Научная статья на тему 'Анализ современного состояния системы авиационно-космического поиска и спасания'

Анализ современного состояния системы авиационно-космического поиска и спасания Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ПОИСК И СПАСАНИЕ / ВОЗДУШНОЕ СУДНО / КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ / ИНДЕКС ПОТЕРЬ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Соболев А.В.

В статье произведен анализ работы системы авиационно-космического поиска в контексте поисково-спасательного обеспечения полетов в РФ. Автором проанализированы данные по безопасности полетов, выделены основные негативные и положительные аспекты проводимой политики в области поиска и спасания. Данное исследование позволяет системно взглянуть на работу системы авиационно-космического поиска и спасания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Соболев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния системы авиационно-космического поиска и спасания»

На пятом уровне оптимизации из-за сложности приведения целевых функций к явным видам и трудоемкости продифференцирования вследствие их многофакторности, исключается возможность применения аналитических методов оптимизации. Так как, в данном уровне целевые функции заданы алгоритмами вычислений при заданных значениях факторов и математические модели ТМО процессов построены по блочному принципу со структурированием по структуре потоков для таких случаев целесообразно применение численных методов оптимизации. Для решения рассматриваемых классов задач проще всего применение оптимизации перебором и сканированием [1, 2].

Список литературы:

1. Бояринов А.И., Кафаров В.В. Методы оптимизации в химической технологии. - М.: Высщая школа. 1975. - 576 с.

2. Закгейм А.Ю. Введение в моделирование химико-технологических процессов. - М.: Химия. 1982. - 288 с.

3. Кафаров В.В., Дорохов И.Н. Системный анализ процессов химической технологии. - М.: Наука, 1976. - 500 с.

4. Кафаров В.В., Дорохов И.Н. Системный анализ процессов химической технологии. Топологический принцип формализации. - М.: Наука. 1979. - 400 с.

5. Современные методы биофизических исследований: практикум по биофизике / Под.ред. А.В. Рубина. - М.: Высщая школа. 1988. - 359 с.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО ПОИСКА И СПАСАНИЯ

© Соболев А.В.1

Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, г. Ульяновск

В статье произведен анализ работы системы авиационно-космического поиска в контексте поисково-спасательного обеспечения полетов в РФ. Автором проанализированы данные по безопасности полетов, выделены основные негативные и положительные аспекты проводимой политики в области поиска и спасания. Данное исследование позволяет системно взглянуть на работу системы авиационно-космического поиска и спасания.

Ключевые слова: системный анализ, поиск и спасание, воздушное судно, космический аппарат, индекс потерь.

1 Аспирант.

Катастрофы двух крупных воздушных судов (ВС) Airbus A321-200 и Boeing-737-800, произошедших в октябре 2015 и марте 2016 гг., вызвали сильный общественный резонанс [8, 9]. Жертвами данных катастроф стали 286 человек, что привлекло внимание общественности к всестороннему обеспечению безопасности полетов. Система авиационно-космического поиска и спасания (АКПС) выступает составной частью безопасности полетов и выполняет задачи по минимизации ущерба после авиационного происшествия и обеспечению безопасности во время полета воздушного судна или космического аппарата. В этой связи целесообразно исследование влияния поисково-спасательного обеспечения на состояние безопасности полетов в целом.

Порядок организации работы спасательных служб, оказание помощи пострадавшим, требования к осуществлению поисково-спасательных операций в авиационной среде формулируются и утверждаются государством в соответствующих нормативно-правовых документах. Основным документом, регламентирующим деятельность спасателей авиационно--космического поиска и спасания является Приказ Минтранса № 148 от 03.06.2014 года, в котором отражены требования к организации, оснащению поисково-спасательных групп, уровню подготовки авиационных спасателей и прочие требования [1].

Таблица 1

Статистика проведенных ПСР в России, в период 2000-2014 гг.

Год Всего ПСР Спасено всего Обнаружено погибшими Из них летный состав

2000 28 74 38

2001 52 146 70

2002 37 181 54

2003 40 111 51

2004 32 130 49

2005 24 84 29

2006 10 118 24

2007 18 197 64

2008 40 176 137 55

2009 24 54 36 21

2010 25 243 38 53

2011 42 215 43 73

2012 36 141 63 43

2013 34 184 50 50

2014 30 51 32 20

Статистика показывает, что 30 % всех АП происходят вне аэродрома, и необходимо помнить, что маршруты полетов авиации, как правило, проходят через малонаселенные и труднодоступные районы. Следовательно, есть большая вероятность того, что экипаж и пассажиры потерпевшего бедствие ВС могут оказаться в сложной ситуации до тех пор, пока им не будет оказана необходимая специализированная помощь. В такой ситуации вероятность

выживания людей зависит от многих факторов: от оперативности действий спасателей, их профессиональной подготовки, возможностей спасательной техники, адекватности действий экипажа ВС, а также своевременного принятия решения [2].

