Научная статья на тему 'Принципы формирования коммуникативной компетентности'

Принципы формирования коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6967
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДА / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЭФФЕКТИВНАЯ И НЕЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CHARACTERISTICS OF AN INDIVIDUAL / PROCESS OF SOCIALIZATION / EFFECTIVE COMMUNICATION / PRINCIPLES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE / EFFECTIVE AND INEFFECTIVE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршуков Виктор Григорьевич

Коммуникативная компетентность одна из важнейших характеристик личности и одновременно качество, обретаемое в процессе социализации. Отсюда встаёт вопрос о возможности её формирования и развития как условия эффективного общения. В статье рассмотрены принципы формирования коммуникативной компетентности, причины и условия эффективной и неэффективной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паршуков Виктор Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMING OF COMMUNIKATIVE COMPETENCE

Communicative competence is one of the most important characteristics of an individual. And in the same time it is a quality which is gained during the process of socialization. Thus, the question point is if its possible to form and develop it as the condition and effective communication. The principles of communicative competence, the reasons and conditions of effective and ineffective communication are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования коммуникативной компетентности»

3. Кисарчук З.Г. Влияние особенностей диалога младших школьников на эффективность их совместной деятельности: диссертация ... канд. психол. наук. -Киев., 1985. - 179 с.

4. Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. -2005. - №2.- с. 95-102.

5. Котырло В.К., Дубкевич Т.В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников // Вопросы психологии.- 1991. -№2.- с.50-60.

6. Локанова Н.П. Когнитивное развитие детей как условие преемственности дошкольного и начального школьного образования// Вопросы психологии.-2009.- №6.- с. 109-118.

УДК 378

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Паршуков Виктор Григорьевич,

кандидат педагогических наук

Филиал НОУВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия»

в г. Салехарде, г. Салехард, Россия gulya_sgi@mail. ru

Коммуникативная компетентность - одна из важнейших характеристик личности и одновременно - качество, обретаемое в процессе социализации. Отсюда встаёт вопрос о возможности её формирования и развития как условия эффективного общения. В статье рассмотрены принципы формирования коммуникативной компетентности, причины и условия эффективной и неэффективной коммуникации.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность; характеристика индивида; принципы формирования коммуникативной компетентности; эффективная и неэффективная коммуникации.

PRINCIPLES OF FORMING OF COMMUNIKATIVE COMPETENCE

Parshukov Victor, Ph Din Pedagogy The branch of NOU VPO «SFGA», Salekhard, Russia gulya_sgi@mail. ru

Communicative competence is one of the most important characteristics of an individual. And in the same time it is a quality which is gained during the process of socialization. Thus, the question point is if it's possible to form and develop it as the condition and effective communication. The principles of communicative competence, the reasons and conditions of effective and ineffective communication are analyzed in the article.

Keywords: communicative competence; characteristics of an individual; process of socialization; effective communication; principles of communicative competence; effective and ineffective communication.

Состояние современного российского общества таково, что оно требует новых коммуникативных технологий в рамках формирования информационной культуры личности, её ценностно-смыслового переоснащения в своём движении в сторону актуальной современности - в глобальный мир открытого типа, где роль коммуникативной компетентности непрерывно возрастает.

В ежегодном Послании Президент нашей страны отмечал: «По-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные эволюционные преобразования социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем, оценок настоящего, на постепенные, но необратимые перемены в технологической, экономической, культурной областях, на неуклонное повышение качества жизни» [1]. На наш взгляд, эта одна из важнейших задач модернизации страны может воплотиться в действительность, если власть и народ, все институты гражданского общества научатся эффективно взаимодействовать, адекватно понимать и воспринимать друг друга. Решение поставленной задачи нам не представляется быстрым, поскольку для эффективного общения мы - граждане конкретной страны и мира -должны овладеть коммуникативной компетентностью, которая позволит выстраивать эффективные коммуникации. Сегодня никакие новейшие технологии не могут функционировать без мобильного персонала, который по уровню своей подготовки должен отвечать задачам модернизации общества и принять её (модернизацию), то есть начать с себя.

Отсюда понятно, что система образования как важнейший социальный институт не может не носить инновационного характера, иначе она попросту не станет поставщиком требуемого обществом товара на современный рынок труда. Современному специалисту нужны не просто знания в той или иной отрасли, но, в первую очередь, определённая степень компетентности, способность адекватно реагировать на запросы общества, быстро адаптироваться в новых условиях в трудовом процессе.

