Научная статья на тему 'Инновационная деятельность преподавателей русского языка как фактор профессионального становления будущих специалистов (экономистов, менеджеров, программистов, банкиров и Т. Д. )'

Инновационная деятельность преподавателей русского языка как фактор профессионального становления будущих специалистов (экономистов, менеджеров, программистов, банкиров и Т. Д. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / INNOVATIONAL PROCESS / EDUCATION / TEACHER / MODERN CONDITIONS / RUSSIAN LANGUAGE TEACHING PROCESS / EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF ECONOMY TREND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходжаева Мубинахон Джалоловна

В данной статье автор отмечает, что проблема преподавательских кадров в современных условиях развития общества является одной из самых актуальных. Автор подчеркивает, что сегодня преподаватель русского языка должен обеспечить условия для развития личности в социальном, психологическом, интеллектуальном планах. Преподавателю русского языка необходимо владение целостной системой, включающей в себя целеполагание, отбор содержания и технологий, анализ результатов -инновационный профессионализм. Автор считает, что от личности педагога, его профессиональных и личностных качеств зависит, насколько эффективным будет весь процесс формирования профессионально компетентного специалиста средствами русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходжаева Мубинахон Джалоловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovational Activity of Russian Language Teachers as a Factor of Professional Formation of Future Specialists (Economists, Managers, Programmists, Bankers, ets.)

In his article the author insists on the idea that the problem of teaching human resources under the modern conditions of society development is extremely actual. She emphasizes that today a teacher of Russian should provide the conditions for individual's development in social, psychological, intellectual planes. A teacher of the Russian language ought to master the integral system which includes targeted aim, selection of material and technologies, analysis of results-innovational professionalism. The process of formation in reference to a professionally competent specialist through the linguistic means of the Russian language depends in much on the pedagogue's personality.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность преподавателей русского языка как фактор профессионального становления будущих специалистов (экономистов, менеджеров, программистов, банкиров и Т. Д. )»

Ходжаева Мубинахон Джалоловна,

кандидат педагогических наук, доцент, завкафедрой русского языка ТГУПБП

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (ЭКОНОМИСТОВ, МЕНЕДЖЕРОВ, ПРОГРАММИСТОВ, БАНКИРОВ И Т.Д.)

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями и которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности к изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать.

Система высшего образования является составной частью структуры общества, одним из важнейших социальных инструментов, и поэтому в ней неизбежно отражаются изменения политической, экономической, социальной, а также духовной сторон его жизни.

Проблема преподавательских кадров в современных условиях развития общества является одной из самых актуальных. Вот почему нам представляется необходимым рассмотреть процесс формирования условий максимально эффективной организации процесса подготовки профессионально компетентных специалистов экономического профиля с точки зрения анализа взаимоотношений двух его субъектов - обучаемого и обучающего.

Сегодня преподаватель должен обеспечить условия для развития личности в социальном, психологическом, интеллектуальном планах. Необходимо владение целостной системой, включающей в себя целеполагание, отбор содержания и технологий, анализ результатов - инновационный профессионализм.

Новая образовательная парадигма обучения рассматривает развитие проектноориентированного мышления и гражданского сознания личности как приоритетное, где преподаватель не только создает оптимальные условия для развития позитивных

потенций каждого учащегося, но и сам открыт новому опыту, новому знанию, постоянно развивается и получает удовлетворение от своего труда.

В этой связи в настоящем исследовании будет проанализирована роль преподавателя в решении основной задачи курса русского языка, которая выражается в подготовке специалистов, по-настоящему владеющих языком. Новый социальный заказ ставит иную, новую цель, достижение которой позволило бы компетентному экономисту быть уверенным в том, что он может на русском языке сказать то, что нужно, и так, как он это может, прочитать то, что ему нужно, и так, как он это может. Следовательно, первое изменение в подходе к обучению русскому языку как средству формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в сфере экономики, диктуемое экономическими и политическими реалиями, состоит в постановке новой цели обучения, которая выражается в усвоении, присвоении и овладении русским языком как средством профессионального общения [10, 34].

До недавнего времени русский язык сохранял в процессе обучения в экономическом учебном заведении лишь общеобразовательные функции, выступая как средство расширения, дифференциации и уточнения понятийно - категориального аппарата; как средство развития познавательного интереса и как средство решения познавательных задач. Функции, несомненно, важные для развития личности, явно вторичны с точки зрения владения языком на уровне профессиональной компетентности и не могут обеспечить тот «прыжок» в полновесную иноязычную коммуникацию, обеспечение которого и является задачей, поставленной перед преподавателями русского языка на современном этапе [5].

