Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОГО ПОИСКА И СПАСАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОГО ПОИСКА И СПАСАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПАСАТЕЛИ / ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL COMPETENCIES / RESCUERS / SEARCH AND RESCUE SUPPORT OF FLIGHTS / EMERGENCY RESCUE SUPPORT OF FLIGHTS / CIVIL AVIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванская Наталья Николаевна, Куклев Валерий Александрович, Калюкова Евгения Николаевна, Глушков Владимир Андреевич

Предложен вариант подготовки бакалавриата по двум профилям: поисково-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации на всей территории Российской Федерации в целях поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации на аэродромах и в районе аэродромов. Обозначен ряд нормативных правовых документов для формирования профессиональных компетенций, обоснована необходимость разработки отсутствующих профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванская Наталья Николаевна, Куклев Валерий Александрович, Калюкова Евгения Николаевна, Глушков Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION DEVELOPMENT IN THE FIELD OF AVIATION SEARCH AND RESCUE BASED ON THE FEDERAL STATE THIRD GENERATION HIGHER EDUCATION STANDARD

The option of bachelors training in two profiles is proposed: search and rescue support of civil aviation flights throughout the territory of the Russian Federation for search and rescue of aircraft in distress, their passengers and crews, as well as emergency and rescue support of civil aviation flights at and near airfields. Number of normative legal documents for the formation of professional competencies are identified, and the need to develop missing professional standards is justified.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОГО ПОИСКА И СПАСАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 378.14:629.7

Развитие образования в области авиационного поиска и спасания на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

Н.Н. Иванская, В.А. Куклев, Е.Н. Калюкова, В.А. Глушков

Аннотация

Предложен вариант подготовки бакалавриата по двум профилям: поисково-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации на всей территории Российской Федерации в целях поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации на аэродромах и в районе аэродромов. Обозначен ряд нормативных правовых документов для формирования профессиональных компетенций, обоснована необходимость разработки отсутствующих профессиональных стандартов.

Ключевые слова: образовательный стандарт; профессиональные компетенции; спасатели; поисково-спасательное обеспечение полетов; аварийно-спасательное обеспечение полетов; гражданская авиация.

Education Development in the Field of Aviation Search and Rescue Based on the Federal State Third Generation Higher Education Standard

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

N. Ivanskaya, V. Kuklev, E. Kalyukova, V. Glushkov

Abstract

The option of bachelors training in two profiles is proposed: search and rescue support of civil aviation flights throughout the territory of the Russian Federation for search and rescue of aircraft in distress, their passengers and crews, as well as emergency and rescue support of civil aviation flights at and near airfields. Number of normative legal documents for the formation of professional competencies are identified, and the need to develop missing professional standards is justified.

Key words: educational standard; professional competencies; rescuers; search and rescue support of flights; emergency rescue support of flights; civil aviation.

06.11.2020

Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации базируется на совершенствовании и развитии единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее территориальных и функциональных подсистем в соответствии со Стратегией национальной безопасности [1]. Одной из функциональных подсистем РСЧС является поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов (ПАСОП) воздушных судов гражданской авиации [2]. Эффективное функционирование ПАСОП нельзя представить без высококвалифицированного персонала, способного выполнять задачи, предусмотренные положением о ПАСОП [2].

Профессиональная сфера любой деятельности динамично меняется, что отражается на изменениях требований к специалисту. Формирование профессионально значимых качеств персонала ПАСОП невозможно без современного конгруэнтного образования, учитывающего функциональные обязанности специалиста, строго регламентированные нормативной правовой базой.

Рассмотрим возможные пути развития высшего образования в области авиационного поиска и спасания в соответствии с нормативной правовой базой и меняющимися условиями образовательной и профессиональной сред.

Высшее образование в области ПАСОП на территории России сегодня реализуется в единственном вузе — Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, в рамках направления подготовки 25.03.03 «Аэронавигация», по профилю подготовки 8 «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов».

В соответствии с действующим образовательным стандартом [4, 5] прием на обучение прекращается 31.12.2020 г. [6], следовательно, с 01.01.2021 г. прием и обучение бакалавров будут осуществляться по новому федеральномому государственному образовательному стандарту высшего образования третьего поколения — (ФГОС 3++).

На портале Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (Ъйр:/Л^«уо. ги/) по направлениям бакалавриата 250000 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники» представлены ФГОС 3++:

25.03.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» (приказ Минобрнауки от 10.01.2018 № 17);

25.03.02 «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов» (приказ Минобрнауки от 10.01.2018 № 18);

25.03.03 «Аэронавигация» (приказ Минобрнауки от 21.08.2020 № 1084);

25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» (приказ Минобрнауки от 21.08.2020 № 1078).

Во всех перечисленных ФГОС 3++ указано, что организация устанавливает профиль программы бакалавриата в рамках направления подготовки путем ориентации ее на область(и) и сферу(ы), тип(ы) задач

и задачи, объекты профессиональной деятельности выпускников.

