Научная статья на тему 'ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНТАМИ'

ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАТОР / МОДЕРАТОР / КОМПЮТЕРНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ТРЕНЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байдуллоев А., Авганов С., Мардонов С.

В статье авторы дают информацию об эффективных методах и пути взаимодействии между преподавателями и студентами. Авторы статьи на основе обширных материалов предлагают несколько новых путей решении проблемы, которые преподаватели и студенты обычно сталкиваются в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSITIONS OF TEACHERS IN THE PROCESS OF INTERACTIONS WITH STUDENTS

In article authors give the information about effective methods and a ways of interactions between teachers and students. Authors of article on the basis of extensive materials offer some new ways of problem decision, which teachers and students usually face in the teaching process.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНТАМИ»

Литература:

1. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. -М.: Просвещение, 1985.

2. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985.

3. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.

4. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987.

5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.

6. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.

7. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии.-М.; Просвещение, 1972.

8. Устоев М. Биология, 9 кл. - Душанбе: Сарпараст, 2013.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

БИОЛОГИИ

В этой статье рассматриваются межпредметные связи анатомии с другими предметами -химии, физики, географии и др. Авторы отмечают, что межпредметные связи играют большую роль при изучении темы предмета. С одной стороны межпредметные связи помогают усвоению пройденного материала, с другой прививают любовь к этому предмету.

Ключевые слова: межпредметные связи, учащиеся, анатомия, уроках, мышц, клеток, кровь, решение задачи.

USING OF VALIOLOGICAL TASK IN THE STUDY OF BIOLOGY

The problem of protecting human health and the environment has a special place among the most important categories in the system of social values. The solution of this problem depends on valiological science. Authors are shown the solution of several valiological tasks in the studying of biology. Using of Valiologic tasks in the classroom also causes communication of biology with chemistry phusics mathematics and other sciences.

Keywords: task, solution, valeology, lesson, parent, groups of blood, health, chromosome, genotype, gamete, zygote.

Сведения об авторах: Баротов К. А., кандидат педагогических наук, доцент Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айнй, e-mail: sattori1990@mail.ru

Гайратов М., кандидат биологических наук, доцент Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айнй, e-mail: ghayratov09@mail.ru

Одинаев Н., соискатель кафедры общей биологии и методики преподавания биологии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айнй, e-mail: on_2011@mail.ru

About authors: Barotov K. A., PhD in Pedagogy, docent, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini

Gayratov M., candidate of Biology, docent, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini

Odinaev N., researcher, chair of General Biology and method of Biology Teaching, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini

ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО

СТУДЕНТАМИ

Байдуллоев А. И., Авганов С. С., Мардонов С. Х.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя университета заключается в том, что возвращается истинный смысл назначения деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь - таковы приоритеты современного преподавателя университета.

В традиционной модели образования такие атрибуты личности и ее психики, как сознательность, активность, субъектность, отношение, целенаправленность, мотивированность, оказываются востребованными не в полной мере, поэтому преподаватели высших учебных заведений обращаются к такому явлению, как фасилитация. В западном человекознании это явление было раскрыто в трудах К. Роджерса еще в прошлом веке. В наше время сущность термина фасилитация -приведение в действие многочисленных ситуаций взаимодействия - рассмотрена в одном из монографических исследований Р.С. Димухаметова. Он выделяет такие атрибуты понятия "фасилитация", как истинность, открытость, принятие, доверие, эмпатическое понимание. Фасилитация выполняет функции стимулирования педагогической деятельности, принципа обучения и управления образовательным процессом, что способствует конструктивному взаимодействию субъектов образовательного процесса.

Преподаватель - фасилитатор оказывает педагогическую помощь и поддержку студентам, которая выражается в повышении продуктивности деятельности отдельного студента или группы студентов. Эта поддержка мягкая, ненаправленная, не императивная, но все же обусловливает определенные изменения в личности студента. Оказывая такую поддержку, преподаватель побуждает студента реализовать свои замыслы в конкретных деяниях как формах проявления активности субъекта, ответственность за которые несет сам субъект. Такого рода ненаправленные влияния преподавателя на студентов способствуют изменению мыслительной деятельности (повышают уровень креативности), перцепции, сдвигам в эмоциональных проявлениях. Преподаватель - фасилитатор ставит студентов в позицию помощников, попутчиков на пути поиска совместных решений, дает студентам полную свободу в этом поиске и право выбора на свое решение. При этом функция преподавателя - фасилитатора реализуется как педагогическая поддержка самопознания студентов на основе установления ценностноозначимых связей субъектов взаимодействия при сохранении их личностной уникальности и целостности.

