Научная статья на тему 'Познавательно-интерактивная технология формирования деловых качеств студентов в процессе изучения русского языка'

Познавательно-интерактивная технология формирования деловых качеств студентов в процессе изучения русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / НЕФОРМАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / САМОКОНТРОЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / STUDENT''S PERSONALITY / COGNITIVE TECHNOLOGY / BUSINESS QUALITIES / INFORMAL CONTROL / SELF-CONTROL / PROFESSIONAL HABITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Ирина Холовна, Ходжаева Мубинахон Джалоловна

В данной статье представлена познавательно-интерактивная методика обучения русскому языку, которая заключается в применении всей совокупности методов работы, направленных на переведение учебного пространства в профессиональную среду межличностного взаимодействия. Обучение будущих специалистов русскому языку для специальных целей имеет сложную многокомпонентную основу. Во-первых, дальнейшее формирование и совершенствование языковых навыков осуществляется в процессе обсуждения каких-нибудь экономических явлений, во-вторых, формируются новые и совершенствуются имеющиеся профессионально-деловые навыки и знания. Поскольку русский язык для определенных целей в данном процессе выступает как инструмент, то есть средство коммуникации, то оптимизируется эффективность усвоения необходимых речевых навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримова Ирина Холовна, Ходжаева Мубинахон Джалоловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive-Interactive Technology of the Formation of Students'' Business Abilities in the Process of Russian Language Studies

The article dwells on the cognitive-interactive methods of tuition to the Russian Language aimed at the transference of educational space into a professional environment of interpersonal interaction. Tuition of future Russian language specialists for special goals has a complex multicomponental foundation. In the first, further formation and perfection of linguistic habits are carried out in the process of the discussion of certain economic phenomena; in the second, available professional business habits and khowledge are formed and improved, as in the process in question, the Russian language acts as a tool for certain purposes, i.e. it serves as a means of communication; effectiveness of imbibition of needed speech habits being optimized.

Текст научной работы на тему «Познавательно-интерактивная технология формирования деловых качеств студентов в процессе изучения русского языка»

УСУЛИ ТАЪЛИМ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ METHODS OF TEACHING

УДК 4Р(07) И.Х. КАРИМОВА,

ББК 81.2 Р-9 М.Д. ХОДЖАЕВА

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО

ЯЗЫКА

Опыт практической деятельности при обучении русскому языку для специальных целей в высших учебных заведениях нефилологического профиля выявил важность технологических условий эффективного обучения русскому языку: полилога, диалогичности общения, мыслительной деятельности, позитивности и оптимистичности оценивания, высокой мотивированности субъектов взаимодействия в процессе познавательной деятельности, саморазвития.

Обучение будущих специалистов русскому языку для специальных целей имеет сложную многокомпонентную основу. Во-первых, в процессе обсуждения каких-нибудь экономических явлений осуществляется дальнейшее формирование и совершенствование языковых навыков, во-вторых, формируются новые и совершенствуются имеющиеся профессионально-деловые навыки и знания. Поскольку русский язык в данном процессе выступает как инструмент, то есть средство коммуникации, то оптимизируется эффективность усвоения необходимых речевых навыков.

Перемещение акцента при приобретении речевых навыков именно на усвоение экономических понятий и практики, объясняет стремление обеспечить более высокую мотивацию у учащихся на занятиях по русскому языку и достичь в результате оптимизации процесса обучения, и именно оптимизации формирования коммуникативно-интерактивных навыков и деловых качеств личности учащихся.

Установлено, что педагогическая технология - это совокупность способов, приёмов, операций, методов педагогического взаимодействия, которые создают

- 283 -

Каримова И.Х., Ходжаева М.Д. Познавательно-интерактивная технология формирования деловых качеств студентов в процессе изучения русского языка

условия для развития всех участников педагогического процесса, а также предполагают конкретный результат такого развития [3].

Построение педагогических технологий подчинено главной задаче: формированию профессионально-коммуникативной среды для языковой подготовки учащихся. В методическом отношении при этом необходимо выстраивание такой технологии, которая позволяет реализовать целый ряд условий:

1) погружение учащихся в синтаксическое, лексическое, культурное и профессиональное пространство русского языка;

2) культивирование разных способов и форм учебного диалога, который направлен на самопознание и взаимопознание студентов;

3) обеспечение учебно-делового сотрудничества в ходе обучения.

