость научного вклада великих русских ученых-географов на примере Василия Васильевича Докучаева, а также раскрываются психологические характеристики изучаемой личности, мотивы и нравственные аспекты. Курс способствует «олицетворению» целого пласта такой науки, как почвоведение, проживанию на занятиях самых ярких моментов жизни великого ученого, взгляду на него как на истинного гражданина и патриота; осознанию таких понятий, как «гражданский долг», «целеустремленность», «благородство», «сила характера», «желание жить не только для себя, но и для славы своей страны, региона», «ответствен-

ность за экологическое, экономическое и социокультурное будущее родного края».

Программа ориентирована на учащихся 8-9-х классов и содержит три раздела (см. табл. ниже).

Содержание внеклассного краеведческого курса «Тайны почвоведения В.В. Докучаева»

Первый раздел «То, чего не замечал» предполагает изучение теоретического материала -понятия «почва», личности и научного вклада В.В. Докучаева, его научной школы и типологии почв, технологии исследования почвенного профиля, плодородия экологических проблем почв своей местности.

Второй раздел «Беречь данное» предполагает ряд полевых исследований с обработкой и анализом результата исследований:

- экскурсия по городу с целью оценки механического загрязнения городских почв и отбора почвенных проб для их дальнейшего анализа;

- выездная экскурсия в промышленную зону с целью оценки механического загрязнения почв, состояния растительного покрова и

отбора почвенных проб для их дальнейшего анализа;

- выездная экскурсия на природу с целью сравнения антропогенно преобразованных почв и естественных ненарушенных, работа с почвенным разрезом, определение механического состава почв и отбор почвенных проб;

- экскурсия в лабораторию с целью определения количества органического вещества и загрязненности почвенных проб тяжелыми металлами.

Третий раздел «Моя страна начинается с порога моего дома» предполагает практическую деятельность по решению экологических проблем почв своей местности. Данный раздел включает обучающихся в работу в группах по созданию буклета «родная земля» с рекомендациями по улучшению экологического состояния городских почв, съемку видеообращения с призывом беречь природу родного края, ответственного отношения к окружающей среде, ролевую дискуссию на тему гражданской ответственности каждого человека перед своей страной.

Второе методическое условие связано с использованием системы ценностно-смысловых микромодулей, которые реализуются в рамках работы внеклассного краеведческого курса. Данная технология была выбрана в соответствии с идеями В.В. Шогана о том, что микромодуль способствует мотивационно-об-разному переживанию ценностей, переходящему в качественный анализ ценностей и взаимопроникновения человеческих смыслов (персонифицированный анализ) и завершающийся действием (поступком) ведущей к личностной рефлексии практической реализации личностных смыслов [11]. Система разработанных нами микромодулей имеет триа-дичную структуру, соответствующую этапам формирования гражданской мировоззренческой позиции. Логическая структура «образ -анализ - действие» реализуется системой микромодулей: микромодуль-образ, микромодуль персонифицированного анализа и микромодуль событийно-практический. Использование данной технологии при изучении персоны обусловлено тем, что у учащихся в процессе усвоения содержания и «диалога» с выдающейся личностью происходит самоидентификация с изучаемой персоной и поэтапно формируется гражданская мировоззренческая позиция - от эталона (образа идеала), рассматриваемого в контексте гражданина, по-настоящему преданного своей стране, до смыслопринятия - гражданская идентификация на основе усвоения ценностей и дейст-

Разделы № Темы занятий

Раздел I. То, чего не замечал 1 Слой благородной ржавчины

2 Все цвета радуги

3 Смотри глубже!

4 Земля под ногами -дороже золота

5 Здесь деревья не растут

6 Мой город - мои правила

Раздел II. Беречь данное (10 ч.) 7 Пешая экскурсия «Мой город мне дорог!»

8 Школьная лаборатория

9 Выездная экскурсия «Законы каменных джунглей»

10 Школьная лаборатория

11 Красоту нужно беречь

12 Школьная лаборатория

13 Говорят ученые!

14 Школьная лаборатория

Раздел III. Моя страна начинается с порога моего дома 15 Узнал сам? Скажи другим!

