Научная статья на тему 'Информационное обеспечение специальных дисциплин при дистанционном обучении управленцев'

Информационное обеспечение специальных дисциплин при дистанционном обучении управленцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова Ольга Анатольевна

важнейшей основой подготовки управленческих и производственных кадров является построение учебного процесса, как сочетание базового естественнонаучного образования со специальными знаниями, дополненного самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой студентов. При дистанционном обучении вопросы обеспечения качества знаний особенно важны, т.к. необходимо убедиться, что сокращённое по сравнению с очной формой обучения время контактов студента с преподавателем не сказывается отрицательно на уровне подготовки. Сейчас деятельностный подход стал традиционным и лежит в основе модернизации современного образования. Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Элементом дистанционного образования является дистанционная образовательная технология, которая имеет свои плюсы и минусы. Вовлечение в активное участие в учебном процессе технологии дистанционного обучения требует перемен в техническом оснащении, которое обеспечивало бы постоянную двустороннюю связь с каждым студентом, приобретения преподавателями навыков работы в новом режиме, а также переработки учебнометодических материалов и пересмотра методики использования инновационной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение специальных дисциплин при дистанционном обучении управленцев»

В ходе распределения функциональных обязанностей при выработке стратегии развития организации команды должны выполнить следующее задание:

• осуществить проектирование функциональных обязанностей структурных подразделений по предложеной форме;

• подготовить доклад для руководителя организации (для руководителей и специалистов структурных подразделений).

На этом этапе также студентами выполняются экономическая экспертизы проекта (финансовые затраты, в связи с распределением обязанностей).

Для подготовки экономической экспертизы необходимо:

1)определить дополнительные расходы, связанные с распределением функциональных обязанностей в организации.

2) спрогнозировать ожидаемые доходы;

3) подготовить резюме проекта.

Команды готовят выступление, в ходе которого представляют свои разработки, кратко излагая как общую картину распределения функциональных обязанностей так и обосновывая конкретные управленческие решения. Продолжительность выступления каждой команды - 10 минут.

Четвертый этап деловой игры - подведение ее итогов на основе оценок деятельности на каждом из этапов. Принципиальные результаты игры представляются преподавателем на слайде.

Сценарий деловой игры (продолжительность и содержание ее этапов) может корректироваться преподавателем в соответствии со степенью подготовленности и активности учебной группы.

Литература

1. Менеджмент : кейсы, тренинги, деловые игры : практикум ИТК "Дашков и К", 2012.

2. Менеджмент. Электронный учебник. Под ред. М.Л.Разу. Издательство « Кнорус», 2012

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Кнорус, 2013.

4. Оценивание компетенций в образовании учебное пособие: М.Б. Челышкова, В.И. Звонников, О.В. Давыдова; под ред. В.И. Звонникова. - М.: ГУУ, 2011.

5. http://www.acmegroup.ru/node/544

О.А. Колосова

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ УПРАВЛЕНЦЕВ

INFORMATION SUPPORT OF SPECIAL DISCIPLINES IN DISTANCE TRAINING MANAGERS

Аннотация: важнейшей основой подготовки управленческих и производственных кадров является построение учебного процесса, как сочетание базового естественнонаучного образования со специальными знаниями, дополненного самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой студентов. При дистанционном обучении вопросы обеспечения качества знаний особенно важны, т.к. необходимо убедиться, что сокращённое по сравнению с очной формой обучения время контактов студента с преподавателем не сказывается отрицательно на уровне

© О.А. Колосова, 2013

подготовки. Сейчас деятельностный подход стал традиционным и лежит в основе модернизации современного образования. Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Элементом дистанционного образования является дистанционная образовательная технология, которая имеет свои плюсы и минусы. Вовлечение в активное участие в учебном процессе технологии дистанционного обучения требует перемен в техническом оснащении, которое обеспечивало бы постоянную двустороннюю связь с каждым студентом, приобретения преподавателями навыков работы в новом режиме, а также переработки учебно-методических материалов и пересмотра методики использования инновационной технологии.

Ключевые слова: дистанционное обучение, инновационные технологии, инновационные методы обучения, профессиональное мастерство преподавателя, профессиональная компетентность преподавателя.