Для наглядного представления масштабности негативного воздействия подобных авиационных происшествий (АП) в табл. 1 отражена статистика поисково-спасательных операций (работ) (ПСО (Р)) по воздушным судам потерпевшим бедствие.

Рассматриваемые статистические данные позволяют сделать вывод о том, что в среднем в нашей стране выполняется 30 ПСО (Р) в год, и этот уровень остается стабильным [3-7]. При этом количество спасенного летного состава в составляет около 37 % от общего числа спасенных. Но как негативный факт, следует отметить, что среднее количество спасенных на одну ПСО (Р) сильно колеблется, от 11 до 2 (см. рис. 1).

— —Человек

2,6 — 2,8

2,8

Г-10'*

/ \ / \

4,5 /

2,3

"3,9"

.5,4

\

1,7

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Год

Рис. 1. Среднее количество спасенных человек за одну ПСО (Р)

Поисково-спасательное обеспечение в части дежурства поисково-спасательных воздушных судов в основном производится самолетами Ан-26, Ан-2 и вертолетом Ми-8. Количество поисково-спасательных воздушных судов (ПСВС) осуществляющих дежурство на территории РФ представлены на рис. 2.

Вертолеты

Рис. 2. Количество ПСВС за период с 2010 по 2014 годы

Из рис. 2 видно, что в 2016 году сильно сократилось количество ПСВС, причиной тому вероятно служит проводимая правительством политика РФ

по масштабному сокращению экономических расходов. При этом наблюдается обратная тенденция к росту количества перевезенных пассажиров, отраженных на рис. 3.

93 181 385 92 071 065

2010

2011 2012 2013

□ Перевезено пассажиров, чел

2014

2015

Рис. 3. Количество перевезенных пассажиров за 2010-2015 гг.

Из рис. 3 видно, что количество перевезенных пассажиров увеличилось почти в 2 раза и составило 138,1 % от уровня 2010 года, что указывает на возрастающую нагрузку на службы обеспечения безопасности полетов. С учетом негативной тенденции по уменьшению количества ПСВС в 2016 году возможно уменьшение количества спасенных при авиационных происшествиях.

Следует отметить, также некоторое снижение объема перевезенных пассажиров за последний год. Это обусловлено, прежде всего, создавшимся в России экономическим кризисом и как следствие уменьшением покупательской способности граждан.

Для оценки эффективности осуществления безопасности полетов существует несколько показателей в основе своей содержащую статистическую величину: К - индекс потерь.

(1)

где п - выполненный объем работ, N - общий объем работ.

В странах Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в качестве характеризующего показателя БП используют Индекс потерь, как отношение числа погибших пассажиров к числу перевезенных за идентичные периоды:

„ 1,пас

К =-Т, (2)

где Ьпас - число погибших пассажиров, Апас - число перевезенных пассажиров, Т - период рассмотрения (105, 106,108).

0

Существует более точный показатель индекса потерь, который позволяет учитывать не только число погибших пассажиров, но и раненых присваивая им определенный коэффициент:

К =

11к1+12 к2+13 кЗ Апас

(3)

где 1Ь 12, 13 - число погибших, раненых, легкораненых соответственно, кь к2, к3 - коэффициент индекса потерь (К1 = 1, К2 = 0,6, К3 = 0,1). На основании данных Индекса потерь возможна более точная оценка таких статистических показателей, как уровень организации обеспечения полетов, совершенство авиационной техники, уровень подготовки авиационных кадров.

На основании представленных выше данных и формулы (3) можно вычислить индекс потерь с учетом того, что спасенным пассажирам будет присвоен коэффициент к = 0.1. Данные по годовому индексу потерь наглядно представлены на рис. 4.

Рис. 4. Индекс потерь за период с 2010-2015 гг.

Анализ рис. 2 говорит о том, что при общем увеличении объемов перевозки пассажиров количество пострадавших уменьшилось в 35,6 %.

Рис. 5. Количество перевезенных пассажиров на одну ПСО (Р)

Статистически справедливо предположить, что увеличение объемов перевозок пассажиров должно коррелировать с числом ПСО (Р). Представленные на рис. 5 данные, позволяют наглядно определить зависимость количества перевезенных пассажиров от выполненных ПСО (Р).