В соответствии с вышеперечисленными условиями нами была разработана технология, которая условно обозначается как познавательно-интерактивная, потому что в ней соединяются обе линии учебного процесса - профессиональное познание и квази-профессиональное взаимодействие, из которых складывается педагогическое содержание, а также пространство обучения русскому языку.

Данная технология в методическом плане представляет собой совокупность таких методов работы, которые направлены на переведение учебного пространства в профессиональную среду межличностных взаимодействий студентов. Для достижения поставленной цели в рамках учебных занятий нужно использовать интерактивно-развивающие и активные методы, а именно: мини-семинары,

проблемно-ролевые игры, метод театрализации, метод конференций, учебные дискуссии, метод моделирования различных деловых ситуаций.

Получил распространение в образовательной среде метод конкретных ситуаций для возможности проведения проблемно-ситуационного активного анализа. Он основан на обучении посредством решения конкретных ситуативных задач [1;2].

Этот метод выступает как основная методическая единица и служит определенным «строительным материалом» познавательно-интерактивной технологии.

Именно такой выбор метода обусловлен прежде всего тем, что он являет собою метод проблемно-ситуационного анализа, организующего обучение посредством совместного решения определенных задач, создания профессиональных деловых ситуаций. Данный метод, таким образом, в своей процедурной основе позволяет продуктивно сочетать познавательность и интерактивность в ходе обучения русскому языку, кроме того, он соответствует тем задачам, которые ставятся перед процессом вузовской подготовки, так как относится к имитационным неигровым активным методам обучения [1].

Метод конкретных ситуаций предназначается для совершенствования навыков, а также для получения опыта в таких сферах:

- выявление, отбор и решение задач;

- работа с информацией, а именно: осмысление значения всех деталей, описанных в данной ситуации; анализ и синтез полученной информации и аргументов;

- работа над предположениями и заключениями; оценка имеющихся альтернатив;

- 284 -

Karimova I.Kh., Khodjayeva M.J. Cognitive-Interactive Technology of the Formation of Students' Business Abilities in the Process of Russian Language Studies

- принятие решений; обретение навыков групповой работы. Важной особенностью метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из повседневной жизни.

В последние годы в связи с модернизацией образования Таджикистана, в таджикской системе высшей школы происходит поиск новых, более эффективных методов обучения. Внедрение метода конкретных ситуаций непосредственно в практику профессионального высшего образования в данный момент является весьма актуальным. Это обусловлено двумя параллельными тенденциями.

Первая исходит из общей направленности развития образования в целом, ориентации его не только и не столько на получение каких-то конкретных знаний, а на формирование целостной профессиональной компетентности, навыков и умений мыслительной деятельности, разностороннее развитие личностных способностей, среди которых важное место занимает способность к обучению, к смене парадигмы мышления, к умению перерабатывать большие массивы информации.

Вторая тенденция вытекает из повышения требований к качествам специалиста, который должен, помимо удовлетворения требований первой тенденции, обладать еще и способностью к оптимальному поведению в различных ситуациях, а также выполнять эффективные и системные действия в кризисных условиях [1, с. 71-74].

Сейчас востребованы активные методы обучения, из них метод конкретных ситуаций широко применяется во время подготовки экономистов в ведущих экономических вузах Таджикистана. Использование метода конкретных ситуаций во время обучения студентов экономических специальностей значительно повышает познавательный интерес к изучаемым дисциплинам, к русскому языку в том числе, улучшает понимание экономических законов, а также способствует развитию коммуникативных, творческих и исследовательских навыков принятия решений. Важной особенностью этого метода является создание на основании фактов из повседневной жизни проблемной ситуации [1, с.76-78].

Метод конкретных ситуаций - это инструмент, который позволяет применять теоретические знания при решении практических задач. Он стимулирует развитие у обучающихся самостоятельного мышления, умения слушать и учитывать альтернативные взгляды, аргументированно высказывать свои. С помощью данного метода студенты могут проявить и значительно усовершенствовать оценочные и аналитические навыки, научиться командной работе, находить самые рациональные решения поставленной перед ними проблемы.

Особенностью контроля при обучении русскому языку для специальных целей с использованием обучающей познавательно-интерактивной технологии является, во-первых, повышенное внимание к каждому обучаемому, его индивидуальным личностным потребностям, проблемам и интересам; во-вторых, специфически отражаемые в нём цели учебного курса (внимание к способностям обучающихся формировать профессиональные навыки самостоятельно); в-третьих, ответственность перед студентами непосредственно преподавателя и администрации вуза.