Abstract: the major foundation of managerial and operational skills is to build a learning process, as a combination of basic science education with special expertise, supplemented by independent learning and research work of students. With distance learning issues to ensure the quality of knowledge is particularly important, since you must ensure that the reduction from full time education student contact time with the teacher does not adversely affect the level of training. Now activity approach become a traditional and is the basis of modern education modernization. The distance education is a set of educational services provided to the general public by means of a specialized educational environment at any distance from educational institutions. Distance learning technology is an element of distance education, which has its pros and cons. Engaging in active participation in the learning process of distance learning technologies require changes in the technical equipment that would provide a constant two-way communication with each student, teachers acquiring skills in the new regime, as well as processing of teaching materials and revision the using innovative technology methodology.

Keywords: distance learning, innovative technology, innovative teaching methods, lecturer professional skills, professional competence of the lecturer.

Современный подход к подготовке высококвалифицированных управленческих и производственных кадров требует значительных затрат на материально-техническое обеспечение практической стороны учебного процесса.

Практический опыт ведущих мировых университетов показывает, что наиболее эффективными с качественно-практической и экономической точек зрения являются инновационные методы обучения, которые в своём определении подразумевают наличие интегрированной связи науки, производства и образования.

Важнейшей основой подготовки управленческих и производственных кадров является построение учебного процесса, как сочетание базового естественнонаучного образования со специальными знаниями, дополненного самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой студентов.

В настоящее время все специальные (профессиональные) знания для студентов перестают быть лишь теоретическими. Уровень знаний, приобретённых студентом в ходе обучения, должен соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО). При дистанционном обучении вопросы обеспечения качества знаний особенно важны, т.к. необходимо убедиться, что сокращённое по сравнению с очной формой обучения время контактов студента с преподавателем не сказывается отрицательно на уровне подготовки. Сейчас

деятельностный подход стал традиционным и лежит в основе модернизации современного образования.

В вузах необходимо внедрять комплексные автоматизированные системы и использовать их в изучении ряда специальных дисциплин. Следует отметить, что проектные дисциплины предполагают формирование пространственно-образного мышления у студентов, а этот процесс сугубо индивидуален и требует большой доли самостоятельной работы. Расширение сфер самостоятельной работы студентов является причиной необходимости внедрения информационных технологий в образование.

С созданием сети Интернет коммуникативные возможности перестали ограничиваться рамками аудиторного общения. Возникла возможность дистанционного взаимодействия с другими информационными ресурсами, а также дистанционного общения пользователя компьютера с другими людьми в пространстве Интернет.

Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Элементом дистанционного образования является дистанционная образовательная технология. Однако наряду с интенсивным внедрением новых образовательных технологий в учебный процесс возникает вопрос: насколько эффективна дистанционная система обучения? Для ответа на него потребуется четкое понимание того, что же дает нам введение данной формы обучения:

1. Новые источники знаний

В исследованиях ученых: Андреева А.А., Солдаткина, В.И, Полат, Е.С и др. авторов, занимающихся данной проблематикой, дискуссионным является вопрос, можно ли считать дистанционное обучение альтернативой существующей системы заочного образования и каким образом осуществить в современных условиях переход от сложившихся образовательных традиций к новым формам и методам, заложенным в дистанционном обучении.

По словам Е. Рачевского, директора учебно-воспитательного комплекса (УВК) "Царицыно", заслуженного учителя РФ, члена Российского общественного совета современный ученик усваивает 20% из того, что видит, 50% - из того, что видит и слышит, и 70% той информации, что добывает самостоятельно (например, работая с Интернетом), поэтому дистанционное образование, откроет перед обучающимися новые возможности, которые заключаются в:

• гибкости и модульности обучения, которые позволяют не только спланировать свое время и подобрать оптимальный темп освоения материала, но и сформировать независимую модульную программу, которая соответствует индивидуальным особенностям и потребностям обучающегося

• параллельности и асинхронности процесса обучения, которая заключается в том, что обучение с использованием дистанционных технологий может быть осуществлено одновременно с выполнением профессиональной деятельности или в нескольких учебных заведениях по разным программам.

• новой роли преподавателя в рамках дистанционного образования, которая приводит к более демократичным отношениям ученика и преподавателя, высвобождает массу времени, предполагает индивидуальный подход, возможность возвращаться к пройденному материалу бесчисленное количество раз и пр. Но, что самое главное, возникает принципиально новый источник информации - интернет - ресурсы.

• не будем забывать также и об экономической эффективности, оценка мировых образовательных систем доказывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. В России опыт негосударственных центров дистанционного образования наглядно показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно

60% от затрат от доли средств, которые тратятся на подготовку специалистов, обучающихся на очном отделении.

