Научная статья на тему 'Особенности деятельности педагога в условиях дистанционного обучения'

Особенности деятельности педагога в условиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1818
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / АСИНХРОННЫЙ ТИП ОБЩЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОТОВНОСТЬ / УСЛОВИЯ / УДАЛЕННОСТЬ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE LEARNING / HIGHER EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / ASYNCHRONOUS TYPE OF COMMUNICATION / INTERACTION / READINESS / CONDITIONS / REMOTENESS / ONLINE LEARNING / INTERNET / MODERN MEANS OF LEARNING / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметжанова Галина Васильевна, Абиева Диляра Ринатовна

Статья раскрывает особенности осуществления педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения. Представлены факторы, способствующие активному внедрению информационных и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Отмечено, что оперирование информацией признано ключевым умением человека в эпоху информатизации. Выявлены социально-экономические предпосылки внедрения дистанционного обучения в современную жизнь. В статье представлены результаты теоретического анализа научной литературы, уточнено понятие «дистанционное обучение». Авторами осуществлен анализ, определены конкретные причины возникновения и проявления трудностей в процессе профессиональной деятельности преподавателя в условиях дистанционного обучения. В статье приведены возможные пути решения проблем, которые возникают у преподавателей в ходе осуществления педагогической деятельности, опосредованной дистанционными технологиями. На основе выявленных особенностей деятельности педагога дистанционного обучения определены ключевые моменты, по которым проведен анализ имеющихся курсов подготовки преподавателей к работе в условиях дистанционного обучения. Организовано социологическое исследование на выявление особенностей деятельности педагога в условиях дистанционного обучения, по результатам которого проведен эксперимент. Доказана эффективность блока упражнений и рекомендаций, способствующих снижению уровня страха и тревожности при работе с видеокамерой. Статья предназначена организаторам дистанционного обучения, преподавателям, работающим в этой системе, и студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметжанова Галина Васильевна, Абиева Диляра Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHER'S ACTIVITY IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article reveals the peculiarities of pedagogical activity in the conditions of distance learning. The factors contributing to the active introduction of information and distance learning technologies in the educational process are presented. It is noted that information handling is recognized as a key human skill in the era of Informatization. The socio-economic prerequisites for the introduction of distance learning in modern life are revealed. The article presents the results of theoretical analysis of scientific literature, clarified the concept of "distance learning". The authors carried out the analysis, identified the specific causes and manifestations of difficulties in the process of professional activity of the teacher in distance learning. The article presents possible ways to solve the problems that arise in teachers in the course of teaching activities, mediated by remote technologies. On the basis of the identified features of the teacher of distance learning identified the key points on which the analysis of existing courses of training teachers to work in distance learning. A sociological study to identify the characteristics of the teacher's activities in the conditions of distance learning, the results of which an experiment. Proved the effectiveness of the block of exercises and recommendations to reduce the level of fear and anxiety when working with a video camera. The article is intended for distance learning organizers, teachers working in this system, and students.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности педагога в условиях дистанционного обучения»

Akhmetzhanova Galina Vasilyevna, Abieva Dilyara Rinatovna FEATURES OF TEACHER'S ACTIVITY IN CONDITIONS ..

pedagogical sciences

УДК 378.14

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0005

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2019

Ахметжанова Галина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и методики преподавания» Гуманитарно-педагогического института Абиева Диляра Ринатовна, магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания» Гуманитарно-педагогического института Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: dil.abieva@mail.ru)

Аннотация. Статья раскрывает особенности осуществления педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения. Представлены факторы, способствующие активному внедрению информационных и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Отмечено, что оперирование информацией признано ключевым умением человека в эпоху информатизации. Выявлены социально-экономические предпосылки внедрения дистанционного обучения в современную жизнь. В статье представлены результаты теоретического анализа научной литературы, уточнено понятие «дистанционное обучение». Авторами осуществлен анализ, определены конкретные причины возникновения и проявления трудностей в процессе профессиональной деятельности преподавателя в условиях дистанционного обучения. В статье приведены возможные пути решения проблем, которые возникают у преподавателей в ходе осуществления педагогической деятельности, опосредованной дистанционными технологиями. На основе выявленных особенностей деятельности педагога дистанционного обучения определены ключевые моменты, по которым проведен анализ имеющихся курсов подготовки преподавателей к работе в условиях дистанционного обучения. Организовано социологическое исследование на выявление особенностей деятельности педагога в условиях дистанционного обучения, по результатам которого проведен эксперимент. Доказана эффективность блока упражнений и рекомендаций, способствующих снижению уровня страха и тревожности при работе с видеокамерой. Статья предназначена организаторам дистанционного обучения, преподавателям, работающим в этой системе, и студентам.

