Научная статья на тему 'ПУТИ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ'

ПУТИ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байдуллоев Азамджон Ибодуллоевич, Авганов Самардин Саидович

Авторы в данной статье рассматривают пути взаимодействия преподавателей и студентов, а также проведение специально организованных занятий, встреч, дискуссий со студентами о взаимоотношениях между участниками учебного процесса, этикеу поведения со старшими, сверстниками, младшими, создания воспитывающих ситуаций для формирования и закрепления гуманных взаимоотношений в коллективе. Ключевые слова: совместная работа, взаимодействие, сотрудничество участников, воспитательный процесс, организация совместной деятельности, эффективность, коллективное планирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF DEVELOPMENT OF COORPORATION ACTIVITIES OF TEACHERS AND PARENTS IN FORMATION OF INTELLECTUAL AND PROGNOSTIC POTENTIAL OF STUDENTS

The authors consider the ways of teachers and students interaction in a given article, as well as conducting specially organized lessons, meetings, discussions with students on mutual relations between participants of the activity, ethics of behaviour with adults, contemporaries, younger, creating educational situations to form and consolidate humane interrelations in collective.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ»

Rabiev Satorderdi - Associate Professor in the Department of methods of primary education, KSUnamedafterB. Gafuro. Tel.: (+992)927263160.

Madadzoda Manzura Tojiddin - Associate Professor in the Department of methods of primary education, TSPU named after S. Ain. Tel.: (+992)987-922-200.

ПУТИ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

СТУДЕНТОВ

Байдуллоев А.

Таджикский государственный педагогический университет им.С.Айнй

Авганов С.С.

Министерстве образования и науки Республики Таджикистан

Воспитание детей - это конституционная обязанность каждого родителя. В нашей республике это четко выражено в «Законе Республики Таджикистан об ответственности родителей в обучении и воспитании ребенка», который был принят 2-го августа 2011 года приказом Президента Республики Таджикистан, Основателем мира и единства, Лидером Нации, уважаемым Эмомали Рахмон[1, с.3].

Важнейший путь развития сотрудничества участников воспитательного процесса -организация их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если есть возможности и условия:

- сформировать положительную установку у взаимодействующих сторон (преподавателей и студентов) на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

- осуществлять совместное планирование, организацию и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций преподавателей и студентов в этом процессе;

- создавать ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;

- позиция, стиль работы преподавателя способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и студентов заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наиболее эффективной для развития сотрудничество совместной работы является методика организации коллективной творческой деятельности.

Коллективная творческая деятельность позволяет лучше узнать друг друга, способствует развитию взаимоотношений, усиливает взаимное влияние участников деятельности.

Успешность деятельности, срабатывание ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и студентов связано, прежде всего, с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. Для того чтобы успешно строить взаимоотношения со студентами, педагогу необходимо знание их возрастных особенностей, потребностей, намерений; индивидуальных возможностей, склонностей и интересов; воспитательного потенциала деятельности, уровня подготовленности студентов к участию в той или иной деятельности; уровня развития коллектива, характера взаимоотношений между студентами и преподавателями; факторов, влияющих на взаимодействие членов коллектива; своих собственных возможностей. Информация по данным вопросам очень изменчива и требует постоянного изучения, при этом преподавателю важно получать сведения по каждому вопросу от разных сторон (других преподавателей, студентов, родителей), из разных источников (из общения, в деятельности со своими однокурсниками товарищами, учителями, наедине с самим собой).

Отношение студентов к преподавателям также определяется их информированностью о преподавателе. Самой доступной для них является информация об уровне знаний педагога, его эрудиции, профессиональных качествах, которую студенты распознают достаточно быстро, хотя иногда для этого требуется много времени. Надо учитывать, что мнение об учителе, которое трудно бывает опровергнуть, может передаваться от старшекурсников. Как и преподавателям, студентам тоже важно увидеть индивидуальные, сильные стороны в преподавателе, однако рамки учебного времени ограничивают возможность решения этой проблемы. Необходимо создание специальных ситуаций, в которых обе стороны могут лучше узнать друг друга и это, конечно, поможет студентам развивать

навыки самостоятельности в решении некоторых проблем, и одновременно у них развивается навыки самостоятельности. А этот навык как раз им нужен в решении дальнейших проблем, которые появляются в их учебном процессе и, даже, в их личной жизни.