Практика зачастую свидетельствует о негативном отношении студентов к контролю. Как правило, это связано с отрывом такого контроля от процесса обучения и преподавания, так как часто обратная связь между контролем и

- 285 -

Каримова И.Х., Ходжаева М.Д. Познавательно-интерактивная технология формирования деловых качеств студентов в процессе изучения русского языка

обучением не устанавливается. Отсюда следует целый ряд проблем, требующих серьёзного рассмотрения.

Во-первых, часто контроль превращается во всего лишь формальную проверку или тестирование. Однако формальный контроль не является единственным его видом. Не менее важен неформальный контроль, который осуществляется преподавателем на обычных занятиях, и самоконтроль, т.е. непосредственный контроль самими обучающимися собственных достижений и промахов, а также взаимоконтроль, когда студенты контролируют успешность обучения друг друга.

Во-вторых, зачастую преподаватели прибегают к контролю для выявления того, чему не научились их студенты, вместо того, чтоб продемонстрировать, чему они научились. Такой подход отнюдь не способствует привлечению обучающихся к осуществлению такого рода контроля.

В-третьих, итоговый контроль знаний по русскому языку зачастую имеет негативное влияние также и на весь последующий курс обучения.

Это происходит тогда, когда контроль ставит преподавателя и студентов в жёсткие рамки, которые не учитывают коммуникативной природы изучаемого языка, или неоправданно высоко поднимается планка возможностей студентов по владению русским языком либо его предметного содержания, что обусловлено их специальностью.

Нами выстроена модель контроля над обучением русскому языку для специальных целей, позволяющая преодолеть обозначенные выше проблемы. В этой связи логика применяемой модели предусматривает последовательное использование, а также сопряжение трёх различных видов контроля, а именно: формального, неформального, самоконтроля.

Применение такой познавательно-интерактивной технологии потребовало изменения всей традиционной формы, а также режима контроля за процессом обучения студентов. Такая трансформация связана с переходом к неформальному, позитивно-центрированному контролю, а также самоконтролю студентов от формального контроля.

Для того чтобы обеспечить постоянную обратную связь, повышающую эффективность управления учебным процессом, сам контроль обязан иметь непрерывный характер, а также осуществляться на разных этапах и уровнях. Контроль при этом должен интегрироваться в курс обучения, иными словами, также осуществлять и обучающую функцию. Параллельно необходим и периодический самоконтроль, позволяющий студентам задумываться над продвижением их обучения и его результатами. Окончательное же решение по поводу студенческих успехов и неуспехов должно приниматься на основании всех этих видов контроля.

Традиционно контроль входит в сферу обязанностей исключительно преподавателя. Он должен осуществлять неформальный контроль работы студентов в ходе аудиторных занятий, при выполнении ими домашних заданий, использовать тесты, оценивая их выполнение студентами. Вместе с тем, практически полностью проигнорирована возможность привлечения к этому процессу самих обучаемых.

Как показывает практика, самоконтроль способен не только дополнять и уточнять суждения преподавателя о протекании познавательного процесса, но и

- 286 -

Karimova I.Kh., Khodjayeva M.J. Cognitive-Interactive Technology of the Formation of Students' Business Abilities in the Process of Russian Language Studies

существенно влияет на отношение студентов к учёбе и к формальному контролю. Страх заменяется чувством ответственности за собственные достижения, возрастает внутренняя мотивация к познанию. Студенты при этом становятся более целеустремлёнными, у них качественнее развиваются навыки диагностирования собственных недостатков и работы над их устранением.

Различные формы такого сотрудничества и взаимоконтроля способствуют также совершенствованию контроля и большей его объективности. При этом студенты сами могут не только побывать в роли экзаменаторов, оценивая устные ответы своих товарищей, но и поделиться собственными знаниями о контроле, имеющимися учебными материалами. Это в некоторой степени позволит преподавателю сэкономить время и силы.

Во время использования познавательной интерактивной технологии сам по себе контроль имеет конструктивный характер. Это наблюдается при сосредоточении контроля в основном на достижениях. Он обязан быть таким, чтобы обучающиеся смогли продемонстрировать свои навыки. При этом результаты контроля должны быть положительными у большинства студентов. Если же это не так, преподаватель должен что-то поменять в учебном процессе для предотвращения повторения подобного.

