Научная статья на тему 'Процессуально-технологический компонент формирования самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса при изучении географического краеведения'

Процессуально-технологический компонент формирования самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса при изучении географического краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная деятельность / процессуально-технологический компонент / активность / продуктивная самостоятельность / географо-краеведческий модуль / independent research / process-technological component / activity / productive labour / geographical modulus

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунов М. Ю.

В статье рассмотрен процессуально-технологический компонент формирования самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса при изучении географического краеведения на примере технологии модульного обучения, предложены виды модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршунов М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents process-technological component of forming independent activity of 6-year students when studying geography of native place based on the technology of module teaching example different kinds of modulus are suggested.

Текст научной работы на тему «Процессуально-технологический компонент формирования самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса при изучении географического краеведения»

Процессуально-технологический компонент формирования самостоятельной деятельности..

М. Ю. Коршунов

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6-го КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Работа представлена кафедрой физической географии и геоэкологического образования Нижегородского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Винокурова

В статье рассмотрен процессуально-технологический компонент формирования самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса при изучении географического краеведения на примере технологии модульного обучения, предложены виды модулей.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, процессуально-технологический компонент, активность, продуктивная самостоятельность, географо-краеведческий модуль.

The article presents process-technological component of forming independent activity of 6-year students when studying geography of native place based on the technology of module teaching example; different kinds of modulus are suggested.

Key words: independent research, process-technological component, activity, productive labour, geographical modulus.

В душе ребенка сильнее всего высказывается стремление к самостоятельной деятельности... которая является единственно прочным основанием всякого учения.

К. Д. Ушинский

Проблема развития самостоятельной деятельности являлась весьма актуальной на протяжении многих веков развития школьного образования. Еще в педагогических воззрениях древнегреческих мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля самостоятельная деятельность рассматривалась как цель любого обучения. Близкие идеи о значимости самостоятельной деятельности высказывались в дальнейшем Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушин-ским. Особо подчеркнем, что многие из педагогов рассматривали самодеятельность как важнейший принцип обучения.

В наши дни эта проблема приобрела приоритетную роль, поскольку она отражает стратегическую траекторию развития современного образования: переход от традиционной установки «на передачу знаний от учителя к ученику», связанной с ретрансляцией знаний, к личностно ориентиро-

ванной парадигме образования, предполагающей становление ученика как субъекта деятельности познавательного, коммуникативного, практико-ориентированного характера. Эта мысль подчеркивается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. В ней отмечается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа призвана развивать самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся. Эти требования в полной мере относятся и к географическому образованию. Среди целей основного общего образования по географии отмечаются такие, которые направлены на развитие познавательных интересов; самостоятельного приобретения новых знаний; вос-

питание любви к своей местности, регио-1

ну, стране .

Проблема самостоятельной деятельности школьников в связи с отмеченными выше объективными предпосылками получает дальнейшее теоретическое психолого-педа-гогическое и методическое рассмотрение. В исследованиях ученых (Б. П. Есипов, Е. Я. Голант, П. И. Пидкасистый, А. И. Зимняя, И. С. Якиманская, М. И. Махмутов и др.) определены сущность самостоятельной деятельности, выделены ее виды, формы и условия организации. Но, несмотря на это, как показывают результаты нашего исследования, самостоятельная деятельность учащихся еще находится на низком уровне. Одна из важнейших причин этого -недостаточное внимание педагогов к процессуально-технологическому аспекту формирования самостоятельной деятельности учащихся. Его разработка позволит теоретически обоснованно и более эффективно решать данную проблему.

Проблема последовательного формирования самостоятельной деятельности школьников дискуссионна. В нашем исследовании процессуальный компонент самостоятельной деятельности учащихся связывается с категорией «активность» личности, подразумевающей деятельное отношение человека к миру, способность человека к преобразованию материальной и духовной среды, проявляющейся в творческой деятельности, волевых актах, общении2. В этой связи процесс формирования самостоятельной деятельности школьников представляет собой последовательное становление продуктивной самостоятельности учащихся, включающее (по М. И. Махмутову) четыре этапа:!-этап несамостоятельной активности; II - этап полусамостоятельной активности; III - этап самостоятельной актив-

3

ности; IV - этап творческой активности .

