Научная статья на тему 'ПУТИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ'

ПУТИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байдуллоев А., Авганов С., Мардонов С.

В данной статье рассматривается пути взаимодействия преподавателей и студентов, а также проведение специально организованных занятий, встреч, дискуссий со студентами о взаимоотношениях между участниками учебного процесса, этике поведения со старшими, сверстниками, младшими, создание воспитывающих ситуаций для формирования и закрепления гуманных взаимоотношений в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байдуллоев А., Авганов С., Мардонов С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF DEVELOPMENT OF INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS IN FORMATION OF INTELLECTUAL AND PROGNOSTIC POTENTIAL OF STUDENTS

The article considers the ways of teachers and students interaction, as well as conducting specially organized lessons, meetings, discussions with students on mutual relations between participants of the activity, ethics of behavior with adults, contemporaries, younger, creating educational situations to form and consolidate humane interrelations in collective.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ»

ПУТИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Байдуллоев А., Авганов С., Мардонов С.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Воспитание и обучение детей - это конституционная обязанность каждого родителя. В нашей республике это четко выражено в «Законе Республики Таджикистан об ответственности родителей в обучении и воспитании ребенка», который недавно был принят. Важнейший путь развития сотрудничества участников воспитательного процесса-организация их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если есть возможности и условия:

- сформировать положительную установку у взаимодействующих сторон (преподавателей и студентов) на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

- осуществлять совместное планирование, организацию и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций преподавателей и студентов в этом процессе;

- создавать ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;

- позиция, стиль работы преподавателя способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и студентов заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наиболее эффективной для развития сотруднического взаимодействия является методика организации коллективной творческой деятельности. оллективная творческая деятельность позволяет лучше узнать друг друга, способствует развитию взаимоотношений, усиливает взаимное влияние участников деятельности.

Успешность деятельности, срабатывание ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и студентов связано, прежде всего, с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. Для того чтобы успешно строить взаимоотношения со студентами, педагогу необходимо знание их возрастных особенностей, потребностей, намерений; индивидуальных возможностей, склонностей и интересов; воспитательного потенциала деятельности, уровня подготовленности студентов к участию в той или иной деятельности; уровня развития коллектива, характера взаимоотношений между студентами и преподавателями; факторов, влияющих на взаимодействие членов коллектива; своих собственных возможностей. Информация по данным вопросам очень изменчива и требует постоянного изучения, при этом преподавателю важно получать сведения по каждому вопросу от разных сторон (других преподавателей, студентов, родителей), из разных источников (из общения, в деятельности со своими однокурсниками товарищами, учителями, наедине с самим собой).

Отношение студентов к преподавателям также определяется их информированностью о преподавателе. Самой доступной для них является информация об уровне знаний педагога, его эрудиции, профессиональных качествах, которую студенты распознают достаточно быстро, хотя иногда для этого требуется много времени. Надо учитывать, что мнение об учителе, которое трудно бывает опровергнуть, может передаваться от старшекурсников. Как и преподавателям, студентам тоже важно увидеть индивидуальные, сильные стороны в преподавателе, однако рамки учебного времени ограничивают возможность решения этой проблемы. Необходимо создание специальных ситуаций, в которых обе стороны могут лучше узнать друг друга и это,

конечно, поможет студентам развивать навыки самостоятельности в решении некоторых проблем, и одновременно у них развивается навыки самостоятельности. А этот навык как раз им нужен в решении дальнейших проблем, которые появляться в их учебном процессе и, даже, в их личной жизни.

Знания друг о друге должны быть не просто зафиксированы, а осознаны и поняты. Понять другого человека — значит узнать причины, мотивы данного поступка, поведения, объяснить их. Это не означает, что нужно соглашаться с действиями партнера и одобрять их. Понимание другого человека, даже при несогласии с его идеями и поступками, позволяет избежать неразрешимых конфликтов, найти компромиссное решение, убедительно построить свою аргументацию и склонить партнера на свою сторону. Бытует мнение, что «понять — значит простить». С этим можно было бы согласиться, если подчеркнуть, что прощение не должно переходить в попустительство. Всем известно, что студенты с большим уважением относятся к строгим, требовательным преподавателям, поэтому понять другого человека — это значит увидеть в нем личность, и с учетом его особенностей проявлять к нему необходимую требовательность.