Знания друг о друге должны быть не просто зафиксированы, а осознаны и поняты. Понять другого человека -значит узнать причины, мотивы данного поступка, поведения, объяснить их. Это не означает, что нужно соглашаться с действиями партнера и одобрять их. Понимание другого человека, даже при несогласии с его идеями и поступками, позволяет избежать неразрешимых конфликтов, найти компромиссное решение, убедительно построить свою аргументацию и склонить партнера на свою сторону. Бытует мнение, что «понять -значит простить». С этим можно было бы согласиться, если подчеркнуть, что прощение не должно переходить в попустительство. Всем известно, что студенты с большим уважением относятся к строгим, требовательным преподавателям, поэтому понять другого человека -это значит увидеть в нем личность, и с учетом его особенностей проявлять к нему необходимую требовательность.

Взаимопонимание предполагает заинтересованное и доброжелательное стремление увидеть ошибки друг друга и исправить их в связи с желанием добиться общего успеха в совместной работе. Взаимопонимание между членами коллектива, преподавателями и студентами формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах, на занятиях и вне занятий. При этом существенное значение имеет не только знание и понимание особенностей друг друга, но и осмысление конкретной ситуации, проблемы, которую предстоит решать сообща друг с другом. Взаимопонимание в данном случае характеризуется способностью взаимодействующих сторон договориться, прийти к согласию. Для этого и преподавателям, и студентам полезно помнить о следующих правилах: необходимо уметь выслушать другую сторону, не перебивая и не возражая; не игнорировать мнение других, как бы оно не прозвучало; не торопиться давать оценку вместо обсуждения по существу; не претендовать на безусловный приоритет своего мнения, своих предложений без достаточного аргументирования, без выявления бесспорных преимуществ выдвинутой позиции, без терпеливого и уважительного выслушивания другой стороны, ее доказательств. Педагоги допускают и даже стимулируют честную борьбу различных мнений, радуясь успеху любых предложений, от кого бы они ни исходили, охотно признавая чью-то правоту и радуясь общим достижениям.

В школьных коллективах проводятся ряд специально организованных мероприятий, которые способствуют взаимопознанию и взаимопониманию между преподавателями и студентами, ускоряют эти процессы.

Примером этого может быть беседа «Мое любимое занятие». Каждый студент рассказывает о своем любимом занятии, а затем преподаватель как пример знакомит студентов со своими увлечениями. Много может быть интересных и неожиданных моментов и для студентов, и для преподавателей на этой неформальной встрече. Полезно провести подобный разговор с участием всех преподавателей, работающих в данной группе, и студентов со своими родителями.

Различные встречи-диалоги, встречи - дискуссии между педагогами и студентами должно стать традицией в университетах, где они обсуждают волнующие их вопросы в области литературы, политики, этики и эстетики. Это позволяет лучше понимать друг друга и в других видах деятельности.

Достижения, лучшие стороны и качества преподавателя раскрывают творческие отчеты, которые полезно проводить с участием студентов. Сами студенты могут представить в творческой форме деятельность преподавателя, его профессиональный портрет, наиболее удачные, по мнению студентов, идеи, подходы, методические находки преподавателя. В педагогическом университете творческий отчет проводится в виде конкурса педагогического мастерства преподавателя, а зрителями, болельщиками, помощниками, членами жюри станут студенты. (Каким полезным может оказаться преподавателям побывать на месте студентов, когда не мы оцениваем студентов, а они оценивают нас).