Ключевые слова: дистанционное обучение, высшее образование, качество образования, асинхронный тип общения, взаимодействие, готовность, условия, удаленность, онлайн обучение, интернет, современные средства обучения, самообразование.

FEATURES OF TEACHER'S ACTIVITY IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

© 2019

Akhmetzhanova Galina Vasilyevna, doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of the Department "Pedagogy and methods of teaching" of the Humanitarian pedagogical Institute Abieva Dilyara Rinatovna, master's student of the Department "Pedagogy and methods of teaching" of the Humanitarian pedagogical Institute Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya str., 14, e-mail: dil.abieva@mail.ru)

Abstract. The article reveals the peculiarities of pedagogical activity in the conditions of distance learning. The factors contributing to the active introduction of information and distance learning technologies in the educational process are presented. It is noted that information handling is recognized as a key human skill in the era of Informatization. The socio-economic prerequisites for the introduction of distance learning in modern life are revealed. The article presents the results of theoretical analysis of scientific literature, clarified the concept of "distance learning". The authors carried out the analysis, identified the specific causes and manifestations of difficulties in the process of professional activity of the teacher in distance learning. The article presents possible ways to solve the problems that arise in teachers in the course of teaching activities, mediated by remote technologies. On the basis of the identified features of the teacher of distance learning identified the key points on which the analysis of existing courses of training teachers to work in distance learning. A sociological study to identify the characteristics of the teacher's activities in the conditions of distance learning, the results of which an experiment. Proved the effectiveness of the block of exercises and recommendations to reduce the level of fear and anxiety when working with a video camera. The article is intended for distance learning organizers, teachers working in this system, and students.

Keywords: distance learning, higher education, quality of education, asynchronous type of communication, interaction, readiness, conditions, remoteness, online learning, Internet, modern means of learning, self-education.

Стратегические цели и задачи образования определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. [1]. Непрерывность образования в течение всей жизни человека, развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании, академическая мобильность обучающихся - это проблемы современного образования российского общества. Территориальная протяженность и сосредоточение научно-технических центров в крупных городах нашей страны, трудовая миграция населения - это факторы, способствующие активному внедрению современных образовательных технологий в процесс обучения разных ступеней и форм образования. Одной из наиболее востребованных форм образования является дистанционное обучение. Для широких слоев населения дистанционное обучение — это не только доступ к качественному образованию, но и возможность сменить профессию, пройти переквалифи-

кацию [2].

Актуальность внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс определила направление современных исследовательских работ. Вопросы организации непрерывного образования, технологического, технического и дидактического обеспечения дистанционного обучения в сфере высшего профессионального образования проанализированы в трудах многих ученых.

Так, в работах А.А. Андреева сконцентрированы понятие и принципы дистанционного обучения, раскрывается роль и место в системе непрерывного профессионального образования [3, 4].

Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и М.В. Моисеева отмечают, что в результате внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий преподаватель становится консультантом, коучем. Освоение новой функции - консультирование, сопровождение - требу-

28

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Ахметжанова Галина Васильевна, Абиева Диляра Ринатовна ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ...

ет специальной психолого-педагогическои подготовки. Таким образом, формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций [5].

Р. Гаррисон в своих исследованиях разработал концепцию двусторонней коммуникации во время обучения при условии территориальной отдаленности и указал на связь образовательного взаимодействия и информационно-коммуникативной среды. Исследователь рассмотрел возможность взаимодействия «студент-преподаватель» с применением различных интерактивных форм подачи и получения информации [6].

Б. Холмберг, предложил применение эмпатического подхода. Его исследование направлено на выявление центральных характеристик дистанционного обучения, среди которых личные отношения между обучающимся и преподавателем, эмпатия и получение удовлетворения от процесса изучения дисциплины [7].

В.Д. Колдаев, Л.Г. Гагарина [8], Д.З. Ахметова [9] и др. [10-13] отмечают, что дистанционное обучение (ДО) - обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляются с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Важно отметить наличие процесса взаимодействия между субъектами образовательной деятельности в условиях ДО как фактор, подтверждающий его эффективность [14].

Никуличева Н.В. [15], Алехина Н.В., Ларина Е.Н. [16], Романов Е.В., Дроздова Т.В. [17] фиксируют собственный опыт, придавая определенную степень субъективности явлениям, с которыми сталкиваются в процессе осуществления педагогической деятельности. Каждое учебное заведение предпринимает попытки самостоятельного решения возникающих вопросов, причем большая ответственность за то, как осуществляется образовательный процесс в конкретных ситуациях, ложится на плечи самого педагога.

