13.00. 00. ИЛМҲОИ ПЕДАГОГИ
13.00. 00. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
13.00. 00. PEDAGOGICAL SCIENCES
13.00. 01. ПЕДАГОГИКАИ УМУМӢ,ТАЪРИХИ ПЕДАГОГИКА ВА МАОРИФ
13.00. 01. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА,ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
13.00. 01. GENERAL PEDAGOGICS, THE HISTORY OF PEDAGOGICS AND
EDUCATION
УДК 4Р(07) И.Х. КАРИМОВА, М.Д. ХОДЖАЕВА
ББК 81.2 Р-9
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В таджикском образовании происходят разнообразные инновационные процессы, осуществляются педагогические инициативы, создаются школы нового типа, разрабатываются вариативные учебные планы и образовательные программы, перестраиваются содержание и технологии обучения и воспитания, издается новое поколение учебников и учебных пособий, регистрируются новые педагогические журналы и газеты. Таджикистан переживает период отказа от самоценности предметных знаний в пользу ценности развития самостоятельной и ответственной личности, воспитания творческой индивидуальности, формирования субъекта учебно-познавательной, трудовой, общественно-политической деятельности, формирования деловых качеств личности.
В связи с этим в профессиональном образовании огромный интерес уделяется инновационно -деятельностному подходу в обучении. Модернизация образования в Республике Таджикистан подразумевает, что в основу содержания образования будет положен набор профессиональных компетенций специалистов, формирование деловых качеств личности.
Известно, что совершенствование качества подготовки выпускников вузов затруднено по причине столкновения достаточно острых противоречий в методиках обучения. С одной стороны, в современных государственных стандартах и учебных планах декларируется ориентация на развитие инновационных технологий, а с другой - учебно-воспитательная деятельность в учебных учреждениях организуется зачастую вне области формирования социального и профессионального роста и самосовершенствования личности.
Неизбежно возникает вопрос об уточнении представлений о модели студента в содержании высшего образования, об уровне его профессиональной деятельности и мобильности.
Под профессиональной мобильностью мы понимаем такое свойство личности, которое способствует быстрому реагированию на ситуацию затруднения и актуализации всех потенциальных возможностей при выборе вариантов и способов решения профессиональных задач, а также прогнозирования профессиональной самореализации. Она невозможна без таких деловых качеств, как гибкость, способность рассуждать, рефлексировать, занимать активную социокультурную позицию.
Содействовать данному процессу призвано инновационное обучение, концепция которого сегодня в вузе предполагает подготовку специалиста, ориентированного на инновационную деятельность, умеющего эффективно реализовывать инновационные технологии в образовательном процессе.
Рассмотрение состояния формирования деловых качеств у студентов в вузе в определённой мере ориентирует нас на поиск ответа об организации образовательного процесса в вузе. В русле представленной концепции большое внимание уделяется формированию личностных и деловых качеств, что, в свою очередь, обеспечивается воспитательным влиянием образовательного процесса вуза. Названное понятие содержательно встраивается в структуру понятия «инновационное обучение», однако при этом возникает необходимость конкретизировать его отдельные положения применительно к формированию профессиональной и инновационной мобильности студента.
198
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 2(43) 2015
Проблемы появляются в связи с тем, что в учебных планах вузов возрастает количество изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение отдельных традиционных предметов. Сложившиеся обстоятельства создают базу для теоретических исследований в области методики и требуют новых подходов к организации учебного процесса.
Изучение материала незначительными блоками не ведёт к системному формированию знаний. Осознанный процесс усвоения учебного материала замедляется. При кредитной системе обучения подобная структура учебных занятий снижает результативность учебной деятельности студентов.
Формирование деловых качеств у студентов в условиях кредитной системы обучения находится в зависимости от точного, педагогически организованного обучения, которое обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждого вуза.