Взаимопонимание предполагает заинтересованное и доброжелательное стремление увидеть ошибки друг друга и исправить их в связи с желанием добиться общего успеха в совместной работе. Взаимопонимание между членами коллектива, преподавателями и студентами формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах, на занятиях и вне занятий. При этом существенное значение имеет не только знание и понимание особенностей друг друга, но и осмысление конкретной ситуации, проблемы, которую предстоит решать сообща друг другом. Взаимопонимание в данном случае характеризуется способностью взаимодействующих сторон договориться, прийти к согласию. Для этого и преподавателям, и студентам полезно помнить о следующих правилах: необходимо уметь выслушать другую сторону, не перебивая и не возражая; не игнорировать мнение других, как бы оно не прозвучало; не торопиться давать оценку вместо обсуждения по существу; не претендовать на безусловный приоритет своего мнения, своих предложений без достаточного аргументирования, без выявления бесспорных преимуществ выдвинутой позиции, без терпеливого и уважительного выслушивания другой стороны, ее доказательств. Педагоги допускают и даже стимулируют честную борьбу различных мнений, радуясь успеху любых предложений, от кого бы они ни исходили, охотно признавая чью-то правоту и радуясь общим достижениям [1].

В школьных коллективах проводится ряд специально организованных мероприятий, которые способствуют взаимопониманию между преподавателями и студентами, ускоряют эти процессы.

Примером этого может быть беседа «Мое любимое занятие». Каждый студент рассказывает о своем любимом занятии, а затем преподаватель как пример знакомит студентов со своими увлечениями. Много может быть интересных и неожиданных моментов и для студентов, и для преподавателей на этой неформальной встрече. Полезно провести подобный разговор с участием всех преподавателей, работающих в данной группе, и студентов со своими родителями.

Различные встречи-диалоги, встречи - дискуссии между педагогами и студентами должны стать традицией в университетах, где они обсуждают волнующие их вопросы в области литературы, политики, этики и эстетики. Это позволяет лучше понимать друг друга и в других видах деятельности.

Достижения, лучшие стороны и качества преподавателя раскрывают творческие отчеты, которые полезно проводить с участием студентов. Сами студенты могут представить в творческой форме деятельность преподавателя, его профессиональный портрет, наиболее удачные, по мнению студентов, идеи, подходы, методические находки преподавателя. В педагогическом университете творческий отчет проводится в виде конкурса педагогического мастерства преподавателя, а зрителями, болельщиками,

помощниками, членами жюри станут студенты. (Каким полезным может оказатся преподавателям побывать на месте студентов, когда не мы оцениваем студентов, а они оценивают нас).

Поменяться ролями, встать на место студента и наоборот — необходимо, чтобы лучше понять друг друга. Можно спорить об их целесообразности, но совершенно очевидно, что в данной ситуации преподаватели в своем студенте увидят себя, а студент поймет хотя бы некоторые трудности и проблемы нелегкого учительского труда и, может быть, по-другому посмотрит на своих педагогов. Нужно находить и возможность включать студентов в учебно-воспитательный процесс в качестве преподавателей не только в праздники, но и в повседневной жизни университета.

Целесообразно продумать систему мер, которые обеспечивают доброжелательные отношения между педагогами, студентами, родителями и создают ситуации «равноправия» между всеми участниками воспитательного процесса. Так, например, наряду с днем учителя сделать традиционным в университете день студентов, праздник родителей или праздник семьи. Ряд вопросов, которые касаются жизнедеятельности школьного коллектива или первичного объединения, нужно обсуждать «на равных уровнях» педагогам, студентам и родителям. Например, при планировании работы университета, академических групп, конкретного дела необходимо предоставить возможность участия в этом всех желающих, студентов первокурсников и старшекурсников.