• массовости и социальной направленности. По одним и тем же программам в одном и том же учебном заведении могут обучаться одновременно тысячи людей. Кроме того, в условиях развивающейся экономике, когда у компаний нет достаточного времени на переподготовку специалистов, дистанционное образование позволяет обеспечить этот процесс без отрыва от производства и с меньшими затратами на обучение. К тому же, если посчитать затраты времени, сил, транспортные расходы и жизнь студентов вдали от дома, то дистанционное образование может стать действительно одним из самых недорогих и доступных для населения видов образования. Кроме того, привлекает возможность учиться по зарубежным учебным программам за существенно меньшую стоимость и, не покидая постоянного места жительства и работы и семьи.

2. Повышение психологического комфорта студентов, обучающихся в системе дистанционного образования

При обучении в системе дистанционного образования снимается вопрос о субъективности оценки знаний студента преподавателем. Новая роль преподавателя в рамках дистанционного образования приводит к более демократичным отношениям между ними, предполагает индивидуальный подход, возможность возвращаться к пройденному материалу бесчисленное количество раз, учен индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

А для лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях, дистанционное обучение - это нередко единственный способ получить образование и найти свое место в обществе.

Однако, при всех несомненных плюсах системы дистанционного образования, не будет забывать и о сложностях, которые нам предстоит решить:

1. Существование высшими учебными заведениями большого количества различных технологий формирования курсов дистанционного обучения, при отсутствии четкой концепции формирования подобных курсов, может привести к снижению эффективности образовательного процесса;

2. Ограниченность курса, отсутствие живого контакта с учителем и могут вызвать недопонимание и в конечном итоге сказаться на качестве обучения. При дистанционном обучении студент, не ощущая непосредственной поддержки преподавателя, часто теряется и иногда затрудняется при решении самых простых задач, которые с помощью преподавателя могли бы быть быстро решены. С одной стороны, это вырабатывает самостоятельность в обучении, а с другой стороны вызывает появление психологического барьера, затрудняющего дальнейшее усвоение материала. Также, при дистанционном обучении студент, не ощущая непосредственной поддержки преподавателя, часто теряется и иногда затрудняется при решении самых простых задач, которые с помощью преподавателя могли бы быть быстро решены.

Поэтому, при дистанционном обучении большую роль будет играть стиль чтения лекций, когда преподаватель не ограничивается сообщением информации, ставит проблемные вопросы, показывает подходы к их решению, увязывает изучаемый материал с будущей профессией студентов. Современные требования к обучающим программам таковы, что простого изложения материала уже недостаточно - такая программа, кроме профессионального мастерства преподавателя и, собственно, учебной информации, должна включать элементы тренинга пользователей, а также средства контроля усвоения знаний.

По мнению Ю.Д. Красовского [2], профессиональное мастерство преподавателя имеет пять уровней: информационно-репродуктивный уровень, информационно-

адаптивный уровень, проблемно-информационный уровень, информационно-игровой уровень, информационно-экспериментальный уровень.

На первом уровне преподаватель в совершенстве владеет умением пересказа учебного материала, он способен передать слушателям необходимую информацию в соответствии с учебной программой. Главной единицей анализа являются при этом ключевые понятия.

На втором уровне, преподаватель трансформирует учебную информацию с учетом социально-психологических особенностей студентов и слушателей, умеет находить и обеспечивать «обратную связь» в любой аудитории. Главной единицей анализа в этом случае становится набор вопросов, волнующих студентов и слушателей.

На третьем уровне преподаватель владеет умением проблемного изложения материала, т.е. заостряет внимание студентов и слушателей на столкновении противоречий, формулировании парадоксов и нахождении способов их разрешения в мысленных экспериментах вместе с ними. В данном случае главной единицей анализа оказывается проблемная ситуация.

На четвертом уровне преподаватель владеет умением подготовить и провести деловую (или ролевую) игру с обучающимися и слушателями, во время которой происходит процесс овладения определенными практическими навыками и умениями в том виде деятельности, которая и является моделируемой для них. Главной единицей анализа здесь становится деловая (или ролевая) игра.

На пятом уровне преподаватель владеет умением периодически ставить эксперименты, пытаясь преобразовать ту учебную среду, в которой оказались его обучающиеся и слушатели, в новую учебную среду, которая даст им наибольший простор для творческой самореализации. На этой основе происходит формирование нового качества знаний, навыков и умений. В данном случае главной единицей анализа является преобразованный учебный процесс.

