Научная статья на тему 'ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СПАСАТЕЛЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СПАСАТЕЛЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПАСАТЕЛЬ / ФГОС 3++ / БАКАЛАВРИАТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА / АЭРОПОРТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ РАБОТЫ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванская Наталья Николаевна, Куклев Валерий Александрович, Селезнев Андрей Владимирович, Глушков Владимир Андреевич

В статье определены категории сотрудников службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) с квалификацией «бакалавр». Сформулированы задачи профессиональной деятельности бакалавра на основе анализа трудовых функций. Определены профессиональные компетенции бакалавров профиля подготовки «Противопожарное и аварийно-спасательное обеспечение полетов». Предложены индикаторы достижения профессиональных компетенций, на основе которых реализуется комплекс дисциплин профессионального блока учебного плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванская Наталья Николаевна, Куклев Валерий Александрович, Селезнев Андрей Владимирович, Глушков Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPLEMENT THE NEW REGULATORY FRAMEWORK IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION OF THE CIVIL AVIATION RESCUE STAFF

The article defines the categories of employees of the Fire and Rescue Flight Support Service with a bachelor’s degree. The tasks of the bachelor’s professional activity are formulated on the basis of labor functions analysis. The bachelors professional competencies of the training profile “Fire-fighting and rescue support of flights” have been determined. Indicators of professional competencies achievement are proposed, on the basis of which a complex of disciplines of the curriculum professional block is implemented.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СПАСАТЕЛЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

/74 "Civil SecurityTechnology", Vol. 19, 2022, No. 2 (72) Safety in emergencies

УДК 378.1:627.735:656.7.08 D01:10.54234/CST.19968493.2022.19.2.72.14.74

Пути реализации новой нормативной правовой базы в системе высшего образования спасателей гражданской авиации

ISSN 1996-8493

D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.2.72

© Технологии гражданской безопасности, 2022

Н.Н. Иванская, В.А. Куклев, А.В. Селезнев, В.А. Глушков

В статье определены категории сотрудников службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) с квалификацией «бакалавр». Сформулированы задачи профессиональной деятельности бакалавра на основе анализа трудовых функций. Определены профессиональные компетенции бакалавров профиля подготовки «Противопожарное и аварийно-спасательное обеспечение полетов». Предложены индикаторы достижения профессиональных компетенций, на основе которых реализуется комплекс дисциплин профессионального блока учебного плана.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; спасатель; ФГОС 3++; бакалавриат; федеральные авиационные правила; аэропортовая деятельность; аварийно-спасательные и противопожарные работы; гражданская авиация.

Ways to Implement the New Regulatory Framework in the System of Higher Education of the Civil Aviation Rescue Staff

ISSN 1996-8493

D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.2.72 © Civil Security Technology, 2022

N. Ivanskaya, V. Kuklev, A. Seleznev, V. Glushkov

Abstact

The article defines the categories of employees of the Fire and Rescue Flight Support Service with a bachelor's degree. The tasks of the bachelor's professional activity are formulated on the basis of labor functions analysis. The bachelors professional competencies of the training profile "Fire-fighting and rescue support of flights" have been determined. Indicators of professional competencies achievement are proposed, on the basis of which a complex of disciplines of the curriculum professional block is implemented.

Key words: professional competencies; rescuer; educational standard; bachelor's degree; federal aviation regulations; airport activities; rescue and fire-fighting operations; civil aviation.

10.03.2022

Одной из основ национальной безопасности Российской Федерации является единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В ряд функциональных подсистем РСЧС входят ведомственные подразделения, обсуществляющие поисково-спасательное и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации [10].

Законодательная реформа и введение в действие федеральных авиационных правил ФАП-517 повлекли изменение функциональных задач, структуры, квалификационных требований к подготовке персонала службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) воздушных судов гражданской авиации, а также формированию его профессиональных компетенций.

