/74 "Civil SecurityTechnology", Vol. 19, 2022, No. 2 (72) Safety in emergencies
УДК 378.1:627.735:656.7.08 D01:10.54234/CST.19968493.2022.19.2.72.14.74
Пути реализации новой нормативной правовой базы в системе высшего образования спасателей гражданской авиации
ISSN 1996-8493
D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.2.72
© Технологии гражданской безопасности, 2022
Н.Н. Иванская, В.А. Куклев, А.В. Селезнев, В.А. Глушков
В статье определены категории сотрудников службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) с квалификацией «бакалавр». Сформулированы задачи профессиональной деятельности бакалавра на основе анализа трудовых функций. Определены профессиональные компетенции бакалавров профиля подготовки «Противопожарное и аварийно-спасательное обеспечение полетов». Предложены индикаторы достижения профессиональных компетенций, на основе которых реализуется комплекс дисциплин профессионального блока учебного плана.
Ключевые слова: профессиональные компетенции; спасатель; ФГОС 3++; бакалавриат; федеральные авиационные правила; аэропортовая деятельность; аварийно-спасательные и противопожарные работы; гражданская авиация.
Ways to Implement the New Regulatory Framework in the System of Higher Education of the Civil Aviation Rescue Staff
ISSN 1996-8493
D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.2.72 © Civil Security Technology, 2022
N. Ivanskaya, V. Kuklev, A. Seleznev, V. Glushkov
Abstact
The article defines the categories of employees of the Fire and Rescue Flight Support Service with a bachelor's degree. The tasks of the bachelor's professional activity are formulated on the basis of labor functions analysis. The bachelors professional competencies of the training profile "Fire-fighting and rescue support of flights" have been determined. Indicators of professional competencies achievement are proposed, on the basis of which a complex of disciplines of the curriculum professional block is implemented.
Key words: professional competencies; rescuer; educational standard; bachelor's degree; federal aviation regulations; airport activities; rescue and fire-fighting operations; civil aviation.
10.03.2022
Одной из основ национальной безопасности Российской Федерации является единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В ряд функциональных подсистем РСЧС входят ведомственные подразделения, обсуществляющие поисково-спасательное и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации [10].
Законодательная реформа и введение в действие федеральных авиационных правил ФАП-517 повлекли изменение функциональных задач, структуры, квалификационных требований к подготовке персонала службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) воздушных судов гражданской авиации, а также формированию его профессиональных компетенций.
На рубеже 2020-2021 годов в рамках «регуля-торной гильотины» нормативное правовое обеспечение этих функциональных подсистем претерпело значительные изменения, приведшие к изменениям в структуре аварийно-спасательных подразделений аэропортовых служб. Изменения связаны главным образом с гармонизацией национальных нормативных правовых документов с международными, в частности со стандартами и рекомендуемой практикой аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов, принятых ИКАО [1-4, 6]. Новые функциональные задачи и структура аварийно-спасательной службы, в свою очередь, вызвали необходимость пересмотра квалификационных требований к подготовке персонала аварийно-спасательной и противопожарной службы, а также формированию его профессиональных компетенций.
Профессиональной подготовке специалистов аварийно-спасательных служб и персонала наземных служб гражданской авиации посвящен небольшой ряд работ [15-20, 22-24, 26]. При этом авторами не найдены работы, затрагивающие проблемы вузовской подготовки аварийно-спасательных подразделений аэропортовых служб.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации трудовые функции работников определяются профессиональными стандартами [5], на которые опирается и система профессионального образования при реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС 3++) [7, 8, 12, 13]. Однако для рассматриваемой нами категории персонала аэропортовых аварийно-спасательных служб профстандарты находятся в стадии разработки.
Следовательно, до появления профстандартов необходимо согласование подзаконных актов в области противопожарных, аварийно-спасательных работ аэропортов и системы высшего образования по подготовке спасателей в авиации.
В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева» (ФГБОУ ВО УИ ГА) проходят обучение бакалавры и магистры в пределах укрупненной группы специальностей и направлений
подготовки высшего образования 250000 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники».
В настоящее время выпуск бакалавров по направлению подготовки 25.03.03 «Аэронавигация», профилю подготовки «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов» реализуется исключительно в ФГБОУ ВО УИ ГА. План подготовки выпускников и Основную профессиональную образовательную программу (ОПОП), включающую общую характеристику ОПОП, учебный план ОПОП, рабочие программы, фонд оценочных средств, можно найти на сайте вуза http://www.uvauga.ru/obrazovanie.
