Научная статья на тему 'О рисках и факторах опасности в области аварийно-спасательного обеспечения полетов'

О рисках и факторах опасности в области аварийно-спасательного обеспечения полетов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
322
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ / РИСК / ФАКТОРЫ ОПАСНОСТИ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Рухлинский Виктор Михайлович, Молотовник Антон Сергеевич

На основе анализа комплексных учений аварийно-спасательных команд аэропортов России, выявлены риски, связанные с эффективностью проведения аварийно-спасательных работ. Разработана диаграмма зависимости вероятности причинения ущерба лицам или имуществу и времени проведения аварийно-спасательных работ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Рухлинский Виктор Михайлович, Молотовник Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, based on analysis of complex rehearsals of rescue teams in airports of Russia, were identified risks, associated with the effectiveness of rescue operations. Was developed a diagram of the probability of harm to persons or property, and the time of the rescue operation.

Текст научной работы на тему «О рисках и факторах опасности в области аварийно-спасательного обеспечения полетов»

УДК 629.7.072

О РИСКАХ И ФАКТОРАХ ОПАСНОСТИ В ОБЛАСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ

В.М. РУХЛИНСКИЙ, A.C. молотовник

На основе анализа комплексных учений аварийно-спасательных команд аэропортов России, выявлены риски, связанные с эффективностью проведения аварийно-спасательных работ. Разработана диаграмма зависимости вероятности причинения ущерба лицам или имуществу и времени проведения аварийно-спасательных работ.

Ключевые слова: эффективность аварийно-спасательных работ, риск, факторы опасности, критерии эффективности.

Многолетний анализ безопасности полетов показал, что несмотря на улучшение абсолютных показателей безопасности коммерческих воздушных перевозок пассажиров и грузов на самолетах, с 2006 года сохраняется тенденция увеличения среднего (за трехлетний период) относительного числа катастроф (на 100 тыс. часов налета) при выполнении коммерческих перевозок.

Абсолютные показатели безопасности полетов (число авиационных происшествий, катастроф, а также среднее число катастроф за трехлетний период) самолетов коммерческой гражданской авиации в 2001 - 2013 годах, приведены на рис. 1.

МАП, N К Ncp

" 1 1В Г 5

гоо1 гоог зооз 200л zoos аоос 2007 гоов зооэ гою гон aoiz гоп

^шш Всего АП (самолеты) - N АП Катастрофы (самол еть|} - N К

Среднее- число катастроф за 3-х летний гериод (самолеты) ■ N ср Рис. 1. Абсолютные показатели безопасности полетов самолетов коммерческой авиации в 2001 - 2013 годах

По статистике Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по итогам 2001 - 2013 годов доля авиационных происшествий категории Я^У (возникновение происшествий на ВПП) достигает почти 60%, ЬОС (потеря управляемости в полете) - более 6% и СБ1Т (столкновение исправных ВС с землей) - около 5%. [3]

В 2013 году с воздушными судами коммерческой гражданской авиации произошло 12 авиационных происшествий, включая 5 катастроф с гибелью 80 человек.

Исходя из проведенного анализа безопасности полетов, можно проанализировать эффективность проведения аварийно-спасательных работ, которую достаточно рассмотреть на примере катастрофы самолета ТУ-204-100В в аэропорту Внуково 29.12.2012. Серьезные недостат-

ки: отсутствие оперативного оповещения Руководителем полетов служб аэропорта о случившемся авиационном происшествии; несвоевременное прибытие пожарно-спасательных и медицинских расчетов к месту АП, в результате чего эвакуация пострадавших осуществлялась силами неспециалистами аэропорта. Эвакуация пострадавших пассажиров составила более 10 мин., что превысило время «безопасной» эвакуации в районе аэродрома более чем в 5 раз. В результате длительного времени проведения эвакуации и оказания медицинской помощи пассажирам привело к гибели 5 членов экипажа.

Выводы комиссии, расследовавшей это происшествие, говорит о том, что службы, отвечающие за эвакуацию пассажиров, спасение пострадавших, ликвидацию пожара неудовлетворительно организованы к проведению аварийно-спасательных работ, не обеспечены современной техникой и оборудованием, несмотря на то, что аэропорт Внуково является одним из центральных аэропортов московского авиационного узла с высокими финансовыми и ресурсными возможностями и развитой инфраструктурой.

Проведенный авторами анализ методических материалов ряда а/п Российской Федерации (а/п Внуково, Сочи, Ульяновск-Восточный, Уфа) показал отсутствие критериев оценки эффективности проведения аварийно-спасательных работ в районе аэродрома, методов и методик оптимизации их проведения, комплектовании служб и их оснащении в зависимости от географических и климатических условий расположения аэропортов.