16 Творим будущее

17 Разговор через века

вия - реализации своей гражданской позиции в жизни.

В рамках проведенного исследования была разработана система микромодулей, которая соотносится с содержанием краеведческого курса «Тайны почвоведения В.В. Докучаева». Данная система включает микромодуль-образ, микромодуль персонифицированного анализа, микромодуль событийно-практический.

Микромодуль-образ предполагает образное восприятие, эмоциональную сопричастность учащихся к изучаемой личности. Данный вид используется в первом разделе курса «То, чего не замечал» и включает микромодули «Знакомство», «Впереди планеты всей!», «Когда ничего не станет».

микромодуль персонифицированного анализа направлен на осмысление и принятие ценностных установок, раскрытие главного символического действия персоны, сопереживание, сомыслие, содействие персоне. Данная типология реализуется во втором разделе «Беречь данное!» в виде трех микромодулей: «Кто твой идеал?», «Лучше меньше да лучше», «Будущее в твоих руках».

микромодуль событийно-практический обеспечивает ориентацию на поступок в соответствии со смыслом и рефлексией, данная категория разработана для третьего раздела «моя страна начинается с порога моего дома», содержит микромодули «Узнал сам? Скажи другим!», «Творим будущее», «Разговор через века».

Третье методическое условие предполагает выделение этапов изучения персон в школьном краеведческом куре «Тайны почвоведения В.В. Докучаева» с целью формирования гражданской мировоззренческой позиции: эмоционально-оценочный, когнитивно-смысловой, деятельностно-практический. Отмеченные этапы выделены в соответствии со структурой гражданской мировоззренческой позиции, которая включает эмоционально-ценностный, познавательный и деятельностный компоненты [5; 6], а также учитываются уровни перехода ценностей от объективно существующей формы в субъективно-регулятивную [1; 2]. Разработанные этапы включают специфику содержания, методов и технологий, отвечающие целям и задачам этапа.

Первый этап - эмоционально-оценочный -направлен на формирование образа среды непосредственной частью, которой является сам школьник, а также определение значимости изучаемых тем для него самого. Изучение персоны основывается на спонтанной вспышке интереса у ребенка к яркой личности, неорди-

нарным событиям ее судьбы и жизненным моментам. Изучаемая личность предстает в качестве нравственного идеала для учащихся, в контексте ценностного отношения к своей стране, служения на благо Родины, трепетного отношения к природе родного края. В содержательном отношении данному этапу соответствует раздел «То, чего не замечал».

Технологическим компонентом, обеспечивающим условия реализации персонализа-ции на данном этапе, выступает использование на уроках микромодулей-образов, которые обеспечивают эмоциональную сопричастность учащихся к изучаемой личности.

Второй этап - когнитивно-смысловой -предполагает эмоциональное присоединение ребенка к изучаемой личности и социально приятному факту достижений изучаемой личности. на данном этапе происходит формирование внутренней сопричастности учащихся к судьбе и жизни изучаемой личности, выдающимся достижениям в контексте познания человека человеком. Образ, сформированный на образно-ассоциативном этапе, трансформируется в личностные смыслы, которые направляют познавательную деятельность учащегося с учетом его ценностного отношения. В краеведческом курсе данный этап соответствует разделу «Беречь данное».

В учебный процесс в рамках когнитивно-смыслового этапа вводятся микромодули персонифицированного анализа, которые раскрывают изучаемую персону посредством эмпа-тии учащегося, его сопереживанию и самоидентификации с личностью ученого или исследователя, которые способствуют осмыслению и принятию ценностных установок.

на третьем этапе - деятельностно-прак-тическом - приобретенные ценности принимают императивную форму и носят регулятивный характер. Учащийся начинает видеть место своей системы ценностей и нравственных ориентиров в ближайшем окружении (ландшафте своей местности). Формирование ценностных установок осуществляется на основе положительно воспринятого витагенного опыта, гражданской самоидентификации. Данные личностные качества реализуются в деятельности познавательного, коммуникативного и практического характера. Деятельностно-практический этап охватывает раздел «моя страна начинается с порога моего дома», который завершает краеведческий курс «Тайны почвоведения В.В. Докучаева».