В рамках направлений подготовки 25.03.01 и 25.03.02 предлагаемые ФГОС 3++ области профессиональной деятельности не имеют отношения к авиационным спасателям. Поиск и спасание в стандарте по направлению подготовки 25.03.03 «Аэронавигация» относятся к области деятельности 12 «Обеспечение безопасности в сфере обеспечения безопасности полетов воздушных судов», а по направлению подготовки 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» — к области деятельности 12 «Обеспечение безопасности в сфере организации обеспечения аварийно-спасательных и противопожарных работ» [6, 7]. Очевидна проблема: по какому ФГОС 3++ готовить авиационных спасателей?

Поэтому нами было проанализировано нормативное правовое регулирование организации поиска и спасания в авиации.

Рассматриваемые ФГОС 3++ рекомендуют разрабатывать программы бакалавриата с учетом требований Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г). Стандарты ИКАО подчеркивают, что организация поисково-спасательных работ в районе аэропорта (в радиусе 8 морских миль) возлагается на руководство данного аэропорта, а за пределами ответственности аэропорта все поисково-спасательные операции выполняются силами и средствами ведомства гражданской авиации (ГА) страны [8].

Отметим, что в п. 1 ст. 69 «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ (ВК РФ) указано, что: «аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях» [9].

Следовательно, поиск и спасание являются составной частью аэронавигационного обслуживания и отдельно указывается аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов (ВС).

Содержание поиска и спасания закон не раскрывает. Поиску и спасанию в ВК РФ посвящена глава XIII «Поиск и спасание», которая регулирует отношения, возникающие при поиске и спасании воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие. Данные обстоятельства отличают поиск и спасание, регулируемые главой XIII ВК РФ, от поиска и спасания, упомянутых в ст. 69 главы Х «Полеты воздушных судов» ВК РФ.

Из анализа ВК РФ следует, что поиск и спасание как часть аэронавигационного обслуживания осуществляются на всех этапах полета воздушного судна, тогда как поиск и спасание как особый вид авиационной деятельности осуществляются только в случаях бедствия [10].

Отметим, что согласно п. 1 ст. 88 ВК РФ: «...организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания (ЕС АКПС) осуществляется

уполномоченным органом в области использования воздушного пространства» [9]. Однако согласно пп. 2 и 3 Положения о ЕС АКПС [11]: «... единая система создается в целях организации и проведения поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов всех видов авиации, их пассажиров и экипажей, людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов с места посадки. В состав единой системы входят органы, службы, авиационные силы и средства поиска и спасания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти».

Согласно ГОСТ Р 57239-2016 поисковое и аварийно-спасательное обеспечение является видом аэропортовой деятельности и характеризуется как «.организация и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей ВС, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и их эвакуации» [12].

Положение о ПАСОП [3] также указывает, что функциональная подсистема предназначена для организации и осуществления поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (ПАСОП) ГА:

а) поисково-спасательного обеспечения полетов (ПСОП) ГА на всей территории РФ в целях поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей;

б) аварийно-спасательного обеспечения полетов (АСОП) ГА на аэродромах и в районе аэродромов [3].

Проведенный анализ показал, что существующий в настоящее время профиль подготовки «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов ГА» можно отнести как к направлению подготовки 25.03.03 «Аэронавигация» (как аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в части поиска и спасания), так и к направлению подготовки 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» (как организацию и выполнение аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома — в районе ответственности предприятия).

Подчеркнем, что реализуемый на основе ФГОС 3++ компетентностный подход к образованию базируется на профессиональных стандартах, соответствующих деятельности выпускников с уровнем квалификации для бакалавриата не ниже 6. Исходя из трудовых функций, указанных в профстандарте, формируются профессиональные компетенции (ПК) будущих выпускников.

На сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) для ГА есть всего 3 стандарта (17.072, 17.093, 17.094), не имеющие прямого отношения к авиационным спасателям. Анализ сайта показал отсутствие стандартов с уровнем квалификации не ниже 6 по схожим с выполняемыми авиационными спасателями трудовым функциям.

Однако ФГОС 3++ допускает иные источники формирования ПК в случае отсутствия профессиональных стандартов. Изучив нормативную правовую базу по организации поиска и спасания, перечислим документы,

на которые можно опираться при формировании перечня профессиональных компетенций и дескрипторов к ним ввиду отсутствия профессиональных стандартов. Для ПСОП функции персонала приведены в РПА-СОП ГА-91 [13], приказе Министерства транспорта РФ от 03.06.2014 № 148 [14], инструкциях по поиску и спасанию по зонам АКПС [15]; для АСОП — в РПАСОП ГА-91 [13], приказе Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 № 361 [16], приказе Министерства транспорта РФ от 03.06.2014 № 148 [14].