На базе представительства Тольяттинского государственного университета в г. Сызрани было организовано социологическое исследование по выявлению особенностей педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения. В нем участвовало 109 преподавателей двух вузов: Тольяттинского государственного университета и Самарского государственного технического университета (филиал в г. Сызрани), а также 145 студентов, поступивших в ТГУ по направлениям подготовки с использованием дистанционных образовательных технологий.

В рамках организованного исследования было проведено анкетирование на предмет наличия или отсутствия знаний у педагогов о дистанционном обучении, а также уточнялась информация о деятельности преподавателя в условиях дистанционного обучения.

В ходе анкетирования отмечено, что преподаватели имеют представление о сущности дистанционного обучения, 32% опрошенных готовы погрузиться в педагогическую деятельность, где будет существовать еще один посредник - компьютер.

Только 25 % преподавателей оценивают свои знания о дистанционном обучении как достаточные для того, чтобы профессионально, психологически и технически заниматься ею, 60% респондентов имеют приблизительные знания о деятельности преподавателя в условиях ДО, 15 % не имеют представления о том, как осуществляется педагогический процесс, опосредованный территориальной отдаленностью педагога и обучающегося.

В рамках данного исследования было выяснено, с какими проблемами сталкиваются педагоги в условиях ДО. Так, 72% опрошенных отметили, что имеют трудности при организации процесса дистанционного обучения.

Погружение в новую образовательную среду, требующую наличия определенных знаний и умений в обла-

сти дистанционного обучения, дезориентирует педагога. Выходом из сложившейся ситуации может стать прохождение краткосрочного курса по подготовке специалиста к работе в новых условиях. Анализ содержания подобных курсов указывает на то, что их содержание должно включать вопросы личностной и теоретической подготовки педагога.

На вопрос «Владеете ли Вы методами психологического воздействия, направленными на организацию и поддержание деятельности студентов в системе ДО» [18]. Только 66 % респондентов заявили об умении использовать различные методы организации деятельности студентов за счет имеющихся знаний и умений, полученных за годы работы по «традиционной схеме».

В рамках исследования проводился опрос 145 студентов, поступивших в Тольяттинский государственный университет на направления подготовки, реализуемые в условиях дистанционного обучения. Студентам были заданы следующие вопросы:

1. Имели ли вы первоначальное представление о дистанционном обучении?

2. Соответствуют ли ваши первоначальные ожидания действительности?

3. Испытываете ли вы трудности при обучении в условиях дистанционного обучения?

4. Как вы оцениваете техническую сторону сопровождения курсов?

Результаты опроса показали, что 74% опрошенных студентов имели первоначальные представления об особенностях обучения в условиях ДО, у 23% респондентов ожидания качества и комфортности не были оправданы. Среди оставшихся 3% студентов преобладают те, кто не смог разобраться в системе дистанционного обучения.

Осуществляя педагогическую деятельность каждый преподаватель, независимо от опыта работы, рассчитывает на определенную обратную связь. В условиях дистанционного обучения возможность взаимодействовать напрямую отсутствует, и, как правило, сводится к переписке и изложении в письменном виде информации. В этом заключается еще одна особенность дистанционного обучения - асинхронный тип общения, позволяющий передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга [19]. В рамках данного исследования уточнялось отношение преподавателей и студентов к тому, как осуществляется процесс коммуникации. 87% опрошенных педагогов отметили удобство «отложенного» общения со студентами, пояснив это отсутствием нужного количества рабочего времени для проверки и выражения своего отношения по тем видам активности, которая предусмотрена учебным планом.

Выявленные особенности деятельности педагога в условиях ДО позволили определить основные моменты, по которым можно оценивать содержание курсов подготовки преподавателей для работы в условиях дистанционного обучения. Информация о курсах профессиональной подготовки педагогов была найдена на официальном сайте организаций, осуществляющих образовательную деятельность. АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» [20] предоставляет слушателям программу «Разработка курсов дистанционного обучения», НОУ ДПО «Экспертно-методический центр» [21] - программу «Формирование навыков работы в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации в соответствии с профессиональными стандартами». Стоит отметить, что современному педагогу достаточно тяжело найти программу повышения квалификации на просторах Интернета.

