Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баротов К.А., Гайратов М., Одинаев Н.

В этой статье рассматриваются межпредметные связи анатомии с другими предметами - химии, физики, географии и др. Авторы отмечают, что межпредметные связи играют большую роль при изучении темы предмета. С одной стороны межпредметные связи помогают усвоению пройденного материала, с другой прививают любовь к этому предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баротов К.А., Гайратов М., Одинаев Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF VALIOLOGICAL TASK IN THE STUDY OF BIOLOGY

The problem of protecting human health and the environment has a special place among the most important categories in the system of social values. The solution of this problem depends on valiological science. Authors are shown the solution of several valiological tasks in the studying of biology. Using of Valiologic tasks in the classroom also causes communication of biology with chemistry phusics mathematics and other sciences.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Баротов К. А., Гайратов М., Одинаев Н.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Трактовка понятия межпредметных связей в педагогической науке неоднозначна. Традиционно межпредметные связи рассматриваются как взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Вместе с тем распространено понимание межпредметных связей как дидактического условия, обеспечивающего развитие познавательных способностей. Существует тенденция выделения межпредметных связей в самостоятельный дидактический принцип. Так, В.Н.Максимова считает, что на уровне конструктивных функций значение межпредметных связей возросло до самостоятельного принципа, на основе которого строятся "межпредметные дидактические системы разного диапазона действия", именно в роли самостоятельного принципа, идея межпредметных связей выполняет организующую роль; влияет на построение программ, структуру учебного материала, учебников, на отбор методов и форм обучения. Анализ трудов дидактов по данной проблеме показывает полифункциональность межпредметных связей, что выражается в их методологических, формирующих и конструктивных функциях.

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании биологии, и, наоборот, идущие от биологии в другие учебные предметы.

Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса биологии, содействуя тем самым раскрытию единства природы, общества - человека.

В этих условиях укрепляются связи биологии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.

В школьной программе по курсу "Биологии 9 класса" рекомендовано сочетать внутрипредметные и межпредметные связи. Связи с предшествующими курсами биологии необходимы для развития общебиологических понятий о строении и функциях клетки, о системах органов, об их эволюции, о рефлекторной регуляции функций, о целостности организма, о его связях с условиями внешней среды. Межпредметные связи развивают общие естественнонаучные понятия и показывают место человека в научной картине мира. Изучение химического состава клетки, костей опирается на знания о свойствах воды и солей, расширяет и углубляет полученные в курсе ботаники 6 класса элементарные представления учащихся об органических веществах. Разъяснение механизма движения костей и суставов требует учета знаний по физике о рычагах, механической работе и силе трения. При этом необходимо соблюдать принцип преемственности с курсом биологии 9 класса, в котором на эти вопросы также обращается внимание. Изучение легочного и тканевого газообмена и транспортной функции крови проводится с использованием знаний учащихся об окислении и диффузии и их роли в жизнедеятельности организма животных. Механизмы вдоха и выдоха, кровяного давления разъясняются с опорой на закономерности движения жидкостей и газов в зависимости от разности давления (физика, 7 класс) в начале и конце пути. Знания по химии о катализаторах, кислотной, щелочной и нейтральной реакциях среды учащиеся применяют при изучении пластического и энергетического обмена. Знания по физике о законе сохранения и превращения энергии в применении к обмену веществ в организме человека позволяет подвести учащихся к выводам об универсальности данного закона природы и о единстве физико-химических и биологических процессов. Понятие о теплорегуляции организма является физико-биологическим по своему содержанию. При его формировании учитель опирается на понятие об удельной теплоте парообразования и другие из курса физики 8 класса. Функции органов зрения и слуха раскрываются с учетом общих представлений

