Научная статья на тему 'К вопросу о роли коммуникативной компетентности в формировании профессиональной компетентности у будущих магистров-экономистов'

К вопросу о роли коммуникативной компетентности в формировании профессиональной компетентности у будущих магистров-экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMMUNICATION SKILLS / COMMUNICATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Ольга Александровна, Суганова Марина Ивановна, Правдюк Валентина Николаевна

Коммуникативная компетентность как составляющая профессиональной компетентности рассматривается как источник развития личности обучающегося, условие и средство формирования его профессиональной компетентности. Приведены аспекты взаимодействия и формирования категорий коммуникативная компетентность и коммуникативная культура личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ROLE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF MASTERS IN ECONOMICS

Communicative competence as a component of professional competence is regarded as a source of development of student's personality, conditions and means offormation of his professional competence. This article discusses aspects of the interaction and the formation of categories of communicative competence and communicative culture of personality.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли коммуникативной компетентности в формировании профессиональной компетентности у будущих магистров-экономистов»

УДК 378

К ВОПРОСУ О РОЛИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ МАГИСТРОВ-ЭКОНОМИСТОВ

О.А. Овсянникова, М.И. Суганова, В.Н. Правдюк

Коммуникативная компетентность как составляющая профессиональной компетентности рассматривается как источник развития личности обучающегося, условие и средство формирования его профессиональной компетентности. Приведены аспекты взаимодействия и формирования категорий коммуникативная компетентность и коммуникативная культура личности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, коммуникативные способности, коммуникативная культура.

В системе высшего образования в России продолжают осуществляться процессы крупномасштабного реформирования, связанные с переходом на двухуровневую подготовку образования по новым стандартам. В связи этим очень актуальны проблемы совершенствования подготовки педагогов профессионального обучения, разрабатываются новые образовательные технологии на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности, происходит формирование единого интеллектуального, экономического и культурного пространства [9].

Изменение социальных и экономических условий в стране требует и подготовки экономически грамотного и предприимчивого магистра экономики, умеющего рационально использовать потенциал своих знаний. Он должен обладать глубокими и разносторонними знаниями в различных областях производства, способностью принимать самостоятельные решения с учетом разнообразных педагогических и экономических условий.

В настоящее время в качестве основы модернизации российской экономики рассматривается человеческий капитал. В своем исследовании мы рассматриваем структурные компоненты человеческого капитала, выделенные С.М. Климовым, в качестве которых он определил: жизненные ресурсы, социальные ресурсы и интеллектуальные ресурсы личности [3]. Интеллектуальный капитал, являясь активом человеческого капитала, воплощается в человеке в виде знаний, опыта, способностей к нововведениям и творческой деятельности. Формирование интеллектуального капитала будущего магистра во многом определяется уровнем образования, которое, повышая уровень и качество знаний человека, формирует профессиональное мышление, увеличивает объём и качество человеческого капитала.

В связи с тем, что интеллектуальный капитал во многом определяется уровнем образования индивида, считаем целесообразным рассматривать его во взаимосвязи с профессиональной компетентностью будущего экономиста как проблему профессионального образования личности [6].

Профессиональная компетентность магистра-экономиста в целом имеет интегральную характеристику, включающую: научно-исследовательскую, проектно-экономическую, аналитическую,

организационно-управленческую и педагогическую составляющие, обеспечивающую качество выполнения соответствующих видов профессиональной деятельности [10].

Все виды профессиональной деятельности осуществляются, прежде всего, посредством общения, реализуемого на вербальном и невербальном уровнях. В связи с этим необходимо отметить значимость коммуникативной компетентности, которую можно рассматривать одновременно как составляющую и как условие и средство формирования профессиональной компетентности магистра-экономиста.

И.А. Зимняя [2] в работе «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании» определяет три группы ключевых компетностей, выделяя в качестве центральной компетентность во взаимодействии человека с другими людьми. В качестве содержательного аспекта данной компетентности И.А. Зимняя рассматривает компетенции социального взаимодействия и компетенции в общении.