Теоретический анализ предмета исследования и синтез научного знания предоставил возможность аргументировать потребность и вероятность рассмотрения феномена «деловые качества» как структурной составляющей деловитости в дидактическом аспекте, научно обосновать систему средств её формирования:
- установить номенклатуру преподавательских целей;
- выработать диагностическую методику;
- установить систему, которая обеспечивают ее средства и условия;
- выработать средства анализа (самоанализа) работы преподавателя;
- обосновать вероятность использования технологии диагностики и развития деловых качеств в ходе обучения и внеаудиторной работы.
Однако остались нераскрытыми следующие проблемы: в какой мере применима и оптимально разработана технология развития деловых качеств личности студента? Возможно ли формирование деловых качеств у студентов в условиях образовательного процесса на занятиях по русскому языку? Данные проблемы решались на основе проведённого нами педагогического эксперимента.
В основу изучения была заложена гипотеза, в соответствии с которой формирование деловых качеств у студентов будет обеспечено:
- при инновационно - деятельностном подходе;
- если в состав педагогических целей будет входить формирование деловых качеств студентов;
- если образовательный процесс в вузе нацелен на понимание студентами саморазвития и самосовершенствования личности в целом;
-формирование деловых качеств будет реализовано с помощью традиционных и инновационных методов интеллектуальной и предметно-преобразующей деятельности.
Исходя из гипотезы исследования, заключающейся в необходимости разработки экспериментального обоснования факторов эффективного развития деловых качеств личности студента, нами была выдвинута следующая гипотеза - проверить применимость и оптимальность разработанных факторов эффективного развития деловых качеств у студентов при инновационно - деятельностном подходе.
К факторам эффективного развития деловых качеств у студентов относятся дидактические условия педагогического процесса, а именно: номенклатура педагогических целей формирования деловых качеств личности студента, педагогическая система, обеспечивающая её средствами в процессе обучения русскому языку, и самостоятельная деятельность, а также разработанная диагностическая методика сформированности деловых качеств личности студента и средства анализа (самоанализа) работы преподавателя на аудиторных занятиях по русскому языку. Мы считаем, что созданные условия эффективного формирования деловых качеств у студентов в процессе обучения считаются приемлемыми.
Факторы эффективного развития деловых качеств проверялись в целостном педагогическом процессе в Таджикском государственном университете права, бизнеса и политики, в Таджикском государственном университете коммерции и в др. вузах, которые готовят ведущих специалистов: экономистов, менеджеров, программистов, банкиров, юристов, дипломатов и т.д. В этих вузах студенты первого курса групп с таджикским языком обучения изучают дисциплину «Русский язык». Эксперимент включал в себе надлежащие этапы: подготовительный, констатирующий,
формирующий, этап обработки эмпирических данных и их теоретическое обобщение.
Основная задача подготовительного этапа (2010-2011 гг.) заключалась в отборе диагностических методов и в установлении участников опыта. Основной базой эксперимента являлся Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, а в качестве участников были выбраны 300 студентов 2011-2014 года обучения (бакалавры) по специальности
199
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 2(43) 2015
«Финансы и кредит» (1.25.01.04), «Международные отношения (дипломатия)» (1.23.01.01), «Юриспруденция» (1.24.01.01). Срок обучения участников эксперимента - 4 года. В промежуток 2011-2014 гг. 30 студентов по разным причинам были исключены из вузов.
С целью осуществления установленной цели были намечены соответствующие задачи:
1) выработать и приспособить средства, выявляющие степень сформированности деловых качеств у студентов;
2) определить исходный уровень сформированости деловых качеств у студентов экспериментальных групп;
3) провести анализ деятельности преподавателей вузов по формированию деловых качеств у студентов;
4) разработать систему средств формирования деловых качеств у студентов на занятиях по русскому языку.
В качестве средств решения вышеназванных вопросов выступали: наблюдение, контроль, проверка, опрос, беседа и собеседование с педагогами и студентами.
Данные методы диагностики деловых качеств, выявленных с помощью методов наблюдения и диагностической беседы, дополнялись информацией об уровне сформированности параметров деловых качеств индивидуальности студентов. Выявление параметров сформированности деловых качеств в учебной деятельности и в поведении студентов проводилось с помощью разработанной программы наблюдения:
1. Объект деятельности, в котором принимает участие студент (активность студента; результативность (успеваемость); благополучие общественных контактов студента; планирование студентом предстоящей деятельности; самоконтроль действий студента; оценка студентом итогов своей деятельности; находчивость, смышленость в процессе деятельности; рефлексия, т.е. анализ студентом личных методов работы и т.п.
