УДК 378.14.015.62:811.111
https ://doi.org/10.24158/spp.2017.7.23
Назаренко Татьяна Юрьевна
Nazarenko Tatyana Yuryevna
старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций Уральского государственного университета путей сообщения
РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Senior Lecturer, Foreign Languages and Intercultural Communications Subdepartment, Ural State University of Railway Transport
THE ROLE OF ONLINE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF EXTRAMURAL ECONOMIC STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCIES DURING LEARNING ENGLISH
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности и преимущества использования дистанционных технологий в образовательном процессе студентов-заочников. Особое внимание уделяется категориям успешности дистанционного обучения, таким как знание, понимание, применение, анализ и оценка. Подчеркивается, что введение дистанционных образовательных технологий на платформе «Blackboard» позволяет расширить возможности системы традиционного образования и способствует формированию компетенций, необходимых будущему специалисту в области экономики. Указывается на важную особенность сочетания заочного и дистанционного обучения - наличие систематического «живого» контакта студентов с преподавателем, который оказывает эффективное информационно-мотивационное воздействие на обучающихся. Обозначено, что внедрение дистанционных образовательных технологий повышает наглядность и качество представляемых учебных материалов, стимулирует студентов к самостоятельной работе над теоретической частью дисциплины. Сделан вывод, что дистанционные технологии выгодно дополняют, развивают и расширяют традиционные формы занятий.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, возможности и преимущества, дистанционные образовательные технологии, профессиональные компетенции, знание, интерес, студенты-заочники, будущие экономисты, традиционные занятия.
Summary:
The article describes the opportunities and benefits of using online technologies while teaching extramural students. Special attention is paid to such successful categories of distance learning as knowledge, comprehension, application, analysis, and evaluation. The author emphasizes that the introduction of distance education technologies on the Blackboard platform allows one to expand the possibilities of the traditional education system and fosters the formation of the competencies necessary for the future economic specialist. The article indicates an important feature of the combination of extramural and distance learning that is the presence of a systematic "living" contact of students with a teacher, which has an effective information and motivational impact on them. The study notes that the introduction of distance education technologies increases the visibility and quality of the presented teaching materials, promotes students to work independently on the theoretical course. The author concludes that distance technologies complement significantly, develop and expand traditional activities.
Keywords:
distance learning, opportunities and benefits, distance learning technologies, professional competencies, knowledge, interest, extramural students, future economists, traditional activities.
Российские железные дороги выполняли и выполняют значимую функцию в экономике российского государства. Эта отрасль является системообразующей практически для всех областей промышленности. Уже 60 лет Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС) готовит квалифицированные кадры для служб и компаний ОАО «РЖД».
УрГУПС - отраслевое учебное заведение с широким спектром специальностей и направлений подготовки. В университете учитываются современные тенденции в развитии железнодорожного транспорта, ведется подготовка конкурентоспособных специалистов. Это значит, что для предоставления студентам качественного образования, подготовки перспективных и востребованных специалистов руководство вуза и преподаватели постоянно ищут новые формы образовательного процесса. Поскольку образование должно быть современным и актуальным, во всем мире активно развивается дистанционное обучение. Подобная практика реализуется и в России, в частности в означенном университете.
С 2012 г. в УрГУПС существует портал «Blackboard». Отметим, что 70 % вузов, входящих в рейтинг 200 лучших вузов мира, используют именно эту платформу для дистанционного обучения.
Все основные курсы в университете введены в «В1аскЬоа^»-систему, т. е. преподаватели готовы предоставлять такие услуги, около 400 студентов-заочников проходят обучение в такой форме.
До сих пор очная и заочная формы с непосредственным взаимодействием преподавателя и группы студентов являлись самыми эффективными формами обучения, а использование дистанционных технологий не рассматривалось как приемлемая успешная форма подготовки квалифицированных специалистов.
В статье представлен опыт использования дистанционных образовательных технологий при изучении английского языка для эффективной поддержки студентов заочной формы обучения УрГУПС. В данном случае дистанционное обучение не заменяет традиционные занятия, а только органично и эффективно дополняет их.
Согласимся с Т.В. Рихтер, которая представляет дистанционное обучение как способ реализации содержания обучения с помощью упорядоченной и целесообразной совокупности методов, средств и форм, направленных на организацию самоуправляемой, умственной деятельности студентов по формированию умений приобретать знания из различных источников, овладевать способами, приемами и методами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в нестандартных ситуациях [1]. Как указывает автор, при этом открываются огромные возможности совершенствования методики отбора теоретической и практической информации, планирования, организации, управления и контроля качества учебного процесса, повышения его эффективности [2].