Организаторы (Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Салехарде, Департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа) II Международной конференции-семинара «Эффективность социальных коммуникаций как перспектива инновационного развития», проведённой в апреле 2010 года в г. Салехарде, не без оснований предполагали, что она внесёт некий вклад, в том числе, и в формирование коммуникативной компетентности её участников, позволит понять им, что большинство проблем, стоящих перед социально-политической системой общества, имеет коммуникативную природу. Разрешение их будет тем успешнее, чем аутентичнее будет понимание (распознавание) смыслов, заложенных в информации. И в данном случае понимание выступает консолидирующей силой общества, способного на «непрерывное обновление» и «постоянные эволюционные преобразования», выработку единой стратегии взаимодействия.

Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, со- 146 -

словному менталитету и выражающихся в рамках данного социального института (семья, трудовой или ученический коллектив, профессия, партия и др.). Данное определение не является универсальным, но оно помогает понять составляющие компоненты природы терминологического сочетания коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность предполагает знание различных языков общения (не только вербального), она обеспечивает, в том числе, и функциональную языковую информационно-техническую грамотность человека.

С точки зрения психологов любая компетентность личности - это «владение, обладание субъектом соответствующей компетентностью, включающее его личное отношение к ней и предмету деятельности». Профессор Е.И. Исаев утверждает: «Достоинство конструкта «компетентность» с психологической точки зрения состоит в том, что он связывает субъекта с его деятельностью.... Такой целостности нет в конструкте «знания, умения и навыки», апеллирующем, прежде всего, к социальной или профессиональной реальности» [2, с. 13].

Говоря об эффективности общения (а одной из его составляющих является коммуникация), С.Е. Тихонов ссылается на Аристотеля, который более двух с половиной тысячелетий назад утверждал, что успех оратора, т.е. человека, общающегося с другими публично с помощью речи, зависит от трёх условий: 1) «природа, или натура» - т.е. способности к общению, которые заложены в человеке от рождения, некая предрасположенность к общению с другими;

2) обучение - целенаправленный процесс освоения знаний о закономерностях и правилах общения и овладения приёмами и средствами ненасильственного взаимодействия, в том числе и речевого, с людьми под руководством специалиста и/или самостоятельно;

3) упражнения - практическое осваивание правил, приёмов и способов общения с целью выработки умений и навыков, организуемое как кем-либо из более опытных людей и с его (их) помощью, так и непосредственно тем, кто хочет сам усовершенствовать своё общение [3, с.14].

Поэтому, чтобы овладеть коммуникативной компетентностью, необходимо иметь определённые знания об этикетных нормах, о культуре народов, об общих и специфических чертах конкретной личности, данного социального института и т.д. Однако практика показывает, что только знания, не обращённые в умения и навыки, сами по себе вовсе не панацея от бед, да и исследования психологов свидетельствуют о том, что у субъекта, обладающего тем или иным уровнем коммуникативной компетентности, должно быть сформировано личностное к ней отношение.

Чтобы знания не были отягощающим багажом, нужна практика общения, человек должен быть мотивирован на продуктивное (в ходе которого стороны приходят к взаимоприемлемому результату) общение. Следовательно, эффективному (продуктивному) общению надо учить и учиться, оно требует необходимых практик (тренингов), то есть логично выстроенной системы формирования. Благодаря принципам (руководящим идеям, основным правилам деятельности, определяющим нормы формирования), на основе которых строится коммуникация, деятельность образовательного учреждения в этом плане становится системной. Общими принципами формирования коммуникативной компетентности можно назвать следующие:

• принцип формирования будущего специалиста как самостоятельной и творческой личности, способной управлять собой в процессе коммуникации;

• принцип педагогической коммуникативности, заключающийся в том, что коммуникация должна способствовать диалогическому типу общения между участниками образовательной деятельности; педагогическая информация должна быть понятна всем участникам образовательной деятельности; педагогическая информация должна создавать условия для сотрудничества; педагогическая информация должна способствовать лучшему познанию людьми друг друга;

• принцип перевода обучаемого из созерцательной и исполнительской позиции в позицию активного, равноправного субъекта коммуникации;

• принцип мотивированного освоения обучаемыми коммуникативных навыков как необходимого условия взаимодействия в информационно насыщенном обществе;

• принцип целесообразного взаимодействия субъектов образовательной деятельности в формировании коммуникативной компетентности;

• принцип целостного (комплексного) подхода к формированию коммуникативной компетентности;

• принцип опоры на стимулирование развития коммуникативной компетентности обучаемых и другие принципы.

Результативность общения зависит и от других составляющих: от партнёров, от обстановки, от цели и установки, а так же и от способностей коммуникантов к общению.

