Научная статья на тему 'Анализ инцидентов, связанных с пожарами в аэропортах, и методы обеспечения пожаровзрывобезопасности объектов воздушного транспорта'

Анализ инцидентов, связанных с пожарами в аэропортах, и методы обеспечения пожаровзрывобезопасности объектов воздушного транспорта Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1445
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бочкарев А. Н.

Даются анализ пожаров в аэропортах и методы противопожарного обеспечения объектов аэропорта и полетов воздушных судов. Рассматриваются состав сменных дежурных расчетов аварийно-спасательной команды аэропорта и их задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бочкарев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ инцидентов, связанных с пожарами в аэропортах, и методы обеспечения пожаровзрывобезопасности объектов воздушного транспорта»

Доцент Московского государственного технического университета гражданской авиации

А. Н.Бочкарев

УДК 658/562:621.396:681.5

АНАЛИЗ ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОЖАРАМИ В АЭРОПОРТАХ, И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Даются анализ пожаров в аэропортах и методы противопожарного обеспечения объектов аэропорта и полетов воздушныхсудов. Рассматриваются составсменныхдежурных расчетоваварийно-спасательной команды аэропорта и их задачи.

Проведенный анализ показывает, что пожары в аэропортах всегда влекут за собой огромные материальные и финансовые потери, сбой в расписании или отмену полетов воздушных судов, приводят к человеческим жертвам. Причиной их могут быть несоблюдение правил пожарной безопасности, неисправность электропроводки и оборудования, крушение воздушных судов, самовоспламенение горючих веществ и предметов, незадекларированные опасные грузы, акты незаконного вмешательства в деятельность авиации, теракты, другие факторы.

27 апреля 2004 г. в новом здании Международного аэропорта г. Алматы произошло возгорание проводки между кровлей и карнизом здания. Причиной этого стало замыкание проводки, после чего утеплитель, на которую попала искра, начал тлеть.

Пожар был своевременно потушен.

В 2004 г. произошел пожар в парижском аэропорту им. Шарля де Голля, здесь загорелось багажное отделение. Из здания аэропорта в срочном порядке были эвакуированы сотни человек. В результате пожара был перенесен вылет 7 рейсов.

В октябре 2005 г. крупный пожар произошел в Международном аэропорту г. Амстердама. По меньшей мере 11 человек погибли и 15 были госпитализированы в результате пожара в помещении для депортируемых. Предполагаемая причина пожара — возгорание электропроводки.

В мае 2006 г. кризисная ситуация возникла в аэропорту им. Ататюрка в г. Стамбуле (см. рисунок). Сильнейший пожар вспыхнул в грузовом терминале. Полеты были прекращены, люди эвакуированы из здания. В результате пожара нанесен огромный материальный ущерб.

В декабре 2006 г. на автомобильной стоянке мадридского аэропорта “Барахас” возник сильный пожар. Причиной тому послужил взрыв начиненного взрывчаткой автомобиля “Renault-Traffic” в 9.15 в секторе “С” пятиэтажной автомобильной стоянки четвертого терминала аэропорта, который вызвал обрушение четырех этажей стоянки и загорание десятков машин. Полиция считает, что за взрывом, в результате которого несколько человек погибли и более 30 получили ранения, стоит баскская сепаратистская группировка ЭТА.

30 июня 2007 г. в аэропорту г. Глазго (Англия) двое неизвестных мужчин на джипе “Чероки” пытались протаранить стеклянный вход в основное здание пассажирского терминала, что явилось террористическим нападением с использованием автомобиля, в котором были обнаружены воспламеняющиеся материалы. Во время нападения на пассажирский терминал от автомобиля террористов

Пожар в аэропорту г. Стамбула

загорелось здание аэровокзала. В ходе теракта пострадали несколько человек. Один пассажир был доставлен в госпиталь. Терминалу причинен значительный ущерб, а аэропорт был закрыт до тех пор, пока там не были обеспечены соответствующие условия безопасности. Отмена рейсов из-за теракта затронула, по данным властей, около 35 тыс. человек.

В апреле 2008 г. пожар вспыхнул в аэропорту “Мехрабад” в Иране. По свидетельствам очевидцев, клубы дыма поднимались вокруг всего здания аэропорта. Причиной пожара явилось крушение воздушного судна. Пожар потушен.

В России в г. Депутатский (Усть-Янский район Якутии) сгорело административное здание аэропорта. Как сообщили в МЧС республики, около полудня в мастерской авиатехников возник пожар из-за замыкания электропроводки. Более 4 ч пожарные боролись с огнем, но отстоять здание не смогли. От трехэтажного строения остались одни головешки.