Таким образом, формируемые в настоящее время вузом образовательные документы по подготовке авиационных спасателей согласно новому ФГОС 3++ будут корректироваться по мере утверждения новых профстандартов и новых нормативных правовых актов в условиях регуляторной гильотины, а значит будет корректироваться и все учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

При существующем положении дел, на наш взгляд, желателен вариант подготовки специалистов — бакалавров в области авиационного поиска и спасания по двум направлениям подготовки: 25.03.03 «Аэронавигация» (как ПСОП — поисково-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации на всей территории Российской Федерации в целях поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей), а также по направлению подготовки 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» (как АСОП — аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации на аэродромах и в районе аэродромов).

Для формирования профессиональных компетенций и основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации новых ФГОС 3++ корректным будет использование РПАСОП ГА-91, приказа Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 № 361, приказа Министерства транспорта РФ от 03.06.2014 № 148 и инструкций по поиску и спасанию по зонам АКПС.

Литература

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал (дата обращения: 4.11.2020).

2. Приказ Министерства транспорта РФ от 04.10.2012 № 368 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал (дата обращения: 4.11.2020).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 № 793 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 161000 Аэронавигация (квалификация (степень) «бакалавр»)» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал (дата обращения: 4.11.2020).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 № 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, направлений подготовки высшего образования — магистратуры, специальностей высшего образования — специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2009 № 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1136» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал (дата обращения: 4.11.2020).

5. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 21.08.2020 № 1084 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 25.03.03 Аэронавигация» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: ин-форм.-прав. портал (дата обращения: 4.11.2020).

6. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 21.08.2020 № 1078 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 25.03.04 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал (дата обращения: 4.11.2020).

7. Корчагин А. С. Особенности организации авиационных поисково-спасательных операций в России [Электронный ресурс] // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 4 (190). URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/osobennosti-orgamzatsii-aviatsionnyh-poiskovo-spasatelnyh-operatsiy-v-rossii (дата обращения: 21.10.2020).

8 Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ [Электронный ресурс] // [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал (дата обращения: 10.11.2020).

9. Юрьев С. С. Некоторые вопросы правового регулирования поисково-спасательного обеспечения полетов [Электронный ресурс] // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. № 170. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-pravovogo-regulirovaniya-poiskovo-spasatelnogo-obespecheniya-poletov (дата обращения: 13.10.2020).

10. Постановление Правительства РФ от 23.08.2007 № 538 «О единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал (дата обращения: 22.10.2020).

11. ГОСТ Р 57239-2016 «Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. База данных. Авиационные инфраструктурные риски, возникающие при производстве аэропортовой деятельности» [Электронный ресурс] // Электронный фонд прав. и нормат.-техн. документ. 2017. 1 июля. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200141452/ (дата обращения: 22.10.2020).

12. Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91) [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал (дата обращения: 21.10.2020).

13. Приказ Министерства транспорта РФ от 03.06.2014 № 148 «Об утверждении требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал (дата обращения: 4.11.2020).

14. Инструкция по поиску и спасению в Приволжской зоне авиационно-космического поиска и спасения, утверждена приказом Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта от 20.11.2018 № 407-П [Электронный ресурс] // Приволжское МТУ Росавиации. URL: https://privmtu.favt.ru/dejatelnost-akps/ (дата обращения: 4.11.2020).

15. Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 11.12.1998 № 361 «О введении в действие Положения о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: ин-форм.-прав. портал (дата обращения: 4.11.2020).

Сведения об авторах

Иванская Наталья Николаевна: к. б. н., Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, доц. кафедры. 432071, Ульяновск, ул. Можайского, 8/8. e-mail: ivanskayann@yandex.ru

Куклев Валерий Александрович: д. п. н., Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, проф. кафедры. 432071, Ульяновск, ул. Можайского, 8/8. е-mail: v_kuklev@rambler.ru

Калюкова Евгения Николаевна: к. х. н., доц., Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, доц. кафедры. 432071, Ульяновск, ул. Можайского, 8/8. е-mail: evgkaljukova@gmail.com

Глушков Владимир Андреевич: к. т. н., доц., Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, зав. кафедрой. 432071, Ульяновск, ул. Можайского, 8/8. e-mail: vag-6161@mail.ru

Information about authors

Ivanskaya Natalia N.: Candidate of Biological Sciences, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B.P. Bugaev, Associate Professor of the Department. 8/8, Mozhaisky st., Ulyanovsk, 432071, Russia. e-mail: ivanskayann@yandex.ru

Kuklev Valery A.: Doctor of Pedagogical Sciences, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B.P. Bugaev, Professor of the Department. 8/8, Mozhaisky st., Ulyanovsk, 432071, Russia. e-mail: v_kuklev@rambler.ru

Kalyukova Evgeniya N.: PhD in Chemistry, Associate Professor, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B.P. Bugaev, Associate Professor of the Department.

8/8, Mozhaisky st., Ulyanovsk, 432071, Russia. e-mail: evgkaljukova@gmail.com

Glushkov Vladimir A.: Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B.P. Bugaev, Head of Department. 8/8, Mozhaisky st., Ulyanovsk, 432071, Russia. e-mail: vag-6161@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.