2. Настроение студентов на занятии (эмоциональное состояние студентов: спокойное, равнодушное, угнетённое, тревожное, тягостное и т.д.).
3. Типичные ситуации, при которых студент испытывает неуверенность в себе, беспокойство (учебный опрос, проблемные формы преподавания, контрольная деятельность и т.п.).
4. Коммуникативные навыки студентов (способность корректировать взаимоотношения с ровесниками, старшими; способность демонстрировать уважение к окружающим; умение вовремя приходить на помощь сверстникам; умение объективно оценивать свои достижения; умение сопереживать и понимать настроение других и т.д.).
5. Статус студента в аудитории (кем он является в восприятии однокурсников: лидер, предпочитаемый, т.е. принятый большим количеством однокурсников).
6. Анализ деятельности студента, т.е. в каком виде деятельности он наиболее успешен (учебная, коммуникативная, трудовая, спортивная, художественная, творческая и пр.).
6. Мероприятия, торжества, собрания, в которых студент принимает активное участие (внеаудиторные формы занятий, региональные, республиканские, международные олимпиады и конкурсы, интернет-конкурсы; учебный летний опыт; театрализованные выступления, музыкальные вечера; спортивные состязания и пр.).
Диагностический диалог и анкетирование проводились на основании следующих показательных задач: 1. Какими свойствами Вы обладаете? 2. Какие качества Вы называете деловыми? 3. Считаете ли Вы, что наш вуз способствует развитию данных качеств? Назовите, каким именно образом? 4. В какой сфере деятельности Вы испытываете затруднения? Обоснуйте своё мнение. 5. Правильно ли преподаватели оценивают Вас (Ваши возможности, качества, способности)? 6. Какие бы Вы внесли дополнения, высказали пожелания или предложения в перечень качеств, которые мы называем деловыми? 7. Каким занятиям Вы отдаёте предпочтение? 8. Помогли ли Вам занятия по русскому языку осознать особенности Ваших индивидуальных качеств? Что нового Вы о себе узнали? 9. Остались ли у Вас ещё вопросы к нам?
Мы выбрали те основные деловые качества, которые необходимы студентам в процессе учёбы, для их будущей профессии, а также для того, чтобы найти своё место в жизни. К ним мы отнесли: самостоятельность, инициативность, творческий подход к делу (или креативность), старательность, аккуратность, исполнительность, дисциплинированность, усидчивость, добросовестность, трудолюбие, оперативность, настойчивость, организованность, ответственность, работоспособность, коммуникативность.
Для удобства анализа и обобщения результатов эксперимента мы использовали совокупный абсолютный показатель по каждому качеству в баллах. Результаты эксперимента мы отмечали два раза: 1) начало обучения в первом семестре: производился замер исходного уровня деловых
200
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 2(43) 2015
качеств; 2) второй семестр обучения - итоговый замер сформированности деловых качеств у студентов.
Роль оценки, данной преподавателями уровню сформированности деловых качеств у студентов, достаточно велика, т.к. их оценка оказывает значительное воздействие на формирование особенностей студентов в целом. Влияние оценки преподавателя на развитие студентов, по взгляду Б.Г. Ананьева (1), реализуется в двух направлениях:
- ориентирующем, когда идёт воздействие на умственную работу студента, которая содействует осознанию им достигнутого уровня усвоения;
- стимулирующем, когда идёт воздействие посредством переживания успеха и неуспеха на аффективно-волевую сферу учащегося, на формирование его притязаний, намерений, поступков.