Чем выше компетентность преподавателя, тем более компетентного специалиста получит общество и тем скорее будет решена задача высшего образования по формированию специалиста нового поколения.

Л.И. Гурье отмечает, что профессиональная компетентность преподавателя -интегративное качество, определяемое уровнем знаний и способом владения различными видами компетенций, позволяющее преподавателю эффективно выполнять свой функционал, обеспечивать собственную социально-профессиональную мобильность [1]. В соответствие с этим, структурно профессиональная компетентность, по мнению Л.И. Гурье, включает три стороны деятельности преподавателя:

• функциональную, отражающую целевую установку и специфику содержания профессиональной деятельности, объективно обусловленную как функциями самого учебного предмета, так и общими функциями преподавателя, которые он должен реализовать в учебно-воспитательном процессе вуза.

• предметную, которая характеризует состояние педагогических знаний и уровень сформированности педагогических умений преподавателя.

• личностную [1].

3. Избыточное количество информации, отсутствие мгновенного отклика преподавателя на вопрос и чрезмерное дробление дискуссий (фрагментарность), а также отсутствие у профессорско-преподавательского состава навыков подготовки дистанционных курсов (так как написать систему контрольно-тестовых заданий или создать видеолекцию, намного сложнее, чем подготовиться к традиционной лекции) могут снизить качество получаемого образования.

4. Инновационные методы обучения кроме всего прочего предполагают смещение центра учебного процесса от преподавателя к обучающемуся, усиление функции помощи ему в организации своей самостоятельной работы или индивидуальной программы обучения, обеспечение обратной связи. Именно этого не

хватает в действующей системе проведения занятий на распределенную аудиторию. В ней студенты отключены от активной учебной работы на занятии даже в большей мере, чем при традиционных формах обучения, где всё-таки можно как-то активизировать студентов благодаря личному воздействию преподавателя. При дистанционной системе проведения занятия (лекции) в лучшем случае часть студентов добросовестно копирует часть слайда и подаёт сигналы о том, что не успели записать, просят вернуть слайд. Причины пассивности студентов следующие:

• социально-экономические причины, когда при приёме на работу пока требуется диплом, а не знания;

• студенты после рабочего дня устали;

• преподаватель не всегда может найти подходящую методику активизации;

• новые инновационные технологии применяются при традиционных видах занятий, таких как лекции, практические занятии, консультации.

Для организации самостоятельной работы студентов по всем разделам дисциплины можно записать видеолекции, в которых в доступной, живой форме будет излагаться программный теоретический материал с необходимыми пояснениями, выкладками, примерами и иллюстрациями. Лекции можно разместить в свободном доступе в Интернете, например, на канале «You Tube».

Тестирующие модули являются составной частью компьютерных обучающих программ. Как правило, студенту предлагается набор контрольных вопросов по каждой теме дисциплины, а по завершении изучения материала студенту может быть предложен и итоговый тест. Тесты применяются не только для контроля знаний, но и для самоконтроля. В последнем случае студент после выполнения такого теста получает сведения об успешности своих действий, т. е. об уровне усвоения знаний.

После того, как студент закончил обучение, эти обучающие программы всё равно необходимы, но уже в режиме справочника. Таким образом, разработка и использование обучающих программ призваны обеспечивать:

• реализацию деятельностного подхода в обучении предмету средствами электронной техники;

• стимулирование положительной мотивации к изучению дисциплины;

• совершенствование процесса освоения познавательной деятельности, приобретение студентами опыта самостоятельного овладения учебным материалом.

Следовательно, при подготовке специалистов высокого уровня в условиях дистанционного обучения необходимо уделять должное внимание двум аспектам:

• формированию у студентов опыта использования автоматизированных систем технической подготовки производства, позволяющих моделировать реальные производственные процессы и объекты.

• развитию навыков практической работы с передовыми технологиями и сложным оборудованием, на котором реализуются спроектированные технологии.

Вовлечение в активное участие в учебном процессе вышеизложенным или другим способом требует перемен в техническом оснащении, которое обеспечивало бы постоянную двустороннюю связь с каждым студентом, приобретения преподавателями навыков работы в новом режиме, а также переработки учебно-методических материалов и пересмотра методики использования инновационной технологии.

Литература

1. Гурье Л.И. Моделирование системы педагогических компетенций научно-педагогических кадров высшей профессиональной школы: Монография. - Казань, 2009.

2. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования / Ю.Д. Красовский: учебное пособие. - М.: Новости, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.