Технологически процесс формирования самостоятельной деятельности школьников можно осуществить посредством технологии модульного обучения, сущность кото-

рой состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной помощью учителя достигает конкретных целей обучения в процессе работы со специально разработанным модулем. Модуль (по Н. Ф. Винокуровой) рассматривается как логически завершенный блок учебной информации, требующий для своего раскрытия включения учащихся в познавательную,

коммуникативную, практико-ориентиро -4 тт

ванную деятельность . Нами предложены виды географо-краеведческих модулей, опирающиеся на этапы развития самостоятельной деятельности П. И. Пидкасисто-5

го , которые хорошо коррелируются с процессом становления продуктивной самостоятельности: воспроизводящий, реконструктивно-вариативный, эвристический, творческий модули. В табл. 1 представлен авторский вариант процессуально-технологического компонента формирования самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса (на примере географического краеведения). Поясним выявленную нами специфику каждого из предложенных модулей. Воспроизводящий модуль предполагает самостоятельную деятельность школьников по образцу, формирует умения и навыки и их прочное закрепление. Мотив деятельности задается учителем. Самостоятельность учащихся ограничивается воспроизведением, повторением действий по образцу. Коммуникативный блок представлен мотивационным диалогом, отражающим интерес его участников к теме, диалогической форме общения, готовность к контакту. В практическом блоке изучаются методы географического исследования территории. Формируется фундамент подлинно самостоятельной деятельности. Реконструктивно-вариативный модуль предполагает самостоятельное нахождение конкретного способа решения. Осуществляется сдвиг мотива на цель деятельности. Перенос знаний в типовые ситуации, анализ явления, события, факта, формирует приемы и методы познавательной деятельности, способствует

Таблица 1

Процессуально-технологический компонент формирования самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса (на примере географического краеведения)

Процессуальный компонент Технологический компонент Содержательный компонент

Этапы (по М. И. Махмутову) Виды модулей Структура* и характеристика модуля Последовательное освоение учащимися содержания географического краеведения

Этап несамостоятельной активности Воспроиз- водящий модуль 1. Монологическое изложение учителя, работа (ответы на вопросы). 2. Мотивационный диалог на тему: «Зачем мне нужно изучать свой край?» 3. Учитель объясняет методы изучения своего края Введение. Географическое положение и административно- территориальное деление

Этап полусамо-стоятельной активности Реконструк-тивно-вариативный модуль 1. Монологическое изложение, беседа, просмотр видеофильма. 2. «Озвучка» (просмотр того же видеофильма, но без звука; учащиеся должны озвучить видеофильм). 3. Описание горных пород и минералов своего края Рельеф

1. Работа с учебником по заполнению таблицы «Времена года». 2. Самопрезентирующий диалог на тему: «Опасные природные явления нашего края». 3. Наблюдение за погодой, сравнение с погодой прошедшего дня, прогноз погоды по местным признакам Климат

1. Составление плана параграфа с кратким описанием. 2. Самопрезентирующий диалог на тему: «Легенды, связанные с названием реки Пьяна». 3. Описание родника; фотографии, рисунки своего любимого уголка природы рядом с водным объектом Внутренние воды

Этап самостоятельной активности Эвристический модуль 1. Составить логически опорный конспект (ЛОК) (схему - ЛОС) по тексту параграфа. 2. Смыслотворческий диалог на тему: «Универсальное значение леса». 3. Оценить экологическое состояние деревьев своего края по внешнему виду Растительный покров

1. Составить характеристику почвенного покрова, используя текст параграфа и дополнительную литературу. 2. Смыслотворческий диалог на тему: «Почвы - главное богатство моего края». 3. Оценить механический состав разных типов почв Почвенный покров