Для организации повседневной работы коллектива, конкретных дел, решения проблемы могут создаваться органы самоуправления, в которые «на равных уровнях» войдут педагоги, студенты и их родители.

Развитию сотруднических отношений между педагогами и студентами способствует проведение различных конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной команды или как соперники.

Педагогу всегда приятно внимание, признание своих студентов, а проявление заботы, чуткого отношения к студентам со стороны педагога особенно важно, потому что становится образцом для подражания. Эмоциональному подкреплению отношений между педагогами и студентами способствуют сюрпризы, подарки, поздравления в праздники и дни рождения. Было бы замечательно, если бы учитель начинал занятие с поздравления студента, добившегося успехов в олимпиаде, конкурсе или спортивном соревновании, или включил в урок сюрприз для студентов в связи с каким-либо студентом.

Трудно осуществить сотрудничество педагогов и студентов и добиться высокой его эффективности, если взаимодействующие стороны не владеют способами совместной деятельности и общения, не умеют вести диалог, договариваться, слушать и слышать друг друга. Практический опыт свидетельствует о том, что одной из самых слабых сторон выпускников педвуза, часто встречающейся трудностью является установление контактов с детьми, правильных взаимоотношений с отдельными школьниками и коллективами детей.

Администрации школы, педагогическому коллективу целесообразно продумать систему подготовки педагогов и учащихся к взаимодействию друг с другом. В содержании подготовки нужно предусмотреть единство следующих направлений:

- психологическая подготовка, которая заключается в формировании убеждения о необходимости сотрудничества преподавателей и студентов, стремления к совместной деятельности и общению членов коллектива;

- теоретическая подготовка, которая в основе своей осуществляется в педагогическом заведении и предполагает рассмотрение на новом уровне влияния различных условий на характер, стиль, способы взаимодействия и поведения педагога, а также вопросов психологических особенностей студентов, взаимоотношений в коллективе;

- практическая подготовка, направленная на обеспечение педагогов навыками и умениями совместного планирования, организации и подведении итогов совместной деятельности в студенческом коллективе, а также конкретными технологиями, например проведением «мозговой атаки», организации обсуждения проблемного вопроса, диалога со студентами, выхода из конфликта и т. д.

Все направления подготовки взаимосвязаны, и любая правильно организованная форма может способствовать психологической подготовке педагога. Важно, чтобы методика занятий была обучающей, давала образцы организации сотрудничества членов коллектива.

Формированию коммуникативных умений и навыков общения, совместной деятельности в коллективе способствуют деловые и продуктивные игры, тренинг общения или тренинг по принятию решения в трудной ситуации.

Целесообразно предусмотреть обсуждение проблем взаимодействия на методическом объединении кураторов группы, где есть возможность учесть возрастную специфику взаимодействия со студентами. Чтобы взаимодействие было успешным, к совместной деятельности надо готовить не только преподавателей, но студентов. Если в школе проводится планирование, важно предусмотреть обсуждение этого вопроса и с преподавателями, и со студентами. С преподавателями речь пойдет об их позиции, роли, действиях и процессе планирования, о способах привлечения студента к поиску дел, создании ситуаций для проявления творчества студента. С активными студентами будут обсуждаться вопросы организации коллективного планирования, привлечения к этому процессу преподавателей ВУЗа - процессу коллективного поиска. В ряде случаев полезно совместное обсуждение преподавателями и студентами предстоящих дел, роли в них членов коллектива, студентов и взрослых людей.

Целесообразно предусмотреть и проведение специально организованных занятий, встреч, дискуссий со студентами о взаимоотношениях между людьми, этике поведения со старшими, сверстниками, младшими, создание воспитывающих ситуаций для формирования и закрепления гуманных взаимоотношений в коллективе.