Таким образом, коммуникативную компетентность личности можно рассматривать в качестве своеобразного «ключа» к процессу формирования профессиональной компетентности магистра-экономиста, средства формирования структурных компонентов человеческого капитала в целом.

В образовательно-воспитательном процессе высшей школы коммуникативная компетентность преподавателя приобретает особую значимость, поскольку педагогическое общение выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и источником развития личности обучающегося, условием формирования его коммуникативной и профессиональной компетентности. Передовая педагогическая практика вывела образовательно-воспитательный процесс на уровень «субъект-субъектных» отношений, рассматривая его как процесс взаимодействия, как источник личностного роста обеих сторон процесса.

На основе анализа научно-педагогических и психологических исследований нами выявлено, что процесс формирования коммуникативной компетентности обучающегося находится в прямой зависимости от коммуникативной компетентности преподавателя.

Коммуникативная компетентность преподавателя вуза может рассматриваться как «система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге педагогических ситуаций личностного взаимодействия в системах «преподаватель - обучающийся» и «преподаватель - преподаватель» [5, 6]. Она предполагает наличие знаний, умений, навыков, способностей, необходимых для понимания чужих и построения собственных программ речевого поведения, адекватных целям и ситуациям педагогического общения.

Исследования показывают, что обучающиеся, выстраивая теоретическую модель «идеального преподавателя», вслед за критерием компетентности в рамках преподаваемой дисциплины выдвигают такие критерии, как доброжелательность в общении, уважение к личности обучаемого, понимание, т.е. коммуникативные способности. Коммуникативные способности преподавателя, выделяемые в структуре педагогической деятельности наряду с гностическими, проектировочными и организаторскими, З.Ф Есарева рассматривает как комбинацию следующих составляющих:

1) способность устанавливать общение в системах «преподаватель -обучающийся» и «преподаватель - преподаватель»;

2) эффективность общения в данных системах с точки зрения решения педагогических задач.

Коммуникативные способности преподавателя обладают ярко выраженной самоценностью, поскольку не только определяют качество процесса передачи знаний обучаемым, но и оказывают влияние на мотивацию процесса дальнейшего обучения в рамках любой изучаемой дисциплины, определяя тем самым качество процесса формирования профессиональной компетентности в целом.

Ф.В. Шарипов [10], включая в структуру коммуникативной компетентности преподавателя коммуникативные способности, дополняет их рефлексивными способностями. К коммуникативным он относит способности: выступать в студенческой или иной аудитории, используя вербальные и невербальные средства общения; вести беседу или дискуссию; всесторонне и объективно воспринимать человека - партнера по общению; вызывать у него доверие, желание к совместной деятельности; способность предвидеть и ликвидировать конфликты: способность конструктивно и тактично критиковать обучаемого или коллегу по совместной деятельности;воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность. Рефлексивные способности он определяет как «осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, то есть знание того, как другой понимает собеседника».

Понятие коммуникативной компетентности тесно связано с понятием коммуникативной культуры личности, которую принято рассматривать как систему качеств, включающую следующие составляющие: творческое мышление; культура восприятия коммуникативных действий партнера по общению; культура самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния; культура речевого действия; культура жестов и движений; культура эмоций.

В качестве источников формирования коммуникативной культуры личности принято рассматривать: соционормативный опыт народной культуры, опыт межличностного общения в различных сферах человеческого взаимодействия, опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт представляет собой основу познавательного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное существование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур), приводит личность к состоянию когнитивного диссонанса, что порождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и способом их реализации, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия.