На рубеже 2020-2021 годов в рамках «регуля-торной гильотины» нормативное правовое обеспечение этих функциональных подсистем претерпело значительные изменения, приведшие к изменениям в структуре аварийно-спасательных подразделений аэропортовых служб. Изменения связаны главным образом с гармонизацией национальных нормативных правовых документов с международными, в частности со стандартами и рекомендуемой практикой аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов, принятых ИКАО [1-4, 6]. Новые функциональные задачи и структура аварийно-спасательной службы, в свою очередь, вызвали необходимость пересмотра квалификационных требований к подготовке персонала аварийно-спасательной и противопожарной службы, а также формированию его профессиональных компетенций.

Профессиональной подготовке специалистов аварийно-спасательных служб и персонала наземных служб гражданской авиации посвящен небольшой ряд работ [15-20, 22-24, 26]. При этом авторами не найдены работы, затрагивающие проблемы вузовской подготовки аварийно-спасательных подразделений аэропортовых служб.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации трудовые функции работников определяются профессиональными стандартами [5], на которые опирается и система профессионального образования при реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС 3++) [7, 8, 12, 13]. Однако для рассматриваемой нами категории персонала аэропортовых аварийно-спасательных служб профстандарты находятся в стадии разработки.

Следовательно, до появления профстандартов необходимо согласование подзаконных актов в области противопожарных, аварийно-спасательных работ аэропортов и системы высшего образования по подготовке спасателей в авиации.

В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева» (ФГБОУ ВО УИ ГА) проходят обучение бакалавры и магистры в пределах укрупненной группы специальностей и направлений

подготовки высшего образования 250000 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники».

В настоящее время выпуск бакалавров по направлению подготовки 25.03.03 «Аэронавигация», профилю подготовки «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов» реализуется исключительно в ФГБОУ ВО УИ ГА. План подготовки выпускников и Основную профессиональную образовательную программу (ОПОП), включающую общую характеристику ОПОП, учебный план ОПОП, рабочие программы, фонд оценочных средств, можно найти на сайте вуза http://www.uvauga.ru/obrazovanie.

Ранее мы рассматривали логично обусловленную законодательной базой потенциальную дихотомию образования авиационных спасателей бакалавриата по двум направлениям подготовки: 25.03.03 «Аэронавигация» как поисково-спасательное обеспечение полетов воздушных судов (ПСОП) и 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» как аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов (АСОП) [7, 8, 21].

В данной работе предложены пути реализации новых нормативных правовых актов в профессиональной подготовке бакалавров в области противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов. Для этого на основе положений Федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов» (утверждены приказом Минтранса России от 26 ноября 2020 г. № 517) (ФАП-517) [6] и действующего «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» [11] решены задачи:

в организационной структуре службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) аэропортов выделены требующие квалификации «бакалавр» должности и определены соответствующие им трудовые функции;

сформулированы профессиональные компетенции и индикаторы их достижения;

предложены дисциплины профессионального блока учебного плана для подготовки бакалавров.

На основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования разрабатывается ОПОП [14]. Главным критерием оценки ОПОП является качество подготовки специалистов, то есть качество сформированности компетенций, заложенных в образовательном стандарте и ОПОП. При этом ФГОС 3++ содержит перечень обязательных универсальных компетенций (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК). Профессиональные компетенции (ПК) формулируются вузом (образовательной организацией высшего образования — ООВО). Подчеркнем, оценить сформированность компетенций можно будет только после завершения полного цикла подготовки специалиста [25].

В отсутствие утвержденных примерных основных образовательных программ (ПООП) вуз самостоятельно разрабатывает свои ОПОП (рис. 1).

Рис. 1. Формирование обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, на основе

результативного компонента ОПОП

ОПОП формируют с учетом запроса рынка труда. Среди основных элементов ОПОП выделяют: области и сферы, типы задач и задачи профессиональной деятельности; профессиональные компетенции и индикаторы их достижения.

Охарактеризуем авторское видение основных элементов профессиональной составляющей будущего ОПОП по направлению подготовки 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов», по профилю подготовки «Противопожарное и аварийно-спасательное обеспечение полетов».

Областями профессиональной деятельности выпускников являются обеспечение безопасности в сфере организации и проведения аварийно-спасательных и противопожарных работ; а также транспорт в сфере аэропортовой деятельности [13].