Данные рис. 5 свидетельствуют о том, что число перевезенных пассажиров на одну ПСО (Р) только возросло. Следовательно, в общей тенденции к увеличению числа перевезенных пассажиров число ПСО (Р) только уменьшилось.

Системой АКПС также обеспечиваются полеты космических аппаратов. Обеспечение безопасности запуска, полета и посадки космических объектов связано со многими сложностями в организационном, подготовительном и техническом отношении. Технологически сложный старт, выведение ракета-носителя на заданную орбиту и обеспечение спуска космического аппарата (КА) обеспечивается большим количеством привлекаемого личного состава и технических средств.

В области обеспечения космических полетов тоже наблюдается тенденция к увеличению ПСО (Р), представленная на рис. 6. Однако в отличии от ПСО (Р) по полетам воздушных судов, ПСО (Р) по космическим полетам выполняются в основном по штатным посадкам КА.

■ Пилотируемые ■ Автоматические

IIIbbIhdddDdII

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2 0 0 0 2010 2011 2012 2013 2014

ГОД

Рис. 6. Количество проведенных ПСО (Р) по обеспечению космических аппаратов

Из рис. 6 видно, что в последние годы увеличилось количество ПСО (Р) по пилотируемым КА, что означает увеличение значимости проводимых космических исследований и соответственно возросшую нагрузку на поисково-спасательные силы и средства.

Можно заключить что в некоторых аспектах наблюдаются негативные стороны поисково-спасательного обеспечения, в большей степени связанные со сложившимся экономическим кризисом. Однако в общем виде, показатели негативной динамики индекса потерь, уменьшения количества ПСО (Р) относительно перевезенных пассажиров, увеличения объемов выполнения космических полетов говорят о высоком качестве проводимых организационно-технических мероприятий. Осуществляется поддержание и совершенст-

вование системы безопасности полетов во многих аспектах: сертификации авиационной техники, подготовки персонала, взаимодействия между структурами и ведомствами.

Список литературы:

1. Об утверждении требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в российской федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств: Приказ Минтранса от 03.06.2014 года № 148.

2. Попов В.А. Тяжесть авиапроисшествий зависит от спасателей // Авиапанорама: международный авиационно-космический журнал. - М.: Изд. дом ООО «Высокие технологии и инновации», 2012. - № 92. - С. 14-19.

3. Анализ поисково-спасательных операций (работ), проведенных в

2010 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.favt.ru/favt_ new/sites/defau1t/íi1es/ana1iz.pdf. - Заглавие с экрана.

4. Анализ организации авиационно-космического поиска и спасания в

2011 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.favt.ru/favt_ new/sites/defau1t/fi1es/ana1iz_0.pdf. - Заглавие с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Анализ поиска и спасания в РФ в 2012 году [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.favt.ru/favt_new/sites/default/files/analiz_1.pdf. -Заглавие с экрана.

6. Анализ поиска и спасания в РФ в 2013 году [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.favt.ru/favt_new/?q=novosti/aktualnaja_informacija/aktu-a1naja_informacija/3954. - Заглавие с экрана.

7. Анализ поиска и спасания в РФ в 2014 году [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.favt.ru/favt_new/sites/default/files/20150406_ana-1iz.pdf. - Заглавие с экрана.

8. Катастрофа А321 а/к Когалымавиа на Синайском полуострове [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.airdisaster.ru/database.php?id= 2213. - Заглавие с экрана.

9. Катастрофа Вое^-737 а/к FlyDubai в аэропорту Ростова-на-Дону [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.airdisaster.ru/database. php?id=2348. - Заглавие с экрана.

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА СОПРОТИВЛЕНИЙ ДВИЖЕНИЮ ПОДВЕСОК КОНВЕЙЕРА С ПОДВЕСНОЙ ЛЕНТОЙ И РАСПРЕДЕЛЕННЫМ ПРИВОДОМ

© Толкачев Е.Н.1

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Представлена конструкция конвейера с подвесной лентой и распределенным приводом и типовая конфигурация его трассы. Определены расчетные зависимости для вычисления сопротивлений движению подвесок.

Исследование выполняется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-38-00058 мол_а.

Ключевые слова: ленточный конвейер, подвесная лента, приводная подвеска, распределенный привод, сопротивление движению.

Сравнительно недавно появившиеся конвейеры с подвесной лентой, лишенные значительного ряда недостатков традиционных ленточных конвейеров [1], в настоящее время продолжают свое развитие. Один из путей их усовершенствования привел к разработке конструкции конвейеров с подвесной лентой и распределенным приводом (рис. 1) [1-3].

Рис. 1. Конфигурация конвейера с подвесной лентой и распределенным приводом

1 Специалист отдела инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.