Поменяться ролями, встать на место студента и наоборот -необходимо, чтобы лучше понять друг друга. Можно спорить об их целесообразности, но совершенно очевидно, что в данной ситуации преподаватели в своем студенте увидят себя, а студент поймет хотя бы некоторые трудности и проблемы нелегкого учительского труда и, может быть, по-другому посмотрит на своих педагогов.

Нужно находить и возможность включать студентов в учебно-воспитательный процесс в качестве преподавателей не только в праздники, но и в повседневной жизни университета.

Целесообразно продумать систему мер, которые обеспечивают доброжелательные отношения между педагогами, студентами, родителями и создают ситуации «равноправия» между всеми участниками воспитательного процесса. Так, например, наряду с днем учителя сделать традиционным в университете день студентов, праздник родителей или праздник семьи. Ряд вопросов, которые касаются жизнедеятельности школьного коллектива или первичного объединения, нужно обсуждать «на равных уровнях» педагогам, студентам и родителям. Например, при планировании работы университета, академических групп, конкретного дела необходимо предоставить возможность участия в этом всех желающих, студентов первокурсников и старшекурсников.

Для организации повседневной работы коллектива, конкретных дел, решения проблемы могут создаваться органами самоуправления, в которые «на равных уровнях» войдут педагоги, студенты и их родители.

Развитию сотруднических отношений между педагогами и студентами способствует проведение различных конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной команды или как соперники.

Педагогу всегда приятно внимание, признание своих студентов, а проявление заботы, чуткого отношения к студентам со стороны педагога особенно важно, потому что становится образцом для подражания. Эмоциональному подкреплению отношений между педагогами и студентами способствуют сюрпризы, подарки, поздравления в праздники и дни рождения. Было бы замечательно, если бы учитель начинал занятие с поздравления студента, добившегося успехов в олимпиаде, конкурсе или спортивном соревновании, или включил в урок сюрприз для студентов в связи с каким-либо студентом.

Трудно осуществить сотрудничество педагогов и студентов и добиться высокой его эффективности, если взаимодействующие стороны не владеют способами совместной деятельности и общения, не умеют вести диалог, договариваться, слушать и слышать друг друга. Практический опыт свидетельствует о том, что одной из самых слабых сторон выпускников педвуза, часто встречающейся трудностью является установление контактов с детьми, правильных взаимоотношений с отдельными школьниками и коллективами детей.

Администрации школы, педагогическому коллективу целесообразно нужно продумать систему подготовки педагогов и учащихся к взаимодействию друг с другом. В содержании подготовки нужно предусмотреть единство следующих направлений:

- психологическая подготовка, которая заключается в формировании убеждения о необходимости сотрудничества преподавателей и студентов, стремления к совместной деятельности и общению членов коллектива;

-теоретическая подготовка, которая в основе своей осуществляется в педагогическом заведении и предполагает рассмотрение на новом уровне влияния различных условий на характер, стиль, способы взаимодействия и поведения педагога, а также вопросов психологических особенностей студентов, взаимоотношений в коллективе;

-практическая подготовка, направленная на обеспечение педагогов навыками и умениями совместного планирования, организации и подведении итогов совместной деятельности в студенческом коллективе, а также конкретными технологиями, например проведением «мозговой атаки», организации обсуждения проблемного вопроса, диалога со студентами, выхода из конфликта и т. д.

Все направления подготовки взаимосвязаны, и любая правильно организованная форма может способствовать психологической подготовке педагога. Важно, чтобы методика занятий была обучающей, давала образцы организации сотрудничества членов коллектива.

Формированию коммуникативных умений и навыков общения, совместной деятельности в коллективе способствуют деловые и продуктивные игры, тренинг общения или тренинг по принятию решения в трудной ситуации.

Целесообразно предусмотреть обсуждение проблем взаимодействия на методическом объединении кураторов группы, где есть возможность учета возрастной специфики взаимодействия со студентами.