Для установления эффективности формирования и развития деловых качеств у студентов при кредитной системе обучения мы выполнили диагностику степени их сформированности на базе рассмотрения следующих показателей:
- применение на практике приобретенных студентами умений, содействующих выработке у них стимулов к самообразованию и саморазвитию, необходимости теоретического овладения познаниями;
- развитие у студентов вузов мастерства создания презентации;
- написание проектов и подготовка презентаций к занятиям по русскому языку;
- составление и решение кроссвордов, сканвордов, шарад, ребусов, кластеров и т.д.
В процессе экспериментально-эмпирической деятельности нами велось обучение контрольного вида, задача которого - «срезы» (контрольные проверки) с целью исследования уровня сформированности деловых качеств у студентов.
Анализ оценки развития и формирования деловых качеств у студентов преподавателями в условиях кредитной системы обучения и диагностика уровня их сформированности показывает, что если на первом курсе, в 2011 г., почти у 50% студентов был низкий уровень сформированности деловых качеств: креативности, инициативности, усидчивости, коммуникативности,
организованности, настойчивости, добросовестности, трудолюбия, то в конце эксперимента, в 2014 г., у всех участников эксперимента наблюдалась сформированность деловых качеств.
По оценкам преподавателей, в конце эксперимента, в 2014 г., почти у 72% студентов был высокий уровень деловых качеств, а у 28% - средний уровень сформированности деловых качеств.
Проведённый опыт показал, что на эффективное формирование деловых качеств у студентов экспериментальных групп при инновационно - деятельностном подходе оказали воздействие следующие факторы: 1) обеспечение рассматриваемого учебно-воспитательного процесса
объективной и необходимой диагностической методикой сформированности деловых качеств у студентов; 2) сформулированные конкретные цели соответствовали эталонной цели формирования параметров деловых качеств высокого уровня; 3) в учебно-воспитательном процессе были представлены педагогические средства, которые способствовали формированию деловых качеств у студентов на занятиях по русскому языку при инновационно - деятельностном подходе; 4) привлечение студентов в то или иное мероприятие было определено исходным уровнем формирования их деловых качеств; 5) достаточное время в условиях внеаудиторной работы и демократичные, свободные, по сравнению с традиционными занятиями, условия профильных курсов и факультативных занятий способствовали развитию деловых качеств.
Реализация вышеназванных факторов, составляющих систему средств формирования деловых качеств у студентов, способствовала повышению уровня сформированности данных качеств у студентов экспериментальных групп и обеспечила условия для эффективного протекания исследуемого педагогического процесса.
Анализ оценки исходного уровня деловых качеств у студентов преподавателями показал преобладание его среднего уровня. Преподаватели более критично оценивают такие качества как: самостоятельность, креативность, старательность, аккуратность, инициативность, добросовестность, усидчивость, коммуникативность, дисциплинированность.
В процессе эксперимента (2013-2014 гг.) главной целью считался контроль применимости и оптимальности разработанной методики диагностики и развития деловых качеств у студентов. При этом мы исходили из предположения, что учебно-воспитательный процесс обеспечивает формирование параметров деловых качеств в интеллектуальной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, мотивационной и экзистенциальной сферах у каждого студента. Экспериментальная проверка гипотезы проводилась в рамках учебно-воспитательного процесса.
201
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 2(43) 2015
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1969. - 156 с.
2. Дидактические материалы для обучения русскому языку как неродному: пособие для учителей школ и преподавателей вузов/ сост. Гусейнова Т.В. [и др.] РТСУ.- Душанбе, 2004.- 132 с.
3. Катаев, А.Х. Методологические и этические аспекты разработки и внедрения новых образовательных технологий в системе высшего образования/ А.Х. Катаев, Н.Н. Шоев.- Душанбе: Ирфон , 2002.- 188 с.
4. Катаев, А.Х. Характерные особенности получения высшего образования в условиях инновационной деятельности вуза / А.Х. Катаев [и др.].- Душанбе: Ирфон, 2006.- 72 с.
5. Система кредитных технологий обучения, используемых в университетах мира / А.Х. Катаев[ и др.] /Труды ТУТ.- Душанбе: Ирфон, 2008.-393 с.
6. Катренко, Л.В. Творческая деятельность студентов в современном образовательном пространстве вуза / Л.В. Катренко //Вестник Ставропольского государственного университета.-2009.- № 61.- С. 193-198.