Планируемый бакалавриат относится к 6 уровню квалификации со следующими показателями (табл. 1) [9].

В ФАП-517 представлена рекомендуемая организационная структура службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (рис. 2) [6].

Учитывая полномочия специалистов СПАСОП [7-9], нами был определен круг должностей с уровнем образования «бакалавр»: начальник аварийно-спасательного формирования, начальник аварийно-спасательного подразделения, спасатель первого класса, спасатель международного класса.

Выделены типы задач профессиональной деятельности выпускников: эксплуатационно-технологический, организационно-управленческий. К каждому типу задач разработаны основные элементы ОПОП (табл. 2, 3).

Таблица 1

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [9]

Уровень Показатели уровней квалификации

Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний

6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Рис. 2. Структура службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов [6]

Таблица 2

Характеристика компонентов ОПОП для эксплуатационно-технологического типа задач профессиональной

деятельности бакалавров

Код и наименование профессиональной компетенции

Код и наименование индикатора дости- Дисциплины профессионального блока жения профессиональной компетенции

Задача профессиональной деятельности: организация, обеспечение, проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ на ВС и объектах инфраструктуры ГА

Объекты профессиональной деятельности: процессы, методы и средства организации и проведения аварийно-спасательных и противопожарных работ

ПК-1. Способен обеспечивать готовность аварийно-спасательных сил и средств СПАСОП к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации, действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (АСР) на аэродроме и в районе аэродрома

ИДК 1ПК-1. Контролирует укомплектованность и профессиональную подготовку аварийно-спасательного формирования аэропорта

ИДК 2ПК-1. Обеспечивает сохранность, бесперебойную работу и устранение неисправностей техники, инструмента и оборудования

- противопожарная и аварийно-спасательная техника и оборудование,

- профессиональная подготовка и аттестация СПАСОП

Код и наименование профессиональной Код и наименование индикатора дости- Дисциплины профессионального блока компетенции жения профессиональной компетенции

ПК-2. Способен организовать и контролировать АСР на воздушном судне (ВС). ИДК 1ПК-2. Организует и контролирует тушение пожара на воздушном судне. - тактика проведения АСР на ВС и объектах инфраструктуры аэропорта, - оценка ресурсов и задач СПАСОП

ИДК 2ПК-2. Организует проведение спасательных работ.

ИДК-3ПК-2. Организует и контролирует работу привлекаемых к АСР взаимодействующих сил и средств на аэродроме и в районе аэродрома в соответствии с планами взаимодействия.

ИДК 4ПК-2. Оперативно руководит действиями по тушению пожаров и проведению АСР на аэродроме и в районе аэродрома

ПК-3. Способен контролировать выполнение нормативных эксплуатационно-технологических требований к службе ПАСОП и личному составу аварийно-спасательных формирований (АСФ) аэропорта ИДК-1ПК-3. Организует подготовку нормативно-эксплуатационной документации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - государственное регулирование деятельности в области АСОП, - профессиональная подготовка и аттестация СПАСОП, - организация работы СПАСОП, - охрана труда и производственная безопасность в СПАСОП, - делопроизводство в СПАСОП

ИДК-2ПК-3. Обеспечивает соблюдение дисциплины личным составом аварийно-спасательного подразделения и выполнение правил охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм

ИДК-3ПК-3. Проводит учет проведенных АСР, готовит отчеты о проведенных АСР в соответствии с нормативными документами

ПК-4. Способен подготовить документацию для профессиональной подготовки и аттестации личного состава СПАСОП, а также аттестации службы на право ведения АСР в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Характеристика компонентов ОПО ИДК-1ПК-4. Готовит документацию для аттестации СПАСОП, личного состава аварийно-спасательного подразделения на право ведения АСР в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - профессиональная подготовка и аттестация СПАСОП Таблица 3 ого типа задач профессиональной

ИДК-2ПК-4. Организует занятия по профессиональной подготовке, контролирует их проведение П для организационно-управленческ деятельности бакалавров