учащихся об оптике и звуке и перспективных связей с курсами физики 10 класса. Методика реализации межпредметных связей при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека заключена прежде всего в создании и решении проблемных ситуаций, в обсуждении проблемных вопросов, в решении познавательных задач. Так, на уроке "Работа мышц" учащиеся решают проблемный вопрос: "Почему в результате работы мышц тело человека нагревается и выделяется большое количество тепла? " Учитель приводит установленный исследованиями факт о том, что температура венозной крови, оттекающей от работающей мышцы, выше, чем температура артериальной крови, притекающей к мышце. Он предлагает учащимся объяснить этот факт, используя знания по химии об экзотермических и эндотермических реакциях и по физике о превращении одного вида энергии в другой. При изучении растений и животных учащиеся узнали, что в результате окисления органических веществ клеток в процессе дыхания выделяется тепло.

Они высказывают предположение о том, что при работе в мышечных волокнах также происходят реакции окисления, которые являются экзотермическими и сопровождаются выделением тепла. Учитель ставит дополнительный вопрос: "Почему при работе мышц тепла выделяется значительно больше, чем, например, при дыхании семян? ". Обращаясь к курсу физики, учащиеся рассказывают о превращении механической энергии работающих мышц в тепловую. Механическая энергия образуется из энергии, заключенной в химических связях, она высвобождается при разрыве химических связей в процессе распада и окисления белков и углеводов в мышечных волокнах. Плазма крови при этом нагревается. Кровь уносит образовавшиеся продукты распада - двуокись углерода, воду и другие. Вода, испаряясь с поверхности тела в виде пота, уносит с собой избыток тепла (об испарении и его роли в поддержании нормальной температуры тела учащиеся узнают при изучении природоведения, растений, животных, физики). При раскрытии состава и свойств костей учитель ставит обобщенный проблемный вопрос: "Существует ли зависимость между составом химических веществ и свойствами физических тел природы? " Учащиеся вспоминают сведения из курса ботаники 6 класса о составе и свойствах семян, из курса физической географии - о свойствах разных горных пород, из курса химии - о кристаллогидратах, о свойствах солей и кислот, из курса физики - о кристаллических и аморфных телах, о проводниках и полупроводниках и др. Они приходят к выводу о существовании зависимости свойств тел от их состава в живой и неживой природе и высказывают предположения о свойствах костей, имеющих в своем составе органические и неорганические вещества. На уроке "Внутренняя среда организма и ее относительное постоянство" учащиеся решают проблемные вопросы межпредметного характера. Например: "Можно ли вводить в кровь воду, если известно, что плазма крови содержит около 80% воды? " Для ответа на этот вопрос можно продемонстрировать опыт с брусочками картофеля. Три одинаковых по размеру брусочка картофеля помещают: 1) в дистиллированную воду; 2) в 0,9%-ный раствор поваренной соли; 3) в 10%-ный раствор поваренной соли. Через некоторое время учащиеся отмечают, что размеры брусочков изменились в первом и третьем сосудах, а во втором - изменений не произошло. Опираясь на знания по химии о концентрации растворов солей и по физике о диффузии жидкостей, учащиеся делают правильный вывод о том, что вода перемещается в сторону большей концентрации солей: в первом случае в клетки картофеля, так как в их цитоплазме концентрация соли выше, чем в дистиллированной воде, и кусочек картофеля разбухает; в третьем случае - из клеток картофеля в соленый раствор, и кусочек картофеля сморщивается, отдавая воду; во втором случае - концентрация соли оказывается одинаковой в цитоплазме клеток и в окружающей среде перемещения воды не происходит, кусочек картофеля не изменяется. По аналогии с данными результатами опыта учащиеся объясняют, почему нельзя вводить в кровь воду. Это приведет к разрушению эритроцитов из-за поступления в них воды.