Для предотвращения пожаров в аэропортах, а при возможном возгорании — быстрого тушения очага пожара необходима хорошо организованная система авиационной безопасности и противопожарного обеспечения объектов аэропорта и полетов воздушных судов. Эта система должна включать:

1) обеспечение пожарной безопасности, своевременное обнаружение и тушение пожаров на воздушных судах при их техническом обслуживании и наземных объектах аэропорта (в том числе с использованием автоматических систем пожарной сигнализации);

2) противопожарное обеспечение при проведении на территории аэропорта пожароопасных работ (электрогазосварочные и огневые работы при строительстве, ремонте и реконструкции объектов аэропорта, утилизация списанных воздушных судов и т.д.) выставлением пожарного автомобиля с боевым расчетом;

3) организация и проведение профессиональной подготовки пожарно-спасательных расчетов. Проведение теоретических и практических занятий с личным составом пожарно-спасательного расчета по изучению и отработке действий при авиационных происшествиях, выполнении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров на наземных объектах гражданской авиации. Обучение нештатных расчетов аварийно-спасательной команды правилам и методам поисковых и аварийно-спасательных работ;

4) подготовка необходимой документации в части противопожарного обеспечения полетов воздушных судов и объектов аэропорта (разработка и согласование оперативных планов и карточек пожаротушения на воздушных судах и объектах граж-

данской авиации, проектов приказов, инструкций и иных организационно-распорядительных документов по вопросам пожарной безопасности в аэропорту);

5) взаимодействие с другими подразделениями при ликвидации пожаров и проведении аварийноспасательных работ;

6) осуществление обследований и целевых проверок противопожарного состояния объектов аэропорта, разработка и предложение руководителям структурных подразделений аэропорта мероприятий по обеспечению и укреплению противопожарной защиты зданий, сооружений и производственных процессов;

7) контроль своевременности выполнения противопожарных мероприятий, предложенных работниками отдела пожарной профилактики аэропорта, надзор за соблюдением в аэропорту противопожарного режима, состоянием первичных средств пожаротушения и систем автоматической пожарной защиты;

8) обучение работников аэропорта, в том числе временно работающих, мерам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара, проведение первичных, повторных и целевых инструктажей;

9) проверка внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения, естественных и искусственных водоисточников в зданиях и на территории аэропорта;

10) проведение плановых испытаний аэродромной пожарной техники, оборудования, снаряжения, пожарно-технического вооружения и пожарных рукавов.

Аварийно-спасательная команда (АСК) в аэропорту обычно состоит из четырех сменных аварийно-спасательных команд, основными задачами которых являются поиск, спасание пассажиров и членов экипажей, ценного оборудования и груза, техники при авиационных происшествиях, проведение аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах аэропорта. АСК состоят из штатных и нештатных формирований (расчетов).

Штатные расчеты сменной АСК должны быть сформированы из сменных пожарно-спасательных команд службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (ПАСОП) аэропорта и обязаны выполнять следующие задачи:

• обеспечение спасания пассажиров при авиационных происшествиях и тушение возникших

при этом пожаров;

• обеспечение пожарной безопасности при эвакуации воздушных судов;

• выезд для наземного поиска потерпевшего бедствие воздушного судна и проведения аварийно-спасательных работ;

• противопожарное обеспечение, спасание людей и тушение пожаров на наземных объектах аэропорта;

• проведение аварийно-спасательных работ при возникновении других видов чрезвычайных ситуаций на территории аэропорта.

Пожарная техника, аварийно-спасательное оборудование, пожарно-техническое вооружение и личный состав пожарно-спасательных расчетов обычно дислоцируются на нескольких стартовых аварийно-спасательных станциях (например, АСС-1 у ИВПП-1; АСС-2 у ИВПП-2; АСС-3 у ИВПП-3) и на Центральной аварийно-спасательной станции аэропорта, расположенной среди объектов его инфраструктуры.

В состав сменных дежурных расчетов АСК входят:

• расчет службы авиационной безопасности, выезжающий на оперативной машине в составе поисково-спасательных групп и при необходимости привлекаемый по вызову при авиационном происшествии на территории аэродрома с задачами:

— оцепление и обозначение места авиационного происшествия;

— обеспечение контроля доступа к месту авиационного происшествия;

— организация пропуска и сопровождения к месту происшествия аварийно-спасательных сил и средств взаимодействующих организаций;

— охрана личных вещей, багажа, почты и грузов, снятых с воздушных судов, средств объективного контроля параметров полета воздушных судов;

— предотвращение паники;

• расчет медицинской службыг на санитарной машине, выезжающий в составе поисково-спасательной группы для проведения поисково-спасательных работ и при авиационных происшествиях на территории аэродрома с задачами:

— оказание первой медицинской помощи пострадавшим непосредственно на месте авиационного происшествия в безопасной зоне (100мот места авиационного происшествия с подветренной стороны);