Особенность психологической и практической подготовки заключается в том, что она осуществляется не только в специально организованных формах, но всем построением, ходом, опытом университетской жизни. Ее многообразие позволяет преподавателям и студентам постоянно учиться взаимодействию, сотрудничеству в конкретных делах.

Наиболее эффективным способом вооружения навыками совместной деятельности и общения, развития коммуникативных умений является правильно организованная деятельность в педагогическом коллективе, которая, в значительной мере, определяется стилем управления в университете. Замечено, что характер взаимодействия администрации и педагогов проецируется на взаимоотношении педагогов со студентами, поэтому важнейший путь осуществления сотрудничества в университетском коллективе — это демократический стиль управления университета.

Управление ВУЗа — это также и управление взаимодействием членов коллектива университета, которое осуществляется на разных уровнях: в университете в целом и в коллективе. Также можно говорить об управлении взаимодействием преподавателей и студентов, взаимодействием в преподавательском и студенческом коллективах. Для каждого из этих уровней целесообразно определить членов администрации, преподавательского коллектива, которые целенаправленно организуют соответствующую совместную деятельность членов коллектива, преподавателей и студентов.

Литература:

1. Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей в воспитании и учебе детей», 2 августа 2011 года, № 762.

2. Вулъфов Б. 3., Хозе С. Б. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз. — М.: Просвещение, 1987.

ПУТИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

СТУДЕНТОВ

В данной статье рассматривается пути взаимодействия преподавателей и студентов, а также проведение специально организованных занятий, встреч, дискуссий со студентами о взаимоотношениях между участниками учебного процесса, этике поведения со старшими, сверстниками, младшими, создание воспитывающих ситуаций для формирования и закрепления гуманных взаимоотношений в коллективе.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничества участников, воспитательный процесс, организация совместной деятельности, эффективность, коллективное планирование.

THE WAYS OF DEVELOPMENT OF INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS IN FORMATION OF INTELLECTUAL AND PROGNOSTIC POTENTIAL OF STUDENTS The article considers the ways of teachers and students interaction, as well as conducting specially organized lessons, meetings, discussions with students on mutual relations between participants of the activity, ethics of behavior with adults, contemporaries, younger, creating educational situations to form and consolidate humane interrelations in collective.

Key words: interaction, cooperation of participants, educational process, the organization of joint activity, efficiency, collective planning.

Сведения об авторов: Байдуллоев А., декан факультета английского языка Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: azamjon-ap27@mail.ru

Авганов С., начальник управления высшей профессионального и последипломного образования Министерство образования и науки Республики Таджикистан, e-mail: samdec26@yahoo.com

Мардонов С., директор типография Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: safarali88@mail.ru

Information about the authors: Baidulloev А., dean of English faculty Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

Avgonov S., the head of department of high and post-graduate education of the Ministry of education and science of the Republic of Tajikistan

Мardonov S., the head of printing house of Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УСТНОЙ РЕЧИ

Раджабова М. Р.

Российско-Таджикский (славянский) университет

Контроль - это «надсмотр с целью проверки, проверка чего-либо; обеспечение или проверка правильности тех или иных действий»; «проверка, а также наблюдение с целью проверки»; «термин контроль иногда применяется в значении управления чем-либо». Контроль в дидактике - это проверка знаний, навыков и умений обучающихся. В любом учебном заведении контроль является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса. Рациональное, эффективное управление обучением и воспитанием учащихся невозможно без четкой, научно организованной системы контроля.

В методической литературе выделяются различные функции контроля в обучении иностранному языку. Следуя общепедагогическому подходу, некоторые методисты называют такие функции, как контрольно-корректирующую, контрольно-предупредительную, контрольно-стимулирующую, контрольно-обобщающую [2]; другие — классифицируют контрольные функции как обучающую, диагностическую, корректировочную, управленческую, оценочную [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.