Научная статья на тему 'ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УСТНОЙ РЕЧИ'

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УСТНОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ГОВОРЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / УСТНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Мехри Рахматовна

В статье проанализирован промежуточный контроль знаний и умений студентов в устной речи, выявлены основные типы мотивации; определена функциональная направленность промежуточного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF INTERMEDIATE CONTROL OF KNOWLEDGE AND ABILITIES OF STUDENTS IN ORAL SPEECH

In the article intermediate control of knowledge and abilities of students in oral speech is analyzed, the main types of motivation are revealed; the functional orientation of intermediate control is defined.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УСТНОЙ РЕЧИ»

ПУТИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

СТУДЕНТОВ

В данной статье рассматривается пути взаимодействия преподавателей и студентов, а также проведение специально организованных занятий, встреч, дискуссий со студентами о взаимоотношениях между участниками учебного процесса, этике поведения со старшими, сверстниками, младшими, создание воспитывающих ситуаций для формирования и закрепления гуманных взаимоотношений в коллективе.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничества участников, воспитательный процесс, организация совместной деятельности, эффективность, коллективное планирование.

THE WAYS OF DEVELOPMENT OF INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS IN FORMATION OF INTELLECTUAL AND PROGNOSTIC POTENTIAL OF STUDENTS The article considers the ways of teachers and students interaction, as well as conducting specially organized lessons, meetings, discussions with students on mutual relations between participants of the activity, ethics of behavior with adults, contemporaries, younger, creating educational situations to form and consolidate humane interrelations in collective.

Key words: interaction, cooperation of participants, educational process, the organization of joint activity, efficiency, collective planning.

Сведения об авторов: Байдуллоев А., декан факультета английского языка Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: azamjon-ap27@mail.ru

Авганов С., начальник управления высшей профессионального и последипломного образования Министерство образования и науки Республики Таджикистан, e-mail: samdec26@yahoo.com

Мардонов С., директор типография Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: safarali88@mail.ru

Information about the authors: Baidulloev А., dean of English faculty Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

Avgonov S., the head of department of high and post-graduate education of the Ministry of education and science of the Republic of Tajikistan

Мardonov S., the head of printing house of Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УСТНОЙ РЕЧИ

Раджабова М. Р.

Российско-Таджикский (славянский) университет

Контроль - это «надсмотр с целью проверки, проверка чего-либо; обеспечение или проверка правильности тех или иных действий»; «проверка, а также наблюдение с целью проверки»; «термин контроль иногда применяется в значении управления чем-либо». Контроль в дидактике - это проверка знаний, навыков и умений обучающихся. В любом учебном заведении контроль является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса. Рациональное, эффективное управление обучением и воспитанием учащихся невозможно без четкой, научно организованной системы контроля.

В методической литературе выделяются различные функции контроля в обучении иностранному языку. Следуя общепедагогическому подходу, некоторые методисты называют такие функции, как контрольно-корректирующую, контрольно-предупредительную, контрольно-стимулирующую, контрольно-обобщающую [2]; другие — классифицируют контрольные функции как обучающую, диагностическую, корректировочную, управленческую, оценочную [3].

Реализация контроля требует ясного понимания сущности данного явления, его значения в свете выполняемых им функций, четкого представления о требованиях к нему, о его объектах, формах и приемах. В самом общем виде контроль - это сложное диалектическое целое, в котором деятельность личности обучающего и воспитывающего - учителя - находится в тесной взаимосвязи с деятельностью обучаемого и воспитываемого - ученика.

Преподаватель в результате контроля:

- получает, на основе анализа и интерпретации, данных контроля, информацию о качестве своей работы, об эффективности тех или иных приемов обучения; следствием этого может явиться либо коррекция, либо полная перестройка использованной ранее методики (в случае, если желаемый результат не достигнут на определенном этапе обучения);

- располагает данными о допущенных методических ошибках и имеет возможность своевременно их исправить;

- более правильно планирует процесс обучения, более целенаправленно и рационально распределяет учебное время;

- получает сведения о результатах работы группы обучаемых в целом и каждого учащегося в отдельности, о его успехах и неудачах, а на основании этих данных может осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения и воспитания.

Определение понятия контроль как компонента учебного процесса позволяет перейти к детальному рассмотрению его функций в обучении вообще и иностранному языку - в частности [1].

Владение суммой знаний на иностранном языке отнюдь не означает умения говорить на этом языке. Для развития навыка устной речи необходима соответствующая практика.

Студенту известен лишь языковой код, при помощи которого он должен совершенствовать скорость и плавность речи. Наиболее подходящие условия для этого -практика в стране изучаемого языка. Однако для большинства обучающихся это неосуществимо. Не у всех есть возможность также общаться с носителями языка и в пределах своей страны. Тем не менее, навык говорения должен быть настолько развит в процессе обучения, чтобы учащиеся могли общаться на иностранном языке, как только в этом возникнет необходимость.

Если преподаватель намерен содействовать, а не препятствовать развитию навыка устной речи, то он должен учитывать некоторые психологические закономерности, способствующие развитию этого навыка.

Коммуникативный процесс определяется целью сообщения и условиями, в которых он осуществляется. Сообщая о чем-то, мы всегда предполагаем реакцию собеседника.

Получаемая информация одновременно является базой для оценки преподавателем учебной деятельности студента и его самооценки своей речевой деятельности, которые несут мощный эмоциональный мотивационный заряд и оказывают стимулирующее воздействие. При некоторых обстоятельствах она может оказать и отрицательное воздействие на студентов, приводя к затуханию мотивов и потере стимулов к активности в работе, что также подтверждает важность мотивационно-стимулирующей функции обратной связи в учебном процессе.