— сортировка пострадавших по степени полученных травм;

— подготовка и сдача пострадавших прибывшим расчетам скорой помощи для их отправки в медицинские учреждения;

• расчет службыг связи на автомобиле связи, выезжающий на территорию аэродрома и за ее пределы в составе поисково-спасательной группы с задачей обеспечения органа УВД и руководителя аварийно-спасательных работ устойчивой и постоянно действующей двухсторонней связью с:

— поисковыми воздушными судами и составом поисково-спасательной группы;

— расчетами АСК при их оповещении, подготовке и проведении аварийно-спасательных работ;

— взаимодействующими структурами при оповещении и проведении поисковых и аварийно-спасательных работ;

— оперативным штабом;

• расчет аэродромной службыг на специальной технике, действующий при авиационных происшествиях в аэропорту, с задачами:

— прокладывание путей к месту авиационного происшествия;

— оказание помощи при эвакуации людей с борта воздушного судна и тушении пожара;

— эвакуация воздушного судна с места авиационного происшествия;

— приведение в рабочее состояние летного поля аэродрома;

• расчет службыг пассажирских перевозок наспе-циальной технике с задачами:

— прием, учет и перевозка пассажиров с места авиационного происшествия;

— выгрузка багажа из воздушного судна и его транспортировка;

— оказание помощи в переноске пострадавших на носилках в безопасные места расположения медицинского расчета;

• расчет ЭСТОП (структурное подразделение аэропорта, осуществляющее светотехническое обеспечение полетов воздушных судов и централизованное снабжение электроэнергией промышленной частоты служебно-производственных объектов аэропорта) на транспорте с задачами обеспечения расчетов аварийно-спасательной команды устойчивым электропитанием и освещения места авиационного происшествия;

• расчет информационно-аналитической систе-мыг (ИАС), действующий при авиационных происшествиях в аэропорту и выезжающий в составе поисково-спасательной группы, с задачами:

— обеспечение открытия основных и аварийных выходов фюзеляжа воздушного судна;

— вскрытие при необходимости совместно с пожарными обшивки воздушного судна;

— оказание помощи пассажирам и членам экипажа при их эвакуации, переноска постра-

давших на носилках к месту расположения медицинского расчета;

— вентиляция воздушного судна;

— эвакуация воздушного судна с места авиационного происшествия;

• расчет службы грузовых перевозок на автомобиле, действующий при авиационных происшествиях в аэропорту, с задачами выгрузки грузов из воздушного судна, их транспортировки и размещения;

• расчет службы горюче-смазочных материалов на керосиносливе, действующий при авиационных происшествиях в аэропорту с задачей слива топлива из аварийного воздушного судна;

• расчет линейного Управления внутренних дел и отдела Госавтоинспекции на оперативной машине, выезжающий на территорию аэродромам за ее пределы в составе поисково-спасательной группы, с задачей обеспечения сопровождения колонны поисково-спасательной группы и выполнения функций по оцеплению и контролю доступа к месту авиационного происшествия. Система оповещения и связи при возникновении предусмотренных в аэропорту аварийных ситуаций включает в себя комплекс технических средств, состоящий из устройств передачи голосовой информации по прямым телефонным линиям, циркулярной системы оповещения, телефонной и радиосвязи.

Для сбора аварийно-спасательной команды подаются сигналы оповещения:

• ТРЕВОГА — авиационное происшествие произошло внезапно или до ожидаемой посадки в аэропорту терпящего бедствие воздушного суд-

на остается менее 30 мин. Оповещение по данному сигналу производится при необходимости принятия немедленных действий по проведению поисковых и аварийно-спасательных работ в следующих случаях:

— при получении сообщения (сигнала) о бедствии или аварийной информации от экипажа воздушного судна;

— при визуальном наблюдении происшествия при взлете или посадке;

— при потере радиосвязи с воздушным судном в районе аэродрома и пропадании его метки на экране радиолокатора;

• ГОТОВНОСТЬ — до ожидаемой посадки в аэропорту терпящего бедствие воздушного судна остается 30 мин и более;

• ОТБОИ — работа аварийно-спасательной команды завершена или в ней отпала необходимость. При поступлении в Управление воздушным движением аварийной информации с борта воздушного судна оповещение расчетов аварийно-спасательных команд производится руководителем полетов и диспетчерами Управления воздушным движением циркулярно за время, не превышающее 25 с.

Радиообмен между расчетами аварийно-спасательных команд при выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ осуществляется на отдельном аварийном канале связи.

Четко отработанные и своевременно выполненные практические действия аварийно-спасательных команд помогут эффективно ликвидировать очаги возгорания на объектах гражданской авиации, сохранить материальные ценности и спасти людей.

Поступила в редакцию 27.05.08.

62

ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2008 ТОМ 17 №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.