Научная статья на тему 'ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF THE TRAINED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенин Геннадий Николаевич, Кораблева Любовь Витальевна

В статье обосновывается понятие «инклюзивное образование», рассматриваются исторические аспекты реализации нормативно-правовой базы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаются пути реализации концепции инклюзивного образования, как изменения парадигмы образования, заключающиеся в следующем: 1) в сфере политики и образования; 2) в сфере психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; 3) в области подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования; 4) в области подготовки общественного мнения по проблеме инклюзивного образования; 5) в области создания для лиц с ОВЗ доступной (безбарьерной) среды; 6) в области научного и учебно-методического сопровождения инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пенин Геннадий Николаевич, Кораблева Любовь Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF PREPARATION FOR IMPLEMENTATION OF PROGRAMS OF INCLUSIVE FORMATION OF PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

The concept “inclusive education” locates in article, historical aspects of realization of standard and legal base of training of persons with limited opportunities of health are considered. Ways of implementation of the concept of inclusive education as the changes of a paradigm of education consisting in the following are offered: 1) in the sphere of policy and education; 2) in the sphere of psychology and pedagogical maintenance of inclusive education; 3) in the field of preparation and retraining of personnel for inclusive education; 4) in the field of preparation of public opinion on a problem of inclusive education; 5) in the field of creation for persons with limited opportunities of health of the available (barrierfree) environment; 6) in the field of scientific and educational and methodical maintenance of inclusive education.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 376.1

Г. Н. Пенин, Л. В. Кораблева

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Одним из ключевых вопросов, стоящих перед мировым сообществом, является проблема обеспечения права на образование для всех. Всеобъемлющее глобальное понятие «право» ориентирует, узаконивает и наполняет конкретным содержанием дискуссию о роли образования как ведущего фактора строительства социального капитала и социального единства.

Для достижения целей образования для всех особое значение имеет Конвенция ООН о правах инвалидов (2006), которая разрабатывалась при активном участии лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1]. В ней справедливо отмечается, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья, являются причинами инвалидности, а недостатки развития общества, которые своими барьерами препятствуют реализации права и свобод людей с нарушениями здоровья. Ратификация руководством Российской Федерации Конвенции о правах инвалидов позволила государству и обществу воспринимать лиц с ОВЗ как полноправных граждан, а не особую социальную группу людей. Важно, что в Конвенции призна-

ется необходимым наиболее полно включать людей с инвалидностью в общественную жизнь, создать возможности для инклюзивного обучения. Вместе с тем в ней не определяются конкретные формы образования лиц с ОВЗ и не устанавливаются конкретные сроки внедрения инклюзии в системы образования стран-участниц. Конвенция лишь определяет общие направления и принципы совершенствования образования. Инклюзивное образование понимается и воспринимается через более широкое понятие образования как права и в более широком видении целей образования для всех.

Истоки инклюзивного образования в современном представлении лежат в специальном образовании. Традиционно понятие инклюзивного образования применяется в отношении групп учащихся, относящихся к категории «с особыми потребностями» («с ограниченными возможностями здоровья», «с отклонениями в развитии»), то есть лиц с физическими и/или умственными нарушениями, а также мигрантов, представителей национальных меньшинств и некоторых других

групп учащихся. Подходы к обучению инвалидов носят коррекци-онный и исправительный характер, в основном путем создания дифференцированных структур, специальных учреждений и специальных методов. Однако Концепция инклюзивного образования, предлагаемая ЮНЕСКО, эволюционирует в сторону идеи о том, что все дети и молодые люди должны иметь равные учебные условия и возможности в образовательных учреждениях разного типа, независимо от их социокультурного положения, познавательных интересов и способностей.

Вместе с тем смысл понятия «инклюзивное образование» нельзя считать однозначным. ЮНЕСКО определяет инклюзию как «процесс обращения и реакции на разнообразие нужд всех учащихся через возрастающее участие в учении, культурах и общинах и уменьшение эксклюзивности (исключений) в их обучении. Это влечет за собой изменения и модификацию в содержании, подходах, структурах и стратегиях с общим видением, которое охватывает детей соответствующей возрастной категории, и убеждением, что существующая система ответственна за обучение всех детей».

В итоговом документе Третьего регионального семинара Сообщества практики в СНГ по вопросам развития содержания общего

среднего образования «Инклюзивное образование: путь в будущее» главным направлением в стратегии развития инклюзии заявляется «вовлечение всех детей в общеобразовательный процесс независимо от возраста, пола, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, отставания в развитии или социально-экономического статуса» [2].