Помимо проблемных вопросов учитель может успешно использовать количественные задачи межпредметного содержания, требующие для своего решения применения знаний по математике, физике, химии, географии. Например, на уроке "Газообмен в легких" в качестве домашнего задания учащимся предлагается задача:

В медицинской практике при лечении некоторых заболеваний используётся воздух, обогащенный кислородом так, чтобы содержание его достигало около 70% по

объёму. В какой объёмной соотношении должны поступать для этого к пациенту воздух и кислород? Решение:

Решаем по математических способа:

1) 100 л (воздух) 21 л (О2)

Х л (воздух) Х л (О2)

(100+Х) л воздух 100%

Х+21л (О2) 70%

100х + 2100=7000+70х

100х-70х=7000-2100

30х=4900

- 4900 - (СЛ \

X ~ -" 163 ,33 л. (О2)

30

2) 100 л (воздух): 163,33л (О2)=1:1,6

Ответ: 1:1,6

На уроке "Обмен веществ и энергии в клетке" в качестве домашнего задания учащимся предлагается задача: Мышцы ног при беге со средней скоростью за минуту расходуют около 24кдж или 6 ккал энергии. Определите: а) сколько всего граммов глюкозы израсходуют мышцы ног за 25 минута бега, если кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве для польного окисления глюкозы; б) накопится ли в мышцах молочная кислота?

Решение:

1) 1 минут 24кдж

25 минут Хкдж

25 * 24

х =-= 600 кдж или 150 ккал

1

Известно, что энергия 1 мол АТФ равняется 40 кдж. Из этого определяем количество АТФ:

2) 1 мол АТФ 40 кдж

Х мол АТФ 600кдж

1х600

Х= 15мол АТФ

40

3) 180г (С6Н12О6) 38 мол АТФ

Хг 15 мол АТФ

180х15

Х= 71 г глюкоза

Таким образом, результаты использования межпредметных задачи и решая подобные задачи показывают, что учащиеся совершают сложные познавательные и расчетные действия:

1) осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов;

2) отбор и актуализация (приведение в "рабочее состояние) нужных знаний из других предметов;

3) их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов;

4) синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение;

5) получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий. Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения биологии.

Литература:

1. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. -М.: Просвещение, 1985.

2. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985.

3. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.

4. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987.

5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.

6. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.

7. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии.-М.; Просвещение, 1972.

8. Устоев М. Биология, 9 кл. - Душанбе: Сарпараст, 2013.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

БИОЛОГИИ

В этой статье рассматриваются межпредметные связи анатомии с другими предметами -химии, физики, географии и др. Авторы отмечают, что межпредметные связи играют большую роль при изучении темы предмета. С одной стороны межпредметные связи помогают усвоению пройденного материала, с другой прививают любовь к этому предмету.

Ключевые слова: межпредметные связи, учащиеся, анатомия, уроках, мышц, клеток, кровь, решение задачи.

USING OF VALIOLOGICAL TASK IN THE STUDY OF BIOLOGY

The problem of protecting human health and the environment has a special place among the most important categories in the system of social values. The solution of this problem depends on valiological science. Authors are shown the solution of several valiological tasks in the studying of biology. Using of Valiologic tasks in the classroom also causes communication of biology with chemistry phusics mathematics and other sciences.

Keywords: task, solution, valeology, lesson, parent, groups of blood, health, chromosome, genotype, gamete, zygote.

Сведения об авторах: Баротов К. А., кандидат педагогических наук, доцент Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айнй, e-mail: sattori1990@mail.ru

Гайратов М., кандидат биологических наук, доцент Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айнй, e-mail: ghayratov09@mail.ru

Одинаев Н., соискатель кафедры общей биологии и методики преподавания биологии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айнй, e-mail: on_2011@mail.ru

About authors: Barotov K. A., PhD in Pedagogy, docent, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini

Gayratov M., candidate of Biology, docent, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini

Odinaev N., researcher, chair of General Biology and method of Biology Teaching, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini

ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО

СТУДЕНТАМИ

Байдуллоев А. И., Авганов С. С., Мардонов С. Х.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя университета заключается в том, что возвращается истинный смысл назначения деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь - таковы приоритеты современного преподавателя университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.