Таким образом, данная проблема является актуальной и при построении СУБП в аэропортах, которая требует решения таких задач, как модернизация, оптимизация и разработка методических рекомендаций для служб, проводимых аварийно-спасательные работы. Одним из главных показателей эффективности при выполнении аварийно-спасательных работ является минимальное количество пострадавших, которое можно представить как функционал от времени проведения АСР и качества оказания медицинской помощи [2]:

Р() = /1 (х1> Х2^ /2 0>1, У 2 У* I /3 *2>...> ^);

/4 (( Чз ) /5 (( n2,..., ПВ ) /6 (( m2,..., т ) /7 (( к2,..., к8 )- т1П .

Одним из ключевых компонентов системы управления безопасности полетов является управление рисками, связанными с эффективностью проведения аварийно-спасательных работ. Риск, связанный с эффективностью проведения аварийно-спасательных работ, представляет собой прогнозируемую вероятность и серьезность последствий или результатов, вызванных существующим опасным фактором или ситуацией [1].

Оценка рисков, связанных с эффективностью проведения аварийно-спасательных работ, начинается с оценки вероятности того, что последствия опасных факторов материализуются в ходе деятельности аварийно-спасательных команд аэропорта. Вероятность/возможность рисков, связанных с эффективностью проведения аварийно-спасательных работ, определяется как возможность возникновения или повторения небезопасного события, или результата.

Определить возможность такой вероятности можно с помощью вероятностных показателей эффективности проведения аварийно-спасательных работ. Вероятностные показатели эффективности объективно отражают следующую закономерность: погибшие, как потенциально возможный исход конкретного АП по своей природе - случайное событие вследствие возникновения факторов опасности, влияющих на увеличение погибших и размер ущерба в результате АП.

Если А - риск для конкретного фактора опасности М от общего числа N факторов опасности, возникающих в происшествиях со смертельным исходом, тогда вероятность Р(А) реализации конкретного риска будет являться отношение конкретного фактора опасности к общему числу - фактору опасности, возникающих в происшествиях со смертельным исходом: Р(А) = М / N .

М(/1 ) = /1 (х1зх2,...,х3) - фактор опасности функции /х- профессиональной подготовки персонала; М(/2) = /2(у1зу2,...,у3) - фактор опасности функции /2 - обеспечения АС оборудо-

ванием и техникой; М(/3) = /3гг,..., ) - фактор опасности функции /3 - оперативности; М(/4) = /4(/1зЦ2,..,) - фактор опасности функции/4 - взаимодействия со сторонними организациями; М(/5) = /5(и1зп2,...,) - фактор опасности функции /5 - условий местности; М(/6) = /6(т1зт2,...,т3) - фактор опасности функции /6 - различных условий времен года; М(/7) = /7(&1зк2,..,к5) - фактор опасности функции/7 - характеристик ВС.

После определения вероятностей возникновения факторов опасностей, влияющих на увеличение времени проведения АСР, производится расчет временных показателей, каждой функции: я

1 (/' )= ^ О' , где ^(/') - время проведения АСР, зависящее от функции суммы возникших факторов

] =1

опасности; ^ - время проведения АСР, зависящее от одного фактора опасности.

В ходе проведения анализа комплексных учений аварийно-спасательных команд аэропортов России, был выявлен ряд опасных факторов.

1). 27.01.14 в ОАО «Аэропорт Внуково» в ходе проведения тренировок аварийно-спасательной команды (АСК) по отработке действий при АП на территории аэропорта был сделан вывод, что основными факторами опасности являются: сигнал «Тревога» был подан с опозданием на 10 с. (оповещение было произведено за 35 е.); не сформирована группа обслуживания встречающих и провожающих (ГОВиП) для обеспечения первоначального психологического, медицинского, информационного и других видов обслуживания, что привело к увеличению времени на 4 мин. на оказание помощи; ЛОВД, пограничная служба и таможня прибыли к месту сбора с опозданием на 2:10 мин.