Чтобы взаимодействие было успешным, в совместной деятельности надо готовить не только преподавателей, но и студентов. Если в школе проводится планирование, важно предусмотреть обсуждение этого вопроса и с преподавателями, и со студентами. С преподавателями речь пойдет об их позиции, роли, действиях и процессе планирования, о способах привлечения студента к поиску дел, создании ситуаций для проявления творчества студента. С активными студентами будут обсуждаться вопросы организации коллективного планирования, привлечения к этому процессу преподавателей ВУЗа - процессу коллективного поиска. В ряде случаев полезно совместное обсуждение преподавателями и студентами предстоящих дел, роли в них членов коллектива, студентов и взрослых людей.

Целесообразно предусмотреть и проведение специально организованных занятий, встреч, дискуссий со студентами о взаимоотношениях между людьми, этике поведения со старшими, сверстниками, младшими, создание воспитывающих ситуаций для формирования и закрепления гуманных взаимоотношений в коллективе[2, с. 84].

Особенность психологической и практической подготовки заключается в том, что она осуществляется не только в специально организованных формах, но всем построением, ходом, опытом университетской жизни. Ее многообразие позволяет преподавателям и студентам постоянно учиться взаимодействию, сотрудничеству в конкретных делах.

Наиболее эффективным способом вооружения навыками совместной деятельности и общения, развития коммуникативных умений является правильно организованная деятельность в педагогическом коллективе, которая, в значительной мере, определяется стилем управления в университете. Замечено, что характер взаимодействия администрации и педагогов проецируется на взаимоотношении педагогов со студентами, поэтому важнейший путь осуществления сотрудничества в университетском коллективе -это демократический стиль управления университета.

Управление ВУЗа -это также и управление взаимодействия членов коллектива университета, которые осуществляются на разных уровнях: в университете в целом и в коллективе. Также можно говорить об управлении взаимодействий преподавателей и студентов. Для каждых этих уровней целесообразно определить членов администрации преподавательского коллектива, которые целенаправленно организуют соответствующую совместную деятельность членов коллектива, преподавателей и студентов.

ЛИТЕРАТУРЫ

1.Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей в воспитании и учебе детей» глава 2, 9 статья 7-пункт, Республика Таджикистан, город Душанбе, 2 августа 2011года, N° 762.

2.Вулъфов Б. 3., Хозе С.Б. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз. -М.: Просвещение, 1987, - С. 84-85.

ПУТИ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

СТУДЕНТОВ

Авторы в данной статье рассматривают пути взаимодействия преподавателей и студентов, а также проведение специально организованных занятий, встреч, дискуссий со студентами о взаимоотношениях между участниками учебного процесса, этикеу поведения со старшими, сверстниками, младшими, создания воспитывающих ситуаций для формирования и закрепления гуманных взаимоотношений в коллективе.

Ключевые слова: совместная работа, взаимодействие, сотрудничество участников, воспитательный процесс, организация совместной деятельности, эффективность, коллективное планирование.

THE WAYS OF DEVELOPMENT OF COORPORATION ACTIVITIES OF TEACHERS AND PARENTS IN FORMATION OF INTELLECTUAL AND PROGNOSTIC POTENTIAL OF

STUDENTS

The authors consider the ways of teachers and students interaction in a given article, as well as conducting specially organized lessons, meetings, discussions with students on mutual relations between

participants of the activity, ethics of behaviour with adults, contemporaries, younger, creating educational situations to form and consolidate humane interrelations in collective.

Keywords: interaction, cooperation of participants, educational process, the organization of joint activity, efficiency, collective planning.