Таким образом, педагог, которому необходимо получить специальную подготовку в области ДО, сначала должен сам пройти обучение, опосредованное компьютером. Содержание курса «Разработка курсов дистан-

Akhmetzhanova Galina Vasilyevna, Abieva Dilyara Rinatovna pedagogical

FEATURES OF TEACHER'S ACTIVITY IN CONDITIONS ... sciences

ционного обучения» носит конкретный предметный характер и раскрывает вопросы, связанные с технической организацией дистанционного обучения. В первую очередь речь идет о специальной подготовке, которая обеспечит разработку современных дистанционных курсов и качественное их ведение с использованием активных методов обучения. В рамках подобного курса слушатели овладевают основными принципами создания дистанционного курса, то есть он является практико-ориентиро-ванным. Выяснено, что в программе делается упор на ИКТ компетентность педагога. Подробно рассматривается информационная образовательная среда в условиях ФГОС, современные электронные образовательные ресурсы и основы работы в дистанционной образовательной среде Moodle.

Стоит отметить, что дистанционное обучение - это не только взаимодействие с компьютером, а триада «педагог - компьютер - студент». Это важно учитывать при создании подобных курсов.

Громова Т.В. предлагает учебную программу курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению "Преподаватель дистанционного обучения". Особо ценными в программе являются темы «Преподаватель в системе ДО», «Структура и содержание деятельности преподавателя ДО: опыт эффективного взаимодействия» и т.д.

Анализ программ подготовки педагогов для работы в условиях ДО позволил сделать вывод, что основными вопросами в содержании курсов являются технические вопросы организации процесса обучения и методическая составляющая. Наш опыт работы показывает, что особого внимания требует психологическая подготовка самого педагога к работе в условиях, опосредованных дистанцией.

Многочисленные курсы подготовки педагогов к работе в условиях дистанционного обучения не затрагивают очень важный аспект, касающийся определенной фобии, связанной с работой с видеокамерой.

Боязнь публичного выступления и работа с видеокамерой - существенная особенность деятельности педагога в условиях ДО. Видеокамера, являясь основным средством передачи информации, заставляет пребывать в оцепенении более 70% опрошенных педагогов. Лишь 23% респондентов ближе к концу выступления ощущают эффект некого соединения с аудиторией, 7% респондентов никогда не испытывали трудностей по этому вопросу. В рамках нашего исследования был проведен эксперимент, в котором приняли участие 43 педагога дистанционного обучения. Группа исследуемых получилась достаточно неоднородной: возрастные рамки от 23 - 62 лет, опыт работы в условиях ДО от нескольких месяцев до 8 лет, специфика преподаваемого предмета (гуманитарные и технические науки).

Цель эксперимента заключалась в подборе специальных упражнений и рекомендаций, используя которые педагог сможет преодолеть страх и оцепенение перед камерой.

Первый блок упражнений позволил снять тревожность и определить природу фобии. Совместно с психологом были созданы специальные рекомендации при работе с веб-камерой, включающие в себя элементы аутотренинга.

Второй блок упражнений направлен на разработку голоса и улучшение дикции («Тише-громче», «Ложка меда» и т.д.) [22]. Третий блок содержит упражнения, способствующие развитию монологической и диалогической речи («Пересказ», «Продавец», «Мысли вслух» и т.д.) [23]. Психологический настрой на «сотрудничество» с камерой раскрывается в четвертом блоке упражнений. Упражнение «Слепая запись» оказывает содействие в выработке привычки работы с камерой.

В течение всего эксперимента испытуемые шаг за шагом осваивали рекомендации и блоки упражнений. По окончании был проведен опрос, позволивший вы-30

яснить эффективность представленного блока упражнений. Одним из вопросов был «Испытываете ли Вы трудности при работе с видеокамерой в условиях дистанционного обучения? Если ДА, то какие?» Сравнительные результаты опроса отображены в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительные результаты опроса до и после проведения блока упражнений.

Варианты ответов, предложенные респондентами Результаты опроса ДО проведения блока упражнений, % Результаты опроса ПОСЛЕ проведения блока упражнений, %

Не испытываю трудности при работе с видеокамерой 7 10

Испытываю сложность в начале работы, но потом включаюсь и, ближе к завершению, могу отметить улучшение, забываю, что были какие-либо проблемы 23 38

Испытываю чувство страха перед видеокамерой, не могу собраться с мыслями, теряюсь в тексте, совершаю длительные звуковые паузы, употребляю слова-паразиты 70 52

Данные опроса свидетельствуют о том, что блок упражнений имеет доказанную эффективность при решении проблемы возникновения чувства страха при работе с видеокамерой. Данный блок упражнений целесообразно практиковать с периодичностью, в зависимости от того, насколько остро стоит вопрос о трудности работы с видеокамерой в условиях ДО.