Код и наименование профессиональной Код и наименование индикатора дости- Дисциплины профессионального блока компетенции жения профессиональной компетенции

Задачи профессиональной деятельности: организация, обеспечение и управление аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов в предприятии гражданской авиации

Объекты профессиональной деятельности: процессы, методы и средства организации и управления аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов в предприятии гражданской авиации

ПК-5. Способен к разработке документов по организации и управлению АСР на ВС и объектах инфраструктуры аэропорта ИДК-1ПК-5. Разрабатывает аварийный план, оперативный план тушения пожаров на ВС, оперативные карточки тушения пожара и проведения АСР на ВС, карточки тушения пожаров на объектах инфраструктуры аэропорта - планирование ПАСОП, - оценка ресурсов и задач СПАСОП

ПК-6. Способен к организации взаимодействия с дополнительными силами и средствами, разработке планов взаимодействия ИДК-1ПК-6. Организует взаимодействие с дополнительными силами и средствами, разрабатывает планы взаимодействия - оценка ресурсов и задач СПАСОП, - планирование ПАСОП

ПК-7. Способен к прогнозированию развития аварийной ситуации, планированию расходов ресурсов в соответствии с ожидаемыми факторами чрезвычайной ситуации ИДК-1ПК-7. Прогнозирует развитие аварийной ситуации, планирует оптимальное расходование ресурсов в соответствии с развитием факторов чрезвычайной ситуации - управление рисками в СПАСОП, - оценка ресурсов и задач СПАСОП, - планирование ПАСОП

ПК-8. Способен контролировать ход АСР, координировать действия участвующих сил и средств ИДК-1ПК-8. Контролирует процесс АСР, координирует действия участвующих сил и средств - управление АСР

Таким образом, авторами:

предложены пути формирования профессиональных компетенций бакалавриата в условиях новой нормативной правовой базы деятельности СПАСОП при отсутствии профстандартов;

выделены категории сотрудников СПАСОП с квалификацией «бакалавр». Сформулированы требования к задачам профессиональной деятельности бакалавра на основе анализа трудовых функций;

Литература

1. Международные стандарты и Рекомендуемая практика. Приложение 12 к Конвенции о международной гражданской авиации. Поиск и спасание. ICAO Doc AN12. Канада: ИКАО, 2004 [Электронный ресурс] // URL :https://avam-avia.ru/wp-content/uploads/2019/04/PrNozhenie-12-k-Konvenczii-o-mezhdunarodnoj-grazhdanskoj-aviaczii-ot-iyulya-2004-goda.-Poisk-i-spasenie.-ICAO.pdf (дата обращения: 14.11.2021).

2. Международные стандарты и Рекомендуемая практика. Приложение 14 к Конвенции о международной гражданской авиации. Аэродромы. Т. I. Проектирование и эксплуатация аэродромов. Doc AN14-1. ИКАО, 2016 [Электронный ресурс] // Библиотека нормативной документации. URL: https://files. stroyinf.ru/Index2/1/4293745/4293745996.htm (дата обращения 14.11.2021).

3. Международные стандарты и Рекомендуемая практика. Приложение 14 к Конвенции о международной гражданской авиации. Аэродромы. Т. II. Вертодромы. ICAO Doc AN14-2. Издание 5-е. ИКАО, 2020. ISBN: 978-92-9258-959-2.

4. Руководство по аэропортовым службам. Ч. 1. Спасание и борьба с пожаром. Doc 9137-AN898. Издание 4-е, 2015 г ИКАО, 2016. ISBN 978-92-9249-888-7.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации: ТК РФ: текст с изменениями и дополнениями от 06.10.2021 года (принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34683/ (дата обращения: 15.11.2021).

6. Федеральные авиационные правила. Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов (утв. приказом Минтранса России от 26 ноября 2020 г. № 517) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400065078/ (дата обращения: 15.11.2021).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 25.03.03 «Аэронавигация» (утвержден приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1084). [Электронный ресурс] //URL: http://www. uvauga.ru/docs/DocInstitut/fgos_vpo/ fgos_250303_B_3_14092020.pdf (дата обращения: 15.11.2021).