Ранее мы рассматривали логично обусловленную законодательной базой потенциальную дихотомию образования авиационных спасателей бакалавриата по двум направлениям подготовки: 25.03.03 «Аэронавигация» как поисково-спасательное обеспечение полетов воздушных судов (ПСОП) и 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» как аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов (АСОП) [7, 8, 21].
В данной работе предложены пути реализации новых нормативных правовых актов в профессиональной подготовке бакалавров в области противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов. Для этого на основе положений Федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов» (утверждены приказом Минтранса России от 26 ноября 2020 г. № 517) (ФАП-517) [6] и действующего «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» [11] решены задачи:
в организационной структуре службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) аэропортов выделены требующие квалификации «бакалавр» должности и определены соответствующие им трудовые функции;
сформулированы профессиональные компетенции и индикаторы их достижения;
предложены дисциплины профессионального блока учебного плана для подготовки бакалавров.
На основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования разрабатывается ОПОП [14]. Главным критерием оценки ОПОП является качество подготовки специалистов, то есть качество сформированности компетенций, заложенных в образовательном стандарте и ОПОП. При этом ФГОС 3++ содержит перечень обязательных универсальных компетенций (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК). Профессиональные компетенции (ПК) формулируются вузом (образовательной организацией высшего образования — ООВО). Подчеркнем, оценить сформированность компетенций можно будет только после завершения полного цикла подготовки специалиста [25].
В отсутствие утвержденных примерных основных образовательных программ (ПООП) вуз самостоятельно разрабатывает свои ОПОП (рис. 1).
Рис. 1. Формирование обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, на основе
результативного компонента ОПОП
ОПОП формируют с учетом запроса рынка труда. Среди основных элементов ОПОП выделяют: области и сферы, типы задач и задачи профессиональной деятельности; профессиональные компетенции и индикаторы их достижения.
Охарактеризуем авторское видение основных элементов профессиональной составляющей будущего ОПОП по направлению подготовки 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов», по профилю подготовки «Противопожарное и аварийно-спасательное обеспечение полетов».
Областями профессиональной деятельности выпускников являются обеспечение безопасности в сфере организации и проведения аварийно-спасательных и противопожарных работ; а также транспорт в сфере аэропортовой деятельности [13].
Планируемый бакалавриат относится к 6 уровню квалификации со следующими показателями (табл. 1) [9].
В ФАП-517 представлена рекомендуемая организационная структура службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (рис. 2) [6].
Учитывая полномочия специалистов СПАСОП [7-9], нами был определен круг должностей с уровнем образования «бакалавр»: начальник аварийно-спасательного формирования, начальник аварийно-спасательного подразделения, спасатель первого класса, спасатель международного класса.
Выделены типы задач профессиональной деятельности выпускников: эксплуатационно-технологический, организационно-управленческий. К каждому типу задач разработаны основные элементы ОПОП (табл. 2, 3).
Таблица 1
Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [9]
Уровень Показатели уровней квалификации
Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
Рис. 2. Структура службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов [6]
Таблица 2
Характеристика компонентов ОПОП для эксплуатационно-технологического типа задач профессиональной
деятельности бакалавров
Код и наименование профессиональной компетенции
Код и наименование индикатора дости- Дисциплины профессионального блока жения профессиональной компетенции
Задача профессиональной деятельности: организация, обеспечение, проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ на ВС и объектах инфраструктуры ГА
Объекты профессиональной деятельности: процессы, методы и средства организации и проведения аварийно-спасательных и противопожарных работ
ПК-1. Способен обеспечивать готовность аварийно-спасательных сил и средств СПАСОП к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации, действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (АСР) на аэродроме и в районе аэродрома
ИДК 1ПК-1. Контролирует укомплектованность и профессиональную подготовку аварийно-спасательного формирования аэропорта
ИДК 2ПК-1. Обеспечивает сохранность, бесперебойную работу и устранение неисправностей техники, инструмента и оборудования
- противопожарная и аварийно-спасательная техника и оборудование,
- профессиональная подготовка и аттестация СПАСОП
Код и наименование профессиональной Код и наименование индикатора дости- Дисциплины профессионального блока компетенции жения профессиональной компетенции
ПК-2. Способен организовать и контролировать АСР на воздушном судне (ВС). ИДК 1ПК-2. Организует и контролирует тушение пожара на воздушном судне. - тактика проведения АСР на ВС и объектах инфраструктуры аэропорта, - оценка ресурсов и задач СПАСОП
ИДК 2ПК-2. Организует проведение спасательных работ.
ИДК-3ПК-2. Организует и контролирует работу привлекаемых к АСР взаимодействующих сил и средств на аэродроме и в районе аэродрома в соответствии с планами взаимодействия.