Как свидетельствует наше исследование [3], цели, смысл и содержание инклюзивного образования существенно изменились, начиная с 90-х годов прошлого века. Это произошло благодаря признанию того факта, что модели интеграции, основанные только на включении учащихся с особыми потребностями в учебные заведения общего типа, не соответствуют разнообразию ожиданий и потребностей учащихся.

Не случайно в различных странах мира оформились две концепции «взаимоотношения массовой и специальной систем образования, основанные на разном предпочтении фундаментальных принципов интеграции — доступности образования и свободы выбора [4]. Концепция «поглощения» предусматривает планомерное сокращение числа кор-рекционных образовательных учреждений административным путем.Концепция«сосуществования и взаимодополнения», по мнению Н. М. Назаровой [5], основана на

гуманистическом подходе и предполагает свободу выбора места и способа обучения для ученика с ограниченными возможностями здоровья и его родителей. К сожалению, в России явное предпочтение отдается авторитарной модели «поглощения», что разрушает фундаментальный принцип инклюзии — свободу выбора и не обеспечивает права лиц с ОВЗ на качественное и конкурентоспособное образование, личностную и социокультурную самореализацию. Безусловно, данное обстоятельство связано с социально-экономической ситуацией, сложившейся в стране, с экономией государственных средств и ресурсов, которые затрачиваются на специальное образование детей и взрослых с ОВЗ.

Актуальным является вопрос о понимании масштабов инклюзии, основанной на содержании образования и школьной модели, которая одинакова для всех воспитанников независимо от их различий (учащиеся должны приспособиться к нормам, режиму и правилам системы образования), либо, наоборот, она предполагает концептуализацию и использование широкого спектра учебных стратегий, отвечающих многообразию учащихся (система образования обязана отвечать на ожидания и потребности детей и молодежи).

Инклюзия влечет за собой изменения и модификации в содержании, подходах, структурах и

стратегиях и предполагает много вариантов, а не только одну модель. Проблема заключается не в том, как интегрировать отдельных учащихся в основную систему образования, а в том, как трансформировать систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех учащихся.

Развитие инклюзивного образования предполагает изменение парадигмы образования. Инклюзия основана на принципе доступности образования для всех учащихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, а не только для инвалидов. Инклюзивное образование — это переход от теории постулатов, правил, моделей, касающихся исключительно лиц с ОВЗ, к образовательной системе не только для инвалидов. Это всё больший сдвиг к комплексному, целостному подходу, основанному на интересах ребёнка (учащегося).

Подобный подход требует создания и реализации концепции социальной справедливости и преодоления эксклюзии1 в разных ее формах.

1 Эксклюзия (от лат. ехСшю—исключение); основное значение термина — это исключение. Однако термин может иметь несколько значений, в зависимости от сферы, к которой он может относиться. Например, выделяют моральную эксклюзию — восприятие определенных лиц или групп как находящихся вне области, на которую распространяются законы морали и справедливости; или социальную эксклюзию — исключение человека из общества [6].

Для этого необходимы следующие направления действий:

1. В сфере политики и законодательства:

- определить экономические условия для реализации инклюзивных подходов в образовании детей с ОВЗ;

- разработать нормативно-правовые акты, обеспечивающие правоприменительную практику реализации образовательной инклюзии;

- разработать критерии стандарта оказания образовательных услуг в сфере инклюзивного образования (определение получателя образовательной услуги, порядок финансирования, создание доступной среды, штат специалистов);

- разработать механизмы аккредитации и лицензирования инклюзивных образовательных учреждений;

- разработать на федеральном уровне механизмы межведомственного взаимодействия в реализации прав лиц с ОВЗ в области образования;

- определить механизмы субсидирования затрат на инклюзивное образование из средств федерального бюджета;

- решить вопросы оплаты труда педагогов, работающих в инклюзивных учреждениях.

2. В сфере психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования:

- осуществлять системный статистический учет групп детей с особыми образовательными потребностями;

- осуществлять раннее выявление детей с ОВЗ; выстраивать оптимальный образовательный маршрут для каждого ребёнка;

- осуществлять психолого-педагогическую поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов инклюзивных образовательных учреждений;

- расширять функциональные обязанности психолого-медико-педагогических комиссий (владеть информацией о ресурсах учреждений, выявлять динамику включения ребёнка в образовательную среду и др.);

- укреплять межинституциональное взаимодействие образовательных учреждений и психолого-педагогических медико-социальных центров (далее — ППМС-центры) в целях определения последовательности и характера мероприятий, направленных на развитие и реабилитацию детей с ОВЗ;

- расширять социальное партнёрство образовательных учреждений с учреждениями социальной защиты и здравоохранения, с общественными организациями и родительскими ассоциациями; с учреждениями высшего образования и научно-исследовательскими институтами.