Говоря о необходимости нового подхода к процессу обучения русскому языку, следует обратить внимание на те интеллектуальные характеристики языка, которые представляют его как средство соотнесения с предметной, в данном случае профессиональной, действительностью и как средство обобщения и формирования понятийного аппарата в области экономики, а из социальных характеристик те, которые отражают кардинальные свойства языка — быть средством общения и вхождения в трудовой коллектив. В работе преподавателя в этих условиях начинает преобладать не постановка коммуникативных задач в виде создания разного рода умений и навыков, а разъяснение формы, семантики и функций языковых средств и речевых способов, подлежащих усвоению с целью формирования и формулирования мыслей, о возникновении которых в головах обучаемых преподаватель также вынужден заботиться. От студентов в процессе обучения требуется не запоминание и воспроизведение предлагаемого учебного материала (хотя и это нужно), а понимание механизмов работы русского языка в его соподчиненности мысли, постоянная готовность думать при занятиях русским языком, привыкать к тому, что русский язык (его грамматику, лексику, построение предложений и текстов) нельзя выучить, его можно только усвоить, перерабатывая и примеряя его на себя, используя в общении с другими людьми. При таком подходе на первый план учебного процесса выходят обучаемые — они думают, обмениваются мыслями, учатся, а преподаватель стоит в тени, хотя, конечно, именно он предлагает материал, объясняет его, направляет «мысль и речь» обучаемых, но не определяет слишком жестко и методично их ход, лишь организует учебный процесс и следит, чтобы не иссякли ни

слова, ни мысли; то есть он именно учит, а не дает задания и не следит за их выполнением.

Таким образом, для обоснования новых подходов к процессу обучения русскому языку в учебных заведениях экономического профиля нам видится необходимым представить развернутую картину требований, предъявляемых к личности преподавателя на современном этапе развития общества [8,9,10,13].

Говоря об эффективности организации процесса обучения, нельзя не отметить тот факт, что первопричиной всех успехов и неудач, сопровождающих педагогический процесс, являются проявления личности педагога. В этой связи следует начать рассмотрение роли преподавателя с определения понятия «личностные качества». Проанализируем их с точки зрения учета инновационных возможностей их реализации в процессе формирования профессиональной компетентности специалистов экономического профиля.

И здесь в первую очередь следует отметить коммуникативные качества, способность контактировать, завоевывать внимание аудитории. Способность рассматривать менее подготовленных студентов как вызов педагогическому мастерству, стремление довести их до уровня группы. Цели учащихся должны опережать задачи педагога, одной из которых является создание необходимых условий для проявления потенциала каждого обучаемого. Студенты легко распознают педагога, по-настоящему заинтересованного в их успехах и достижениях, серьезно подходящего к процессу организации учебного процесса. Второй навык, необходимый преподавателю для эффективной организации урока выражается в дипломатических навыках, умении вести переговоры, побуждать обучаемых к ведению диалога, что не представляется возможным без профессионального владения как вербальными, так и не вербальными средствами общения.

И третье, на наш взгляд, ключевое качество - любопытство и личный интерес к аспектам бизнеса, изучаемым в рамках программы обучения. Один из лучших способов раскрыть внутренний потенциал учащихся, активизируя мотивационную составляющую урока, выражается в том, чтобы показать личную заинтересованность в обсуждении экономических вопросов.

Следующим, не менее важным условием подготовки профессионально компетентного специалиста является наличие у преподавателя системы профессиональных знаний. И здесь мы в первую очередь говорим о владении преподавателем языком как лингвистической системой, включающей в себя четыре взаимосвязанных вида речевой деятельности. Однако подобные требования к преподавателю русского языка являются универсальными и не зависят от профиля учебного заведения.

Говоря же о задачах, стоящих перед преподавателями русского языка в экономических учебных заведениях, следует отметить тот факт, что, как правило, от преподавателя не требуется быть специалистом в предметных областях, таких как бухгалтерский учет, маркетинг, менеджмент. Однако политические реалии, резко изменившие экономические основы в нашей стране, привели к тому, что даже специалисты попали в затруднительное положение в связи с интерпретацией ряда неизвестных ранее в нашей экономике явлений, поэтому чем преподаватель русского языка в экономическом вузе, использующий оригинальные учебные пособия, а также

аутентичные материалы, сталкивается с необходимостью объяснения не только языковых, но и экономических явлений. Ситуация усугубляется также тем, что в большинстве случаев мы имеем дело с так называемым опережающим видом межпредметной связи, который предусматривает использование в речевом общении иноязычной информации, полученной из зарубежных источников по профессиональноориентированной или смежной тематике, которая будет изучаться позже. Подобная ситуация обуславливает инновационный характер деятельности преподавателя русского языка, позволяющий не только формировать профессиональную компетентность будущих экономистов, но и решить ряд воспитывающих и развивающих задач. В этой связи определяющим фактором является программа обучения.