Практичность контроля во время использования познавательной интерактивной технологии может достигаться путем рационального расхода времени на проведение контроля, на подготовку и проверку, поскольку контроль является одной из сфер преподавательской деятельности, и ради нее он не должен жертвовать аудиторными часами.

Информативность контроля при использовании познавательной интерактивной технологии прежде всего подразумевает его подотчётность. Это значит, что преподаватель обязан представить студентам и администрации подробную информацию о достигнутом. Кроме того, преподаватель должен обосновать проведение контроля и сделанных заключений.

Во время изучения русского языка для специальных целей при использовании интерактивной познавательной обучающей технологии из всех видов существующего контроля (формальный, неформальный и самоконтроль) главное место должно отводиться неформальному контролю, поскольку он является способом избежания частых тестирований. Это лучший способ для сбора всей текущей информации о деятельности студентов во время аудиторных занятий.

Эта система может применяться в разных профессиональных контекстах обучения всеми преподавателями. Части общей программы контроля должны быть сбалансированными. Это упрощает объективное принятие решений о полученных знаниях, сформированных компетенциях и навыках. Неформальный контроль должен носить непрерывный характер, так как осуществляется в течение всего учебного года, семестра.

На аудиторных занятиях по языку преподаватель наблюдает за тем, как студенты слушают, говорят, пишут и читают на русском языке. Ему видно, у кого возникают какие-то трудности, а кто справляется хорошо. Ему также известно отношение

- 287 -

Каримова И.Х., Ходжаева М.Д. Познавательно-интерактивная технология формирования деловых качеств студентов в процессе изучения русского языка

студентов к обучению, как много усилий ими приложено, степень активности при выполнении поставленных задач.

Систематическое наблюдение дает преподавателю возможность для реализации индивидуального подхода с учётом способностей студентов, темпов усвоения ими материла. Используя обучающую познавательную интерактивную технологию, преподаватель получает возможность направить усилия студентов в необходимое русло для достижения поставленной цели. Для эффективного осуществления такого рода неформального контроля, однако, нужно определить, что именно подлежит контролю, так как постоянный контроль сразу за всей деятельностью студентов невозможен.

Также целесообразно установление критериев оценки, чтобы не быть ограниченным лишь внешними впечатлениями. Наконец, важно также связать неформальный контроль, самоконтроль, осуществляемый самими студентами, и формальный контроль. Обычное учебное занятие в неформальной обстановке дает хорошую возможность для использования интерактивной познавательной технологии, поскольку неформальный контроль по своей сути становится продолжением познавательного обучающего процесса. Общение со студентами в интерактивном формате и определение имеющихся у них пробелов дает преподавателю возможность заполнить все эти пробелы знаниями, попутно объяснив неусвоенный материал, либо привлекая для объяснения других студентов, инициировать тем самым процесс повторения с их стороны.

Неформальный контроль предоставляет преподавателю возможность для получения важных данных об изучении русского языка, а именно: о степени сформированности речевых и языковых компетенций, студентов, их профессионально-деловых качеств.

Во время выставления итоговой оценки зачастую учитывается не только написание теста или ответ на экзамене, но и работа в течение семестра, иными словами, данные неформального контроля. Неформальный подход имеет и свои недостатки, среди которых: во-первых, чрезмерное внимание к речевым упражнениям в ущерб упражнениям, которые направлены на формирование профессиональных навыков, во-вторых, отсутствие четких критериев, которые позволяют проследить успехи студентов при формировании профессиональных навыков.

Рассмотрим некоторые возможные пути для осуществления неформального контроля профессиональных и речевых навыков студентов во время занятий русским языком для специальных целей.

В неформальном контроле в наибольшей мере нуждается говорение, поскольку оно в редких случаях становится объектом формального контроля. Осуществление неформального контроля над формированием речевых и профессиональных навыков вполне возможно путём наблюдения за процессом говорения студентов на аудиторных занятиях, а также отслеживая выполнение ними деятельностных заданий, направленных на совершенствование умения говорить.

