Научная статья на тему 'Особенности организации авиационных поисково-спасательных операций в России'

Особенности организации авиационных поисково-спасательных операций в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2275
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОИСК И СПАСАНИЕ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО ПОИСКА И СПАСАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корчагин Александр Серафимович

Рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением безопасности и организации авиационных поисково-спасательных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT OF RUSSIA FEDERASHION IS RESPNSIBILE FOR AVIATION SECURITY OF PASSENGERS

In connection with the rapid development of aviation in the second half of the 20 century, widespread use of civil aviation in national economy, the development of air transport in the late 70. The Government of the USSR decided to establish a Unified State aeronautical Search and Rescue Service, whose management was entrusted to the command of the Air Force's DEFENSE of the USSR.

Текст научной работы на тему «Особенности организации авиационных поисково-спасательных операций в России»

УДК 656.7:658

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АВИАЦИОННЫХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИИ

А.С. КОРЧАГИН

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

Рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением безопасности и организации авиационных поисковоспасательных работ.

Ключевые слова: авиационная безопасность, поиск и спасание, Единая система авиационно-космического поиска и спасания.

В связи со стремительным развитием авиации во второй половине XX века, широкого применения гражданской авиации в народном хозяйстве, развития воздушных перевозок в конце 70-х годов Правительством СССР было принято решение о создании Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы, руководство которой было возложено на командование Военно-воздушных сил МО СССР. Шли годы, организационная система поиска и спасания совершенствовалась, повышался уровень технического оснащения поисковоспасательных сил, развивалась система подготовки и переподготовки специалистов-спасателей.

В начале 90-х годов с развалом СССР Единая система поиска и спасания фактически погибла из-за отсутствия бюджетного финансирования. Только в конце 90-х годов Правительство РФ вспомнило о необходимости возрождения уже российской Единой системы авиационнокосмического поиска и спасания (АКПС). Начался новый этап ее развития.

Основная задача, поставленная Правительством России перед Росавиацией, - это повышение уровня безопасности воздушного транспорта и обеспечение сохранности жизни и здоровья людей, пострадавших при авиационных происшествиях. Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Федеральная целевая программа (ФЦП) «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 гг., № 652 от 01.09.2008 г.)», в которой в качестве отдельного тематического направления выделено «Развитие единой системы авиационно-космического поиска и спасания», специальная программа «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года» и Концепция создания и развития аэронавигационной системы России; определены цели и задачи по модернизации, совершенствованию структуры АКПС, переоснащении новейшими образцами техники и связи федеральных и региональных органов и предприятий поиска и спасания.

В соответствии со Стандартами ИКАО, Приложение 12 (Annex 12. Search and Rescue, ICAO) Правительством Российской Федерации на Федеральную аэронавигационную службу (Росаэронавигацию), а после объединения Росаэронавигации с Росавиацией (2009 г.), на Росавиацию, как на федеральный руководящий орган единой системы, возложены функции по организации и управлению воздушным движением, по организации и развитию единой системы авиационно-космического поиска и спасания. Эта система создана в целях организации и проведения поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов всех видов авиации, их пассажиров и экипажей, поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов с места посадки. В состав единой системы входят органы, службы, авиационные силы и средства поиска и спасания, находящиеся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).

Росавиация через Управление организации авиационно-космического поиска и спасания:

- организует поиск и спасание пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих бедствие, поиск и эвакуацию с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов;

- организует в соответствии с международными договорами Российской Федерации поиск и эвакуацию космонавтов и спускаемых космических объектов, совершивших посадку на территории иностранного государства;

- организует взаимодействие авиационных поисково-спасательных служб с поисковоспасательными службами других федеральных органов исполнительной власти и иностранных государств.

Кроме того, Росавиация осуществляет руководство авиационными поисково-спасательными силами во время проведения поисково-спасательных работ; контролирует поисковоспасательное обеспечение полетов летательных аппаратов; доводит информацию о сигналах бедствия до координационных центров поиска и спасания; проводит аттестацию подведомственных авиационных поисково-спасательных служб; организует профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников поисково-спасательных служб.