ИДК 4ПК-2. Оперативно руководит действиями по тушению пожаров и проведению АСР на аэродроме и в районе аэродрома
ПК-3. Способен контролировать выполнение нормативных эксплуатационно-технологических требований к службе ПАСОП и личному составу аварийно-спасательных формирований (АСФ) аэропорта ИДК-1ПК-3. Организует подготовку нормативно-эксплуатационной документации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - государственное регулирование деятельности в области АСОП, - профессиональная подготовка и аттестация СПАСОП, - организация работы СПАСОП, - охрана труда и производственная безопасность в СПАСОП, - делопроизводство в СПАСОП
ИДК-2ПК-3. Обеспечивает соблюдение дисциплины личным составом аварийно-спасательного подразделения и выполнение правил охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм
ИДК-3ПК-3. Проводит учет проведенных АСР, готовит отчеты о проведенных АСР в соответствии с нормативными документами
ПК-4. Способен подготовить документацию для профессиональной подготовки и аттестации личного состава СПАСОП, а также аттестации службы на право ведения АСР в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Характеристика компонентов ОПО ИДК-1ПК-4. Готовит документацию для аттестации СПАСОП, личного состава аварийно-спасательного подразделения на право ведения АСР в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - профессиональная подготовка и аттестация СПАСОП Таблица 3 ого типа задач профессиональной
ИДК-2ПК-4. Организует занятия по профессиональной подготовке, контролирует их проведение П для организационно-управленческ деятельности бакалавров
Код и наименование профессиональной Код и наименование индикатора дости- Дисциплины профессионального блока компетенции жения профессиональной компетенции
Задачи профессиональной деятельности: организация, обеспечение и управление аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов в предприятии гражданской авиации
Объекты профессиональной деятельности: процессы, методы и средства организации и управления аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов в предприятии гражданской авиации
ПК-5. Способен к разработке документов по организации и управлению АСР на ВС и объектах инфраструктуры аэропорта ИДК-1ПК-5. Разрабатывает аварийный план, оперативный план тушения пожаров на ВС, оперативные карточки тушения пожара и проведения АСР на ВС, карточки тушения пожаров на объектах инфраструктуры аэропорта - планирование ПАСОП, - оценка ресурсов и задач СПАСОП
ПК-6. Способен к организации взаимодействия с дополнительными силами и средствами, разработке планов взаимодействия ИДК-1ПК-6. Организует взаимодействие с дополнительными силами и средствами, разрабатывает планы взаимодействия - оценка ресурсов и задач СПАСОП, - планирование ПАСОП
ПК-7. Способен к прогнозированию развития аварийной ситуации, планированию расходов ресурсов в соответствии с ожидаемыми факторами чрезвычайной ситуации ИДК-1ПК-7. Прогнозирует развитие аварийной ситуации, планирует оптимальное расходование ресурсов в соответствии с развитием факторов чрезвычайной ситуации - управление рисками в СПАСОП, - оценка ресурсов и задач СПАСОП, - планирование ПАСОП
ПК-8. Способен контролировать ход АСР, координировать действия участвующих сил и средств ИДК-1ПК-8. Контролирует процесс АСР, координирует действия участвующих сил и средств - управление АСР
Таким образом, авторами:
предложены пути формирования профессиональных компетенций бакалавриата в условиях новой нормативной правовой базы деятельности СПАСОП при отсутствии профстандартов;
выделены категории сотрудников СПАСОП с квалификацией «бакалавр». Сформулированы требования к задачам профессиональной деятельности бакалавра на основе анализа трудовых функций;
Литература
1. Международные стандарты и Рекомендуемая практика. Приложение 12 к Конвенции о международной гражданской авиации. Поиск и спасание. ICAO Doc AN12. Канада: ИКАО, 2004 [Электронный ресурс] // URL :https://avam-avia.ru/wp-content/uploads/2019/04/PrNozhenie-12-k-Konvenczii-o-mezhdunarodnoj-grazhdanskoj-aviaczii-ot-iyulya-2004-goda.-Poisk-i-spasenie.-ICAO.pdf (дата обращения: 14.11.2021).
2. Международные стандарты и Рекомендуемая практика. Приложение 14 к Конвенции о международной гражданской авиации. Аэродромы. Т. I. Проектирование и эксплуатация аэродромов. Doc AN14-1. ИКАО, 2016 [Электронный ресурс] // Библиотека нормативной документации. URL: https://files. stroyinf.ru/Index2/1/4293745/4293745996.htm (дата обращения 14.11.2021).