Однако, говоря о способах повышения эффективности процесса обучения, нельзя не остановиться на мотивационном аспекте. Необходимым условием эффективности любого вида деятельности является учет ее мотивационной составляющей [6,7,11,12]. Рассмотрим основные способы ее повышения на занятиях по русскому языку в экономическом учебном заведении. Как уже отмечалось, существует два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Для большинства обучаемых в основе внешней мотивации лежит желание хорошо сдать экзамен, получить хорошую оценку. Большинство из них не осознает необходимости изучения русского языка для их дальнейшей профессиональной карьеры. Но и те, которые понимают важность подобных знаний, рассматривают ее как нечто отдаленное, не связанное с насущными проблемами и интересами. В этой связи одной из основных задач преподавателя является выявление текущих интересов учащихся, а так же разработка наиболее эффективных, с точки зрения воздействия на них, видов учебной деятельности. Только в этом случае преподаватель сможет стимулировать учебную активность и повысить мотивацию.

Рассмотрим основные способы повышения внутренней мотивации обучаемых и возможности их реализации на занятиях по иностранному языку:

1. Организация открытых обсуждений, в рамках которых участники учебной группы смогут говорить о том, что в большей степени их волнует, к чему они испытывают интерес. Преподаватель может лишь направлять ход обсуждения, предлагая те или иные темы. Вопросы, вызвавшие наибольший интерес, могут в дальнейшем быть рассмотрены более тщательно, с использованием соответствующих средств обучения. Подобные обсуждения рекомендуется проводить в начале учебного года с целью определения наиболее интересующих студентов вопросов и дальнейшего подбора текстов соответствующей тематики для дополнительного чтения и обсуждения. Даже если вопросы не будут напрямую связаны с экономической тематикой, они могут служить дополнительным фактором выработки коммуникативной компетентности, как одного из основных критериев хорошего знания русского языка. В качестве тем для обсуждения можно использовать всем известные крылатые выражения, пословицы и поговорки, желательно - связанные с содержанием курса обучения.

2. Эффективным способом повышения мотивации является приглашение специалистов из тех или иных отраслей народного хозяйства, деятельность которых предполагает хорошее знание русского языка. Это могут быть сотрудники совместных предприятий, банков, ОАО, чьи акции котируются на международных

биржах, а также сотрудники отделов маркетинга предприятий, имеющих зарубежных партнеров, а таких на территории Республики Таджикистан - подавляющее большинство. И хотя подобная практика широко используется при обучении профильным предметам, в случае с русским языком данный способ является нововведением, продиктованным экономическими реалиями. Подобные встречи позволят не только расширить кругозор обучаемых, но и станут наглядным примером необходимости изучения русского языка.

3. С целью преодоления языкового барьера, часто испытываемого даже подготовленными студентами, полезно устраивать специальные семинары, посвященные анализу трудностей, возникающих в процессе овладения языком. Открытое обсуждение проблем будет не только способствовать их решению, но и улучшит общий микроклимат в группе, позволив обучаемым почувствовать схожесть возникающих проблем. Коллективное обсуждение подобных вопросов поможет найти пути оптимального их решения и позволит преподавателю сделать весь процесс обучения более эффективным.

4. И, наконец, преподаватель всегда должен быть готов разнообразить процесс обучения, используя как различные виды работ, так и разнообразные источники. Особенно в тех случаях, когда от учащихся требуются не только знание предмета, но и умение применить их на практике, что является необходимым условием формирования профессиональной компетентности будущих экономистов.

Итак, если приоритет в обучении был связан с уже рассмотренными навыками, включающими в себя как личностные качества, так и знания, умения и опыт, отражающие профессиональное мастерство педагога, проанализируем, каким образом это отразится на формировании профессиональной компетентности будущих экономистов. Для чего остановимся на следующих основных подходах к организации деятельности преподавателя по обучению русскому языку в учебных заведениях экономического профиля и обусловливающих его инновационный характер.

Личностно-ориентированный подход.