2). 15.07.2014г. в аэропорту «Ульяновск - Восточный» в ходе проведения тренировок нештатных формирований АСК и ПСР СПАСОП были выявлены такие опасные факторы: сигнал «Тревога» был подан с опозданием на 15 с. (оповещение было произведено за 40 е.); подача огнетушащих средств расчетом ВПО СПАСОП была осуществлена на 2 мин. позже нормативного времени (время подачи огнетушащих средств после оповещения составило 5 мин.); нештатные расчеты (медицинский, аэродромной службы) АСК аэропорта прибыли на 1 мин. позже нормативного времени прибытия по сигналу «Учебная Тревога» (прибытие расчетов было осуществлено через 7 мин.); численность прибывших нештатных формирований АСК не соответствует нормативам по требуемой численности АСФ. Тем самым, в ходе проведения тренировки время на АСР увеличилось на 3 мин..

3). 23.07.13 были проведены тренировки с АСК ОАО «Международный аэропорт Уфа». Оценивая недостатки, выявленные в ходе учения, проводимого с АСК, были установлены опасные факторы: не организованность пожарно-спасательного расчета в прокладке рукавных линий привела к уличению времени подачи огнетушащих средств на 1 мин. (время подачи было произведено через 4 мин. после оповещения); из-за неорганизованности действий СПО на месте АП время на эвакуацию пассажиров увеличилось на 2 мин. (время эвакуации составило 6 мин.); из-за отсутствия профессиональной подготовки расчета МСЧ время на оказание ПМП пострадавшим увеличилась на 2,5 мин., что привело к увеличению риска получения травмы пассажиров.

Проанализировав факторы опасности, которые наиболее часто возникают в результате учений в трех аэропортах (Внуково, Ульяновск - Восточный и Уфа) в 2013 - 2014 гг. можно произвести расчет вероятностей возникновения опасных факторов в относительных величинах при N = 100:

Аэропорт Внуково

М(/1) = 36; р(А/1 ) = 36/100 = 0,36; М(/2) = 22; Р(А/2 ) = 22/100 = 0,22; М(/3) = 19; р(А/3 ) = 19/100 = 0,19; М(/4) = 14; Р(А/4) = 14/100 = 0,14 М(/6) = 9; р(А/6 ) = 9/100 = 0,09.

Аэропорт Ульяновск-Восточный

М (/ ) = 38; Р (ЛЛ ) = 38/100 = 0,38; М (/2 ) = 24; Р (л/г ) = 24/100 = 0,24; М/3) = 20; р(Л/3 ) = 20/100 = 0,20; М/4) = 14; Р(Л/4) = 14/100 = 0,14; М/7) = 7; Р(Л/7 ) = 7/100 = 0,07.

Аэропорт Уфа

М(/) = 49; р(л/1) = 49/100 = 0,49; М/2) = 18; р(л/2 ) = 18/100 = 0,18; М/3) = 14; р(л/3 )= 14/100 = 0,14; М/4) = 11; Р(Л/4 )= 11/100 = 0,11; М(/5) = 8; Р(Л/5) = 8/100 = 0,08.

На основе подсчитанных вероятностей произведем расчет временных показателей, каждой функции:

Аэропорт Внуково

г(л/1 ) = гх1 + 1x2 + гх$ = 4 мин-; г (л/2) = гу1 + гу1 + гуБ = 3,15 мин-

г(Л/3 ) = гг1 + гх2 + гг8 = 4 мин. = 0,11 + 2,1 + 0,1 = 2.40 мин.

г (Л/ 4) = гЧ1 + гЧ2 + = 2 мин.; г (Л/ 6) = т + т + гт8 = 0,30 мин. Аэропорт Ульяновск - Восточный:

г (Л/1 ) = гх1 + гх2 + гх5 = 2 + 2 = 4 мин.; г (Л/2 )= гу1 + гу 2 + гу5 = 3 + 2 = 5 мин. г(Л/3 ) = гг1 + гх2 + гг8 = 0,15 + 2 +1 +1,3 = 4,45 мин. г (Л/4) = гЧ1 + гЧ2 + гф = 3 мин.; г (Л/ 7) = ги + гк 2 + гк8 = 0,45 мин. Аэропорт Уфа:

г (Л/1) = гх1 + гх2 + гх8 = 1 + 2 + 2 + 2,3 = 7,3 мин. г(Л/2 ) = гу1 + гу2 + гуБ = 4 мин.; г(л/3 ) = + ^2 + гд = 3,30 ми".

г(л/4 ) = гql + гд2 + гдБ = 3 мин.; г(Л/ ) = гп1 + гп2 + П = 0,55 мин.

Таким образом, на основе подсчитанных вероятностей и времени, составляем матрицу зависимости вероятности функционала АСК от вероятности возникновения факторов опасности и времени проведения аварийно-спасательных работ (табл. 1).