Сведение об авторах:

Байдуллоев А. - проректор по международным отношениям ТГПУ имени Садриддина Айни и доцент кафедры общей педагогика ТГПУ имени Садриддина Айни. Tel: (+992)918-807-314. E-mail:azam.ap27@mail.ru

Авганов С.- координатор проекта развитий высшего образования при Министерстве образования и науки Республики Таджикистан. Tel:(+992)907-775-454. E-mail: samdec26@yahoo.com

About authors:

Baidulloev А. vice-rector for international relations of TSPU named after Sadriddin Ainy, Associate Professor in the Department of General Pedagogy of TSPU named after Sadriddin Ainy. Tel.: (+992)918-807-314. E-mail:azam.ap27@mail.ru Avgonov S. - coordinator of Higher Education Development Project under the Ministry of Education and Science of the Republic of Tajikistan. Te.l:(+992)907-775-454. E-mail: samdec26@yahoo. com

ТАХДИЛИ НАКША ВА БАРНОМАХОИ ТАЪЛИМИИ ЗАБОНИ ХОРИЧЙ ДАР

МАКТАБХ,ОИ ОЛИИ КАСБИ

Ёфтаков Х.Ф.

Донишкадаи тарбияи цимонии Тоцикистон ба номи С. Рахимов

Тахияи накшахо ва барномахои таълимй дар муассисахои тахсислоти олии касбй, аз чумла доир ба забонхои хоричй, дар шароити нави ичтимоию иктисодй, замоне ки раванди робитахои глобалии байнифархангй идома ёфта истодааст, кисми таркибии равнди муосиркунии тахсилот буда, ахамияти хосро касб карда истодааст. Дар адабиёти хоричй ба масъалахои накшахо ва барномахои таълимй дар мактабхои олии касбй доир ба забони хоричй муфассалтар равшанй андохта шудааст, вале дар он чо низ акидаи ягона нисбат ба як катор масъалахои актуалии марбут ба тахияи накшахо ва барномахои таъдимй вучуд надорад.

Зимни тахия намудани накшахо ва барномахои таълимй барои курсхои забони англисй функсияхои зерини тахсилоти донишчуёни курсхо: фархангташаккулдиханда, чуброкунанда ва созгоркунанда бояд ба инобат гирифта шаванд. Функсияи фархангташаккулдиханда аз чалб ва ошносозии донишчуёни курс ба чанбахои мухталифи фарханги муоширати байналмилалй ва фарханги забони мавриди омузиш иборат мебошад. Функсияи чубронкунанда дар халли вазифахои доир ба пурра намудани камбудихои тахсилоти каблан касбшуда, бартараф намудани норасоихо дар донишхои забони хоричй зохир мешавад. Функсияи созгоркунанда шомили халли вазифахо доир ба таълими иловагии забонхои хоричй бо максади хам созгор намудан ба шароити тагйирёбандаи хаёт, хам барои эчод намудани потенсиали касбию шахсиятй мебошад.

Накшахо ва барномахои таълимй инчунин бояд як навъ интихобияти таълимеро ба назар гирад, ки маънои ба толибилм пешниход намудани озодии муайянро зимни интихоби хадафхо, мазмун ва методхои таълим дорад. Тахияи накша ва барномаи таълими забони хоричй халли масъалахои зерини асосиро такозо менамояд: вохиди таълим чист, паихамии азхудкуни мазмуни интихобшуда чи гуна аст, усули азхудкунй (технология) - и мазмуни таълим кадом аст?

Вобаста аз он, ки дар барномаи таълимй таваччухи асосй ба чй зохир карда мешавад, ва кадом равиш асосй мебошад, ду категорияи асосии барномахои таълимии забони хоричиро чудо кардан мумкин аст: синтетикй ва тахлилй. Барномахои синтетикй ба махсули таълим равона кардашуда, ба сохтори забон ва тахлили системавии он такя мекунанд. Чунин барномахо дар унсурхои муайяни системаи забонй мутамарказ гардида, аксаран онхоро дар паихамии хатйй мавриди назаркарор медиханд, масалан: паихамии воридкунии сохторхои хаттй, функсияхо, вазъиятхо ё мавзухои забонй. Дар навбати аввал, падидахои аз хама содда ва осон барои азхудкунй, бештар рухдиханда ва аз чихати коммуникативй мухим, сипас душвортар, камтар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.