Дистанционные формы обучения, существующие в УрГУПС, в совокупности с рейтинговой системой организации и контроля процесса обучения стимулируют обучающихся к активной самостоятельной внеаудиторной работе. В ходе самостоятельной работы студенты осознают, что это та особая форма обучения, выполнение которой требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно.
Таким образом, для успешной организации самостоятельной работы требуется наличие следующих условий:
- готовность самого студента к самостоятельному труду,
- мотивация к получению необходимых знаний,
- наличие и доступность учебно-методического и справочного материала,
- регулярный контроль качества выполненной самостоятельной работы,
- консультационная помощь преподавателя.
Немаловажным является и то, что успешное усвоение английского языка зависит не только от профессионального мастерства преподавателя, но также и от умения самого студента понять и осознать как задачи, так и содержание учебного предмета. Студенту необходимо принимать активное участие в учебном процессе и быть ответственным за то, что он делает во время самостоятельной внеаудиторной подготовки: успешное изучение предмета возможно только при систематической самостоятельной работе над ним.
Обратимся к некоторым заданиям, представленным на платформе «Blackboard», которые необходимо выполнить студентам, проработав определенный объем теоретического и лексического материала [3].
Task 1. Read the following headings from various articles.
1. SIMPLICITY of E-MAIL APPEALS to ALL AGES.
2. TEXT MESSAGES: a RELAXING WAY to COMMUNICATE.
3. FAXING COSTLY, COMPARED to E-MAIL.
4. LETTERS: STILL PRIVATE and SPECIAL, SAYS POSTAL SERVICE.
5. USERS CAN'T DEPEND on TELEPHONE SYSTEM.
Task 2. Use the adjectives and their opposites to say what you think each article might be about.
easy* personal* economical/time-saving* formal* reliable* efficient*
e. g. I suppose the first article is about how easy it is to use e-mail and how both young and old enjoy using it.
Task 3. Use the word given in capitals at the end of each line to form a word that fits in the space in the same line. There is an example at the beginning (0). First read the whole text to get an idea of what it is about, then make one or two changes to the base words.
READY STEADY EURO
The euro was invented as a common currency for all the countries of the 0) European Union. ... EUROPE
There is no longer any need for 1) ... CONSUME to change money when visiting other euro-zone countries. With a single currency we are able to make 2) ... COMPARE throughout the large single market. This will 3) ... FINAL lead to a 4) ... REDUCE in prices for many goods and services. Due to the Central Bank's low rates, 5) ... EMPLOY should be 6) ... EASY reduced thanks to the increase in 7) ... ECONOMY growth. The euro is one of the two most important 8) ... CURRENCY in the world. This
allows us to do business with many 9) ... THREE World countries in our own currency rather than in dollars, which can be 10) ... EXPENSE. The main advantage of the euro, of course, is that it makes buying and selling easier.
* Discuss with a partner the main advantage of the euro.
Представленные задания нацелены на совершенствование у студентов-экономистов коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной профессиональной деятельности в области международных экономических отношений по широкому спектру вопросов.
В одном из заданий студентам предлагается обсудить преимущество денежной валюты «евро». Вербальная коммуникация между участниками в данном случае заменяется электронной дискуссией в виде форумов, чатов и электронной почты, и все это благодаря платформе «Blackboard».
Поскольку отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателями, когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, является значительным минусом, становится понятным: для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина. Результат обучения будет напрямую зависеть от самостоятельности и сознательности студента. Только самоорганизация и самоконтроль позволят ему стать компетентным специалистом.
Проблема объективной оценки уровня знаний существует во всех областях образования, и все же она наиболее актуальна при использовании дистанционных образовательных технологий. Здесь необходимо помнить, что оценивание должно не просто тестировать умственные способности студентов и фиксировать результаты учебной деятельности, но способствовать повышению качества самого учебного процесса. В связи с этим в УрГУПС утверждена хорошо разработанная и отлаженная рейтинговая система, которая отвечает современным требованиям контроля учебных достижений. Такая система ориентирована на индивидуальные достижения каждого студента, призвана выявить пробелы в освоении теоретического и практического материала с целью эффективного их восполнения. Также рейтинговая система нацелена на формирование адекватной самооценки студентов и способов улучшения их собственных результатов. Важность такого оценивания основана на приоритетности учения с регулярным обеспечением обратной связи и позволяет осуществлять оценку не результата, но процесса обучения, не только знаний, но и умений (в том числе умения оценивать самого себя), не всего курса, но отдельных модулей с возможностью их корректировки. Результатами применения такого оценивания являются формирование знаний, умений и навыков всеми обучающимися в наиболее комфортных для них условиях, максимальное приближение каждого студента к запланированному результату.