Таким образом, проведенный эксперимент позволил сделать выводы, что в курсы подготовки педагогов к работе в условиях дистанционного обучения следует включать блок упражнений и рекомендаций для психологической подготовки к работе с видеокамерой [24].

Полученные в ходе эксперимента данные подтверждают сложность и неоднозначность процесса взаимодействия обучаемых и обучающих в системе дистанционного обучения, а разработанные упражнения и рекомендации способствуют преодолению чувства страха при работе с видеокамерой. Данные эксперимента подтверждают необходимость работы в этом направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 №751 //Гарант: информационно-правовое обеспечение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dvgu.ru/umu/.../doktrinl.htm (дата обращения: 19.06.2019).

2. Алексеева Е.Н. Развитие дистанционного обучения и проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе на современном этапе модернизации Российского образования [Текст] // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2015. - №2 (65). - C. 251-252.

3. Андреев A.A. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [Текст] / A.A. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003. - 196 с.

4. Андреев А.А. Оценка качества онлайн курсов [Текст] // Территория науки - 2015. - № 1. - С. 20-26.

5. Теория и практика дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

6. Gemmell I., Harrison R., Clegg Ju., Reed K. Internationalisation in online distance learning postgraduate education: a case study on student views on learning alongside students from other countries [Текст] // Innovations in Education & Teaching International. - 2015. - Vol. 52 (2).

- P. 137-147.

7. Carver D.L., Kosloski M.F. Analysis of student perceptions of the psychosocial learning environment in online and face-to-face career and technical education courses [Текст] // Quarterly Review of Distance Education. - 2015. - Vol. 16 (4). - P. 7-22.

8. Гагарина Л.Г., Колдаев В.Д. Инновационные образовательные технологии дистанционного обучения [Текст] // Экономические и социально-гуманитарные исследования - 2018. - № 4 (20). С. 96-102.

9. Ахметова Д.З. Инновационные подходы к оценке качества образования [Текст] // Педагогическое образование и наука. -Международная академия наук педагогического образования. - 2015.

- №4. - С. 55-59.

10. Богданова А.В., Кондаурова И.К. Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

5. № 4 (17). С. 168-170.

11. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 66-70.

12. Стефанова Н.А., Ахунова З.Р. Взгляд работодателя на «on-line специалиста» или качество дистанционного обучения // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 102-104.

13. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коновалова Е.Ю. Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 79-82.

14. О создании объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения [Электронный ресурс]: приказ Минобразования РФ от 16 июня 2000 г. № 1791. —

15. Режим доступа: http: // www.informika.ru (дата обращения: 01.07.2019).

16. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации [Текст]: практ. пособие. -М.: Федеральный институт развития образования, 2016. — 72 с.

17. Алехина Н.В., Ларина Е.Н. Опыт реализации обучения по дополнительным профессиональным программам с применением дистанционных образовательных [Текст] // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 2. — С. 216.

18. Романов Е.В., Дроздова Т.В. Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации [Текст] // Современное образование. — 2017. — № 1. — С. 172-195.

19. Львова А.С., Любченко О.А. Критерии оценки эффективности педагогических технологий тьюторской деятельности в современной образовательной организации [Текст] // Вестник Московского городского педагогического университета. — 2016. — № 1(35). — С. 89 — 96.

20. Дахин Д.В., Шилова О.И. Использование технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза при подготовке студентов профиля «Технология» [Текст]//Перспективы науки и образования. — 2018. — № 2(32). — С. 87-91.

21. Курсы повышения квалификации "Высшее образование"//Мой университет: инновационный образовательный центр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moi-universitet.ru/urovni-obrazovaniya/vysshee-obrazovanie (дата обращения: 05.07.2019).

22. Дистанционные курсы// Gognitus [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://courses-edu.ru/distancionnye-kursy (дата обращения: 20.06.2019).

23. Васильев Ю.А. Речевой тренинг — процесс творческий [Текст] // Специальное образование. — 2015. — №4. — С. 99-106.

24. Кравцова Т.М. Управление познавательной активностью студентов/магистрантов через подбор заданий для семинара [Текст] // Проблемы современной науки и образования. — 2015. — №6(36). — С. 212-218.

25. Кочисов В.К., Гогицаева О.У., Тимошкина Н.В. Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе [Текст] // Образовательные технологии и общество. — 2015. — Т.18. — №1. — С. 395-407.

Статья поступила в редакцию 09.06.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

Ахметжанова Галина Васильевна, Абиева Диляра Ринатовна

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.