В целях выполнения поставленных Правительством РФ задач в структуре Федерального агентства воздушного транспорта предусмотрено Управление организации авиационнокосмического поиска и спасания (УАКПС) - подразделение центрального аппарата, которое является регулирующим органом единой системы авиационно-космического поиска и спасания федерального уровня. Управление обеспечивает единое руководство, функциональную интеграцию и координированное развитие всех компонентов единой системы АКПС, находящихся в подчинении как Росавиации, так и в ведении иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководящим федеральным органом единой системы поиска и спасания на всем пространстве Российской Федерации является Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ), а в регионах - территориальные органы ФАВТ, которые организуют поиск и спасание по семи (7) зонам авиационно-космического поиска и спасания. Границы этих зон совпадают с границами зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

Круглосуточное оперативное руководство поисково-спасательными силами и средствами осуществляется:

- на федеральном уровне - Главным авиационным координационным центром поиска и спасания (гКЦПС);

- на региональном уровне - авиационными координационными центрами поиска и спасания;

- на местном уровне - органами управления полетами.

Не следует путать функции Единой системы поиска и спасания Росавиации и функции Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне по оказанию помощи и ликвидации последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций. Для простоты понимания необходимо уяснить, что поисково-спасательные силы Росавиации обеспечивают поиск, спасание и эвакуацию лиц, терпящих бедствие воздушных судов и космических спускаемых аппаратов независимо от их принадлежности, а службы МЧС организуют спасание и ликвидацию последствий какого-либо чрезвычайного происшествия или техногенной катастрофы. Естественно, что на всех уровнях обеспечивается двусторонняя координация и взаимодействие по организации и проведению поисково-спасательных работ, а при необходимости в целях усиления группировки поисково-спасательных сил и расширения масштабов поисковой операции могут быть привлечены поисково-спасательные силы и средства той или иной стороны.

Для практического обеспечения поисково-спасательных работ Федеральными органами исполнительной власти выделяются специальные силы от более 50 региональных поисковоспасательных баз (РПСБ), часть из которых непосредственно подчинена Росавиации. В настоящее время на всей территории России ежесуточно несут дежурство около 130 воздушных судов, в том числе 30 самолетов и 100 вертолетов, готовых к вылету на поиск и оказание помощи в кратчайшее время.

Согласно Стандартов ИКАО, Приложение 12 «Поиск и спасание» и Приложение 14 «Аэродромы» организация поисково-спасательных работ в районе аэропорта (в радиусе 8 морских миль) возлагается на руководство данного аэропорта, за пределами ответственности аэропорта -все поисково-спасательные операции выполняются силами и средствами ведомства гражданской авиации страны.

Если Федеральное агентство воздушного транспорта через свои органы, а именно: Управление авиационно-космического поиска и спасания и Межрегиональные управления ФАВТ осуществляют общее руководство, то оперативное руководство всеми поисково-спасательными силами возложено на поисково-спасательные центры. Постановлением Правительства РФ №3401 от 28.03.2008 г. в семи федеральных округах были образованы семь региональных авиационных поисково-спасательных центров (АПСЦ), в подчинении каждого центра может находиться несколько Федеральных государственных учреждений (ФГУ) - региональные поисковоспасательные базы (РПСБ). Каждая база комплектуется специалистами-спасателями, различными по образованию, по первоначальной профессии, по уровню профессиональной подготовки, по занимаемой должности: руководитель, спасатели (1-3 классов), инструкторы-парашютисты, фельдшеры (врачи). Базы оснащаются специальной техникой и оборудованием; арендуют воздушные суда с опытными экипажами для обеспечения поисково-спасательных работ. Время поиска является одним из основных показателей эффективности деятельности всей службы поиска и спасания.

Авиационный спасатель - это, можно сказать, не профессия, а призвание. В спасатели приходят люди из различных мест: после службы в армии, особенно если служба проходила в ВДВ или в спецназе, воспитанники авиационных спортивных клубов ДОСААФ (РОСТО) - спортсмены летчики, парашютисты, авиатехники, автомеханики. Спасателями по приказу о назначении на должность не становятся, характер спасателя выковывается годами, опыт и профессионализм приходят со временем.