Исходя из опыта, можно утверждать, что дистанционные образовательные технологии в совокупности с разработанной в университете рейтинговой системой целесообразно рассматривать как эффективный инструмент реализации компетентностного подхода на факультете «Экономика и управление». Таким образом, с позиций указанного подхода выпускник не только приобретает профессиональную квалификацию в соответствии с полученной специальностью, но и способен принимать решения в различных служебных и жизненных ситуациях. Система дистанционного обучения помогает формировать у студента такие профессиональные компетенции, как:
- умение составлять, читать и анализировать первичные документы;
- владение навыками работы с программным обеспечением;
- умение составлять определенные виды договоров и форм отчетности, вести деловые переговоры на иностранном языке.
Как указывалось выше, студентам УрГУПС предлагается использовать систему «Blackboard», на базе которой преподаватели создают учебные курсы, размещают электронные учебные материалы, тесты, опросы, задания с обратной связью и т. д. Так как у студентов заочной формы обучения нет ежедневного доступа к библиотеке и методическим материалам университета, то электронный курс с собранным в одном месте материалом и контрольными точками представляется наиболее подходящим средством обучения. Информационно-коммуникационная система «Blackboard» была специально создана разработчиками в форме модульной структуры, она позволяет преподавателю с помощью контролирующих и коммуникационных элементов обнаружить пробелы в усвоении материала и разъяснить студентам наиболее сложные вопросы. Благодаря среде дистанционной поддержки обучения «Blackboard» студенты не просто получают готовые знания, но учатся находить их и занимать активную позицию в учебно-познавательной деятельности. Данная среда ориентирована разработчиками на максимально возможное использование активных методов обучения, позволяет организовывать занятия путем проведения дискуссий, бесед, консультаций, деловых игр и др.
Опрос, проведенный среди студентов-заочников, показал, что 93 % из них высказались в пользу применения дистанционного обучения. Как отметили обучающиеся, важной особенностью сочетания заочного и дистанционного обучения является наличие систематического «живого» контакта с преподавателем, которое оказывает на них эффективное информационно-мо-
тивационное воздействие. Также внедрение дистанционных образовательных технологий повышает наглядность и качество представляемых учебных материалов, стимулирует студентов к самостоятельной работе над теоретической частью дисциплины. Поскольку закрепление полученных знаний происходит при организации практических занятий на кафедре, это способствует более интенсивному усвоению теоретического курса.
В заключение подчеркнем, что дистанционные технологии выгодно дополняют, развивают и расширяют традиционные формы занятий. С их помощью обучающиеся имеют постоянный доступ к учебному материалу, а преподаватель может проводить тестирование знаний, консультации, осуществлять обмен материалами и заданиями. Преимущества использования дистанционного обучения в качестве поддержки традиционных занятий очевидны, так как благодаря им осуществляется переход от пассивного обучения к активному, от бумажного представления информации - к электронному, от группового подхода - к индивидуальному [4].
Совершенствование образовательных технологий и педагогических методик с позиций ком-петентностного подхода способствует повышению эффективности учебного процесса. Качество подготовки специалистов в области экономики с хорошим знанием английского языка может быть повышено за счет разработки и реализации модели дистанционной поддержки учебных курсов.
Ссылки:
1. Рихтер Т.В. Модель дистанционного обучения информатике в системе подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании - 2011 : материалы междунар. науч.-практ. конф. : сб. науч. тр. SWorld. Вып. 4, т. 12. Одесса, 2011. С. 83-85.
2. Там же.
3. Krantz C., Norton J. Navigate: Pre-Intermediate I B1: Coursebook with DVD and Online Skills. Oxford University Press, 2015.
4. Поршнева Е.Г., Полозов П.Ю. Технологии дистанционного образования на военной кафедре гражданского вуза [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://hu-man.snauka.ru/2015/11/13058 (дата обращения: 22.11.2015).