Профессиональная позиция каждого преподавателя меняется в процессе взаимодействия. Так, представители Санкт-Петербургской научной школы (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина) помимо преподавателя - фасилитатора выделяют следующие позиции преподавателя, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности студента.

Преподаватель - консультант. Сущность предлагаемой модели состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция реализуется через консультирование, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы.

Преподаватель - модератор. Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей. В основе модерирование лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих студентов к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала студента, на выявление скрытых возможностей и нереализованных умений. Основными методами работы преподавателя - модератора являются такие, которые побуждают студентов к деятельности и активизируют их, выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организуют дискуссионный процесс, создают атмосферу товарищеского сотрудничества. Преподаватель - модератор выступает посредником, который способствует установлению отношений между студентами.

Преподаватель - тьютор осуществляет педагогическое сопровождение студентов. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой - либо проблемы. Деятельность преподавателя - тьютора, как и преподавателя - консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом студента. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации

достижений, определяет направления проектной деятельности. Взаимодействие с тьюторами осуществляется через тьюториалы, дневные семинары, группы взаимопомощи, компьютерные конференции.

Задачи преподавателя - тьютора - помочь студентам получить максимальную отдачу от учебы, следить за ходом учебы, осуществлять обратную связь в процессе выполнения заданий, проводить групповые тьюториалы, консультировать студентов, поддерживать их заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения дисциплины, обеспечить возможность использования различных форм контакта с ним (личные встречи, электронная почта, компьютерные конференции).

Преподаватель - тренер (coach), что в переводе с английского означает тренер, репетитор, инструктор. Исходя из перевода этого понятия рассматривают его функции в образовательном процессе. Преподаватель - тренер выступает в качестве обучающего не просто специальности, а мастерству овладения студентом будущей профессиональной деятельностью, через систему усвоения определенных знаний. Преподаватель - тренер помогает студентам в прохождении определенных учебных курсов, в учении, в подготовке к публичным выступлениям в ходе семинарских и практических занятий, выступлений с докладами и сообщениями на учебных, а затем и научных конференциях.

Образовательный процесс вуза реализуется во взаимодействии его субъектов -преподавателей и студентов. Рассмотренные профессиональные позиции преподавателя современного вуза способствуют как развитию субъектной позиции студента, так и образовательному взаимодействию в целом.

Литература:

1. Иванов П.Н. Педагогическое условие обучения иностранному языку. - М.: Высшая школа,

1998. - 243 с.

2. Яковлев С.А. Педагогический аспект обучения студентов. - М.: Высшая школа, 2009. -

465 с.

ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНТАМИ

В статье авторы дают информацию об эффективных методах и пути взаимодействии между преподавателями и студентами. Авторы статьи на основе обширных материалов предлагают несколько новых путей решении проблемы, которые преподаватели и студенты обычно сталкиваются в учебном процессе.

Ключевые слова: фасилитатор, тютор, модератор, компютерные конференции, преподаватель-тренер.

THE POSITIONS OF TEACHERS IN THE PROCESS OF INTERACTIONS WITH STUDENTS

In article authors give the information about effective methods and a ways of interactions between teachers and students. Authors of article on the basis of extensive materials offer some new ways of problem decision, which teachers and students usually face in the teaching process.

Keywords: facilitator, tutor, a moderator, computer conferences, the teacher-trainer.

Сведения об авторов: Байдуллоев А., декан факультета английского языка Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: azamjon-ap27@mail.ru

Авганов С., начальник управления высшей профессионального и последипломного образования Министерство образования и науки Республики Таджикистан, e-mail: samdec26@yahoo.com

Мардонов С., директор типографии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: safarali88@mail.ru

Аbout authors: Baidulloev А., dean of English faculty Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

Avgonov S., the head of department of high and post-graduate education of the Ministry of education and science of the Republic of Tajikistan

Мardonov S., the head of printing house of Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.