В рамках личностно-ориентированного подхода очень важным является тот факт, что обучаемые не боятся переспросить или задать дополнительные вопросы, если они что-то не знают или не понимают. Их следует поощрять рассматривать педагога в первую очередь как источник информации и знаний, нежели как орган контроля. В этой связи обучающий должен быть максимально доступен, так, чтобы учащиеся в первую очередь обращались за помощью именно к нему, а уж затем к другим источникам. Ведь задавая вопросы, учащиеся не только получают информацию, но и тренируют профессионально важные качества проверки и выяснения полученной информации — навыки, необходимые в процессе их будущей профессиональной деятельности.

Вовлечение студентов в разработку курса обучения.

В начале обучения важно обсудить с обучаемыми структуру курса, проанализировать темы для изучения, рассмотреть базовые понятия, а также средства достижения оптимальных результатов. Вовлечение учащихся в этот процесс может найти свое отражение в разработке плана тем для дополнительного

чтения, при этом важно учесть специфику основной специальности. Так, для будущих бухгалтеров будет интересной информация о системе международных стандартов в сфере бухгалтерского учета, тем более, что основная масса источников по данному вопросу печатается на русском языке. То же самое можно сказать и о будущих менеджерах, маркетологах, специалистах по работе с ценными бумагами. Так как эти области являются для нашей экономики новыми, то их развитие осуществляется прежде всего на основе зарубежного опыта. И здесь как никогда актуальным становится умение преподавателя русского языка сформировать средствами своего предмета не только лингвистические, но и профессиональные навыки будущих экономистов с их непосредственным участием в планировании отдельных аспектов обучения.

Введение — закрепление.

Огромное значение при обучении русскому языку будущих специалистов имеет соотношение учебного времени, затрачиваемого на введение нового учебного материала, презентацию новых проектов, и времени, необходимого для закрепления и контроля уже имеющихся знаний.

Если большое количество учебного времени уходит на презентацию новых слов и выражений, тщательное объяснение всех нюансов различных грамматических категорий или чтение длинных учебных текстов, то время, отпущенное на закрепление полученной информации, значительно сокращается, что не может не отразиться на качестве самого обучения. Тщательно подбирая учебный материал, преподаватель может значительно сократить время введения новой информации. Это становится возможным за счет следующих факторов:

1. Тщательный отбор презентуемого материала позволяет преподавателю максимально эффективно изложить информацию, используя минимальное количество сложных, а главное, не столь актуальных для текущего занятия языковых явлений.

2. Подробное предварительное изучение источников дает возможность структурировать представляемую информацию, используя как текстовые, так и графические формы презентации (графики, схемы, таблицы).

Анализ аутентичных источников с точки зрения их учебной ценности позволяет использовать профессиональные источники для объяснения тех или иных языковых явлений. Материалы проведенного семинара смогут стать хорошим пособием по организации подобного рода работы.

Кроме того, ряд заданий может быть предоставлен для самостоятельного изучения с последующим контролем их усвоения на уроке, что не только сократит время, затрачиваемое на объяснение, но и создаст прекрасные условия для развития навыков самостоятельной работы учащихся.

Предметный характер видов учебной деятельности.

Особое внимание следует уделять видам учебной деятельности. И здесь, говоря об обучении русскому языку как одному из факторов формирования профессиональной компетентности будущих экономистов, следует отметить тот факт, что в основе выбора вида учебной деятельности на занятиях лежит предметный характер обучения. Вследствие чего основным материалом для создания полноценного урока должны стать задания, максимально приближенные к реальным, тем, с которыми будут сталкиваться

обучаемые в процессе будущей трудовой деятельности. Подобные задания должны иметь специальные цели, подробно сформулированные в начале объяснения. Они должны отражать уровень знаний, иметь непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности обучаемого. Несмотря на коммуникативный характер процесса обучения, большая роль по-прежнему должна уделяться контролю как правильности грамматического построения высказывания, так и его информационной насыщенности. Другими словами, контроль следует осуществлять за выполнением задания в целом, для чего необходимо рассмотреть полученные результаты со следующих позиций:

- Был ли процесс общения эффективным?

- Было ли изложение материала доступным для восприятия?

- Могли ли обучаемые в случае непонимания самостоятельно прояснить ситуацию?

- Были ли использованы в процессе общения соответствующие формы вежливости?

Уровень образованности и воспитанности будущего поколения, рост творческого потенциала страны в целом, прогресс общества напрямую зависят от личности преподавателя, его профессиональной компетентности, творческого подхода к педагогической деятельности, постоянной потребности совершенствовать свое мастерство.