Эмпирические данные по изучению особенностей коммуникативной культуры у преподавателя показывают, что на практике нередко имеет место расхождение между требованиями, предъявляемыми к коммуникативной культуре обучаемого, и коммуникативной культурой самого преподавателя. Речь идёт о так называемых профдеформациях [4], которые могут транслироваться в педагогическом процессе обучаемым в форме определённых моделей поведения и общения. Впоследствии данные модели проявляются в межличностной и деловой коммуникации обучаемых и имеют тенденцию к закреплению.

Преподаватель, выходя на бытовой, житейский уровень коммуникации обучаемых, приводит к исчезновению условий развивающего педагогического общения. Развивающим педагогическое общение может быть только при условии наличия коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры у преподавателя в педагогическом общении и взаимоотношений сотрудничества обучающего и обучаемого.

Нормы общения закладываются в образовательно-воспитательных системах, предполагающих целенаправленное воздействие на личность обучаемого в плане формирования коммуникативной компетентности. В процессе педагогического общения происходит, прежде всего, ознакомление личности с разнообразными моделями человеческого общения, происходит накопление опыта общения.

Формирование опыта общения магистров в профессиональной социально-экономической среде играет важную роль и в формировании коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социально обусловлен и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой - индивидуален, поскольку основывается на индивидуальном личном опыте, связанном с общением личности. Опыт общения отражает процессы и результаты социализации, реализуемые в общении.

Рассматривая формирование коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры в процессе подготовки как бакалавров, так и магистров и аспирантов, необходимо отметить, что на практике имеют место два основных противоречия, которые серьезно усложняют возможности реализации этого процесса. С одной стороны, современные экономические и политические условия развития общества определили приоритет делового общения как самого массового в сфере социальной коммуникации, реализуемого посредством речевой деятельности. С другой стороны, в современной ситуации, сложившейся в сфере высшего образования, наблюдается снижение уровня коммуникативной культуры, необходимой для оптимальной самореализации личности в процессе делового общения.

Особо ярко это противоречие наблюдается в процессе обучения в экономических и технических вузах. Коммуникативная компетентность является необходимым условием успешного делового общения в любой сфере взаимодействия системы «человек - человек».

Исследования показывают, что в педагогической практике коммуникативная культура, коммуникативная компетентность магистов-экономистов далеки от желаемых критериев сформированности. В ситуациях педагогического общения обучаемые нередко переходят на низкоуровневые речевые стереотипы, далекие от понятия "коммуникативная культура". Анализ причин показал, что в этой проблеме можно выделить несколько составляющих, которые представляют собой сложную комбинацию как речевых, так и психолого-педагогических аспектов.

Прежде всего, культура речевого общения экономистов предполагает свободное владение языком. Любой язык имеет сложную структуру, составными частями которой являются: литературный язык, в котором выражена языковая норма; просторечье; профессиональная лексика; ненормативная лексика. По преобладанию в языке человека той или иной составляющей можно судить об особенностях его речевой среды (как той, в которой он рос и формировался, так и той, в которой в данное время находится). Язык является показателем особенностей процесса социализации личности и его профессиональных способностей.

Исследования психологов показывают, что человек может держать под сознательным контролем процесс употребления в речи слов и, ориентируясь на ситуацию, делать отбор соответствующих ситуации общения. Как показывают наблюдения, сложности в процессе педагогического общения собучаемыми возникают не только в плане формулировки и изложенияими мыслей в области экономических дисциплин (даже при воспроизведении заученного материала), но и в умении ориентироваться на реакцию собеседника. Этот факт свидетельствует о несформированности рефлексивных способностей, являющихся важным элементом коммуникативной компетентности [9].

Обучение в магистратуре является важным этапом становления личности будущего магистра. Проблема формирования коммуникативной компетентности у него как условия и средства формирования профессиональной компетентности должна решаться и в рамках неречевых дисциплин. В частности, большие возможности в этом плане представляет учебная дисциплина "Психология», которая предусмотрена учебным планом на уровне магистратуры и является логическим продолжением учебной дисциплины «Психология и педагогика», преподаваемой на уровне бакалавриата [7].