В прежние времена специальных учебных заведений по подготовке авиационных спасателей не существовало, были (и имеются) отдельные курсы при авиационных вузах и учебных центрах, где давали основы первоначальной подготовки авиационных спасателей, спасателей МЧС и авиалесоохраны. В последние годы Министерством транспорта РФ и Росавиацией проведены сертификация и лицензирование всех учебных центров и курсов по подготовке специалистов, составлены и утверждены единые методики подготовки спасателей с учетом специфики их деятельности, разработаны и утверждены профессиональные требования к спасателям.

В рамках Федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 гг.)» для совершенствования системы подготовки специалистов-спасателей определено строительство и оснащение пяти специальных учебных центров в различных регионах страны; предусмотрено техническое перевооружение региональных поисково-спасательных баз, проводятся научно-исследовательские и опытноконструкторские работы по созданию самых современных технических средств поиска и спасания, вплоть до модернизации существующих и разработки новых воздушных судов.

Поисково-спасательная работа - это небольшая точечная операция, выполняемая компактной группой специалистов, которые полностью должны доверять друг другу. Парашютно-десантная группа обычно состоит из 3-4 человек и включает 2-3 спасателей и фельдшера (врача), готовых по команде на вылет спасательного воздушного судна (летом через 30 мин, зимой через 45 мин) подняться в воздух. После получения сигнала тревоги экипаж поискового воздушного судна с парашютно-десантной группой на борту должен найти потерпевшее воздушное судно, произвести десантирование и оказать помощь пассажирам и экипажу в самое кратчайшее время. Если же парашютно-десантная группа прибывает на место происшествия на вертолете, то в этом случае производится рекогносцировка на месте, с воздуха определяется возможность приземления вертолета, подыскивается ближайшее место, пригодное для посадки вертолета и высадки

группы. При отсутствии пригодной площадки для приземления вертолета спасатели спускаются с вертолета на специальных спусковых устройствах.

Спасатели оценивают ситуацию с потерпевшими, наличие раненых, тяжесть травм, возможность эвакуации пострадавших, необходимость наращивания поисково-спасательных сил на месте аварии. Руководитель группы докладывает результаты анализа обстановки командиру поисково-спасательного воздушного судна, и командир передает полученную информацию по радиосвязи в региональный авиационный поисково-спасательный центр и далее во все структуры, связанные с организацией поиска и спасания. В это время поисково-спасательная группа выполняет свою основную задачу:

- фельдшер - оказывает экстренную медицинскую помощь нуждающимся;

- спасатели - в первую очередь организуют эвакуацию пострадавших пассажиров и членов экипажа с тяжелыми травмами; ведут психологическую работу с людьми, ожидающими эвакуацию; обеспечивают сохранность техники и имущества; при необходимости готовят площадку для посадки вертолета, а также обеспечивают выполнение всех других необходимых мероприятий.

Поисково-спасательные операции требуют больших финансовых, материальных и моральных затрат со стороны государства. Правительство, руководство Минтранса и Росавиации понимают важность и необходимость наличия поисково-спасательной системы в стране, предпринимаются всевозможные меры для обеспечения круглосуточного дежурства поисковоспасательных сил по всей территории России. И даже в тяжелые для авиационной отрасли периоды финансово-экономических кризисов не прекращается финансирование на поддержание поисково-спасательных сил в постоянной боевой готовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 538.

2. Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации от 15.07.2008 г. - № 530.

3. Инструкция экипажу дежурного поисково-спасательного воздушного судна на аэродроме.

GOVERNMENT OF RUSSIA FEDERASHION IS RESPNSIBILE FOR AVIATION SECURITY OF PASSENGERS

Korchagin A.S.

In connection with the rapid development of aviation in the second half of the 20 century, widespread use of civil aviation in national economy, the development of air transport in the late 70. The Government of the USSR decided to establish a Unified State aeronautical Search and Rescue Service, whose management was entrusted to the command of the Air Force's DEFENSE of the USSR.

Key words: aviation security, Search and Rescue, Full system of air and space search and rescue, rescue coordination center, search and rescue aircraft.

Сведения об авторе

Корчагин Александр Серафимович, 1948 г.р., окончил Академию ГА (1984), автор 5 научных работ, область научных интересов - развитие гражданской авиации, организация международной деятельности авиапредприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.