Специфика используемых на данном этапе микромодулей (событийно-практических) способствует развитию действий, которые на

основе усвоенного опыта и его рефлексии направляют деятельность учащихся в русло созидания в пределах своей местности.

В ходе исследования были обоснованы и реализованы методические условия формирования гражданской мировоззренческой позиции при изучении персон в школьном географическом краеведении. Они включали разработку внеклассного краеведческого курса «Тайны почвоведения В.В. Докучаева»; конструирование системы микромодулей; представлены этапы изучения персон в школьном краеведческом куре. Данная методика прошла апробацию и используются во внеклассной работе по географии в школах Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Список литературы

1. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методика реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения [Электроный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=27602 (дата обращения: 16.05.2019).

2. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Последовательность формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов: психолого-педагогические и методические аспекты [Электроный ресурс] // Вестн. Минин. ун-та. 2016. № 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/artide/ view/307/308 (дата обращения: 14.05.2019).

3. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // фундаментальные исследования. 2005. № 4. С. 35.

4. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. М.: Дрофа, 2007.

5. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005.

6. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: учеб. пособие. Алматы, 2001.

7. Максаковский В.П. Литературная география. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2006.

8. Машбиц Я.Г. Комплексное страноведение. Смоленск: СГУ, 1998.

9. Молодцова И.В. Становление гражданской позиции старших подростков: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2007.

10. Хуторская Л.Н. Избранные педагогические труды / под ред. А.В. Хуторского. М.: Эйдос, 2005.

11. Шоган Е.В. История Отечества в художественных образах. Ростов н/Д.: ЛаПо, 2002.

ekologicheskogo kraevedeniya [Elektronyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view ?id=27602 (data obrashcheniya: 16.05.2019).

2. Vinokurova N.F., Zulharnaeva A.V. Posledo-vatel'nost' formirovaniya ekogumanisticheskogo miro-vozzreniya v shkol'noj geografii 6-7 klassov: psiholo-go-pedagogicheskie i metodicheskie aspekty [Elek-tronyj resurs] // Vestn. Minin. un-ta. 2016. № 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/ 307/308 (data obrashcheniya: 14.05.2019).

3. Deev A.L. Kraevedenie kak sredstvo formi-rovaniya grazhdanstvennosti shkol'nikov // Funda-mental'nye issledovaniya. 2005. № 4. S. 35.

4. Dushina I.V., Pyatunin V.B., Letyagin A.A. Metodika obucheniya geografii v obshcheobra-zova-tel'nyh uchrezhdeniyah. M.: Drofa, 2007.

5. Kirillov D.V. Formirovanie grazhdanskoj pozi-cii starsheklassnikov v obuchenii gumanitarnym dis-ciplinam: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Loginova N.A. Psihobiograficheskij metod is-sledovaniya i korrekcii lichnosti: ucheb. posobie. Almaty, 2001.

7. Maksakovskij V.P. Literaturnaya geografiya. Kniga dlya uchitelya. M.: Prosveshchenie, 2006.

8. Mashbic Ya.G. Kompleksnoe stranovedenie. Smolensk: SGU, 1998.

9. Molodcova I.V. Stanovlenie grazhdanskoj pozi-cii starshih podrostkov: dis. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk, 2007.

10. Hutorskaya L.N. Izbrannye pedagogicheskie trudy / pod red. A.V. Hutorskogo. M.: Ejdos, 2005.

11. Shogan E.V. Istoriya Otechestva v hudo-zhestvennyh obrazah. Rostov n/D.: LaPo, 2002.

Methodological conditions of formation of civil worldview while studying persons in school geographic local history

The article deals with the topical issue - the development of person's civil worldview while studying the ways of living and the scientific developments of outstanding scientists in school geographic local history. There are revealed the methodological conditions of solving the issue: the development of the program of extracurricular local history course, the usage of micro modules system, the development of the stages of studying persons in school geographic and local history course.

Key words: civil worldview, school geographic local history, personalization of content, micro moduleimage, micro module of personalized analysis.

1. Vinokurova N.F., Zulharnaeva A.V. Metodika realizacii kompetentnostnogo podhoda pri izuchenii

(Статья поступила в редакцию 23.05.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.