Выполнить свою задачу преподаватель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, формировать компетенции, необходимые для продуктивного решения педагогических задач и достижения профессионализма, а это возможно только в процессе саморазвития - обязательной составляющей современного образования. Совершенствование профессиональной деятельности и личности необходимо начинать с выявления исходного состояния, т.е. определения уровня этой деятельности, ее достоинств и недостатков, развития личностно-деловых качеств. Затем на основе полученных результатов следует наметить направления повышения профессионального мастерства как каждым сотрудником, так и педагогическим коллективом в целом.

Диагностика профессиональной подготовленности преподавателя включает: изучение научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки, деловых и личностных качеств;

определение уровня эффективности применяемых разнообразных форм и методов обучения и воспитания, педагогических воздействий на учащихся и способов взаимодействия с ними;

оценку социально-психологических и профессионально-педагогических установок;

оценку особенностей профессиональной мотивации и компетенции;

оценку степени целеустремленности и заинтересованности в работе и ее результатах.

Оценка учебно-воспитательной деятельности преподавателя с позиций профессионального уровня вызывает соревновательность, стимулирует профессиональный

рост, формирование педагогической пытливости и совершенствование стиля работы. Научно обоснованный анализ является мощным источником развития.

Таким образом, в свете всего вышесказанного можно сделать вывод, что, будучи непосредственным участником процесса обучения, преподаватель сосредотачивает в своих руках все нити управления процессом. Вот почему от личности педагога, его профессиональных и личностных качеств зависит, насколько эффективным будет весь процесс формирования профессионально компетентного специалиста средствами русского языка.

Список использованной литературы:

1. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры. Состояние и проблемы профессиональной компетентности. -М. :НИИВО, 1994.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека. - СПб.: Питер, 2001.

3. Андреев В.И. Принцип гарантированного качества обучения, воспитания и развития личности как приоритетный принцип в разработке и оценке новых педагогических технологий / Информационная технология в университетском образовании. - М.: МГУ, 1991. -С. 103-106.

4. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973.

5. Илларионова И., Леушина И. «Язык» в структуре непрерывного образования // Высшее образование в России.- 2003. - №2. - С. 77-79.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер,2000.

7. Каверин СБ. Мотивация труда. - М., 1998.

8. Кагерманьян B.C., Гарунов М.Г. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание высшего профессионального образования. -М., 1996.

9. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии. -М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1998.

10. Медников В.В. Высшее экономическое образование в условиях рыночной экономики. -СПб.: Изд-во СПб У ЭФ, 1992.-

11. Соловова Е.С. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования //Иностранные языки в школе.- 1999. -№4 - С. 8-10.

12. Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ССУЗ. - Казань: РАО ИСПОД 996.

13. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процессе обучения. - М.: 1962.

М.Дж. Ходжаева

Инновационная деятельность преподавателей русского языка как фактор профессионального становления будущих специалистов (экономистов, менеджеров,

программистов, банкиров и т.д.)

Ключевые слова: инновационный процесс, образование, преподаватель, современные условия, процесс обучения русскому языку, учебные заведения экономического профиля.

В данной статье автор отмечает, что проблема преподавательских кадров в современных условиях развития общества является одной из самых актуальных. Автор

подчеркивает, что сегодня преподаватель русского языка должен обеспечить условия для развития личности в социальном, психологическом, интеллектуальном планах. Преподавателю русского языка необходимо владение целостной системой, включающей в себя целеполагание, отбор содержания и технологий, анализ результатов -инновационный профессионализм.

Автор считает, что от личности педагога, его профессиональных и личностных качеств зависит, насколько эффективным будет весь процесс формирования профессионально компетентного специалиста средствами русского языка.

M.Dj. Khodjayeva

Innovational Activity of Russian Language Teachers as a Factor of Professional Formation of Future Specialists (Economists, Managers, Programmists, Bankers, ets.)

Key words: innovational process, education, teacher, modern conditions, Russian language teaching process, educational establishments of economy trend

In his article the author insists on the idea that the problem of teaching human resources under the modern conditions of society development is extremely actual. She emphasizes that today a teacher of Russian should provide the conditions for individual's development in social, psychological, intellectual planes. A teacher of the Russian language ought to master the integral system which includes targeted aim, selection of material and technologies, analysis of results-innovational professionalism. The process of formation in reference to a professionally competent specialist through the linguistic means of the Russian language depends in much on the pedagogue's personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.