В виде деятельностных заданий, которые направлены на формирование профессиональных и речевых навыков, нами использовались такие методы и приёмы: ролевая игра, интервью, презентация результатов совместной деятельности

- 288 -

Karimova I.Kh., Khodjayeva M.J. Cognitive-Interactive Technology of the Formation of Students' Business Abilities in the Process of Russian Language Studies

и др. Целесообразным является сообщение студентам, что именно будет оценивать преподаватель в их работе, поскольку это способствует укреплению взаимопонимания между студентами и преподавателем.

Неформальный контроль процесса аудирования может быть осуществлен разными путями: наблюдением за выполнением студентами заданий по аудированию, предусмотренных в учебном курсе, а также отслеживанием реакции на речь друг друга и преподавателя. При проверке правильности данных ответов целесообразным является спрашивать у студентов, кто, по их мнению, ответил правильно. Благодаря этому возможно стимулирование не только познавательной мотивации, но и интерактивности студентов.

Ещё один приём, стимулирующий развитие профессионального навыка - это задание на переработку услышанной информации в письменном виде. Можно попросить написать, например, резюме на основании сделанных при прослушивании заметок, и таким образом суммировать то, что студенты поняли. Также неформальный контроль аудирования возможно осуществлять путем деятельностных заданий по говорению, упомянутых выше, на основании прослушанного текста. Например, текст, прослушанный студентами, посвящен экономике какого-нибудь государства и является базой для последующего обсуждения обозначенных в тексте проблем в аудитории.

В процессе обсуждения преподавателем поощряется интерактивное

взаимодействие и стимулируется познавательная деятельность студентов, активизируется процесс размышления над всеми возможными решениями экономических сложностей. Преподавателем прослеживается использование студентами

информации из прослушанного текста, обращается внимание на способность студентов понимать инструкции преподавателя и речь друг друга. Фактически одновременно с формированием профессиональных навыков продолжается формирование речевых компетенций (оценка информации, выработка на её основе решения, аргументированная защита своей позиции и др.).

Неформальный контроль чтения на занятиях русского языка для специальных целей обычно осуществляется с помощью наблюдения за студенческой работой с текстами, выполнением ими заданий. Однако зачастую трудно определить, испытываются ли при этом трудности, а также их характер.

Часто студенты не признаются в возникающих у них проблемах, которые связаны с пониманием и восприятием читаемых ими текстов. Именно поэтому использование познавательной интерактивной технологии дает возможность для более эффективного использования неформальных методов контроля - например, использование заданий, которые связаны с переработкой текста (обсуждение материала, презентация прочитанного, ролевая игра, связанная с проблемой, обозначенной в тексте, и др.).

Использование интерактивной познавательной технологии во время неформального контроля чтения, таким образом, дает возможность преподавателю не только формировать речевую компетенцию чтения, понимание прочитанного материала, но и оптимизировать формирование у студентов профессиональных навыков (подбор и презентация информации на профессиональную тему и др.).

- 289 -

Каримова И.Х., Ходжаева М.Д. Познавательно-интерактивная технология формирования деловых качеств студентов в процессе изучения русского языка

Целесообразным в процессе неформального контроля чтения представляется обращение внимания на то, способны ли студенты понимать определенные типы текстов, которые предусмотрены программой, будь то экономические статьи, инструкции по эксплуатации, статистические и бухгалтерские отчёты, и др. Для оценки способности студентов читать разные типы текстов преподаватель может применять оценочную шкалу.

Неформальный контроль над процессом письма - это достаточно трудоёмкий процесс, который требует значительных временных затрат, по этой причине преподавателю стоит выбирать для проверки самые важные письменные работы, как индивидуальные, так и коллективные, которые выполняют студенты. При этом необходимо обращать внимание на наличие обратной связи со студентами, задумываются ли они над улучшением навыков письма на изучаемом языке. Повышение мотивации студентов возможно, если задания по письму носят профильно-ориентированный характер и преподаватель, например, предлагает написать отчёт, деловое письмо, бизнес-план, протокол собрания, служебную записку и др.

Такие задания существенно мотивируют студентов к интерактивной коммуникации, а также активизируют знание того, как написать это профессионально правильно. Оценивание письменных работ часто основано на впечатлении преподавателя. Оценка письменных работ студентов при преподавании русского языка для специальных целей основана на специально разработанных критериях. В них профессиональная адекватность письменного текста играет главную роль с точки зрения лексического соответствия, грамматики, оформления, стиля.