8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1078 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» (принят приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1078) [Электронный ресурс] // Портал «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362120/ (дата обращения: 15.11.2021).

9. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 года № 148н) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: https:// base.garant.ru/70366852/ (дата обращения: 15.11.2020).

10. Положение о функциональной подсистеме поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. приказом Минтранса РФ от 4 октября 2012 г. № 368) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: https://base.garant.ru/70325924/ (дата обращения: 15.11.2021).

11. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: https:// base.garant.ru/180422/ (дата обращения: 15.11.2021).

12. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих про-

определены профессиональные компетенции для подготовки бакалавров по направлению 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» профилю «Противопожарное и аварийно-спасательное обеспечение полетов»;

предложены индикаторы достижения профессиональных компетенций, на основе которых реализуется комплекс дисциплин профессионального блока учебного плана для подготовки бакалавров.

фессиональных стандартов (утверждены Министром образования Российской Федерации Ливановым Д. В. от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https:// docs.cntd.ru/document/420264612 (дата обращения: 23.11.2021).

13. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утверждены Министром образования Российской Федерации Ливановым Д. В. от 22.01.2015 № ДЛ-2/05вн) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https:// docs.cntd.ru/document/420265348 (дата обращения: 23.11.2021).

14. Рекомендации для образовательных организаций по формированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов и иных источников, содержащих требования к компетенции работников, в соответствии с актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами в условиях отсутствия утвержденных примерных основных образовательных программ [одобрены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол № 35 от 27 марта 2019 года) [Электронный ресурс] // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/method/R_RSSP.pdf (дата обращения: 15.11.2020).

15. Аманкешулы Д. Модель и алгоритмы поддержки адаптивного управления подготовкой магистров в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.10. М., 2018. 135 с. [Электронный ресурс] // Сайт АГПС МЧС России. URL: https://academygps.ru/upload/iblock/5 07/5072d803b22e208a5c6c9f5165526d5a.pdf (дата обращения: 15.11.2021).

16. Борзова А. С. Модели и средства подготовки персонала наземных служб гражданской авиации к принятию решений по выходу из нештатных ситуаций с применением комплексной автоматизированной системы: автореферат дис. . д-р техн. наук: 5.22.14. М., 2019. 42 с.

17. Бутузов С. Ю. Модель поддержки управления подготовкой магистров в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля / С. Ю. Бутузов, Д. Аманкешулы, Н. Ю. Рыженко [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/model-podderzhki-upravleniya-podgotovkoy-magistrov-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-pozharno-tehnicheskogo-profilya (дата обращения: 22.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Парамонов И. Ю. Методика планирования поисково-спасательных работ с использованием средств радиомониторинга / И. Ю. Парамонов, М. Н. Квасов, С. А. Шайтор // Безопасность жизнедеятельности. 2020. № 8. С. 36-40.

19. Остапченко Ю. Б. Модели и средства подготовки персонала наземных служб гражданской авиации к принятию решений по выходу из нештатных ситуаций с применением комплексной автоматизированной системы: автореферат дис. . канд. техн. наук: 05.22.14. СПб., 2017. 22 с.

20. Повышение уровня тактической подготовки обучающихся по дисциплине «Пожарная тактика» в высших образовательных учреждениях МЧС России / С. В. Тарасов, Д. Ю. Пигусов,

A. С. Ткачев, Н. С. Тарасова //Безопасность жизнедеятельности. 2021. № 6. С. 38-42.

21. Развитие образования в области авиационного поиска и спасания на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения / Н. Н. Иванская, В. А. Куклев, Е. Н. Калюкова, В. А. Глушков // Технологии гражданской безопасности. 2020. Т. 17. № 4 (66). С. 80-83.

22. Рухлинский В. М. Некоторые аспекты повышения эффективности аварийно-спасательных работ в районе аэродрома /

B. М. Рухлинский, В. А. Свиркин [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-povysheniya-

effektivnosti-avariyno-spasatelnyh-rabot-v-rayone-aerodroma (дата обращения: 22.11.2021).