REFERENCES:
1. Ananyev, B.G. Man as a Subject of Cognition. -L.: LSU (Leningrad State University), 1969. -156 pp.
2. Didactical Materials for the Russian Language Tuition as a Foreign one: Manual for Teachers of Both Secondary and Higher School / compiler: Guseyenova T.V. [et alia]. RTSU. - Dushanbe, 2004. -132 pp.
3. Katayev, A.Kh. Methodical and Ethical Aspects of Development and Inculcation of New Educational Technologies Implementation in the System of Higher Establishment / A.Kh. Katayev, N.N. Shoyev. -Dushanbe: Cognition, 2002. - 188 pp.
4. Katayev, A.Kh. Attributive Peculiarities in Regard to Receiving Higher Education under the Conditions of Innovational Activities / A.Kh. Katayev [et alia]. - Dushanbe: Cognition, 2006. - 72 pp.
5. Systems of Credit Technology Tuition in Reference to Its Usage in World Universities / A.Kh. Katayev [ et alia] / Works of TUT. - Dushanbe: Cognition, 2008. - 393 pp.
6. Katrenko, L.V. Creative Activity of Students in Up-to-Date Educational Space of Higher Establishment / M.V. Katrenko // Tidings of Stavropol State University, 2009. Issue 61. - pp. 193-198.
Формирование деловых качеств у студентов в условиях инновационного образовательного учреждения
Ключевые слова: инновационные процессы, педагогические средства, инновационно -деятельностный подход, деловые качества, самостоятельность, креативность,
старательность, аккуратность, инициативность, добросовестность, усидчивость,
коммуникативность, дисциплинированность, эксперимент.
Целью статьи является исследование инновационных процессов, которые осуществляются в системе высшего образования. Современная концепция инновационного обучения в вузе предполагает подготовку специалиста, ориентированного на инновационную деятельность, умеющего эффективно реализовывать инновационные технологии в образовательном процессе. Инновационное обучение имеет дело с затруднительными ситуациями, нарождающимися проблемами, именно поэтому оно наиболее эффективно при подготовке профессионально мобильного студента, который обладает деловыми качествами, а формирование деловых качеств у студентов в условиях инновационно - деятельностного подхода в обучении позволяет говорить о новом качестве самого процесса подготовки студента - будущего специалиста. Экспериментальным путём авторы доказывают, что инновационно - деятельностный подход в значительной степени влияет на эффективное формирование деловых качеств у студентов.
The Development of Business Qualities of Students in the Condition of Innovative Educational Institution
Keywords: innovational processes, pedagogical means, innovational and working approach, business qualities, self-sufficiency, creativeness, diligence, accuracy, initiativeness, conscientiousness, perseverance, communicativeness, disciplined, experiment
The article studies innovational processes carried out in the system of higher education. Modern conception of innovative education in Universities assumes training of specialist ready to carry out innovative activity, and able to implement effectively innovative technologies in academic process. Innovative education deals with challenging situations and emerging issues. That is why it is more
202
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 2(43) 2015
effective in training professional mobile students with business qualities. And the development of business skills of students in the condition of innovative and working approach in academic process will speak about just the new quality of the process of training of students, future specialist.
The authors prove experimentally that innovative and working approach will significantly influence on effective development of business qualities of students.
Сведения об авторах:
Каримова Ирина Холовна, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии образования Республики Таджикистан (Республика Таджикистан, г. Душанбе), E-mail: gumanizm@mail. ru
Ходжаева Мубинахон Джалоловна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной работе ТГУПБП (Республика Таджикистан, г. Худжанд), Е-mail: [email protected]
Information about the authors:
Karimova Irina Kholovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of the Education Academy of the Republic of Tajikistan (Republic of Tajikistan, Dushanbe), E-mail: gumanizm@mail. ru
Khojayeva Mubinakhon Jalolovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, ViceRector on Extra-curricular Activities of Tajik State University of Law, Business and Politics (Republic of Tajikistan, Khujand), Е-mail: [email protected]
203