3. В области подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования:

- осуществлять обучение специалистов в педагогических вузах в рамках основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование;

- разработать механизмы обязательного профессионального повышения квалификации работников дошкольных учреждений и школ по вопросам инклюзивных практик обучения с учетом европейского опыта и российских образовательных традиций;

- выявлять целесообразность внедрения в инклюзивные образовательные учреждения ассистентов учителей (тьюторов); осуществлять обучение тьюторов на базе ресурсных или учебно-методических центров.

4. В области подготовки общественного мнения по проблеме инклюзивного образования:

- повышать родительскую компетентность по вопросам понимания инвалидности и принятия детей с ОВЗ;

- осуществлять просветительскую деятельность среди медицинских и социальных работников, педагогов, работников средств массовой информации с целью повышения их компетентности в сфере инклюзивного образования.

5. В области создания для лиц с ОВЗ доступной (безбарьерной) среды:

- раскрыть термин «безбарьерная среда» и критерии, определяю-

щие степень доступности того или иного объекта любой инфраструктуры, а также степень доступности информации;

- внедрять принципы «универсального дизайна» в проектирование и строительство зданий для инклюзивных образовательных учреждений, в проектирование товаров и создание образовательной среды;

- обеспечить доступность лиц с ОВЗ к физическому окружению, к транспортной инфраструктуре, к получению и передаче информации;

- внедрять в практику инклюзивного обучения высокотехнологичные средства реабилитации (например, кохлеарные импланты, FM-системы и др.) и информационные технологии;

- создать социокультурное пространство в каждом инклюзивном образовательном учреждении, позволяющее преодолеть социальные и отношенческие барьеры и предрассудки.

6. В области научного и учебно-методического сопровождения инклюзии:

- осуществить междисциплинарные научно-теоретические и прикладные исследования по проблемам инклюзивного образования лиц с ОВЗ;

- создать вариативную учебно-методическую базу, предназначенную для обучения детей с ОВЗ (информационно-технологическое обеспечение, учебники, учебные планы, методические материалы и т. д.);

- изучать международный опыт инклюзивного обучения инвалидов в целях развития национальной системы образования, её интеграции в мировое образовательное пространство и создания инклюзивного общества.

Можно полагать, что реализация указанных направлений деятельности позволит обеспечить динамичное развитие инклюзивного образования [7] и высокие стандарты обучения каждому учащемуся с ограниченными возможностями здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 «Конвенция о правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. 11 февраля. № 6. С. 468.

2. Назарова Н. М. Инклюзивное образование и две концепции его реализации // Родина и особый ребёнок: проблемы патриотического воспитания. СПб., 2012. С. 17-19.

3. Пенин Г. Н. Образование для всех: смысл и ключевые направления инклюзии // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии:

взгляд из Европы и России. СПб., 2010. С. 22-28.

4. Назарова Н. М. Указ. соч.

5. Педагогика инклюзивного образования: Учебник / Кол. авт.: Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. М., 2016. 335 с.

6. http://www.genon.ru/GetAnswer. aspx?qid=802b87f9-89b1-40df-b7cd-357535147Ь7с

7. Приоритеты социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в России. М., 2011.

REFERENCES

1. The resolution of the United Nations General Assembly of December 13, 2006 No. 61/106 «Convention on the rights of disabled people» of December 13, 2006 // The Russian Federation Code. 2013. February 11. No. 6. P. 468. (In Russ.).

2. Nazarova N. M. Inclusive education and two concepts of its realization//Homeland and special child: problems of patriotic education. SPb., 2012. P. 17-19. (In Russ.).

3. Penin G. N. Education for all: sense and the key directions of an inklyuziya// Inclusive education of persons with violations in development: a look from Europe and Russia. SPb., 2010. P. 22-28. (In Russ.).

4. Nazarova N. M. Index of the composition.

5. Pedagogics of inclusive education: Textbook / Stake. bus: T. G. Bogdanova, A. A. Guseynova, N. M. Nazarova, etc.; under the editorship of N. M. Nazarova. M, 2016. 335 p. (In Russ.).

6. http://www.genon.ru/GetAnswer. aspx? qid=802b87f9-89b1-40df-b7cd-357535147b7c

7. Priorities of a social inklyuziya of children with limited opportunities of health and their families in Russia. M., 2011. (In Russ.).

Поступила в редакцию 06.09.2016г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.