Необходимо заранее сообщить студентам критерии оценки, чтобы они понимали смысл оценки, а также могли использовать их (критерии) для адекватной самооценки, взаимной оценки. При проверке письменных работ студентов преподаватели часто сами исправляют допущенные ошибки. Этот подход представляется нам не совсем рациональным, поскольку практика показывает, что, если ошибки не исправляются преподавателем, а о них лишь сигнализируется на полях, тогда студенты более охотно обращают внимание на пробелы в своих знаниях. Работа над ошибками при этом может проходить как в индивидуальной форме, так и интерактивно в аудитории.

Объектами неформального контроля также могут быть грамматика и лексика. Студенты при использовании интерактивной познавательной технологии выполняют управляемые, деятельностные задания, которые обеспечивают необходимую практику употребления изучаемых структур, формируя таким образом компетенции и речевые навыки. Это дает преподавателю возможность следить за проблемами, с которыми сталкиваются студенты, что позволяет прибегнуть к дополнительной тренировке.

При профильно-ориентированном изучении русского языка в вузе, в отличие от школьного курса, где больший объём времени отдается лексико-грамматическим упражнениям, занятия по русскому языку с применением интерактивной познавательной технологии построены преимущественно на заданиях деятельностного характера, формирующих практические профессиональные навыки будущих

- 290 -

Karimova I.Kh., Khodjayeva M.J. Cognitive-Interactive Technology of the Formation of Students' Business Abilities in the Process of Russian Language Studies

специалистов. Именно поэтому целесообразно отслеживание и фиксация наиболее серьёзных ошибок, связанных с формированием управленческих коммуникационных навыков, их комментирование.

Обязанность преподавателя учитывать общеобразовательное развитие студентов порождает значимость неформального контроля именно для неязыковых факторов. Учитывая, что данное исследование проводится на основе экономических специальностей в неязыковых вузах, необходимо помнить о развитии не только речевых компетенций студентов, но и об их готовности к общению в профессионально ориентированном контексте, об отношении к учению, иным культурам, их умению рационально организовать учебную деятельность, нести за неё ответственность. Особо значимую актуальность приобретает в этом случае неформальный контроль над неязыковыми факторами в тех ситуациях, когда преподаватель должен одновременно обучать студентов с различным уровнем знания русского языка.

Таким образом, на занятиях в вузах формируются терпимость (толерантность), умение адекватно относиться к чужому мнению, самодисциплина и самоорганизация, внутренняя ответственность за собственные поступки. В дальнейшем они трансформируются в актуальные в наши дни профессиональные навыки бизнесэтики. Использование познавательной интерактивной технологии делает необходимым оформление полученной в ходе неформального контроля информации так, чтобы она была доступной студентам, а также другим заинтересованным лицам. Так как неформальный контроль есть лишь один из видов контроля, его результаты стоит сопоставлять с данными, полученными путем формального контроля, а также самоконтроля. Данные контроля нельзя рассматривать обобщённо. Каждый отдельный случай необходимо использовать для усовершенствования учебного процесса, при котором студенты смогли бы в полной мере реализовать свой потенциал. Оценка неязыковых факторов преподавателем, а также обсуждение их с обучающимися должна способствовать оптимизации формирования профессиональных навыков.

В таком случае формальный контроль приобретает особо важное значение при профильноориентированном изучении русского языка с использованием интерактивной познавательной технологии. Это обусловлено специфической целью обучения. Формальный контроль обязан обеспечить студентов информацией о степени достижения поставленных целей. Реализующие данный вид контроля тесты и экзамены предназначены для оценки умения студентов выполнять специфические коммуникативные задания, т.е. для определения уровня овладения русским языком в профессиональном контексте, а также для оценки того, отвечает ли учебный курс целям, поставленным при его разработке.

Намного более важным для решения практических задач данной работы является самоконтроль. Именно он является очень важным источником информации об ожиданиях, потребностях и проблемах студентов в профессиональной и языковой области, об их отношении к учебе, реакции на используемые в ходе учебного процесса материалы, методы и т.д.

Самоконтроль являет собой неотъемлемый элемент процесса изучения русского языка и формирования личностных профессионально-деловых качеств, так как для

- 291 -

Каримова И.Х., Ходжаева М.Д. Познавательно-интерактивная технология формирования деловых качеств студентов в процессе изучения русского языка

изучения чего-либо необходимо адекватно оценить уже имеющиеся знания, а также то, каким способом их можно обогатить.