23. Рухлинский В. М. Разработка модели процесса проведения аварийно-спасательных работ в районе аэродрома / В. М. Рухлинский, А. С. Молотовник // Безопасность жизнедеятельности. 2020. № 12. С. 29-32.

24. Стохастические гарантированные модели в планировании аварийно-спасательных работ / М. И. Ломакин, А. В. Докукин, В. Б. Мошков, И. Ю. Олтян // Технологии гражданской безопасности. 2021. № 3. С. 15-19.

25. Султанов Ф. Ф. Отдельные проблемы реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС 3 + + // Ф. Ф. Султанов, В. А. Полоников, В. А. Михайлова // Современное образование: качество образования и актуальные пробле-

мы современной высшей школы: материалы Международной научно-методической конференции, 31 января-1 февраля 2019 г, Томск. Томск: Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2019. С. 17-19 [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=37790995&pff=1 (дата обращения: 15.11.2021).

26. Шапошник Д. С. Модель и алгоритмы поддержки управления практико-ориентированным обучением в сфере пожарной безопасности: автореферат дис. ... канд. техн. наук: 05.13.10. М., 2020. 23 с. [Электронный ресурс] // Сайт АГПС МЧС России. URL: https://academygps.ru/upload/iblock/c7e/c7e3d2a ad50249ef2221458e74edf4dd.pdf (дата обращения: 16.11.2021).

Сведения об авторах

Иванская Наталья Николаевна: к. б. н., Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, доц. кафедры. Ульяновск, Россия. SPIN-код: 8593-1276.

Куклев Валерий Александрович: д. п. н., Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, проф. кафедры. Ульяновск, Россия. SPIN-код: 7032-7768.

Селезнев Андрей Владимирович: к. т. н., доц., Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, доц. кафедры. Ульяновск, Россия. SPIN-код: 9428-9395.

Глушков Владимир Андреевич: к. т. н., доц., Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, зав. кафедрой. Ульяновск, Россия. SPIN-код: 1334-2075.

Information about authors

Ivanskaya Natalia N.: PhD (Biological Sc.), Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B.P. Bugaev, Associate Professor of the Department. Ulyanovsk, Russia. SPIN-scientific: 8593-1276.

Kuklev Valery A.: ScD (Pedagogical Sc.), Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B.P. Bugaev, Professor of the Department. Ulyanovsk, Russia. SPIN-scientific: 7032-7768.

Seleznev Andrey V.: PhD (Technical Sc.), Associate Professor, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B.P. Bugaev, Associate Professor of the Department. Ulyanovsk, Russia. SPIN-scientific: 9428-9395.

Glushkov Vladimir A.: PhD (Technical Sc.), Associate Professor, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B.P. Bugaev, Head of Department. Ulyanovsk, Russia. SPIN-scientific: 1334-2075.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Степанов В.Я. Солдат Великой Победы: литературно-художественный сборник https://elibrary.ru/item.asp?id=29272815

Степанов В.Я. Чернобыль. Память 24/7: историко-художественный литературный сборник. 2-е изд., доп. и перераб. https://elibrary.ru/item.asp?id=29272824

Пучков В.А. и др. Огнеборцы нашего времени: литературно-художественный публицистический сборник http://elibrary ru/item.asp?id=23887109

Акимов В.А. и др. Современные проблемы Арктической зоны Российской Федерации. Монография http://elibrary ru/item.asp?id=26661340

Афанасьева Е.В. и др. Рекомендации по подготовке и проведению мероприятий, направленных на практическую отработку действий пожарно-спасательных подразделений в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Учебное пособие http://elibrary.ru/item.asp?id=21846885

Дурнев Р.А. и др. Методические рекомендации по подготовке диссертационных работ. Комиксы для соискателей http://elibrary.ru/item.asp?id=22256511

Лебедев А.В. Спасательное дело в России. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=22689067

Афанасьева Е.В. и др. Основы системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Информационно-аналитический сборник. Издание второе, дополненное http://elibrary.ru/item.asp?id=22287658

Авдотьин В.П. и др. Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=18896938

Аюбов Э.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений http://elibrary.ru/item.asp?id=19421076

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.