Научная статья на тему 'Организация комплексных систем обеспечения авиационной и пожарной безопасности на объектах гражданской авиации'

Организация комплексных систем обеспечения авиационной и пожарной безопасности на объектах гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
445
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ТЕОРИЯ ТАКСОНОМИИ / ПОЖАРНОЕ ДЕПО АЭРОПОРТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкарёв А. Н.

Рассмотрены вопросы организации комплексных систем обеспечения авиационной и пожарной взрывобезопасности на объектах гражданской авиации. Представлены существующие требования к зданиям и сооружениям гражданской авиации, в частности к пожарному депо аэропорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация комплексных систем обеспечения авиационной и пожарной безопасности на объектах гражданской авиации»

А. Н.Бочкарев

канд. соц. наук, доцент Московского государственного технического университета гражданской авиации

УДК 658/562:621.396:681.5

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Рассмотрены вопросы организации комплексных систем обеспечения авиационной и пожарной взрывобез-опасности на объектах гражданской авиации. Представлены существующие требования к зданиям и сооружениям гражданской авиации, в частности к пожарному депо аэропорта.

Ключевые слова: авиационная и пожарная безопасность, гражданская авиация, теория таксономии, пожарное депо аэропорта.

В настоящее время в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА) проводится работа по таксономии авиационной и пожарной безопасности (АБ и ПБ), основанная на оперативном выявлении нарушений и недостатков в системах обеспечения АБ и ПБ и предотвращении инцидентов, связанных с возможными кризисными ситуациями на объектах гражданской авиации (ГА), в том числе с пожарами. Один из методов таксономии — это изучение недостатков и нарушений стандартов, правил, процедур и мер АБ и ПБ, их классификация. На основе научной классификации нарушений и недостатков обеспечения АБ и ПБ, анализа и причин инцидентов, в том числе пожаров, можно смоделировать цепь событий, которые приводят к возможным кризисным ситуациям на объекте ГА, и своевременно предотвратить их развитие, полностью исключив возможный ущерб. Это, как известно, важнейшие задачи АБ и ПБ.

Например, важнейшими вопросами обеспечения безопасности в аэропортах являются контроль за нелегальными мигрантами, борьба с незаконным оборотом оружия и перевозкой наркотиков. Совсем недавно крупное возгорание произошло в столице Голландии г. Амстердаме, где огонь вспыхнул в здании аэропорта "БсЫрИоГ'. Пожар охватил помещения тюрьмы аэропорта. Сразу потушить пламя не удалось, в нем погибли по меньшей мере 11 чел. и не менее 15 чел. получили ранения разной степени тяжести. Среди пострадавших были в том числе и полицейские, и пожарные. Общее число людей, находившихся в тюрьме охваченного огнем здания

аэропорта, составило порядка 350 чел., причем в большинстве своем это были нелегальные мигранты, ожидавшие депортации из страны, а также люди, которые подозревались в причастности к перевозке наркотиков. Многим из них удалось воспользоваться ситуацией и бежать. Причины пожара, который вспыхнул сразу после полуночи и на ликвидацию которого потребовалось несколько часов, пока неясны (одна из версий — умышленный поджог). Анализируя данную ситуацию, следует отметить, что задержанные нелегальные мигранты и другие лица, нарушившие закон и правила авиационных перевозок, не должны находиться в здании аэровокзала с обычными пассажирами. Их следует размещать в отдельных от него зданиях, чтобы исключить возможность противоправных действий с их стороны, в том числе актов незаконного вмешательства.

Надо отметить, что в целом пожары в зданиях аэропортов, особенно в развитых странах — редкость. Обычно здесь исключительно тщательно следят за ситуацией, а потому возгорания удается, как правило, ликвидировать на начальном этапе.

Так, например, в 2001 г. пожар вспыхнул в одном из токийских аэропортов в зоне движущихся дорожек, по которым пассажиры добираются до самолета. В данной ситуации пожарные сработали на редкость оперативно и за короткое время потушили огонь.

Оперативные действия по ликвидации инцидентов, связанных с пожарами в аэропортах, возможны при хорошей организации в них противопожарной и авиационной служб, наличии обученных и хоро-

шо оснащенных современной техникой, оборудованием и помещениями различных подразделений службы авиационной безопасности (САБ) и службы поискового, аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП). Существуют определенные требования к зданиям и объектам таких служб. В качестве примера рассмотрим оборудование пожарного депо и аварийно-спасательной станции (АСС).

В здании пожарного депо аэропорта должны быть организованы:

• комнаты отдыха и психологической разгрузки;

• помещения для переодевания расчетов личного состава военизированной пожарной охраны (ВПО) и для контрольного поста газодымоза-щитной службы (п. 4.3.15.2 приложения 1 кпри-казу МВД России от 30.04.1996 г. № 234 "Наставление по газодымозащитной службе Государственной противопожарной службы МВД России");

• душ и возможность принятия душа личным составом ВПО после работы на пожаре круглогодично;

• комната для сушки спецодежды;

• учебный класс;

• туалетная комната;

• мастерская по ремонту пожарного оборудования;

• отсутствие на пути передвижения личного состава, собираемого по тревоге, препятствий, например дверей, открывающихся навстречу движению пожарных, порогов у дверей;

• боксы пожарных автомобилей;

• хорошее освещение фасада пожарного депо, АСС, а также аварийное освещение гаража пожарных автомобилей и подходов к нему;

• централизованные водоснабжение и канализация.