Данные рассуждения о коммуникативной компетентности можно отразить в схеме:

Коммуникативная Коммуникатив. Коммун. Коммун. Коммун.

компетентность = способности + знания + умения + навыки, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.

Следовательно, мы можем говорить о том, что коммуникативная компетентность - это сложное системное образование, включающее мотивационно-целевую (готовность к проявлению компетентности; мотивация задаёт рамки индивидуального развития, роста компетентности; цель, которая направляет деятельность), когнитивную (владение знанием содержания компетентности; различные категории знаний, планирование, определение возможностей получения знаний), поведенческую (опыт проявления компетентности в стандартных и нестандартных ситуациях; операционально-техническая составляющая), ценностно-эмоционально-волевую (регулирование процесса и результата коммуникации); аналитическую (острота анализа и восприятия, позволяющая добраться до сути понятия) составляющие. Нарушение системы в виде отсутствия или несформиро-ванности какой-либо из составляющих коммуникативной компетентности влечёт за собой различные проблемы в общении. Оно (общение) становится неэффективным, т.е. не позволяющим коммуникантам адекватно понять, интерпретировать получаемую в ходе коммуникации информацию.

Причинами неэффективной коммуникации могут быть следующие:

• антропологические, социальные, эмоционально-эстетические стереотипы (упрощённые мнения относительно отдельных лиц или ситуации; эффект ореола, вызываемый общим впечатлением);

* дезадаптация участников общения в изменяющихся условиях, приводящая к дезорганизации, нарушающей продуктивную коммуникацию;

* неравные возможности ролевого поведения (при общении социальные роли помогают демонстрировать свои преимущества и скрывать недостатки одному из партнёров и невозможность этого сделать другому);

* личностные, социальные, организационные, психологические, лингвистические барьеры (преграды на пути человеческих коммуникаций, которые приводят к всевозможным искажениям смысла передаваемых сообщений);

* подмена (расширение, сужение) предмета общения (в процессе коммуникации намеренно, по непониманию или случайно субъекты общения «уходят» от первоначально обозначенного предмета общения);

* переход на личность в процессе общения (предмет отступает на второй план, а на первом - личность: «Суп не соленый!» - «Сам вари!». Обычно подобные диалоги приводят к полному непониманию, длительному конфликту, разрыву отношений);

* неточность (недостаточность, избыточность) аргументации у кого-либо из партнёров по общению (для доказательства мысли приводятся не те аргументы, нередко их недостаточно для понимания существа вопроса);

* уровень умения слушать и слышать информацию (адекватное восприятие информации, при этом воспринимающий воздерживается от выражения своих чувств, поспешных выводов, поощрительно относится к информирующему, незначительно воздействует на него активным слушанием - взгляд, мимика, одобряющие реплики; рефлексивное слушание, предполагающее совместное взаимодействие с целью постижения ситуации или решения проблемы и обратную связь, устраняющую преграды и условия, искажающие информацию);

* невладение (недостаточное владение) кем-либо из коммуникантов техникой постановки вопросов или неумение понимать поставленные вопросы, их специфику, давать адекватные ответы на поставленные вопросы в соответствии с их видами:

а) открытые вопросы - вопросы, предполагающие развернутый ответ (Что? Как? Почему? Каким образом? При каких условиях?);

б) закрытые вопросы - вопросы, предполагающие однозначный ответ: да или нет (Когда истекает срок сдачи проекта? Сколько единиц товара у Вас осталось в резерве? Ты хочешь отказаться от проекта?);

в) альтернативные вопросы - вопросы, в формулировках которых содержатся варианты ответов (Ты предпочитаешь воспринимать информацию на слух, зрительно или комбинированно? Мы перенесём совещание на среду или четверг?

* невладение (недостаточное владение) кем-либо из коммуникантов регуляцией эмоционального напряжения (снижают напряжение такие приёмы, как подчёркивание общности с партнёром, его значимости в решении проблемы, проявление интереса к проблемам партнёра, предоставление ему возможности выговориться и т.д.; повышают напряжение следующие обстоятельства: подчёркивание различий между коммуникантами, принижение партнёра, игнорирование его эмоционального состояния, перебивание партнёра, нарушение дистанции общения);

* потеря и искажение информации (если задуманное, приобрело словесное выражение 100%, то в процессе высказывания, благодаря языковому фильтру,

представлено 80%, услышано из-за языковых барьеров словарного запаса 70%, понято, благодаря воображению и желанию - 60%, по объёму запоминания осталось в памяти - 24%).