3. Международные стандарты и Рекомендуемая практика. Приложение 14 к Конвенции о международной гражданской авиации. Аэродромы. Т. II. Вертодромы. ICAO Doc AN14-2. Издание 5-е. ИКАО, 2020. ISBN: 978-92-9258-959-2.
4. Руководство по аэропортовым службам. Ч. 1. Спасание и борьба с пожаром. Doc 9137-AN898. Издание 4-е, 2015 г ИКАО, 2016. ISBN 978-92-9249-888-7.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации: ТК РФ: текст с изменениями и дополнениями от 06.10.2021 года (принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34683/ (дата обращения: 15.11.2021).
6. Федеральные авиационные правила. Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов (утв. приказом Минтранса России от 26 ноября 2020 г. № 517) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400065078/ (дата обращения: 15.11.2021).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 25.03.03 «Аэронавигация» (утвержден приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1084). [Электронный ресурс] //URL: http://www. uvauga.ru/docs/DocInstitut/fgos_vpo/ fgos_250303_B_3_14092020.pdf (дата обращения: 15.11.2021).
8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1078 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» (принят приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1078) [Электронный ресурс] // Портал «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362120/ (дата обращения: 15.11.2021).
9. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 года № 148н) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: https:// base.garant.ru/70366852/ (дата обращения: 15.11.2020).
10. Положение о функциональной подсистеме поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. приказом Минтранса РФ от 4 октября 2012 г. № 368) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: https://base.garant.ru/70325924/ (дата обращения: 15.11.2021).
11. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: https:// base.garant.ru/180422/ (дата обращения: 15.11.2021).
12. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих про-
определены профессиональные компетенции для подготовки бакалавров по направлению 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» профилю «Противопожарное и аварийно-спасательное обеспечение полетов»;
предложены индикаторы достижения профессиональных компетенций, на основе которых реализуется комплекс дисциплин профессионального блока учебного плана для подготовки бакалавров.
фессиональных стандартов (утверждены Министром образования Российской Федерации Ливановым Д. В. от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https:// docs.cntd.ru/document/420264612 (дата обращения: 23.11.2021).
13. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утверждены Министром образования Российской Федерации Ливановым Д. В. от 22.01.2015 № ДЛ-2/05вн) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https:// docs.cntd.ru/document/420265348 (дата обращения: 23.11.2021).
14. Рекомендации для образовательных организаций по формированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов и иных источников, содержащих требования к компетенции работников, в соответствии с актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами в условиях отсутствия утвержденных примерных основных образовательных программ [одобрены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол № 35 от 27 марта 2019 года) [Электронный ресурс] // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/method/R_RSSP.pdf (дата обращения: 15.11.2020).
15. Аманкешулы Д. Модель и алгоритмы поддержки адаптивного управления подготовкой магистров в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.10. М., 2018. 135 с. [Электронный ресурс] // Сайт АГПС МЧС России. URL: https://academygps.ru/upload/iblock/5 07/5072d803b22e208a5c6c9f5165526d5a.pdf (дата обращения: 15.11.2021).
16. Борзова А. С. Модели и средства подготовки персонала наземных служб гражданской авиации к принятию решений по выходу из нештатных ситуаций с применением комплексной автоматизированной системы: автореферат дис. . д-р техн. наук: 5.22.14. М., 2019. 42 с.
17. Бутузов С. Ю. Модель поддержки управления подготовкой магистров в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля / С. Ю. Бутузов, Д. Аманкешулы, Н. Ю. Рыженко [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/model-podderzhki-upravleniya-podgotovkoy-magistrov-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-pozharno-tehnicheskogo-profilya (дата обращения: 22.11.2021).
18. Парамонов И. Ю. Методика планирования поисково-спасательных работ с использованием средств радиомониторинга / И. Ю. Парамонов, М. Н. Квасов, С. А. Шайтор // Безопасность жизнедеятельности. 2020. № 8. С. 36-40.
19. Остапченко Ю. Б. Модели и средства подготовки персонала наземных служб гражданской авиации к принятию решений по выходу из нештатных ситуаций с применением комплексной автоматизированной системы: автореферат дис. . канд. техн. наук: 05.22.14. СПб., 2017. 22 с.
20. Повышение уровня тактической подготовки обучающихся по дисциплине «Пожарная тактика» в высших образовательных учреждениях МЧС России / С. В. Тарасов, Д. Ю. Пигусов,
A. С. Ткачев, Н. С. Тарасова //Безопасность жизнедеятельности. 2021. № 6. С. 38-42.
21. Развитие образования в области авиационного поиска и спасания на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения / Н. Н. Иванская, В. А. Куклев, Е. Н. Калюкова, В. А. Глушков // Технологии гражданской безопасности. 2020. Т. 17. № 4 (66). С. 80-83.