Изучение данных дисциплин не только определяет процесс формирования коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности у магистров-экономистов, но и создаёт условия для формирования мотивации получения профессиональных знаний.

Будущий экономист, осознающий детерминированность собственной карьеры (и благополучия в целом) наличием коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности, выстраивает качественно иную мотивацию обучения в магистратуре. Это позитивно влияет на эффективность процесса обучения и на процесс формирования профессиональной компетентности будущего магистра, в том числе и его интеллектуального капитала в целом.

Список литературы

1. Бодалева А.А. Психологическое общение. М.; Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии»; НПО «Модек», 1996. 256с.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия.М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.

3. Климов М.С. Ваш человеческий и социальный капитал // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psylive.ru /агйс^/4400 vash-chelovecheskii-i-socialnii-kapital.aspx

4. Козлова А. Профессиональные деформации личности преподавателя // Высшее образование в России. 2007. № 3. С.141-143.

5. Овсянникова О.А. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования коммуникативной компетентности преподавателя вуза //Гуманитарные науки в начале третьего тысячелетия: монография / под ред. А.В. Репникова. СПб: Инфо-да, 2007. С.73-90.

6. Овсянникова О.А., Суганова М.И, Правдюк В.Н. Роль категории «человеческий капитал» в формировании профессиональной компетентности у будущих магистров-экономистов. // Известия ТулГУ. Педагогика. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 145-152 .

7. Правдюк В.Н., Овсянникова О.А. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя как условие успешности реализации педагогического процесса в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012. № 2. С. 303-309.

8. Усанова О.Г. Формирование коммуникативной компетентности педагога в процессе педагогического общения // Русская речь в современном вузе: материалы Второй Междунар. науч.-практ. интернет-конференции. Орел: Орел ГТУ, 2006. С.129-133.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 - Экономика (квалификация (степень) «магистр»). Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 20 мая 2010 года №543. 22 с.

10. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. №1. С. 72 -77.

Овсянникова Ольга Александровна, канд. пед. наук, доц.,olenka_letters@,mailru, Россия, Орел, Орловский государственныйуниверситет-УНПК,

Суганова Марина Ивановна, канд. экон. наук, доц., [email protected]; Россия, Орел, Орловский государственный университет,

Правдюк Валентина Николаевна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет

TO THE ROLE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF MASTERS IN ECONOMICS

O.A. Ovsyannikova, M.I. Suganova, V.N. Pravdyuk

Communicative competence as a component of professional competence is regarded as a source of development of student's personality, conditions and means of formation of his professional competence. This article discusses aspects of the interaction and the formation of categories of communicative competence and communicative culture of personality.

Key words: communicative competence, professional competence, communication skills, communicative culture.

Ovsyannikova Olga Alexandrovna, Ph.D., Associate Professor, olenka_letters@,mail.ru, Russia, Orel VPO " University - ESPC ",

Suganova Marina Ivanovna, sandidate of economics , docent, [email protected], Russia, Orel, Orel State University,

Pravdyuk Valentina Nikolaevna, Doctor of Education, professor, [email protected], Russia, Orel, Orel State University.

УДК 378.07.05

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

В.М. Петровичев, З.И. Коннова

Рассмотрены проблемы, определяющие необходимость моделирования педагогических компетенций преподавателей высшей школы; раскрыты особенности современной профессионально-педагогической деятельности, обусловливающие необходимость ориентации процесса повышения квалификации преподавателей на формирование и развитие у них профессиональных компетенций.

Ключевые слова: моделирование, педагогическая компетенция, системный

подход.

Проблема совершенствования подготовки кадров для высшей школы обусловлена экономическими и социально-культурными изменениями в российском обществе. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Вряд ли можно представить себе достижение или даже приближение к такой цели, если не произойдет качественного изменения в деятельности преподавателя вуза

[13].

Одной из важнейших задач является четкое определение новых целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.