1. Составить характеристику животного мира на основе текста параграфа, материалов краеведческого музея, опроса специалистов и местных жителей по проблеме изменения видового разнообразия. 2. Смыслотворческий диалог на тему: «Проблема сохранения разнообразия животных моего фая». 3. Наблюдения за птицами. Приготовить презентацию «Животные моего края» Животный мир

1. На основе разнообразных источников информации подготовить ответ на вопрос: «Какие ООПТ есть в моём крае?» 2. Смыслотворческий диалог на тему: «Нужны ли моему краю ООПТ?». 3. Предложить проект экологической тропы Охраняемые природные территории

Продолжение таблицы

Этап творческой активности

Творческий

модуль

1. Самостоятельная работа с текстом пара- . графа и дополнительной литературой с целью подготовки материала по теме: «Население моего края». 2. Самореализующий диалог на тему: «Я - бутурлинец». 3. Оценить плотность населения своего и соседних районов Население

1. Написать реферат об одном из предприятии своего края, определив круг специалистов и дополнительную литературу, необходимых для подготовки реферата. 2. Самореализующий диалог на тему: «Характерные профессии моего края». 3. Спрогнозировать перспективу развития одного из промышленных предприятий своего края Хозяйство

1. Подготовить экскурсию в историкокраеведческий музей. 2. Самореализующий диалог на тему: «Что передано нам в наследство?». 3. Оценить историко-культурное наследие Историкокультурное наследие

Комплексное изучение своей местности Экспедиция (6 часов, из резервного времени)

Примечание: Структура модуля: 1. Познавательный блок «Я познаю». 2. Коммуникативный блок «Я общаюсь». 3. Практико-ориентированный блок «Я действую».

развитию внутренних мотивов к познанию, мыслительной активности школьников, формирует основания для дальнейшей самостоятельной деятельности учащихся. Коммуникативный блок предполагает са-мопрезентирующий диалог, отражающий мотив и потребность личности взаимодействовать с другими, демонстрируя свою индивидуальность, знания и ценности. Практический блок предполагает описание, наблюдение и сравнение. Эвристический модуль характеризуется тем, что навыки и умения находятся за пределами известного образца. Ученик сам, как правило, определяет пути решения задачи и находит его.

Поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в нестандартные ситуации. В коммуникативном блоке используется смыслотворческий диалог, характеризующийся поиском личностью ценностей. Практический блок предполагает описание, анализ, обобщение, оценивание. У школьника наблюдается потребность в самообразовании.

Творческий модуль предполагает высокий уровень самостоятельной деятельности школьника, получение новых знаний, закрепление навыков самостоятельной работы, саморазвитие деятельности. Коммуникативный блок ориентирован на самореа-лизующий диалог, характеризующийся моментом утверждения, самораскрытия личности, реализации своего творческого потенциала. Формирование творческой личности. Практический блок подразумевает описание, оценивание, проектирование, моделирование, прогнозирование, использование экспедиционного метода изучения территории.

Каждый из этих модулей имеет структуру, обеспечивающую развитие всех сфер сознания личности (когнитивную, аффективную, волевую). Это позволяет вовлекать учащихся в познавательную, коммуникативную, практическую деятельность в рамках логически завершенного содержательного блока.

Разработанная методика процессуально-технологического компонента реализо-

вана автором в программе кружка «Юный тивность разработанной методики, что от-

краевед», а также в учебном пособии для ражено в существенном повышении проучащихся 6-го класса «Географическое кра- дуктивной самостоятельности и познава-

еведение. Бутурлинский район». Результа- тельного интереса учащихся к изучению

ты эксперимента показали высокую эффек- родного края.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сборник нормативных документов. География / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. С. 17.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 27.

3

Махмутов М. И. Современный урок. Вопросы теории. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1986. С. 56.

4

Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании: Коллективная монография / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2007. С. 14.

Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.