22. Рухлинский В. М. Некоторые аспекты повышения эффективности аварийно-спасательных работ в районе аэродрома /
B. М. Рухлинский, В. А. Свиркин [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-povysheniya-
effektivnosti-avariyno-spasatelnyh-rabot-v-rayone-aerodroma (дата обращения: 22.11.2021).
23. Рухлинский В. М. Разработка модели процесса проведения аварийно-спасательных работ в районе аэродрома / В. М. Рухлинский, А. С. Молотовник // Безопасность жизнедеятельности. 2020. № 12. С. 29-32.
24. Стохастические гарантированные модели в планировании аварийно-спасательных работ / М. И. Ломакин, А. В. Докукин, В. Б. Мошков, И. Ю. Олтян // Технологии гражданской безопасности. 2021. № 3. С. 15-19.
25. Султанов Ф. Ф. Отдельные проблемы реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС 3 + + // Ф. Ф. Султанов, В. А. Полоников, В. А. Михайлова // Современное образование: качество образования и актуальные пробле-
мы современной высшей школы: материалы Международной научно-методической конференции, 31 января-1 февраля 2019 г, Томск. Томск: Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2019. С. 17-19 [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=37790995&pff=1 (дата обращения: 15.11.2021).
26. Шапошник Д. С. Модель и алгоритмы поддержки управления практико-ориентированным обучением в сфере пожарной безопасности: автореферат дис. ... канд. техн. наук: 05.13.10. М., 2020. 23 с. [Электронный ресурс] // Сайт АГПС МЧС России. URL: https://academygps.ru/upload/iblock/c7e/c7e3d2a ad50249ef2221458e74edf4dd.pdf (дата обращения: 16.11.2021).
Сведения об авторах
Иванская Наталья Николаевна: к. б. н., Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, доц. кафедры. Ульяновск, Россия. SPIN-код: 8593-1276.
Куклев Валерий Александрович: д. п. н., Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, проф. кафедры. Ульяновск, Россия. SPIN-код: 7032-7768.
Селезнев Андрей Владимирович: к. т. н., доц., Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, доц. кафедры. Ульяновск, Россия. SPIN-код: 9428-9395.
Глушков Владимир Андреевич: к. т. н., доц., Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, зав. кафедрой. Ульяновск, Россия. SPIN-код: 1334-2075.
Information about authors
Ivanskaya Natalia N.: PhD (Biological Sc.), Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B.P. Bugaev, Associate Professor of the Department. Ulyanovsk, Russia. SPIN-scientific: 8593-1276.
Kuklev Valery A.: ScD (Pedagogical Sc.), Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B.P. Bugaev, Professor of the Department. Ulyanovsk, Russia. SPIN-scientific: 7032-7768.
Seleznev Andrey V.: PhD (Technical Sc.), Associate Professor, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B.P. Bugaev, Associate Professor of the Department. Ulyanovsk, Russia. SPIN-scientific: 9428-9395.
Glushkov Vladimir A.: PhD (Technical Sc.), Associate Professor, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B.P. Bugaev, Head of Department. Ulyanovsk, Russia. SPIN-scientific: 1334-2075.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Степанов В.Я. Солдат Великой Победы: литературно-художественный сборник https://elibrary.ru/item.asp?id=29272815
Степанов В.Я. Чернобыль. Память 24/7: историко-художественный литературный сборник. 2-е изд., доп. и перераб. https://elibrary.ru/item.asp?id=29272824
Пучков В.А. и др. Огнеборцы нашего времени: литературно-художественный публицистический сборник http://elibrary ru/item.asp?id=23887109
Акимов В.А. и др. Современные проблемы Арктической зоны Российской Федерации. Монография http://elibrary ru/item.asp?id=26661340
Афанасьева Е.В. и др. Рекомендации по подготовке и проведению мероприятий, направленных на практическую отработку действий пожарно-спасательных подразделений в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Учебное пособие http://elibrary.ru/item.asp?id=21846885
Дурнев Р.А. и др. Методические рекомендации по подготовке диссертационных работ. Комиксы для соискателей http://elibrary.ru/item.asp?id=22256511
Лебедев А.В. Спасательное дело в России. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=22689067
Афанасьева Е.В. и др. Основы системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Информационно-аналитический сборник. Издание второе, дополненное http://elibrary.ru/item.asp?id=22287658
Авдотьин В.П. и др. Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=18896938
Аюбов Э.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений http://elibrary.ru/item.asp?id=19421076