В здании пожарного депо должна быть предусмотрена система выпуска отработанных газов для каждого пожарного автомобиля (п. 3.2.5 "Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА").

В пожарном депо создаются условия для сушки пожарных рукавов, оборудуются стеллажи для укладки боевой одежды.

В депо устанавливаются обозначения габаритов мест стоянки пожарных автомобилей в боксах. Разница между шириной ворот бокса и шириной пожарного автомобиля должна быть не менее 1 м (п. 3.2.6 "Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА"). В зданиях пожарных депо и АСС оборудуются устройства фиксации створок ворот автомобильных боксов. Здесь должны предусматриваться зеркала на передней стене боксов стоянки пожарных автомобилей.

В пожарном депо должны быть обеспечены звуковая сигнализация тревоги и громкоговорящая установка для объявления сигнала тревоги.

Для пожарных команд необходимо разрабатывать оперативные карточки пожаротушения по видам пожаров. Такие карточки должны быть заведены на все типы воздушных судов (ВС), указанные в "Свидетельстве о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации" (п. 1.7 "Наставления по пожарной охране в гражданской авиации СССР" (НПО ГА-85), разд. 4 "Рекомендаций по методам и тактике тушения пожаров на воздушных судах гражданской авиации").

Вместе с тем оперативные карточки пожаротушения разрабатываются на все объекты аэропорта. Оперативная карточка пожаротушения здания аэровокзала должна включать поэтажные планы, а также планы подвального и чердачного помещений. Следует проводить постоянную корректировку и отработку оперативных планов и карточек пожаротушения объектов ГА.

Аварийные схемы должны быть на все типы воздушных судов, к эксплуатации которых годен аэродром (приложение 2 к "Руководству по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР" (РПАСОП ГА-91)).

Для организации оперативной эвакуации людей из зданий аэропорта необходимо оборудовать центры оповещения о пожаре, системы громкого оповещения, системы экстренного оповещения, локальные системы оповещения (рис. 1).

Основное назначение системы оповещения — это предупреждение людей, находящихся в здании, о возникновении чрезвычайной ситуации и управление эвакуацией. В штатном режиме системы оповещения могут использоваться также для передачи речевых сообщений.

Система оповещения на объекте ГА должна обеспечивать качественную передачу голосовых со-

Рис. 1. Центр оповещения о пожаре

общений на всех технологических участках (рис. 2). На многих участках от оперативности оповещения в значительной степени зависит безопасность людей, особенно в местах с повышенной угрозой возникновения аварий, пожаров, взрывов и химических выбросов (например, топливозаправочные комплексы, авиационно-технические базы, грузовые склады, пассажирские терминалы и др.). При этом системы оповещения должны надежно эксплуатироваться в разных климатических условиях.

В экстремальных ситуациях система оповещения должна активироваться подготовленным персоналом объекта (сотрудниками отдела инженерно-технических средств охраны (ИТСО)) или в результате запуска системы пожарной или охранной сигнализации. Современная система оповещения должна удовлетворять требованиям, изложенным в ряде нормативных документов, среди которых основополагающими являются НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" и НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях".

Четкая организация работы и комплексное оснащение служб АБ и ПАСОП современными зда-

Рис. 2. Громкоговорящее переговорное устройство, громкоговорители и сигнальные устройства — часть системы оповещения в аэропорту

ниями, помещениями, новой техникой и оборудованием для обеспечения пожарной и авиационной безопасности позволят своевременно предотвратить возможные инциденты, связанные с пожарами на объектах гражданской авиации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белый, О. В. Информационные системы технических средств транспорта / О. В. Белый, А. Е. Сазонов. — СПб. : Элмор, 2001.

2. Киселев, О. С. Современные средства технической безопасности / О. С. Киселев, В. Е. Коротких. — Казань : Новое знание, 2003.

Материал поступил в редакцию 20.03.09.

© Бочкарев А. Н, 2009 г. (e-mail: markvort@mail.ru).

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНаСТЬ 2009 ТОМ 18

51

А.Н. ЧЛЕНОВ, Т.А. БУЦЫНСКАЯ, И.Г. ДРОВНИКОВА. — 4.1.-316 с. В.П. БАБУРОВ, В.В. БАБУРИН, В.И. ФОМИН. — 4.2.- 300 с.

В учебно-справочном пособии рассмотрены общие вопросы построения систем охраной сигнализации, приведены сведения об основных видах технических средств, составляющих систему: извещателях, приемно-контрольных приборах, системах передачи извещений, оповещателях и блоках питания. Рассмотрены современное состояние рынка средств охранной сигнализации и тенденции его развития.

нические средства

■ля систем

охранной и ж^л? пожарной

5 йжг сигнализации

1 средства

систем охранной и ПОЖАРНОЙ сигнализации

Ж1Ь2 ЧАСТЬ?

Большое внимание уделено вопросам проектирования систем охранной сигнализации, требованиям по их монтажу и технической эксплуатации. Рассмотрены особенности применения средств сигнализации в пожаро- и взрывоопасных зонах.

Книга предназначена для практических работников в области систем безопасности и может быть использована как учебное пособие для подготовки и повышения квалификации специалистов соответствующего профиля.

WEB САЙТ: www.firepress.ru

ЭЛ. ПОЧТА:

mail@firepress.ru; ¡гс^рогЬпаика® maii.ru

Телефон: (495)228-09-03,

тел./факс: (495)445-42-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.