Таблица 1

Матрица зависимости вероятности функционала аварийно-спасательных команд от вероятности возникновения факторов опасности и времени проведения АСР

Функционал Вероятность Время Функционал Вероятность Время

АСК возникновения проведения АСК возникновения проведения

фактора АСР, мин. фактора АСР, мин.

опасности опасности

Аэропорт Внуково £3 0,2 4

А 0,36 4 £4 0,11 3

£2 0,22 3.15 £7 0,07 0.45

£3 0,19 2.40 Аэропорт Уфа

£4 0,14 2 А 0,49 7.30

£6 0,09 0.30 £2 0,18 4

Аэропорт Ульяновск - Восточный £3 0,14 3.30

П 0,38 5 £4 0,11 3

£2 0,24 4.45 £5 0,08 0.55

На основе матрицы построим диаграмму зависимости времени проведения аварийно-спасательных работ от вероятности возникновения факторов опасности (рис. 2).

0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

Р,вероятность возникновения факторов опасности

f1

/ fi У , fi

[4 f3 f f2 f

f6 f3 4

12 3

Аэропорт Внуково

5 6 7 8

•Аэропорт УЛЬЯНОВСК- ВидаайЪНЬЦЙведения АСР

Рис. 2. Диаграмма зависимости времени проведения АСР от вероятности возникновения факторов опасности

Анализируя диаграмму, можно сделать вывод, что с увеличением вероятности возникновения факторов опасности время на проведение АСР увеличивается. Наиболее опасными являются факторы функций fl-профессиональная подготовка персонала, 12-оснащение оборудованием и техникой АС и f3- оперативность служб.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по управлению безопасности полетов (РУБП) Doc.9859. 3-е изд. ИКАО 2013.

2. Мастеров С.С., Студеникин Н.И. Анализ состояния безопасности полетов в Гражданской авиации РФ в 2013 году / С.С. Мастеров, Н.И. Студеникин. - М., 2014.

3. Рухлинский В.М., Свиркин В.А. Некоторые аспекты повышения эффективности аварийно-спасательных работ в районе аэродрома // Научный Вестник МГТУ ГА. 2011. С. 139-143.№ 174.

4. Rukhlinskiy V., Malysheva L., Lunichkin A. Safety Enhancement Initiatives (SEIs) existing within the region of the member-states of intergovernmental Agreement on Civil Aviation and Airspace Use (RC0G/02-IP/06). // Second Meeting of RCOG (RC0G/02), 26-27 September, 2012.

THE RISKS AND HAZARTS OF RESCUE MAINTENANCE OF FLIGHTS

Rukhlinskiy V.M., Molotovnic A.S.

In this article, based on analysis of complex rehearsals of rescue teams in airports of Russia, were identified risks, associated with the effectiveness of rescue operations. Was developed a diagram of the probability of harm to persons or property, and the time of the rescue operation.

Key words: effectiveness of rescue operations, risks, hazards, performance criteria.

REFERENCES

1. Rukovodstvo po upravleniyu bezopasnosti poletov (RUBP) Doc.9859. 3-e izd. IKAO 2013.

2. Masterov S.S., Studenikin N.I. Analiz sostoyaniya bezopasnosti poletov v Grazhdanskoy aviatsii RF v 2013 godu / S.S. Masterov, N.I. Studenikin. - M., 2014.

3. Ruhlinskiy V.M., Svirkin V.A. Nekotorye aspekty povysheniya effektivnosti avariyno-spasatel'nyh rabot v ray one aerodroma // Nauchnyy Vestnik MGTU GA. 2011. P. 139-143. № 174.

4. Rukhlinskiy V., Malysheva L., Lunichkin A. Safety Enhancement Initiatives (SEIs) existing within the region of the member-states of intergovernmental Agreement on Civil Aviation and Airspace Use (RC0G/02-IP/06). // Second Meeting of RCOG (RC0G/02), 26-27 September, 2012.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Рухлинский Виктор Михайлович, 1946 г.р., окончил МАИ им. Орджоникидзе (1973), доктор технических наук, председатель Комиссии по связям с ИКАО, международными и межгосударственными организациями Межгосударственного авиационного комитета, автор более 130 научных работ, область научных интересов - безопасность полетов, эксплуатационно-технические характеристики гражданской авиационной техники и поддержание летной годности самолетов FA.

Молотовник Антон Сергеевич, 1988 г.р., окончил Ульяновское высшее училище гражданской авиации (Институт) (2011), руководитель группы отдела организации АСО полетов «АК «ТРАНСАЭРО», автор 10 научных работ, область научных интересов - безопасность полетов, организация производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.