Рассмотренные нами причины неэффективной коммуникации выводят на проблему специфики понятийного обобщения, которое, согласно Л.С. Выготскому, представляет собой обобщённую структуру, характеризующуюся выделением и соотношением некоторого множества разноуровневых семантических признаков отображаемого объекта, а так же включённостью в систему связей с другими понятиями. С.Е. Тихонов, ссылаясь на И.И. Чурилова, определяет коммуникацию как передачу или обмен информацией, она монологична, в отличие от общения, т.е. представляет собою обмен монологами [3, с.100].

В.Н. Введенский термин коммуникация в своём исследовании представляет в широком и узком смысле. В первом случае - это «связь, взаимодействие как систем, так и индивидуумов», а во втором - «процесс обмена информацией между людьми в ходе совместной деятельности» [4, с. 143]. При этом автор под информацией понимает идеи, представления, чувства, интересы, а саму коммуникацию как «грань общения, его коммуникативную сторону» [Там же, с. 143-144]. Сформированная коммуникативная компетентность специалиста характеризуется способностью переноса знаний, умений и навыков об эффективной коммуникации в профессиональную деятельность. Отсюда следует, с одной стороны, что несфор-мированная или недостаточно сформированная коммуникативная компетентность - это дестабилизирующий фактор в социальном взаимодействии, с другой - сформированная коммуникативная компетентность способствует:

1. Налаживанию горизонтальных и вертикальных коммуникативных связей в любом социальном институте и в повседневном межличностном общении (в том числе предотвращение и разрешение конфликтов) с целью наиболее эффективного взаимодействия для принятия, решения управленческих задач и контроля над управленческими решениями.

2. Выявлению актуальных проблем коммуникантов (членов семьи, случайных партнёров по общению, коллег и посетителей (если это касается организации, учреждения)) с целью оказания помощи или влияния на них.

3. Повышению (поддержанию) авторитета, имиджа, репутации как своей собственной, так и собеседников (организации, учреждения).

4. Организации эффективной командной деятельности.

5. Расширению кругозора, увеличению словарного запаса с целью саморазвития и адекватного восприятия информации.

6. Правильному пониманию и решению возникающих в ходе коммуникации личных (организации, учреждения и общества в целом) задач.

7. Обучаемости с целью саморазвития, самореализации, повышения собственного имиджа, имиджа руководителя, организации, учреждения. В данном контексте коммуникативная компетентность нам представляется как активное знание способов получения, передачи, восприятия, хранения и переработки информации, владение современными информационными технологиями.

8. Повышению самооценки собеседника, делового партнёра, коллеги, студента. с целью оперативного решения задач организации.

9. Регулированию эмоционального состояния, уменьшению нервно-психических затрат в процессе коммуникации, с целью экономии своих, партнёрских, групповых психологических ресурсов.

10. Гибкости ролевых позиций в общении, быстрой и точной ориентировке в любой ситуации с целью проведения эффективных переговоров, деловых бесед, публичных выступлений, деловых совещаний, встреч.

11. Созданию благоприятного климата в семье, организации, учреждении и в обществе в целом.

Исходя из сказанного, представленная нами характеристика понятия коммуникативная коммуникативная компетентность, предположение о необходимости её формирования у субъектов общения, предложенные принципы формирования, позволяют сделать вывод о том, что коммуникативная компетентность является одной из важнейших составляющих эффективного общения в современном диалоговом пространстве. Именно диалога как формы общения равноправных партнёров не хватает в современном перенасыщенном информацией, технологиями мире.

Литература

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

2. Исаев Е.И. Компетенции и компетентность как новые результаты профессионального образования. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии// Материалы Международной научно-практической конференции (11 - 2 ноября 2008г. Москва, НОУ ВПО «СФГА»).- М., НОУ ВПО «СФГА», 2008.- С. 12 - 17.

3.Тихонов С.Е. Риторика, риторизация и общение: осмысление и воплощение в период модернизации образования: Монография.- М.: «Прометей» МПГУ, 2005.- 272 .

4. Введенский В.Н. Развитие педагогической профессии как социального института: теория, методология, практика. Монография.- СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004.- 230с.

УДК 15.41.21

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ПОРЯДКОМ РОЖДЕНИЯ

Русс Светлана Абрамовна, старший преподаватель кафедры общей и

практической психологии Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Казани, Республика Татарстан, Россия svaruss@yandex. ги

Исследование выявляет, как порядок рождения, обусловливая психологический статус ребенка в семье, отражается на его представлениях об успешности.

Ключевые слова: порядок рождения в семье, образ Я, успешность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.