Разные виды анкет помогают преподавателям использовать разнообразные формы самоконтроля. Это заставляет студентов задумываться над необходимостью изучения русского языка, помогает им оценить значимость процесса самоконтроля. Самоконтроль формирует отношение студента к обучению как к определенному непрерывному процессу, а также активизирует в процессе обучения субъектную позицию обучаемого. Самоконтроль в значительной мере повышает мотивацию студентов к осуществлению познавательной деятельности и поэтому очень важен для формирования профессионально-деловых качеств личности студентов.

Список использованной литературы

1. Гончарова, М.В. Методика анализа ситуаций в обучении студентов иноязычному профессионально ориентированному общению: дис. ...канд. пед. наук/М.В. Гончарова. - М, 2005. - 214 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гончарова М.В. Методика анализа ситуаций как средство активизации обучения иноязычному профессиональному общению// Интенсивное обучение иностранным языкам. Метод активизации: актуальные проблемы развития. - М.: Научнообразовательный центр «Школа Китайгородской», 2004. - С. 198-206.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат .-М., 2000 .- 144 с.

4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

Reference Literature:

1. Goncharova M.V. Methods of Analysis of Situations Related to Tuition of Students to professionally Oriented Communication. Candidate dissertation in pedagogics / M.V. Goncharova. - M., 2005. -204 pp.

2. Goncharova M. V. Methods of Analysis of Situation as a Means of Activization of the Tuition to Professional Communication in Foreign Language // Intensive Tuition to Foreign Languages. Method of Activization: Actual Problems of Development. - M.: National-educational centre “The School of Kitaygorodskaya”, 2004. - pp. 198-206.

3. New Pedagogical and Informational Technologies in the System of Education / under the editorship of Ye.S. Polat. - M., 2000. - 144pp.

4. Serikov V.V. Personal Approach in Education: Conception and Technologies. - Volgograd: Change, 1994. - 152 pp.

Познавательно-интерактивная технология формирования деловых качеств студентов в процессе изучения русского языка

Ключевые слова: познавательная технология, деловые качества, личность студента, неформальный контроль, самоконтроль, профессиональные навыки.

В данной статье представлена познавательно-интерактивная методика обучения русскому языку, которая заключается в применении всей совокупности методов работы, направленных на переведение учебного пространства в профессиональную среду межличностного взаимодействия. Обучение будущих специа-

- 292 -

Karimova I.Kh., Khodjayeva M.J. Cognitive-Interactive Technology of the Formation of Students' Business Abilities in the Process of Russian Language Studies

листов русскому языку для специальных целей имеет сложную многокомпонентную основу. Во-первых, дальнейшее формирование и совершенствование языковых навыков осуществляется в процессе обсуждения каких-нибудь экономических явлений, во-вторых, формируются новые и совершенствуются имеющиеся профессионально-деловые навыки и знания. Поскольку русский язык для определенных целей в данном процессе выступает как инструмент, то есть средство коммуникации, то оптимизируется эффективность усвоения необходимых речевых навыков.

Cognitive-Interactive Technology of the Formation of Students' Business Abilities in the Process of Russian Language Studies

Key words: cognitive technology, business qualities, student's personality, informal control, self-control, professional habits

The article dwells on the cognitive-interactive methods of tuition to the Russian Language aimed at the transference of educational space into a professional environment of interpersonal interaction. Tuition of future Russian language specialists for special goals has a complex multicomponental foundation. In the first, further formation and perfection of linguistic habits are carried out in the process of the discussion of certain economic phenomena; in the second, available professional business habits and khowledge are formed and improved, as in the process in question, the Russian language acts as a tool for certain purposes, i.e. it serves as a means of communication; effectiveness of imbibition of needed speech habits being optimized.

Сведения об авторах:

Каримова Ирина Холовна, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии образования РТ, e-mail: gumanizm@mail.ru

Ходжаева Мубинахон Джалоловна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной работе ТГУПБП (РТ,г. Худжанд), e-mail: mubinakhon@inbox. ru

Information about the authors:

Karimova Irina Kholovna, Dr. of Pedagogics, Professor, academician of the Education Academy of the Republic of Tajikistan (Tajikistan, Dushanbe), e-mail: gumanizm@mail. ru

Khodjayeva Mubinakhon Jalolovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector on Upbringing Work of the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand), e-mail: mubinakhon@inbox. ru

- 293 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.