Информацию по обратной связи студенты могут получить тремя путями:

1) из указаний преподавателя, который в той или иной форме сообщает студенту об успешности выполнения поставленных учебных задач, корректирует его учебно-речевые действия, дает оценку этим действиям, поощряя и стимулируя речевую деятельность студента;

2) путем внешнего самоконтроля (взаимоконтроля) с помощью ключей или приемов программированного обучения, осуществляя коррекцию и самооценку речевых действий;

3) путем внутреннего самоконтроля, осуществляемого самостоятельно в процессе выполнения речевых действий на базе сформированных внутренних психических моделей этих действий, сопоставлением этих моделей с порожденными высказываниями.

В процессе реального речевого общения функционирует обратная связь в форме внутреннего самоконтроля, которая составляет существенный и неотъемлемый компонент механизма восприятия и порождения высказываний. Обеспечение функционирования внутренней обратной связи входит в задачи обучения практическому владению иностранным языком. И в ходе обучения речевой деятельности контроль, осуществляемый преподавателем, и внешний самоконтроль (взаимоконтроль) в той или иной форме не только способствуют овладению студентами речевой деятельностью, но и формируют их внутренний самоконтроль.

Обратная связь, направленная на преподавателя, носит управленческий характер и выполняет 1) диагностическую, 2) оценочную и 3) корректировочную функции. Обратная связь, направленная на студента, носит учебный характер и выполняет 1) корректировочную, 2) оценочную и 3) мотивационно-стимулирующую функции.

Таким образом, определяются структура обратной связи, направленной на учителя и на учащихся, и их взаимодействие в ходе учебного процесса по иностранному языку, а также роль контроля как формы осуществления обратной связи и средства управления обучением.

В двух основных формах контроля - текущем и итоговом - его функции проявляются по-разному. Текущий контроль осуществляется по ходу программ освоения языкового материала и овладения различными видами речевой деятельности. В процессе выполнения студентами упражнений и заданий преподаватель извлекает информацию о ходе работы, здесь же анализирует с точки зрения решаемых задач качественные и количественные показатели речевых действий студентов и выявляет отклонения от запланированных действий, на основе проведенного анализа оценивает учебные действия студентов- и свои обучающие действия и принимает оперативные решения по коррекции высказываний и учебных действий студентов. В случае значительных отклонений от программы действий преподаватель прибегает к отсроченным решениям по внесению в программу коррективов, касающихся набора, характера и режима упражнений, выполняемых на последующих занятиях. Текущий оперативный самоконтроль (и взаимоконтроль) заложен в упражнениях, построенных с элементами программирования, например в лингафонных практикумах и некоторых раздаточных дидактических материалах. Таким образом, при текущем контроле в равной мере проявляются все функции обратной связи, управленческие и учебные, призванные обеспечить оптимальный уровень учебного процесса по иностранному языку.

При итоговом контроле на первый план выступают учебные функции, а среди них ведущей становится оценочная. С помощью специальных контрольных материалов и заданий и особых приемов, в том числе и тестовых, устанавливается уровень обученности студентов речевой деятельности на иностранном языке. Оценка контрольной работы студента сохраняет свою мотивационно-стимулирующую функцию, а вот учебная корректировочная функция итогового контроля проявляется слабо. Управленческие функции итогового контроля факультативны, они носят отсроченный характер и могут быть использованы для выработки методической тактики или внесения изменений в разработанную программу на последующий период (или цикл) учебной работы с учетом тех недоработок в языковой подготовке студентов, которые выявились при проведении итоговых контрольных работ.

Функциональный подход к контролю как к форме обратной связи в процессе управления обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов в их взаимосвязи ставит перед методистами ряд важных проблем, еще не нашедших своего решения. К числу таких проблем относится в первую очередь вычленение

объектов контроля при практической цели обучения иностранным языкам. Выдвижение в качестве объектов контроля видов речевой деятельности требует вместе с тем учета степени усвоения студентами грамматических форм, лексики и произношения в интегрированном виде, как они функционируют в реальном общении.

Литература:

1. Беляев Б.В. Психология владения иностранным языком: дис. ... д-ра пед. наук. -МГПИИЯ, 1960.

2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. - М.: Арти-Глосса, 2000. - 186 с.

3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов / И. П. Подласый. - М.: ВААДОС, 2000. - 576 с.

4. Синявская Е. В. Вопросы методики иностранного языка за рубежом / Е. В. Синявская, М. М. Василькова, С. В. Каменшек. - М.: Просвещение, 1978. - 213 с.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УСТНОЙ РЕЧИ

В статье проанализирован промежуточный контроль знаний и умений студентов в устной речи, выявлены основные типы мотивации; определена функциональная направленность промежуточного контроля.

Ключевые слова: контроль, иностранный язык, говорение, коммуникация, аудирование, тестирование, устная речь.

FORMS OF INTERMEDIATE CONTROL OF KNOWLEDGE AND ABILITIES OF

STUDENTS IN ORAL SPEECH In the article intermediate control of knowledge and abilities of students in oral speech is analyzed, the main types of motivation are revealed; the functional orientation of intermediate control is defined.

Key words: control, foreign language, speaking, communication, audition, testing, oral speech.

Сведения об авторе: Раджабова Мехри Рахматовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка Российско-Таджикского (славянского) университета, e-mail: bonu.sh@mail.ru

Information about the author: Rajabova Mekhri Rakhmatovna, PhD of pedagogical sciences, docent, head of chair of English, Russian-Tajik (Slavonic) University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.